Главная страница

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005


Скачать 1,26 Mb.
НазваниеДиагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005
АнкорDiagnostika_v_art-terapii_Metod_mandal.doc
Дата18.06.2018
Размер1,26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDiagnostika_v_art-terapii_Metod_mandal.doc
ТипДокументы
#21144
страница8 из 12
Каталогid227431055

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Черняева С.А. — «Психотерапевтические сказки и игры».doc, DOGOVOR_poruchenia.doc, DOGOVOR_PEREVOZKI_GRUZOV.doc, ФЕСТИВАЛЬ-пресс-релиз_2016.docx, Filosofia_zhivogo_opyta_pdf.pdf, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — «Игры в сказкотерапии».doc и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
Использование мандал в терапии в сочетании с психоделическими препаратами*
В Мэрилендском психиатрическом центре мандалы также исполь­зовались в ходе лечения пациента, страдающего алкоголизмом. В тера­пии были применены психоделические препараты в сочетании с конвен­циональной психотерапией. Лечение проводилось врачом Франческо Ди Лео, а Джоанна Келлогг, так же как и в предыдущем примере, интерпре­тировала мандалы, получая минимальную информацию о клиенте.

________________

* Франческо Ди Лео и Джоанна Келлогг.
- 85 -

Клиентом был 36-летний рабочий по имени Джон, создавший за период лечения семь мандал. Они имели более схематичный характер, чем рисунки Черил. Три мандалы приводятся и обсуждаются в этой статье с тем, чтобы показать, что даже на основе столь скудной графи­ческой продукции арт-терапевт может сделать весьма точные психоло­гические заключения.

В период, о котором идет речь, Джон был повторно госпитализи­рован и проходил лечение в отделении, специализирующемся на аддиктивных расстройствах. В прошлом он многие годы злоупотреблял алкоголем. Незадолго до помещения в это отделение он развелся с женой после 15 лет семейной жизни. Он винил себя и свое пристрастие к алкоголю в том, что потерял все, что обрел за свою жизнь: жену, детей, дом и работу. В течение длительного времени он не считал пьян­ство своей проблемой, однако признавал, что всю свою жизнь он счи­тал себя хуже других, а потому, будучи трезвым, отличался пассивно­стью и слабохарактерностью. Лишь в состоянии опьянения он мог выражать свой гнев, проявляя насилие в отношении жены и испыты­вая затем чувство вины и раскаяния. Он вспоминал, что повторное замужество его матери, когда ему было 11 лет, вызвало в нем чувства отверженности и предательства, очень напоминавшие те чувства, ко­торые он переживал в настоящий момент в связи с разрывом отноше­ний с женой.

Длятого чтобы сравнить мнение арт-терапевта со своим мнени­ем и заключениями других специалистов, еще до начала лечения врач попросил Джона нарисовать мандалу (рис. 19). Этот рисунок был проинтерпретирован следующим образом: «Данный рисунок является классическим примером эмбриональной регрессии, характерной для алкоголизма. Ее центром является лабиринт, изогнутый влево (в сто­рону бессознательного), что подтверждает феномен регрессии. При этом используется темно-синий цвет, указывающий на негативный опыт общения с матерью и в то же время наличие симбиотической зависимости от нее, несмотря на исходящую от нее угрозу. Компози­ция в целом характеризуется бесформенностью, что говорит о беспомощности и незащищенности автора рисунка. Синие линии окружены розовыми, что указывает на трудности в выражении гнева. Все линии извилистые, что характерно для пассивно-агрессивного стиля реагирования».

- 86 -

Рис. 19. Джон: рисунок 1

Данная интерпретация практически полностью повторяла заклю­чение, сделанное на основе психологического обследования клиента с применением диагностических интервью и батареи тестов.

После трех недель подготовки Джон получил первую высокую дозу психоделического препарата, в результате чего он пережил опыт рож­дения, которое протекало с большим трудом. Он отметил большое сход­ство между тем, насколько трудно это происходило, и тем, как он ощу­щает себя в реальной жизни: он всю жизнь напряженно работал, стара­ясь чего-то достичь и, в конце концов, так ничего и не достигая.

После нескольких сессий конвенциональной психотерапии, в ходе которых основной акцент делался на достижении инсайта и уяснении связи сделанных ранее Джоном наблюдений с его текущей жизненной ситуацией, он нарисовал свою третью мандалу (рис. 20). Интерпретация этого рисунка арт-терапевтом была следующей: «Знак вопроса в центре мандалы словно связан с попыткой автора рисунка понять, кем же он является на самом деле. Мандала чем-то напоминает матку. По сравне­нию с первым рисунком, расположение цветов на этой мандале совер­шенно иное: теперь красный цвет расположен внутри, а синий — снару-

- 87 -



Рис. 20. Джон: рисунок № 2
жи, что указывает на связь чувства гнева с начальной стадией развития. Слегка изогнутые линии розового цвета, направленные вовне, указыва­ют на потребность в эмоциональной зависимости. Они изогнуты влево, что свидетельствует о регрессивном характере этой потребности».

Данная интерпретация мандалы, будучи весьма краткой, удивительно точно отражает наиболее значимые аспекты психоделического опы­та и те результаты, которые за ним последовали.

После следующей сессии психоделической терапии, когда пере­житый Джоном новый опыт рождения был еще более мучительным, состоялись пять сессий конвенциональной психотерапии. Теперь Джон пребывал в состоянии крайней нерешительности — как в отношении дальнейшего лечения, так и в плане воссоединения со своей семьей. Психоделический препарат был при этом использован в последний раз, что привело к улучшению настроения Джона и помогло ему более ясно осознать свое положение. В конце сессии он признался, что всегда вос­принимал свою жену, словно она была его матерью.

План лечения, с учетом того, что нами исследовалась эффектив­ность психоделической терапии в качестве варианта краткосрочного, интенсивного лечения, предполагал ограниченное число сессий; поэто-

- 88 -

му мы должны были завершить свою работу с Джоном. Он смог дос­тичь определенного улучшение в состоянии, однако его проблемы тре­бовали дальнейшего воздействия.

Интерпретация седьмой мандалы (рис. 21), созданной незадолго до выписки Джона из больницы, отражает результаты психотерапии: «Мы видим здесь прямые линии в виде стрел, направленные вовне, что указывает на существенный прогресс. Можно констатировать ослабле­ние страхов, в особенности страха внешнего осуждения. Налицо более экстравертированная ориентация. Автор рисунка движется во всех на­правлениях сразу и в то же время хорошо защищен внешними граница­ми круга. Мне бы, однако, хотелось видеть больше желтого цвета. Здесь мы уже видим мужчину, но мужчину без достаточного чувства собствен­ного достоинства. Красные направленные вовне стрелки приближают­ся к зеленому кругу. Темно-синий цвет, указывающий на негативные переживания, связанные с матерью, уже не присутствует в таком коли­честве, как прежде; он включен в зеленый цвет, который ассоциируется с людьми в целом, но не с матерью. Теперь перед автором рисунка сто­ят совершенно новые задачи».


Рис. 21. Джон: рисунок № 3
- 89 -

Данный случай также подтверждает ценность мандалы в каче­стве средства первичной диагностики и оценки изменений в ходе пси­хотерапии. Вполне вероятно, что мандала сможет дать еще больше ценной информации, если арт-терапевт будет присутствовать рядом с клиентом в процессе рисования и пользоваться иными материалами психотерапевтической работы. Однако метод интерпретации мандал необходимо систематизировать, чтобы диагностика и оценка стали доступны не только специалистам с особыми интуитивными способ­ностями.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

перейти в каталог файлов
связь с админом