Главная страница

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005


Скачать 1,26 Mb.
НазваниеДиагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005
АнкорDiagnostika_v_art-terapii_Metod_mandal.doc
Дата18.06.2018
Размер1,26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDiagnostika_v_art-terapii_Metod_mandal.doc
ТипДокументы
#21144
страница7 из 12
Каталогid227431055

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Черняева С.А. — «Психотерапевтические сказки и игры».doc, DOGOVOR_poruchenia.doc, DOGOVOR_PEREVOZKI_GRUZOV.doc, ФЕСТИВАЛЬ-пресс-релиз_2016.docx, Filosofia_zhivogo_opyta_pdf.pdf, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — «Игры в сказкотерапии».doc и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНДАЛЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ И ПСИХОТЕРАПИИ
Джоанна Келлогг, Маргарет Мак Рэ, Хеллен Бонни и Франческо Ди Лео

(Joan Kellogg, Margaret MacRae, Helen Bonny and Francesco Di Leo)
Значение цвета и формы в изображении мандалы*
В 1969 г. я впервые предложила своим пациентам рисовать манда­лы. В начале лечения мандала не только помогала им реализовать свою творческую энергию, но и способствовала разработке плана психоте­рапии. Создаваемые в ходе болезни и выздоровления мандалы также помогают нам отследить изменения в состоянии пациентов.

Оптимальный набор материалов для работы — это пастельные мелки (хорошо, если имеется набор из 48 цветов) и белый лист бумаги размером 12 на 18 дюймов. Размер изображения мандалы немалова­жен, поэтому я раздаю пациентам бумажные тарелки десяти с полови­ной дюймов в диаметре, которые они обводят карандашом. После этого, используя мелки, пациенты заполняют пространство круга и иногда также пространство за его пределами.

В этой части статьи я опишу некоторые приемы интерпретации цвета и формы мандалы. Обратите внимание, что для результата интер­претации имеет значение не только цвет и форма, на и их расположе­ние в мандале. Для краткости я опущу мифологический материал, а также работы по психологии и антропологии, которыми я часто пользу­юсь в ходе интерпретации. Я упомяну только самые важные источники информации, чтобы читатели смогли познакомиться с ними самостоя­тельно. Конечно же, важно иметь для сравнения с мандалами пациентов мандалы, созданные здоровыми, хорошо функционирующими субъектами.

___________

* Джоанна Келлогг.
- 66 -
Значение цвета в мандале
Каждому, кто занимается интерпретацией рисунков мандалы, нужно помнить, что каждый цвет имеет как положительное, так и отрицательное значение, в зависимости от того контекста, в котором он используется.

Начнём с черного цвета. Он традиционно ассоциируется с отрицанием жизни — разрушением. С другой стороны, можно рассматривать его как психологическую смерть, предшествующую новой жизни. Черный символизирует темноту чрева и земли, в которую брошено зерно. Любая жизнь зарождается во тьме.

Помоим наблюдениям, большинство американцев избегают пользоваться черным цветом, если не считать случаев патологии. Черный цвет нередко используется пациентами с психическими расстройствами и крайне редко - здоровыми субъектами. Я считаю, что это связано скультурными табу, в частности с избеганием темы смерти и поощрением оптимизма. Американцы не любят касаться неприятных вещей. В изобразительных же работах клиентов и специалистов из Европы и в особенности из латиноамериканских стран черный цвет используется чаще, причем он во многих случаях вовсе не ассоциируется с депрессией и патологией. Мне это представляется признаком более здоровой позиции, которая связана с восприятием жизни и смерти как составных частей одного и того же.

Трудно проигнорировать и связь этого цвета с представлением о черной расе. Было бы ошибочно полагать, что если быть черным (иметь черную кожу) хорошо, то черный цвет всегда имеет положительное психологическое содержание. Оно определяется не физическими, а эмоциональными характеристиками субъекта. Кроме того, наши эмоциональные реакции имеют висцеральный характер (мы чувствуем «нутром»), слизистая же оболочка внутренних органов имеет красноватый оттенок. Обозначая биологическую границу субъекта, цвет кожи во многих случаях воспринимается также и как показатель эмоционального состояния. На это указывают глаголы «покраснеть» (от того или иного чувства), «побледнеть».

Общепринятое отрицательное отношение к черному цвету обусловлено тем, что он ассоциируется с тьмой, которая у многих вызывает страх. Во многих культурах существуют ритуалы, посредством кото-

- 67 -

рых люди пытались помочь солнцу взойти; утро было временем всеобщего ликования. Провинциальные жители верят, что ночь имеет тысячу глаз, наполнена жизнью. Она, как и бессознательное, внушает людям страх. Отсутствие света означает утрату веры, а потому обилие черного цвета в изобразительной продукции может являться признаком депрессии.

Теперь рассмотрим серый цвет. Этот цвет часто присутствует в мандалах употреблявших героин наркоманов, которые получают метадон, и иногда может указывать на наличие чувства вины. Серый цвет также может свидетельствовать об апатии и ощущении усталости от жизни. Обилие серого цвета в рисунке может указывать на утрату способности испытывать от неё радость и получать удовлетворение от еды и половой близости. Он также может быть индикатором «эмоциональной слепоты» и неспособности увидеть перспективу жизни.

Я полагаю, что тёмно-фиолетовый цвет является одним из наиболее значимых. Он указывает на состояние, которое предшествует дистанцированию от матери, на симбиотическую зависимость от неё. Это состояние ассоциируется с тёмно-фиолетовым цветом, поскольку он является результатом смешивания красного – цвета либидо – и синего цвета, который ассоциируется с амниотической жидкостью. И любовь, и ненависть связаны с эмоциональной привязанностью, а потому присутствие тёмно-фиолетового цвета в центре мандалы может указывать на сильную зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти. Последнее более вероятно, если речь идёт о рисунке взрослого мужчины, либидо которого блокировано в силу его эмоциональной зависимости от матери. С другой стороны, тёмно-фиолетовый цвет может указывать на активность фантазии, которая в арт-терапии обычно играет положительную роль.

В историческом прошлом тёмно-фиолетовый цвет считался цветом королей. Тот, кто верит в своё благородное происхождение и считает себя особенным, нередко использует этот цвет. Он также может свидетельствовать о кровосмесительной связи в благородной семье. В истории известны случаи, когда мать-королева и её сын занимали трон совместно. Иногда это также могли быть брат и сестра, и в этом случае также можно предполагать наличие кровосмесительных тенденций.

- 68 -

Символическое значение темно-фиолетового цвета может быть раскрыто путем обращения к древним мифам, в особенности тем, в ко­торых описываются ритуалы жертвоприношений. Этот цвет в мифах нередко связывается с принесением в жертву молодого бога.

Когда речь идет о коричневом цвете, у многих возникают ассоци­ации с фекалиями. Коричневый цвет может указывать на контакт с фе­калиями во время родов и страх загрязнения. Иногда он указывает на наличие мазохистических тенденций. С другой стороны, коричневый цвет может быть признаком большого потенциала, ассоциируясь, в ча­стности, с готовой к посеву почвой. Если коричневый цвет занимает незначительное пространство в центре мандалы, это может свидетель­ствовать о заниженной самооценке ее автора.

Теперь рассмотрим красный цвет. Я полагаю, что этот цвет связан с мужскими проявлениями и физиологией — сексуальной потребностью, кровью, деструктивными тенденциями и способностью отстаивать свои интересы. Все это необходимо для выживания, однако, когда красный цвет присутствует на рисунке в избытке, это может указывать на гнев и потребность кому-то отомстить. Когда же красный цвет используется вместе с черным, это свидетельствует об агрессивных тенденциях, гото­вых реализоваться в разрушительных действиях. В то же время, хотя крас­ный цвет ассоциируется с кровью и взрывным темпераментом, он свиде­тельствует и о способности защищать свои интересы и свое «я», а пото­му его следует считать признаком психического здоровья. Неизменное отсутствие красного цвета в серии мандал может указывать на пассив­ность и недостаточную способность добиваться своего.

Когда красный цвет смешивается с черным (такое сочетание мож­но назвать грязно-красным цветом), трудно исключить наличие про­блем, связанных с различными запретами, а также заболевания крови. У примитивных народов такой цвет ассоциируется с менструальной кровью, а потому — и с кровосмесительными потребностями, ранами и физическими заболеваниями. В отдельных случаях он может отра­жать опыт прохождения хирургических операций. Психологическое значение этого цвета определяется формой фигуры и его расположением в мандале.

Розовый цвет можно с большой долей уверенности считать символом тела (конечно, если абстрагироваться от различий в цвете кожи, о чем было сказано выше). Большинство людей связывают розовый и

- 69-

телесный цвета с нежностью, чувствительностью, уязвимостью. Обилие розового цвета в мандале может указывать на эмоциональную хруп кость и незащищенность, страх обнажения и потребность в защите со стороны психотерапевта. В этом цвете можно увидеть проявление воз вращения к внутриутробному состоянию.

Розовый цвет нередко используется теми, кто переживает соматическое неблагополучие. В период месячных многие женщины используют розовый и красный цвета. Женщины в большей степени, чем мужчины, придают значение своему физическому состоянию и на подсознательном уровне «понимают», что происходит в их теле. Они могут использовать розовый цвет в период менструаций, даже если они ничего не говорят о своей озабоченности физическим состоянием. Если в мандале присутствует розовый цвет, следует спросить женщину, нет ли у нее месячных, чтобы избежать ошибочного предположения о том, что у нее имеются определенные соматические проблемы.

Если розовый цвет сочетается в мандале с черным и, особенно, если на рисунке они расположены рядом, высока вероятность проявления у пациента саморазрушительных тенденций. В сочетании с розовым черный может ассоциироваться с ведьмой или иным разрушительным началом, «разверзшейся землей, готовой поглотить все живое» (Neumann, 1970, р. 58).

Обратимся теперь к оранжевому цвету — одному из наиболее интересных, поскольку он является результатом смешивания красного и желтого цветов. Оранжевый указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться и в чувстве любви, и в чувстве ненависти. И в том и в другом случае красный цвет либидо сочетается с золотым или желтым цветом — цветом отца. Оранжевый цвет также может указывать на высокие амбиции и противостояние авторитетам или отцу. Присутствие в мандале большого количества оранжевого цвета свидетельствует об амбивалентном отношении к мужским фигурам и потребность в самоутверждении. В мандалах женщин оранжевый цвет может указывать на проблемный характер отношений с мужчина­ми. В некоторых случаях он отражает эмоциональную зависимость от отца, а также завышенную самооценку и выраженную амбициозность.

Оранжевый цвет в сочетании с цветом индиго (темно-синим), осо­бенно когда они присутствуют в мандале в виде изогнутых фигур и ис­пользуются мужчинами, может быть проявлением Эдипова комплекса.

- 70 -

Когда в рисунке женщины оранжевый сочетается с темно-зеленым и черным цветами, это может быть свидетельством проблем сексуальной идентичности.

Желтый цвет — цвет солнца. Ярко-желтый цвет указывает на вы­сокий интеллект и сильный характер. В отличие от оранжевого, жел­тый цвет ассоциируется со здоровым самоутверждением, свободным от дефензивности и противостояния авторитетам. Светло-желтый цвет в мандалах как мужчин, так и женщин в большинстве случаев отражает ясный ум и любознательность. Он нередко также свидетельствует о хороших, теплых отношениях с отцом. Во многих мифах яркое желтое солнце с его всепроникающими лучами ассоциируется с плодородием и золотой спермой бога. Солнце и вода являются важнейшими услови­ями развития растительной, органической жизни.

Зеленый цвет ассоциируется с критическим состоянием, посколь­ку его положительные и отрицательные значения крайне поляризова­ны. Этот Цвет отражает растительную жизнь. С мифологической же точки зрения он может рассматриваться как единство матери (синий цвет) и отца (желтый цвет) и символизировать здоровый рост и разви­тие. Он также указывает на способность заботиться о других и о себе, свидетельствует о состоянии зрелости, когда субъект интроецирует ма­теринские и отцовские качества и сам становится родителем.

Иной смысл присущ темно-зеленому цвету. Последний ассоции­руется с лесом, в котором обитают ведьмы и другие злые существа. Бледно-зеленый цвет, например, цвет шартрез, нередко используется больными шизофренией. Этот цвет вызывает у меня мысль об испепе­ляющем солнце, обесцвечивающем воды жизни. Практика показывает, что его наличие в рисунке является индикатором прекращения роста и развития и утраты энергетического потенциала. Хотя в бледных оттен­ках зеленого присутствует отцовский желтый цвет, он не ассоциирует­ся с поддержкой. Грязно-зеленый цвет можно считать противополож­ностью розового и, следовательно, носителем противоположных харак­теристик.

На наличие в рисунке любых оттенков зеленого цвета нужно об­ращать особое внимание. Любопытно, что психотерапевты и медицин­ские сестры часто пользуются зеленым и желтым цветами при рисова­нии мандал. Я полагаю, что в данном сочетании желтый цвет выражает силу характера, проявляемую через заботу о других; зеленый же цвет в

- 71 -

этом случае отражает способность оказывать другим поддержку. Зеленый, таким образом, свидетельствует о поддержке других, хотя прежде всего он ассоциируется со способностью заботиться о себе самом. Если зеленый цвет присутствует в большом количестве, это может указывать на некоторую ригидность или тенденцию к гиперопеке. Избыточное количество зеленого цвета требует пристального внимания, в особенности, если это характерно для мандал представителей помогающих профессий.

Перейдем к светло-голубому (или небесному) цвету. Для многих людей он символизирует воду как источник жизни и бескорыстную любовь матери, возможно поэтому он на многих рисунках обозначает деву Марию. Этот цвет также часто ассоциируется с тем местом, где человек чувствует себя защищенным и лелеемым и свободным от каких-либо обязательств. В женских мандалах этот цвет указывает на положительное отношение к себе как к женщине и идентификацию с материнскими функциями. Если же этот цвет в большом количестве используется муж­чиной, это может указывать на некоторую пассивность. Любопытно, что некоторые мужчины используют этот цвет в сочетании с оранжевым. Такая комбинация указывает на наличие конфликта, который, по всей видимости, относится еще к детству, когда мать (светло-голубой цвет) была поставлена на пьедестал, а отец (оранжевый цвет) рассматривался как ее противоположность. Данное сочетание цветов может поэтому свидетельствовать об актуализации эдипального конфликта.

Теперь обратимся к темно-синему цвету. Исторически он принад­лежал богине Кали, архетипу Великой Матери в его разрушительных проявлениях, символизируя чрево-могилу, идею о том, что все появив­шееся на свет должно умереть. Этот цвет используется теми людьми, для которых характерен конфликт с матерью. Она воспринимается ими как угроза, как нечто пытающееся их поглотить.

Парадоксальным образом, однако, присутствие в мандале темно-синего цвета указывает на интуитивные способности. Этот цвет, таким образом, имеет и определенные положительные значения. Негативным же аспектом симбиоза с матерью являются паранойяльные тенденции или дефензивные проявления. Если в мандале присутствует темно-си­ний цвет, можно сказать ее автору, что у него имеются интуитивные способности, а также способность к эмпатии. Нелишне также спросить их о том, нет ли в их отношениях с матерью каких-либо проблем.

- 72 -

Многие алкоголики обладают заметной интуицией и повышенной чувствительностью, при этом они часто используют темно-синий цвет врисунках мандалы. Я полагаю, что страдающие аддиктивными рас­стройствами лица нередко принимают алкоголь и наркотики, чтобы блокировать стимулы, которые являются для них невыносимыми. Они прибегают к алкоголю и наркотикам как к средству контроля над не­приятными эмоциями.

Когда темно-синий цвет располагается рядом с красным, можно констатировать наличие конфликта, условно называемого «единобор­ство с драконом»: «Космический герой вступает в поединок с драко­ном, для того чтобы обрести независимость. Он побеждает дракона, воплощающего собой архетип Великой Матери, тем самым освобож­дая себя и свое сознание от ее доминирования» (Neumann, 1970, р. 315).

Данные два цвета — красный и синий, — указывающие на борьбу за независимость и преодоление симбиотической зависимости, явля­ются в то же время составными частями темно-фиолетового цвета, сим­волизирующего мать в образе царственной особы. Чтобы стать самим собой, человек должен отделиться от матери и ее темных аспектов (ас­социирующихся с драконом). Когда это отделение происходит, он на­чинает более активно использовать красный, голубой и желтый цве­та. Время единоборства с драконом — это интервал от 16 до 25 лет. Если человек не победил в этом единоборстве, темно-фиолетовый цвет сохраняется в его рисунках даже в зрелом возрасте.

Наконец, коснемся сиреневого цвета или цвета лаванды. Этот цвет нередко используется при изображении таких форм, которые напоми­нают языки пламени и исходят от неких мифологических существ. Дан­ный цвет, как правило, символизирует единство с божественной мате­рью и мистические переживания. К положительным аспектам сирене­вого цвета следует отнести его связь с ощущением единства с вселенской жизнью. Этот цвет может также передавать опыт нового рождения. Сиреневый, цвет является результатом соединения голубого цвета — цвета положительного материнства с розовым — цветом сублимиро­ванной сексуальности. Сливаясь, они производят сиреневый цвет.

Этот цвет имеет и негативное содержание, поскольку часто встре­чается в мандалах тех лиц, которые страдают бронхиальной астмой и другими респираторными заболеваниями. Кроме того, он может указы­вать на асфиксию, имевшую место при рождении. Похожего бледно-го

- 73 -

лубого цвета бывают младенцы, перенесшие асфиксию, и губы страдающих одышкой больных. Таким образом, сиреневый цвет определенным образом связан с дыханием. Когда он присутствует в мандале проходящих LSD-терапию пациентов, это может указывать на возникновение них проблем с дыханием в ходе сессий с использованием LSD.

Ябы также хотела обратить внимание на связь сиреневого цвета с религиозными и мистическими переживаниями. Когда он присутству­ет в мандале, высока вероятность того, что автор рисунка является, ре­лигиозным человеком, и тогда сиреневый цвет является знаком духов­ного опыта.

Особым смыслом в изображениях мандалы обладают радужные переливы или множество цветов, расположенных в определенной пос­ледовательности. Они могут иметь как положительное, так и отрицатель­ное содержание. Так, например, мандалы, в которых все цвета изображены без какого-либо порядка, могут отражать выраженные негативные переживания, связанные с утратой привычного чувства «я». Однако те же изображения, в случае, если им на смену впоследствии приходит более упорядоченное расположение цветов, могут указывать на положительные переживания экстатического характера. Изображения радуги могут быть связаны с первой стадией того процесса, который, предпола­гая момент дезинтеграции, ведет затем к обретению новой целостности.

Больные шизофренией часто используют цвета таким образом, что их рисунки вызывают ощущение дезинтеграции. Изображения радуги в этом случае имеют негативное содержание, указывая на распад лич­ности. Аналогичное значение могут иметь изображения радуги в ри­сунках пациентов с пограничными расстройствами.

Наличие у пациента конфликтных отношений с родителями пси­хотерапевт может определить потому, какие цвета использует пациент при создании мандалы. Так, например, если у женщины имеются на­пряженные отношения с матерью, она может при создании своей ман­далы вначале использовать темно-синий цвет. Когда же ей удастся ус­тановить хорошие отношения с женщиной-психотерапевтом, в ее мандалах может появиться небесно-голубой цвет, указывающий на положительный опыт общения со значимым для нее лицом женского пола. Аналогичный процесс будет характерен для мужчины, который при создании своей первой мандалы использовал грязно-желтый цвет, указывающий на неразрешенный конфликт в его отношениях с отцом.

- 74 -

В ходе психотерапии, проводимой мужчиной, выступающим для паци­ента в качестве примера хорошего отца, такой пациент постепенно нач­нет использовать ярко-желтый цвет, указывающий на установление новых, положительных отношений с родительской фигурой, каковой является психотерапевт.
Значение формы в мандалах
Я кратко охарактеризую некоторые формы, присутствующие в мандалах. Центральная их часть, конечно же, является наиболее важ­ной: ее цвет и форма могут очень многое сказать о человеке. Если, на­пример, изображение в центре мандалы имеет вид эмбриона или чем-то его напоминает, это может указывать на неспособность человека справляться со стрессом. Напоминающую эмбрион форму часто мож­но увидеть в центре мандал, созданных алкоголиками, что отражает их повышенную ранимость и слабохарактерность.

Следует учесть, что изображения эмбриона в мандалах предпола­гают извилистые линии. Мандалы могут включать как извилистые, так и прямые линии. Первые обычно указывают на преобладание эмоций над разумом и тесно связаны с фемининностью. В отличие от извилис­тых линий, прямые указывают на преобладание рационального начала и более характерны для мужчин. Поэтому изображение звезды можно считать символом мужественности, а изображение цветка — женствен­ности. Пятиконечная звезда в середине мандалы — признак уверенно стоящего на ногах человека. Так же как и эмбрион, звезда может указы­вать на связь с материальным миром, физическим телом, однако звезда говорит о силе, в то время как изображение эмбриона — об уязвимости и слабости.

Крест в центре мандалы можно трактовать как крест (христианс­кую символику) или перекресток. Можно предполагать, что автор ри­сунка пребывает в состоянии нерешительности либо чувствует себя распятым. Нередко крест также ассоциируется с жертвой, и если он находится в центре, то может отражать состояние дезинтеграции, за которым следует формирование нового центра «я».

Расположенный в середине мандалы квадрат может соответство­вать в воображении пациента саду или двору. В этом случае следует спросить, является ли он открытым или закрытым. Если «вход» во

- 75 -

«двор» или «сад» закрыт, возможно, что автор рисунка переживает состояние стресса. В эзотерической традиции квадрат или куб являются обозначением земли и физического пространства. Если изобра­жен оранжевый квадрат, автор рисунка, возможно, в жизни пытается сопротивляться давлению, которое оказывается на него извне, со стороны социальных авторитетов. Если же у квадрата есть «вход» или «выход», его можно расценивать как дверь или ворота, через которые проходит энергия.

Треугольник в центре мандалы указывает на движение. Если тре­угольник направлен вершиной вверх, это признак активности и стрем­ления защитить свои интересы. Если же вершина треугольника направлена вниз, прогноз неблагоприятен: такой треугольник указывает на движение вниз, к земле, возможность смерти и разрушения. Сочетание треугольника, направленного вершиной вверх, с треугольником, направ­ленным вершиной вниз, формирует звезду Давида, сочетающую в себе созидательное начало с разрушительным.

Когда внешняя граница мандалы представлена цветной линией, это является благоприятным признаком. В случае отсутствия такой гра­ницы можно предполагать утрату психической целостности, поскольку мандала характеризует «я» ее автора; при этом то, что находится вне круга, ассоциируется с внешней по отношению к личности средой. Если же внешняя граница мандалы очень плотная, можно предполагать на­личие паранойяльной настроенности или стремление защитить хруп­кое «я». В то же время это может являться признаком интроспективной ориентации.

Обширное незакрашенное пространство в мандале свидетельству­ет о желании автора рисунка скрыть или подавить свои чувства. В соче­тании с едва заметной внешней границей круга это, однако, указывает на готовность к контактам.

Оценивая состояние автора мандалы, обратите внимание на раз­мер ее центра. Если он невелик, у автора можно предположить снижен­ную самооценку. Если же центр вовсе отсутствует, тогда не исключено, что вся мандала характеризует Эго автора. Если вся мандала раскраше­на ярко-оранжевым или желтым цветом, высока вероятность инфляции: это, в частности, характерно для маниакальной фазы маниакально-деп­рессивного психоза.

- 76 -
Общие рекомендации
В мандалах здоровых индивидов, как правило, присутствуют все основные цвета. Рассматривая мандалу, следует обратить внимание на то, какой из основных цветов отсутствует. Если в женских мандалах неизменно присутствуют оранжевый, желтый и красный цвета, но отсутствуют синий и голубой, можно предполагать наличие очень силь­ного animus, препятствующего развитию фемининных качеств женщи­ны. Если же мужчина при создании мандал не использует желтый цвет и пользуется в основном зеленым и синим цветами, можно предпола­гать, что его мужские качества недостаточно проявлены и что он слиш­ком пассивен.

Состояние каждого из нас может меняться, поэтому, используя мандалу как средство оценки процесса психического развития, следует быть готовым к тому, что характер изображения будет со временем ме­няться. Задача первичной оценки, которая зачастую происходит на ма­териале всего нескольких мандал, — определить, каково состояние че­ловека в данный момент, допуская при этом, что через некоторое время оно может стать другим. Было бы ошибочным на основе анализа ман­дал навешивать на людей ярлыки и рассматривать их рисунки как не­что неизменное. Мандала становится эффективным средством работы лишь в том случае, если мы рассматриваем ее как часть непрерывного процесса развития и изменений.
Мандала как индикатор изменений в ходе психотерапии
Использование мандал в сочетании с музыкальной терапией*
Основой для написания данного раздела послужила совместная работа авторов на базе Мэрилендского центра психиатрических иссле­дований в г. Катонсвилле, штат Мэриленд. Клиентка проходила крат­косрочную интенсивную индивидуальную психотерапию у Хелен Бон-

__________________

* Хелен Бонни и Джоанна Келлогг

- 77 -

ни — музыкального терапевта, — предлагавшей клиентке в конце почти всех сессий нарисовать мандалу. После этого, без какой-либо иной сопроводительной информации, за исключением даты исследования и пола клиентки, рисунки отсылались Джоанне Келлогг с целью их интерпретации. Джоанна Келлогг и Хелен Бонни в течение психотерапев­тического процесса ни разу не обсуждали материал совместно.

25-летняя клиентка по имени Черил проходила психотерапию с использованием техники под названием «направленная визуализация и музыка» (НВМ). В ходе сессий, продолжавшихся от одного до двух часов, после периода релаксации клиентке предлагалась для прослу­шивания определенная музыка, эффективность которой в плане фасилитации тех или иных переживаний была определена на основе тес­тирования.

При прохождении НВМ-процедур у клиентки происходило фор­мирование потока ярких, образных представлений, которая она затем описывала. Данные образные представления, в свою очередь, являют­ся составной частью психотерапевтической интервенции. Было обна­ружено, что рисование мандал в конце сессий является полезным по целому ряду причин. Так как мандалы для своего создания требовали значительной концентрации, они давали клиентке возможность успо­коиться после периода, наполненного подчас очень сильными пережи­ваниями. Кроме того, она могла передать связанные с музыкой пережи­вания и образы на бумаге.

В данном описании мы постараемся показать, насколько богатую, глубокую и точную информацию может содержать мандала. Есть вес­кие основания считать, что она является не только ценным диагности­ческим инструментом, но и средством проверки субъективных впечат­лений психотерапевта. В некоторых случаях мандала даже может яв­ляться основой для прогнозирования дальнейших изменений в состоянии клиента и построения психотерапевтического процесса.

Клиентка — миловидная молодая женщина — обратилась за пси­хотерапевтической помощью по настоянию своего мужа — безработ­ного музыканта, посетившего несколько тренингов, проводимых Ин­ститутом сознания и музыки. Черил имела степень бакалавра и прохо­дила последипломную подготовку в области сценического искусства. Однако в тот период, о котором идет речь, она работала совсем в дру­гой сфере. Она жаловалась на сильную тревогу, чувство вины и различ-

- 78 -

ные социальные фобии. Она ощущала свою несостоятельность, затруд­нялась в принятии решений, испытывала резкие смены настроения и ночные страхи и считала себя фригидной.

В данном описании приводится четыре из 17 созданных Черил мандал. Выбор именно этих четырех мандал был в определенной сте­пени продиктован ограничениями, которые свойственны черно-белым репродукциям. Нам пришлось отобрать рисунки, на которых основные элементы изображения «читались» лучше всего.

В ходе восьмой НВМ-сессии Черил не слушала музыку, а в тече­ние двух часов рассказывала о своих переживаниях. Черил, в частно­сти, много говорила о том, что ее больная мать ставит свою болезнь ей в вину и постоянно придирается к ней. Хотя Черил знала, что она не виновата в болезни матери, она все равно испытывала чувство вины. Более того, всякий раз, когда те, с кем она общается, не получали того, что они хотели, она винила в этом себя. В ходе большинства сессий она плакала, но когда психотерапевт пыталась проявить к ней искреннее сочувствие, Черил замыкалась. Однажды она сказала, что не заслужи­вает сочувствия со стороны окружающих, хотя и нуждается в нем. В ходе этой сессий Черил впервые заговорила о своем детстве. На следую­щую сессию она принесла своего рода письменный отчет о своих мыс­лях и переживаниях: «Проявления сочувствия со стороны Хелен и мое отстранение спровоцировали оживление неприятных воспоминаний о детстве... Я разозлилась на Хелен, на свою мать, просто разозлилась... когда я села рисовать мандалу... мне показалось, что все цвета такие некрасивые, но мне было приятно рисовать ими... я хотела наказать Хелен, рисуя такую некрасивую мандалу... я словно пыталась непри­ятно удивить ее и саму себя... и от этого мне стало хорошо... Наиболее значимым результатом психотерапии явилось то, что я стала прислу­шиваться к себе... Чем больше я погружалась в свой внутренний мир, тем более уверенно я себя чувствовала... Мне было плохо... оттого что я не могла наказать Хелен, что я очень высоко ценю ее искреннее со­чувствие ко мне... Отвергнув ее помощь, я почувствовала, что она тоже очень ранима... и я словно ее за это наказала».

Арт-терапевт представила следующий комментарий к выполнен­ной Черил в тот момент мандале (рис. 15): «Данный рисунок хорошо отражает (благодаря использованию телесного цвета) озабоченность клиентки своим соматическим состоянием и (черный цвет) проблемой

- 79 -



Рис. 15. Черил: рисунок № 1

смерти/ бессмертия и беззащитности перед смертью. Общий характер изображения указывает на потребности в защите и склонность к эмо­циональной зависимости (судя по тому, что черная паутина выходит за пределы круга). Синий цвет, в силу того что он занимает центр манда­лы и присутствует в других ее частях, указывает на значимость мате­ринской фигуры психотерапевта. Клиентка готова доверять психотера­певту. Клиентка словно говорит: «Я разрешаю тебе приблизиться ко мне; ты видишь, как я напугана. Выведи меня, пожалуйста, из этой за­падни». Клиентка также использует большое количество серого цвета, который часто является признаком чувства вины, ощущения собствен­ной загрязненности и раскаяния».

В ходе десятой сессии Черил сообщила психотерапевту о том, что обнаружила в груди уплотнение и что смерть призывает ее к себе. Она также добавила, что ей нравится, что с ней происходит нечто очень важное. Слушая музыку Скрябина, Черил испытывала сильное чувство вины, связанное с воспоминаниями о тех моментах, когда она остро ощущала связь сексуальных переживаний с переживанием смерти. Она также ощу­щала боль в животе и тошноту, вспоминая о добрачной половой связи со

- 80 -

своим мужем. Она вспоминала про один фильм, в котором, утопая, пара занималась сексом; она сказала: «Я рыдала, когда смотрела эту сцену. Сцена жизни сменялась сценой смерти». Другой возникший у нее в про­цессе прослушивания музыки образ еще явственнее указывал на ее страх перед возможным раковым заболеванием и операцией. Однако прежде чем сессия закончилась, Черил позволила психотерапевту успокоить ее: психотерапевт накрыла Черил одеялом и включила кассету с записью медитативной музыки. Рассказывая о переживании физического и эмо­ционального тепла, Черил отметила, что раньше она «любила это, но не позволяла себе этим насладиться». Сейчас же она, наконец, позволила себе испытать чувство глубокой удовлетворенности от этого.


Рис. 16. Черил: рисунок № 2
Созданная в конце этой сессии мандала (рис. 16) получила следую­щую трактовку арт-терапевта: «Это очень интересное изображение; оно состоит лишь из белого круга, который окружен красным. Думаю, оно передает идею небытия — небытия, вызывающего ощущение комфорта в силу наличия этого красного, внешнего круга. Есть основания считать, что клиентка сильно озабочена состоянием своего здоровья. В настоя-

- 81 -

щее время, поскольку никакого серьезного заболевания у нее, по-видимому, нет, она, скорее всего, пытается справиться со страхом смерти, что означает формирование определенной философской позиции, позволя­ющей как-то объяснить физическую смерть. В то же время это тесно свя­зано с философским объяснением жизни. Она так старалась уклониться от жизни, используя для этого свое тело! Она питалась сделать его ис­точником физического неблагополучия, которое воспрепятствовало бы изменениям, ведущим к более полноценной и полнокровной жизни — жизни, которая разительно отличается от ее жизни в настоящий момент».

Черил стоило больших усилий решить, стоит ли ей согласиться с предложением хирурга удалить образовавшуюся у нее кисту молочной железы как можно раньше. Она ждала, что скажет врач психиатричес­кого центра. Поговорив с ним, она поняла, что восприняла кисту как наказание за успешную психотерапию и свое желание иметь ребенка. Эта мысль способствовала снятию психического напряжения и помог­ла ей, наконец, принять решение относительно операции. После того как она договорилась с хирургом об очередной встрече, киста стала быстро уменьшаться в размерах и необходимость в ее удалении отпала.

Тринадцатая НВМ-сессия завершила цепь вышеописанных собы­тий и вызвала у Черил ряд образов, которые можно назвать образами субличностей (Assagioli, 1965). Говоря о них, Черил (являющаяся пред­ставительницей европеоидной расы) сказала, что она увидела свое «ста­рое Я» в черном цвете, а «новое Я» — в белом. Когда Черил оплакивала свое старое, умирающее «Я», психотерапевт ее обнимала. Черил при этом говорила, что это старое «Я» «более реально», чем «новая, белая женщина». Она высказывала сожаление по поводу того, что белая суб­личность должна занять господствующее положение. Она восприни­мала эту новую субличность как всесильную, мужественную и способ­ную контролировать ситуацию. В ходе сессии она сказала, что ей, ско­рее всего, удастся установить равноправные отношения и с любимым черным ребенком внутри себя, и с белым родителем: «Никто из них не сможет мною управлять». Позже в ходе сессии она представила себе сад, земля в котором была черной, а затем увидела свою кисту белого цвета. Она приветствовала этот образ как свидетельство того, что кис­та теперь стала частью ее тела. Затем она рассказала психотерапевту о том, что негативно относится к тем частям своего тела, которые связа­ны с проявлениями сексуальности.

- 82 -



Рис. 17. Черил: рисунок 3
Арт-терапевт следующим образом проинтерпретировала созданную в конце этой сессии мандалу (рис. 17): «Данная мандала отражает состо­яние напряжения и растерянности. Здесь проявляется негативное отно­шение клиентки к своей груди, которая у женщин часто становится объек­том отреагирования отрицательных переживаний. В этой мандале грудь — это темно-зеленая фигура (темно-зеленый — цвет лесной ведьмы); воз­можно, она связана с отрицательными воспоминаниями клиентки о ма­теринской груди. Верхний элемент — это другая грудь, нарисованная черным цветом. Она являет собой противоположность груди кормящей, что еще больше усиливает впечатление о негативном отношении клиен­тки к этой части своего тела. Это позволяет задуматься о том, что некото­рые женщины испытывают потребность в том, чтобы пройти операцию на молочных железах. Возможно, клиентка интроецировала образ «пло­хой» груди, что заставляет ее ненавидеть свою собственную грудь и свою женственность. Двойственное отношение к мужчинам проявляется в чер­ной раскраске правой части мандалы. Черный квадрат внизу ассоцииру­ется с разрушением и указывает на нежелание клиентки принять женс­кую роль, которая воспринимается ею как ворота смерти. Ее мать, неза­висимо от того, живая она или мертвая, до сих пор присутствует рядом с

- 83 -

ней в виде спутника, вращающегося вокруг мандалы. Она также присут­ствует внутри мандалы. Клиентка сдерживает сильные чувства. Поло­жительным признаком являются красные линии в центре мандалы; это указывает на то, что она активно пытается преодолеть препятствия на пути проявления этих чувств. Ей действительно необходимо занять бо­лее активную позицию. Ее жизнь всецело находится в ее собственных руках, и она имеет достаточно сил, чтобы решить свои проблемы. Одна­ко она должна сама начать процесс изменений и не пытаться вернуться в прежнее состояние. Хуже всего, если она попытается адаптироваться к внешним обстоятельствам. Все, кто ее окружает, хотят, чтобы она к ним адаптировалась, однако клиентка чувствует, что исцеление возможно лишь если она будет опираться на активную, мужскую часть своей личности».

В ходе 18-й НВМ-сессии — одной из завершающих — Черил на­ходилась в радостном настроении. Эта сессия была посвящена подве­дению итогов предыдущих сессий. В частности, мы говорили о том, что ей следует быть верной самой себе, открыто выражать свои чув­ства, а не пытаться удовлетворить потребности и ожидания других. Она неохотно говорила о скором завершении психотерапии, очевидно не желая обращаться к решению наиболее острых для себя проблем. Она говорила о том, что в ней до сих пор имеется много «темных пятен», однако, по ее словам, они стали доступнее для осознания.

Арт-терапевт дала следующую интерпретацию созданной в конце этой сессии мандалы (рис. 18): «Эта мандала является примером «оквадрачивания круга» и указывает на то, что изменения осуществимы (квадрат) и свя­заны с выбором из огромного количества различных возможностей (круг). Они требуют от клиентки большой смелости; альтернативой являлись бы мечты об изменениях и жизнь в мире фантазий. Я полагаю, что черные змеи сомнений были добавлены в последний момент. Когда клиентка пы­тается предпринять активные действия во имя изменений, эти змеи пыта­ются ее ужалить. Обращает на себя внимание параноидный глаз одной из таких змей слева — это не что иное, как отголосок опасений, которые были внедрены в бессознательное клиентки ее матерью и теперь заставляют ее испытывать чувство вины всякий раз, когда она пытается что-либо предпринять. Клиентка, наконец, пришла к новому пониманию себя и своей роли, и восклицание «Ой!» является ее реакцией на неожиданное появле­ние змей. Я бы также обратила внимание на изображение вод жизни, кото­рое отражает ее новое понимание реальности».

- 84 -



Рис. 18. Черил: рисунок № 4
Результаты психотерапии были впечатляющими, и на момент на­писания данной статьи стабильное состояние клиентки сохранялось уже более двух лет. Есть основания считать, что рисование мандал напря­мую и опосредованно влияло на достижение этих результатов. По мере совершенствования техники интерпретации мандал этот метод, скорее всего, будет использоваться все чаще, в качестве составной части раз­личных моделей психотерапии.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом