Главная страница

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005


Скачать 1,26 Mb.
НазваниеДиагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005
АнкорDiagnostika_v_art-terapii_Metod_mandal.doc
Дата18.06.2018
Размер1,26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDiagnostika_v_art-terapii_Metod_mandal.doc
ТипДокументы
#21144
страница12 из 12
Каталогid227431055

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Черняева С.А. — «Психотерапевтические сказки и игры».doc, DOGOVOR_poruchenia.doc, DOGOVOR_PEREVOZKI_GRUZOV.doc, ФЕСТИВАЛЬ-пресс-релиз_2016.docx, Filosofia_zhivogo_opyta_pdf.pdf, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — «Игры в сказкотерапии».doc и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Примечания:

AVER — уровень исцеления

ILL SEVCH — изменения тяжести заболевания

GWBCH — изменения общего благополучия

GSICH — изменения общей тяжести состояния

DEPCH — изменения показателя депрессии

ANXCH — изменения показателя тревоги

HOSCH — изменения показателя враждебности

PHYSCH — изменения физического благополучия

BENCH — изменения поведения

- 126 – 127 -
Таблица 4

Выбор карт, соответствующих трем группам стадий Большого Круга Мандалы

а) стадии с 1 по 4




1 измерение

2 измерение

3 измерение

N

%

N

%

N

%

Отсутствие выбора

6

6

5

4

2

1

1

7

2

5

2

1

1-2 места

5

0

4

1

9

4

7

8

9

2

7

5

3-4 места

6

5

3

5

5

4

b) Стадии с 5 по 8




1 измерение

2 измерение

3 измерение

N

%

N

%

N

%

Отсутствие выбора

7

7

6

3

2

5

2

1

2

4

1

5

1-2 места

4

1

3

4

9

2

7

5

1

02

6

4

3-4 места

4

3

5

4

3

4

2

1

с) Стадии 9-12




1 измерение

2 измерение

3 измерение

N

%

N

%

N

%

Отсутствие выбора

6

5

7

6

2

6

1

6

1-2 места

9

7

8

1

9

5

7

8

9

0

5

6

3-4 места

1

7

1

4

2

0

1

6

4

4

2

8


- 128 -

1. Стадии с 1 по 4 включительно указывают на переработку мате­риала на уровне бессознательного, опыт рождения, развития и психо­аналитического самоопределения;

2. Стадии с 5 по 8 включительно указывают на переработку мате­риала на уровне сознания, опыт сознательной деятельности и самоак­туализации;

3. Стадии с 9 по 12 включительно указывают на переработку мате­риала как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, процес­сы психологических изменений, трансформации и фрагментации, эк­статические переживания.

Данные тестирования с использованием карточного теста мандалы, полученные в разные моменты времени, представлены в таблице 4. Наибольшего внимания заслуживает тот факт, что респонденты чаще всего отдавали предпочтение картам, соответствующим стадиям с 5 по 8 и с 9 по 12, и гораздо реже — картам, соответствующим стадиям с 1 по 4. Наиболее «популярными» были стадии с 9 по 12, часто связанные с «измененными состояниями сознания» и опытом психологической трансформации.

В таблице 5 представлена связь между выбором карт, соответ­ствующих разным стадиям Большого Круга Мандалы и заявленны­ми респондентами эффектами исцеления в разные моменты иссле­дования. Заявившие о значительных положительных изменениях в своем состоянии респонденты значительно чаще стали выбирать карты, соответствующие стадиям с 5 по 8 и с 9 по 12. Те же, кто констатировали отсутствие эффектов исцеления, выбирали эти кар­ты примерно с той же самой частотой, независимо от момента тес­тирования. Изменения в частоте выбор карт, соответствующих ста­диям с 1 по 4, у тех, кто отметил эффект исцеления, и тех, кто его отрицал, были сходными.

В таблице 6 представлен выбор разных цветов при тестировании с использованием карточного теста мандалы. Цвета имеют условные обозначения в зависимости от их интенсивности и связаны с различными группами описанных выше стадий. Мы разделили цвета на три основные группы по степени их интенсивности; каждая группа имеет свое психологическое содержание:

1) темные оттенки — отражающие переработку материала на уров­не бессознательного;

- 129 -

Таблица 5

Изменения в выборе карт во времени у лиц, отметивших эффект исцеления, и тех, кто его отрицал


а) стадии с 1 по 4

Неисцелившиеся

Исцелившиеся



N

%

N

%



Более редкий выбор

4

2

0

2

1

2

1

xy2

Нет изменений выбора

8

4

0

2

0

2

0

3,8

Более частый выбор

8

4

0

5

8

5

9

(N.S.)

b) стадии с 5 по 8

Неисцелившиеся

Исцелившиеся



N

%

N

%



Более редкий выбор

6

3

0

1

5

1

5

xy2

Нет изменений выбора

9

4

5

1

8

1

8



Более частый выбор

5

2

5

6

6

6

7



с) стадии с 9 по 12

Не исцелившиеся

Исцелившиеся



N

%

N

%



Более редкий выбор

7

3

7

2

9

3

0

xy2

Нет изменений выбора

8

4

3

1

7

1

7

8,2

4**

Более частый выбор

4

2

1

5

2

5

3





2) средние по интенсивности оттенки — отражающие переработ­ку материала на уровне сознания;

3) светлые оттенки — отражающие переработку материала на уров­не как сознания, так и бессознательного, а также опыт психологичес­кой трансформации.

- 130 -

Как видно из таблицы 6, общее распределение цветов указывает на то, что большинство респондентов избегают темных оттенков, отда­вая предпочтение средним по интенсивности и светлым оттенкам. Вы­бор цветов, таким образом, аналогичен выбору карт, соответствующих разным стадиям.

Таблица 6

Распределение цветов разной интенсивности в выборе цветовых карт респондентами в разные моменты исследования


а) темные оттенки



1 измерение

2 измерение

3 измерение

N

%

N

%

N

%

Отсутствие выбора

1

28

8

1

1

21

7

6

1

28

8

1

1-2 места

2

7

1

7

3

6

2

3

2

7

1

7

3-4 места

4

2

2

1

4

2

b) оттенки средней интен­сивности

1 измерение

2 измерение

3 измерение

N

%

N

%

N

%

Отсутствие выбора

9

1

2

1

4

9

2

2

1

4

1-2 места

8

1

5

2

1

03

7

1

8

1

5

1

3-4 места

5

6

3

6

3

2

2

0

5

5

3

5

с) светлые оттенки

1 измерение

2 измерение

3 измерение

N

%

N

%

N

%

Отсутствие выбора

8

5

1

1

7

1

2

8

1-2 места

9

0

6

7

8

8

5

5

5

3

3

6

3-4 места

1

7

2

8

6

0

3

8

8

2

5

4


- 131 -

В таблице 7 представлена связь между выбором цветов и заявлен­ными респондентами эффектами исцеления. Те, кто отрицал какие-либо эффекты исцеления, продолжали избегать выбора темных цветов. Те же, кто заявлял о достигнутом исцелении, также продолжали отдавать предпочтение более светлым оттенкам, причем частота их выбора со временем увеличивалась. Выбор же оттенков средней интенсивности существенно не менялся.

Таблица 7

Изменения в выборе цветов разной интенсивности во времени у лиц, отметивших эффект исцеления, и тех, кто его отрицал


