Главная страница
qrcode

Материалы к уроку. Ход урока


НазваниеХод урока
АнкорМатериалы к уроку.doc
Дата26.09.2017
Размер71,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМатериалы к уроку.doc
ТипДокументы
#28753
Каталог

Цели:

  • Обобщить знания учащихся об А.С .Пушкине, его творчестве и сказках.

  • Учить выделять главное, значимое.

  • Учить мыслить самостоятельно.

  • Расширять словарный запас.

  • Развивать память, мышление, внимание.

  • Развивать творческие способности.

  • Прививать любовь к поэзии.

Оборудование:

  • Портрет А.С. Пушкина.



  • Осенние листья.

 

  • Выставка книг.

  • Рисунки.



  • Поделки.



  • Игра.



  • Зеркало.



  • Яблоки.

  • Пакеты.

Эпиграф к уроку. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»
    1. Ход урока

      1. I. Организационный момент.


Готовность к уроку.
      1. II. Домашнее задание:


Выучить наизусть отрывок (16-20 строк) из любой сказки

А.С. Пушкина (на выбор).
      1. III. Тема:


«Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «А.С.Пушкин. Сказочный мир А.С.Пушкина»
      1. IV. Цели:


Мы подведем итог: Чему учат сказки А.С.Пушкина. И в чем же заключается сила и красота сказочного мира поэта.
      1. V. Слово учителя.


(На фоне музыки – флейта)

Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому человеку.

как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.

в годы учения Пушкин помогает нам войти в величественный мир истории нашего Отечества, помогает понять нам самих себя, наш национальный характер и культуру.

в годы зрелости и опыта мы вновь перечитываем Пушкина и находим в неиссякаемом роднике его творчества новые силы для борьбы, черпаем живительные запасы бодрости, мужества и жизненной силы.
      1. VI. Стихи о Пушкине читают дети:


  1. Вновь с трепетом я открываю любимую книгу мою 
    И вмиг обо всем забываю и слезы поэзии пью.

  2. О, Пушкин! 
    Ты сердце тревожишь стихом неземной чистоты…
    Как эти сюжеты похожи на чувства мои и мечты!

  3. Века летят, года летят, но Пушкин тем же остается. 
    Его стихи, как трель звенят и в сердце наше тихо льются.

  4. И каждый раз нам Пушкин нов, его читаем снова, снова. 
    И каждый из его стихов мы наизусть учить готовы.

5 групп

По одному человеку от группы рассказывают наизусть + рисованность стихов.

  • Лукоморье;







  • Зимняя дорога;





  • Зимнее утро;





  • Зимний вечер;







  • Опрятней модного паркета.




VII. О Няне:


Близким другом и наставником у Александра Сергеевича была его няня – Арина Родионовна Яковлева.

Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Не только преданностью и заботливостью завоевала она доверие, привязанность и уважение. Она была «настоящей представительницей русских нянь», мастерски говорила сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Своими рассказами и сказками она вводила Пушкина в мир старины, народного быта и народной поэзии.

Своей няне Арине Родионовне Пушкин посвятил стихотворение.

Стихотворение «Няне»:
Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты на черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь.
      1. VIII. Пушкин собирал и записывал произведения народного творчества и создавал новые свои произведения.


? – Какие жанры использовал Пушкин в своем творчестве? (Стихи, басни, поэмы, романы, оды, элегии, комедии, сказки).

? – Какое время года было у Пушкина любимым? (Осень).

Стихотворение «Осень»:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса – 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
      1. IX. Какие сказки написал А.С.Пушкин?Перечислите их.



и др. рисунки к игре (см. выше)


  1. Сказка о рыбаке и рыбке.

  2. Сказка о попе и о работнике его Балде.

  3. Сказка о мертвой царевне.

  4. Сказка о золотом петушке.

  5. Сказка о царе Салтане.

  6. Сказка о медведихе (не дописанная, не успел из-за гибели).

Стихи о сказках.

  1. Когда я не умел еще читать, 
    Мне довелось от бабушки узнать
    Как черта обманул Балда, 
    И как он проучил тогда попа,
    И как старуху рыбка наказала, 
    Мне бабушка однажды рассказала.

  2. Про царевну-лебедь и Гвидона, 
    И про жадного царя Дадона, 
    Я из сказок Пушкина узнала, 
    Много их уже я прочитала.

  3. Узнал про лукоморье я в пять лет, 
    Не ведая, что Пушкина уж нет,
    Но больше сотни лет его стихи, 
    И взрослым, и ребятам – всем близки!

  4. Его стихи, поэмы, сказки
    Мы не устанем повторять.
    И жизни солнечные краски,
    В них будем находить опять!

X. Распределение сказок по группам.


(5 групп)

Каждой группе предоставляется пакет с предметом, относящимся к определенной сказке. (зеркало, орех, игрушка – чертенок или конь, петушок, рыбка).

            Задание:

  1. По предмету, который в пакете, определить, к какой сказке он относиться (тайком от других групп).

  2. Составить к данной сказке опорные слова.

  3. По опорным словам другие группы отгадывают название сказки.

  4. Отгадали – предмет на стол.

XI. Физ. минутка.


Игра-соревнование.

Разрезное лото.


и др. рисунки к игре (см. выше)


На доске: нецветные иллюстрации к сказкам.

Каждой группе – своя сказка.

Каждый участник из каждой группы выбегает к доске, берет цветную карточку и прикрепляет ее в соответствующее место на нецветную иллюстрацию, чтобы нецветная иллюстрация стала цветной.
      1. XII. Классификация рисунков.


(Дети заранее к уроку рисуют рисунки к сказкам).


и др.


Распределение рисунков в соответствие с названием сказки.

XIII. Работа с текстами.

У каждой группы тексты.

1. Сказка о мертвой царевне:

 Словарная работа (карточка со словами):

  • Чернавка,

  • терем,

  • не перечат,

  • персты,

  • пожалую тебя,

  • не кручинься.

 Беседа:

  • Почему царю пришлось жениться на другой? (жена умерла).

  • Какова она была из себя? (подтвердите словами из текста).

  • Какое свойство имело зеркальце? (умело говорить).

  • Какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу (по ролям):
    Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи,
    Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?


  • По какой причине царица рассердилась на зеркальце? (за то, что оно хвалило молодую царевну).

  • Найдите описание молодой царевны в тексте и прочитайте.

  • Почему царица решила избавиться от царевны?

  • Чем закончилась прогулка царевны с Чернавкой?

  • Как отреагировали богатыри на появлении в доме гостя? Прочитайте.

  • Что ответило зеркальце в конце сказки злой мачехе? (ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее).

  • Почему оно так ответило? (добро побеждает зло).

  • Чтение по ролям второй встречи царевны с Чернавкой.

  • К кому обращался Елисей при поисках царевны?

  • Какая пословица отражает смысл данной сказки? «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

  • Чему учит сказка? (любви, верности, состраданию, преодолению трудностей).

? – В каких сказках Пушкина встречалось море?

2. Сказка о рыбаке и рыбке:

Словарная работа (карточка со словами):

  • чупрун,

  • белена,

  • очи,

  • невежа,

  • пряник печатный.

Беседа:

  • Сколько раз ходил старик к морю?

  • Опишите, каким было море первый раз, второй раз, третий раз. Подтвердите словами из текста.

  • Почему оно менялось таким образом? (как человек, рыбка выражала свое недовольство, свой гнев через бурю на море).

  • За что была наказана старуха? (жадность, жажда власти и богатства).

  • А за что был наказан старик? (не выдержал испытания, не перечлив, не мог постоять за себя).

  • Пословица.

  • В каких сказках за эти же качества были наказаны герои? (о попе, о царе Салтане (сестры).

3. Сказка о попе и о работнике его Балде:

Словарная работа (карточка со словами):

  • полба,

  • оброк,

  • супостат,

  • авось,

  • с укоризною.

Беседа:

  • Каким образом Балде удалось добыть оброк? (состязание с чертенком).

  • Какие качества ему понадобились? (смекалка, хитрость, ловкость).

  • Пословица: «Скупой платит дважды».

4. Сказка о царе Салтане:

Словарная работа (карточка со словами):

  • светлица,

  • аршин,

  • чародей,

  • нарекся.

Беседа:

  • Какие чудеса происходили в этой сказке? (белка, царевна – лебедь, город).

  • Прочитайте о них.

  • За что наказаны сестры? (зависть).

  • Пословица: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

5. Сказка о золотом петушке:

Словарная работа (карточка со словами):

  • яства,

  • колесница,

  • ратные дела,

  • стан.

Беседа:

  • За что был наказан царь Дадон? (не выполнил обещания).

  • В чем оно заключалось?

  • Пословица: «Лучше сделать не обещав, чем, обещав, не сделать».

XIV. Выставка поделок.


Какие герои, и из каких сказок вам понравились больше всего и почему.
      1. XV. Викторина.


? – Из каких сказок эти строки?

  • В синем небе звезды блещут, 
    В синем небе волны хлещут. 
    («О царе Салтане».)

  • Буду служить тебе славно, 
    Усердно и очень исправно. 
    («Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда)

  • Я ль на свете всех милее, 
    Всех румяней и белее? 
    («Сказка о мертвой царевне». Царица).

  • Горе мне! 
    Попались в сети оба наших сокола! 
    («Сказка о золотом петушке». Царь Дадон).

  • Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. 
    А сама-то величава, выступает будто пава, 
    А как речь то говорит, будто реченька журчит. 
    («Сказка о царе Салтане». Описание царевны)

XVI. Беседа.


  • Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку).

  • Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною).

  • Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой у самого синего моря).

  • Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком).

  • Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке? (Сказка – ложь, да в ней намек… Добрым молодцам урок…).

Вывод: Что и послужило эпиграфом к нашему уроку.
      1. XVII. Обобщение:


  • Почему сказка ложь? (вымысел).

  • Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы).

XVIII. Итог:


  • Что объединяет эти сказки? (волшебные чудеса, превращения).

  • Докажите.

  • Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).

  • В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).

XIX. Заключительное слово учителя:


Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.
перейти в каталог файлов


связь с админом