Главная страница

Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта среди взрослого населения


Скачать 38,06 Kb.
НазваниеГрупповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта среди взрослого населения
АнкорGruppovaya_profilaktika_kariesa_zubov_i_zabolevaniy_parodonta_sredi_vzroslogo_naselenia.docx
Дата08.12.2017
Размер38,06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаGruppovaya_profilaktika_kariesa_zubov_i_zabolevaniy_parodonta_sr
ТипДокументы
#37344
Каталогid274625496

С этим файлом связано 55 файл(ов). Среди них: Фармакология к экзамену.docx, 10. Процессы_адаптации.doc, Metody_i_sredstva_profgigieny.docx, 9.Иммун_система.doc, Germetizatsia.docx, 7. Хр_воспаление.doc, Profilaktika_SZ_pri_otbelivanii.doc, Uchebnik_po_patanatu_Paltseva_2_2.pdf, Uchebnik_po_patanatu_Paltsev_2_1.pdf, 6.О_воспаление.doc и ещё 45 файл(а).
Показать все связанные файлы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени И.М. СЕЧЕНОВА

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Стоматологический факультет

Кафедра профилактики и коммунальной стоматологии

Дисциплина: Профилактика стоматологических заболеваний


  1. Тема: Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта среди взрослого населения.


Москва 2017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ


  1. Определение стоматологического просвещения, его цель и задачи.


По данным ВОЗ среди причин заболеваний человека 20 % составляют наследственные факторы, 25% - условия окружающей среды, 55% - образ жизни (система поступков, совершаемых на основе его ценностной ориентации). Т.е. степень риска большинства заболеваний зависит от многих решений человека.

Обеспечение здоровья — это создание человеку условий жизнедеятельности, исключающих вредные для здоровья факторы, а также предоставление адекватной медицинской помощи для поддержания необходимого уровня здоровья. Санитарное просвещение и обеспечение здоровья — две части единого профилактического комплекса мероприятий. При отрыве санитарного просвещения от обеспечения здоровья его проведение среди населения будет неоправданной тратой времени и средств. Санитарное просвещение должно проводиться на высоком профессиональном уровне. Вся предоставляемая населению информация должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Одним из наиболее существенных теоретических аспектов санитарного просвещения является обеспечение обратной связи с населением. Обратная связь стоматолога с населением состоит в контроле выработки стойких здоровых привычек. Предупредить заболевания можно лишь в том случае, если изменятся отношение населения к проблеме заболеваний полости рта и его гигиенические привычки.

Санитарное просвещение – это система государственных, медицинских и воспитательных мероприятий по просвещению и обучению населения знаниям и навыкам здорового образа жизни, основам медицинских и гигиенических знаний, методам пропаганды, агитации и обучения.

Стоматологическое просвещение (СП) - это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень стоматологического здоровья.

Основная цель этой работы - это пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, о путях и методах сохранения здоровья, предупреждение заболеваний.

Конечная цель СП – не знания, а убеждения и поступки слушателя в результате

приобретенных им знаний.

Стоматологическое просвещение в своей основе должно опираться на 2 основных направления: пропаганда медицинских знаний о профилактике и агитация за соблюдение

правил и методов здорового образа жизни.

Основные задачи СП сводятся к следующему:

1. Разъяснение населению значения состояния зубов и полости рта для организма, роли гигиены и питания в профилактике стоматологических заболеваний.

2. Информировать население об известных факторах риска возникновения стоматологических заболеваний и доступных методах их предупреждения;

3. Убедить население в необходимости отказа от вредных привычек, ведения здорового образа жизни и рационального использования стоматологической помощи;

4. Обеспечить населению полноценное питание, безвредные условия труда, здоровый быт и адекватную стоматологическую помощь.

Каждый медицинский работник ежемесячно 4 часа рабочего времени должен использовать для санитарно-просветительской работы среди населения. В стоматологическом просвещении должны участвовать, помимо врачей-стоматологов

и гигиенистов стоматологических, психологи и педагоги.

Выделяются три основных направления стоматологического просвещения:

– пропаганда знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний,

- агитация населения за соблюдение правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения,

- гигиеническое воспитание и обучение.

В настоящее время низкая эффективность профилактики стоматологических заболеваний является причиной высокой распространенность кариеса (до 98%) и заболеваний пародонта. Одним из путей выхода из этого положения является привлечение к профилактической работе среднего медицинского персонала и обеспечение рабочими местами. Позволяющими оказывать данную качественную помощь населению. Зарубежный опыт демонстрирует стойкое улучшение стоматологического здоровья в странах, где специальность «гигиенист стоматологический» занимает прочные позиции в системе здравоохранения.

Роль стоматолога и гигиениста состоит в инициировании разработки программы, методической помощи персоналу, осуществлении санитарного просвещения населения, практическом выполнении медицинских профилактических мероприятий и контроле эффектности профилактики.


  1. Формы стоматологического просвещения


По видам и организационным формам стоматологическое просвещение подразделяется на: индивидуальное, групповое, массовое и целевое. Наиболее популярной формой (92%) санитарно-просветительной работы являются индивидуальные беседы во время приема у стоматолога, реже – лекции и чаще – стенды и санитарные бюллетени. Словесная форма не эффективна у детей младшего возраста и может быть рекомендована для людей 20-45 лет.

При проведении санитарно-просветительской работы по профилактике стоматологических заболеваний рекомендуется придерживаться определенных тем:

1. Взаимосвязь заболеваний полости рта и общего состояния здоровья детей.

2. Значение питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи.

3. Роль оздоровительных мероприятий для развития и со стояния органов и тканей полости рта.

4. Гигиенический уход за полостью рта.

5. Предупреждение заболеваний полости рта.

6. Выявление и устранение вредных привычек для предупреждения пороков развития

зубочелюстной системы.

Ведущая форма работы с взрослым населением — это убеждение и пропаганда, акцентирование внимания на том что взрослые являются примером для детей и подростков. Поэтому начинать санитарно-просветительскую работу следует с родителями и воспитателями детских учреждений. Необходимо не только привлечь внимание этой категории взрослых к состоянию зубов и органов полости рта у детей, но и приобрести, таким образом, убежденных помощников.

Примерами группового санитарного просвещения и обеспечения здоровья могут быть уроки здоровья и плановая, стоматологическая помощь в организованных коллективах, занятия с беременными женщинами в школе молодых матерей, посвященные важности профилактики стоматологических заболеваний и правильному питанию детей.

Массовое санитарное просвещение и обеспечение здоровья - охватывает все большие группы населения района, города, республики, например передачи по телевидению по вопросам профилактического значения гигиены полости рта. При этом в продажу поставляются рекомендуемые средства гигиены, доступные для приобретения их широкими слоями населения.

Наиболее эффективной организационной формой санитарного просвещения является групповая. Она позволяет добиться максимальных результатов при минимальных затратах времени и средств. Индивидуальные беседы занимают гораздо больше времени. Наиболее эффективные методы – беседы, выступления, лекции. Еще более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако медицинская эффективность таких бесед, как показывает опыт, небольшая.

Целевое стоматологическое просвещение – работа с детьми, родителями, учителями, средним медперсоналом, руководством, общественными деятелями (агитация, очно).
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ

ГРУПП ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА


  1. Гигиеническое воспитание взрослого населения.


Общеизвестно, что правильный и систематический уход за полостью рта является действенным фактором в профилактике кариеса зубов и заболеваний пародонта. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компоненты средств гигиены (зубных паст, эликсиров) обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, повышая их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой способствует активации обменных процессов, улучшению кровообращения в тканях пародонта. Для достижения наилучшей эффективности от проведения гигиенических мероприятий используются разные средства и предметы по уходу за полостью рта. В последнее время их ассортимент стал особенно широк и разнообразен.

Чистить зубы нужно после каждого приема пищи (по крайней мере, после завтрака иужина) в течении трех минут. Если нет возможности почистить зубы после приема пищи, надо сполоснуть рот водой.

Антибактериальное и реминерализующее действие зубных паст осуществляется

только когда паста находится во рту не менее 2-3 минут. Для колоний бактерий продолжительность в 12 часов является пороговой, после которой могут происходить изменения их жизнедеятельности, способствующие закреплению зубного налета на зубах и образованию зубного камня.

Установлено, что только длительно, в течение ряда лет, проводимая гигиена полости рта дает заметные результаты. В основном профилактическое действие гигиены полости рта начинает проявляться не ранее чем через 1-1,5 года после начала ее проведения. Чистить зубы следует регулярно и систематически, иначе не будут достигнуты профилактические результаты.

Следует отметить, что не все соблюдают личную гигиену полости рта.

В настоящее время реальным методом сохранения здоровья населения является диспансеризация.

Диспансеризация - метод медико-санитарного обслуживания населения, включающего в себя комплекс лечебно-профилактических и оздоровительных социально-гигиенических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление человека и его трудоспособности. Основные задачи диспансеризации: выявление ранних форм заболевания и факторов риска, проведение комплексных лечебно-профилактических и социально-гигиенических мероприятий, позволяющих сохранить функцию зубочелюстной системы; динамическое наблюдение.

Основной организационной формой обслуживания является участковый и цеховой принципы.

Диспансерному наблюдению подлежат:

1. Дети в возрасте до 14 лет.

2. Подростки.

3. Допризивникы.

4. Ученики школ и училищ.

5. Студенты вузов и техникумов.

6. Лица, связанные с профессиональными вредностями.

7. Беременные.

8. Больные, обремененные соматическими и системными заболеваниями (желудочно-кишечными, сердечно-сосудистыми, эндокринными).

К этой работе привлекают всех врачей стоматологического профиля независимо от места работы: больница, здоровье пункт, учебные заведения, стоматологический кабинет лечебного учреждения или специализированная стоматологическая поликлиника.

При гигиеническом воспитании взрослого населения необходимо рассказать о:

- взаимосвязи общего состояния организма и полости рта, необходимости рационализации режима труда и отдыха, пребывания на свежем воздухе, устранение соматических заболеваний, ведение здорового образа жизни.

- необходимости регулярного посещения стоматолога для проведения профосмотров и санации полости рта

- взаимосвязи патологии прикуса с заболеваниями пародонта, т.к. своевременное и рациональное ортодонтическое лечение дефектов расположения и смыкания зубов способствует улучшению трофики тканей, создает благоприятные физиологические условия в полости рта

- культуре потребления углеводов(1.не есть сладкое на ночь;2.не употреблять сладкое как последнее блюдо при приеме пищи;3.не есть сладкое между приемами пищи;4.если нарушено какое-либо из трех первых правил, то необходимо почистить зубы либо прополоскать рот)

- влиянии рационального и сбалансированного питания на здоровье полости рта

- влиянии вредных привычек на развитие кариеса и заболеваний пародонта

Среди взрослого населения программы профилактики могут осуществляться стоматологическими службами на базе лечебных учреждений по месту работы, во время пребывания в санаториях и стационарах.


  1. Стоматологическое просвещение среди медицинского персонала


Стоматолог является инициатором и организатором выявления факторов риска в группах населения; выбирает профилактические мероприятия; совместно с руководителями учреждения, здравоохранения, администрацией составляет проект программы профилактики; контролирует выполнение мероприятий; анализирует эффективность программы и вносит коррективы. Акушер-гинеколог и педиатр проводят санитарно-просветительную работу в школах будущих матерей и молодых родителей.
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СРЕДИ БЕРЕМЕННЫХ

И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


  1. Особенности стоматологического просвещения среди беременных.


Профилактика кариеса зубов направлена на нормальное физиологическое развитие организма детей с самого раннего возраста, в частности, с антенатального периода, оздоровление полости рта, повышение резистентности организма, рационализацию питания, соблюдение личной гигиены. Эта ответственная задача должна быть осуществлена в тесном контакте с другими специалистами, в первую очередь - педиатрами.

Ведущие акушеры-гинекологи и педиатры утверждают, что патогенетические механизмы многих заболеваний детей определяются особенностями течения внутриутробного периода развития. Закладка необходимых одонтотропных элементов (кальция, фосфора,фтора и др.) в формирующуюся эмаль в основном происходит именно в антенатальном периоде развития ребенка, раз и на всю жизнь. В дальнейшем, даже при активном воздействии на эмаль профилактическими средствами, мы можем влиять лишь незначительно на качественный и количественный ее состав в суперповерхностных слоях.

Нарушение процессов формирования зубочелюстной системы в I триместре обусловлено патологическим течением беременности, заболеваниями беременной женщины, приводящими к патологии развития плода (задержке внутриутробного развития, гидроцефалии, внутриутробной гипоксии), а также неблагоприятными наследственными факторами, приводящими к порокам твердых и мягких тканей зубочелюстной системы в виде гипоплазии или аплазии эмали, флюороза, несовершенного амелогенеза, синдрома Стейнтона-Капдепона, диастемы и тремы, аномалии формы зубов, расщелины верхней губы, неба и т.д.

Неблагоприятные медико-биологические, социально-гигиенические факторы второй половины беременности нарушают процессы минерализации зачатков, которые интенсивно__протекают с 7 мес беременности и до родов, что совпадает по времени с минерализацией скелета плода, обусловливая после их прорезывания большую кариесвосприимчивость.

Таким образом, возникновение и развитие кариеса зубов обусловливается не только условиями внутриутробного развития, но и во многом определяется состоянием здоровья детей. Поэтому прогнозирование кариеса зубов и проведение ранней профилактики возможны при создании преемственной работы между врачом стоматологом женской консультации и детской стоматологической поликлиники при участии педиатра детских поликлиник.

Проводя беседы среди беременных женщин, можно рассказать об особенностях ухода за полостью рта при беременности, о вреде алкоголя, курения, приема лекарственных средств без назначения врача, о закладке и формировании зубной ткани плода, о грибковом стоматите у детей первого года жизни, о правилах прикорма и важности употребления твердой ищи при формировании ЗЧС, о гигиене полости рта ребенка начиная с первых дней жизни. Программа занятий и график работы с беременными утверждается главным врачом стоматологической поликлиники и женской консультации. Занятия проводятся на базе «Шкоды матерей». Санитарно-просветительные мероприятия среди беременных рекомендуется проводить:

— в первые 20 недель беременности — 1 раз в месяц,

— после 20 недель — 2 раза в месяц,

— после 32 недель — 3—4 раза в месяц.
2. Программа профилактики стоматологических заболеваний в период

беременности предусматривает:
— санитарно-просветительную работу (беременная должна получить информацию о подверженность заболеваниям пародонта, о методах и средствах чистки зубов, о рациональном сбалансированном питании);

— сбалансированное питание;

— всестороннюю стоматологическую помощь.

Вместе с общепринятыми методами лечения и профилактики кариеса и заболеваний пародонта: санация полости рта, обучение гигиене полости рта, контроль за правильностью выполнения чистки зубов, снятие зубных отложений, проведение реминерализуюшей терапии, обработку зубов фторлаком или гелем проводится лекарственная профилактика кариеса у беременной женщины и ее ребенка. Проведение всех профилактических мероприятий беременной женщиной позволяет ей сохранить свое здоровье и здоровье своего ребенка.

Диспансеризация беременных женщин у врача стоматолога предусматривает проведение:

- санации полости рта (лечение кариеса зубов и его осложнений,

- удаление корней и зубов, не подлежащих лечению, лечение заболеваний пародонта)

- назначение профилактических мероприятий системного и местного действия для предотвращения кариеса зубов и заболеваний пародонта,

- прогнозирование высокого риска возникновения кариеса зубов у ребенка до его рождения и назначение средств антенатальной профилактики, назначение диеты

- гигиеническое обучение и воспитание беременных женщин по вопросам профилактики стоматологических заболеваний

Залогом здоровья ребенка и полноценного формирования зубочелюстной системы во внутриутробный период является санация полости рта беременной, что позволяет предотвратить неблагоприятное влияние инфекционных, токсических, сенсибилизирующих, рефлекторных факторов и механизмов возникновения заболеваний полости рта.

По существующим нормативам при диспансеризации беременные женщины посещают врача-стоматолога в зависимости от сроков беременности:

до 20 нед беременности - 1 раз в месяц;

от 20 до 32 нед беременности - 2 раза в месяц;

после 32 нед беременности - 3-4 раза в месяц.

При проведении лечебно-профилактических мероприятий должна учитываться активность кариеса зубов у беременной женщины. Как правило, кариес приобретает более активное течение с середины беременности у многих женщин, так как начинается минерализация зачатков зубов и почти у всех - в III триместр беременности, когда присоединяется и интенсивная минерализация скелета плода.

Признаками повышения активности кариеса зубов являются выпадения пломб, рецидивы, появление новых кариозных зубов или полостей, появление очагов начального кариеса.

Беременным женщинам с активными формами кариеса зубов назначаются кариеспрофилактические средства системного и местного действия.

Необходимость назначения кариеспрофилактических средств системного действия

возникает и при неполноценном питании беременных. Все назначения системного действия беременным должны согласовываться с акушером-гинекологом и терапевтом. В качестве средств патогенетической терапии и профилактики кариеса зубов назначаются внутрь препараты, которые являются и средствами антенатальной профилактики кариеса зубов.

У беременных женщин профилактические мероприятия местного действия направлены в основном на предупреждения заболеваний пародонта и кариеса зубов.
3.Стоматологическое просвещение среди родителей детей.
Дети должны приобщаться к гигиене полости рта с рождения, ответственность за это

несут их родители.

Выступление для родителей должно проходить интересно с использованием иллюстраций и слайдов. И должно решить две задачи:

1) озаботить родителей состоянием здоровья детей

2) вызвать заинтересованность в проведении и поддержании профилактических мероприятий.

Для решений первой задачи необходимо акцентировать внимание на сложных и неприятных последствиях, к которым приводят заболевания зубов. И лучше, если эта сторона вопроса будет несколько преувеличена. На таком фоне серьезнее воспринимается информация о возможностях профилактики, появляется и усиливается ответственность родителей за здоровье своих детей. В заключении необходимо призвать родителей быть активными участниками и помощниками в профилактики заболеваний органов ПР. особый акцент необходимо сделать на культуре потребления углеводов и поддержания должного объема гигиены ПР в домашних условиях. Для закрепления полученных знаний, каждому родителю вручается памятка брошюра или журнал.

Детям надо помогать чистить зубы до 6 лет. Выбор зубных паст зависит от состояния зубов и десен. Учитывая, что воспитание условного рефлекса, привычки или умения наиболее эффективно, т. е. возможно в оптимально коротки сроки, у детей раннего и дошкольного возраста (преимущественно до 3 лег), необходимо уделить максимум внимания воспитанию детей младшего возраста. Опыт воспитания более старших детей (школьного возраста) показывает, что для воспитания такого же навыка требуется значительно больше времени.
перейти в каталог файлов
связь с админом