Главная страница

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005


Скачать 1,26 Mb.
НазваниеДиагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005
АнкорDiagnostika_v_art-terapii_Metod_mandal.doc
Дата18.06.2018
Размер1,26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDiagnostika_v_art-terapii_Metod_mandal.doc
ТипДокументы
#21144
страница4 из 12
Каталогid227431055

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Черняева С.А. — «Психотерапевтические сказки и игры».doc, DOGOVOR_poruchenia.doc, DOGOVOR_PEREVOZKI_GRUZOV.doc, ФЕСТИВАЛЬ-пресс-релиз_2016.docx, Filosofia_zhivogo_opyta_pdf.pdf, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — «Игры в сказкотерапии».doc и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Пятая стадия: «Мишень»
Данная стадия ассоциируется с обсессивно-компульсивными про­явлениями, навязчивым движением по кругу. Она отражает опыт за­вершения блаженного пребывания плода во чреве матери и начала родов. В этом случае можно предполагать у пациента дефензивность или даже паранойяльные проявления, а также стремление сохранить за собой свою территорию. Трудно исключить проявления ритуально­го поведения и магического мышления. Связанное с этой стадией по­ведение изменить бывает трудно, однако, когда изменения все же происходят, они хорошо проявляются в создаваемых в последующем мандалах. Иногда мандалы этой стадии имеют не плоскостной, а объемный характер.

Компульсивные проявления на этой стадии связаны со стереотип­ным поведением; магическое же мышление предполагает проекцию психологического материала на внешний мир. Иногда, когда имеются паранойяльные проявления, внешний мир может восприниматься как угрожающий, несущий боль и напряжение. Нередко мандалы этой ста­дии ассоциируются с воронкой, что связано со стремлением индивида сохранить контроль над ситуацией.

Ощущение беспомощности и уязвимости может вести к проявлениям магического мышления и совершению ритуальных действий, способных оградить индивида от враждебных сил. При заболевании анорексией данное состояние подобно крепости, в которой сам человек становится узником. Когда окружающая среда воспринимается как враждебная, внешние границы мандалы становятся очень толстыми и изображаются темными оттенками. На этой стадии нередки также проявления зависимого поведения.

- 48 -





Рис.6. Карты К и L (к пятой стадии: «Мишень»)

- 49 -

«Концентрические круги или различные их варианты ассоциируются... с чревом, пупком... вичиной. Заключительная стадия инициации называется инхура (отверстие), поскольку отверстие является цен, тральным символом во всем ритуале» (Roheim, 1973; р. 125).

Вербальные ассоциации с «Мишенью»: давление, засасывание воронка, паранойя, угроза, обсессивно-компульсивные реакции, защит­ные ритуалы, магия
Шестая стадия: «Парадоксальное расщепление, единоборство с драконом»
Шестая стадия представлена расщепленным кругом, символизи­рующим «я» и тень, борьбу противоположностей, эдипальную стадию космических масштабов, когда небесный бог борется с земной боги­ней. Что касается ассоциаций с опытом внутриутробного развития, то данная стадия может символизировать отношения плода с плацентой, играющей в этом случае роль «другого» — темной части «я». Любо­пытно читать отчеты лиц, переживших регрессивные состояния, свя­занные с внетелесными переживаниями, когда человеку кажется, что на его спине или шее находится некая серая масса. Это напоминает опи­сания Роберта Монро (Monroe, 1971, р. 140): «Я лежал в состоянии глу­бокой релаксации поздним вечером в своей спальне, когда начал ощу­щать легкие вибрации. Я заметил перекинутую через мое тело малень­кую ногу и ощутил сидящее на моей шее тело».

Расщепление или ощущение расщепления может ассоциировать­ся с разделенным надвое кругом, предшествующим появлению прими­ряющего, объединяющего центра. Это напоминает деление клетки и предполагает ощущение отчуждения, одиночества, а в некоторых слу­чаях и депрессии.

На данной стадии укрепление границ Эго имеет большое значе­ние. Мандалы этой стадии часто напоминают, пейзаж, на котором име­ется линия горизонта, делящая рисунок на две половины, подобно той трещине, которая разделяет мир у Кастанеды. Это разделение предше­ствует восходу солнца или появлению нового «я». Прежде чем это про изойдет, следует ожидать усиления борьбы противоположностей, амбивалентности, полярности и непримиримых противоречий. Все это делает данную стадию периодом парадоксов.

- 50 -




Рис.7. Карты M и N (к шестой стадии: «Парадоксальное расщепление, единоборство с драконом»)

- 51 -


Расщеплённый круг с его парадоксами прекрасно описан в работе Дэвида Вилласенора (Villasenor, 1963, p. 14, 38) при интерпретации песочных композиций. Одна из них представляла собой поделённый белой лентой надвое круг; лента символизировала Млечный Путь, по одну его сторону располагалась оранжевая гремучая змея, а по другую сторону – чёрная. В нижней половине круга находился круг оранжевого цвета с чёрным центром, выступающий в качестве объединяющего обоих родителей символа.

Данная стадия, воспринимаемая часто как инициация во взрослое состояние и как эдипальная фаза психосексуального развития, может предполагать переживание страха кастрации.

Образы небесного бога и земной богини присутствуют в разных мифах. Противостояние между ними передается через изображения пейзажного характера. В случаях психической патологии разделение круга пополам иногда бывает несимметричным, когда, например, ли­ния горизонта рисуется выше центра. Присутствие встающего над го­ризонтом солнца может иметь большое значение: «Король Ашанти яв­ляется правителем священной страны. Будучи избранным матерью-ко­ролевой и народом, король выступает земным воплощением солнца, считается его сыном. Его душа наполнена энергией солнца и является источником жизни и благословения. Являясь сыном солнца, король на­зывается «тем, кто утверждает начало времени». Он говорит о себе: «Я — центр мира, вокруг которого все вращается». Король изображается в виде креста — символа солнца. Золотой цвет является его священным цветом, который используется во многих орнаментах, и в ходе некоторых церемоний тело короля покрывается золотой пылью (Parrinder, 1976, р. 70).

«Единоборство с драконом» является значимой стадией индивидуального развития, обозначающей дистанцирование от родителей окончательное преодоление зависимости от матери — зависимости от бессознательного, которое удерживает сына или дочь в состоянии зависимости от инстинктов. «Единоборство с драконом» также означает преодоление зависимости от отца как символа коллективных ценностей и традиций своего времени. Лишь одержав «победу» над родителя ми, герой может стать хозяином своего мира и приступить к реализации своей индивидуальной миссии, когда архетипы отца и матери при обретают новое содержание. Отныне они воспринимаются уже не как

- 52 -

враждебные герою фигуры, сдерживающие его активность, а как компаньоны, благословляющие его на героические свершения (Neumann, 1972, p. 21). «Когда-то все люди пребывали в Великом Круге Матери и не могли из него выбраться. Бросить вызов дракону и одержать над ним победу значило обрести мужское сознание и выйти из этого Круга» (Bly, 1973, p. 32).

Другой значимой для этой стадии темой является тема расщепления Эго и проявления в нём противоположных тенденций, вплоть до полной утраты чувства «я», что характерно для некоторых психотических состояний. Однако следует различать, когда переживание расщепления «я» является временным состоянием, а когда оно устойчиво. Разные состояния могут переживаться нами в те или иные моменты жизни, например во время медитации, психотерапии, творческой деятельности, однако при психозе имеет место фиксация на ограниченном круге состояний.
Седьмая стадия: «Оквадрачивание круга»
Данная стадия имеет экспансивный характер. Символизирующее Эго солнце встаёт над горизонтом. Иногда эта стадия имеет маниакальные проявления, характерны ощущение наполненности энергией и повышенная самооценка. Его можно связать с определённым моментом ритуала инициации, когда человеку даётся новое имя. На этой стадии индивид окончательно отделяется от родителей, обретая независимость и беря всю ответственность за свою жизнь на себя. Он устанавливает контакт с материнскими и отцовскими качествами на внутреннем уровне. Характерно использование прямых линий, указывающее на развитие рационального мышления. В отличие от предыдущей стадии, на данной стадии индивид воспринимает себя уже не объектом постороннего воздействия, но свободно действующим субъектом. Происходит объединение рецептивных и активных аспектов личности и активизация Эго-идеала. Размытые на предыдущем этапе сексуальные ощущения фокусируются на гениталиях.

Негативные проявления данной стадии могут включать переживания опустошённости и подавленности, что характерно для маниакально-депрессивного психоза.

- 53 -







Рис. 8. Карты О и Р (к седьмой стадии: «Оквадрачивание круга»)
- 54 -

Восьмая стадия: «Функционирующее Эго»
Данная стадия связана с проявлением индивидуальности. Мандалы могут включать прямые линии, однако рисунки не вызывают ощущение ригидности. В случае если такое ощущение возникает, можно предполагать проявление дефензивности, связанной с противодействием разрушению «я».

Когда в психотерапии имеет место проявление положительного переноса, может изображаться молния, направленная на ту точку, где на циферблате расположено число «1». Это указывает на то, что исцеляющие энергии психотерапевта начинают воздействовать на пациента. Молния изображается в виде полосы света («Освещающей» проблемы) желтоватого (если психотерапевт – мужчина) или голубоватого цвета (если психотерапевт – женщина): «Данная аллегория (Зевс) – это символ обретения действиями психологического значения. Зевс – символ духа, а молния – внезапного появления освещающей всё вокруг мысли (интуиции), идущей от самого Бога» (Cirlot, 1962, p. xii). Эта стадия ассоциируется у меня с одной из работ Микеланджело – изображением Творца в Сикстинской капелле, на котором Бог простирает к человеку свою руку, словно пытаясь передать ему энергию жизни. Вход энергии в мандалу в большинстве случаев передаётся посредством изображения цветной линии, идущей через верхний правый её сегмент, что может передавать положительные изменения в психотерапевтических отношениях. Иногда, однако, эта линия пролегает через нижний левый сегмент мандалы; в этом случае можно предполагать, что положительные изменения в психотерапевтических отношениях произойдут позже.

В случае изображения крупного центра оранжевого или жёлтого цвета вероятны проявления мессианских тенденций и психологической инфляции. Данная стадия имеет большое значение в плане оформления телесного образа. В отличие от предыдущей, на данной стадии ощущается движение тела в пространстве. С этой точки зрения изображение свастики может символизировать «я» как центр силы и энергии, которые реализуются в действии и двигательной активности. Другим часто встречающимся изображением, хотя и не связанным с передачей движения, но символизирующем человеческое тело, является пятиконечная звезда или цветок с пятью лепестками.

- 55 -





Рис. 9. Карты Q и R (к восьмого стадии: «Функционирующее Эго»)
- 56 -

Вербальные ассоциации с «Функционирующим Эго»: дифференцированное Эго, центральная форма как источник силы, мессианский ком­плекс, маниакальность.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом