Главная страница

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005


Скачать 1,26 Mb.
НазваниеДиагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005
АнкорDiagnostika_v_art-terapii_Metod_mandal.doc
Дата18.06.2018
Размер1,26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDiagnostika_v_art-terapii_Metod_mandal.doc
ТипДокументы
#21144
страница5 из 12
Каталогid227431055

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Черняева С.А. — «Психотерапевтические сказки и игры».doc, DOGOVOR_poruchenia.doc, DOGOVOR_PEREVOZKI_GRUZOV.doc, ФЕСТИВАЛЬ-пресс-релиз_2016.docx, Filosofia_zhivogo_opyta_pdf.pdf, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — «Игры в сказкотерапии».doc и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Девятая стадия: «Кристаллизация»
Мандалы этой стадии обычно очень красивы, симметричны и напо­минают цветы или плоды в разрезе. Их появление в некоторых случаях может отражать нежелание и страх изменений. В норме эти мандалы появляются на некоторое время, после чего исчезают. Когда такие ман­далы создаются с использованием одних и тех же цветов, можно усомниться в том, что цвет имеет какую-либо динамическую функцию. Ско­рее всего, он играет стабилизирующую роль, если речь идет, например, о процессе лечения, сопряженном с психологическими изменениями.

Мандалы этой стадии передают отношения человека с другими людьми после оформления его психологической идентичности. В боль­шинстве случаев они содержат центр, который связан с периферией чет­ным числом радиальных элементов вроде лучей звезды или лепестков цветка. Эти мандалы свидетельствуют о состоянии гармонии и устойчи­вом социальном положении. Иногда они характерны для состояния не­вроза и указывают на психологическую ригидность и отсутствие дина­мики. Эти мандалы статичны и выражают в большей мере установку на бытие, чем на деятельность, а также желание сохранить существующий порядок вещей. Мандалы такого типа более характерны для зрелых, хо­рошо социализированных индивидов, возможно находящихся в динамич­но изменяющейся среде и пытающихся к ней адаптироваться.

Вербальные ассоциации с «Кристаллизацией»: пластика и прямо­та, гармония, функциональность, эстетический опыт, "я" и другие, Эго в обществе.
Десятая стадия: «Ворота смерти»
Мандалы этой стадии часто включают изображение «колеса форту­ны» и отражают страх изменений и преодоление привычных форм сознания. Нередко изображается напоминающий перекресток дорог диа-

- 57 -





Рис. 10. Карты S и Т (к девятой стадии: «Кристаллизация»)
- 58 -





Рис.11. Карты U и V(кдесятой стадии: «Ворота смерти»)
- 59 -

тональный крест, а также направленный вершиной вниз треугольник указывающий на погружение в бессознательное и.потребность в обновлении. Если такие изображения сохраняются, эта может быть связано с переживанием тревоги, депрессии и нерешительности. Эти мандалы характерны для лиц, переживающих кризис середины жизни с характер, ной для него потребностью в переоценке жизненных приоритетов. Подобные изображения статичны и часто производят впечатление жертвен­ности. Иногда они передают ощущение утраты физической целостности и напоминают о распятии. У автора такой мандалы можно предположить наличие мазохистических тенденций и переживания собственной беспомощности. Ощущение утраты физической целостности и мазохистические тенденции могут выражаться в разделении круга на четыре окра­шенных в разные цвета сегмента, которые воспринимаются как отдель­ные, не связанные друг с другом элементы. Для того чтобы они воспринимались как части единого целого, необходимо присутствие пя­того элемента в виде центра. В этом случае можно предполагать дости­жение вершины страдания — своего рода «пикового переживания».

Мандалы этой стадии могут ассоциироваться с прикованным к колесу Иксионом, а также с «колесом сансары»: «Мандала жизненного цикла основана на четырех природных элементах — воде, земле, огне и воздухе. Над ними — справа и слева — расположены спасительные силы Будды, положительное колесо доктрины, которое нейтрализует отрицательные энергии колеса жизни» (Neumann, 1972, р. 238).

Вербальные ассоциации с «Воротами смерти»: скорбящая мадон­на, распятый Христос, Адонис, казненный Озирис, Иксион, унижение, поражение, чрево-могила, встреча со смертью, завершение, отвергнутость, депрессия, кататония, статика, изоляция, одиночество, покину­тость, отчаяние, муки, импотенция, ригидность, череп, паралич.
Одиннадцатая стадия: «Фрагментация»
Данная стадия может быть результатом патологического процесса, например шизофрении, если ее проявления сохраняются в течение длительного времени. Мандала, характерная для этой стадии, представляет собой «разрезанный пирог»; каждый сегмент изображения при этом имеет разную окраску, а центральный элемент может отсутствовать.

- 60 -






Рис.12. КартыW и X (к одиннадцатой стадии: «Фрагментация»)
- 61 -

Окраска такой мандалы дисгармонична, и из-за отсутствия центра она не производит впечатления целостного изображения. Если считать, что каждый сегмент или цвет в рисунке отражает те или иные психологические качества и аспекты индивидуальной динамики, тогда подобное изображение говорит о неком разрушительном внутрипсихическом процессе либо проявлении саморазрушительных тенденций.

Подобные мандалы также могут свидетельствовать об ощущении утраты физической целостности, при котором разные части тела воспринимаются как несвязанные друг с другом. Отсутствие центра иногда говорит о разрушении Эго. Дисгармоничные цвета вызывают ассоциации с костюмом клоуна или шута. Что характерно, во многих культурах шут или «дурак» — это тот, кто может позволить себе делать и говорить то, чего не могут другие.

Иногда после создания мандалы этой стадии имеет место возвращение на пятую стадию с характерной для нее дефензивностью. Это вполне объяснимо, если учесть высокую вероятность разрушительных процессов и утраты ощущения психической целостности и границ "я" на стадии «фрагментации».

«Положительным символом женственности и чрева является рот; поэтому губы могут ассоциироваться с женскими гениталиями. Основанием для такой символической связи фемининности со ртом как расположенным в верхней части тела чревом является, по-видимому, то, что рот является местом «рождения» дыхания и слова... Аналогичным образом разрушительные проявления женского начала, чрево как место погребения наиболее часто имеет в качестве своего архетипического выражения оскаленную пасть или рот с зубами. Это, в частности, характерно для африканских статуэток, где «оскаленное чрево» заменено устрашающей маской, а также для ацтекских изображений богини смерти, украшенных множеством ножей и острых зубов. Мотив vagina dentata наиболее характерен для мифов североамериканских индейцев. В мифах некоторых индейских племен присутствует образ плотоядной, обитающей во влагалище Ужасной Матери рыбы» (Neumann, 1972, р. 167-168).

«Таким образом, когда богиня разгневана, она может закрыть чрева всех живых существ, и тогда жизнь замирает. Она — богиня-мать, хозяйка восточных врат — врат рождения; выступая же в качестве ужасной матери, она является хозяйкой западных врат, ведущих в подземный мир врат смерти» (Neumann, 1972, р. 170).

- 62 -

Вербальные ассоциации с «Фрагментацией»: распятие, расчлене­ние, утрата чувства «я», психоз, растерянность, амбивалентность, ти­бетский «Чод»-ритуал, дезинтеграция, гниение.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом