Главная страница
qrcode

Дочки-матери


НазваниеДочки-матери
АнкорK Elyacheff E Natali Dochki-materi Tretiy lishniy.pdf
Дата30.06.2019
Размер2,16 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаK_Elyacheff_E_Natali_Dochki-materi_Tretiy_lishniy.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#72439
страница1 из 25
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

УДК 159.22
ББК 88.37
Э53
ISBN 5-88230-194.7
ISBN 5-88113-018-9
Эльячефф Каролин, Эйниш Натали
ДОЧКИ-МАТЕРИ. Третий лишний?— Перевод с французского
О.Бессоновой под редакцией Н.Поповой. М.: Наталья Попова,
«Кстати»,
Издательство
«Институт
общегуманитарных
исследований», 2006 — 448 с.
Фундаментальный труд известных французских психоаналитиков К.
Эльячефф и Н. Эйниш всесторонне освещает извечные проблемы семейных отношений и в первую очередь — все аспекты и тонкости взаимоотношений матери с дочерьми, анализируя их на примерах классической и современной литературы (произведений О. Бальзака,
Г.Флобера, Г. де Мопассана, Л.Толстого, В.Набокова, А.Моруа,
Ф.Саган и многих Др.), а также таких знаменитых фильмов, как
«Самая красивая», «Осенняя соната», «Пианино», «Тайны и ложь»,
«Острые каблуки», «Пианистка» и др. Издание адресовано не только психологам и психоаналитикам, но и специалистам в области литера- туры, театра и кино, а также любому читателю, которого интересуют психология и культура человеческих отношений
Издание осуществлено в рамках программы "Пушкин" при
поддержка Министерства иностранных дел Франции
и посольства Франции в России.
Книга издана при поддержке
Национального центра книги
Министерства культуры Франции.
© Albin Michel, 2002
© Наталья Попова, «Кстати», 2006
© «Институт Общегуманитарных
Исследований», 2006
Отче наш, сущий на небесах - если ты все еще Отец мне, - каков этот ребенок, которого я привела в мир?
Натаниел Хоторн, «Алая буква»
5

ПРЕДИСЛОВИЕ
Многие мужчины, возможно, будут весьма удивлены, узнав, что женщины в большинстве своем предпочитают обсуждать между собой совсем не противоположный пол, а собственных матерей. Множество секретов, поведанных на ушко друг другу девочками, отроковицами, юными и взрослыми женщинами, мамами и бабушками вьется вокруг событий из жизни и высказываний их матерей. Это универсальный повод и вечная тема многих женских разговоров. Конечно, не каждая женщина становится матерью, и не все матери производят на свет дочерей; но у любой женщины есть или была мать, а иногда даже несколько «мамочек» (которые, кстати, могут быть и мужчинами, так как эти отношения в большей степени обозначены функцией, а не местом в генеалогической паре).
Разбираться в отношениях «мать-дочь» — такой случай выпадает на долю всех женщин в тот или иной период их жизни, а, может быть, и на протяжении всей жизни. То же самое, хотят они этого или нет, в равной степени относится и к мужчинам, которые иногда активно участвуют, иногда наблюдают со стороны, а зачастую всего лишь телесно присутствуют в этих отношениях.
Хотя на самом деле (или только по их собственному мнению) они не претендуют на материнскую позицию в визави (парных) - взаимоотношениях со своей женой или дочерью.
Наше исследование теоретически основано на двух различных дисциплинах: на социологии и на психоана- лизе, хотя и направлено на общий объект - это дочери, у которых есть мать, то есть они не сироты; и матери, у которых именно дочери, а не дети вообще. Иначе говоря, нас интересуют материнско-дочерние отношения.
Исследуя их, мы применяем единое толкование, а именно: две вышеупомянутые науки и наш личный и профессиональный опыт во взаимном обогащении. Всѐ то, что может породить противоречия между ними, мы оставляем вне поля нашего внимания.
Новое пространство - новые средства освоения: вместо реально существующих людей и клинических случаев из нашей практики*, - мы исследуем вымышленных персонажей, литературных и кинематографических.
Пусть художественный вымысел не воспроизводит ре- альный опыт буквально, но, воплощенный в стилизо- ванной, драматизированной или очищенной от всего липшего, рафинированной форме, он вполне позволяет очертить «общее воображаемое». Как только художест- венное произведение было опубликовано, поставлено на сцене, распространено, прочитано, прокомментировано, оно начинает участвовать в образовании коллективного представления и перестает существовать как исключи- тельно индивидуальный или условный опыт. Использо-
* Подобный метод типичен для немногочисленных авторов, раз- рабатывающих ту же тематику: педиатра Альдо Наури («Дочери и их матери», Париж, 1998), психоаналитика Мари-Магдалены Лессана
(«Между матерью и дочерью: опустошение», Париж, 2000), американ- ской журналистки Нэнси Фрайдей («Моя мать - мое зеркало», Париж,
1993). (Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, приме- чания авторов.)
7
вать на практике художественные произведения как ме- тодический источник материалов для анализа означает то же самое, что применить психологический опросник для социологических или антропологических исследований.
Какой бы ни была степень литературной переработки, художественное творчество - это нечто большее, чем просто рассказ об индивидуально пережитом, так как оно допускает обобщение и проецирование и дарит человеку уникальную возможность приобщиться к описанным чувствам и событиям. Осознать и принять, что кому-то другому удалось с помощью словесных или зрительных образов выразить то, что казалось неопределенным, непонятным и даже не познаваемым, — значит ощутить связь с этим «другим». В одном случае - это возможность разделить бремя неудачно сложившихся отношений, которые заставляют человека почувствовать себя в изоляции от окружающих, в другом, - возможность соприкоснуться с опытом многих людей, даже с коллективным опытом.
Это происходит благодаря эмпатии*, с которой человек воспринимает художественное произведение, и ра- ционализации**, которую обеспечивает теория, причем, они взаимно подпитывают и обогащают друг друга.
Еще одна роль теории - обобщать, одновременно помогая выстроить дистанцию, то есть деперсонализировать (обезличить) и отстраниться от мучительных
*Эмпатия - вчувствование, способность понять другого на уровне
чувств, а не умом; вжиться в его состояние как в свое собственное.
**Рационализация - бессознательное стремление человека подобрать
разумные или удобные причины и оправдания своим поступкам,
идеям, чувствам и желаниям, какими бы иррациональными или
неприемлемыми они ни были на самом деле; защитный механизм
личности, блокирующий осознание отвергаемых по различным при-
чинам мотивов и обеспечивающий подстановку на их место более
приемлемых (примеры: «виноград зелен» - обесценивание того, что
недоступно; «сладкий лимон» — преувеличение ценности «синицы в руках»). (Прим, переводчика).
переживаний благодаря словам, - тем словам, которые придают смысл горю и страданиям. Как и воображение, теория помогает установить связь со всеми, в ком узнают самих себя. И то, и другое помогает человеку осво- бодиться от гнета страхов и тревоги, которые он сам не может осознать и символически выразить, но которые способны полностью поработить его и запереть в безыс- ходности. Как заметил психоаналитик Серж Тиссерон:
«Те же страхи и тревоги, но которые нашли выражение в публичном зрелище, как по волшебству, становятся фактором социализации. Рассказывая о жестоком фильме и о страхах, вызванных его просмотром, чаще всего говорят о своей собственной жизни, редко отдавая себе в том отчет из-за стыда, который охватывает, стоит это осознать». Этот феномен, кстати, в некоторой степени сопоставим и объяснен терапевтическим эффектом, который оказывают волшебные сказки, проанализиро- ванным психоаналитиком Бруно Беттельгеймом в книге "Психоанализ волшебных сказок". Художественный вымысел также является ресурсом, к которому очень рано прибегают маленькие девочки в своих отношениях с матерью. Приобщение к нему происходит благодаря сценариям, которые они придумывают для своих кукол и в которых они могут воспроизвести материнско-дочерние отношения, причем, выступая в активной материнской роли.
Но к чему относится художественный вымысел? К реальному опыту, как свидетельство очевидца? Или к вымышленному миру, как фантазия или сон? Этот вопрос заставил скрестить копья многих теоретиков и, - тщетно, потому что реальный мир и фантазия, конечно же, сосуществуют и придают художественному вымыслу его пластичность и выразительную силу. В свою очередь, художественный вымысел дает возможность перейти от фантазматического измерения воображаемого мира к реальному опыту, а реалистическое изме-
9
рение пережитой действительности - транспонировать в область воображения, что позволяет отмежеваться от индивидуального опыта и разделить общие ориентиры - мифы и волшебные сказки, романы, художественные фильмы. Вот почему, на наш взгляд, авторы-мужчины столь же подходящие поставщики материала для нашего исследования, как и авторы-женщины. Если речь идет о подлинном случае, они не могут предоста- вить нам свидетельство «из первых рук», но как только они вступили в область художественного вымысла, они используют другие ресурсы, в частности, собственные способности к наблюдению и эмпатии, что делает некоторых романистов (вспомним Бальзака, Флобера,
Джеймса) незаурядными аналитиками внутреннего мира женщины.
Мы не принимаем в расчет художественный уровень литературных произведений или фильмов, точнее, не анализируем то, что относится непосредственно к ис- кусству. Нас не интересует изучение литературы или кино сквозь призму проблематики материнско- дочерних отношений.
Наоборот, мы исследуем пространство этих отношений, рассматривая его сквозь призму и фильтр художественного вымысла, и если отдаем ему предпочтение, по сравнению, например, с реальными историями или клиническими случаями, то соотносится это скорее с выбором методического решения, нежели с выбором объекта. Иначе говоря, вопрос художественной ценности избранных произведений абсолютно не определяет критерии их отбора в нашем исследовании. Кинематографисты и писатели, надеемся, любезно простят нам некоторую вольность в обращении с их произведениями и персонажами.
В одной из своих статей, посвященной различным версиям «Красной шапочки», антрополог Ивонн Вердье доказывает, что письменные варианты, дошедшие до нас благодаря Шарлю Перро и братьям Гримм, изобилу- ют странными смещениями по сравнению с той версией сказки, которая существует в устной традиции, то есть передавалась из уст в уста в прежние времена. В этой версии совсем не волк выступает главным собеседником девочки, а ее бабушка; то есть изначально вовсе не мужчины угрожают главным образом женскому миру, а женщины, которые пожирают друг друга. Изначально сказка символизирует не конфронтацию с мужской сек- суальностью, но повествует скорее об инициации и пос- ледовательном вхождении женщины в каждый возраст жизни, олицетворенный в образах девочки, ее матери и бабушки. Приключение внучки - это не столько от- крытие сексуальности с риском стать жертвой насилия, сколько утверждение ее женской самоидентичности (ре- зультат самоотождествления: такая, какая есть) с риском соперничества, последовательно проявляющимся в процессе познания жизни и освоения специфически женских умений и навыков.
В заключение этого краткого анализа автор подробно объясняет причины успеха всем известной версии, которая описывает «отношения обольщения между волком и маленькой девочкой» и выполняет функцию предупреж- дения об опасности: «Маленькие девочки, остерегайтесь волков». Эта версия окончательно затушевала народную, отстаивающую «женские качества» и «несущую абсолютно иную мораль: «Бабушки, остерегайтесь ваших внучек!». Эта интерпретация находит свое подтверждение в анализе страхов, проведенном психоаналитиками
Николя
Абрахамом и Марией Торок: «Этот вид инфантильных фобий весьма часто восходит к дедушкам и бабушкам через посредничество страха, который бессознательно испытывает мать ребенка перед собственной матерью.
Страха, отнюдь не лишающего ее остроты наслаждения материнством. Этот бессознательный страх, столь же распространенный, как и детский страх перед волками, позволяет предположить, что «волк» выбран именно
11
из-за подразумеваемой референции с бабушкой. Не яв- ляется ли волк, вполне ожидаемо, если не считать ба- бушки, единственным млекопитающим, взвалившим на себя тяготы воспитания человеческого детеныша?»
Эти красноречивые видоизменения - от письменной версии к устной, от научного варианта к народному, от мужского к женскому и от проблематики сексуальности к проблематике самоидентичности - позволяют наглядно продемонстрировать значимость эволюционного развития и последовательной смены поколений. Аналогичным образом особая значимость материнско-дочерних отношений проявляется в смене ролей и конструировании идентичностей. Так обретает детальную прорисовку в каждом отдельном фрагменте тема нашего исследования: как проявляются во всех своих аспектах материнско- дочерние отношения в каждом возрасте, если мы удаляемся от научной проблематики в литературе и от вопросов, центрированных на мужском или не сексуалистском представлении? И в чем их специфика, говоря кратко, не сводимая к отношениям «родителей и детей» в целом?
Наше исследование подходит далеко не для всякой культуры: мы адресуем его в первую очередь западным и европеизированным обществам. Зато временные ог- раничения для него менее значимы, нежели пространс- твенные, так как, принимая во внимание все формы художественного вымысла - от мифов до романов и от сказок до фильмов, включая театр и телевидение, мы рассматриваем довольно широкий временной пласт. В отношениях матери и дочери зачастую сложно разделить, что специфично для определенной эпохи, а что носит универсальный характер. Другими словами, трудно определить, где проходит граница между социокультурными параметрами и физической, можно даже сказать, вневременной реальностью, до смешного мало податливой эволюционным изменениям.
В частности, вопрос исторической предопределенности отношений матери и дочери остается открытым. Очевидно, он не разрешен полностью, даже если ответы и находятся в отдельных случаях.
Последнее предостережение: даже если художественная литература и кино обладают великолепными средствами отображения кризисных ситуаций, они практически не уделяют внимания тем ситуациям, в которых нет напряжения. Художественный вымысел по определению требует введения интриги: даже в самых «розовых» романах героиню обязательно подвергнут разно- образным суровым испытаниям. Таким образом, краски сгущаются, и картина выглядит гораздо более мрачной, чем в действительности. Отношения «мать-дочь» далеко не всегда столь проблематичны, как это предстает в нашем исследования. Но, прибегнув к помощи художес- твенных произведений, можно выявить наиболее серь- езные проблемы и, двигаясь от противного, определить условия для построения хороших отношений. Именно это, по меньшей мере, мы и попытались сделать в За-
ключении этой книги. Быть матерью для своей дочери, а для дочери - конечно же, быть, а не просто оставаться поневоле дочерью своей матери, — трудный, но неиз- бежный опыт для каждой женщины. В нем и состоит наиболее осуществимый из всех прочих путь.
Мы хотим поблагодарить всех, кто помог нам в работе над этой книгой, и в особенности — Ж.М.
Карелии Эльячефф
Натали Эйниш
13

Часть первая
Матери в большей
степени, чем женщины
Каждая женщина, которая стала матерью, вынуждена противостоять двум противоположным моделям осу- ществления материнской роли, соответствующим двум наиболее противоречивым предписаниям: будь матерью или будь женщиной. Продолжая перечислять подобные альтернативы, можно их выстроить в ряд: будь переда- точным звеном фамильной линии или будь уникальной и неповторимой, будь индивидуальностью. Будь нуж- дающейся и зависимой или будь автономной и само- достаточной. Будь достойной и уважаемой или будь привлекательной и желанной. Будь преданной и полезной людям или будь верной самой себе и собственной
«программе постоянного совершенствования своей лич- ности» (как говорила небезызвестная герцогиня де
Ланже); или даже: будь производительной самкой или будь творческой и созидающей личностью.* Конечно, эти противоположности могут уживаться в одной женщине, в одной идентичности, в одном теле: будет ли сделан окончательный выбор в пользу того, чтобы окончательно сделаться только матерью или стать полностью женщиной? Случается так, что в диапазоне вариантов, расположенных между двумя этими полюсами, некоторые придерживаются срединной позиции, — вернее сказать, им удается изменять и корректировать свою позицию в соответствии с каждым жизненным возрастом, в который они вступают. В то же время многие, даже большинство-, хотят ли они этого или нет, если приглядеться повнимательнее, все-таки находятся либо по одну, либо по другую сторону баррикад: в большей степени мать, чем женщина; или преимущественно женщина, нежели мать. Начнем с первой модели.
* Более подробно см. об этом в работах Натали Эйниш "Первое
расщепление", "Положение женщины. Женская идентичность в за- падном искусстве", Париж, 1996, 1997.
17

Глава 1
Матери в большей
степени, чем женщины,
и девочки-младенцы
«Я очень люблю Мари, но начинаю верить, что ты не совсем уж не прав. Действительно, существуют специ- фически женские болезни. Метрит. Сальпингит. Твоя представляет собой «воспаление материнства». Я называю это — материнт»: вот так в романе «Супружеская жизнь»
Эрве Базена (1967), дядя мужа молодой женщины описывает ее превращение из супруги в мать, пог- лощенную материнством целиком и полностью. Она забывает о муже и своей собственной супружеской идентичности, променяв супружескую сексуальность на чувственность материнства. Ребенок становится объектом наслаждения вместо мужа: «Наши женщины, которые стесняются дотрагиваться до мужчины в темноте, посмотрите-ка на них, они гораздо свободнее и раз в двадцать с большим удовольствием прикасаются к коже ребенка, чем к мужской. Как они ее тискают, эту податливую плоть! Четыре или пять раз на день я при- сутствую при этой сцене, или я угадываю ее - по запаху.
Хорошо, если Мариетт одна или со своей матерью, а то еще и со своими подругами: поменять детские пеленки у них на глазах - своеобразный признак особой интимнос- ти, показывающий, до какой степени их может сблизить это гигиеническое мероприятие!».
Переходя от психологии к социологии («Полистайте журналы, послушайте радио, посмотрите телевизор: все для их прекраснейшего потомства!»), он обличает эту
«гинеколитическую» эру ребенка-короля, в которую мы вступили: «Это прямо-таки витает в воздухе. Пос- мотрите, как они множатся вокруг вас, эти двуличные невольницы, которые принадлежат уже не нам, а тем, кто выбрался из их живота! Смотрите, как, не переставая ворчать, но без конца соглашаясь, они будут счастливы разрушить самих себя, выполняя вместо наших
— требования ребенка-короля!»
Действительно, с развитием средств контроля над рождаемостью усилились тенденции со стороны родителей полностью вкладываться в единственного ре- бенка, причем, тем более интенсивно, чем он желаннее и чем труднее им достался. Чрезмерно изливаемая на драгоценное чадо родительская любовь - сродни пато- логии, и вероятно, гораздо более распространенное от- клонение сегодня, чем в вышеописанное время, не так уж сильно отдаленное от нашего. Напротив, недостаток материнской любви послужил основой для создания сю- жета о Фолькоше из романа «Гадюка в кулаке» Базена или о мегере из «Рыжика» Ренара. Семейная патология имеет свойство передаваться из поколения в поколение,
- «Какова мать, такова и дочь», - вывел отточенную формулу Эрве Базен. «И все эти маленькие девочки, ко- торые сегодня празднуют новую свободу, право откло- няться от общепринятых правил и норм, завтра будут столь же быстро «выпрямлены» и возвращены в строй; и пополнят собой святое множество матерей, чтобы также, как они, находить радости и оправдание самой себе и всей своей оставшейся жизни в воспитании белокурого ангелочка».
19

Отец или ребенок?
Но о ком идет речь: о блондинчике или о блондиночке? Так ли уж часто встречается в жизни подобная сверхзабота матери о своем грудном ребенке в ущерб супружеским отношениям и зависят ли ее проявления от пола младенца? Анализ художественных произведений здесь нам почти не помогает, разве что лишний раз подтверждает результаты педиатрических, психоаналитических и психологических исследований, согласно которым матери кормят грудью и нянчат на руках мальчиков чаще и дольше, чем девочек.* Так, младенец, которого мать покрывает поцелуями в
«Семейном счастье» Л. Н. Толстого (1852), осознавая конец «романа» с собственным мужем, — именно мальчик.
(«С этого дня кончился мой роман с мужем; старое чувство стало дорогим, невозвратимым воспоминанием, а новое чувство любви к детям и к отцу моих детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни, которую я еще не прожила в настоящую минуту»). Мать скрывает своего драгоценного малютку даже от взглядов мужа («Никто, кроме меня, не должен был долго смотреть на него»), и, наконец, наиболее показательно совсем «специфическое»: «Мой, мои, мой! - подумала я, с счастливым напряженьем во всех членах прижимая его к груди и с трудом удерживаясь от того, чтобы не сделать ему больно. И я стала целовать его холодные
* «Дочери довольно часто наблюдают, как матери с огромным наслаждением кормят грудью своих сыновей. Они видят, что мать разговаривает с ними более нежно, более интимно поглаживает, на- блюдают всю ту мягкость и нежность, так скупо ей отмеренную, воз- можно из-за нежелания матери вызвать у дочери привыкание к тем наслаждениям жизни, в которых впоследствии жизнь и замужество ей не раз откажут». (Ф. Кушар, "Материнское захватничество и жес- токость. Исследование психоаналитической антропологии", Париж,
Дюно, 1991.)
ножонки, животик и руки и чуть обросшую волосами головку. Муж подошел ко мне, я быстро закрыла лицо ребенка и опять открыла его».
«Никто, кроме меня, не должен был долго смотреть на него», — такое экстремальное состояние материнской любви, которая стремится к абсолютной взаимозависи- мости, своего рода симбиозу, и приводит к возникнове- нию вакуума вокруг отношений между матерью и ре- бенком. Расплатой служит потеря связей: женщины со своим мужем, отца с ребенком, а также ребенка с окру- жающим миром. Невроз материнской любви представ- ляет собой патологическую привязанность, состоящую в неодолимом желании отдать ребенку всю себя, что доставляет тем более сильное удовольствие, чем сильнее зависимость.
Максимум возможного наслаждения достигается за счет бесконечной самоотдачи, взамен мать получает от ребенка такое же бесконечное восполнение самой себя. Блестящее и точное описание этого состояния предлагает Рут Клюгер: «Только дети бывают более зависимыми, чем женщины, вот почему матери часто так зависят от полностью зависящих от них собс- твенных детей» («Отказ от показаний. Молодость»).
Вследствие этой всеобъемлющей зависимости, несмотря на ее преходящий характер, младенцы обоих полов начинают неизменно и во всем ожидать участия взрос- лого, которого они назначают на роль «мамочки», если именно мать узурпирует все родительские функции. Для девочки этот взрослый во всем ей подобен, тогда как для мальчика - это другая женщина, вот почему эта первоначальная зависимость в дальнейшем проявляется по-разному и не имеет одинаковых последствий для де- вочки и для мальчика. Такая зависимость симметрично вызывает в ответ полную самоотдачу матери. Является ли последняя настолько же абсолютной и однонаправ-
21
ленной, как и зависимость ребенка? Этот вопрос можно рассматривать с двух позиций: с одной стороны, в какой мере возможно ее существование в действительности, а с другой, насколько она благотворна?
Далее если прав Альдо Наури, подчеркивая, что:
«материнское тело на протяжении нескольких месяцев обслуживает тело зародыша, предупреждая все его потребности или удовлетворяя их прежде, чем они станут явными»,* то эту физиологическую данность беременности нельзя так же легко транспонировать в психическую область женщины. Всегда подозрительно выглядит попытка примитивно свести все к физиологии и всех женщин, которые столь часто становятся жертвами подобного стремления к всеобщему упроще- нию, превратить в «матерей в большей степени, чем женщин». В любом случае, беременные женщины живут не в физической или психической автаркии (здесь — полной самодостаточности, единственной взаимосвязи, замкнутой системе) с вынашиваемым ребенком -чтобы питать его, самой женщине нужно получать подпитку извне (во всех возможных смыслах этого слова), даже если бы она была абсолютно одна, что не вполне соответствует реальности, так как в большинстве своем женщины пока зачинают детей не в одиночку, а в состоянии физического и психического взаимообмена с будущим отцом.
Другая сторона данного вопроса состоит в определе- нии того, насколько самопосвящение матери исключи- тельно своему ребенку на протяжении большего времени, чем длится его тотальная зависимость от нее и от грудного вскармливания, является благоприятным или
* Более подробно см. статью А. Наури «Инцест, не переходящий в действие: взаимосвязь матери и ребенка», в сборнике «Инцест или кровосмешение», Москва, «Кстати», 2000; книгу Франсуазы Эритье
«Об инцесте».
даже необходимым фактором. Именно об этом предла- гает нам задуматься английский педиатр и психоаналитик
Дональд Винникот. Для него «Материнт» является формой «первичной материнской озабоченности», ана- логично французскому педиатру Альдо Наури, для ко- торого эта естественная «предрасположенность матери к инцесту» абсолютно необходима младенцам.
В то же время, если эту склонность «пустить на самотек и оставить без уравновешивающего воздействия, в конечном итоге она всегда превращается в длительную и смертельную зависимость», производящую «самые се- рьезные разрушения», если она не была во время ослаб- лена или изжита (по мнению Альдо Наури).
Первые месяцы жизни после появления на свет мла- денец, безусловно, требует времени, внимания, даже определенного самоотречения. Тем не менее, не су- ществует веских причин считать, что предназначение женщины состоит в полном посвящении себя только ребенку. Еще абсурднее представления о том, что жен- щина в обязательном порядке переносит на детское тело свои эротические ощущения, которые она в принципе должна испытывать или вновь обрести во взаи- моотношениях с мужчиной. Некоторые женщины до родов с трудом или вообще не способны были предста- вить, как один плюс один в итоге могут дать три. Если один плюс один, по их представлению, не может дать в сумме ничего, кроме двух, следовательно, появление третьего влечет за собой новые проблемы, если только мужчина ей не помогает, в полной мере выполняя свои функции отца и любовника. Тенденция материнской самореализации исключительно в ребенке в наше время становится все более широко распространенной, особенно, когда женщины вынуждены, из-за своей ка- рьеры, поручать уход за ребенком другим, даже если,
23
в их воображении, возможно, он вообще никогда бы не должен был покидать материнского лона.
Каким бы ни было вероятное преимущество, которое маленький человечек сможет извлечь из своего приви- легированного положения, — всегда трудно говорить о его благополучии, если оно основано на риске причинить серьезный вред матери. Известно, что послеродовые де- прессии по своей распространенности и длительности стали настоящей проблемой общественного здравоохра- нения, а их последствия часто довольно тяжелы как для женщин, так и для детей, и трудно поддаются прогно- зированию с первого раза. Доминик Кабрера в фильме
«Молоко человеческой нежности» (2001) рассказывает о случае послеродовой депрессии, которой страдает в наши дни обыкновенная женщина. Весьма показательно, что депрессия возникает у нее после того, как она впервые рожает дочь после двух сыновей подряд. Эта женщина настойчиво стремится всегда и во всем быть совершенной. «Мое рождение стало для моей матери са- мым прекрасным днем в жизни», — говорит она голосом маленькой девочки, отвечающей урок, но ее собственные роды остаются в ее памяти мучительным и фрустрирующим переживанием.
Неужели она погружается в депрессию только из-за этой невозможности изменить прошлое, то есть из-за неспособности испытать те же чувства во время рождения дочери, что пережила ее мать при ее собственном рождении?
Разумеется, у такой формы депрессии не может быть одной единственной причины. Тем не менее, стоит только женщине остаться без поддержки, без возможности излить свое раздражение, или даже вспышки ярости и приступа ненависти по отношению к ребенку, как соору- жение депрессивного оборонительного круга становится для нее единственным решением, выходом из сложив- шейся ситуации. Бегство в депрессию позволяет жен- щинам в течение определенного времени отгородиться от всего, что их интересует, включая даже собственного ребенка.* Другими словами, ни мать, ни младенец, ни отец — никто не выигрывает от материнской сверхза- боты, которая делает ребенка центром жизни матери, единственным и неповторимым.
Мальчик или девочка?
Вернемся еще раз к вопросу о том, касается ли эта проблема детей вообще или девочек в частности? В тра- диционных европейских семьях викторианской и пред- шествующих эпох, а также арабских, мусульманских стран и азиатских культур это касается, скорее, мальчи- ков, а девочек - в современных западных семьях, в осо- бенности монородительских (состоящих из единствен- ного родителя). Особенно часто данная проблематика встречается там, где вся семья представляет собой пару
«мать - единственный ребенок», и наиболее характерна для отношений матери и дочери. «Никогда не расстанусь с дочерью», - вполне может стать новым девизом «матерей в большей степени, чем женщин». Они обретают смысл жизни в симбиозе со своей дочерью-зеркалом, иногда исполняющей роль отца, в лучшем случае - открыто, в худшем - в статусе преграды, даже врага, подлежащего уничтожению. Как утверждает Кристиан Оливье, ребенок и, похоже, девочки в особенности, в значительной мере служат «бастионом» в «войне полов», поскольку
«ожесточение женщины, предъявляющей претензии и готовой использовать с этой целью ребенка, столь же непримиримо, как и отказ мужчины их
* Этот анализ соответствует заключениям социолога Алана
Эренберга о современных формах депрессии, «болезни ответствен-
ности», в которой патология конфликта оставляет место патологии
неудовлетворенности. («Усталость быть собой. Депрессия и обще- ство», 1998).
25
принять и удовлетворить» («Дети Иокасты. Восприятие матери»).
Поставив вопрос иначе, остановимся на специфике проблем материнско-дочерних отношений с точки зрения тех форм, в которых они могут проявляться, и со- путствующих им явлений, а не причин их возникновения
(именно потому, что матери обращаются с дочерьми по- другому, чем и т. д.). В чем проявляется специфика самореализации «матерей в большей степени, чем жен- щин» через своих дочерей, а не сыновей, и провоцирует ли она другие или более выраженные последствия, по сравнению с мальчиками?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

перейти в каталог файлов


связь с админом