Главная страница
qrcode

Чебыкина Ю.А. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ОСНОВА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПС... Г. Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет


Скачать 238,61 Kb.
НазваниеГ. Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет
АнкорЧебыкина Ю.А. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ОСНОВА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПС.
Дата05.09.2019
Размер238,61 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#74523
Каталог

230 После формирующего эксперимента у всех детей экспериментальной группы повысился результат пассивный словарь преобладает над активным, пополнился словарь антонимов и синонимов, многозначных слов. Включение элементов гарденотерапии в структуру логопедических занятий помогает развивать творческую активность, воображение, фантазию, совершенствовать навыки коллективной работы и взаимодействия со сверстниками, способствует обогащению словаря. Таким образом, в результате анализа литературы и проведения эксперимента гипотеза была подтверждена логопедические занятия с использованием элементов гарденотерапии позволяют совершенствовать лексический строй речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
© Е. Н. Фролова, 2011 ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ОСНОВА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Чебыкина Ю.А., студентка 5 курса Научный руководитель Тенкачева Т.Р., старший преподаватель
г. Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет
Категория школьников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из самых многочисленных среди современных учащихся и вызывает особый интересу специалистов из разных областей науки физиологов и клиницистов, психологов и нейропсихологов, дефектологов и логопедов. В последние десятилетия изучение детей с задержкой психического развития приобретает все более широкие масштабы в нашей стране и зарубежом. Вопросами изучения особенностей детей с ЗПР занимались такие авторы, как ТА. Власова, К.С. Лебединская, В.В. Лебедин- ский, НА. Цыпина и др. При ЗПР наблюдается нарушение деятельности анализаторов и психических процессов, что приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Одним из важнейших направлений в изучении детей с задержкой психического развития является проблема развития речи. Формирование речи зависит от сформированности фонематических процессов. Развитие фонематических процессов положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и впоследствии это оказывает положительное влияние на освоение письма. В отечественной литературе многие авторы рассматривают нарушения письма, как результат недоразвития устной речи нарушение

231 звукопроизношения (ГА. Каше, М.Е. Хватцев), недостаточности фонематического слуха и восприятия (Р.И. Лалаева, РЕ. Левина, Л.Ф.
Спирова, Г.В Чиркина). В настоящее время открыты специальные учреждения, подготовлены и испытаны специальные программы развития и обучения детей данной категории. Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития фонематических процессов у младших школьников с ЗПР, на сегодняшний день недостаточно разработаны. Поэтому проблема оказания коррекционной помощи детям с
ЗПР продолжает оставаться актуальной. Нами было проведено комплексное логопедическое обследование младших школьников с ЗПР. Проведенное обследование выявило, что у данной категории детей страдают как речевые, таки неречевые процессы. Данные результаты исследования свидетельствуют о том, что у всех детей (100%) отмечаются нарушения фонематического слуха трудности различения фонем близких по акустическими артикуляционным характеристикам, в назывании слов с заданным звуком. Экспериментальное изучение детей показало, что у всех детей
(100%) не сформированы, как элементарные, таки сложные формы звукового анализа. Наибольшую трудность вызывает сравнение слов по звуковому составу подбор слов с заданным количеством звуков, слогов образовать новое слово, путем замены, перестановки звуков, слогов. Низкий уровень анализа звукового состава слова сказывается на состоянии их письма. У детей данной группы в большей мере страдает письмо по слуху и самостоятельное письмо. Ошибки проявляются в виде замен, пропусков согласных букв, смешения букв, неправильного обозначения границ предложений, ошибках согласования и управления. На основании констатирующего эксперимента, младшие школьники были разделены на две группы контрольную и экспериментальную. В экспериментальную группы были отобраны дети, которые получили наименьший средний балл по результатам обследования фонематических процессов и письма, с логопедическим заключением не- сформированность языковых и речевых средств языка, псевдобуль- барная дизартрия, смешанная форма дисграфии (акустико – фонематическая, артикуляционно – фонематическая. В связи стем, что у детей с ЗПР ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, то весь процесс работы долен быть направленна формирование операций анализа, синтеза,

232 сравнения, обобщения и включать работу по развитию высших психических функций. Опираясь на логопедическое заключение и учет индивидуальных психологических особенностей, была построена логопедическая работа, основой которой послужили методики, разаработанные Р. И. Лала- евой, И. Н. Садовниковой. Работа по развитию функций фонематического слуха проводилась в следующей последовательности опознание звука в ряде других в слогах в составе слова в составе предложения и текста. Развитие звукового анализа и синтеза должно строиться с учетом формирования данных форм звукового анализа в онтогенезе и проводиться в следующей последовательности выделение звука на фоне слова выделение первого и последнего звука в слове определение количества, последовательности и места звука в слове по отношению к другим звукам. Проведенный сравнительный анализ исходных и итоговых результатов экспериментальной работы выявил положительную динамику в развитии фонематических процессов, а как следствие и улучшение письма. В результате у всех исследуемых детей наблюдалось снижение ошибок по все показателям, ноу школьников экспериментальной группы положительная динамика оказалась выше. Положительная динамика обучения показала, что предложенное и апробированное содержание коррекционной работы по развитию фонематических процессов у младших школьников с задержкой психического развития положительно повлияло на овладение письмом. Для достижения более высокого результата необходимо продолжить работу по выбранной методике.
© Ю. А. Чебыкина, 2011 ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ С ОНР III УРОВНЯ

Чичиланова И.Г., студентка 5 курса Научный руководитель Зотеева ОС, старший преподаватель
г. Шадринск, Шадринский государственный педагогический институт
В отечественной логопедии на протяжении многих десятилетий предметом пристального изучения является такое нарушение, как общее недоразвитие речи, те. нарушение всех компонентов языковой системы. Практически все исследователи, изучавшие детей с подобными проявлениями речевого дефекта, отмечали недостатки овладения ими морфологической системой языка и, как следствие, специфические трудности в усвоении навыков словоизменения и словообра-

перейти в каталог файлов


связь с админом