Главная страница

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005


Скачать 1,26 Mb.
НазваниеДиагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005
АнкорDiagnostika_v_art-terapii_Metod_mandal.doc
Дата18.06.2018
Размер1,26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDiagnostika_v_art-terapii_Metod_mandal.doc
ТипДокументы
#21144
страница3 из 12
Каталогid227431055

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Черняева С.А. — «Психотерапевтические сказки и игры».doc, DOGOVOR_poruchenia.doc, DOGOVOR_PEREVOZKI_GRUZOV.doc, ФЕСТИВАЛЬ-пресс-релиз_2016.docx, Filosofia_zhivogo_opyta_pdf.pdf, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — «Игры в сказкотерапии».doc и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Вторая стадия: «Блаженство»
Данное состояние, по-видимому, связано с внутриматочным опытом. Оно может ассоциироваться с некоторыми моментами мифов, повествующих о сотворении мира, с «первомиром», а также с космическим семенем, кормящей грудью и ощущением безграничных возможностей, Млечным Путём. Это состояние может быть также связано с переживанием Бога-творца, незримо присутствующего во всём окружающем. Если внутриутробное развитие было осложнено, к данному состоянию может примешиваться ощущение бренности существования, желание пережить опыт диссоциации, утраты контакта с собственным телом и его потребностями. Усиливая ассоциации с разрушением, в мандалах данной стадии могут присутствовать изображения множества фрагментов того, что некогда являлось единым целым, точки разного цвета, рассеянные по всему пространству рисунка.

Поскольку данная стадия связана с внутриматочным опытом, она может вызывать ассоциации с водой, способной питать жизнь, очищать и растворять. Для мандал этой стадии характерна текучесть и отсутствие чёткой структуры. Связанные с ними переживания, с одной стороны, соотносятся с оплодотворением и регенерацией физического мира и с очищением и духовным возрождением – с другой.

- 39 -

Данная стадия предшествует появлению раскручивающейся по часовой стрелке спирали, которая, в конце концов, приводит к седь­мой стадии. Это состояние редко присутствует в чистом виде, чаще всего оно проявляется в ощущении удовольствия, блаженства и пас­сивности, а также «растворения» в других, когда утрачивается при­вычное чувство «я». На мифологическом уровне могут возникать ас­социации с расчленением Озириса Ургном и Геей. Данное состояние может также отражать внутриутробные переживания, предшествую­щие выходу из материнского организма и развитию самосознания. У пациента, создавшего такую мандалу, высока вероятность внетелесных переживаний, вызванных спонтанным регрессом.

Используемые на данной стадии света различны, однако следует выделить голубой цвет. В тех же случаях, когда регресс не столь глубок и ощущение утраты чувства «я» отсутствует, может использоваться со­четание более темных и более светлых оттенков синего цвета, дополня­емых изображением белых или желтых точек в виде звезд. В некото­рых случаях может присутствовать сиреневый цвет в сочетании с жел­тыми или золотыми вкраплениями, что указывает на духовные переживания. Вторая стадия в большей степени связана с раскрытием потенциальных возможностей, чем с проявлением актуально присут­ствующих качеств.

Формирование границ круга является значимом показателем диф­ференциации, так же как осознание целостности круга указывает на развитие чувства собственной уникальности. Слабо же обозначенные на второй стадии внешние границы круга указывают на низкую сте­пень психической дифференциации.

При переживании второй стадии может визуализироваться эффект «перелива» или «мерцания» цветов, которые затем проецируются на мандалу. Данный эффект характерен как для галлюцинаторных пере­живаний, так и для видений мистиков.

Вербальные ассоциации с «Блаженством»: внутриматочный опытï полет, бесплотность, невидимость, воздушность, доверие, пространство, самоотдача, пассивность, «я» без границ, нарциссизм, отпущение грехов, опыт полного принятия, бытие как противоположность деянию расплавление, идентификация со всем, женский оргазм, самадхи, опьянение.

- 40 -




Рис.3. Карты Eu F (ко второй стадии: «Блаженство»)
- 41 -

Третья стадия: «Лабиринт, спираль, вихрь»
Все мы находились в период внутриутробного развития в связи с материнским организмом, и эта связь осуществлялась с, помощью пу­повины Отчасти из-за этого в ситуациях сепарации мы испытываем тревогу Парадоксальным образом тревога возникает и в момент угро­зы и в момент освобождения. Являясь отражением психического мак­рокосма, круг изначально двойственен: в одно время он ассоциируется с целостностью, в другое - с той утратой первичной целостности, ко­торую несет опыт рождения.

Ассоциация с пуповиной была бы неполной, если бы мы ограни­чились лишь индивидуальным опытом. Мифологические и религиоз­ные тексты изобилуют описанием того космического чрева, в котором первоначально протекало развитие земли и человека. Иногда симво­лом этого чрева считается Млечный Путь. Различные храмовые соору­жения с древнейших времен имели наверху отверстие для того, чтобы свет звезд проникал в их внутреннее пространство. Это отверстие так­же является символической пуповиной, с помощью которой человек соединяется с Вселенной.

Когда рыба мечет икру, выбрасываясь в воду, она формирует нити молочной субстанции, распространяющиеся в виде сетки или спира­ли В наиболее характерном виде мандалы этой стадии могут вклю­чать голубой и розовый цвета — цвета мадонны и младенца. Когда же лабиринт изображается черным цветом на белом поле-, это может ука­зывать на формирование ощущения пространственно-временной про­тяженности. К этой же стадии относится образ сутрамы — серебря­ной нити, связывающей феноменальный мир с его первопричиной (Cirlot 1962, р. 111). «Представление о мире как о лабиринте... ведет к идее' «центра» как символа высшей цели человека, символа обре­тенного рая или небесного Иерусалима» (Cirlot, 1962, xxvii). Можно отметить, что если древний человек воспринимал видимые формы феноменального мира как подвижные и «текучие», то представители более зрелых культур воспринимали его как нечто статичное, передавая это преимущественно в геометрических фигурах. Поэтому можно предполагать, что в состоянии психического регресса будут использоваться преимущественно извилистые линии в виде изображений спирали или вихря.
- 42 -





Рис.4. Карты G и H (к третьей стадии: «Лабиринт, спираль, вихрь»)

- 43 -

Характерные для этой стадии изображения лабиринта могут ассоциироваться с путешествием, которое не имеет конечной дели, поиском того, о чем нет ясного представления: «Мы обнаружили, что, лежа на кушетке и погружаясь в ... состояние, пациенты начинают ощущать вихреобразное движение. Во время движения по родовому каналу ребенок также совершает вращательные движения. Лабиринт же имеет два выхода: один ведет к смерти, забытью, во чрево; другой ведет наружу и связан с пробуждением. Поэтому я полагаю, что связанные с движением по лабиринту ритуалы отражают опыт погружения в сон, которое, в свою очередь, может отражать опыт биологического рождения. Это может быть вторым вариантом интерпретации символа лабиринта, наряду с ассоциацией с движением экскрементов по кишечнику» (Roheim, 1973, р. 290-291).

Как отмечает Херманн (Hermann, 1935, р. 415-418), примитивные животные и молодые особи некоторых более высокоорганизованных видов передвигаются не прямолинейно, а по извилистой траектории. Поэтому Херманн считает, что прямые линии в большей степени отра­жают функции Эго, в то время как спираль — функции Оно или пер­вичные процессы. С этим трудно не согласиться: «Если вихреобразное или спиралевидное движение отражает опыт погружения в сон и под­чинение Эго Оно, мы можем понять, почему врата подземного мира также представляют собой лабиринт» (Roheim, 1973, p. 291). Лабиринт является одним из вариантов мандал, создаваемых австралийскими або­ригенами. Эти мандалы изображаются в виде концентрических кругов и ассоциируются с влагалищем и маткой.

Мировое древо, жезл шамана и другие схожие с ними, образы ассоциируются у меня с той пуповиной, которая связывает нас с Самостью или отвергнутой частью нашего «я», что также предполагает идентификацию с плацентой и архаичными воспоминаниями: «Тесно связанной с мистической доктриной идентификации является вера в духовных двойников. В Центральной Австралии мистические двойники ассоциируются с предками, выступающими в качестве ангелов-хранителей... Аналогичное представление бытует среди представителей племени барди, где духовный двойник ассоциируется, однако не с предками, а с плацентой. Хотя плацента во время рождения чело века погибает, считается, что ее душа растет как ребенок и умирает вместе со своим «хозяином». Она обычно остается на родине челове

- 44 -

ка, даже если он временно отсутствует. Она может приходить к нему во сне и говорить ему о том, что «неблагополучно» у него дома» (Roheim, 1971, p. 239).

Символ лабиринта также, возможно, имеет отношение к биологической памяти. Вспомните хотя бы о том, что нуклеиновые кислоты ДНК и РНК представляют собой спирали. На мифологическом уровне символу лабиринта соответствует образ женщины-паука и её шёлковой паутины. Другим мифологическим образом, отражающим процессы раннего биологического развития, является образ Бога, творящего жизнь своим дуновением на воду. Это, однако, предполагает связь спиралевидного, порождающего жизнь движения со ртом, а не с гениталиями.

Вербальные ассоциации с «Лабиринтом»: внутриматочный опыт, сосредоточение, оплодотворение, дыхание Бога, вихрь, дуновение, вонзённая в сердце стрела, ранение (стигма, карма), проникающий в яйцеклетку сперматозоид, вхождение во храм, ощущение предначертанности, судьба, подчинение силе, безнадёжность, серебряная нить, паутина, майя, виноградная лоза, ДНК, наследственность.
Четвёртая стадия: «Начало»
Эта стадия ассоциируется с началом мира и человека в мире или во вселенной чрева, с оплодотворённым яйцом или развившимся плодом, всё ещё являющимся частью Великой Матери, представляющими собой самостоятельные сущности, заключённые в материнский «контейнер»… Эту стадию также можно связать с оральной стадией психосексуального развития, с нарциссической установкой.

Используемые для создания мандалы этой стадии цвета позволяют понять особенности её содержания. Розовый центр, окружённый голубым цветом, указывает на инфантильный характер переживаний. Фиолетовый центр свидетельствует о нарциссических тенденциях. Красный центр на синем фоне будет указывать на пассивно-агрессивный стиль реагирования. То же справедливо для мандалы с синим центром на красном фоне. Поскольку возможно множество вариантов сочетания цветов, следует соотнести психологической содержание цвета с содержанием формы.

- 45 -





Рис. 5. Карты I и J (к четвертой стадии: «Начало»)

- 46 -

Круг с точкой посередине использовался в качестве обозначения Бога или того единого источника, из которого всё произошло. В то же время это символ для обозначения плода во чреве матери, где центр – это плод.

Внешние границы круга могут символизировать при этом «вселенную» материнского организма. Положительный характер переживаний на этой стадии передаётся через цвет: розовый, голубой или сиреневый цвета выражают ностальгию по утраченному. Изображённые с использованием этих цветов мандалы могут указывать на потребность в регрессе, с тем чтобы пережить состояние счастливого забытья. Об этом состоянии нам, в частности, напоминают изображения мадонны с младенцем.

Нарциссизм как характеристика этой стадии указывает на потребность в утверждении собственной уникальности, однако при этом человек остаётся пассивным и проявляет зависимость от окружающих. Как уже было отмечено, эта стадия может соотноситься с оральной фазой психосексуального развития. При этом форма мандалы может символизировать материнскую грудь.

Данная стадия может также передавать опыт зачатия и рождения. Мандалы этой стадии иногда символизируют Эго, расположенное в центре психики. Характер изображения центра может многое сказать о самооценке: размер центра говорит об экспансивности или, наоборот, сдержанности и стеснительности. Ощущение безопасности или её отсутствия будет проявляться в тех линиях и формах, которые поддерживают центральный элемент. Как и на предыдущей стадии, здесь будут преобладать извилистые линии.

Немало мандал этой стадии можно найти среди изображений готической розы и буддистских изображений. При этом часто передаётся глубина пространства. Центр как источник внутренней энергии стимулирует развитие и, в конце концов, достижение стадии «оквадрачивания круга». На более зрелых стадиях развития квадрат, заключённый в круг, выступает в качестве канала для прохождения психической энергии.

Если внутриутробное развитие протекало благоприятно, центр может изображаться в виде окружённого водой острова или корабля. Воспоминания об этом периоде развития часто служат своеобразным убежищем для тех, кто переживает стресс на более поздних стадиях развития. Алкоголики склонны регрессировать именно к этой стадии, к

- 47 -

отказу от всякой активности. В крайних случаях мандалы этой стадии могут также указывать на проявление магического сознания с восприятием себя в качестве центра вселенной.

Вербальные ассоциации с «Началом»: круг внутри круга, мать и дитя, мадонна с младенцем, оплодотворение, плод во чреве, новая жизнь.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом