Главная страница

вапапа. Гигиена- это наука, изучающая закономерности влияния среды обитания и окр ср на организм человека,общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов,


Скачать 488,31 Kb.
НазваниеГигиена- это наука, изучающая закономерности влияния среды обитания и окр ср на организм человека,общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов,
Анкорвапапа.pdf
Дата24.02.2017
Размер488,31 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаvapapa.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#15315
страница1 из 14
Каталогid22280777

С этим файлом связано 25 файл(ов). Среди них: 11.pdf, Radiatsionnaya_bezopasnost_pri_rabote_s_RV_i_II.pdf, kursovik_psycho.doc, Radiatsia.pdf, Kursovaya_po_psikhologii_2008.doc, Akusherstvo_Savelyeva_G_M_2000.pdf и ещё 15 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

1.Гигиена- это наука, изучающая закономерности влияния среды обитания и окр.ср. на организм человека,общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов,сан.правил, и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепление здоровья населения, предупреждает заболевания и обеспечивает долголетие человека. (искусство или знание сохранить здоровье, оберегать его от вреда).
Задачи гигиены.
Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здоровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направления:
1.Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и социальных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.
2.Разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.
3.Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается непосредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.(мониторинг природных и социальных объектов, утверждение здорового образа жизни, мониторинг здоровья населения).
Методы гигиены:
1.Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описания". При этом обычно заполняются санитарные карты.
2.Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды
(биологические, физиологические, биохимические и т.д.).
3.Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моделях.
4.Статистические (медико-статистические) методы.
2.Этапы развития. Как область эмпирических знаний гигиена зародилась в глубокой древности, когда народная гигиена существовала наравне с народным врачеванием.Вначале появились санитарные.мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни. Они часто были облечены в форму религиозных обрядов.
Практически все мировые религии содержат наставления по укреплению здоровья (например, ислам - неупотребление в пищу мяса свиней, т.к. велика вероятность попадания свиного цепня и других гельминтов в организм человека и др).В дальнейшем санитарные мероприятия постепенно приобретали характер законодательных актов, в которых прежде всего отражалась задача иметь боеспособное войско, вследствие чего основное внимание уделялось закаливанию, физическим упражнениям.Попытки создания здоровых условий жизни предпринимались в Древней Греции, Риме, Египте, Китае и др. Это выражалось в различных мероприятиях, касавшихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболеваний и борьбы с ними, физической культуры и тд. Девиз "Лучше предупреждать болезни, чем лечить" был известен в Древнем Китае.
Древняя Греция: Наибольшего развития достигла гигиена в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний было сделано Гиппократом В трактате "О воздухах, водах и местностях"
Гиппократ дает систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупреждении болезней. Гиппократ выделял здоровые и нездоровые местности, отмечал передачу заболеваний через воздух. Гиппократ говорил: "Причина болезни -жизнь, не сообразная с законами природы".В Греции, где в начале обращали больше внимания на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, закаливании, постепенно стали проводить общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот.
Древний Рим: У древних римлян санитарные мероприятия получили еще большее развитие. Их гордостью были крупные водопроводы, купальни и бани.К. Гален (II век до н.э.) давал наставления о здоровом образе жизни. Средневековье: Период средних веков характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Постоянные войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий. Например, население Франции почти не мылось. Бани были редкостью, прачечные отсутствовали, пищу брали руками, посуда для питья была общей. Города строились без соблюдения гигиенических условий, уборные отсутствовали, нечистоты выливались прямо на улицу. Париж носил название города грязи. Все это способствовало распространению инфекционных болезней. Общая заболеваемость и смертность достигали колоссальных размеров. Вспышки оспы, холеры, тифа, массовое распространение проказы, кожных, гигиенических и глазных болезней были характерным явлением того времени. Пандемия чумы в 14 веке, известная под названием "черной смерти" унесла около 25 миллионов человек. Древний
Восток: Ибн Сина (Авицена) в своем монументальном произведении "Канон врачебной науки" подробно разрабатывал вопросы питания. По мнению Авиценны питание должно учитывать время года, температуру, физическое состояние человека, его эмоциональный настрой. Ибн Сина считал необходимым уход за жильем, высказал мысль о том, что заболевания могут передаваться с пищей и водой.Возрождение: Эпоха Возрождения характеризуется повышением интереса к гигиене, особенно к профессиональной гигиене.Труд Раммацини
(1700) "О болезнях ремесленников" был первым в этой области.Ван Гейм исследовал профессиональные
заболевания горняков.Фрокасторо обобщил все знания о заразных болезнях и их профилактике.Франк (1788) - обобщение всех медицинских знаний по гигиене "Полная система медицинской полиции". Макс
Петтенкофер.Он открыл в 1865 году в Мюнхенском университете кафедру гигиены.По инициативе ученого и его планам в Мюнхене в 1875 году был построен первый гигиенический институт.Основоположник современной научной экспериментальной гигиены.Первым применил точные-методы естественных наук к изучению окружающей среды - воздуха, воды, почвы, жилища, одежды и ее влияния на организм человека и здоровье населения.Работы ученого о вентиляции, основанные на экспериментальных исследованиях оценки доброкачественности воздуха жилых помещений по степени содержания углекислого газа как показателя загрязнения воздуха и установлении величины воздухообмена в помещениях. Разработанная им методика определения углекислоты в воздухе применяется и в настоящее время.В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России самостоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге.Он был автором первого русского учебника по гигиене, создал первую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для последующего развития отечественной гигиены.В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был Ф. Ф. Эрисман.Он представял общественное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его -труды по школьной, профессиональной гигиене, -гигиене питания.Одним из учеников Эрисмана был выдающийся ученый Г. В.
Хлопин. Он создал большую школу гигиенистов, возглавлял кафедры гигиены в Женском медицинском институте с 1904 года. Хлопин является автором ряда учебников по гигиене и монографий по различным проблемам гигиены.
3. Профила6ктика -комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Уровни профилактики:
