Главная страница

Материалы сопровождения пациентов стоматологической клиники.docx Речевое мастерство Статья (1). Речевое мастерство Статья (1). Эффективность взаимодействия врача с пациентом, определяется несколькими показателями речевого мастерства


НазваниеЭффективность взаимодействия врача с пациентом, определяется несколькими показателями речевого мастерства
АнкорМатериалы сопровождения пациентов стоматологической клиники.docx Речевое мастерство Статья (1).doc
Дата01.01.2018
Размер113 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРечевое мастерство Статья (1).doc
ТипДокументы
#38699
Каталогboyko_viktor

С этим файлом связано 45 файл(ов). Среди них: Активные прод.docx, КУРАСКУА Троллинг в имплантологии.docx, Материалы сопровождения.docx, Материалы сопровождения.docx, Том 8 В объективе Дуракология.docx, Материалы сопровождения.docx, Гарантии в стоматологии. ч 1.docx, ТОМ 8 Методы внедрения управленческих преобразований.docx, Клиника после обучения персонала.docx, Секция СтАР Психология в стоматологии задачи и обобщение опыта и ещё 35 файл(а).
Показать все связанные файлы

Речевое мастерство стоматолога

Слова – игральные фишки умных людей.

Т.Гоббс (1588–1679), английский философ-материалист
Эффективность взаимодействия врача с пациентом, определяется несколькими показателями речевого мастерства:

  1. Логичность мышления.

  2. Убедительная аргументация.

  3. Краткость выражения мыслей.

  4. Умение передавать «чистую» мысль.

  5. Умение внушать пациенту положительные ожидания и эмоции.

  6. Соответствие сообщаемой информации психофизиологии восприятия устной речи.

  7. «Подстройка» темпа речи врача к скорости переработки пациентом устной информации.

  8. Образность языка.

  9. Понятность языка

  10. Диалоговая форма общения.

  11. Соблюдение речевой профессиональной этики.

  12. Отсутствие «сорных» элементов речи.

  13. Правильные ударения

  14. Отсутствие сниженного стиля речи.

1. Логичность мышления.

Имеется ввиду наличие строгой, линейной логики в информации, сообщаемой пациенту. Признаки логичного мышления: последовательность, упорядоченность излагаемых мыслей, правильность посылок, умозаключений, корректность выведения причинно-следственных связей, использование приемов конкретизации и обобщения.
Логика нужна для любой профессии, даже если человек

занимается физической работой.

Д.С. Лихачев.

Пример нечеткого мышления стоматолога, который не понимает свою ошибку да еще жалуется в Фейсбуке на непонятливого пациента:

«Я сегодня сдала тотальный протез пациенту. Говорю, чтобы привыкнуть быстрее, сосите леденцы. На что пациент сказал, что он все понял. Будет есть мед. Не знаю как вам, а мне это показалось забавным. Ведь речь о разных механизмах адаптации. Я про приспособления языка к пространственным изменениям в полости рта. А он про сладкое вознаграждение за муки привыкания».

Логическая ошибка доктора очевидна: смысл рекомендации не раскрыт, что спровоцировало неверное умозаключение, которое сделал пациент по причине незнания «тонкостей» механизма адаптации.

2. Убедительная аргументация.

Аргументы – это факты, ссылки, цифры, мнения и прочие средства, используемые в доказательстве.

Стоматологу часто приходится что-либо доказывать пациенту: наличие нарушений в полости рта, целесообразность выполнения рекомендованного плана лечения, оптимальность предлагаемого плана, вероятность риска возникновения заболевания, оправданность стоимости услуг, обоснованность определяемых гарантий и т.д.

Есть все основания утверждать, что аргументация – основной способ убеждающего воздействия врача на пациента. Проблемы обычно такие:

  • Доктора используют стереотипные формулировки и рекомендации, не задумываясь над тем, чему они обоснованы и что их нужно обосновать пациенту.

Например, стоматологи приглашают пациентов после лечения прийти на профессиональный осмотр через полгода, не поясняя, почему именно надо поступить так. Один пациент по обратной телефонной связи указал на этот недостаток профессионального общения: «Мою жену врач пригласил на профессиональный осмотр через три месяца, а меня – через полгода. Я что меньше оставил у вас денег?»

Другой пример. Стоматологи не аргументируют периодичность обновления данных об общем здоровье пациента. В одних клиниках эти данные не обновляются вообще со времени первого визита в клинику, в других – через полгода, в третьих – через год, а где-то считают, что данные надо обновлять при каждом визите клинику. Если пациент думающий, если обращается в разные клиники и отмечает различия в отношениях к его здоровью, он делает вывод: «Стоматология – не серьезное направление медицины». (О правильной аргументации советов и требований для пациентов см. «Психология и менеджмент в стоматологии. Том III «Врач и получатель услуг».


Например, ограничивается заключением «зуб подлежит удалению», ориентируясь на жалобы пациента (боль после бани и во время охоты) и показав на прицельном снимке хронический воспалительный процесс (кисту). Однако, не привлекает другие аргументы, которые должны убедить пациента в обоснованности принятого решения: верхняя часть зуба наверняка разрушена, поскольку на нем 15 лет стоит штампованная коронка - она не обеспечивает герметику, под не попадала пища, влага; зуб фактически не держится в десне, поскольку оголен более чем на одну треть, имеет место убыль десны; корни зуба разрушены (резорбция); зуб в таком состоянии после лечения не может быть опорой для ортопедической конструкции, которую надо заменить. Совокупная аргументация удаления зуба в данной клинической ситуации необходима, ибо пациент сказал, что другой врач советовал «спасти зуб», на что доктор не обратил внимание.

  • Врач не считает нужным использовать аргументы в доказательстве чего-либо, поскольку играет «патерналистскую» роль (от лат. pater -папа) – я врач, знаю, что говорю, слушай меня и подчиняйся. Современный потребитель услуг такое поведение стоматолога не приемлет, он ждет пояснений, аргументов.

  • Доктор затрудняется аргументировать свои выводы и рекомендации. В его интеллектуальном репертуаре отсутствует навык доказательного рассуждения.

  • Используются «слабые», неубедительные доводы.

Хоть благородна ваша речь, милорд,

Но слабы ваши доводы и шатки,

Коль вдуматься как следует в их суть.

В. Шекспир. «Король Ричард III».
Например, в качестве аргумента «зачем пациенту надо провести гигиеническую чистку перед лечением» доктора на тренинге говорят: «надо показать уважение врачу», «после чистки можно увидеть дополнительный кариес», «чтобы устранить запах изо рта». Редко звучит основной, сильный аргумент: перед любым стоматологическим вмешательством надо в максимальной степени удалить микробную среду, чтобы повысить эффективность лечения». Прочие аргументы уместно добавлять в зависимости от того, какое лечение предстоит – терапевтическое, пародонтологическое, ортопедическое и т.д. (См. «Психология и менеджмент в стоматологии». Том III «Врач и получатель услуг»).
3.Краткость выражения мыслей.
Это умение высказать желаемое при помощи минимума слов и емких понятий, передающих самую суть информации, адресованную другому лицу. В риторике такой стиль речи называют лапидарным (от лат. lapidarius – высеченный на камне) – предельно краткий и выразительный слог, свойственный надписям на древнеримских памятниках.

Противоположный речевой стиль – многословие, неумение подобрать точные слова и понятия для выражения мыслей, неуместное повторение сказанного в разных варианта.

Многословие всегда неприятно.

М. де Сервантес (1547 – 1616).

К некоторым докторам, склонным увлекаться монологами, применима цитата:

Вся эта пьеса – в десять слов длиною;

Короче пьесы нет, насколько помню;

Но лишние все эти десять слов –

Вот чем она длинна.

В. Шекспир. «Сон в летнюю ночь».
4.Умение передавать «чистую» мысль.
«Чистая» мысль – стиль передачи самой сути высказываний (просьб, советов, требований, предложений и т.п.) без «примеси» характера, настроений, прежних впечатлений высказывающего.

«Нечистая» мысль содержит в себе оттенок плохого характера человека, передает партнерам по взаимодействию недоверие, несет отпечаток подозрительности, агрессивности, сарказма, ехидства, цинизма или негативного коммуникативного опыта. "Нечистая» мысль может передаваться особым подбором слов, мимикой, интонациями. В наибольшей степени она уязвляет адресата, когда выражается при помощи комплекса средств – слов, мимики, жестов, интонаций.

Пример. Стоматолог осуществляет манипуляции во рту у пациента, естественно, пациент постепенно устает и начинает прикрывать рот. Врач спокойно напоминает: «Держите рот шире». – Высказана «чистая» мысль.

А вот иной оборот речи: «Если вы будете закрывать рот, я вам ничего не сделаю!». В таком виде прозвучала «нечистая» мысль, поскольку к сути высказывания добавилась угроза и раздражение врача, возможно, проявилось неприятие данного пациента, эмоциональное выгорание.

«Нечистые» мысли высказываются по причине деструктивных личностных качеств врача – склонность к морализаторству, брюзжанию, поучениям, высокомерию, доминированию в ситуациях общения. Поэтому иные доктора отчитывают пациентов за плохую гигиену в полости рта, укоряют за несвоевременную явку на профилактические приемы, резко порицают за нарушение рекомендаций. Нередко в адрес пациента звучат нравоучения:

«Вы поступаете безответственно».

«Вы взрослый человек, а не понимаете простых вещей».

Иногда стоматолог противопоставляет себя пациенту: «Почему я должен решать за Вас, какой вариант лечения будем выполнять?». – Врач не понимает, что это он, профессионал, должен определить, что и как лучше лечить в данной ситуации, а не перекладывать принятие решения на пациента.

Встречаются обороты речи, принижающие чувство собственного достоинство личности:

«Миленький Вы мой, у Вас женские зубы! Кто Вам это делал? – говорит врач пациенту мужчине.

«Я вижу, Вы меня не понимаете». – Такой фразой врач фактически сказал пациенту: «Вы плохо соображаете». Можно было сказать иначе, не задевая самолюбие собеседника, например, так: «Я, наверное, нечетко сформулировал свою мысль, постараюсь повторить ее еще раз». Или так: «Я не точно выразился, позвольте, уточню свою мысль».

«Вы задали сложный вопрос, и вряд ли Вы поймете суть дела, поскольку здесь много профессиональных сложностей».- Врач уходит от ответа, а кроме того, не понимает, что расписывается в своей профессиональной несостоятельности, в неумении просто и ясно объяснить пациенту то, что его интересует. Как тут не вспоминать одного известного современного специалиста в области спонтанных афоризмов:

«На любом языке я умею говорить со всеми,

но этим инструментом я стараюсь не пользоваться».

Виктор Черномырдин



Негативные мысле-формы и «нечистые» мысли в речи врача могут быть следствием синдрома «эмоционального выгорания». Наиболее тяжелая его стадия – «отравление пациентами», когда врач чувствует хроническое утомление и перенапряжение в сочетании с «тихой ненавистью» к клиентам определенного типа.

Иные люди видят действительность преимущественно в «черном свете», и это провоцирует высказывание «нечистых» мыслей. Они настроены критически, готовы при любых обстоятельствах возмущаться, высказывать недовольство. Внутреннее состояние накладывает отпечаток на общение с окружающими, в том числе с субъектами профессиональной деятельности.

Иногда стоматолог использует «страшилки»:

«У Вас патология пародонта».- Слово «патология» следует заменить, термин «пародонт» лучше не использовать, например, выразить мысль так: «у вас есть заболевание тканей, окружающих зуб(ы)».

«Я должна Вас огорчить. Дело обстоит значительно хуже, чем Вы себе представляете».

«Если Вы не начнете лечение сразу, Вас ожидают серьезные неприятности».

«Все не так просто, как Вы себе представляете».

«Работа значительно сложнее, чем Вам кажется».

«Без брекетов Вы будете жить с таким уродством?».

«У Вас полная патология стираемости».

Особо жесткие негативные мысле-формы обусловлены антигуманными внутренними установками врача.

Например, на одном из занятии по психологии в стоматологии доктор рассказывала о коллеге, детском стоматологе. В адрес ребенка на приеме он угрожал: «Не перестанешь орать, начну сверлить зубы через ухо». - Вопиющий случай явной профссиональной деформации стоматолога.
5.Умение внушать пациенту положительные ожидания и эмоции.
Человеку важно верить в себя, в хорошие результаты лечения. Естественно, речь идет об обоснованных обстоятельствах внушения оптимизма. Надо научиться заменять слова и понятия, имеющие оттенок деструктивности, на слова и понятия, содержащие положительные, конструктивные мысли.

Не говорите:

Говорите:

Не беспокойтесь, не бойтесь

Положитесь на меня

Я Вам ничего не могу обещать

Обещаю Вам сделать все возможное

В таких случаях гарантии не даются

В таких случаях гарантируется точность выполнения технологий, использование сертифицированных материалов, безопасность лечения

Мы решим Вашу проблему

Мы постараемся устранить выявленные нарушения в полости рта

Возможно, нам удастся избежать неприятностей

Мы сделаем все возможное, чтобы получить положительный результат

У вас очень сложный случай, я не возьмусь за него

Вам смогут помочь в клинике, где есть нужные специалисты и методики лечения

По моему мнению, этот зуб надо удалять, но, на всякий случай, приглашу коллегу для консультации

Я приглашу для консультации коллегу, чтобы решить: можно ли сохранить этот зуб


6.Соответствие сообщаемой информации психофизиологии и восприятия устной речи.
Слушатели легче принимают и запоминают вербальную информацию, если она передается простыми предложениями, длина которых 7-9 слов. Труднее усваивать сообщение, в котором много деепричастных и причастных оборотов, сложноподчиненных предложений. Говорящий обычно сам «запутывается» в них и мешает слушателю усвоить речевое послание.

Нужно говорить в среднем темпе, чтобы любой пациент мог усвоить услышанное. Уместно принять на вооружение выражение:

Promptum sit os, non praeceps, moderatum, non lentum. -лат.

Язык бойкий, но не стремительный, спокойный, но не медленный.

Людей раздражают специфические голоса и интонации, препятствующие формированию терапевтического сотрудничества:

  • очень высокие и низкие,

  • очень тихие и громкие,

  • монотонные и «бубнящие»,

  • выражающие недовольство и ворчливость,

  • передающие агрессию и недоброжелательность,

  • звучащие кокетливо и наигранно,

  • слащавые и заискивающие.


7.«Подстройка» темпа речи врача к скорости переработки пациентом устной информации.
Чтобы успешно справиться с этой задачей, врачу надо следовать двум правилам:

Во-первых, замечай, сколь активно, свободно пациент формулирует мысли, сообщая жалобы и пожелания, рассказывая о здоровье, задавая вопросы и отвечая на вопросы. Одни люди формулируют мысли в ускоренном темпе и правильно, другие медленно, с паузами, путанно, затрудняются с подбором нужных слов. По этим наблюдениям несложно сделать вывод: говори быстрее или медленнее, создавая предпосылку эффективного взаимодействия.

Во-вторых, следи за реакциями пациента, когда сам информируешь его о чем-либо: о состоянии полости рта, предлагаемых вариантах лечения и т.д. Успевает или не успевает пациент следить за вашими мыслями, можно понять по глазам – в них можно (с определенной вероятностью) «уловить» работу мысли человека: хорошо вас понимает, затрудняется понимать, согласен с тем, что слышит, или не согласен.
Конечно, эти правила будут действовать, если вы проявляете интерес к пациенту, уважаете его, намерены сформировать терапевтический союз. Напротив, наши советы окажутся бесполезными, если вы спешите свернуть общение, безразличны к информации пациента по тем или иным причинам. Например, он вам чем-то не нравится, сегодня вы не в духе или вы сенсорно недоверчивый человек, т.е. ваши каналы восприятия (зрение, слух, осязание) закрыты для обмена информацией с партнерами по общению.
8.Образность языка.
Характеризуется использованием метафор, ассоциаций, ярких и убедительных примеров. Это оживляет речь, повышает эффективность понимания и запоминания сказанного врачом и, что не менее важно, способствует установлению двусторонней связи – пациенты обычно хорошо реагируют на индивидуальный коммуникативный стиль врача.

Rem dicendo subjiciet oculis.- лат.

Образное изложение делает предмет речи видным.

Однако следует иметь в виду, что образность языка может быть удачной и неуместной.
Примеры допустимых метафор и ассоциаций:

  • Врач рассказывает о необходимости проведения регулярной профессиональной гигиены:

«Основная задача – постоянно уменьшать количество микроорганизмов во рту. Как после тщательной прополки сорняков, требуется регулярный уход за огородом».

  • Стоматолог поясняет процесс возникновения микробной среды:

«Микробы любят темноту, влажность и тепло, а также среду, в которой происходит разрушение органических веществ. Там, где есть токсические отходы, микробы находят себе почву для процветания, идеальное питание».

  • Хирург советует не спешить с удалением зуба: «Зуб – не ноготь, сам не вырастет».

  • Детские стоматологи наработали обширный запас образов и афоризмов, используемых в процессе лечения. Стоматологические термины они заменяют обычными словами, понятными и «приятными» ребенку: слюноотсос – пылесос; кариес – черная точка, коричневая ямка; анестезия – сонная вода; пломбировочный материал - картофельное пюре, жевательная резинка; коффердам – плащ от дождя и т.п.


Пример не удачного использования ассоциации:

  • Ортопед поясняет пациенту естественность дискомфорта, который он испытывает после постановки ортопедической конструкции: «Зубной протез надо какое-то время разнашивать как обувь». – К протезу надо привыкать, а разнашивать протез нельзя, он изготовлен из прочного материала, что известно пациенту.


9.Понятность языка.
К сожалению, к недостаткам вербального мастерства стоматологов следует отнести то, что они обычно используют специальные термины и профессиональные понятия, которые требуют пояснений или замены на простые и общеупотребительные.

An honest tale speeds best,

being plainly told.

Самое лучшее - прямо и просто сказанное слово.

Английская пословица.

В обратной связи с пациентами встречаем раздраженные комментарии клиентов:

«Я уже неоднократно напоминала врачам, чтобы в разговоре при объяснении преимуществ они придерживались понятного, доступного языка или же разъясняли значение терминов, которые употребляют. Иначе мне не понятно преимущество того или иного материала, способа выполнения работы и так далее!»

«Когда доктор-ортодонт объясняет, что надо сделать, то это происходит очень наукообразным языком, т.е. надо переводить с русского на русский».

Приводим выдержки из неискоренимого «сленга» стоматологов, на котором они общаются с пациентами:

эндодонтическое лечение, интактный зуб, периодантальная щель, дистальные (фронтальные) зубы, повышенная адгезивность, культевая вкладка, ретинированнй зуб, гингивит, фасетка, радикс.

А вот излюбленные формулировки предлагаемых пациентам лечебных мероприятий:

сделаем иммобилизацию, проведем шинирование, надо депульпировать зуб, будем активировать крепления бюгельного протеза, будем менять резиновые матрицы внутри замков, сейчас мы вам внедрим конструкции.
Особо «умные» доктора шокируют непросвещенного клиента такими словосочетаниями:

- у вас гипераллергенность;

- у вас ортогностический прикус;

- у вас гиперсаливация;

- на снимке – видимая бифуркация корней;

- имеются деструктивные изменения в пародонте;

- у вас концевой дефект;

- биосовместимая ортопедическая конструкция;

- у вас полипатологическая проблема;

- имплантация – абсолютно физиологичная процедура;

- этот пломбировочный материал не дает усадки;

- консолидация коронковой части;

- надо учесть опцию в решении вашей ортодонтической конструкции;

- дефундируют окружающие ткани зуба;

- патологический карман;

- патологическая стираемость зубов;

- резорбция корня;

- эффект Попова-Годона.

Умудряются доктора одно непонятное для пациента объяснять через другое непонятное. Классический пример – врач уточняет: «У вас клиновидный дефект, то есть некариозное поражение зуба». Вряд ли стоит рассчитывать на то, что обычный пациент понимает смысл слов «некариозное поражение». Или такой вариант: «Надо депульпировать зуб, то есть удалить сосудисто-нервный пучок».

Философ древности Секст Эмпирик (II- II вв н.э.) по поводу таких, с позволения сказать, уточнений посмеивался:

«Человеку, никогда не видевшему лошадь,

нельзя сказать: это животное ржащее».

Как научиться объяснять пациенту на понятном ему языке стоматологические термины и показатели эффективности используемых технологий и материалов? Чтобы успешно справиться с такой задачей, надо соблюдать всего два правила.

Во-первых, следует заменять специальные понятия и термины на общеупотребимые слова, передающие тот же смысл.

Так говорить не следует: Надо сказать так:

  • Гиперсаливация Интенсивное выделение слюны

  • Рецессия десны Оголение корня зуба по причине убыли десны

  • Гингивит Воспаление тканей десны без вовлечения

костной ткани, т.е. гингивит

  • Базисная пластмасса Пластмассовая основа зубного протеза

  • Киста Воспалительный процесс в корне

Зуба

Сложная, неграмотная и непонятная речь создает

коммуникативный барьер между врачом и пациентом.
На занятиях приходится корректировать речь стоматологов, когда они используют непонятные пациентам профессиональные термины: скажите, пожалуйста, иначе, замените термин. Нередко в ответ звучит защитная реакция. Несколько примеров и комментарии к ним:

«Иначе пациент не поймет, что имеет дело с профессионалом». - Все наоборот: использование не понятных слов - показатель низкого профессионального уровня. Профессионал не допускает такую ошибку или сразу исправляет ее.

«Сегодня пациенты грамотные, умеют пользоваться Интернетом». - Откуда вам известно, что перед вами человек, умеющий пользоваться Интернетом, способный запомнить нужное, когда знакомился с информацией в Интернете?

«Когда пациенту что-то не понятно, он спрашивает». - Не каждый человек способен «публично мыслить», т.е. замечать недостатки речи говорящего, тут же формулировать вопрос, преодолев смущение.
Замечено, что подобные защитные реакции проявляют стоматологи, самодовольные, агрессивные, с мощным зарядом негативной психической энергии, не желающие работать над собой. (Не завидую пациентам, которым приходится у них лечиться).
10.Диалоговая форма общения.

Ваша задача вовлечь клиента в обмен мнениями, сделать его полноправным участником взаимодействия при помощи обратной связи «здесь и сейчас».

Диалог можно вести даже с замкнутым, неразговорчивым клиентом. В таких случаях осуществляется косвенный диалог.
Косвенный диалог – способ общения, при котором стоматолог озвучивает вероятные вопросы, мнения или возражения от имени пациента и вслух сам же реагирует на них, выдерживая таким образом принцип субъектных отношений.
Если в косвенном диалоге врач правильно угадывает умонастроения пациента, то через некоторое время он начинает участвовать в общении. Сначала невербально (кивает головой в знак согласия или несогласия, выражает свои мнения мимикой лица), постепенно включает краткие вербальные реакции (угу, да, нет), наконец произносит развернутые суждения или задает вопросы.
Создавая отношения субъектного равенства в форме косвенного диалога, можно использовать такие обращения:

«Вы, наверное, хотели бы спросить…»

«Я понимаю, Вы можете возразить мне…»

«Можно я скажу, что Вы думаете…»

«Я догадываюсь, почему Вы не хотите…»
11.Нарушение речевой профессиональной этики.
В речи стоматолога это проявляется в употреблении слов и терминов, которые вызывают неприятные ассоциации: «грязь в полости рта», «гнилое», «плохой запах из рта».

«У вас челюсть уже начала дубеть?», - спрашивает врач у пациента, сделав анестезию. «Специализировано идем в гайморову пазуху», - врач продолжает свой монолог.

А вот совсем неприемлемый словесный оборот, который позволил себе стоматолог:

«Я вам отрежу кусочек мяса. Срежу зуб до десны, потом вырву нерв».
12.Отсутствие «сорных» элементов речи.

«Сорная» речь – популярный атрибут общения стоматолога с пациентом. Порой в ненужных «так сказать», «вроде бы», «так, так» и прочих «мусорных» словах утопает смысл. Примеры: «Это, как бы кариес … А как вы считаете?».

«Ну, стоимость лечения составит, ну около …».

Причина сорной речи - врач не обучен рефлексии, самоконтролю в процессе говорения.
Избегайте слов-«паразитов», слов мусорных,

ничего не добавляющих к смыслу.

Однако, важная мысль должна быть выражена не «походя»,

а с некоторой остановкой на ней.

Д.С.Лихачев «Раздумья».
13. Правильные ударения.

Грамотная речь – норма для человека с высшим образованием. Плохое впечатление оставляет о себе врач, делающий в словах неправильные ударения. Надо произносить так: договор, обеспечение, каталог, звонишь, томография, начать, документ, ходатайство, брала, в кости (процесс), экипировать (врача, ассистента).
14. Отсутствие сниженного стиля речи.

То есть оборотов и слов, характерных для малокультурной публики. Сами подумайте, как может воспринять пациент такие, например, фразы стоматолога, построенные в стиле Элизы Дуллитл, героини «Пигмалиона» Бернарда Шоу:

«Я должна отметить недержание пломб».

«Женщина, кто вас за бюгель агитировал?»

«Кости, гвозди – не грызть!»

«Сейчас уколемся и откланяемся».

«Поставим анестезию и приступим к лечению».- Извините, ставят клизму

«Сейчас я Вас положу и почищу карманы».- Пациент в ответ вывернул карманы брюк и сказал: «Вы мне уже почистили карманы».

«Я сейчас Вас опущу» - Врач имел в виду опускание кресла.

«Мы сейчас сделаем фасад».

«Я вас начал, я вас кончу». - заверяет доктор пациента, видимо, намереваясь самостоятельно провести весь комплекс лечебных мероприятий.

«Я исправлю вам передок»,- говорит ортопед женщине.
Заключение:

В Ведической цивилизации каждого человека учили очень внимательно следить за своей речью. Пока человек не заговорит, его тяжело узнать. 

Дурака от мудреца можно отличить, когда он заговорит.



перейти в каталог файлов
связь с админом