Главная страница

конспект предмета философия 2. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы


Скачать 467,91 Kb.
НазваниеФилософия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы
Анкорконспект предмета философия 2.docx
Дата15.11.2016
Размер467,91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkonspekt_predmeta_filosofia_2.docx
ТипДокументы
#4441
страница3 из 4
Каталогid132860144

С этим файлом связано 31 файл(ов). Среди них: IMG_1927.jpg, Fiziologia_cheloveka_v_skhemakh_i_tablitsakh_Brin_V.djvu, Genes_Dev_-1998-Burden-133-48.pdf, zollinger_39_s_atlas_of_surgical_operations_8th_ed.chm, NERVOVA_TA_GUMORAL_NA_REGULYaTsIYa_VEGETATIVNIK.doc, R_M_Zollinger_Atlas_khirurgicheskikh_operatsy.pdf, 14_-_Endokrinalogia_i_reproduktsia.pdf, Neyrohimiya_2010.djvu, Microbio_virusy_Grippa_i_ORVI_tablichka_1.pdf и ещё 21 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4

Наука, ее когнитивный и социокультурный статусы


Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях.

В формировании и последующей динамике науки выделяются две большие стадии, которые отличаются способом построения знания и различными возможностями реализации полученных результатов – зарождающаяся наука (преднаука) и собственно наука (научно-теоретическое знание).

Наука в собственном смысле слова сформировалась не во всех цивилизациях. Для ее возникновения необходимы определенные предпосылки, укорененные в соответствующем культурном пространстве.

В восточных культурах НЕ сложился тот тип знания, который интерпретировался как научно-теоретическое знание. Это было связано, в частности, с доминированием традиций, с ограничением инноваций; с рецептурным характером знаний, ограничивающим прогностические возможности полученных знаний и др.

Иные социокультурные условия сложились в Древней Греции, где существовала полисная организация общественной жизни, обеспечивающая свободное общение граждан, возможность участвовать в открытых дискуссиях, обосновывать, доказывать и опровергать выдвигаемые мнения. В античности сформировались предпосылки для перехода к собственно науке, был выработан исторически первый образец теоретического знания – эвклидова геометрия, но в то же время не было развито теоретическое естествознание.

Недостатком античной науки было то, что она не открыла экспериментального метода. Постижение мира было, прежде всего, теоретическим, умозрительным.

Для возникновения практико-экспериментального способа постижения мира необходимо было изменение мировоззренческих ориентаций (представлений о человеке, мире, об отношении человека к миру), которые укоренились в европейской культуре только к XVI в. Эпоха Нового времени, т.е. XVI – XVII вв. – период становления теоретического естествознания. С этого времени наука утверждается в культуре в качестве самостоятельной ценности. Становление теоретического естествознания – это вторая веха в исторической динамике науки.

В теоретическом естествознании был заложен эвристический потенциал, связанный с возможностью применения естественнонаучных знаний в производстве. В ХIХ в., когда научные знания постепенно начинают внедряться в производство появляется особый слой исследований – технические науки. Одновременно начался процесс формирования социальных и гуманитарных наук, возникновение которых во многом было обусловлено потребностью в регуляции быстро меняющихся социальных отношений.

Наука может рассматриваться в трех ипостасях:

– как особого рода деятельность

– как сумма научных знаний

– как социальный институт

1) Наука, рассматриваемая как деятельность, предполагает вычленение структуры деятельности, в которой выделяются субъектная и предметная стороны. Субъектная сторона включает субъекта деятельности, с его целями, ценностями, мировоззренческими ориентациями, знаниями операций деятельности, использующего определенные средства. Операции и средства имеют сложный, неоднозначный (амбивалентный) характер, поэтому они включаются не только в субъектную, но и в предметную структуру. В этом отношении предметная сторона предстает как взаимодействие средств с предметом деятельности (в качестве которого может выступать не только природа, но и человек, его бытие в жизненном мире, социум в целом). В структуру деятельности включаются также ее результат, как опредмеченная цель.

2) Результатом научного познания является сумма научных знаний. В зависимости от уровня научного познания (эмпирического или теоретического) знание может быть представлено в различных формах.

Основными формы знания – факт и теория.

Понятие факт используется, по крайней мере, в двух значениях. Во-первых, для обозначения события (явления), которое имело место в определенном культурном пространстве; во-вторых, этим понятием обозначается знание о том, что то или иное событие (явление) действительно состоялось.

Теория – такая форма научного знания, которая представляет собой непротиворечивую систему идей, раскрывающую сущностные и закономерные связи действительности, на основе которой осуществляется объяснение и предвидение.

Научное знание выступает как развивающаяся система. В качестве механизмов возникновения и динамики нового знания могут быть выделены внутридисциплинарные и междисциплинарные. С одной стороны, развитие знаний может происходить внутри отдельной научной дисциплины за счет рассогласования эмпирических фактов и существующего теоретического знания. С другой стороны, развитие научных знаний осуществляется в результате междисциплинарного взаимодействия, когда категориальные средства, принципы и установки, разработанные в конкретной дисциплине, транслируются в соседние отрасли знания, меняют стратегию исследования и способствуют возникновению нового научного знания.

Современная наука сохраняет свою дисциплинарную организацию. Но все чаще объекты, которые она исследует, обретают комплексный характер. Это приводит к усилению междисциплинарных взаимодействий, причем имеет место не только взаимодействие между естественными и техническими науками, но и между естественными и гуманитарными, следствием чего является возникновение новых научных дисциплин. Междисциплинарные взаимодействия могут накладываться на внутридисциплинарные и даже управлять ими.

3) Наука – это феномен культуры и поэтому предстает как явление социальное. Взаимодействие науки и общества предполагает ее институциональную интерпретацию. Институализация науки (функционирование науки как социального института) связана с появлением системы учреждений, научных сообществ, внутри которых существуют различные формы коммуникации, утверждаются этические правила и нормы, регулирующие научный поиск; она связана с организацией научных исследований и со способом воспроизводства субъекта научной деятельности.

В развитии науки как социального института выделяется несколько этапов.

Начало процесса ее институализации относится к XVII в. В этот период появляются первые сообщества ученых, наука заявляет о своих целях, формулирует правила, которые должны выполнять те, кто посвящает себя исследовательской деятельности, за наукой закрепляется ее самоценный статус.

Второй этап институализации науки относится к концу XIX – началу XX в., когда оформляется профессия научного работника и начинается этап профессионализации научной деятельности. Рост научной информации, дисциплинарная организация науки ставит задачу специальной подготовки субъекта научной деятельности. Происходит соединение науки и образования, которое начинает строиться как преподавание отдельных научных дисциплин. На этом этапе не только научное сообщество, но и общество в целом отчетливо осознает экономическую эффективность науки, а прогресс общества во многом начинает связываться с внедрением научных знаний в производство

Начало третьего этапа в функционировании науки как социального института относится к середине ХХ в. Наука все более напоминает большое производство, создаются научно-производственные комплексы, используется дорогостоящее оборудование, осуществляется государственное финансирование научных проектов и т.д. В связи с развитием высоких технологий меняются формы трансляции знания, возникают новые формы коммуникации между учеными. На этом этапе изменяются нормативно-ценностные ориентации научной деятельности, все отчетливее обозначается проблема социальной ответственности ученого, а предвидение последствий внедрения научных результатов становится социально необходимым.

Взаимоотношение науки как социального института и общества имеет двухсторонний характер: наука получает поддержку со стороны общества, давая ему то, что полезно и необходимо для его прогрессивного развития.

Научное познание выступает как специфическая форма освоения действительности наряду с обыденным, художественным, религиозным и др. способами ее изучения. Особенности научного познания во многом обусловлены целями, которые наука ставит перед собой. Эти цели связаны прежде всего с производством нового, истинного знания.

Специфическая особенность научного познания – стремление выявить устойчивые, повторяющиеся связи, сформулировать законы, по которым развивается мир, представленный как объект. Такой подход позволяет говорить, что наука имеет дело с объективным знанием, в которое не включается личностная компонента. Особенностью является и то, что наука имеет дело не только с объектами наличной практики, но выходит за ее пределы, вводит представление о «возможных мирах». Соответственно, ориентация науки на исследование объектов, не заданных наличной практикой, предполагает разработку особых средств и методов исследования.

В качестве средств исследования, с одной стороны, выступают материальные средства наблюдения и экспериментальные установки, которые усиливают естественные органы человека; с другой – язык науки, для которого характерны определенность терминов и понятий, стремление к четкости и однозначности и др. Поскольку наука дисциплинарно организована, то каждая наука внутри себя создает определенный языковой категориальный аппарат, который трансформируется в процессе эволюции как за счет внутридисциплинарных, так и за счет междисциплинарных механизмов развития знания.

Освоение наукой объектов исследования, вовлечение их в сферу исследовательского интереса предполагает использование разнообразных методов.

Метод выступает как система регулятивных принципов, с помощью которых генерируется знание.

Каждая наука внутри себя нарабатывает совокупность методов, которые определяют путь исследования (частнонаучные методы).

Вместе с тем в каждой науке могут использоваться методы, наработанные в соседних отраслях знания. В этом случае речь может идти об общенаучных методах. К числу общенаучных методов относят анализ, синтез, системный и функциональный подходы, статистический метод.

Говорят и о философских методах. Это методы, разрабатывающиеся рамках философии и задающие исследованию самые общие установки, генеральную стратегию, но не заменяющие специальные методы и не определяющие окончательный результат. Наиболее общими философскими методами являются диалектический и метафизический. В последнее время разрабатываются другие философские методы: герменевтический, исторический, компаративный.

Средства и методы, используемые в науке, способствуют достижению результата, в качестве которого выступают научное знание, обладающее особыми свойствами (системностью, обоснованностью, непротиворечивостью, воспроизводимостью и др.).

Для достижения такого типа результата необходим субъект научного познания. Это специально подготовленный человек, который обязан не только освоить средства и методы соответствующей науки, но и усвоить этические правила и нормы, регулирующие научный поиск.

34. Перспективы развития науки и ее гуманистическое измерение

Функционирование науки, ее статус в культуре во многом сопряжен с реализацией двух функций:

– технико-технологической

– мировоззренческой.

Западноевропейская цивилизация, базирующаяся на науке (как одной из ценностей), имела свои достижения: она обеспечила рост производства, улучшение качества жизни, в ней утвердилась идея прогресса, личной инициативы, свободы, демократии. Наука в полемике с религией отстояла свое право на участие в формировании мировоззрения, становлении критически-рефлексивного способа мышления

Но кризис техногенной цивилизации стимулировал обсуждение перспектив развития науки. Эти перспективы могут быть связаны с дальнейшей реализацией этих функций. Без науки невозможно развитие высоких технологий, разрешение глобальных проблем современности, разработка моделей будущего развития цивилизации и т. д. Наука обязана сохранить свою роль в формировании мировоззрения, в противном случае может возникнуть ситуация взрыва мистики, доминирования «околонаучного» сознания, граничащего с обскурантизмом, духовидчеством и всякого рода «мракобесием».

В процессе реализации своих основных функций современная наука демонстрирует изменение своего образа. В современной науке (биологии, космологии, синергетике, гуманитарных науках) разрабатываются идеи и принципы, меняющие традиционные представления об объектах. Они начинают рассматриваться как исторически развивающиеся, имеющие «человеческое измерение», обладающие «синергетическими эффектами».

Современная наука включила в сферу своего исследования особый тип объектов, которые носят комплексный характер и затрагивают человеческое бытие. Это человекоразмерные объекты. При изучении таких объектов тезис о «ценностной нейтральности» знания оказался некорректным. Объективно истинное знание (как цель научного познания) не только допускает, но в явном виде предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. Наука все отчетливее демонстрирует связь внутринаучных ценностей с вненаучными ценностями общесоциального характера. Экспликация этой связи в современных программно-ориентированных исследованиях осуществляется при социальной экспертизе программ.

В ходе исследовательской деятельности с человекоразмерными объектами ученый решает проблемы этического характера, определяя границы возможного вмешательства в объект. Внутренняя этика науки при этом соотносится с общегуманистическими принципами и ценностями. Эта ситуация вызывает необходимость проведения этической экспертизы научных проектов.

Наука как деятельность по продуцированию нового знания и социальный институт в процессе исторической динамики неоднократно меняла свой образ. Являясь ценностью техногенной цивилизации, она задает возможность формирования критически-рефлексивного способа мышления, служит основанием ведения рациональной дискуссии, а ее методологический арсенал выступает средством познания как природных, так и социальных явлений.

Эволюционируя в культуре, наука осваивала различные типы системных объектов. Поставив в центр исследования уникальные, саморазвивающиеся системы, в которые органично включен человек, современная наука вступила в особую стадию, когда гуманистические ориентиры становятся приоритетными в выборе дальнейших стратегий научного поиска.

35.Основные философско-теоретические модели общества

Раздел философии, посвященный исследованию общественной жизни, называется социальной философией. Становление социальной философии как особой дисциплины философского знания относится к 20–40-м гг. XIX в.

Предметом социальной философии являются наиболее общие основания, условия и закономерности жизни общества. В литературе приводятся разнообразные определения общества. В частности, общество определяется как:

– выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития;

– система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат;

– система взаимодействия между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей;

– система социальной коммуникации между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценностей культуры;

– система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами;

– система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

– система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каждой из которых реализуются соответствующие потребности и интересы общества.

Проблемное поле социальной философии составляют исследования качественной специфики социальной реальности, фундаментальных закономерностей функционирования общества, его ценностных устоев и социальных идеалов, а также логики и перспектив социальных процессов.

Специфика метода социально-философского познания обусловлена тем, что в отличие от познания естественнонаучного, которое ориентировано на исследование объективно-предметной реальности, социальное познание имеет дело с объект-субъектными и субъект-субъектными взаимодействиями. Социальные события и процессы характеризуются:

– принципиальной контекстностью: никакой предмет нельзя взять «сам по себе», абстрактно;

– сложным сочетанием объективных и субъективных факторов;

– переплетением материальных и духовных проявлений социальной жизни.

Развитие представлений о социальной реальности происходило в условиях подчас острого противостояния различных подходов. К середине ХIХ в. в обществознании утвердили свои позиции натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы.

Натуралистический подход в социальной философии активно формировался в XVIII в. под влиянием успехов естествознания, развивался в XIX в., а также был распространен и в XX в. Его представители (Томас Гоббс, Поль Анри Гольбах, Шарль Монтескье, Герберт Спенсер, Александр Чижевский, Лев Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества.

Культуроцентристский подход, опиравшийся на труды Иоганна Гердера, Иммануила Канта, Георга Гегеля и др., рассматривал общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами.

Психологический подход, представленный работами Лестера Фрэнка Уорда, Жана Габриэля Тарда, Вильфредо Парето, а затем продолженный в социально-психологической традиции в творчестве Зигмунда Фрейда, Эриха Фромма, Карен Хорни и др., рассматривал общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; желания; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всего общества.

Идеи, развитые в рамках этих традиций, оказали большое влияние на развитие социальной философии, для них был характерен определенный редукционизм – стремление мыслителей найти единую субстанцию социального разнообразия, объяснить его близко к идеалам точности и объективизма классического естествознания, преимущественно внеисторическая и созерцательная интерпретация человека как социального субъекта.

Стремлением преодолеть редукционизм были продиктованы такие влиятельные течения в социальной философии конца ХIХ в., как социологизм и историцизм.

Социологизм — социально-философская традиция, связанная с трактовкой общества и его развития как объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию. Концептуальное оформление социологизма связано с именем Эмиля Дюркгейма (1858–1917). Классическое выражение социологизма — марксистская модель социальной реальности. Марксизм отверг субъективизм и идеализм в объяснении социальных явлений, выдвинул материалистическую идею, согласно которой общество — результат развития общественно-исторической практики людей. Выделение объективных (экономических) оснований общественной жизни позволило К. Марксу выявить системную социально-экономическую обусловленность многообразных общественных явлений социально-политического, духовного порядка.

Историцизм — традиция познания, которая опирается на идею снятия субъект-объектной оппозиции социальной и исторической реальности на основе имманентной включенности в нее познающего субъекта. Основатель традиции Вильгельм Дильтей предложил предметное разграничение естествознания как комплекса «наук о природе» и обществознания как ряда «наук о духе» и обратил внимание на то, что исследование социального, исторического события предполагает не только его объяснение, но и понимание. В рамках программы историцизма представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) была поставлена проблема особых социогуманитарных методов исследования социальной реальности.

В деятельности этих направлений, если попытаться суммировать все их наработки, сложились три фундаментальных теоретических концепции общества, оказавших заметное влияние на развитие современного обществознания.

Общество как реляционная система («система общественных отношений»). Исходным для этой концепции является сформулированное К. Марксом материалистическое понимание истории, гласящее, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иными словами, материальная жизнь общества (то есть способ производства и те экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ) определяет его духовную жизнь (совокупность общественных взглядов, желаний и настроений людей). Общество прежде всего «выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу».

Основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые Маркс называет также материальными и базисными. Материальными они являются, поскольку складываются между людьми с объективной необходимостью, существуя вне и независимо от их воли и желания – чтобы существовать, люди вынуждены совместно участвовать в производстве материальных благ, вступать в торговые связи и т.п.. Базисными же они выступают, поскольку определяют экономический строй общества, а также полностью определяют соответствующую ему надстройку – политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские и другие отношения, а также соответствующие им учреждения (государство, политические партии, церкви и т.д.) и идеи.

Общество как структурно-функциональная система. Основатель школы структурного функционализма в американской социологии ХХ века Толкотт Парсонс, интерпретируя общество, констатирует важную роль индивидуальной деятельности людей. Он исходит из того, что системообразующим элементом общества является именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии с тем статусом, который он имеет в обществе.

В дальнейшем Т. Парсонс начинает использовать в интерпретации общества парадигму социологического универсализма, ориентированную не столько на изучение мотивов и смыслов индивидуальных социальных действий, сколько на функционирование обезличенных структурных компонентов общества – его подсистем. Используя системные представления биологии, он сформулировал четыре функциональных требования, предъявляемых к системам:

  1. адаптации (к физическому окружению);

  2. целедостижения (получения удовлетворения);

  3. интеграции (поддержания безконфликтности и гармонии внутри системы);

  4. воспроизводства структуры и снятия напряжений, латентность системы (поддержание образцов, сохранение нормативных предписаний и обеспечение следования им).

В обществе эти четыре функции социальной системы, известные под аббревиатурой AGIL (А – адаптация, G – целеполагание, I – интеграция, L – латентность) обеспечиваются соответствующими социальными подсистемами (экономика – политика – право – социализация). Вместе с тем, они дополняют друг друга как части единого социального организма, позволяя соизмерять социальные действия акторов, избегать противоречий. Это достигается с помощью символических посредников – «средств обмена», в качестве которых выступают деньги (А), власть (G), влияние (I) и ценностные приверженности, обеспечивающие общественное признание и доставляющие удовлетворение от занятия любимым делом (L). В итоге достигается равновесие социальной системы и стабильное, бесконфликтное существование общества в целом.

Общество как результат рационализации социального действия. Известный немецкий социолог и социальный философ конца XIX – начала ХХ вв. Максимилиан Вебер, являющийся основателем «понимающей социологии», также исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако в этом процессе для него определяющим в понимании того, что собой представляет современное общество, выступает характер социальных действий индивидов. Понять его – значит объяснить происходящее в обществе. В этом сущность исследовательского подхода М. Вебера, получившего название методологического индивидуализма.

Системообразующим элементом в теоретической модели общества М. Вебера является социальное действие, которое в отличие от обычных действий человека обладает двумя обязательными признаками – «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориентацией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие.

Характеризуя социальные действия индивидов, М. Вебер выделяет четыре его основных типа, которые встречаются в современном обществе:

  1. аффективное – основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;

  2. традиционное – побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имеющим характер социального автоматизма;

  3. ценностно-рациональное – характеризующееся сознательным следованиям принятой в обществе или социальной группе системе ценностей, независимо от реальных его последствий;

  4. целерациональное – определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и рассчетливым подбором соответствующих и достаточных для ее достижения средств, критерием чего выступает достигнутый успех совершенного действия.

Если в традиционных (доиндустриальных) обществах господствовали первые три типа социального действия, для современной западной цивилизации типичным является целерациональное действие. Приобретая универсальный характер, целерациональное действие ведет к рационализации всей общественной жизни и «расколдованию мира», устранению ориентации на традиционные ценности как предрассудки. Формально-рациональное начало конституирует и определяет существование всех сфер общества и деятельности людей.

В рассмотренных теоретических моделях общества, также как и в приобретших популярность в ХХ веке концепциях Дж. Г. Мида, Ю. Хабермаса, П. Бурдье и ряда других мыслителей, отчетливо просматривается философское понимание социума как субъективно-объективной реальности. Различие же между ними в том, что рассматривается в них в качестве системообразующих элементов общества, в конечном счете – социальное действие как субстрат «субъективного смысла» или обезличенные социальные структуры, функции которых приобретают объективно-закономерный характер.

36.Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике

Общество – это системное целостное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать:

– система человеческой деятельности;

– взаимодействия между людьми;

– характер социальной коммуникации;

– отношения между большими социальными группами – классами, нациями и др.;

– система социальных институтов – экономических, политико-правовых и др.;

– сферы общественной жизни — материальная, духовная, управленческая, социальная.

«Общий знаменатель» этих подходов к структурированию общества – идея системы, системности. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас.

Но системный подход сам по себе недостаточен. Специфику социальной системе придает ее основной элемент — человек, который обладает способностью познавать общественные процессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении общества на основе социального опыта и знаний. Французский социолог XIX в. Огюст Конт выдвинул плодотворную идею о том, что основой жизни общества, причиной его многообразия и системности является совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. А. Сорокиным, Т. Парсонсом и др.

Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Социальные отношения – это отношения и связи между большими социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе совместной деятельности и общения.

Интеграция деятельностного и системного подходов к обществу позволила рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя условия своего существования. Это саморазвивающаяся система, которой присущи такие системные характеристики, как самодостаточность, рефлексивность, вариативность, нелинейность развития.

Исследование природы общественной жизни затрагивает проблему социогенеза — возникновения общества. Выделяют несколько подходов к интерпретации этого процесса.

Креационистский подход (от лат. сreatio — сотворение) формировался в русле религиозного понимания общества.

Натуралистический подход утверждал естественный характер возникновения общества, причем качественные различия между закономерностями общества и природы представители этого подхода (Платон, Аристотель, Ш. Монтескье, И. И. Мечников, Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.), как правило, не рассматривали.

Эволюционистский подход трактовал возникновение общества как результат выделения общества из природы в процессе длительной исторической эволюции. Наиболее важные вехи социогенеза: трудовая деятельность, возникновение мышления, речи, многообразных форм социальности, культуры вместе с возникшими в результате неолитической революции моногамной семьей, институтом частной собственности, государством, сложными формами духовности.

Эволюционная трактовка происхождения общества стимулировала формирование в ХХ в. игровой (Й. Хейзинга), культурно-символической (Э. Кассирер, Л. Мэмфорд), психоаналитической (З. Фрейд и др.) концепций социогенеза, которые рассматривали культурное творчество человека как ведущий фактор этого процесса.

В рассказе о моделях социогенеза можно опираться на материал о моделях антропогенеза (вопрос 25). Вообще говоря, более правильно говорить об антропосоциогенезе, потому что человек – жестко общественное существо, и говорить о происхождении и эволюции человека в отрыве от происхождения и эволюции общества невозможно.

Основные формы социальной динамики — это эволюционные (постепенные) изменения и революционные (коренные) преобразования в обществе.

Эволюционные или реформаторские социальные движения происходят в рамках устоявшегося социального порядка, опираются на совершенствование законодательства. Вместе с тем, реформаторские социальные движения могут приводить к глубоким и резким (сжатым во времени) социальным изменениям – революциям. Причина революции — это чаще всего глубокие социально-экономические противоречия, разрешение которых осуществляется путем ниспровержения общественного строя. При этом происходит изменение классово-социальной системы, политических институтов, системы социальных ценностей и отношений. Проблема социально-исторической оправданности революции не может быть решена однозначно. В целом в XX в. в социальной философии преобладало критическое отношение к революции как форме социальных изменений.

37.Проблема субъекта и движущих сил истории

Развитие и функционирование общества определяется рядом закономерностей. Специфика социальных закономерностей состоит в том, что они действуют, с одной стороны, объективно, независимо от человека, но с другой — через деятельность людей, благодаря их активности. Это внутреннее противоречие фиксируется в представлении о субъективных и объективных факторах общественного развития.

Объективные факторы – независимые от воли и сознания людей феномены и обстоятельства, необходимые для возникновения, функционирования, изменения определенного исторического явления. Среди них наиболее важными являются:

– социально-экономические (изменения экономики, прогресс в научно-технической сфере и др.);

– природно-географические (климат, ландшафт, природные ресурсы и др.);

– демографические (смена поколений, качество и количество народонаселения и др.);

– этнокультурные (национальный менталитет, система духовных ценностей и др.),

– технико-технологические.

Среди всех объективных факторов социально-исторической динамики особым образом выделяют:

1) Геоклиматический фактор. Речь идет о влиянии на характер и темпы развития сообщества людей размера занимаемой ими территории, географического расположения, климата, рельефа местности, удаленности или близости к торговым, транспортным, культурным и т.п. путям.

2) Демографический фактор. Составляющие этого фактора – численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам (известно, что население планеты, прежде всего развитых стран, стареет, что создает проблемы с воспроизводством его работоспособной части), соотношение численности городских и сельских жителей и т.д.

3) Технико-технологический фактор. Влияние этого фактора на развитие общества сказывается в трех аспектах. Во-первых, воздействие техники на содержание и темпы социодинамики. Во-вторых, влияние технологий на образ жизни людей и их деятельность. В первую очередь, имеются в виду трудовые технологии, способствующие квалифицированному использованию технических устройств в непосредственном производственном процессе. В-третьих, формирование особого стиля мышления, получившего широкое распространение в современном мире – технократического мышления. Исчезает ценностно окрашенный смысл существования человека в мире, остается рационально просчитанная цель, которая, в свою очередь, редуцируется к решению прагматических задач.

4) Помимо этого, называют производственно-экономический, политический, национально-психологический, культурно-исторический факторы, а также моральный, религиозный и т.д.

Важной является оценка статуса того или иного из названных факторов в социально-историческом развитии общества. В зависимости от нее принято говорить об однофакторном и многофакторном подходах в решении рассматриваемой проблемы. Если в первом случае какому-либо из факторов придается решающее значение, то во втором признается их относительная равноценность и комплексный характер влияния на исторический процесс.

Субъективные факторы исторического процесса представлены сознательной деятельностью различных социальных субъектов, направленной на изменение, развитие или сохранение общественного порядка. В качестве субъектов социально исторического развития могут выступать:

– индивиды,

– социальные группы (классы, нации и др.),

– политические институты (государство, партии),

– элиты (экономическая, политическая, художественная и др.),

– массы, толпа,

– человечество в целом.

В решении вопроса о субъекте истории в философских учениях сложились три подхода.

1) Первый связан с постановкой вопроса о роли масс и великой личности в истории, и имеет два принципиальных решения. Первое решение в качестве субъекта – творца истории рассматривает великую личность (или личностей) – вождей, правителей, героев, лидеров на том основании, что именно их деяния и принятые ими решения меняют поступь истории и запечатлеваются в исторической памяти человечества. Второе решение связано с признанием народных масс в качестве субъекта и решающей силы общественного развития. Именно народ творит историю – такой вывод делается марксизмом и, более того, К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали закон возрастания роли народных масс в истории – «вместе с основательностью исторического действия будет, следовательно, расти и объем массы, делом которой оно является».

2) Второй подходпредставлен в концепции элитаризма (элитизма), оформившейся в конце XIX – начале ХХ вв. и получившей широкое распространение в современном обществознании. В этой концепции, создателями и классическими представителями которой являются итальянские социологи В. Парето, Г. Моска и немецкий политический философ Р. Михельс, общество подразделяется на две неравные части, меньшую из которых составляет элита. Ее главным признаком является способность к сознательному и реальному влиянию на общественную жизнь, поэтому она выступает в роли субъекта исторического развития общества. Причем формирование этой элиты, как отмечает Р. Михельс, - естественный процесс, так как общество не может существовать без организации, а элита обеспечивает эту организацию, будучи сама структурированным меньшинством, которому масса вверяет свою судьбу.

3) Третий подход связан с анализом феномена толпы (массы), негативное воздействие которой на общественные события просматривается на всем протяжении всемирной истории, и являлось предметом обсуждения еще в Древней Греции (охлократия как власть толпы). Целенаправленное изучение этого феномена началось в XIX и было продолжено в XIX - ХХ веках в работах Г. Тарда, Г. Лебона, Ф. Ницше, З. Фрейда, Х. Ортега-и-Гассета, Э. Канетти и других мыслителей, отмечавших такие особенности толпы как восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям, возникновение стадного инстинкта, бездумное следование за лидерами и т.д. Очевидно, что рассматривать толпу (массу) в качестве субъекта истории также неправомерно.

Проблема движущих сил социально-исторического развития рассматривается в социальной философии с различных позиций. Так, в марксизме источником социальных изменений выступают социальные антагонистические противоречия (например, между трудом и капиталом, пролетариатом и буржуазией и др.), которые ведут к разрушению исходной социальной системы и переходу общества на новую ступень развития. В концепциях структурного функционализма (Т. Парсонс) устойчивое функционирование и бесконфликтное развитие общества обеспечиваются гармонией между подсистемами социума и равновесием социальных сил. В теории социального конфликта Р. Дарендорфа, в концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса динамизм обществу сообщают разнообразные, универсальные по характеру социальные конфликты.

Сложность в объяснении действия социальных законов, противоречивость в их реализации выражаются в абсолютизации роли либо объективных, либо субъективных факторов исторического процесса. В традиции философского течения волюнтаризма (от лат. voluntas — воля) воля человека как надындивидуальное иррациональное начало становится высшим принципом социального бытия. Противоположное течение фатализм (от лат. fatum — судьба) исключает свободный выбор субъекта, активную роль человека в истории.

История — это движение общества во времени. Динамическое единство прошлого, настоящего и будущего раскрывает историю как направленный процесс. Существуют два подхода к определению общей направленности исторического процесса:

Линейный (стадиально-поступательный)

Нелинейный

Этот подход оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состояниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а также как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм (античная философия, философия Древнего Востока, экологический пессимизм) и прогрессизм (Л. Морган, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс). Понятие общественного прогресса отражает процесс поступательного движения общества по восходящей линии, ведущего к усложнению системно-структурной организации общества. Наиболее развитой вариант прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономических формаций, отмечающих значимые стадии истории как естественноисторического процесса. Противоположен прогрессу социальный регресс — это процесс упрощения, деградации общества.

В нелинейных концепциях история предстала как множество цивилизаций, культур, а также глобальных самостоятельных циклов, состояний. Отвергается европоцентризм прогрессистского подхода.

Наиболее авторитетные формы нелинейного подхода – концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, концепция локальных культур О. Шпенглера, концепция цивилизаций А. Тойнби, теория культурных суперсистем П. А. Сорокина, концепция «осевого времени» К. Ясперса.


Линейный (формационный) и нелинейный подходы одновременно и альтернативны (как варианты классического и неклассического решения этой проблемы), и дополняют друг друга. Поиск нового, синтетического видения истории детерминируется исторической реальностью: современная история становится все более единой, глобализируется, но при этом она сохраняет внутри себя уникальность культур, многовариантность цивилизационных стратегий.

38.Развитие общества как цивилизационный процесс. Основные типы цивилизаций

Современная социальная философия развивает цивилизационный подход к исследованию социальных и исторических явлений. Цивилизационный подход к развитию общества отражает единство его многообразных проявлений. Конкретный синтез различных сторон жизни общества (политической, морально-нравственной, религиозной, экономической и др.) преломляется в реальных отношениях и действиях людей, системе ценностей и норм, функционировании социальных институтов.

Цивилизационный подход опирается на несколько основных значений понятия «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный). Иногда оно употребляется как обозначение высокоразвитых, прогрессивно развивающихся обществ (философы эпохи Просвещения, Г. Гегель); как ступень развития человечества, последовавшая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс); как синоним культуры (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби); как стадия упадка и деградации локальных культур (О. Шпенглер); для глобального членения исторического процесса и др.

В трактовке понятия «цивилизация» можно выделить несколько подходов:

1) Универсально-исторический. Изначально цивилизационный подход предполагал определение тех исторических условий, которые способствовали переходу человечества от состояния неразвитости и дикости к формированию культуры, динамичному развитию и интеграции социума (Л. Морган, Ф. Энгельс). Это был переход от присваивающей экономики к производящей; от родоплеменной изолированности и власти племенных традиций к развитию торговли, государственной организации общества, писаному праву; от синкретичного неразвитого сознания к развитым формам духовного производства (развитым религиям, философии, науке), создавший единые предпосылки становления современного общества.

2) В культурологическом подходе (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин и др.) понятие «цивилизация» обозначает относительно обособленные общественные образования или отдельные стадии их развития. Одна и та же цивилизация может включать в себя различные экономические, политические, религиозные и другие типы общества. Имеет место глобальный (западная, восточная), региональный (западноевропейская, латиноамериканская) и локальный (национальный) уровни выделения цивилизаций.

Мировая история традиционно рассматривается через призму взаимоотношений двух типов цивилизационного развития — западного и восточного. Взаимодействие восточной и западной цивилизаций имеет «маятникообразный» характер: каждая из них поочередно доминировала в истории.

Восточная цивилизация — это, прежде всего, традиционное общество. Эту стадию развития прошло и западное общество, однако именно на Востоке данный тип цивилизационной динамики получил большое распространение. Современный Восток имеет общие черты социальной жизни. К ним можно отнести

– экстенсивный тип экономики;

– господство общинной собственности;

– подчинение общества государству, личности — общине (с жесткой социальной иерархией);

– регуляцию социальной жизни обычаями и традициями;

– доминирование культурных ценностей над экономическими.

Современный Восток меняется, демонстрируя как эффективные модели сочетания традиционных ценностей и достижений западной цивилизации (Япония, Тайвань, Индия, Турция и др.), так и варианты некомпенсированного развития (Афганистан, Камбоджа и др.).

Западный путь развития представлен прежде всего техногенной цивилизацией. В историко-генетической модели (Д. Белл, А. Тоффлер, Ж. Фурастье, Р. Арон и др.) выделяются три основные стадии развития западной цивилизации: доиндустриальная (аграрная, традиционная), индустриальная, постиндустриальная.

В аграрном обществе доминирует «первичная» сфера экономики — сельское хозяйство на основе рутинной техники и экстенсивной технологии; в духовной сфере господствуют мифологические ценности; общество регулируется традициями; существует жесткая сословная иерархия.

Собственно техногенная цивилизация существует с периода индустриализма (ХVI—XVII вв.), с этого времени она противостоит Востоку и взаимодействует с ним. Для техногенной цивилизации характерно развитие науки и техники; капиталистический уклад экономики (на ранних стадиях); прогресс в производстве и управлении; правовое государство, а также такие ценности, как потребление, преобразование общества и природы, прогресс и свобода личности, гражданское общество. Это общество с высоким уровнем социальной мобильности.

Высокий темп цивилизационной динамики Запада в середине XX в. сталкивается с системным кризисом, который свидетельствует о переходе западного общества к новому этапу — постиндустриальному обществу. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается переориентацией экономики на сферу услуг; в промышленности начинают доминировать наукоемкие производства, компьютерные, информационные технологии; классовая структура общества меняется на профессиональную. Главными становятся культура, социальная сфера, устанавливается новая система ценностей: экологизм, гуманизм, культ знания, интеллекта, приоритет духовных ценностей, высокое качество жизни.

39.Система хозяйствования в цивилизационном процессе: понятие техники и технологии

В философии современная цивилизация все чаще рассматривается через призму развития техники. Виднейший специалист в области философии техники Эрнст Капп предложил трактовать историю человечества как историю изобретения все лучших орудий труда.

Понятие «техника» использовалось еще в древней Греции, где под «τέχυη» понималось мастерство, умение нечто сформировать, создать из естественного материала. Со временем под техникой стали понимать систему искусственных органов деятельности общества, развивающуюся посредством опредмечивания (воплощения) в природном материале трудовых функций, навыков опыта и знаний человека. При таком подходе основным свойством техники выступает способность преобразовывать реальный мир.

Существуют различные периодизации развития техники. Одна из наиболее часто встречающихся использует в качестве критерия процесс передачи техническому устройству тех функций, которые ранее выполнялись самим человеком. Выделяются следующие последовательные

ступени развития техники:

1) период ручных орудий производства,

2) ремесленно-мануфактурный период,

3) период машинной техники,

3) период автоматизированных систем.

Основное внимание уделяется совершенствованию техники и изменению связи между субъектом производства и техническим устройством.

С понятием техники тесно связано и понятие технологии, которое обозначает складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в ходе производственного процесса. С точки зрения развития технологии в истории цивилизации можно выделить следующие сменяющие друг друга

технологические способы производства:

1) присваивающий,

2) аграрно-ремесленный,

3) индустриальный,

4) информационно-компьютерный.

Каждый из них представляет собой единство а) материально-технической основы; т.е. определенной системы орудий труда; б) отношений субъекта производства к предметам своего труда, т.е. характер труда; в) отношений субъекта производства с другими людьми, которые вместе с ним участвуют в процессе производства, т.е. отношения разделения труда, управления трудом и др.

Наряду с понятием технологического способа производства для анализа развития общества часто используется понятие экономический способ производства. Экономический способ производства включает в себя две стороны: 1) производительные силы и 2) производственные отношения. См. схему базиса общественно-экономической формации (это и есть способ производства) в вопросе 13.

1) Производительные силы характеризуют отношение общества к природе, степень господства над ней. Они представляют собой единство субъективных (человек) и вещественных (техника, предметы труда) факторов.

Под средствами производства понимается системная совокупность взаимодействующих средств труда и предметов труда. Средства труда– комплекс вещей, которые человек помещает между собой и преобразуемой реальностью с целью воздействия на нее. Сами средства труда состоят из орудий труда, которыми непосредственно оперирует субъект производства, и технической инфраструктуры, которая обеспечивает процесс производства. Предмет труда – это все то, на что направлен труд человека.

2) Производственные отношения в современной литературе разделяют на производственно-экономические и производственно-технологические. Последние задаются самой технологией труда, особенностями его организации, последовательностью трудовых операций и спецификой управления.

Производственно-экономические отношения возникают между людьми непосредственно в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Центральное место среди данных отношений занимают отношения собственности на средства производства. От конкретного содержания отношений собственности зависит характер экономической системы, что находит свое выражение в исторически известных типах производственных отношений – первобытнообщинных, рабовладельческих, феодальных, капиталистических, социалистических. Производственные отношения характеризуют экономические позиции, в которых находятся классы, социальные группы по отношению к собственности, обмену, распределению производимых благ.

Механизм динамики экономического способа производства в социальной философии марксизма объясняется следующим образом: производительные силы на определенном этапе перерастают рамки производственных отношений, что, в свою очередь, приводит к социальной революции и переходу к более высокой общественно-экономической формации.

40.Социальная структура общества и стратификационные отношения в современном мире

41.Социально-этническая структура общества.

Вопрос 40 – более общий по отношению к вопросу 41.Особое внимание в вопросе 41 – соотношению понятий «народность», «этнос» и «нация.

Общество представляет собой множество людей, организованных в определенные группы, общности. Совокупность всех функционирующих в социуме общностей (групп) и взаимосвязей между ними составляют социальную структуру общества. В литературе выделяются различные типы социальных структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др. Каждая из них представляет совокупность социальных групп, объединенных исторически сложившимися, устойчивыми социальными отношениями и обладающих рядом признаков.

Исторически первыми сложились этническая и демографическая структуры общества, которые характеризуют этнический и половозрастной состав населения.

Основными элементами этнической структуры общества являются род, племя, народность, нация.

1) Для рода и племени характерны господство кровнородственных отношений, общность происхождения, поселения, общие язык, обычаи, верования.

2) С развитием общества кровнородственные связи утрачивают свое прежнее значение, на их место приходят социально-территориальные связи. В данных условиях формируется следующая этническая общность – народность, которая представляет собой исторически сложившуюся общность людей, имеющую свой язык, территорию, общность верований, культуры, зачатки экономических связей.

3) С развитием капиталистических отношений формируется следующая этническая общность – нация, которая характеризуется единством экономической жизни, территории, культуры, общими чертами психологического склада, национальным самосознанием, а также общенародным литературным языком.

Демографическая структура общества характеризует такой важный феномен, как народонаселение, под которым понимается непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей, проживающая в том или ином регионе. Важнейшими демографическими показателями являются численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная подвижность и др. Динамика народонаселения определяется не только биологическими факторами, но и зависит от социально-экономических факторов (развитие производительных сил, уровень дохода, места человека жизни общества и т.д.).

Поселенческая структура выражает пространственную форму организации общества и характеризует объединения людей по их принадлежности к тому или иному типу поселения (сельские, городские). Данные общности различаются особенностями профессиональной занятости населения, количеством урегулированного рабочего и свободного времени, доступом к образованию, возможностями удовлетворения духовных потребностей, организованностью населения. Доминирующая тенденция развития поселенческой структуры общества связана с процессами урбанизации, роста роли городов в жизни общества и увеличения доли городского народонаселения.

Важнейшим типом социальной структуры является социально-классовая структура общества как совокупность классов, слоев, групп, различающихся своими социально-экономическими характеристиками. Существует множество концепций, объясняющих механизмы возникновения классового неравенства: теологическая, «теория насилия» Е. Дюринга, распределительная теория А. Смита, психологическая теория. Наиболее известными на сегодняшний день являются марксистская теория классов и современная стратификационная теория (М.Вебер, П.Сорокин, Э.Гидденс и др.)

Сущность марксистского подхода к классам состоит в следующем.

  1. Классы не существуют вечно, их возникновение связано с процессом развития производства.

  2. В результате развития процесса общественного разделения труда и роста его производительности, товарного обмена создается избыточный продукт, который присваивается определенной частью общества. Так возникает частная собственность, которая разделяет людей по отношению к средствам производства и присвоению результатов труда. Данные процессы ведут к образованию классов.

  3. Марксистская традиция под классами понимает большие группы людей, различающиеся по

а) их месту в исторически определенной системе общественного производства;

б) отношению к средствам производства;

в) роли в общественной организации труда;

г) способам получения и размерах доли общественного богатства.

  1. Отношения классов рассматриваются как отношения классовой борьбы.

  2. Будущее развитие общества, связанное с построением коммунизма, характеризуется стиранием классовых различий и формированием социально однородного общества.

Хотя марксистская концепция классов и содержит в себе определенные рациональные моменты, тем не менее она страдает и рядом недостатков. В первую очередь это касается абсолютизации экономических факторов в формировании и развитии классов, в марксистской схеме доминирует глобальный макроэкономический аспект, что затрудняет ее использование в исследовании локальных социальных процессов. Данная концепция во многом заидеологизирована, особенно в тех моментах, где анализируются диктатура пролетариата и перспективы становления бесклассового общества.

В современной социальной философии важное значение приобретает стратификационный подход к социальной структуре общества.В социологии под социальной стратификацией понимается дифференциация населения на различные классы, слои, группы в зависимости от неравномерного распределения власти, прав и обязанностей, ценностей и привилегий. В таком подходе под стратой понимается группа людей, обладающих одинаковым социальным статусом, одинаковым положением в обществе. В качестве стратифицирующих критериев могут выступать различные факторы, но важнейшими являются форма собственности, общественная организация труда, имущественное положение, властные отношения. Соответственно можно выделить и следующие типы стратификации – экономическую, профессиональную, политическую.

Важнейшей установкой теории социальной стратификации является идея возможности смены социального статуса. Для объяснения данного процесса используется концепция социальной мобильности. Один из авторов данной концепции Питирим Сорокин отмечает, что социальная мобильность является естественным состоянием общества, она включает в себя вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальную мобильность он рассматривает в трех сферах – политической, экономической, профессиональной. Человек может перемещаться в каждой из них, при этом П. Сорокин выделяет восходящую и нисходящую вертикальные мобильности. Горизонтальная мобильность предполагает передвижение индивида на одном и том же социальном уровне.

Концепция социальной стратификации в определенной мере преодолевает недостатки марксистского подхода в интерпретации структур общества. Однако и она страдает рядом недостатков. Она хорошо «работает» на микро уровне, в сфере прикладных социологических исследований, но на уровне социально-философских построений ее эвристический потенциал значительно слабее.

В целом развитие стратификационных процессов современного общества характеризуется следующими особенностями:

  1. Ослаблением действия такого классово образующего признака как отношения собственности. В настоящее время растет число и значение в обществе такой группы как управленцы-менеджеры. Следовательно, разделяются аспекты владения и управления средствами производства.

  2. Изменяются формы связи наемных работников с собственностью, растет число работников, имеющих долю собственности на средства производства предприятия.

  3. Растет влияние государственной собственности, а вместе с этим социальная защищенность и гарантии трудящихся.

  4. Рост численности и значения так называемого «среднего класса», являющегося основой стабильности общества. Средний класс представляет собой общность людей, объединенных относительно высоким уровнем жизни, занятых различными видами профессиональной деятельности, имеющих устойчивые источники дохода.

  5. В социальной сфере начинают доминировать идеи социального партнерства, сотрудничества, а не идеи классовой борьбы.

  6. Растет политическая активность всех слоев общества, для них открываются более-менее равные возможности в сфере образования, культуры, здравоохранения.

  7. Динамизм современной жизни определяет рост числа маргиналов, т.е. такой группы, которая находится на периферии сложившейся социальной структуры, которая не смогла адаптироваться к доминирующим социальным общностям.


  1. 1   2   3   4

    перейти в каталог файлов
связь с админом