Главная страница

Хобсбаум Э. - Нации и национализм после 1780 года.-1998. Эрик Хобсбаумации инационализмпосле 1780 года


Скачать 70,01 Mb.
НазваниеЭрик Хобсбаумации инационализмпосле 1780 года
АнкорХобсбаум Э. - Нации и национализм после 1780 года.-1998.pdf
Дата17.05.2018
Размер70,01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKhobsbaum_E_-_Natsii_i_natsionalizm_posle_1780_goda_-1998.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#45313
страница1 из 23
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Эрик
Хобсбаум
ации и
национализм
после 1780 года
АЛЕТЕЙЯ))
‘— с Я Ш ----
-
Предвыборный плакат, призывающий избирателей подать свои голоса за великую Германию. Апрель 1933
Издательство
«АЛЕТЕЙЯ»
Санкт-Петербург
1998
после 1780 года
Перевод с английского А. А. Васильева

И здательство
« А ЛЕТЕ Й Я Сан кт-П етербург
1998

ЛШК 1 3 0 1 А .)
Эрик Хобсбаум — один из самых известных историков, культурологов и политических мыслителей наших дней. Его работы стали вехой в осмыслении современного мира. Нации и национализм после 1780 г — это, быть может, самое актуальное исследование Э. Хобсбаума для российского читателя концах годов X X века. Взвешенные и тщательно обоснованные аргументы британского ученого дают исчерпывающую картину формирования как самого понятия нация, таки процесса образования наций и государств.
На русский язык творчество Э. Хобсбаума переводится впервые.

Для самого широкого крута читателей.
Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Евро­
пейского Университета «Translation Project» при поддержке Регионального издательского центра Института Открытое Общество (OSIBudapest) и Института Открытое общество. Фонд Содействия (OSIAFMoscow).
ISBN-5-89329-048-8
« * Р E U
* k
*
© Издательство «Алетейя» (г. СПб) — 1998 г Васильев А . А . — перевод с английского, 1998 г

Введение
Представим, что однажды, после ядерной войны, на нашу ставшую безжизненной планету прибывает некий
историк-инопланетянин, чтобы выяснить причины катастрофы, зафиксированной приборами его галактики, на далекой крохотной планете. Он или, может быть, она — от умствований на предмет того, как размножаются обитатели иных миров, я воздержусь — обратится к земным архивами книгохранилищам они уцелели, ибо доведенное до совершенства ядерное оружие предназначалось прежде всего для уничтожения людей, а не имущества. Поработав известное время с уцелевшими материалами, наш наблюдатель заключит, что последние 200 лет истории человека на планете Земля останутся совершенно непонятными, если не разобраться прежде в смысле термина нация и его производных Термин этот, надо полагать, обозначает нечто весьма существенное в человеческом бытии. Но что именно Вот где загадка. Инопланетянин познакомится с книгой Уолтера Бэйджхота, который представил историю
XIX века как процесс образования наций, но при этом заметил со свойственным ему здравым смыслом До тех пор, пока нас о ней не спрашивают, мы понимаем что это такое, но тотчас же это объяснить или определить мы не в состоянии Сказанное, может быть, и Walter Bagehot. Physics and Politics. London, 1887.
P. 20-21.
верно для Бэйджхота или для нас с вами — но только не для историков-инопланетян, не обладающих тем человеческим опытом который кажется, и придает идее нации такую убедительность.
Благодаря литературе последних 15 -20 лет сегодня полагаю, было бы вполне возможно снабдить подобного историка кратким библиографическим списком, опираясь на который это существо неведомого нам пола и произвело бы желанный анализ. Подобный список явился бы дополнением к работе АД. Смита Национализм обзор основных тенденций и библиография, где содержатся ссылки на большинство публикаций в данной области, вышедших к 1973 году Это не значит, будто мы бы хотели рекомендовать читателю абсолютно все, написанное в более ранние времена. Из того, что относится к эпохе классического либерализма XIX века, в наш список попало бы весьма немногое — отчасти по причинам, которые мы поясним ниже, а отчасти потому, что тогда вообще чрезвычайно редко появлялись работы, выходившие за рамки упражнений в националистической и расистской риторике. К тому же самые ценные тексты эпохи — например, знаменитая лекция Эрнеста Ренана Что такое нация или соответствующие места из Размышлений о представительном правлении Джона Стю­

