Главная страница

Дифференциация букв


Скачать 366,5 Kb.
НазваниеДифференциация букв
Дата03.07.2019
Размер366,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла00066a11-71f5d28f.doc
ТипКонспект
#76698
Каталог

Кулигина Любовь Николаевна, учитель-логопед МКОУ «Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Конспект занятия…………………………………………………………………4

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………11

Приложение 1…………………………………………………………………….12

Приложение 2 «Развитие зрительного гнозиса» .…………………………….13

Приложение 3 «Дифференциация букв оа в словах»………………………14

Приложение 4 «Занимательные модели»………………………………………15

Приложение 5 «Деформированный текст»……………………………………16
Введение

Занятие предназначено для обучающихся 5 классов, направленно на коррекцию и профилактику оптической дисграфии: дифференциация букв оа, сходных по начертанию. Логопедическое занятие разработано в соответствии с календарно-тематическим планированием из раздела «Дифференциация смешиваемых букв».

В занятие включены разнообразные упражнения, способствующие улучшению состояния тонкой зрительно-моторной координации руки, уточнению и расширению объёма зрительной памяти, развитию зрительного гнозиса и уточнению оптико-пространственного представления, преодолению кинетических нарушений, закреплению знаний о правописании букв о, а, а так же развивающие навыки слогового анализа, синтеза и грамматический, связную речь, расширяющие словарный запас, у детей.

На протяжении всего занятия использовались различные здоровьесберегающие и компьютерные технологии, что позволило сделать его более эффективным.
Конспект занятия

Тема: Дифференциация букв о — а.

Цель: дифференциация букв о — а

Задачи:

научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию;

закрепить знания о правописании этих букв;

учить дифференциации букв о - а в слогах, словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте;

развивать оптико-пространственные представления;

обогащать словарный запас;

обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза;

развивать у детей умение согласовывать слова;

тренировать в языковом и звуковом анализе;

развивать зрительное восприятие (в том числе цветовое);

развивать у детей кинестетические ощущения, способствовать преодолению кинетических нарушений.

Оборудование: разрезанные на части буквы о - а; морская галька; индивидуальные зеркала; рисунки со спрятанными буквами о - а ручки красного и зеленого цвета; символы для обозначения изучаемых букв на письме и картинки с написанными словами на цветах и двумя пчелами с символами изучаемых букв; карточки со словосочетаниями и карточки с деформированным текстом для индивидуальной работы; цветовая таблица-подсказка; мультимедийная компьютерная презентация; мячики су-джок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Приветственное слово

Логопед (Слайд 1):

Внимание! Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке –

Ручка, книжка и тетрадки.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

2. Развитие зрительного восприятия букв. Сообщение темы.

Логопед: Соберите разрезанные на части картинки с изображением букв (Рис.1). Какие буквы в них прячутся? (Слайд 2)

Рис. 1

Логопед: Как вы уже, наверное, догадались, сегодня мы с вами будем учиться различать эти две буквы. (Слайд 3)

Первая буква - строчная письменная, обозначает гласный звук [а]. Буква а состоит из двух элементов - овала и палочки с закруглением вправо.

Вторая буква - строчная письменная, обозначает гласный звук [о]. Для её написания нужен один элемент - овал. (Слайд 4)

II. Основная часть занятия

1. Сравнение букв, сходных по начертанию. Знакомство с парой букв о - а. Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах-сестричках. (Слайд 5)

Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках. «Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать - увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а - сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички».

2. Сравнение артикуляции звуков о-а.(Слайд 6)

Глядя в зеркало на свое лицо произнесите и сравните артикуляцию звуков о - а. При произнесении звука а - рот широко раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал.

3. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме. (Слайд 7)

Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы, расположенные рядом с буквами о - а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а).

4. Развитие зрительного гнозиса. (Слайд 8)

Логопед: Рассмотрите картинку (Приложение 2), найдите букву а, букву о. Обведите буквы по контуру а - красной ручкой, о - зелёной. (Работа в парах, пары обмениваются карточками-заданиями и проверяют друг друга.)

Развитие фонематического восприятия. (Слайд 9)

Логопед: Послушайте слова и поставьте ударение.

Слова: палец, пушок, крошки, ночи, зима, чашка, марки, молоко, весна.

Физминутка. (Слайд 10)

A - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.
Не по тропе, а около

Катилося и охало.

О охало, о окало,

Не на тропе, а около.

