Главная страница

Мифы и легенды Китая. Эдвард ВернерМифы и легенды Китая


Скачать 0,74 Mb.
НазваниеЭдвард ВернерМифы и легенды Китая
АнкорМифы и легенды Китая.pdf
Дата09.07.2018
Размер0,74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMify_i_legendy_Kitaya.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#48486
страница1 из 6
Каталогid15573495

С этим файлом связано 39 файл(ов). Среди них: чемпионат восточной европы 2018.doc, Muzhchina_i_zhenschina_Mikhail_Litvak.pdf, Mify_i_legendy_Kitaya.pdf, Kryuchkova_O_-_Yaponskie_mify_Zanimatelnaya_entsiklopedia_-_2016, Khrestomatia_populyarnoy_muzyki_Vypusk_2.pdf, 6-nedelnaya_programma_dlya_uvelichenia_zhima_lyozha.pdf, Do4a_com_-_Stalnoe_serdtse.pdf, Стюарт МакРоберт-Жим Лежа 180кг.doc и ещё 29 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6

Эдвард Вернер
Мифы и легенды Китая
Текст предоставлен правообладателем
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=611355
Мифы и легенды Китая: Центрполиграф; М.:; 2007
ISBN 978-5-9524-3253-6
Аннотация
В фундаментальном исследовании китайской мифологии рассказывается о происхождении китайцев, их языке, привычках, обрядах и особенностях этикета. О том,
как древнейшие легенды, сказки и религиозные представления китайского народа были переосмыслены в духе идей даосизма, затем буддизма, а позже сплавились в причудливый многоцветный мир, испытавший глубокое влияние конфуцианства.

Э. Вернер. «Мифы и легенды Китая»
3
Содержание
Глава 1 5
Происхождение народа
5
Возражения против теории южного происхождения
6
Продвижение народов с севера на юг
7
Появление китайцев
8
Горы Куньлунь
9
Предварительные выводы
10
Природные условия
11
Растительность, животный мир и сельское хозяйство
13
Общественное устройство
14
Антропологические особенности населения
15
Семейные отношения
16
Брак в период монархии и во время республики
17
Родители и дети
18
Политическая история
19
Управление государством
20
Законодательство
22
Местное управление
23
Устройство армии
24
Профессиональные обьединения
26
Образовательные учреждения
27
Преднамеренное уродование тела
28
Погребальные обряды
29
Своеобразие общественных отношений
31
Привычки и обычаи
32
Спорт и игры
34
Частная жизнь
35
Промышленность и хозяйство
36
Ремесла
37
Сельское хозяйство и разведение скота
38
Эстетическое чувство и мораль
39
Культовые организации
40
Религиозные идеи
41
Древнейшие верования
42
Наука и образование
43
Язык
44
Достижения китайцев
45
Глава 2 46
Мифология и интеллектуальный прогресс
46
Китайский образ мышления
47
Влияние религии
48
История и миф
49
Китайская непреклонность
50
Предпосылки рождения мифов
51
Стимулы для выявления мифов
52
Миф как выражение духовной организации
53

Э. Вернер. «Мифы и легенды Китая»
4
Своеобразие китайского мифа
54
Периоды расцвета мифотворчества
55
Источники китайской мифологии
56
Ступени развития китайской мифологии
57
Периоды правления династий Тан и Сун
58
Мифы и сомнения
59
Мифы и легенды
60
Глава 3 61
Творец Вселенной
61
Солнце и луна
62
Пань-гу и Имир
63
Дальнейшая деятельность Пань-гу
64
Нюй-ва, починившая Небо
65
Древние дуалистические представления
66
«И цзин» («Книга перемен»)
67
Пять первоэлементов
68
Монизм
69
Чжоу Цзы и его книга «Тай цзы ту Шо» – «Разъяснение плана великого передела»
70
Монистическая философия Чжу Си
71
Лао-цзы и его книга «Дао дэ цзин»
72
Агностицизм Конфуция
73
Мо-цзы и его учение о сотворении мира
74
Мэн-цзы и его учение о первооснове
75
Учение Лао-цзы об абсолюте
76
Учение Чжуан-цзы
77
Народные представления о дуалистической космогонии
78
Глава 4 79
Рождение души
79
Распространенные представления о другом мире
80
Культ Шан-гу(Ян-гу)
81
Поклонение Небу
82
Смешение двух культов
83
Сходство потустороннего и земного миров
84
Три религии
85
Супертриада
86
Поклонение живым
87
Конфуцианство
88
Конфуций – это не бог
89
Конец ознакомительного фрагмента.
90

Э. Вернер. «Мифы и легенды Китая»
5
Эдвард Вернер
Мифы и легенды Китая
Глава 1
Китайцы как нация
Происхождение народа
Происхождению китайцев посвящено множество исследований, однако проблема до сих пор остается нерешенной. Мы не знаем, кто были их предки, откуда они пришли; сами китайцы полагают, что с запада. В известных нам источниках они показаны как воинствен- ный народ, непрестанно борющийся с соседями за территорию, ставшую родиной для их потомков.
Не рассматривая теории, по которой китайцы являются автохтонным народом в
Восточной Азии
1
, и соответственно их цивилизацию как исконную культуру местного реги- она, остановимся на миграционной гипотезе.
Исследования современных синологов указывают на два района, откуда могли прийти китайцы: Восточный Туркестан (точнее, долина Тарим) или горы Куньлунь (на этот регион указывают чаще).
Другая теория основывается на более или менее длительном проживании китайцев в самом отдаленном поселении, находящемся на территории Китая на пути из Аккадии. Эта гипотеза соответствует недавно полученным сведениям о том, что хотанская цивилизация пришла из Пенджаба в III веке до н. э.
Некоторые исследователи оспоривают аккадское происхождение на том основании,
что первых китайских правителей отождествили с вавилонскими правителями, а китайских по-бзингов (кантонских бак-зингов) с бак-сингами, или племенами баков, но гипотеза вовсе не исключает и их аккадского происхождения.
Очевидно, что в любом случае миграция в Китай происходила постепенно в направ- лении из Западной или Центральной Азии непосредственно к берегам Желтой реки. Воз- можно, китайцы следовали и на юго-запад через Бирму, а затем шли на северо-запад через ту территорию, которую сегодня называют Китаем.
Заселение этих земель, таким образом, происходило с юго-запада на северо-восток или в северо-восточном направлении вдоль реки Янцзы и далее на север, а вовсе не с севера на юг, как обычно считали.
1
Именно эта теория, известная уже во времена Вернера, сегодня является общепринятой. (Здесь и далее примеч. пер.)

Э. Вернер. «Мифы и легенды Китая»
6
Возражения против теории южного происхождения
Намеченный нами последний маршрут вызывает целый ряд возражений; скорее всего,
связанная с ним гипотеза появилась ради того, чтобы представить дополнительные доводы для подкрепления теории, что китайцы пришли с Индокитайского полуострова.
Гипотеза основывается на том, что среди древних китайских идеограмм есть изобра- жения тропических животных и растений, а также на том, что наиболее архаические языко- вые формы обнаружены на юге, что и китайская, и индокитайская группы языков являются тональными.
Однако эти и подобные факты опровергаются предположением, что китайцы прибы- вали с севера или северо-запада постепенно, группа за группой, а те, кто приходил позже,
оттесняли ранее прибывших к югу, так что самые древние и однородные племена китайцев обнаружились именно в указанных нами местах.
Тогда получается, что тональные языки Индокитайского полуострова должны рассмат- риваться как языки первых миграционных групп. Что же касается идеограмм, то в них чаще встречаются животные и растения умеренной, а не тропической зоны.
Но даже если бы удалось доказать, что именно эти животные и растения сегодня встре- чаются в основном в тропиках, это утверждение не может служить доказательством того, что китайцы пришли из тропиков, – ведь когда-то климат Северного Китая был намного мягче,
чем теперь, и такие животные, как тигры и слоны, обитали в густых джунглях; позже они действительно стали встречаться только в южных широтах.

Э. Вернер. «Мифы и легенды Китая»
7
Продвижение народов с севера на юг
Теория южного происхождения китайцев, о которой мы будем говорить ниже, предпо- лагает постепенное распространение китайских племен из южных или центральных райо- нов на север, но не приходится сомневаться в том, что одновременно происходило движение и в обратном направлении.
Данные лингвистических исследований показывают, что в районах современных про- винций Западная Ганьсу и Сычуань проживали люди, которые были этническими китай- цами. Со временем они продвинулись на территорию современного Тибета и сейчас известны как тибетцы.
На территории современной провинции Юньнань проживали представители народно- сти шань, или лао (современные лаосцы); под угрозой вторжения монголов им пришлось переселиться на полуостров, расположенный на юге, и стать сиамцами. В Индокитае, не вступая в родственные связи с китайцами, проживали вьетнамцы, кхмеры, моны, кхази,
колорены (часть их рассеялась по горам Центральной Индии) и другие племена, в доисто- рические времена населявшие Южный Китай. По мере продвижения к югу китайцы вытес- нялись и шли в обратном направлении.

Э. Вернер. «Мифы и легенды Китая»
8
Появление китайцев
Таким образом, представляется маловероятным, что китайцы могли прийти из Восточ- ного Туркестана на берега Желтой реки, где обнаружены первые следы их поселений. Это территория, где сходятся провинции Шаньси, Шэньси и Хэнань.
Тогда, то есть примерно в 2500-х или в 3000 годах до н. э., прибывавшие племена отли- чались относительно более развитой культурой. Расположенные к востоку и западу от ука- занной территории земли были заселены местными племенами, с которыми китайцы вели непрерывные войны, как, впрочем, и с опасными животными, с густыми зарослями. Но китайцы все же смешивались с местным населением путем межэтнических браков и посте- пенно начинали устраивать постоянные поселения – очаги нарождающейся цивилизации.

Э. Вернер. «Мифы и легенды Китая»
9
Горы Куньлунь
В китайской мифологии эти места считались обителью богов – родоначальников китайской нации. Следует заметить, что они вовсе не совпадают с реальным хребтом Кунь- лунь – грядой гор, отделяющих Тибет от китайского Туркестана, равно как с Гиндукушем.
Сказанное давало основание соотнести горы Куньлунь с Вавилоном. Эта неопределенность стала поводом для обьединения центральноазиатской и восточноазиатской теорий проис- хождения китайцев.
В одном из мифов рассказывается, что в горах Куньлунь обитал бог Нюй-ва (Нюй- гуа) – предположительно один из создателей людей, по другому мифу – и сами первопредки людей – Нюй и Куа. На первый взгляд данная точка зрения кажется весьма обнадеживающей.
Однако на самом деле эта легенда имеет даосское происхождение.
Достигающая высоты 4800 метров гора Куньлунь является центром мира. На ней нахо- дится источник бессмертия, и здесь берут начало четыре главных мировых реки. Этот сюжет представлен не только в китайской, но и в индуистской, а также и в шумерской мифологиях,
поэтому сведения не представляются нам особо ценными.
К сожалению, потребуется слишком много времени, чтобы подробно обсудить такие интересные проблемы, как происхождение китайцев и возникновение их цивилизации, или сходство Китая и Западной Азии в довавилонские времена и другие вопросы, но мы вынуж- дены ограничиться самыми общими рассуждениями.

Э. Вернер. «Мифы и легенды Китая»
10
Предварительные выводы
Предвидя появление в будущем более достоверных сведений, выскажем предваритель- ные соображения, скорее даже гипотезу: предки китайского народа пришли с запада, из
Аккада, Элама или Хотана, однако наиболее вероятно, что из Аккада или Элама через Хотан.
Предки китайцев двигались к территории, которую занимает современный Китай,
постоянно, в течение долгого времени. Вначале они расселились вокруг изгиба Желтой реки,
а затем начали распространяться на северо-запад, на запад и на юг. Они завоевывали, погло- щали или вытесняли с их земель коренных жителей, постепенно распространившись по тер- ритории, известной сегодня как Южный и Юго-Западный Китай.
Местные народы пришли из Западной Азии в период неолита, то есть гораздо раньше,
чем племена, прибывавшие примерно в XXV или XXVI веках до н. э. Ассимилировавшись среди китайцев, живших на юге, они оставили глубокий след в культуре Японии. Заметим,
что они и сегодня отличаются от северных китайцев внешне, в языковом отношении, да и всем духовным и психологическим складом, материальной культурой и хозяйственным укладом.

Э. Вернер. «Мифы и легенды Китая»
11
Природные условия
Китай находится в пределах умеренного, субтропического и тропического поясов.
Юго-западная часть территории занята Тибетским нагорьем (средняя высота около 4500 м),
обрамленным горными системами Гималаев, Каракорума, Куньлуня, Наньшаня и Сино-
Тибетскими горами; на западе и северо-западе простираются равнины (Таримская, Джун- гарская, Алашань) и горы Восточного Тянь-Шаня. Восточная часть страны ниже; на северо- востоке – Маньчжуро-Корейские горы, Большой и Малый Хинган, равнины в бассейне реки
Сунгари; южнее – Лёссовое плато, Великая Китайская равнина; на юге – горы Наньлин,
Юньнань-Гуйчжоуское нагорье.
Климат на западе – континентальный, на востоке – преимущественно муссонный.
Средние температуры января от минус 24 °С – на севере и в Тибетском нагорье до плюс 18
°С – на юге, и в июле на равнинах от плюс 20 до 28 °С. Годовое количество осадков от 2000—
2500 миллиметров (на юге и востоке) до 50—100 миллиметров (на севере и западе). Осенью часты тайфуны. Западные районы – область внутреннего стока; на востоке разветвленная сеть рек, главные из них – Янцзы, Хуанхэ, Сунгари, Чжуцзян. Наиболее значительные озера:
Кукунор, Дунтинху, Поянху. На западе находится пустыня Такла-Макан, на севере – часть пустыни Гоби. Лес занимает около 8 процентов площади.
Вначале китайцы занимали относительно небольшой участок своей будущей страны.
Это была продолговатой формы территория, расположенная между 34-м и 40-м градусами северной широты и 107-й и 114-й параллелями. Она располагалась вокруг излучины Желтой реки и занимала площадь примерно в 5 миллионов квадратных миль, постепенно вытягива- ясь к морскому побережью на северо-востоке.
Здесь проживало около миллиона человек, после вторжения чужестранцев население удвоилось. Именно эту территорию можно назвать тем местом, где зародился Китай. Пер- вый, феодальный, период его существования длился примерно две тысячи лет, от XXIV до
XIII века до н. э.
В первые столетия монархического периода, продолжавшегося с 221 года до н. э. до
1912 года нашего времени, территория Китая расширилась на юг – в нее вошли все восем- надцать провинций, составившие образование, известное как Поднебесная, или Истинный
Китай (не вошла часть территории, расположенная к востоку от Ганьсу, и большая часть
Сычуани).
Ко времени маньчжурского завоевания, в начале XVII века, Китай занимал всю тер- риторию, расположенную между 18-м и 40-м градусами северной широты и 98-м и 112-м градусами восточной долготы (она состояла из восемнадцати провинций и называлась Сре- динным царством), куда входили и огромные удаленные территории Маньчжурии, Монго- лии, Или, Кукунора, Тибета и Кореи, а также Вьетнама и Бирмы, правители которых были китайскими вассалами. Территория Китая, таким образом, простиралась более чем на 13
миллионов квадратных километров, включая и 5 миллионов квадратных километров, заня- тых восемнадцатью провинциями.
В целом земля оказалась гористой на западе и востоке, по мере же приближения к морю она становилась ровнее. Рельеф страны определялся тремя горными системами и огром- ными аллювиальными (наносными) плато, с почвами в северной, западной и южных частях.
Всю территорию Китая пересекали три огромных и около тридцати больших рек с множе- ством притоков, достигавших самых отдаленных уголков.
Что касается геологических особенностей, то большие аллювиальные почвы плато располагались над основаниями из гранита, красного песчаника или известняка. На севере

Э. Вернер. «Мифы и легенды Китая»
12
плато состояло из лёсса – породы, возникшей в результате окаменения песка, приносимого ветрами с монгольского плато.
Самые древние горы находились на севере, по мере продвижения к югу становились моложе, иногда отмечались следы вулканической активности. Они богаты полезными иско- паемыми: здесь добывают уголь и железо, а также золото, серебро, медь, свинец, олово,
жадеит.
Конечно, климат столь обширной территории неоднороден. На севере зима долгая и суровая, лето жаркое и сухое, в июле и августе бывает короткий дождливый период. На юге лето продолжительное, жаркое и влажное, а зима короткая. Соответственно разнятся и тем- пературы: от сорокаградусной жары на юге до почти таких же морозов в северной части страны.
Самый низкий уровень осадков (40 миллиметров) на севере, на юге же он в пять раз выше, в других частях страны количество осадков также различно. На юге с июля по октябрь свирепствуют тайфуны.