арта Милля 2 — особой пространностью не отличались A. D. Smith. Nationalism, A Trend Report and Bib­
liography в Current Sociology, XXI/3, The Hague and Paris,
1973. См. также библиографические обзоры в работах того же автора Theories of Nationalism. London, 2nd ed, 1983 и
The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986. Для лиц, читающих по-английски, профессор Энтони Смит является в настоящее время важнейшим ориентиром в данной области Ernest Renan. Qu'est ce que c’est une nation? //Con­
férence faite en Sorbonne le 11 mars 1882. Paris, 1882; John
Stuart M ill. Considerations on Representative Government.
London, 1861, chapter XVI.
В наш рекомендательный список вошла бы как исторически необходимая, таки факультативная литература, начиная с первой серьезной попытки подойти к данной теме с позиций беспристрастного анализа — я имею ввиду весьма содержательные, хотя и неоцененные по достоинству дебаты марксистов Второго Интернационала по поводу того, что они называли национальным вопросом. Мы еще увидим, почему лучшие умы международного социалистического движения а ведь там были люди, помощи своего интеллекта действительно выдающиеся — всерьез занимались этой проблемой. В этой связи достаточно упомянуть
Каутского, Розу Люксембург, Отто Бауэра и Ленина Отсюда в наш список вошли бы, вероятно, некоторые работы Каутского и, несомненно, Die N ation alitäten
frage Отто Бауэра*. В него, однако, нужно было бы внести и Марксизм и национальный вопрос Сталина — не столько ради весьма скромных, хотя совсем незаурядных теоретических достоинств этой работы пусть даже и не вполне оригинальной, сколько ввиду ее последующего политического воздействия Полезным введением в предмет, которое включает в себя избранные тексты крупнейших марксистов эпохи, служит Georges Haupt, Michel Lowy and Claudie WeilL Les
Marxistes et la question nationale 1848-1914. Paris, 1974. Книга Otto Bauer. Die Nationalitäten frage und die Sozial­
demokratie. Vienna, 1907; (второе издание 1924 г. содержит новое и весьма ценное введение) по непонятным причинам кажется, до сих пор таки не переведена на английский Недавний опыт анализа данной темы см. в Ногасе В. Davis.
Toward а Marxist Theory of Nationalism. New York, 1978.
* Национальный вопрос (нем. — Прим. пер Текст 1913 г. вместе с позднейшими работами опубликован в Joseph Stalin. Marxism and the National and Colonial
Question. London, 1936. Это издание имело широкий международный резонанс, особенно в колониальных и полуколониальных странах, причем не только в коммунистической среде
Далее, в наш список, намой взгляд, не стоило бы включать слишком многое из эпохи тех, кого называют двумя отцами-основателям и академического изучения национализма после Первой мировой войны, — Карлтона Б. Хэйеса и Ганса Кона Вполне естественно, что данная проблема привлекала внимание исследователей в тот период, когда политическая карта Европы в первый и, как оказалось, в последний раз была перекроена по национальному принципу, а вновь возникшие движения за освобождение колоний ив защиту прав стран Третьего мира усвоили терминологию европейского национализма по крайней мере, Ганс Кон уделил этим процессам пристальное внимание Совершенно очевидно и то что написанные в этот период работы содержат обильные заимствования из более ранней литературы, что может избавить исследователя от чтения значительной части первоисточников. Однако в массе своей они устарели — и главным образом потому, что важнейшее открытие эпохи (предугаданное, между прочим марксистами) для всех, кроме националистов, уже давно стало общим местом. Теперь мы понимаем — и не в последнюю очередь благодаря исследованиям эпохи Хэйеса — Кона, — что нации вовсе не являются, как полагал Бэйджхот, столь же древними, как Carleton В. Hayes. The Historical Evolution of Modern
Nationalism. New York, 1931 и Hans Kohn. The Idea of
Nationalism. A Study in its Origin and Background. New York,
1944 содержат ценный исторический материал. Выражение «отцы-основатели» заимствовано из А, Kemiläinen.
Nationalism. Problems Concerning the Word, the Concept and
Classification. Jyväskylä, 1964, серьезной работы по истории терминологии и понятийного аппарата национализма См. его History of Nationalism in the East. London,
1929; Nationalism and Imperialism in the Hither East. New
York, 1932.
и сама история Современный смысл данного слова возник не раньше XVIII века — или самое большее его нечетного предшественника.
В последующие десятилетия академическая литература по национализму умножилась, но особых успехов не достигла. Некоторые, пожалуй, сочтут важным вкладом в изучение проблемы работу Карла Дой-
ча, подчеркнувшего роль социальной коммуникации в процессе становления наций однако, намой взгляд наш список мог бы обойтись и без этого автора.2
Не вполне ясно, почему последние два десятилетия стали для литературы о нациях и национализме временем особой плодовитости впрочем, вопрос этот актуален лишь для тех, кто действительно полагает что такой расцвет имел место, — между тем подобный взгляд отнюдь не является общепринятым. (Данную проблему мы кратко рассмотрим в заключительной главе) Как бы тони было, автор настоящей книги считает, что оригинальных работ, освещающих вопрос о природе наций и национальных движений и об их роли в историческом развитии, в 1968-1988 гг. появилось больше, чем за любой предшествующий летний период. В дальнейшем станет ясно, какие из них я нахожу особенно интересными, однако несколько ценных трудов стоит, пожалуй, отметить уже сейчас (в их число автор счел возможным включить только одно из собственных сочинений поданной теме Нижеследующий краткий список может служить введени­
1 W. Bagehot. Physics and Politics, P. 83.
2 Karl W. Deutsch. Nationalism and Social Communication.
An Enquiry into the Foundations of Nationality. Cambridge
MA, 1953.
8 Кроме посвященных данной проблеме отдельных глав в книгах The Age of Revolution 1789-1848 (1962), The Age
of Capital 1848-1875 (1975) и The Age of Empire 1875-1914
ем в предмет. Он выполнен в алфавитном порядке — за исключением выделенной особо работы Мирослава
Хроча, открывшей новую эпоху в изучении состава
национально-освободительных движений roch, M iroslav. Social Preconditions o f National
R evival in Europe. Cambridge, Сюда вошли результаты двух работ, опубликованных автором в Праге в 1968 и 1971 гг.
A nderson, B enedict. Imagined Communities. London,
1983.
A rm stron g, J . N ations before N ationalism . Chapel
H ill, 1982.
B reuilly, J . N ationalism and the State. M anchester,
1982.
C o le , J o h n W . & Wo l f , E ric R . The H id d en
Frontier : Ecology and Ethnicity in an Alpine Valley. New
York — London, 1974.
Fishman, J . (ed.) Language Problems of Developing
Countries. New York, 1968.
Gellner, E rnest. N ations and N ationalism . Oxford,
1983.
(1987), сюда относятся работы «The attitude of popular classes
towards national movements for independence» (кельтские районы Великобритании) в Commission Internationale
d’Histoire des Mouvements Sociaux et Structures Sociales,
Mouvements nationaux d’indépendance et classes populaires
aux XIXe et XXe siècles en Occident et en Orient, 2 vols. Paris,
1971, vol. 1, P. 34-44; «Some reflections on nationalism» в
T. J. Nossiter, A. Я. Hanson, Stein Rokkan (eds.). Imagination
and Precision in the Social Sciences; Essays in Memory of
Peter Nettl. London, 1972, P. 385-406; Reflections on «The
Break-Up of Britain» (New Left Review, 105, 1977); «What
is the worker’s country?» (гл. 4 моей книги Worlds of Labour,
London, 1984); «Working-class internationalism» — в F. van
Holthoon and Marcel van der Linden (eds.). Internationalism
in the Labour Movement. Leiden—New York—Copenhagen—
Cologne, 1988, P. 2-16.

H obsbaw m , Е . J . Æ R a n g er, Terence (e d s.) The
Invention of Tradition. Cambridge, 1983.
Sm ith, A D. Theories o f Nationalism (2nd edy London,
1983.
S zü c s, J e n ö . N a tio n und G esch ich te : S tu d ie n .
Budapest, 1981.
Tilly, C. (ed.) The Form ation of N ational States in
W estern Europe. Princeton, И наконец, я не могу не прибавить сюда блестящий очерк, написанный с позиции субъективного отождествления с нацией, нов тоже время — с исключительно ясным сознанием ее, нации, исторической обусловленности и изменчивости — Gwyn, А .
W illiam s. When was W ales? в его кы.: The W elsh in
their H istory. London — Canberra, Указанная литература вращается главным образом вокруг следующего вопроса что такое нация (или данная конкретная нация Ибо главная особенность этого способа классификации человеческих групп такова те, кто принадлежит к нации, утверждают что последняя представляет собой в известном смысле важнейшую коренную предпосылку социального бытия и даже индивидуальной идентификации ее членов — при этом, однако, совершенно невозможно указать сколько-нибудь удовлетворительный критерий который позволил бы нам определить, какие именно из многочисленных человеческих сообществ должны носить ярлык нации. Само по себе это неудивительно, ведь если мы считаем феномен нации недавним пришельцем в мире человеческой истории то вполне естественно, что поначалу он встретится нам в виде, так сказать, отдельных разрозненных колоний, а не сплошной массы, заселившей обширные пространства земного шара. Но ведь проблема в томи заключается, что мы неспособны растолковать наблюдателю, как a priori отличить нацию от других человеческих сообществ и групп — подобно тому, как можем мы ему объяснить различие между мышью и ящерицей или между отдельными видами птиц. Если бы за нациями можно было наблюдать примерно также, как и за птицами, занятие это не составило бы особого труда.
Попытки установить, объективные критерии статуса нации или же объяснить, почему некоторые группы превратились в нации, а другие — нет, предпринимались часто они опирались либо на один критерий, например, язык или этническую принадлежность либо на совокупность таких критериев, как язык, общая территория, общая история, культурные характеристики и т. п. Определение, данное Сталиным, является, вероятно, наиболее известным, но, безусловно, далеко не единственным подобным опытом Все эти попытки дать объективное определение нации оказывались безуспешными и по вполне очевидной причине лишь некоторые из обширного класса соответствующих подобным определениям общностей можно причислить к нациям совершенно не задумываясь а значит, всегда находятся исключения. Иными словами, либо феномены, формально подходящие под определение, нациями, вне всяких сомнений, фактически не являются (еще не являются) или не обладают национальным самосознанием, либо бесспорные нации не соответствуют предложенному критерию или совокупности критериев. Да и может ли быть иначе, если учесть, что в жесткие рамки единообразия, всеобщности и постоянства мы пытаемся вогнать Нация представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую общность языка, территории, экономической жизни и духовного склада, проявившуюся в общности культуры. Joseph Stalin. Marxism and the National and
Colonial Question. P. 8.
явление исторически новое, становящееся, изменчивое и даже в наше время распространенное далеко не
всюду?
Более того, сами же критерии, используемые в подобных определениях — язык, этнические характеристики инее прочее, — являются, как мы убедимся в дальнейшем, весьма зыбкими, неустойчивыми и двусмысленными и путешественнику, желающему определить свое местонахождение, они помогут не больше, чем очертания облаков по сравнению с четкими ориентирами на местности. Разумеется, по этой причине их чрезвычайно удобно использовать в пропагандистских лозунгах и политических программах — но отнюдь не в целях строгого описания. Характерный пример националистического применения подобных объективных критериев дает нам современная политическая жизнь Азии:

«Те жители Цейлона, которые говорят на тамильском, по всем основным критериям национальной общности составляют нацию, отличную от сингальской нации. Во-первых, они имеют особое историческое прошлое, связанное с Цейлоном и, по крайней мере столь же древнее и славное, как и прошлое сингаль­
цев (sic). Во-вторых, они образуют совершенно отличную от сингальской языковую общность, опирающуюся как на непревзойденное классическое наследие, таки на современную языковую эволюцию, благодаря которой тамильский язык полностью соответствует всем потребностям сегодняшней жизни. И наконец, в-треть- их, тамилы компактно проживают в определенных районах Alankai Tamil Arasu Kadchi
. The case for a federal
constitution for Ceylon. Colombo, 1951,
n h t
no: Robert N.
Kearney. Ethnic conflict and the Tamil separatist movement
in Sri Lanka //Asian Survey, 25, 9 September, 1985, P. 904.
Практическая цель этого пассажа вполне очевидна опираясь на идеи тамильского национализма, обосновать претензии на автономию или независимость для региона, составляющего, как утверждается, более одной трети острова Шри Ланка. Все остальное в этом тексте — иллюзия, далекая от реальности. Он затушевывает тот факт, что зона обитания тамилов состоит из двух географически изолированных областей, населенных тамилоязычными жителями разного происхождения (коренными цейлонцами и недавно прибывшими из Индии рабочими-иммигрантами соответственно. Не сказано здесь и о том, что в зоне сплошного расселения тамилов есть районы, где до трети жителей составляют сингальцы и доте носители тамильского языка, которые отказались считать себя тамилами по национальности, предпочитая определение мусульманин (мавр. В самом деле даже если оставить в стороне центральный регион сего иммигрантами, вовсе не очевидно, что основная зона компактного проживания тамилов может быть охарактеризована как единое пространство в каком либо ином смысле, кроме чисто картографического здесь есть области с явным преобладанием тамильского населения (от 71 до 95% — Баттикалса, Муллайтиву,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов
связь с админом