Детивыполняют массаж кистей рук с мячиками су-джок.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза. (Слайд 11)

Логопед: Прочитайте слоги, составьте из них слова и запишите в тетрадь.

Слоги: ПАР, РОК, КО, MAP,ЗА, КА, МОШ, МАИ, КАР, У, ТА, РО.

Примерные слова: урок, комар, парта, марка, карман, роза, коза, мошка, манка, рота...

Дифференциация букв о - а в словах. (Слайд 12)

Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Помогите пчёлкам найти свои цветы. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о-а в словах при помощи символов. (Приложение 3)

На доске прикреплены пчёлки и цветы. Дети по одному выходят к доске и подбирают для каждой пчелы подходящие цветы, прикрепляют символ, соответствующий букве, затем эти слова записывают в тетрадь. После записанные слова проверяют по слайду.

Работа на уровне слова. (Слайд 13)

Упражнение. «Занимательные модели». (Приложение 4)

Логопед: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?

10. Работа со словами-паронимами.

Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка - дачка, точка - тачка, кочка - качка).Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.

Развитие навыка согласования слов. (Слайд 14)

Логопед: Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и прочитайте слова. Составьте из слов двух столбиков словосочетания. Соедините слова из словосочетания линией. Выделите буквы о - а.

глагол существительное

Содержание 2

Введение…………………………………………………………………………..3 2

Конспект занятия…………………………………………………………………4 2

Заключение……………………………………………………………………….10 2

Список литературы………………………………………………………………11 2

Приложение 1…………………………………………………………………….12 2

Приложение 2 «Развитие зрительного гнозиса» .…………………………….13 2

Приложение 3 «Дифференциация букв о – а в словах»………………………14 2

Приложение 4 «Занимательные модели»………………………………………15 2

Приложение 5 «Деформированный текст»……………………………………16 2

Введение 3

Занятие предназначено для обучающихся 5 классов, направленно на коррекцию и профилактику оптической дисграфии: дифференциация букв о – а, сходных по начертанию. Логопедическое занятие разработано в соответствии с календарно-тематическим планированием из раздела «Дифференциация смешиваемых букв». 3

В занятие включены разнообразные упражнения, способствующие улучшению состояния тонкой зрительно-моторной координации руки, уточнению и расширению объёма зрительной памяти, развитию зрительного гнозиса и уточнению оптико-пространственного представления, преодолению кинетических нарушений, закреплению знаний о правописании букв о, а, а так же развивающие навыки слогового анализа, синтеза и грамматический, связную речь, расширяющие словарный запас, у детей. 3

На протяжении всего занятия использовались различные здоровьесберегающие и компьютерные технологии, что позволило сделать его более эффективным. 3

Конспект занятия 4

Тема: Дифференциация букв о — а. 4

ХОД ЗАНЯТИЯ 4

II. Основная часть занятия 5

Работа на уровне предложения. (Слайд 15)

Логопед: Зашифруйте предложения при помощи букв о - а по образцу и запишите в тетрадь.

Образец. Скоро сказка сказывается.

О-О А-А А-А-А.

Астры зацветут осенью. А А О

Смолк соловей в парке. О О-О А

Лампа погасла внезапно. А-А А-А А-О

Старая лодка ушла на дно. А-А О-А А А О

Проверим сделанные вами записи – посмотрите на слайд.

13. Физминутка. Развитие пространственных отношений, кинестетических ощущений. (Слайды 16, 17)

Логопед: Перед вами лежат необычные камни, это камни с берега моря. Называются они - морская галька. Возьмите по камню в свои руки, закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались на берегу моря, послушайте морской прибой…. А теперь откройте глаза и выполните моё задание - выложите из морской гальки букву а, а затем о.

14. Развитие логического мышления. Дифференциация букв занятия в словах. Закрепление правила написания имён собственных. (Слайд 18)

Логопед: Составьте и запишите имена, отчества и фамилии по образцу. Подчеркните буквы занятия а – красным цветом, о – зелёным.

Образец: Андрей - Алексей - Андрей

Андрей Алексеевич Андреев

ИМЕНА ОТЧЕСТВА ФАМИЛИИ

Андрей Олег Антон

Ольга Анатолий Алексей

Оксана Александр Афанасий

Артём Аркадий Александр

Проверка выполнения задания по слайду.

15. Работа с деформированным текстом. (Слайды 19, 20)

Логопед: Посмотрите, все предложения записаны разным цветом: есть предложения синего цвета, есть красного цвета... и т.д. Рассмотрите таблицу-подсказку и поставьте все предложения в том порядке, как они расположены на опоре. Но прежде давайте вставим пропущенные буквы в словах.

Все ушли из д_ма. Ост_лась _дна к_шка. Вышла из н_рки мышка. К_шка не видит мышку. П_шла мышк_ на кухню. Н_шла _на там сыр. Т_лкнула мышка ч_шку с сыр_м. Чашка уп_ла и р_збилась. Услыш_ла это к_шка. Спрыгнула с _кошка. Побеж_ла мышка, а за ней кошк_. Но кошка ник_го не п_ймала.

Прочитайте получившийся рассказ, проверьте написание букв. (Слайд 21)

III. Итог занятия

Логопед: (Слайд 22)

Что записано? Вопрос...

Видно буковки вразброс!

Их местами поменяй,

И словечко прочитай!

ЫОМЛДЦО

- Выделить букву занятия, дать ей характеристику, припомнить букву сходную по начертанию.

Заключение

У обучающихся 5 класса имеются стойкие нарушения письменной речи: смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия, оптическая дисграфия, аграмматическая дисграфия). У детей отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания. Дети занимаются на логопедических занятиях с 1 класса.

При планировании данного логопедического занятия мною была поставлена следующая цель: закрепить у обучающихся навык дифференциации букв оа в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Реализуя цель занятия, я выполнила коррекционные, развивающие, обучающие задачи, которые заключались в следующем:

научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию;

учить дифференциации букв о - а в слогах, словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте;

учить различать и соотносить буквы по символам и артикуляции;

обучать детей навыкам фонематического и слогового анализа и синтеза;

развивать у детей грамматический навык;

обогащать словарный запас;

развивать связную речь;

развивать внимание, память, логическое мышление;

развивать оптико-пространственные представления и зрительное восприятие (в том числе цветовое);

развивать у обучающихся речевую, ручную моторику, кинестетические ощущения, способствовать преодолению кинетических нарушений;

воспитывать самоконтроль.

В логопедическом занятии были подобраны задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся по нарастающей степени сложности, с максимальным включением всех анализаторов. Методы, приемы и средства обучения выдержаны в рамках доступно излагаемого материала. В своем занятии я использовала разнообразные упражнения: составление слов из слогов, подбор подходящих по смыслу букв в слово, вставить пропущенную букву, на развитие грамматических навыков, деформированный текст и т. п.. Данные приемы направлены на «решение интеллектуальных задач» и коррекцию «специфических ошибок» в виде пропуска, замены букв на письме.

Использование здоровьесберегающих технологий, в том числе и нетрадиционных, ИКТ позволило повысить качество и результативность учебно-коррекционного процесса, поддерживать на достаточном уровне познавательную активность, оптимизировать процесс коррекции письменной речи. ИКТ помогают развивать память и внимание, которые необходимы для успешной учебы, предотвращают утомляемость. Так же для предупреждения утомляемости я проводила физминутки с использованием мячиков су-джок и камней (литотерапия) с музыкальным сопровождением, которое создавало благоприятную атмосферу.

Таким образом, в процессе проведения логопедического занятия поставленная цель была достигнута, задачи выполнены. Запланированный материал был усвоен. Дети на всех этапах занятия были активны, заинтересованы. Каждый этап работы на занятии способствовал развитию всех сторон речи, речевой и ручной моторики, а так же зрительно-моторной координации. Использование компьютерных технологий помогло повысить мотивацию к работе по дифференциации букв, закрепить полученные знания и умения, выполнить задачи логопедической работы более эффективно.
Список литературы

Используемый учителем:


Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ Л.Н. Ефименкова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками/ Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005.

Согласные и гласные – похожие, но разные/ сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Экстремум, 2006.

Ресурсы поисковой системы http://yandex.ru

Интернет-ресурс http://viki.rdf.ru

Интернет-ресурс http://detsad-kitty.ru


Используемые обучающимися:

Кочеткова Н.А. Я различаю буквы о – а, сходные по написанию: альбом ученика/ Н.А. Кочеткова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии/ Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии/ Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 5. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», К.: «дом печати – ВЯТКА», 2004.

Приложение 2

Развитие зрительного гнозиса


Приложение 3

Дифференциация букв оа в словах

Приложение 4

Занимательные модели


Схема 1 Схема 2

*

Ч

К

А



*


Ч

К

А


Н Н

Б Б

П П

Д Д

Т Т

К К


Приложение 5

Деформированный текст


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



перейти в каталог файлов
связь с админом