Э. Вернер. «Мифы и легенды Китая»
13
Растительность, животный мир и сельское хозяйство
Растительный мир Китая обилен и удивительно разнообразен. Основная сельскохо- зяйственная культура – рис, зона его выращивания охватывает северную половину страны.
Большая территория его возделывания расположена к югу от реки Янцзы, к востоку от Дун- тинху и великой реки Сицзян, в северной части провинции Гуандунь. Из других главных культур назовем пшеницу, ячмень, маис, просо, бобовые, ямс, сладкий и обычный карто- фель, томаты, баклажаны, кабачки, женьшень, бамбук, индиго, перец, табак, земляной орех,
мак, дыню, хлопок.
В 350 году в южных и центральных провинциях начали культивировать чай. Однако его плантации имеются и на дальнем севере, скажем в Шаньдуне – главном районе возде- лывания этой культуры в современном Китае.
Выращивали там и разнообразные фрукты: финики, шелковицу, апельсины, лимоны,
памело, хурму, гранаты, ананасы, фиги, кокосы, манго, бананы и другие фрукты, традици- онные для стран Востока.
Не менее богат и животный мир Китая: тигры, пантеры, леопарды, медведи, соболи,
выдры, обезьяны, волк, 27 видов жвачных и множество грызунов. Носороги, слоны и тапиры и в наши дни обитают на территории провинции Юньнань. Встречалось также порядка 700
видов птиц и многочисленные разновидности рыб и насекомых. Среди домашних животных отметим верблюда и буйвола.

Э. Вернер. «Мифы и легенды Китая»
14
Общественное устройство
Как отмечалось выше, китайцы сражались за территории с местными жителями. По мере распространения пришедших племен автохтонное население просто уничтожалось,
ассимилировалось с ними или оттеснялось на юг.
В конце концов некитайским племенам не оставалось ничего другого, как осваивать малопригодные для проживания болотистые места, леса юга или труднодоступные горные районы. Для расчистки земель от леса требовалось затратить так много труда, что новые поселения нередко выглядели как островки среди чащи, подобно тому как жили анклавами и вытесненные сюда люди, окруженные доминировавшими вокруг них китайцами.
В III веке до н. э. начинаются столкновения китайцев с северными кочевыми племе- нами, продолжавшиеся в течение многих веков. В первые шесть веков нашей эры происхо- дило общение с Парфянским царством, Турцией, Месопотамией, Цейлоном, Индией и Индо- китаем, в VIII веке – с арабским миром. Европа знакомилась с жизнью китайцев благодаря неутомимым христианским путешественникам.
С X по XIII век север страны был занят киданями, а вскоре и вся империя на рубеже
XIII—XIV веков в течение 88 лет находилась под властью монголов. На протяжении после- дующих четырех веков между ними сохранялись торговые и культурные связи.
Постоянные дипломатические отношения с западными соседями установились после ряда войн, которые велись в XVIII—XIX веках. Вместе с тем китайские правители всегда воздерживались от каких-либо союзов, ибо были совершенно уверены в собственной непо- бедимости. С 1537 года в результате войн или договоренности иностранные державы полу- чали контроль над китайскими территориями и организовывали там свои поселения. Под давлением западных стран и японцев Китай потерял ряд пограничных территорий и обшир- ные владения на островах.
Как аграрная страна, Китай постоянно ощущал потребность в единой национальной идее, которая смогла бы обьединить страну, поэтому любое вмешательство извне рассмат- ривалось как трагедия и нарушение всеобщего спокойствия.

Э. Вернер. «Мифы и легенды Китая»
15
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом