Главная страница
qrcode

Формирование профессиональной готовности будущего социального педагога в педагогическом колледже


Скачать 224,51 Kb.
НазваниеФормирование профессиональной готовности будущего социального педагога в педагогическом колледже
Дата24.03.2019
Размер224,51 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаformirovanie-professionalnoy-gotovnosti-buduschego-sotsialnogo-p
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#72216
Каталог

© Хасенгалиев А.Л., 2010
УДК 614.212:351.77
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
А.Л. Хасенгалиев
Армавирский государственный педагогический университет
Проведен анализ материалов исследований по проблемам подготовки социально-
педагогических кадров в средних учебных заведениях к профессиональной деятельности
позволяет сделать выводы, во-первых, о том, что их подготовка преимущественно
ориентирована на работу с детьми, проживающими в семьях; во-вторых, о том, что даже
когда речь идет о подростках с девиантным поведением практически не затрагивается
вопрос о специфических трудностях, с которыми сталкивается пришедший молодой
специалист. В практике профессиональной подготовки социальных педагогов в системе
среднего профессионального образования возникают проблемы с разносторонней
подготовкой социального педагога к профессиональной деятельности, отсутствием у
выпускников достаточной профессиональной осведомленности о работе социального
педагога с «трудными» подростками и недостаточной разработанностью теоретических и
методических основ формирования личностной готовности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, средние учебные заведения, социальный педагог
Современное общество предъявляет запрос на специалиста, имеющего устойчивую профессиональную позицию, под которой понимается система готовности к профессиональной деятельности. Все большую значимость приобретают условия, позволяющие в полной мере реализовать профессиональные навыки, социальные потребности, духовные запросы человека.
Модернизация системы образования РФ и реализация Национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа» неразрывно связана с проблемой повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, что предопределяет поиски наиболее эффективных путей ее решения, имеющего социальную и педагогическую значимость.
Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.
В настоящее время одной из первоочередных приоритетных задач Российского образования является развитие систем начального и среднего профессионального образования.
Однако в настоящее время результат профессионального становления будущего социального педагога далеко не всегда удовлетворителен. Опрос 73 преподавателей педагогических колледжей Волгоградской области свидетельствует о том, что они в процессе профессионального становления студентов как будущих специалистов напрямую руководствуются нормативными документами без какого-либо их теоретического или практического осмысления. Большинство педагогов используют формы и средства, которые не всегда оказываются результативными в новых условиях профессионального становления студента.
В педагогической науке существуют теоретические предпосылки успешного решения этой проблемы. В последние годы интенсифицировались исследования, посвященные проблемам профессионального развития личности педагога (Р. М. Асадулин, Л. Н. Борисова, Н.В.

Мартышина, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин и др.). Особое внимание уделяется проблемам становления будущего педагога и его профессиональной позиции (Н. М. Борытко, В.В. Горшкова).
Новые требования к качеству подготовки специалистов со средним профессиональным образованием обусловливают необходимость оптимизации структуры и масштабов подготовки специалистов и реализацию принципа опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности (Д. А. Леоньтев). Увеличивается роль среднего профессионального образования не только в области профессиональной подготовки, но и в становлении духовных идеалов молодежи, оказании ей помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта.
Социальные педагоги призваны решать различные задачи: они могут работать в школах, местах заключения, детских домах; оказывать помощь подросткам с девиантным поведением, отстающим в школе детям. Поэтому потребность общества в квалифицированных специалистах этого профиля достаточно высока.
Постоянное взаимодействие социального педагога с проблемными детьми, столкновение с многообразием человеческих судеб и характеров ставит его перед необходимостью выходить из различного рода затруднений. Надеяться на то, что начинающий специалист без труда справится с этой задачей в ходе профессиональной деятельности, не следует, так как это достаточно сложный процесс. Безнадзорные и беспризорные дети, несовершеннолетние преступники представляют собой угрозу не только общественной, но и национальной безопасности России, поскольку именно от них зависит сохранение нормального генофонда нации.
Выпускник колледжа, не имея специальной подготовки для работы с данной категорией детей, или будет работать непрофессионально, усугубляя детские проблемы, или вообще сменит профессию. Поэтому формировать готовность к преодолению трудностей необходимо, задолго до того, как дипломированный специалист начнет свою педагогическую деятельность, то есть еще в процессе его профессионального обучения. Можно выделить следующие виды готовности педагога (по В.И. Волынкину):
специальная готовность: владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
социальная готовность: владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, принятыми в данной профессии приемами общения, социальная ответственность за результаты своего труда;
личностная готовность: владение приемами личностного самовыражения, саморазвития и самоопределения;
индивидуальная готовность: владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, умение рационально организовать свой труд.
По данным многочисленных исследований, в последнее время все чаще у многих выпускников учебных заведений наблюдается отсутствие навыков социального взаимодействия, будущие специалисты не имеют опыта сотрудничества в группе, не умеют находить конструктивные решения в сложных конфликтных ситуациях и профессиональная готовность у них практически не сформирована. Анализ учебных планов всех ступеней подготовки специалистов по социальной работе показал, что специалисты готовятся в общем, социально- педагогическом плане и не обеспечивается должный уровень подготовки социальных педагогов, ориентированных на работу с подростками девиантного поведения. Во всех учебных планах по работе с подростками отведено минимальное количество часов, что недостаточно для практической работы с неблагополучными подростками. Профессиональные трудности были предметом ряда психолого-педагогических исследований. Анализ причин затруднений в педагогической деятельности представлен в работах Ю.К. Бабанского, И.В. Дубровиной, А.Д.
Гонеева, Н.В. Кузьминой, Е.В. Ромашиной.
Проведенный нами анализ материалов исследований по проблемам подготовки социально- педагогических кадров в средних учебных заведениях к профессиональной деятельности позволяет сделать выводы, во-первых, о том, что их подготовка преимущественно ориентирована на работу с детьми, проживающими в семьях; во-вторых, о том, что даже когда речь идет о подростках с девиантным поведением практически не затрагивается вопрос о специфических
трудностях, с которыми сталкивается пришедший молодой специалист. В практике профессиональной подготовки социальных педагогов в системе среднего профессионального образования возникают проблемы с разносторонней подготовкой социального педагога к профессиональной деятельности, отсутствием у выпускников достаточной профессиональной осведомленности о работе социального педагога с «трудными» подростками и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ формирования личностной готовности.
Социальный педагог должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; основы социальной политики, права и государственного строительства; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; методы формирования основных составляющих компетентности; социально- педагогической диагностики, навыки социально- педагогической коррекции.
Цель деятельности педагогического колледжа заключается в подготовке высококвалифицированного социального педагога, владеющего научными знаниями, базовыми профессиональными компетенциями, связанными с готовностью и способностью реализовывать цели социального воспитания на различных уровнях: в образовательных учреждениях, различных социальных службах, в досуговых центрах, службах муниципальных органов. В каждом из этих учреждений свои особенности работы социального педагога, но везде к его личности предъявляются единые требования. Воспитанная личность обладает высокой сопротивляемостью к отрицательным влияниям, способностью преодолевать недостатки своего характера. Поэтому предупреждение девиантного поведения, прежде всего, воспитание целостной личности, обладающей активной социально ценной жизненной позицией, нравственной культурой. Для такой личности характерна высокая волевая культура, проявляющаяся в способности преодолевать трудности, сопротивлении вредным влияниям, умении управлять собой в сложных обстоятельствах, культура самосовершенствования, выражающаяся в познании себя и окружающих. Формирование адекватной самооценки подростков включает в себя применение мотивационной сферы и изменения отношений к своим недостаткам. Участие социального педагога имеет особое значение в процессе формирования подростковой личности.
Подготовка дипломированного социального педагога должна отвечать всем требованиям квалификационных характеристик, в соответствии с которыми он готов выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
1. научно–методическая,
2. социально–педагогическая,
3. воспитательная,
4. культурно–просветительская,
5. коррекционно–развивающая,
6. управленческая.
Выпускник, получивший квалификацию социальный педагог, должен быть подготовлен к формированию общей культуры личности и способствовать социализации и ресоциализации личности подростка.
Процесс формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов имеет длительный характер; он продолжается в условиях профессиональной педагогической деятельности, либо в период продолжения образования в педагогическом вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб.пособие для студ.ср.пед.уч.заведений. - М., 2005.
2. Волынкин В.И. Педагогика. Высшее образование: Учеб.пособие - Ростов,2008.
3. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей //
Воспитание школьников. – 2000. - N 7.
4. Мудрик А. В. Основы социальной педагогики: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования. - Москва: Academia, 2006 5. Сластенин В.А. Социальный педагог: Готовность к профессиональной деятельности
// Научные труды МПГУ. – Сер. Психолого-педагогические науки. – М.,1997.

SHAPING THE FUTURE OF PROFESSIONAL READINESS
SOCIAL TEACHER PEDAGOGICAL COLLEGE
A.L. Hasengaliev
An analysis of research materials on the preparation of socio-pedagogical staff in secondary schools for professional work
permit conclusions, firstly, that their training primarily focused on working with children living in families, and secondly,
that that even when it comes to adolescents with behavioral problems practically does not address the specific difficulties
faced by a young specialist who came. In practice, the training of social educators in secondary vocational education have
problems with diverse social educator preparation for professional work, lack of sufficient graduates professional
awareness of the social educator with "difficult" teenagers and Insufficient developed theoretical and methodological
foundations of the formation of personal preparedness.
Key words: vocational training, secondary education, social pedagogue
А.Л. Хасенгалиев - аспирант Армавирского государственного педагогического университета.

перейти в каталог файлов


связь с админом