Главная страница

Методичка по физиологии. Физиология человека


Скачать 2,63 Mb.
НазваниеФизиология человека
АнкорМетодичка по физиологии.doc
Дата20.10.2016
Размер2,63 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMetodichka_po_fiziologii.doc
ТипДокументы
#481
страница17 из 17
Каталог
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

Образование условных рефлексов
Условные рефлексы образуются в результате сочетания безусловного рефлекса с действием условного раздражителя. Для этого необходимо соблюдение двух условий: 1) действие условного раздражителя должно во времени предшествовать действию безусловного раздражителя; 2) условный раздражитель должен неоднократно подкрепляться действием безусловного раздражителя.

Например, для выработки у собаки условного слюноотделительного рефлекса на звонок необходимо, чтобы он подавался за 5-30 с до подачи корма и некоторое время сопровождал процесс еды. После нескольких сочетаний звонка с приемом пищи у собаки будет наблюдаться слюноотделение при звуке звонка без пищевого подкрепления.

Механизм образования условного рефлекса состоит в установлении временной связи между двумя очагами возбуждения в коре головного мозга. Для рассмотренного примера такими очагами являются центры слюноотделения и слуха. Дуга условного рефлекса включает рецепторы, воспринимающие условное раздражение, чувствительный нерв, проводящий возбуждение в головной мозг, участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса, двигательный нерв и рабочий орган.

Отдельные условные рефлексы в определенной ситуации могут связываться между собой в комплексы. Если осуществлять ряд условных рефлексов в строго определенном порядке с примерно одинаковыми временными интервалами и весь этот комплекс сочетаний многократно повторять, то в мозге сформируется единая система, связывающая ранее разрозненные рефлексы в единый комплекс. В этом случае человек или животное воспроизводит всю систему ответных реакций при воздействии лишь одного первоначального раздражителя. Такое устойчивое закрепление определенной последовательности ответных реакций называется динамический стереотип. Динамический стереотип – характерная особенность психической деятельности человека. Многие наши навыки, например, способность писать, играть на музыкальных инструментах, танцевать и другие являются автоматическими цепями двигательных актов. В процессе жизни человека обычно вырабатываются и более сложные стереотипы поступков: поведение после пробуждения или перед сном, режим труда, отдыха, питания. Возникают относительно устойчивые формы поведения в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в оценке текущих событий и реагирования на них. Такие стереотипы имеют большое значение в жизни человека, так как позволяют выполнять многие виды деятельности с меньшим напряжением нервной системы.
Торможение условных рефлексов
Для обеспечения приспособления к изменению внешних условий необходимы не только способность к выработке новых условных рефлексов и их длительное сохранение, но и возможность к устранению тех из них, необходимость в которых отсутствует. Исчезновение условных рефлексов обеспечивается процессами торможения. Павлов И. П. выявил два вида торможения условных рефлексов: внешнее и внутреннее.

Внешнее торможение происходит в случае образования в коре больших полушарий нового очага возбуждения под действием нового более сильного раздражителя, не связанного с данным условным рефлексом. Так, боль приводит к торможению условного пищевого рефлекса. Биологическое значение внешнего торможения состоит в том, что, затормаживая текущую условно-рефлекторную деятельность, оно позволяет переключить организм на действие нового биологически важного раздражителя.

Внутреннее торможение развивается постепенно в случае многократного неподкрепления условного раздражителя безусловным рефлексом. Благодаря внутреннему торможению в ЦНС происходит угасание биологически нецелесообразных для организма реакций, утративших свое значение в изменившихся условиях внешней среды.

Образование новых условных рефлексов и угасание старых позволяет организму менять свое поведение, всякий раз приспосабливаясь к особенностям среды обитания.
Аналитическая и синтетическая деятельность

коры головного мозга
Наиболее сложные формы приспособительного поведения свойственны человеку. Также как и у животных, они связаны с образованием условных рефлексов и их торможением. Однако у человека деятельность коры больших полушарий головного мозга обладает наиболее развитой способностью к анализу и синтезу сигналов, поступающих из окружающей и внутренней среды организма. Анализ и синтез неразрывно связаны между собой и не могут происходить изолированно.

Аналитическая деятельность коры головного мозга заключается в дифференцировании по характеру и интенсивности массы раздражений, действующих на организм и доходящих в форме нервных импульсов до мозговой коры. За счет внутреннего торможения в коре осуществляется дифференцировка раздражителей по степени биологической значимости. Анализ внешних и внутренних воздействий в организме начинается с момента их действия на рецепторы. На пути к корковым нейронам афферентные сигналы проходят через ряд структур центральной нервной системы, где происходит их элементарный анализ. Высший анализ осуществляется в коре головного мозга.

Синтетическая деятельность коры головного мозга обеспечивает объединение сигналов, поступающих от различных анализаторов, органов чувств, функциональных центров нервной системы, что возможно благодаря многочисленным и разнообразным ассоциативным связям между различными отделами центральной нервной системы. Важнейшим механизмом этого объединения является образование временной условно-рефлекторной связи.

На основе анализа и синтеза поступающей в мозг информации создаются сложные поведенческие акты.

Свойства нервных процессов

Типы высшей нервной деятельности
Под свойствами нервных процессов понимают такие характеристики возбуждения и торможения, как сила, уравновешенность и подвижность этих процессов.

Сила – способность ЦНС адекватно реагировать на раздражитель сильного и сверхсильного действия. Если возникают процессы возбуждения, то нервная система сильная, если торможения – слабая.

Уравновешенность – одинаковая выраженность процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе.

Подвижность – интенсивность смены одного процесса другим в центральной нервной системе. Если смена процессов возбуждения и торможения происходит быстро, то это свидетельствует о высокой подвижности нервных процессов, если медленно – малой подвижности.

Павлов И. П. выделил 4 типа нервной системы, причем эта классификация совпала с умозрительной классификацией типов людей (темпераментов), предложенной Гиппократом 2500 лет назад.

Слабый неуравновешенный инертный тип(меланхолик) – слабая нервная система, преобладание процессов торможения над возбуждением, низкая подвижность нервных процессов. Эти люди мало адаптивны, вечные скептики, подвержены неврозам. Зато обладают высокой чувствительностью к слабым раздражителям, могут легко их дифференцировать.

Сильный неуравновешенный подвижный тип (холерик) – сильная нервная система, преобладание процессов возбуждения над торможением, высокая подвижность нервных процессов. Такие люди легко возбуждаются, с трудом затормаживают свои реакции.

Сильный уравновешенный, подвижный тип (сангвиник) – сильная нервная система, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, высокая подвижность нервных процессов. Такой человек легко переключается с одного вида деятельности на другой, быстро адаптируется к меняющейся жизненной ситуации.

Сильный уравновешенный, инертный тип (флегматик) – сильная нервная система, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, низкая подвижность нервных процессов. Человек с трудом переходит от одного вида деятельности к другому, но вынослив при длительной работе. Медленно, но прочно адаптируется к необычным условиям внешней среды.

Тип нервной системы наследуется от родителей, вместе с тем на него существенное влияние оказывает окружающая среда. Изоляция ребенка от трудностей даже при врожденном сильном типе нервной системе может сформировать лишь пассивно-защитные реакции. Постановка слишком трудных, непосильных задач может вызвать перенапряжение корковых процессов возбуждения и торможения и привести к срывам нервной деятельности, неврозам.
Первая и вторая сигнальные системы
Типы ВНД, о которых говорилось выше, являются общими для животных и человека. Можно выделить особые, присущие только человеку типологические черты. По мнению И. П. Павлова, в их основе лежит степень развития первой и второй сигнальных систем.

Первая сигнальная система – это система конкретных, непосредственных образов действительности, фиксируемая мозгом человека и животных. Образы внешнего мира формируются на основе сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов. Первая сигнальная система составляет основу ВНД животных и человека.

Вторая сигнальная система – присущая только человеку система обобщенного отражения окружающего мира в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений. Считается, что вторая сигнальная система сформировалась в процессе трудовой деятельности и социальной жизни человека, как средство взаимообмена знаниями. Вторая сигнальная система значительно расширила адаптационные возможности человека. Ее свойствами являются – обобщение символов первой и второй сигнальной системы; появление абстракций (сложных комплексных понятий – доброта, мужество, ярость и др.); возможность передачи накопленного опыта (возникновение науки, культуры). С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы. Способность оперировать абстрактными понятиями, выражаемыми словами служит основой мыслительной деятельности.

Вторая сигнальная система составила, таким образом, основу устной и письменной речи, появления математических и нотных символов, абстрактного мышления человека. Деятельность этой системы связывают с зонами коры левого полушария.

Учитывая соотношение первой и второй сигнальной систем у того или иного индивидуума, И.П. Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы. Людей, у которых первая сигнальная система преобладает над второй, И.П. Павлов относил к художественному типу. Это люди, для которых характерна яркость зрительных и слуховых образов, эмоциональность при восприятии событий окружающего мира (художники, музыканты, артисты, писатели). Если же более сильной оказывается вторая сигнальная система, то таких людей относят к мыслительному типу. У представителей этого типа преобладает логический тип мышления, способность к построению абстрактных понятий (ученые, философы). Люди художественного типа относятся к преимущественно правополушарным, мыслительного – левополушарным. Когда первая и вторая сигнальные системы создают нервные процессы одинаковой силы, тогда такие люди относятся к среднему (смешанному типу), к которому относится большинство людей. Но есть еще один крайне редкий типологический вариант, к которому относятся люди, имеющие особо сильное развитие и первой, и второй сигнальных систем. Эти люди способны как к художественному, так и к научному творчеству, к числу таких гениальных личностей И.П. Павлов относил Леонардо да Винчи.
Высшие психические функции
Психика – это специфическое свойство головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений существующего вне нас и независимо от нас материального мира. Ощущения и восприятия являются необходимым начальным этапом наших знаний о самом себе и о внешнем мире. Ощущение – это процесс отражения в ЦНС отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности, непосредственно воздействующей на органы чувств. Всякое ощущение имеет качество, силу, длительность. Ощущения дают материал для более сложных форм отражения действительности в сознании (восприятия, мышления), то есть являются источником всех знаний об окружающей нас действительности.

Восприятие – процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире. Это активный процесс выделения из массы разнородных объектов внешнего мира тех, которые более всего необходимы в данный момент. Ощущения и восприятия человека носят сознательный, осмысленный характер. Важную роль в этом играют мышление и речь. Мышление позволяет получить знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно чувственно восприняты. С помощью мышления познается содержание и смысл воспринимаемого, а также внутренние особенности предметов и явлений. С помощью мышления человек может понять настоящее, будущее, прошедшее, строить гипотезы и обеспечивать их проверку. Отличительной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с речью, языком.

Внимание – это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации. Нейрофизиологические механизмы внимания связаны с проявлениями ориентировочного рефлекса, с локальными процессами активации коры головного мозга, а также с эмоциональными состояниями и биологическими потребностями организма.

Память – это способность живых организмов к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. Память у человека основана на способности нервной системы к сохранению информации о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события. Это обеспечивает возможность использования прошлого опыта для организации текущего целенаправленного поведения. По длительности сохранения информации выделяют кратковременную память (от нескольких с до нескольких мин), промежуточную (мин, часы, дни) и долговременную (месяцы, годы). Кратковременная память обеспечивает удержание ограниченной части поступившей информации, позволяет воспроизводить какую-то ее часть и тем самым некоторое время использовать определенное количество информации. Долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет практически неограниченный объем. Особенно прочно закрепляются в долговременной памяти события, имеющие жизненно важное для организма значение, воздействие которых сопровождалось проявлением сильных эмоций.

По характеру психической активности память подразделяют на двигательную (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений), эмоциональную (память на чувства, сохранение переживаний и эмоций), образную (память на картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы), словесно-логическую (сохранение и воспроизведение мыслей, понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти, в отличие от животных, присущ только человеку).

В зависимости от характера целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, осуществляемое без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания и участия произвольного внимания. Этот вид памяти хорошо развит у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Произвольная память – это запоминание и воспроизведение, осуществляемое с определенной целью, с участием произвольного внимания и под контролем сознания.

Информация при необходимости может легко воспроизводиться. Воспроизведение заключается в извлечении информации из памяти. Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воспроизведение, заключающееся в извлечении из долговременной памяти ранее приобретенной информации, имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, требующий включения внимания, а иногда и значительных умственных усилий. Под забыванием понимают невозможность воспроизведения приобретенной информации, которая, тем не менее, при определенных обстоятельствах может воспроизводиться.

Источником активности животного и человека являются потребности. Мотивация – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Их делят на три основные группы:

  • биологические мотивации (свойственны человеку и животным);

  • социальные (свойственны человеку и частично животным);

  • духовные – свойственные только человеку и связанные с интеллектуальными потребностями.

Основной причиной возникновения биологических мотиваций является отклонение основных констант внутренней среды организма. Биологические мотивации формируются на основе биологических потребностей – голода, жажды, полового чувства. Так, например, при снижении в крови уровня питательных веществ, возбуждаются хеморецепторы, информация от которых поступает в гипоталамус (центр голода). Далее возбуждение передается в кору головного мозга ‒ возникает чувство голода. Возбуждение постепенно захватывает все большие и большие участки коры, что обеспечивает формирование пищевого поведения.

Эмоции – это субъективные переживания человеком объективной реальности. С помощью эмоций определяется личностное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Выделяют шесть основных эмоций: гнев, отвращение, страх, радость, горе и удивление. Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций. Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Приспособительная роль этого механизма заключается в немедленной реакции на внезапное воздействие внешнего раздражения, поскольку эмоциональное состояние мгновенно приводит к быстрой мобилизации всех систем организма. Возникновение эмоциональных переживаний дает общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более полное, детальное восприятие.

Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на усиление или прекращение действия раздражителей. Неудовлетворенные потребности обычно сопровождаются отрицательными эмоциями. Удовлетворение потребности, как правило, сопровождается приятным эмоциональным переживанием и ведет к прекращению дальнейшей поисковой деятельности.

Эмоции делят также на низшие и высшие. Низшие, связанные с органическими потребностями, подразделяются на два вида гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, и инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Сознание – это высшая форма отражения действительности. С помощью сознания целенаправленно регулируются формы контакта человека с окружающим миром. Сознание представляет собой субъективные переживания действительности, протекающие на фоне существующего у индивида опыта и сознаваемые им как определенная субъективная реальность. Соотнесение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их в индивидуальный опыт – есть процесс осознания действительности.

Сознание включает в себя все формы психической деятельности человека: ощущения, восприятие, представления, мышление, внимание, чувства и волю.
Функциональная система поведения
Взаимодействие человека с окружающей средой осуществляется через целенаправленную деятельность или поведение. Степень сложности и характер компонентов поведенческих актов могут быть различными, но их принципиальная организация одинакова. Современная физиология рассматривает все поведенческие акты с позиций теории функциональных систем П.К. Анохина.

Функциональная система – это совокупность физиологических и психических процессов, связанных общей задачей в единый сложный комплекс, действующий на достижение полезного для организма приспособительного результата.

Выделяют два типа функциональных систем. Функциональные системы первого типа обеспечивают постоянство определенных констант внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером может служить функциональная система поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела и другие. Такая система с помощью разнообразных механизмов автоматически компенсирует возникающие сдвиги во внутренней среде. Функциональные системы второго типа используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.

Согласно П.К. Анохину, поведенческий акт – это последователь­ность сменяющихся стадий:

  • афферентный синтез;

  • принятие решения;

  • формирование программы поведения;

  • обратная афферентация (рис. 41).



Рис. 41. Схема саморегуляторных механизмов

функциональной системы по П.К. Анохину
А – стадия афферентного синтеза: ОА – обстановочная, ПА – пусковая афферентация; Б – принятие решения; В – формирование акцептора результата действия и программы самого действия; Г-Д – получение результата действия и формирование обратной афферентации для сличения полученных результатов с запрограммированными.
Поведенческий акт любой сложности начинается со стадии афферентного синтеза. Возбуждение в центральной нервной системе, вызванное внешним стимулом, действует не изолированно. Оно непременно вступает в тонкое взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими иной функциональный смысл. Головной мозг производит анализ всех сигналов внешнего мира, которые поступают в мозг по многочисленным сенсорным каналам. И только в результате синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для осуществления определенного целенаправленного поведения. Содержание афферентного синтеза определяется влиянием нескольких факторов: обстановочной афферентации, мотивационного возбуждения, памяти, пусковой афферентации.

Обстановочная афферентация – сумма афферентных возбуждений, возникающих в конкретных условиях и сигнализирующих об обстановке, в которой находится организм. Обстановочная афферентация действует на организм, в котором имеется тот или иной уровень мотивационного возбуждения. Доминирующая мотивация формируется на основе ведущей потребности. На стадии афферентного синтеза доминирующая мотивация активирует память. Значение памяти состоит в том, что она извлекает информацию, связанную с удовлетворением доминирующей мотивации. Эти три вида возбуждений: мотивационное, память и обстановочная афферентация создают предпусковую интеграцию, на фоне которой действует четвертый вид афферентации – пусковая афферентация (пусковой стимул). Этап афферентного синтеза обеспечивает постановку цели, достижению которой будет посвящена вся реализация функциональной системы.

Принятие решения (постановка цели) является вторым этапом и осуществляется только на основе полного афферентного синтеза. Принятие решения – это процесс выбора реакции организма из множества возможных реакций при организации поведенческого акта. Принятие решения предполагает формирование исполнительной команды, передачу ее в моторную кору и торможение всех остальных возможных в данный момент команд. Благодаря принятию решения выбирается форма поведения, соответствующая внутренней потребности, прежнему опыту и окружающей обстановке, которая позволяет осуществлять именно то действие, которое должно привести к запрограммированному результату.

Третьим этапом является формирование программы действия. Программа действия – стадия функциональной системы, которая возникает после принятия решения о достижении результата и характеризуется возбуждением различных структур ЦНС, которое в дальнейшем передается по центральной нервной системе и по эфферентным нервам достигает исполнительных органов.

Параллельно с определенной программой действия формируется акцептор результатов действия. Акцептор результатов действия ‒ в модели П. К. Анохина – нервная модель будущих результатов, представленная сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Попав в эту сеть, возбуждение продолжает в ней циркулировать длительное время, что позволяет удерживать цель поведения.

Акцептор результатов действия должен обеспечить механизмы, позволяющие не только прогнозировать параметры необходимого результата, но и сравнить их с параметрами реально полученного результата. Информация о них приходит к акцептору благодаря обратной афферентации. Если результаты не соответствуют прогнозу, то возникает реакция рассогласования, активирующая ориентировочно-исследовательскую реакцию, которая увеличивает ассоциативные возможности мозга, обеспечивая активный поиск дополнительной информации. На ее основе формируется новый более полный афферентный синтез, принимается более адекватное решение, что, в свою очередь, приводит к формированию более совершенной программы действия, которая позволяет получить необходимый результат. При достижении желаемого полезного результата в акцепторе результатов действия формируется реакция согласования, поступает афферентация, сигнализирующая об удовлетворении мотивации. На этом функциональная система перестает существовать.

Процессы согласования или рассогласования, возникающие при сличении параметров реально полученного результата с запрограммированным в акцепторе результатов действия, сопровождаются либо чувством удовлетворения, либо неудовлетворения, т.е. положительными и отрицательными эмоциями.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Задания для самоподготовки
Нервная система


  1. Функцией нервной системы является

а) регуляция работы органов и систем органов

б) осуществление связи организма с внешней средой

в) согласование деятельности разных органов и систем органов

г) а + б + в


  1. Свойством нервной ткани является

а) раздражимость

б) возбудимость

в) проводимость

г) а + б + в


  1. Деятельность нервной системы характеризуется процессами

а) покой и возбуждение

б) покой и торможение

в) возбуждение и перевозбуждение

г) возбуждение и торможение


  1. Нейрон состоит

а) из тела (сомы)

б) дендритов

в) длинного отростка (аксона)

г) аксонных окончаний

д) а + б + в + г


  1. Нейрон воспринимает нервный импульс

а) телом

б) аксоном

в) дендритами


  1. Из следующих утверждений неверно

а) нейроны не существуют как одиночные изолированные клетки

б) скорость проведения нервного импульса в миелинизированных волокнах меньше, чем в волокнах без оболочек

в) нейромедиаторами в синапсах являются норадреналин и ацетилхолин


  1. Нейроны, проводящие нервный импульс от рецептора в ЦНС, называются

а) афферентными

б) эфферентными

в) вставочными

  1. Отметьте неверный ответ. Вставочными называются нейроны, которые

а) полностью расположены в ЦНС

б) передают нервный импульс с одного нейрона на другой

в) передают нервный импульс на рабочий орган


  1. В синапсе происходит

а) блокирование передачи нервного импульса

б) соединение аксонов двух нервных клеток

в) передача нервного импульса с окончания аксона на эффекторную клетку


  1. Центробежными называются нейроны, проводящие нервный импульс

а) из ЦНС к рабочему органу

б) от рецептора в ЦНС

в) от одного нейрона на другой в пределах ЦНС


  1. Морфологической основой рефлекса является

а) тело нервной клетки

б) рефлекторная дуга

в) нейрон

г) центральная нервная система


  1. Расположите в правильной последовательности элементы рефлекторной дуги

а) вставочный нейрон

б) рецептор

в) двигательный нейрон

г) эффекторная клетка

д) чувствительный нейрон


  1. Симпатический и парасимпатический отделы принадлежат

а) к соматической

б) вегетативной

в) центральной нервной системе


  1. Соматическая нервная система регулирует

а) работу внутренних органов

б) произвольную сознательную деятельность

в) деятельность иммунной системы


  1. Вегетативная (автономная) нервная система регулирует работу

а) всех внутренних органов

б) скелетной мускулатуры

в) только сердца

  1. Наибольшая скорость проведения нервного импульса характерна для волокон

а) соматической нервной системы

б) вегетативной (автономной) нервной системы

в) одинакова для а и б

  1. Симпатический и парасимпатический отделы нервной системы оказывают действие на функции органов

а) противоположное

б) сходное

в) усиливают друг друга


  1. Декодирование нервного импульса происходит

а) в гипоталамусе

б) среднем мозге

в) подкорковой зоне

г) коре больших полушарий


  1. Серое вещество мозга образовано

а) длинными отростками нейронов

б) телами нейронов

в) межклеточным веществом


  1. Точность движений обеспечивает

а) промежуточный мозг

б) ствол мозга

в) средний мозг

г) мозжечок



  1. При травме мозжечка наблюдается

а) падение мышечного тонуса

б) расстройство движений и изменение походки

в) учащение дыхания

г) а + б


  1. В коре затылочной зоны находится

а) зрительная зона

б) слуховая зона

в) зона вкусовой чувствительности


  1. Функциями спинного мозга являются

а) рефлекторная

б) проводниковая

в) а + б


  1. Функцией среднего мозга не является

а) осуществление ориентировочных слуховых и зрительных рефлексов

б) регуляция водного и солевого обмена

в) поддержание мышечного тонуса


  1. Передний мозг представлен

а) большими полушариями

б) мозолистым телом, соединяющим левое и правое полушария

в) корой головного мозга

г) а + б + в
Эндокринная система
1. К гипофиззависимым эндокринным железам относятся

а) щитовидная

б) паращитовидная

в) поджелудочная

г) надпочечники

д) тимус

е) половые железы

ж) эпифиз
2. К гипофизнезависимым эндокринным железам относятся

а) щитовидна

б) паращитовидная

в) поджелудочная

г) надпочечники

д) тимус

е) половые железы

ж) эпифиз
3. Выберите правильные утверждения

а) секрет желез внутренней секреции регулирует скорость обменных процессов в организме

б) половые железы – железы внешней секреции

в) гормоны – биологически активные вещества

г) сальные железы относятся к железам внешней секреции
4. Действующим началом гормона тироксина является

а) йод

б) калий

в) железо
5. Основными гормональными процессами в организме управляет

а) щитовидная железа

б) гипофиз

в) надпочечники

г) поджелудочная железа
6. Железы внутренней секреции вырабатывают гормоны, которые поступают

а) в кишечник

б) кровяное русло

в) тканевую жидкость

г) нервные клетки
7. Мозговое вещество надпочечников вырабатывает

а) гормон роста

б) глюкагон

в) адреналин

г) альдостерон
8. При недостатке соматотропного гормона развивается болезнь

а) карликовость

б) сахарный диабет

в) гигантизм
9. Центральную роль в сохранении гормонального равновесия в организме играет

а) мозжечок

б) гипоталамус

в) таламус

г) средний мозг
10. Повышает уровень сахара в крови

а) тироксин

б) инсулин

в) глюкагон

г) паратгормон
11. К гормонам аденогипофиза (передней доли) относятся

а) соматотропный

б) тироксин

в) тиреотропный

г) АКТГ

д) адреналин

е) гонадотропины

ж) окситоцин
Иммунная система


      1. Иммунитет – функция защиты организма

а) исключительно от вирусных инфекций

б) от агентов, несущих генетически чужеродную информацию

в) исключительно от простудных заболеваний

г) от бактериальных инфекций


      1. Центральная задача иммунитета

а) обеспечение генетической целостности организма

б) обеспечение противоинфекционной защиты

в) отторжение пересаженных клеток, тканей и органов

г) обеспечение состояния толерантности к «своему»


      1. Главные клетки иммунной системы

а) лейкоциты

б) тромбоциты

в) эритроциты



      1. Иммунной системе не принадлежит

а) поджелудочная железа

б) лимфатические узлы

в) вилочковая железа

г) селезенка


      1. К центральным органам иммунной системы относится

а) миндалины

б) вилочковая железа

в) аппендикс

г) лимфатические узлы


      1. К периферическим органам иммунной системы относится

а) селезенка

б) вилочковая железа

в) костный мозг

г) лимфатические узлы

д) скопления лимфоидной ткани


      1. Вид иммунитета, который возникает после перенесенной кори или ветрянки

а) искусственный приобретенный

б) естественный приобретенный

в) естественный врожденный

г) все ответы верны


      1. Пассивный иммунитет обеспечивается путем введения в организм

а) вакцин

б) иммунных сывороток

в) антибиотиков

г) иммуноглобулинов


      1. Иммунитет новорожденных

а) естественный активный

б) искусственный активный

в) естественный пассивный

г) искусственный пасивный


      1. Иммунитет, который формируется после прививки

а) искусственный приобретенный

б) естественный приобретенный

в) естественный врожденный

г) все ответы верны


      1. Особенности врожденного иммунитета

а) наследуется

б) является видовым

в) формирует клетки иммунологической памяти

г) формируется вне зависимости от природы антигена


      1. Приобретенный активный иммунитет бывает

а) постсывороточный

б) поствакцинальный

в) постинфекционный

г) все ответы верны


      1. За приобретенный иммунитет отвечают

а) лейкоциты

б) фагоциты

в) лимфоциты


      1. Антитела вырабатывают

а) моноциты

б) В-лимфоциты

в) все виды лейкоцитов
Кровь и кровообращение


  1. Внутренней средой организма являются

а) кровь и лимфа

б) кровь и тканевая жидкость

в) кровь, тканевая жидкость и лимфа


  1. Функция эритроцитов крови

а) транспорт гормонов

б) выработка антител

в) свертывание крови

г) транспорт кислорода


  1. Укажите правильную последовательность движения крови по большому кругу кровообращения

а) правое предсердие

б) аорта и более мелкие артерии

в) мелкие вены, формирующие затем верхнюю и нижнюю полые вены

г) капилляры органов и тканей

д) левый желудочек


  1. Отличительной особенностью строения кровеносных капилляров, обеспечивающей их физиологическую функцию, является

а) толстая стенка, богатая мышечными клетками

б) наличие клапанов

в) стенка, образованная одним слоем клеток

г) несколько слоев клеток и эластические волокна в составе стенки


  1. При измерении артериального давления получен результат 130/70 мм рт. ст. Пульсовое артериальное давление, мм рт. ст., при этом составляет

а) 30

б) 60

в) 70

г) 130

д) 200


  1. Во время фазы систолы желудочков происходит

а) наполнение желудочков кровью

б) выброс крови в предсердия

в) выброс крови в аорту и легочный ствол

г) общее расслабление сердца


  1. Отличия в составе венозной и артериальной крови

а) в венозной крови больше кислорода, в артериальной – углекислого газа

б) в венозной крови больше питательных веществ, в артериальной – продуктов тканевого обмена

в) в венозной крови больше тромбоцитов, в артериальной – лейкоцитов

г) в венозной крови больше углекислого газа, в артериальной – кислорода


  1. Свойство проводящей системы сердца самостоятельно генерировать возбуждение, вызывающее затем сокращение миокарда, называется

а) возбудимостью

б) сократимостью

в) проводимостью

г) автоматией


  1. Сосудодвигательный центр находится

а) в спинном мозге

б) продолговатом мозге

в) промежуточном мозге

г) коре больших полушарий


  1. Давление крови во время систолы в артериях большого круга кровообращения, мм рт. ст., в норме составляет

а) 30-40

б) 50-70

в) 110-120

г) 150-170


  1. Объем крови от общей массы тела взрослого человека, %, достигает

а) 3-4

б) 6-8

в) 9-11


  1. Функция лейкоцитов крови

а) свертывание крови

б) транспорт кислорода

в) защита организма от инфекций

г) перенос питательных веществ


  1. Укажите правильную последовательность движения крови по малому кругу кровообращения

а) правый желудочек

б) левое предсердие

в) легочный ствол, делящийся на легочные артерии

г) капилляры легких

д) легочные вены


  1. Особенностью строения мелких артерий, способных активно изменять свой диаметр, является

а) толстая стенка, богатая мышечными клетками

б) наличие клапанов

в) стенка, образованная одним слоем клеток

г) стенка, богатая эластическими волокнами и лишенная мышечных клеток


  1. В состоянии покоя у человека зарегистрирована частота сердечных сокращений 70 уд/мин и систолический объем 70 мл. Минутный объем, мл, равен


а) 100

б) 700

в) 2100

г) 3500

д) 4900


  1. Во время фазы систолы предсердий происходит

а) наполнение желудочков кровью

б) выброс крови в предсердия

в) выброс крови в аорту

г) общее расслабление сердца


  1. Только артериальная кровь находится

а) в правом желудочке и левом предсердии

б) легочном стволе и правом предсердии

в) аорте и левом и предсердии

г) правом предсердии и легочных венах


  1. Наибольшую толщину имеет миокард

а) правого предсердия

б) левого предсердия

в) правого желудочка

г) левого желудочка


  1. В норме диастолическое давление в артериях большого круга кровообращения, мм рт. ст., составляет

а) 20-30

б) 60-80

в) 100-130

г) 150-180


  1. Способность крови свертываться и закрывать повреждения сосуда обеспечивается

а) лейкоцитами

б) тромбоцитами

в) эритроцитами
Дыхательная система


  1. Дыхание – это

а) обмен газами (О2 и СО2) между организмом и внешней средой

б) окислительные процессы в клетках, в результате которых Выделяется энергия

в) транспорт газов кровью

г) все ответы верны


  1. В носовой полости воздух

а) очищается от пыли и микроорганизмов

б) увлажняется

в) согревается

г) все ответы верны


  1. Гортань образована

а) поперечно-полосатыми мышцами, хрящами, слизистой оболочкой

б) гладкими мышцами и хрящами

в) костной тканью, поперечно-полосатыми мышцами и слизистой оболочкой


  1. Стенки альвеол состоят

а) из однослойного эпителия и тонкого слоя эластичных волокон

б) двуслойного эпителия

в) двуслойного эпителия и эластических волокон


  1. Легкие имеют доли

а) правое – 2, левое ‒ 3

б) правое ‒ 3, левое ‒ 2

в) правое – 2, левое ‒ 2


  1. Жизненная емкость легких, см3 у мужчин и женщин составляет соответственно

а) 2000 и 3000

б) 3000 и 4800

в) 6000 и 5000


  1. Дыхательный центр расположен

а) в среднем мозге

б) продолговатом мозге

в) спинном мозге


  1. Гуморальная регуляция дыхания осуществляется за счет действия

а) адреналина

б) нейромедиатора ацетилхолина

в) углекислого газа, содержащегося в крови



  1. Газообмен в легких объясняется

а) законом диффузии газов

б) избирательной проницаемостью кислорода в направлении кровеносных капилляров

в) избирательной проницаемостью углекислого газа в направлении альвеолярного воздуха


  1. Первый вдох новорожденного осуществляется благодаря возбуждению центра вдоха

а) за счет выделения адреналина

б) повышения концентрации углекислого газа в крови

в) понижения концентрации углекислого газа в крови


  1. У человека дыхательными мышцами являются

а) внутренняя косая мышца живота и диафрагма

б) наружные и внутренние межреберные мышцы и прямая мышца живота

в) наружные и внутренние межреберные мышцы и диафрагма

г) большая и малая грудные мышцы и диафрагма


  1. Давление в межплевральной полости

а) равно атмосферному

б) ниже атмосферного

в) выше атмосферного


  1. Жизненная емкость легких ‒ это

а) максимальный объем воздуха, выдыхаемый после спокойного вдоха

б) максимальный объем воздуха, выдыхаемый после сильного вдоха

в) объем воздуха, выдыхаемый после спокойного вдоха

Пищеварение


  1. Функциями пищеварительной системы являются

а) ферментативное расщепление сложных органических веществ до более простых

б) всасывание простых соединений в кровь и лимфу

в) механическая обработка пищи и выведение наружу неусвоенных составных частей пищи

г) а + б + в


  1. Белки расщепляются

а) амилазами

б) липазами

в) протеазами


  1. Функцией жёлчи не является

а) эмульгирование жиров

б) усиление активности пищеварительных ферментов кишечника

в) усиление двигательной активности мышц стенки кишечника

г) создание щелочной среды в тонкой кишке

д) ферментативное расщепление жиров


  1. Кишечник выполняет функции

а) секреторную, двигательную

б) секреторную, двигательную, всасывательную

в) секреторную, всасывательную


  1. Растворенные в воде минеральные вещества всасываются преимущественно

а) в желудке

б) тонком кишечнике

в) толстом кишечнике


  1. Стенки желудка не перевариваются пищеварительным соком

а) потому что в пищеварительном соке отсутствуют протеолитические ферменты

б) внутренняя стенка желудка покрыта слизью

в) пищеварительные ферменты не способны гидролизовать протеины организма, который их производит

г) поврежденный эпителий быстро восстанавливается


  1. Поджелудочная железа выделяет пищеварительные ферменты, расщепляющие

а) жиры и белки

б) жиры, белки и углеводы

в) жиры и углеводы


  1. Клетчатка в организме человека расщепляется

а) в желудке

б) толстой кишке

в) тонкой кишке

г) не переваривается совсем



  1. Из перечисленных отделов к пищеварительной системе не относится

а) глотка

б) гортань

в) пищевод

г) поджелудочная железа

д) печень


  1. В желудке под действием ферментов расщепляются

а) белки и углеводы

б) жиры в любой форме и белки

в) белки и эмульгированные жиры


  1. Функцией печени не является

а) образование желчи

б) запасание животного крахмала - гликогена

в) выработка ферментов

г) обеззараживание ядовитых веществ, всасываемых в кровь из кишечника


  1. Проток поджелудочной кислоты открывается

а) в желудок

б) 12-перстную кишку

в) тощую кишку


  1. Всасывание воды не происходит

а) в желудке

б) тонком кишечнике

в) толстом кишечнике

г) ротовой полости и пищеводе


  1. Процесс расщепления питательных веществ заканчивается

а) в желудке

б) 12-перстной кишке

в) тонком отделе кишечника


  1. Белки расщепляются до аминокислот

а) в желудке

б) тонком кишечнике

в) желудке и тонком кишечнике


  1. Углеводы расщепляются

а) в ротовой полости, желудке, тонком кишечнике

б) ротовой полости и тонком кишечнике

в) ротовой полости и желудке


  1. Запасные питательные вещества в организме животных и человека откладываются

а) в виде белков и жиров

б) только жиров

в) жиров и углеводов

г) белков, жиров и углеводов
Выделительная система


  1. Выделительную функцию выполняют

а) только почки

б) почки, печень, кишечник, легкие, кожа

в) почки, кожа


  1. Через органы выделения из организма удаляются

а) мочевина, мочевая кислота, избыток воды

б) избыток минеральных солей, мочевая кислота

в) вода, углекислый газ, мочевина, мочевая кислота, избыток минеральных солей


  1. Из процессов, происходящих в нефроне почки, наименьшей избирательностью отличаются

а) секреция

б) обратное всасывание (реабсорбция)

в) фильтрация


  1. Нефрон состоит

а) из капсулы, извитого канальца I порядка, петли Генле и извитого канальца II порядка

б) капсулы, извитого канальца I порядка, петли Генле

в) капсулы и петли Генле


  1. Образование первичной мочи происходит

а) в капсулах

б) извитых канальцах I и II порядка

в) петле Генле


  1. Действие антидиуретического гормона на работу почки проявляется

а) в усилении выделения избытка солей из крови в канальцы

б) усилении обратного всасывания воды из канальцев в капиллярную сеть

в) уменьшении выделения солей из крови в канальцы


  1. Мочевина млекопитающих синтезируется главным образом

а) в печени

б) мышцах

в) почках

г) крови


  1. К органам мочевыделительной системы относятся

а) почки, мочеточники, мочевой пузырь

б) почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

в) почки, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал


  1. Концентрация вещества в первичной моче капсул здоровой человеческой почки равняется 0,1 %, в то время как концентрация его во вторичной моче равна нулю. Таким веществом является

а) глюкоза

б) хлористый натрий

в) мочевая кислота


  1. Количество нефронов в почке составляет примерно

а) 100 тыс.

б) 500 тыс.

в) 1 млн


  1. В первичной моче содержатся

а) все компоненты плазмы крови, за исключением белков

б) все компоненты плазмы без исключения

в) все компоненты плазмы, кроме фибриногена


  1. Образование вторичной мочи осуществляется

а) в почечных канальцах

б) только в извитых канальцах I и II порядков

в) только в петле Генле


  1. Расположение в почке капсул и канальцев следующее

а) капсулы и канальцы – в корковом веществе почки

б) капсулы – в корковом веществе, канальцы ‒ преимущественно в мозговом веществе почки

в) капсулы и канальцы в мозговом веществе почки


  1. Концентрация мочевины в почечной артерии, почечной вене и мочеточниках обозначены соответственно С1, С2, С3. Какое из приведенных соотношений концентраций мочевины правильное?

а) С1 < С3 < С2

б) С1 > С3 > С2

в) С3 > С1 > С2

г) С2 > С1 > С3

Опорно-двигательный аппарат


  1. Функции скелета

а) опорная

б) защитная

в) кроветворная

г) участие в обмене минеральных солей

д) а + б + в + г


  1. Костей в скелете человека

а) около 150

б) свыше 200

в) свыше 300


  1. Рост кости в длину осуществляется

а) за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы

б) деления хрящевых клеток

в) деления клеток костной ткани


  1. С возрастом доля минеральных веществ кости

а) возрастает

б) снижается

в) не изменяется


  1. В позвоночнике человека число позвонков равно

а) 31

б) 33‒34

в) 35


  1. Позвоночник человека имеет изгибы в следующих отделах

а) шейном и грудном ‒вперед, поясничном и крестцовом – назад

б) шейном и поясничном ‒ вперед, грудном и крестцовом – назад

в) шейном и крестцовом – вперед, грудном и поясничном ‒ назад


  1. Сколиоз – это искривление позвоночника

а) в левую сторону

б) в правую сторону

в) в любую сторону


  1. Грудную клетку образуют

а) 12 пар ребер и грудина

б) 12 пар ребер, грудной отдел позвоночника и грудина

в) 10 пар ребер и грудина


  1. С грудиной непосредственно сочленяются

а) 12 пар ребер

б) 10 пар ребер

в) 7 пар ребер


  1. Плечевой пояс образован

а) лопатками, ключицами, грудиной

б) лопатками, ключицами, плечевыми костями

в) лопатками, двумя ключицами


  1. Мышцами-синергистами называются

а) мышцы, прикрепляющиеся к разным костям

б) мышцы, производящие противоположное движение

в) мышцы, производящие движение в одном направлении


  1. Мышцами-антагонистами называются

а) мышцы, производящие движение в одном направлении

б) мышцы, производящие противоположное движение

в) мышцы, производящие движение как в одном и том же, так и в противоположном направлении


  1. Гладкая мышечная ткань входит в состав

а) скелетной мускулатуры

б) внутренних органов

в) стенок сердца


  1. Для скелетной мышечной ткани характерны

а) непроизвольное действие, быстрота сокращений, большая потребность в энергии и кислороде

б) произвольное действие, быстрота сокращений, большая потребность в энергии и кислороде, быстрая утомляемость

в) непроизвольное действие, низкая потребность в энергии, низкая утомляемость


  1. Гладкая мышечная ткань имеет следующие особенности

а) действует непроизвольно, сокращается ритмично и медленно, способна к длительному сокращению, потребляет мало энергии и кислорода

б) сокращается быстро, требует много энергии, не может работать в бескислородных условиях

в) действует произвольно, потребляет мало энергии, может работать в бескислородных условиях


  1. Сустав состоит

а) из суставных поверхностей костей

б) суставной полости

в) суставной сумки

г) а + б + в


  1. Вывих – это

а) смещение суставных поверхностей сочленяющихся костей по отношению друг к другу

б) нарушение анатомической целостности кости

в) растяжение связок сустава


  1. Расположите в правильной последовательности отделы позвоночника

а) копчик

б) грудной

в) поясничный

г) крестец

д) шейный

Сенсорные системы


  1. Радужка – это передняя часть одной из оболочек

а) белочной (склеры)

б) сосудистой

в) сетчатки


  1. Оболочка глаза, прозрачная спереди

а) сосудистая

б) белочная (склера)

в) сетчатка


  1. Оптическую систему глаза образуют

а) роговица

б) хрусталик

в) жидкость передней и задней камер

г) стекловидное тело

д) а + б + в + г


  1. Способностью к различению цветов обладают

а) палочки

б) колбочки

в) палочки и колбочки

г) специальные клетки, не относящиеся к палочкам и колбочкам


  1. Зрительная зона коры головного мозга расположена в доле

а) височной

б) теменной

в) затылочной


  1. Цветовое зрение обеспечивается наличием трех типов колбочек, воспринимающих цвета

а) красный, синий, желтый

б) красный, синий, зеленый

в) синий, желтый, зеленый


  1. Близорукость не развивается

а) при большой кривизне хрусталика

б) уплощении хрусталика

в) удлинении формы глазного яблока


  1. Аккомодация – это способность глаза хорошо видеть

а) только удаленные предметы

б) близко расположенные предметы

в) разноудаленные предметы


  1. Дальнозоркость развивается

а) при недостаточной выпуклости хрусталика

б) избыточной выпуклости хрусталика

в) укороченном глазном яблоке


  1. Барабанная перепонка отделяет

а) наружное ухо от среднего

б) среднее ухо от внутреннего

в) среднее ухо от носоглотки


  1. Звуковые раздражения воспринимают

а) слуховые косточки

б) полукружные каналы

в) слуховая зона коры

г) звукочувствительные клетки улитки


  1. Тип рецепторов внутреннего уха

а) фоторецепторы

б) механорецепторы

в) терморецепторы

г) хеморецепторы


  1. Анализ звуковых раздражителей происходит

а) в улитке

б) полукружных каналах

в) слуховой зоне коры

г) слуховом нерве


  1. Функция слуховых косточек состоит

а) передаче звуковых колебаний

б) усилении звуковых колебаний

в) а + б


  1. Функцию слуха в лабиринте внутреннего уха выполняют

а) полукружные каналы

б) улитка

в) преддверие


  1. Центры обоняния находятся в доле коры больших полушарий

а) лобной

б) теменной

в) височной

г) затылочной
Библиографический список


  1. Начала физиологии : учебник для вузов / А. Д. Ноздрачев и др.; под ред. А. Д. Ноздрачева. СПб. : Лань, 2002. 1088 с.

  2. Чумаков Б. Н. Физиология человека для инженеров: Учебник. – М. : Педагогическое общество России, 2006. 256 с.

  3. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов. М. : Академия, 2002. 448 с.

  4. Физиология человека. Пер. с англ. / под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М. : Мир, 2004. Т. 1. 323 с. ; Т. 2. 314 с. ; Т. 3. 228 с.



Учебное издание

Максимова Надежда Евгеньевна

Мочульская Наталия Николаевна

Емельянов Виктор Владимирович


ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА


Редактор И. В. Меркурьева

Подписано в печать 00.00.2012. Формат 60  84 1/16.

Бумага типографская. Плоская печать. Усл. печ. л. 9,35.

Уч.-изд. л. 8,4. Тираж 100 экз. Заказ

Редакционно-издательский отдел УрФУ

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19




ИПЦ УрФУ

620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4








1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

перейти в каталог файлов
связь с админом