Главная страница

Книга_Г. И. Марасанов_Социально-психологический тренинг. Герман Игоревич МарасановСоциально-психологический тренинг


Скачать 325,32 Kb.
НазваниеГерман Игоревич МарасановСоциально-психологический тренинг
АнкорКнига_Г. И. Марасанов_Социально-психологический тренинг.doc
Дата26.12.2017
Размер325,32 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла?art=180001&format=a4.pdf&lfrom=241867179
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#20968
страница1 из 3
Каталогid143024581

С этим файлом связано 73 файл(ов). Среди них: 5 курс зфн.docx, 7.gif, 6.gif, 4 курс зфн.docx, 3 курс заочна форма навчання.docx, 5.gif, 4.gif, Kniga_I_V_Vachkov_Metaforicheskiy_Trening.pdf, Большаков В.Ю. - Психотренинг. Социодинамика. У...doc и ещё 63 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

Герман Игоревич Марасанов
Социально-психологический тренинг
Текст предоставлен правообладателем
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=180001
Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. 5-е изд., испр. и доп.: Когито-Центр;
Москва; 2007
ISBN 5-89353-224-4
Аннотация
Данная книга написана для практикующих психологов и социальных работников. В
ней подробно описаны методы и практические приемы социально-психологической работы в группе в форме тренинга. Приводятся как известные, так и авторские разработки начала тренинга, игры и упражнения, варианты обсуждения происходящего на тренинге.
Книга окажет практическую помощь тем, кто специализируется в области активных методов групповой социально-психологической работы.

Г. И. Марасанов. «Социально-психологический тренинг»
3
Содержание
П Р Е Д И С Л О В И Е
4
В С Т У П Л Е Н И Е
5
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
7
КАК НАЧИНАТЬ ТРЕНИНГ
7
ЗНАКОМСТВО
9
КАК ПРОВОДИТЬ ДИСКУССИЮ
14
КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДИСКУССИЮ
21
I. ЕСТЕСТВЕННАЯ ДИСКУССИЯ
21
II. ПРОИЗВОДНАЯ ДИСКУССИЯ[20] (оригинальная разработка)
24
III. ДИСКУССИЯ СО СКРЫТЫМИ РОЛЯМИ
26
Конец ознакомительного фрагмента.
29

Г. И. Марасанов. «Социально-психологический тренинг»
4
Г. И. Марасанов
Социально-психологический тренинг
П Р Е Д И С Л О В И Е
Странно, но не многие знают, что известный басенный сюжет про лисицу и виноград
И. А. Крылова остался незавершенным. В русском варианте лисица убеждает себя и окружа- ющих в том, что виноград зелен, поэтому нет нужды тянуться за ним. Успокоившись, осво- бодив себя от вожделения, лисица уходит. До винограда никому больше нет никакого дела.
Все. Однако у Эзопа, кажется, или у Лафонтена есть продолжение… И виноград обиделся на лисицу и действительно позеленел от обиды…
– Нет, изверг несчастный, ты не уходи, ты дослушай, за что я тебя ненавижу, – кричит жена своему мужу. Она, кажется, так люто ненавидит его, что просто жить без него не может.
Ведь если уйдет он, то кому она будет это кричать. Если она уже выбрала себе его, а другой никакой для этого, как и для всей остальной жизни, ей не нужен…
– Оставьте свои эмоции дома. На работе они ни к чему, – говорит начальник. Как,
спрашивается, их оставить и почему не делает этого он сам? Да и вообще, зачем человеку эмоции? Чтобы было, что подавлять и прятать?
Запутанными, как оказывается, бывают не только басни. Любая ситуация, в которую попадает группа на тренинге, должна быть если не распутанной, то хотя бы понятой участ- никами.
Целью этой книги стало не только обобщение более чем пятнадцатилетнего опыта психологической практики автора. Моделировать ситуации, чем-то напоминающие жизнь,
успешно позволяют множество игр и упражнений, сборники которых постоянно издаются.
Кроме десятка новых оригинальных авторских разработок, остальные игры и упражнения,
представленные здесь, уже известны психологам-практикам. Однако варианты анализа ситу- аций, возникающих в группе во время и после упражнения или игры, заслуживают отдель- ного обсуждения. Такого рода обсуждениям уделяется, по нашим наблюдениям, чрезвы- чайно мало внимания в соответствующей литературе. Данная книга имеет целью восполнить этот пробел.
Мы предлагаем читателю, занимающемуся психологической практикой, конечно же,
свои, авторские варианты ведения тренинга и отдельных его фрагментов. Если наши вари- анты моделирования и анализа ситуаций не только окажутся полезными, но и дадут импульс к появлению новых приемов и способов ведения тренинга, мы будем считать цель, ради которой написана эта книга, достигнутой.
Автор глубоко признателен профессору Л. А. Петровской за детальный анализ руко- писи, тонкие, порой неожиданные идеи, преобразовавшие первоначальный вид книги.
Творческое сотрудничество с Н. С. Пряжниковым позволило автору создать несколько оригинальных игр и упражнений, а также обнаружить новые возможности в психологиче- ской работе с группой.
Хочется особо поблагодарить интересного и необычно работающего психолога Н. Н.
Ершову, ставшую инициатором создания этой книги; психолога Н. А. Игнатову за проведе- ние практической проверки нескольких приемов тренинга, а также за поддержку и помощь в работе.
Г. И. МАРАСАНОВ

Г. И. Марасанов. «Социально-психологический тренинг»
5
В С Т У П Л Е Н И Е
Сегодня практическая психология постоянно обогащается всевозможными тренин- гами, деловыми играми, различными видами групповой работы с клиентами. Тренинги для застенчивых женщин помогают последним овладевать тайнами женского обаяния; тренинги делового общения для руководителей повышают эффективность руководства и управления людьми; получают все более широкое распространение тренинги для детей и подростков,
направленные на коррекцию неврозов и других трудностей, проявляющихся в общении. Все это, как и невероятная популярность Дейла Карнеги, а еще раньше – мало с чем сравни- мый успех «Писем к сыну» графа Чесерфилда свидетельствует о потребности людей быть и чувствовать себя компетентными в общении. И врядли сомнительна догадка о том, что эта потребность не зависит ни от эпохи, ни от общественной формации, ни от степени удовле- творения иных потребностей, ни даже, вероятно, от индивидуально-психологических осо- бенностей человека.
Понимая компетентность в общении как развитие знаний, социальных установок,
умений и опыта в области межличностного общения,
1
Л. Петровская предлагает обозна- чить практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы, единым термином – социально-психологический тренинг.
2
Хотя, на наш взгляд, и нет оснований для дискуссии на тему о том, что здесь является более широким, а что –
более узким понятием, все же предложим свое обозначение совокупности приемов, форм и способов психологической практики, входящих в понятие «социально-психологический тренинг», – активные методы практической психологии.
Такое обозначение представляется полезным хотя бы потому, что, на наш взгляд, в стихийном сознании слово «тренинг» все более связывается с пусть и достаточно широ- кой, но вместе с тем, как это ни парадоксально, уже весьма конкретной совокупностью процедур и условий их проведения. А не считаться со стихийно складывающимися пред- ставлениями практикующий психолог не может. К тому же Л. А. Петровская признает, что термин «социально-психологический тренинг» является не безусловно адек-ватным.
3
Она пишет, что «социально-психологический тренинг включает в себя ныне широкий спектр форм: видеотренинг, ролевое обучение, групповой анализ оценок и самооценок, невербаль- ные „методики“.
Ю. Н. Емельянов предлагает различать понятия «обучение социальной психологии»
и «социально-психологическое обучение». «Если первое подразумевает сообщение сведе- ний о данной науке в целом, т. е. исходит из общетеоретических положений, предостав- ляя обучаемому свободу практического приложения усвоенных данных, то второе предпо- лагает учет особенностей деятельности специалиста… в рамках конкретной профессии».
4
По мнению Емельянова, социально-психологический тренинг – это только «наименование
(курсив мой. – Г. М.) набора тех или иных активных групповых методов, которое не содер- жит указания на целевое применение и теоретико-методическую ориентацию».
5
Емельянов предлагает обозначение «активные групповые методы», считая психологическую работу с коммуникативной стороной деятельности своих клиентов выходящей за рамки понятия
«социально-психологический тренинг». В связи с этим обозначение, предложенное нами,
1
Петровская Л. А Компетентность в общении. – М., 1989. С. 9.
2
Там же. С. 7.
3
Там же.
4
Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение.
5
Там же.

Г. И. Марасанов. «Социально-психологический тренинг»
6
если и не снимает существующие в этом вопросе противоречия, то хотя бы не порождает новых.
В настоящее время в распоряжении психологов-практиков уже оказалось весьма обширное количество разнообразной литературы, отражающей так или иначе практические,
теоретические, прикладные аспекты групповой психологической работы. Здесь – и отече- ственные работы (Дубовская, 1991; Емельянов, 1985; Жуков, 1990; Коломинский, 1984; Пет- ровская, 1989; Спива-ковская, 1988; Эйдемиллер, 1990, причем приведенный перечень фраг- ментарен и, очевидно, не полон), помогающие начать вести психологическую практику, и зарубежные разработки, как переведенные на русский, так и ожидающие этого (Берн, 1988;
Гордон, 1979; Кратох-вилл, 1985; Роджерс, 1973; Рудестам, 1990; Сатир, 1977). Несомнен- ное воздействие на представления практических психологов о том, как следует организо- вывать и проводить занятия в стиле активных методов практической психологии, что здесь воспринимать как «хорошее», «правильное», а что как «не вполне», оказали произведения,
написанные в популярном стиле, для добросовестного изучения которых, однако, требуется серьезная психологическая подготовка и немалые творческие усилия (Аникеева, 1987; Атта- ватер, 1985; Гиппенрейтер, 1995; Гиппиус, 1967; Добрович, 1982, 1987; Ершов, 1972; Кар- неги, 1989; Мелибруда, 1986; Кнебель, 1967; Мицич, 1984; Муд-рик, 1986; Станиславский,
1948; Цзен, Пахомов, 1988).
Кроме того, несмотря на то, что проблема «взаимности» между научной, академиче- ской психологией и психологической практикой существует и далека от разрешения, любой практикующий психолог, если он претендует на то, чтобы воспринимать себя как профес- сионала, не может не быть компетентным в современных научных представлениях о лично- сти, формах личностного развития в общении. Такие научные представления разрабатыва- ются в психологических исследованиях А. Г. Асмолова (1980, 1996), А. А. Бодалева (1985);
Б. С. Братуся (1988); А. Я. Варги (1987); Ф. Е. Василюка (1984); Л. Я. Гозмана (1987); А. Ф.
Копьева (1990); Л. А. Петровской (1988); Е. Т. Соколовой (1989); А. С. Спиваковской (1988);
В. В. Столина (1989); В. А. Смехова (1981); Е. В. Суб-ботского (1981); А. У. Хараша (1981)
и других.
И все же, несмотря ни на что, любой практикующий психолог вынужден «шить костюм своей практической работы» на себя сам. При этом несомненно, что в той или иной форме,
в том или ином виде «костюм» этот будет нести на себе отпечаток и добытых наукой новых психологических представлений и существующих направлений в практической работе. Но,
поскольку неповторимую индивидуальность каждого, кто берется за психологическую прак- тику, не учитывать невозможно (как невозможно и измерить), то представляется важным признать, что, перефразируя И. С. Кона, ни один практикующий психолог не может охва- тить всех существующих подходов, методов, приемов, техник и школ. Но каждый практи- кующий психолог связывает свою работу с неким ансамблем теоретических оснований и технологических средств. Критерием же слаженности такого ансамбля является индивиду- альная практика.

Г. И. Марасанов. «Социально-психологический тренинг»
7
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
ДИСКУССИЯ В ТРЕНИНГЕ ОБЩЕНИЯ
КАК НАЧИНАТЬ ТРЕНИНГ
Обычно группы для активных психологических занятий составляются по принципу единого осознаваемого каждым участником запроса. Проводятся тренинги руководителей,
стремящихся научиться лучше управлять подчиненными, групповые занятия для застен- чивых людей, желающих освоить секреты свободного, раскованного поведения, трениро- вочные группы для спортсменов, учителей, чувствующих необходимость научиться вла- деть собой. Изначально запрос любого участника тренинга можно свести к следующему:
«Научите меня секретам, приемам, приспособлениям, используя которые, я буду неуязви- мой личностью в общении с другими». Блестящей попыткой ответа на этот вопрос стали книги легендарного Дейла Карнеги. Обнаруживается, однако, что, несмотря на свою прак- тическую направленность, литературные и психологические достоинства, книги Карнеги не всегда помогают. Дело в том, что даже самый добросовестный читатель, скрупулезно и вдумчиво выполняющий все многочисленные упражнения, содержащиеся в них, все-таки не всегда избавляется от ощущения, что он обладает теперь, по прочтении, множеством знаний.
Его, читателя, сознание переполняют всяческие правила, очень тонко и метко выведенные из простых житейских наблюдений. Ему очень хочется делиться своими открытиями с дру- зьями. Очарованный обаянием лекций Кар-неги, читатель чувствует себя весьма компетент- ным… не столько в общении с разными людьми, сколько в умении прочесть популярную лекцию, посвященную общению в стиле Карнеги. Не избежали этой участи и я, и многие психологи.
6
Грубо говоря, если я буду Вам читать лекции о том, как запрягать, например, лошадь,
то Вы именно этому и научитесь. Я имею в виду, научитесь читать об этом лекции. Быть может, даже и неплохо читать. Однако с практикой запрягания у Вас, вероятно, могут воз- никнуть некоторые трудности. Одним из первых, не стесняясь писать об этом понятным не только специалистам языком, рассказал о социально-психологическом тренинге Анатолий
Добрович.
7
«Для того чтобы научиться общаться, людям надо… общаться», – так просто сформулировал он одну из главнейших идей любого тренинга. Вспоминаю остроумные лек- ции Адольфа Ульяновича Хараша в Московском университете. Он неожиданно начинал раз- мышлять вслух по ходу объяснения. Например, он проводил такую параллель: когда рож- дается на свет котенок и попадает сразу к новым хозяевам, лишаясь почти в самом начале кошачьей жизни общения с сородичами, он все равно твердо знает, что он котенок. В его генах заложено об этом достаточно информации. Когда же рождается ребенок, он еще не знает, кто он. Ведь история Маугли – это только мечта Киплинга, а настоящие описания
«волчих детей» совсем иные и нет нужды их напоминать. Человек рождается без зеркала в руках. Поэтому, чтобы открыть себя себе самому, чтобы увидеть и понять себя как человека,
и наконец, убедиться в самом факте своего существования, человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека,
8
Таким объемным зеркалом и становится группа тренинга для
6
См, напр.: Панасюк А. Ю. Управленческое общение. – М., 1990; Марасанов Г. И. Переходный возрат//Пионер. 1989.
№ 11; 1990. № 1, 3, 5…
7
Добрович А. Б. Глаза в глаза. – М., 1982.
8
См. об этом: Как построить свое «Я»/Под ред. В. П. Зинченко. – М., 1991. С. 32.

Г. И. Марасанов. «Социально-психологический тренинг»
8
каждого из его участников. Поэтому главный нерв активной групповой работы – это обрат- ная связь от группы к каждому участнику тренинга. Может показаться, что дело осталось за немногим, за обратной этой связью, да еще за тем, на что, собственно, ее давать. Как нередко случается, в простом и, на первый взгляд, немногом, оказывается заключено море научных, прикладных и практических проблем, казусов, вопросов, не все из которых имеют однозначные ответы.
Любой тренинг, какие бы задачи он ни преследовал, почти всегда начинается с выра- ботки правил работы группы и со знакомства. Правила могут определяться по-разному.
Можно их просто вывесить на плакате перед участниками. Можно, предлагая варианты,
начать совместный выбор наиболее подходящих. Можно начинать сочинять самим. Все зави- сит от того, чего хотят участники от занятий. Если это групповые занятия, связанные с проблемами межличностных отношений, или даже личностных проблем, то в этом случае полезно начать с процедуры знакомства, объявив лишь правила для этой первой процедуры.
Затем, по окончании ее, можно заняться выработкой правил жизни внутри группы, превра- тив эту выработку в самостоятельную групповую процедуру. Если же участники собрались,
чтобы решить какую-то общую для них проблему, не связанную, как они думают (пока думают) с личностью каждого, либо участники определенно настроены и ожидают какого- либо тренинга поведения, отработки навыков и умений, то здесь довольно опасно пытаться превратить выработку правил в особую групповую процедуру. Уже на этом этапе психологу,
ведущему групповую работу, полезно задавать себе вопросы о том, чего хотят клиеты, по их словам, и о том, чего же они хотят на самом деле. И не вообще от жизни (многие от жизни хотят, например, смысла, однако не все участники группы склонны заниматься этим здесь и сейчас), а от жизни, потраченной на работу в этой именно группе. Итак, правила.
Попробуем перечислить все известные, либо встречавшиеся в практике автора насто- ящего пособия:
1. Не опаздывать*.
2. Заботиться о конфиденциальности жизни группы.
3. Стремиться быть активным участником того, что происходит.
4. Не отказываться от права сказать «нет», а также от права самому (самой) решать,
как себя вести, как поступить в той или иной ситуации.
5. По возможности, быть искренним, сообщать (если уж сообщать) достоверные све- дения.
6. Получать поддержку, помощь со стороны группы.
7. Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.
8. Ориентировать себя на то, чтобы проявлять активность, участвуя во всех событиях,
процедурах, ситуациях, возникающих в ходе работы группы.
9. Высказывать свое мнение по любому вопросу.
10. Использовать обращение на «ты» во время работы группы.
11. Сообщать о своих трудностях, мешающих участию в работе группы «от» и
«до» (необходимость пропустить занятия, уйти или прийти раньше либо позже назначен- ного часа). Причем каждый участник имеет право делать это заранее. В этом случае вопрос о дальнейшем его участии в работе будет решать группа.
Последовательность перечисления случайна.
12. Высказываться только от своего имени и о том, что воспринимается, прочувство- вано, переживается, происходит здесь и сейчас.
13. Не говорить о присутствующих в третьем лице.
В конспективном виде, как правило, после пусть даже небольшого обсуждения (а высказаться по предложенным правилам полезно предложить каждому участнику хотя бы

Г. И. Марасанов. «Социально-психологический тренинг»
9
формально, в двух-трех словах) этот «свод законов» может принять следующий вид (на доске, ватмане):
1. Точность начала и финала процедуры.
2. Конфиденциальность.
3. Активность.
4. Право говорить «нет».
5. Не обманывать.
6. Право на поддержку.
7. Обязанность слушать – не перебивать.
8. Участвовать во всем.
9. Право на личное мнение.
10. Ко всем обращаться на «ты».
11. Работать «от» и «до».
12. Говорить от себя лично о происходящем здесь и сейчас.
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом