Главная страница

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005


Скачать 1,26 Mb.
НазваниеДиагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005
АнкорDiagnostika_v_art-terapii_Metod_mandal.doc
Дата18.06.2018
Размер1,26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDiagnostika_v_art-terapii_Metod_mandal.doc
ТипДокументы
#21144
страница9 из 12
Каталогid227431055

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Черняева С.А. — «Психотерапевтические сказки и игры».doc, DOGOVOR_poruchenia.doc, DOGOVOR_PEREVOZKI_GRUZOV.doc, ФЕСТИВАЛЬ-пресс-релиз_2016.docx, Filosofia_zhivogo_opyta_pdf.pdf, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — «Игры в сказкотерапии».doc и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Мандала в качестве инструмента психотерапии: клинический пример*
С юнгианской точки зрения символы отражают отношения между сознанием и бессознательным, а потому доступны для восприятия лю­бого человека. Они включают как положительные, так и отрицатель­ные значения и сами по себе не могут являться однозначными призна­ками патологии.

Идея о том, что символы включают универсальные и личные со­держания, основана на сравнительных исследованиях символических образов, характерных для доисторических, примитивных и зрелых куль­тур. В истории мандала всегда выступала в качестве символа психичес­кой интеграции; она отражает не только актуальное состояние личнос­ти, но и потенции ее развития. Поэтому посредством интерпретации архетипического содержания мандал можно оценить сильные и слабые стороны «я». Как и при интерпретации сновидений, объяснение паци­ентом содержания символов позволяет прояснить личное содержание универсальных образов.

Личность проявляет себя в мандалах таким образом, что арт-терапевту надо приложить определенные усилия, чтобы понять их смысл. Причины психологических проблем клиента могут быть обнаружены в мандалах еще до того, как пациент их осознает, и часто до того, как психотерапевт или иной специалист, занятые лечением клиента, смо­гут разобраться в его состоянии. Использование арт-терапевтом манда-

________

* Маргарет Мак Рэ.

- 90 -

лы налагает на него высокую ответственность и в то же время наделяет его большими возможностями — все это, как правило, характерно для юнгианского аналитика.

Условия, в которых я работаю, и контингент моих пациентов нала­гают на меня определенные ограничения. Я использую арт-терапию в основном с острыми и хроническими психиатрическими пациентами, лечение которых сводится, главным образом, к приему лекарств и тера­пии занятостью или терапии средой. Я предлагаю этим пациентам ри­совать мандалы в качестве формы самоисцеляющей практики. Часто создание первой мандалы знаменует собой начало арт-терапевтической работы. Я объясняю пациенту, что это не требует от них предше­ствующего опыта изобразительной деятельности или способностей к рисованию.

В зависимости от моих первых впечатлений от пациента, я в од­них случаях даю им краткую инструкцию следующего содержания: «Начните рисовать в центре круга и затем создайте в нем определен­ное изображение». В других случаях я могу дать пациенту более подробные разъяснения относительно того, что ему следует делать, как например: «Мы используем в психотерапии круг, называя его мандалой, потому что круг — это символ космического порядка и того порядка, который присутствует в самом человеке. Я предлагаю вам найти в круге центральную точку, которая вызывала бы у вас ощуще­ние равновесия. Это поможет вам достичь устойчивого состояния. Вспомните про те природные формы, которые растут и развиваются из центра, например про цветы, снежинки или морские раковины. Вы являетесь частью природы, и поэтому у вас тоже есть некий центр, из которого вы можете расти и развиваться. Начните рисовать с этого центра — вашего центра, — изображая определенную фигуру того или иного цвета, и пусть композиция вашего рисунка выстраивается сама собой. С помощью этого рисунка вы сможете узнать о себе нечто но­вое, поэтому, когда вы закончите рисовать, мы вместе обсудим вашу мандалу».

Когда имеется достаточно времени и у меня создается впечатле­ние, что пациент обладает достаточно сильным Эго, я инициирую пе­риодически возобновляющийся диалог, используя при этом ту или иную доступную для понимания пациента лексику. При этом я пытаюсь до­нести до него представления о возможности психологических измене-

- 91 -

ний и роста и достижения психической целостности. Я пытаюсь ис­пользовать такой язык, который способен помочь пациенту лучше по­нять самого себя благодаря анализу созданных им мандал.

Те вопросы, которые я при этом задаю, и мои комментарии осно­ваны на идеях и принципах юнгианского анализа и исследованиях со­держания символических образов, а также на результатах предприня­того Джоанной Келлогг изучения диагностических возможностей лич­ных* мандал и теории цвета Макса Люшера.
Роджер
Следующий клинический пример, по моему мнению, достаточно необычен, поскольку он охватывает психотерапевтический процесс продолжительностью в 18 месяцев и в силу того, что пациент оказался готовым к весьма глубокой работе. Когда я начала с ним работать, он уже проходил гештальт-терапию и продолжал ее в течение всего време­ни, пока рисовал мандалы.

Пациент — 20-летний молодой человек по имени Роджер. Его на­правил для прохождения открытых арт-терапевтических сессий, про­водимых мной на базе больницы Св. Иосифа (г. Патерсон, штат Нью-Джерси), гештальт-терапевт, включивший Роджера в психотерапевти­ческую группу, работающую в рамках программы дневной поддержки. Прежде чем гештальт-терапевт привел Роджера ко мне, он рассказал мне об истории жизни Роджера и симптомах его заболевания.

Роджер был вторым ребенком в семье из трех детей, воспитывае­мых матерью. Его отношение к ней было противоречивым, хотя он был к ней очень привязан. Он тяготился высокими требованиями, которые она к нему предъявляла. В школе у него появились приступы сильной тревоги, которые еще более усилились в период обучения в колледже, из-за чего он вынужден был даже оставить учебу. Он начал посещать психотерапевта в возрасте 18 лет. Он жаловался, главным образом, на повышенную тревожность и, в частности, на страх того, что окружающие заметят, как он навязчиво смотрит на женщин.

_____________

* Личные мандалы, в отличие от ритуальных, создаются не спонтанно, а на основе опре­деленной инструкции. Ритуальные же мандалы включают трансперсональный смысл и явля­ются средством развития сознания. Если использовать юнгианские понятия, то можно сказать, что личная мандала связана с фокусировкой на Эго, в то время как ритуальная — на Самости.

- 92 -

В арт-терапевтическом кабинете в течение многих сессий Роджер одиноко сидел с опущенной головой, избегая встречаться со мной взгля­дом. Он также избегал общения с другими пациентами, принимавши­ми участие в занятиях. В конце концов он поддался моим уговорам и начал рисовать, испытывая чувство гордости за созданные им рисунки и установив при этом со мной доверительные отношения.

В этой части статьи я приведу комментарии Роджера к его рисун­кам и свои собственные интерпретации его мандал. И сами мандалы, и комментарии Роджера в значительной степени помогали мне опреде­лить степень интенсивности психотерапии и то, в каком направлении она должна идти.

Первая созданная Роджером мандала (рис. 22) отражает опыт гештальт-терапии с характерной для нее сознательной фокусировкой на чув­ствах и их трансформации в образы. Роджер пояснил, что его рисунок передает чувство одиночества: на нем изображен окруженный водой ос­тров. Не видно ни моста, ни корабля, которые помогли бы Роджеру выб­раться с этого острова. Я указала ему на зеленые и коричневые оттенки, которыми раскрашен остров, заявив, что они могут указывать на потен­циал развития. Затем мы обсудили жизненные цели и интересы Роджера и то, что ему следует предпринять, чтобы построить мост или корабль, с помощью которых он смог бы достичь того, что ему нужно.



Рис. 22. Роджер: рисунок 1
- 93 -

Интерпретация архетипического содержания мандалы, представ­ленной на рисунке 8, позволила мне понять то, что в психическом раз­витии Роджера имелась остановка, в связи с чем его проблемы вряд ли могли быть в настоящее время решены в психотерапии напрямую.

Изображенный на мандале Роджера остров напоминает дракона. И дракон, и вода связаны с архетипом Великой Матери и отражают ос­новной комплекс Роджера. Он остановился на матриархальной стадии развития и продолжает пребывать во внутриутробном состоянии, что следует, конечно же, понимать в переносном смысле, хотя его мать по-прежнему о нем заботится. Роджер опасается регресса — как в смысле усиления зависимости от матери, так и в смысле усиления влияния на его психическую жизнь со стороны бессознательного. Учитывая то, что в этом состоянии его сексуальная идентичность дифференцирована явно недостаточно, его мандала свидетельствует о его психосексуальной незрелости.

Мандала обычно характеризует не только различные аспекты со­знания, но и бессознательного. Представленная на рисунке 8 мандала позволяет понять следствия чрезмерной зависимости Роджера от мате­ри. Присутствие в рисунке второго значимого элемента, расположен­ного в стороне от центра, можно связать с тенью. Этот элемент раскра­шен коричневыми и рыжими оттенками и, по всей видимости, отража­ет подавляемое пациентом чувство собственной неполноценности. Это, однако, отчасти компенсируется гордостью Роджера, которая сама по себе играет положительную роль, но в то же время мешает ему пред­принимать активные действия, чреватые возможным провалом. В ман­дале отсутствует активный, связанный с самоутверждением красный цвет; вместо него имеется розовый цвет, указывающий на пассивность. Отсутствует и желтый цвет надежды (ассоциирующийся с отцом и со­знанием — logos). Отец Роджера умер, когда Роджеру было 15 лет. Он характеризовал отца как строгого человека. Композиция в целом дос­таточно четко организована и характеризуется относительно высокими эстетическими качествами, а ее границы ясно очерчены.

Представленная на рисунке 23 мандала была создана спустя неделю и свидетельствует о состоянии тревоги или даже паники. Наполняющие ее воды пребывают в активном движении, напоминают змей и выглядят довольно угрожающе. То, что на предыдущем рисунке выгля­дело как остров, расположенный в центре, на этой мандале смещено в

- 94 -


1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

перейти в каталог файлов
связь с админом