Главная страница

портфолио дидактических игр для детей с ОВЗ. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ханты-мансийского автомного округа югры


Скачать 26,22 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ханты-мансийского автомного округа югры
Дата02.07.2019
Размер26,22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапортфолио дидактических игр для детей с ОВЗ.docx
ТипДокументы
#76678
Каталог

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра педагогического и специального образования

Портфолио дидактических игр для детей с особыми образовательными потребностями

Выполнила: Иванова Л., студентка группы Б-7112

Проверила: Худенева М.Г.

Сургут 2018 г.

Оглавление
1.Развитие восприятия

1.1. Стрелка, стрелка, покружись»

1.2. «Что забыл художник?»

1.3. Чей домик?

1.4. Красивые узоры (занятие)

1.5. .«Кто (что) спрятался в картинке?»
2. Развитие мелкой моторики

2.1. «Назови фрукты и овощи»

2.2. «Золушка»

2.3. Игра с прищепками «Гусенок»

2.4. «Рисуем на крупе»

2.5. "Твои пальчики"
3. УСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБРАЗЦУ

3.1.Зеркало

3.2.Обезьянка

3.3.Домик для матрешек

3.4Сделай домик

4. Развитие познания

4.1. «Сравнение предметов

4.2. «Сравнение слов»

4.3. «Обобщение-исключение»

4.4. «Назови одним словом»

4.5. «Бывает - не бывает»

Развитие восприятия

1.1.«Стрелка, стрелка, покружись»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Стимульный материал: Флажки (красный, синий, желтый, зеленый),диск со стрелкой, вокруг которого разложены кружки четырёх цветов.

Ход игры: Дети сидят на стульях вокруг стола, по углам которого закреплены флажки (красный, синий, жёлтый, зелёный). В центре стола — диск со стрелкой, вокруг которого разложены кружки четырёх цветов. Воспитатель (крутит стрелку).

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем кружочкам покажись!

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей,

Стоп!

Берёт кружок, на который указывает стрелка, и кладёт его к флажку соответствующего цвета. Дети повторяют игровые действия.

1.2.«Что забыл художник?»

Цель: развивать зрительное восприятие, развивать зрительную функцию: прослеживание при штриховке вправо-влево контурного изображения.

Оборудование: трафарет грибов, фломастеры

Ход: загадать загадку: «стоит Антошка на одной ножке, что это?» вот и художник нарисовал грибы, но очень спешил, поэтому оставил половину изображения не нарисованной. Предложить закончить изображение, пользуясь трафаретами по теме «Грибы».

1.3. Чей домик?

Цель. Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Оборудование. Четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), объемные геометрические формы (шар, куб, кирпичик, овал, треугольная призма), по размеру подходящие к прорези.

Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, например, с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно находиться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию. Другому ребенку предлагает уже другое сочетание форм, например, шар и овоид, формы которых не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок меняется, увеличивается их количество до 3—5. Надо помнить, что при выполнении задания результат должен быть закреплен словом педагога: «Правильно ты подобрал

форму, здесь должен находиться шарик (кубик, кирпичик)».

1.4. .Красивые узоры (занятие)

Цель. Продолжать соотносить объекты по величине и учитывать ее в своих действиях; развивать внимание; учить действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять знание слов «большой», «маленький»; учить ритмичному чередованию величин.

Оборудование. Большие и маленькие круги (квадраты, овалы, треугольники и др.); круги (квадраты, треугольники и др.) трех величин; полоски бумаги с контурным узором (чередование больших и маленьких кружков, не более трех повторений; такое же чередование треугольников и других форм; чередование другого типа: большой кружок — маленький, маленький — большой, маленький— маленький и др.); чистые полоски бумаги; крупные образцы форм для наборного полотна (образец с готовым орнаментом).

Ход занятия. Педагог выставляет на доске образец, рассматривает его с детьми, обращая внимание на ритмичность чередования форм и на то, какой красивый получился узор. Показывает указкой

на первый кружок и говорит: «Большой. (Плавно переносит указку на следующие.) Маленький—большой—маленький», стараясь подчеркнуть ритм характером движения и голосом. Затем просит детей повторять за ним сочетание этих слов. Потом педагог объясняет, что дети сами могут сделать такие же красивые узоры. Раздает полоски бумаги с контурным узором и яркие геометрические формы, показывает, как накладывать формы слева направо, не пропуская ни одного контура. Дети раскладывают кружки, а педагог следит за ходом работы. По окончании педагог хвалит детей, снова обращает их внимание на ритмичность чередования форм, еще раз напоминает их последовательность: большой — маленький, большой — маленький...

В дальнейшем детям раздают чистые полоски. Они выкладывают последовательный ряд, ориентируясь на образец, висящий на доске.

1.5.«Кто (что) спрятался в картинке?»

Цель: развивать зрительное восприятие, закреплять умения зрительного обследования и умение анализировать, классифицировать предметы по признаку формы.

Оборудование: трафаретное изображение, силуэтное изображение

Ход: предложить подобрать к загадочной картинке (трафаретному изображению) силуэтное изображение, которое с ней совпадет по форме, по силуэтному изображению узнать и назвать объект.

Развитие мелкой моторики:
2.1.«Назови фрукты и овощи»

Цель: развивать компенсаторные функции (осязание), учить узнавать и называть фрукты и овощи в плоскостном изображении, развивать мелкую моторику.

Оборудование: карточки с плоскостным изображением фруктов и овощей

Ход: предложить карточки с плоскостным изображением фруктов и овощей, выполненные из наждачной бумаги. Предложить с закрытыми глазами ощупать и назвать фрукт.


2.2.«Золушка»

Цель игры: Развивать у детей моторику рук.

Оборудование: перемешанные семена гороха, фасоли и

киндер – игрушки.

Ход игры: Перед детьми положить перемешанные семена гороха, фасоли и

киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать.

Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
2.3.Игра с прищепками «Гусенок»

Цель игры: Развивать у детей моторику рук.

Оборудование: прищепки

Ход игры: Воспитатель: Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения: «Рано утром встал гусенок. Пальцы щиплет он спросонок»

Смена рук «Скорее корма дайте мне. Мне и всей моей семье!»

 

2.4.«Рисуем на крупе»

Цель игры: Развивать моторику рук детей, развивать фантазию ребенка.

Оборудование: крупа, блюдечко

Ход игры: Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия.

Попробуйте нарисовать какие - нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование

способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша.

И плюс ко всему развитие фантазии и воображения. А если взять круг из картона и прицепить к нему

прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что? (Яблоко).
2.5."Твои пальчики"

Цель игры: Развивать у детей моторику рук.

Ход игры:

Вы показываете ребёнку движения, он повторяет за вами.
Этот пальчик самый большой,
Самый весёлый, самый смешной! (Показываете ребёнку большой палец)
Этот пальчик - указательный.
Он солидный и внимательный. (Указываете на что-нибудь указательным пальцем)
Этот пальчик - средний,
Ни первый, ни последний. (Отгибаете средний палец)
Этот пальчик - безымянный,
Он не любит каши манной. (Согните средний палец, как будто он не хочет каши.)
Самый маленький мизинчик
Любит бегать в магазинчик! (Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать)
УСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБРАЗЦУ

3.1.Зеркало

Цель. Учить выполнять движения по образцу.

Оборудование. Ширма.

Ход игры. Педагог ставит детей полукругом около ширмы, сам встает за ширму. Приняв определенное положение рук (например, поднимает одну вверх, а другую в сторону), выходит из-за ширмы и говорит: «Зеркало, зеркало, сделай так, как я». Дети выполняют задание. Педагог хвалит тех, кто сделал правильно, а тем, кто не сумел, показывает движение и просит выполнить по подражанию.

Игра повторяется, но педагог за ширмой принимает другое положение рук (например, одну ставит на пояс, другую вытягивает вперед и т. д.).

3.2.Обезьянка

Цель. Учить выполнять движения по образцу.

Ход игры. Проводится так же, как и по подражанию, только смена положения рук производится за ширмой.

3.3.Домики для матрешек

Цель. Учить анализировать элементарный образец из двух частей, действовать по образцу.

Оборудование. Строительный материал — кубы и треугольные призмы двух размеров (большие и маленькие) по количеству детей, по две матрешки на ребенка (большая и маленькая), экран. Ход игры. В гости к детям приходят матрешки. Малыши играют с ними, водят их гулять. Педагог говорит: «Ой, скоро пойдет дождь — надо построить домики, чтобы матрешки могли спрятаться». Раздает детям строительный материал, и они по подражанию строят большие домики. Затем взрослый строит маленький домик, закрывая экраном процесс выполнения, потом показывает постройку и предлагает построить такие же домики для маленьких матрешек. Тем, кто затрудняется в выполнении задания, помогает стом показывая на разные части постройки, или предлагает действовать по подражанию.

3.4.Сделай гриб (занятие)

Цель. Продолжать учить детей воспроизводить образец из двух частей.

Оборудование. Заготовки из картона (отдельно шляпки и ножки) по числу детей.

Ход занятия. Педагог рассаживает детей вокруг маленького стола, на нем зеленый лист бумаги. «Тут лужайка, на ней сейчас вырастет много грибов»,— говорит воспитатель и раздает детям заготовки. За экраном складывает из своих заготовок гриб, помещает его на лужайке и предлагает детям сделать такие же

Развитие познания

4.1«Сравнение предметов»

1). Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия.

Оборудование: геометрические фигуры( треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров), (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;

фигуры, отличающиеся двумя признаками;

тремя признаками (подбери самые непохожие).

4.2."Сравнение слов".

Для сравнения даем пары слов:

муха и бабочка;

дом и избушка;

стол и стулья;

книга и тетрадь;

вода и молоко;

топор и молоток;

пианино и скрипка.

Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем

они похожи? А чем отличаются друг от друга?

4.3.«Обобщение-исключение».

Оборудование: картинки с изображениями

1). Поиск лишней картинки

2). Последовательность работы:

«3 лишний» (с картинками);

«4 лишний» (с картинками);

«3 лишний» (на словесном материале);

«4 лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя?» «Как можно одним словом назвать оставшиеся предметы?»

НАБОРЫ СЛОВ:

1. Стол, стул, кровать, чайник.

2. Лошадь, собака, кошка, щука.

3. Елка, береза, дуб, земляника.

4. Огурец, репа, морковь, заяц,

5. Блокнот, газета, тетрадь, портфель

6. Огурец, арбуз, яблоко, мяч.

7. Волк, лиса, медведь, кошка.

8. Фиалка, ромашка, морковь, василек.

9. Кукла, машина, скакалка, книга.

10.Поезд, самолет, самокат, пароход.

11 .Воробей, орел, оса, ласточка.

12.Лыжи, коньки, лодка, санки.

13.Стул, молоток, рубанок, пила.

14.Снег, мороз, жара, лед.

15.Вишня, виноград, картофель, слива.

16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.

17.Река, лес, асфальт, поле.

18.Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.

19.Парта, доска, учебник, ежик.

20.Змея, улитка, бабочка, черепаха.

21.Краски, кисти, чайник, полотно.

22.Шляпа, крыша, дверь, окно.

23.Молоко, чай, лимонад, хлеб.

24.Нога, рука, голова, ботинок.

25.Храбрый, злой, смелый, отважный.

26.Яблоко, слива, огурец, груша.

27.Молоко, творог, сметана, хлеб.

28. Час, минута, лето, секунда.

29.Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

30.Платье, свитер, шапка, рубашка.

31 .Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

32.Сосна, береза, дуб, земляника.

33.Книга, телевизор, радио, магнитофон.

4.4.«Назови одним словом»

Цель: развивать умение обобщать

Оборудование: картинки с изображениями

Перечисляем несколько предметов ( с картинками), просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом:

1. суп, каша, гуляш, кисель;

2. лошадь, корова, овца, свинья;

3. курица, гусь, утка, индейка;

4. волк, лиса, медведь, заяц;

5. капуста, картофель, лук, свекла;

6. пальто, шарф, куртка, костюм;

7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

8. шапка, кепка, тюбетейка, берет;

9. липа, береза, ель, сосна;

10.зеленый, синий, красный, желтый;

11.шар, куб, ромб, квадрат;

12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;

4.5.«Бывает - не бывает»

Цель: развитие критического познания

Оборудование: мяч

Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

1. Папа ушел на работу.

2. Поезд летит по небу.

3. Кошка хочет есть.

4. Человек вьет гнездо.

5. Почтальон принес письмо.

6. Зайчик пошел в школу.

7. Яблоко соленое.

8. Бегемот залез на дерево.

9. Шапочка резиновая.

10.Дом пошел гулять.

11.Туфли стеклянные

|12.На березе выросли шишки.

13.Волк бродит по лесу.

14.Волк сидит на дереве.

15.В кастрюле варится чашка
перейти в каталог файлов
связь с админом