Главная страница
qrcode

12Диц_М.Н._Сомооценка_и_е_5726540. Диц Мария Николаевна


НазваниеДиц Мария Николаевна
Анкор12Диц М.Н. Сомооценка и е 5726540.pdf
Дата22.04.2018
Размер0,52 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла12Dits_M_N_Somootsenka_i_e_5726540.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44336
Каталог
ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТЕЙ
Практика профилактической работы
Диц Мария Николаевна
педагог-психолог
ГБОУ Гимназии № САМООЦЕНКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА профилактическое занятие с родителями обучающихся начальной
школы)
С
амооценка – важная личностная характеристика, формированию которой необходимо уделять особое внимание. В дошкольном детстве и младшем школьном возрасте ведущую роль в формировании самооценки ребенка играют окружающие взрослые
– родители и педагоги. Позже, в подростковом возрасте, ведущую роль в формировании самооценки будут играть отношения со сверстниками и их мнение. Но уже сейчас, на более раннем этапе, закладывается фундамент адекватного оценивания своих способностей и возможностей, позитивного отношения к себе и окружающим, устойчивости к провокациями негативным высказываниям других людей. Ребенок, обладающий адекватной самооценкой, легче проживает ситуации противопоставления себя группе сверстников, то есть в меньшей степени боится быть не таким как все. Таким образом, формирование адекватного уровня самооценки является важной составляющей профилактической работы по отношению к рисковым формам поведения. Ив первую очередь эта работы начинается в семье. Ассоциации
Уважаемые родители, пожалуйста, озвучьте ассоциации, то есть первое, что приходит вам в голову, когда вы слышите слова успешный ученик».

Пример: Отличник, Усердие, Домашние задания, Олимпиады, Здоровый ученик
ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТЕЙ
• Практика профилактической работы
Успешность учащихся начальной школы базируется на нескольких основаниях адекватная самооценка, высокая учебная мотивация и низкий уровень тревожности. Родителям предлагается бланк Оценка и самооценка и их влияние на развитие ребенка и следующая инструкция Оцените, как представленные качества развиты у Вашего ребенка от 0 до 100%. Поставьте галочку в том месте на шкале, где высчитаете нужным. Посмотрите на ваши отметки по шкалами постарайтесь оценить в целом, какова Ваша оценка Вашего ребенка – высокая, средняя или низкая. Одновременно с этим родителям может быть предложено рассмотреть, каких дети оценили себя сами по этим же шкалам, обсудить и озвучить, совпадает ли мнение родителей и детей.
Сейчас Вам было предложено оценить ребенка по определенным, достаточно субъективным критериям с позиции родителя. В этом возрасте дети еще очень восприимчивы к родительской оценке, которая выражается в одобрении и неодобрении тех или
ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТЕЙ
• Практика профилактической работы иных поступков и суждений (в адрес ребенка и/или окружающих людей. Одновременно с этим в процессе школьного обучения дети получают оценку со стороны педагогов поболее формальным критериям. Отметки выражают оценку работы ребенка, а не его личности. Два этих процесса (оценивание со стороны родителей и педагогов) ложатся в основу формирования САМОоценки учащихся начальной школы. И мы видим, что решающую роль в формировании этой важной характеристики, влияющей на успешность ребенка, играют окружающие ребенка взрослые.
С момента введения отметочного обучения и далее дети постоянно находятся в процессе активного формирования оценки себя, выстраивания образа своей личности, образа Я, более четкого понимания своих сильных и слабых сторон. Условно мы можем разделить самооценку на завышенную, адекватную и заниженную.
Завышенная самооценка – это неадекватная оценка себя, установка Я все могу. Как высчитаете, какими характеристиками будет обладать учащийся/ребенок с завышенной самооценкой Какое поведение родителей может приводить к формированию такой самооценки Заниженная самооценка – это оценка своих возможностей как недостаточных, установка Я ничего не смогу. Как высчитаете, какими характеристиками будет обладать учащийся/ребенок с заниженной самооценкой Какое поведение родителей может приводить к формированию такой самооценки?
Адекватная самооценка включает в себя принятие своих положительных и отрицательных сторон и качеств, установка Я могу и умею это, что-то я делаю лучше других, что-то я делаю хуже других. Как высчитаете, какими характеристиками будет обладать учащийся/ребенок с адекватной самооценкой

3. Обсуждение Каким образом самооценка влияет на успешность ребенка в школе?
Успешность ребенка в школе может быть рассмотрена сточки зрения двухосновных параметров
Успешность ребенка в школе
Успехи в учебной деятельности
Успехи во взаимоотношениях со сверстниками
Адекватная самооценка задает основу для успешности. Заниженная и завышенная самооценка таят в себе большие риски для ребенка, давайте рассмотрим, какие именно (вопрос адресован родителям
ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТЕЙ
• Практика профилактической работы
Какие риски возникают для ребенка при неадекватной оценке себя?
Заниженная самооценка
Учеба страх перед выполнением сложных заданий, сложности в выполнении проверочных работ, снижение учебной мотивации, отказ посещать школу
Общение нежелание участвовать в коллективных занятиях и играх, выпадение из детского коллектива
Завышенная самооценка
Учеба при столкновении с реальной проблемой или неудачей ребенок может слишком болезненно воспринимать критику, крайне эмоционально переживать неудачи, терять интерес к обучению
Общение сложности в общении с педагогами и сверстниками в силу болезненного восприятия критики или невосприимчивости к ней Итак, мы видим, что при формировании неадекватной самооценки путь к успешному обучению и общению у ребенка может быть сильно осложнен. Родители делятся на подгруппы и разрабатывают Способы формирования адекватной самооценки или Советы по формированию адекватной самооценки»
Варианты:

с позиции учителей и родителей

с позиции учителей, родителей и детей Каждая подгруппа озвучивает результат совместной работы. Вывод Самооценка учащихся начальной школы формируется под воздействием оценок окружающих взрослых – родителей и педагогов. В первую очередь дети ориентируются на мнение людей, находящихся рядом с самого раннего детства, будь то родители, бабушки, дедушки или другие родственники. Самооценка – это зеркало, в котором ребенок видит отражение себя глазами взрослого. То есть, ребенок оценивает себя как бы через призму взрослых.
Ученик, не ощущающий уверенности в собственных силах, будет испытывать стресс, наравне с ребенком, слишком уверенным в себе и своих учебных и коммуникативных возможностях. Этот стресс будет накапливаться и мы можем прогнозировать, что в определенный момент ребенок начнет искать способ выхода из стрессовой ситуации через общение со сверстниками, негативизм, асоциальное поведение, употребление ПАВ.
Уже сейчас крайне важно принимать меры по формированию и поддержанию адекватной самооценки, поскольку от этого зависит дальнейшая успешность каждого ребенка. Формируя адекватную самооценку мы, в том числе, формируем ответственное отношение детей к своему здоровью
ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТЕЙ
• Практика профилактической работы
Первоочередная задача для родителей – безусловное принятие ребенка и адекватная оценка успехов, неуспехов и поступков своих детей (как опора для формирования адекватной самооценки у самих учащихся. Рефлексия занятия.
Уважаемые родители, а теперь давайте обсудим, что нового вы узнали на сегодняшней встрече, что вам понравилось, а что нет. Выскажите, пожалуйста, свое мнение.
Памятка родителям по формированию
адекватной самооценки у ребенка

Учите детей ставить перед собой реальные, вполне достижимые цели.

Если родители или сам ребенок ожидают слишком многого, ориентируясь только на успех, неудача может стать ударом по самооценке.

Дайте ребенку почувствовать настоящую самостоятельность и ответственность через уход за животными, растениями, домашние обязанности, помощь с младшими и т.д.)

Ребенок должен знать, что его личные, пусть и небольшие по сравнению с другими, достижения вызывают у вас такую же гордость, как высокие победы других детей (Если ребенок участвовал в конкурсе, ноне занял призовое место, найдите за что похвалить четко знал текст, хорошо все выучили пр. Это будет его победа Иона окрылит ребенка.)

Хвалите ребенка не столько за успехи и достижения, сколько за старания и усилия, которые он приложил к результату. Говорите ему, что старания и настойчивость важнее, они рано или поздно приведут к успеху. (По диктанту получил «2», но сделал уже меньше ошибок.)

В случае неудач критикуйте поступки и неправильные действия, а не самого ребенка. Говорите о своих чувствах, а нес позиции обвинения. Используйте
Я-высказывания.

Навсегда исключите из своего лексикона слова, которые могут унизить ребенка, вселить в него чувство неполноценности. Слова, которые ранят его, оставляют в душе ребенка чувство вины (как ты невыносим, почему ты ничего не можешь делать нормально, у всех дети, как дети, я не люблю, или ненавижу тебя и т.д.)

Будьте готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения. Ваша задача – научить его делать выводы из ошибок. Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку Чему можно на ней научиться Чтобы не случилось, давайте понять, что вы горячо любите ребенка.
ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТЕЙ
• Практика профилактической работы
Литература
1. Булатников АН. Особенности семейной дисфункции при наркологических заболеваниях // Актуальные вопросы биологической, клинической и профилактической наркологии. - МС. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Пережогин Л.О., Девятова О.Е. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. / Руководство под. ред. Н.В. Вострокнутова. – Мс. Зарецкий В.В. Семья как субъект антинаркотической деятельности в образовательной среде. // Профилактика зависимостей. 2015. №4. С. 81 – 93.
4. Макеева А.Г. Не допустить беды педагогическая профилактика наркотизма школьников. Пособие для педагогов - М Просвещение, 2004. – с. Мардахаев, Л.В. Адаптация и дизадаптация человека социально-педагогический аспект // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2016.
№ 2 (16)
. С.
122 – 131.

перейти в каталог файлов


связь с админом