а) темные оттенки

Неисцелившиеся

Исцелившиеся



N

%

N

%



Более редкий выбор

7

3

2

1

1

8

xy2

Нет изменений выбора

1

1

5

0

1

05

7

9

11,

5**

Более частый выбор

4

1

8

1

7

1

3



b) оттенки средней интен­сивности

Неисцелившиеся

Исцелившиеся




N

%

N

%



Более редкий выбор

9

4

1

5

3

4

1

xy2

Нет изменений выбора

5

1

8

3

8

2

9

1,5

4

Более частый выбор

9

4

1

3

9

3

0



с) стадии с 9 по 12

Неисцелившиеся

Исцелившиеся




N

%

N

%



Более редкий выбор

8

3

8

2

2

1

8

xy2

Нет изменений выбора

8

4

3

1

7

1

7

4,6

6*

Более частый выбор

8

3

8

7

0

5

7




- 132 -

Обсуждение
Целью данного исследования было изучение связи между «объек­тивными» индикаторами состояния здоровья (качества жизни) и пси­хической динамикой (карточный тест мандалы), с одной стороны, и за­явлениями участников групп духовного целительства о достигнутом исцелении, с другой стороны. Результаты исследования свидетельству­ют о наличии весьма слабой связи или даже ее отсутствии между изме­нениями качества жизни респондентов во времени и их утверждением о достигнутых эффектах исцеления. В то же время была отмечена неко­торая связь между психодинамическими феноменами и утверждением об исцелении: те лица, которые заявляли о выраженных эффектах ис­целения, демонстрировали более значительные изменения в своем пси­хическом состоянии, определяемые с помощью карточного теста ман­далы. Кроме того, те, кто сообщал о более высоком уровне физическо­го и поведенческого благополучия, часто заявляли и о достигнутом исцелении.

Значительное число подвергшихся опросу лиц положительно от­вечали на вопросы, касающиеся эффектов исцеления, хотя вопросы касались лишь тех эффектов, которые проявлялись в период проведе­ния исследований. Хотя несколько человек заявили о полном исцеле­нии, большинство опрошенных отметили лишь определенное улучше­ние в состоянии своего здоровья или жизненной ситуации (Glik, 1990b). Более того, как и в исследованиях Клейнмана и Санга (Kleinmann and Sang, 1979) и Финклер (Finkler, 1981), в нашем исследовании были те, чье состояние, по их мнению, за период наблюдения существенно не изменилось. Результаты наших исследований согласуются со сделан­ными ранее наблюдениями, состоящими в том, что измеряемое с помо­щью конвенциональных методов качество жизни в результате ритуалов целительства существенно не меняется.

Проведение карточного теста мандалы на выборке участников групп религиозного целительства позволило выяснить, как различные способы когнитивной переработки материала или переход от одного из них к другому связаны с заявлениями респондентов о достижении ис­целения. Можно предполагать, что изменения в способах когнитивной переработки материала могут вызывать изменения восприятия, кото­рые, в свою очередь, связаны с ощущением «исцеления».

- 133 -

Хотя участвовавшие в исследовании лица не опрашивались непос­редственно в ходе совершения ритуалов исцеления, полученные нами данные позволяют допустить, что участники групп религиозного целительства могут переживать изменения восприятия себя и окружающего мира, а также способов переработки информации (Csordas, 1983), кор­релирующие с ощущением исцеления. Более того, ритуалы исцеления могут стимулировать появление у их участников определенного «опы­та исцеления» или переживание ими «событий особого рода» благода­ря использованию в ходе этих ритуалов связанной с внушением лич­ной силы и трансформации риторики (Csordas, 1983; McGuire, 1983), которая способна вызывать яркие образные представления и изменен­ные состояния сознания (Griffith et al., 1986). Многими исследования­ми связь переживания «измененных состояний сознания» с участием в ритуальных действиях была подтверждена (Ludwig, 1968; Fischer, 1975, 1976; DiLeo, Grof and Kellogg, 1977; Galanter, 1982; Lex, 1979).

С учетом высокой частоты появления опыта «трансформации и изменений», можно предполагать, что участники групп религиозного целительства имеют определенную предрасположенность к пережива­нию «измененных состояний сознания». Это согласуется с юнгианским представлением о том, что опыт раннего детства и особенности окру­жающей ребенка среды могут способствовать усвоению определенных когнитивных стилей и тенденций, связанных с переживанием разных психических состояний.

Поскольку использование нами различных критериев оценки ка­чества жизни респондентов предполагало дифференциацию эффек­тов воздействия исцеляющих ритуалов по степени их оздоровляюще­го эффекта, на основании результатов применения карточного теста мандалы. Можно предполагать, что каждая стадия Большого Круга Мандалы обладает определенным потенциалом как здоровья, так и патологии. Если имеет место «застревание» на тех или иных стадиях, вероятность патологических изменений повышается. В то же время вряд ли есть основания говорить о том, что одна Стадия лучше, чем другая. Здоровым индивидом является тот, кто способен проходить разные стадии Большого Круга, не утрачивая при этом присущей ему целостности и равновесия. На основе полученных нами результатов можно предполагать, что у субъектов, имеющих относительно высо­кий уровень физического и поведенческого благополучия, участие в

- 134 -

ритуалах исцеления может вызывать определенные психодинамичес­кие изменения, которые затем интерпретируются ими как положитель­ные или «исцеляющие» в контексте группы. В отличие от них, у ме­нее физически и поведенчески благополучных индивидов тенденция к переживанию психодинамических изменений, по-видимому, ниже (см. таблицу 5), а потому они реже оказываются готовыми пережить опыт «исцеления». Что касается связи цветового выбора с отчетами о достигнутом исцелении, то она, по данным нашего исследования, не столь очевидна.
Заключение
Литература на тему ритуального целительства свидетельствует о том, что оно может быть действенным в решении определенных психосоциальных и психосоматических проблем, включая экзистенциальные проблемы, проблемы соматизации стрессовых воздействий, адаптации к хроническим заболеваниям и состоянию нетрудоспособности (Bourguignon, 1976; Garrison, 1974; Galanter, 1980; Kleinmann, 1980; Ness, 1980; Finkler, 1985; Glik, 1986; Griffith et al., 1986). Изложенные в этой статье результаты исследований свидетельствуют о различных эффек­тах, связанных с переживанием измененных состояний сознания, но не с психологическими изменениями. Эти результаты также показывают, что эмпирическое изучение эффектов исцеления должно строиться на серьезной в концептуальном и методологическом отношении основе. Оно должно охватывать достаточно большие группы испытуемых, а для их обследования должны использоваться валидные инструменты оцен­ки, способные зафиксировать возможные изменения.

Подытоживая, можно заявить о том, что, несмотря на существова­ние разных подходов к лечению заболеваний и практик оздоровления, сакральные системы целительства, действующие в контексте группы и основанные на ритуальных практиках (Alland, 1962; Ness, 1980; Kleinmann; 1980; Moerman, 1983), могут способствовать облегчению психического состояния их участников и предоставлять им средства интерпретации «феноменов исцеления» (Frank, 1973; Lex, 1979). Не пытаясь анализировать в данной публикации природу этих феноменов с точки зрения их связи с регрессивными (O'Keete, 1982) или транс-

- 135 -

формационными процессами (Wilber, 1983), результаты исследования позволяют предполагать их связь с состояниями сознания и стилями переработки информации. Полученные данные свидетельствуют, что переживаемое в контексте ритуальных групповых действий «исцеле­ние» имеет существенные отличия от тех процессов исцеления, кото­рые имеют место в контексте психологических или медицинских воз­действий.

- 136 -
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Джоанна Келлогг (Joah Kellog)
Всякая мандала является продуктом индивидуального творчества, создаваемым в определенное время и в определенном месте. Поэтому она всегда уникальна и не может быть в точности повторена. Пробле­мы, радости, тревоги, аффекты, физическое состояние организма и многое другое — все это находит свое отражение в мандале, которая может рассматриваться в качестве голограммы. Большинство людей, несмотря на отсутствие у них опыта предшествующей изобразитель­ной деятельности, достаточно легко создают абстрактные композиции; в некоторых случаях мандалы имеют конкретный характер, то есть вклю­чают изображения реальных объектов (людей, животных, растений и т. д.). Можно предполагать, что два типа мандал, связанных с абст­рактными и конкретными изображениями, в определенной мере отра­жают особенности мышления: в случае преобладания абстрактного мышления над конкретным мандалы имеют отвлеченный, геометричес­кий характеров случае преобладания конкретного мышления — более реалистический, фигуративный характер. В последнем случае, однако, следует исключить органическое поражение головного мозга, тяжелое соматическое заболевание и иные факторы.

Тринадцать стадий с соответствующими им архетипическими фор­мами в сочетании с определенными цветовыми признаками могут слу­жить общим руководством к интерпретации мандал. В то же время любая мандала, будучи уникальным продуктом индивидуального творчества, выходит за рамки любых общих моделей интерпретации. Создаваемые регулярно, мандалы могут отражать эффекты различных психотерапев­тических интервенций и форм лечения.

Что касается моего личного процесса, то я испытываю по поводу публикации данного материала противоречивые чувства. Я смогла преодолеть пятую стадию с характерными для нее паранойяльными установками в отношении использования результатов моего труда дру-

- 137 -

гими людьми. Сейчас я нахожусь на шестой стадии — стадии парадок­сов и амбивалентности. Передача знаний и опыта другим порой столь же болезненна, как и роды. Несмотря на опасения по поводу того, как другие распорядятся твоим «детищем», оно должно появиться на свет и стать достоянием других. Если мы верим в мудрость разделенного знания и не пытаемся сохранить его в руках узкого круга «избранных», нам следует предоставлять другим свободный доступ к научной инфор­мации. Поэтому мне предстоит вскоре переход на седьмую стадию — стадию ответственного отношения к психологическим знаниям и опы­ту искусства и веры в то, что другие будут с пониманием и тактом пользо­ваться созданным тобой инструментом. Прошу читателей извинить меня за недостаточную ясность изложения материала. Мне было действи­тельно трудно облечь свои мысли в слова. Я буду приветствовать лю­бые попытки обмена опытом использования мандал. Какую стадию выберете вы? Их тринадцать, и мы не должны останавливаться на дос­тигнутом. Жизнь заставляет камни катиться под нашими ногами, и об­мен опытом требует большой самоотдачи. В любом случае, он застав­ляет нас идти дальше.
Приложение 1. Инструкция по Созданию мандал
Возьмите лист размером 12 на 18 дюймов (30 на 45 см) и тарелку 10-11 дюймов (27 см) в диаметре и обведите ее простым карандашом. Отложите карандаш.

Возьмите цветной пастельный мелок и нарисуйте что-нибудь в центре круга, выбрав тот цвет, который в наибольшей степени приятен вам в данный момент. Сфокусируйте внимание на нарисованной вами форме и подумайте, какое следующее действие она вам подсказывает. Важно получить от этой работы удовольствие.

Внешние границы круга не должны являться для вас непреодоли­мым препятствием. Если вы хотите выйти за их пределы, вы можете это сделать — это ваш круг.

Когда вы закончите рисовать, подпишите рисунок и поставьте дату, а также укажите, где находится верхняя часть изображения.

- 138 -

Приложение 2. Авторская программа базовой подготовки в области арт-терапии и других направлений терапии творчеством
Руководитель программы А. И. Копытин
1-й уровень. Общий обзор современной арт-терапии и ее отдель­ных форм и направлений.

Диагностический и психотерапевтический инструмент мандала. Метод направленной визуализации в сочетании с изобразительной ра­ботой. Арт-терапевтическая работа со сновидениями.

2-й уровень. Психология цвета и формы. Психологические концеп­ции цвета. Арт-терапевтические техники работы с цветом. Подходы к интерпретации цвета и формы. Интерактивные арт-терапевтические техники. Анализ групповой динамики в процессе интерактивной груп­повой арт-терапии.

3-й уровень. Арт-терапевтическая работа с детьми и подростками. Мультимодальные арт-терапевтические техники. Сочетание художе­ственной экспрессии с движением и танцем, музыкальным исполнени­ем, драматической формой. Различные варианты песочной терапии. Арт-терапевтическая работа с психосоматическими расстройствами.

4-й уровень. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациента­ми, пожилыми и престарелыми, пациентами с тяжелыми соматическими заболеваниями, беременными. Современная подростковая арт-терапия. Рисуночный тест Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер. Теория и практика драматерапии. Освоение драматерапевтических тех­ник, а также методов оценки драматического опыта человека. Перформанс и инсталляция в арт-терапии.

5-й уровень. Арт-терапия в работе с зависимостями (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т. д.). Арт-терапия в решении гендерных вопросов (взаимоотношения полов, сексуальная идентичность и т. д.). Арт-терапия в решении проблем, связанных с действием культурного фактора: работа с мигрантами и беженцами, исследование культурной идентичности, преодоление состояния «культурного шока». Работа с природными материалами и объектами, «ландшафтный театр» и т. д. Фототерапия.
Программа проводится регулярно на базе Института практичес­кой психологии «Иматон» (Санкт-Петербург, Московский пр., 19).

Получить дополнительную информацию о программе можно по телефонам: (812) 320 7154,

(812) 315 1127

По окончании обучения выдается свидетельство о повышении ква­лификации
Выездные программы
Арт-терапевтическая ассоциация принимает заявки на проведение выездных учебных программ в любом регионе Российской Федерации и за рубежом (в объеме от 40 до 200 часов), согласно тематике базового курса подготовки в области арт-терапии. Содержание программы и объем часов определяются совместно с заказчиком.

Адрес для направления заявок и предложений: 190000 Санкт-Пе­тербург, а/я 87,

Арт-терапевтическая ассоциация, А. И. Копытину
ЛИТЕРАТУРА
Alland, А. (1961). «Possession» in a revivalistic Negro church // J. for the Scientific Study of Religion. 1: 204-213.

Belloc, Nedra В., Lester Breslow, and Joseph R. Hochstim. (1971). Measurement of Physical Health in a General Population.

Bird, Frederick and Bill Reiner. (1982). Participation Rates in New Religions and Para-Religious Movements // J. for the Scientific Study of Religion. 21: 1-14.

Bonny, H. L. (1980). The role of taped music programs in the GIM process. Theory and Products. Baltimore, MD: JCM Book.

Bourguiqnon, Erika ( 1976). The effectiveness of religious healing movements: a review of recent literature // Transcultural Psychiatry Research Review. 13, 5-21.

Bush, Carol (1988). Dreams, mandalas, and music imagery: therapeutic uses in case study // The Arts in Psychotherapy. 15: 219-225.

Campbell, Angus, Phillip E. Converse, and Willard Rogers. (1976). The Quality of American Life. New York: Russell Sage Foundation.

Csordas, T. ( 1983). The rhetorical transformation in nature healing // Culture. Medicine, and Psychiatry. 7: 333-375.

Derogatis, Léonard and Melisateros, N. (1983). The Brief Symptom Inventory: An Introductory Report. Psychological Medicine 13:595-605.

Dileo, F., Grof, S., and Kellogg, J. (1977). The use of a mind-revealing drug (D.P.T.), music, and mandalas in psychotherapy: a case présentation. In Proceedings of the Conférence of the American Art Therapy Association, (pp. 78-86). Virginia Beach, Virginia.

Durkheim, Emile, [1912] (1961). The Elementary Forms of the Religious Life. (Trans, by J. W. Swain). New York: Collier.

Easthope, Gary (1985). 3 Marginal Healers. In Jones, Kenneth (ed) Sickness and Sectarianism, London: Gower.

Ellwood, Robert A. (1979). Alternative Altars: Unconventional and Eastern Spirituality in America. Chicago: University of Chicago Press.

Fichier, Joseph H. (1975). The Catholic Cuit of thé Paraclete. New York: Sheed & Warrd, Inc. .

Finkler, Kasa (1980-81). Non-medical treatments and their outcomes, (Part 1 & 2) Culture. Medicine, and Psychiatry. 4, 271-310, 5, 65-103.

Finkler, Kaja ( 1985) The social conséquences of wellness: a view of healing outcomes from micro and macro perspectives // International J. of Health Services. 16, 627-642.

Fischer, Roland (1975). Transformations of consciousness: a cartography II. The perception-méditation continuum. Confina Psychiatrica. 18: 221-244.

Fischer, Roland (1976). Transformations of consciousness: A cartography. The perception-hallucination continuum. Confina Psychiatrica. 19: 1-23.

Frank, Jerome ( 1973). Persuasion and Healing. Baltimore, Maryland: The John Hopkins University Press.

Galanter, M. and Buckley, P. (1978). Evangelical religions and meditation: psychotherapeutic effects // J. of Nervous and Mental Disease. 166 (10): 685-691.

Garrison, Vivian (1974). Sectarianism and psychosocial adjustment: a controlled comparison of Puerto Rican pentecostals and catholics. In Zaretsky and Leone (eds) Religious Movements in Contemporary America, Princeton: Princeton University Press.

Glik, Deborah C. (1986). Psychosocial Wellness Among Participants in Spiritual Healing Groups: A Comparison Groups Survey // Social Science and Medicine. 22 (5): 579-586.

Glik, Deborah C. (1988). Social, symbolic, and ritual dynamics 6f spiritual healing groups // Social Science and Medicine forthcoming.

Glik, Deborah C. (1990a). Participation in Spiritual Healing, Religiosity, and Mental Health // Sociological Inquiry. 60 (2): 158-176.

Glik, Deborah C. (1990b). The redéfinition of the situation: the social construction of spiritual healing experiences // Sociology of Health & Illness. 12 (2): 151-168.

Griffith, E. E. H., Mahy, G. E., and Young, J. L. (1986). Psychological benefits of spiritual Baptist «Mouming»: An Empirical Assessment. Am. Journal of Psychiatry 143: 226-229.

Idler, Ellen L. (1987). Religious Involvement and thé Health of the Elderly: Some Hypothèses and An Initial Test // Social Forces. 66: 226-238.

James, William C. (1902). The Varieties of Religious Expérience. New York: Longmans, Green, and Company.

Jung, C. G. (1933). Modem Manin Search of a Soûl. New York: Harcourt, Braee, and Johanovich.

Jung, C. G. (1963). Memories, dreams, reflections. New York: Vintage.

Kiev, Ari (Ed.) (1964). Magic. Faith and Healing. New York: The Free Press.

Kellogg, J. (1978). Mandata. Path of Beauty. Mandata Assessment and Research Institute, Baltimore, Maryland.

Kellogg, J. ( 1986). Color Theory from the Perspective of thé Gréât -Round of Mandata. Presented at Color Panel American Art Therapy Conférence. Los Angeles, Galifornia. November 15, 1986.

Klеinraan, Arthur (1980). Patients and Healers in thé Context of Culture. Berkeley, Calif: University of California Press.

Kleinmann, Arthur and Lilias H. Sung (1979). Why do Indigenous Practitionérs Successfully Heal? // Social Science and Medicine. 13 (B), 7-26.

Levin, J. and Corel!, J. (1986). New Age healing in the U.S. // Social Science and Medicine. 23 (9): 889-897.

Lex, Barbara W. (1979). The neurobiology of ritual trance. In The Spectrum of Ritual: A Biogenetic Structural Analysis. New York: Columbia University Press.

Ludwig, A. M. (1968). Altered states of consciousness. In Trance and Possession States. R. Prince, ed. Montreal, R. M. Bucke Memorial Society.

Macrae, M. (1980). Mandala Therapy. In The Psychotherapy Handbook. R. Herink, ed. (pp. 362-364) New York: Meridian Press.

Maslow, Abraham (1968). Toward a Psychology of Being. (2nd Ed.) New York: D. Van Nostrand.

McGuire, Meredith. (1983). Words of Power: Personal Empowerment and Healing. Culture. Medicine and Psychiatry. 7:221-240.

McGuire, M. (1988). Ritual Healing in Suburban America. New Brunswick, New Jersey; Rutgers University Press.

Moerman, Daniel H. The Anthropology of Symbolic Healing // Medical Anthropology Quarterly. 20 (1):59-80.

Ness, Robert C. (1980). The impact of indigenous healing activity — an empirical study of two Fundamentalist churches // Social Science and Medicine. 148: 167-180.

O'Keefe, Daniel (1982). Stolen Lightning: The Social Theory of Magic. New York: Vintage Books.

Pattison, E. M., Lapins, A. L. and Doerr, H. A:(1973). Faith Healing: A study of persoqality and function // J. of Nervous and Mental Disease. 157: 394-409.

Peacock, James (1984). Symbolic and psychological anthropology: thé case of pentecostal faith healing. Ethos. 12(1), 37-53.

Peterson, Larry R. and Anita Roy. (1985). Religiosity, Anxiety, and Meaning and Purpose: Religion's Conséquences for Psychological Well-Being. Review of Religious Research 27: 49-62.

Skultans, Vieda Empathy and Healing. In Landon, J.B. (ed) Social Anthropology and Medicine, New York: Academy Press.

Sneck, William. (1981). Charismatic Spiritual Gifts: A Phenomenological Analysis. Washington, DC: University Press of America.

Stack, Stephen. (1983). The Effect of Religious Commitment on Suicide // J. of Health and Social Behavior. 24:362-374.

Wallis, Roy and Peter Morley (1976). Marginal Medicine. New York: Free Press.

Westley, Frances. (1983). The Complex Forms of thé Religious Life: A Durkheimian View of New Religious Movements. Chico, California: Scholars Press.

Wilber, Ken (1983). A Sociable God. Boulder, Colorado: Shambala.

Witter, Robert A., William A, Stock, Morris A. Okun, and Marilyn J. Haring. (1985). Religion and Subjective Well-being in Adulthood: A Quantitative Synthesis. Review of Religious Research. 26:332-342.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

перейти в каталог файлов
связь с админом