1.первичная – мероприятия, которые направлены на предупреждение заболеваний, т.е. защита от неблагоприятных влияний факторов окружающей среды.
2.Вторичная(донозологическая)-раннее распознавание болезней и их купирование на ранних стадиях развития.
3.Третья ступень профилактики – распознавание уже развитой болезни, приостановление дальнейшего ее развития для предупреждения индивидуализации с целью сохранения трудоспособности.
4.В 1999 году был принят Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Закон включает 8 глав и 60 статей. Основные понятие: 1.санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; 2. государственный санитарно-эпидемиологический надзор – деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания; 3. среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей
(природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; 4. социально- гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания; Задачи: 1.Организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской
Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2.Предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания 3. Профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
5.Здоровье населения как интегральный критерий качества среды обитания. В исследованиях по экологии человека чрезвычайно важная роль принадлежит изучению качества окружающей среды, т.е. степени соответствия природных, экономических, политических, социальных, эколого-гигиенических факторов потребностям людей. Чтобы объективно судить о качестве жизненной среды человека, надо ее измерить (путем технических измерений, экспертных оценок и теоретических расчетов) и сравнить полученные результаты с имеющимися эталонами, т. е. разработанными нормативами.
Нормируется качество воздуха, которым мы дышим, и качество продуктов, употребляемых в пищу.
Разработаны нормы на домашнюю и школьную мебель, освещенность рабочего места, продолжительность работы в тех или иных условиях. Любые отклонения от выработанных для разных сфер жизни (охрана здоровья и профилактика болезней, строительство и архитектура, общественное питание и рекреация, обучение и занятия спортом и т.д.) нормативов могут оказать отрицательное влияние на жизнедеятельность и здоровье людей. Среда обитания человека представляет собой переплетение взаимодействующих естественных и антропогенных экологических факторов, набор которых различается в разных природно- географических и экономических регионах планеты. В таких условиях необходим единый интегральный
критерий качества среды с точки зрения ее пригодности для обитания человека. Согласно Уставу Всемирной, организации здравоохранения, принятому в 1968 г., этим критерием служит состояние здоровья населения. В
исследованиях по экологии человека термин «здоровье» используют в широком смысле как показатель полного физического и душевного благополучия.
6.Понятие здоровье: физическое, духовное и социальное:
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного
физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических
дефектов».
8
В соответствии с этой концепцией забота о сохранении здоровья должна осуществляться на трёх уровнях: физическом, духовном и социальном.Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он свободно выполняет свои текущие обязанности, У него достаточно энергии, чтобы учиться, работать, справляться с домашними и семейными обязанностями. Физическое здоровье в светском понимании зависит от следующих основных факторов: здоровое питание, здоровый сон, разумное сочетание труда и отдыха, оптимальная физическая активная
(физкультура), чистота внутренней среды организма (свобода от всех видов паразитов и инфекций, радионуклидов, тяжёлых металлов и т.д.), отсутствие длительных разрушительных стрессов, благоприятная экология и т.п. Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и насколько успешно справляется со своими ежедневными обязанностями. Душевно здоровый человек нравится самому себе таким, каков он есть и доволен своими достижениями. Душевно здоровый человек — хозяин своей жизни, а не жертва. Он способен брать на себя ответственность, винит за свои ошибки себя, а не окружающих, и старается их исправить. Иными словами, душевное здоровье определяется, прежде всего, положительным отношением к себе и окружающему миру. Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает не только свои права, но и права других. Иными словами, социальное здоровье — это коммуникативные умения человека, его умение общаться. Душевное и социальное здоровье ещё называют одним общим термином — психосоциальное здоровье.
7. Концепция экологического риска здоровью населения.Природная среда представляет человеку условия обитания и ресурсы для жизнедеятельности. Развитие хозяйственной деятельности человека улучшает условия существования людей, но требует увеличения расходования природных, энергетических и материальных ресурсов. В ходе промышленного и сельскохозяйственного производства образуются отходы, которые в совокупности с самими производственными процессами воздействуют на нообиогеоценозы и приводят к нарушениям и загрязнениям, ухудшающим во все возрастающей степени условия обитания человека. Согласно концепции, принятие оптимальных решений с природоохранной точки зрения означает экономически и социально обоснованное сведение к минимуму отрицательного воздействия проектируемого объекта на экосистему. Согласно концепции экологического риска предполагается выявление комплекса факторов, отрицательно влияющих на окружающую среду и жизнедеятельность человека. На этой основе рассматриваются различные альтернативные варианты деятельности и выбирается оптимальный.
Нормирование природных факторов. Для сохранения нашего здоровья важно обеспечение следующих эволюционно сложившихся экологических норм существования человека.Свет – полный солнечный спектр
(включая ультрафиолетовые и инфракрасные лучи) с некоторым усилением доли зеленых лучей – преобладающего цвета среды, из которой произошел человек.
Воздух – не должен содержать большого количества грубых взвешенных частиц и химических активных примесей, но и не должен быть профильтрованным, полностью очищенным от всех примесей, что ведет к угнетению организма, головным болям и пр. Наиболее характерные примеси: легкие отрицательные ионы, смеси летучих выделений деревьев и трав, допустимы небольшие количества тонкой минеральной пыли.
Вода (питьевая) – должна содержать от 100 до 1000 мг/л ионов обычных для почв легких минеральных соединений.
Шум – не допустимы сколько-нибудь длительные воздействия силой 80-90 дб, как и длительное снижение звукового фона до 1-2 дб. Оптимальная среднесуточная силашумового фона 10-20 дб.
Пространство – человек должен обязательно проходить (желательно до ¼ бегом) не менее 10 км в сутки.Среди естественных экологических факторов особенно ярко проявляется влияние климата и погоды.
8. Здоровый образ жизни.
Крылатая фраза о том, что человек сам творец своего здоровья, является обобщением многовекового
опыта человечества. Путём организации рационального образа жизни, соблюдения соответствующих
научных рекомендаций человек может в значительной степени корригировать недостатки в уровне
здоровья, порождённые неблагоприятной наследственностью, пороками предыдущего воспитания,
негативными формами окружающей среды. Основные элементы здорового образа жизни: хорошее
настроение, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, физическая активность, отказ

от вредных привычек, закаливание. Хорошее настроение охраняет нервно-психическую сферу от
травматизма. Человек может и должен управлять своим настроением и поведением. Подавляющее
большинство волнений не оправданы реальной необходимостью, а порождаются
недоброжелательностью, завистью, переоценкой собственной личности и т.д. Мощное средство в
борьбе с навязчивыми неприятными мыслями, бессонницей- аутогенная тренировка. Питание должно
строиться с учётом вида деятельности, пола, возраста, соответствовать уровню энергозатрат. Труд
человека должен быть в достаточной степени интенсивным. Вызывать определённую степень
утомления. Такой труд требует и полноценного отдыха. Отдых должен быть как пассивный, так и
активный(туризм, гимнастика и тд) Ночной сон должен составлять не менее 7-8 часов в день.
Необходима профилактика гипокинезии. Которая часто является причиной избыточного веса, роста
сердечно-сосудистых и других заболеваний. Алкоголизм и курение наносят огромный вред здоровью,
нарушая деятельность всех органов и систем, значительно повышая риск онкологических
заболеваний. Табачный дым разрушающе действует не только на самих курильщиков, но и на
окружающих. Неотъемлемой частью здорового образа жизни является закаливание. Оно обеспечивает
хорошую работоспособность и самочувствие, совершенствует систему терморегуляции организма,
работу ССС, нервной системы, дыхательной системы, поднимает иммунитет.
9. Экология как наука. Термин "Экология". Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу 20- го века. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.
Главная цель экологии - оптимизация взаимоотношений человека с окружающей средой, что должно позволить максимально использовать положительные влияния природы на человека. Экология охватывает изучение процессов, происходящих в почве, воде, воздухе.
Экология является комплексной системой знаний. Она образует несколько разделов. Одним из разделов является медицинская экология.
Медицинская экология – научная дисциплина, изучающая все проблемы влияния на здоровье людей нарушений экологии в комплексе, и учитывающая воздействие специфики среды проживания. Экологическое здоровье это признание нашей собственной ответственности за качество воздуха, воды и земли, которая нас окружает.
Способность оказывать положительное влияние на качество окружающей нас среды, будь то наши дома, наши города или наша планета, вносит свой вклад в наше экологическое оздоровление. Экологическое оздоровление включает в себя ряд различных аспектов личных и общественных обязанностей, в том числе: Осознание ограниченности природных ресурсов Земли, Жить жизнью с оптимальными экологическими потребностями, как в настоящее время, так и в долгосрочной перспективе, Осознавать последствия своих ежедневных привычек на окружающий нас мир. Экологическое здоровье также признает необходимость сохранения здоровой личной среды.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом