Главная страница

Волкова Л.С. Селиверстов В.Л. хрестоматия по логопедии том 1. Хрестоматия по логопедии


НазваниеХрестоматия по логопедии
АнкорВолкова Л.С. Селиверстов В.Л. хрестоматия по логопедии том 1.doc
Дата29.09.2017
Размер9,1 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВолкова Л.С. Селиверстов В.Л. хрестоматия по логопедии том 1.doc
ТипДокументы
#30888
страница1 из 108
Каталогlitovairina

С этим файлом связано 82 файл(ов). Среди них: Волкова Л.С. Селиверстов В.Л. хрестоматия по логопедии том 1.doc, J.doc, Bolshebratskaya_E_E_Organizatsia_logopedicheskoy.doc, Azbuka_deystviy_Chast_1.doc, Griby_dz.doc, Lyapidevskiy_S_S_Nevropatologia.rar, KORREKTsIYa_DIZARTRII_U_DETEJ_DOShKOL_NOGO_VOZRAST.docx и ещё 72 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   108


ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ

{извлечения и тексты) В 2-х томах

Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Л. С. ВОЛКОВОЙ, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации профессора В. И. СЕЛИВЕРСТОВА

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений

том I

МОСКВА

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»

1997

ББК 74.3 Х91
Научные редакторы: Заслуженный деятель науки РФ, профессор Л.С.Волкова и Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор В. И. Селиверстов.

Составители: проф. Р. И.Лалаева, проф. С. Н. Шаховская, доц. Г. А. Волкова, доц. Л. В. Лопатина, доц. Ю. Г. Гаубих

Рецензенты: доктор мед. наук, проф. Е. М. Мастюкова, доктор пед. наук, с.н.с. Г В. Чиркина, профессор Т Б. Филичева.

Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): X 91 Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560 с: ил.

ISBN 5-691-00070-5

В данном пособии тематически систематизированы и представлены извлече­ния и тексты по теории и практике логопедии, собранные из разных авторских литературных источников. «Хрестоматия» содержит следующие тематические раз­делы: I том. 1. Дислалии; 2. Ринолалии; 3. Дизартрии; 4. Нарушения голоса; 5. Заика­ние; II том: 6. Ал алии; 7. Афазии; 8. Нарушения письменной речи; 9. Предпосылки и истоки развития логопедии.

Пособие составлено в соответствии с программой курса «Логопедия с истори­ей логопедии» и учебником «Логопедия» для педагогических институтов. Попытка создания целостно тематической «Хрестоматии по логопедии» предпринимается впервые в истории развития логопедии как науки. Собранный здесь материал пред­ставляет учебный, научный и практический интерес для самого широкого круга специалистов.

4310010000-66

X Без объявл. ББК 74.3

14К(03)-97

© Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов — научная концепция, структурирование, общее редак­тирование

© Р И. Лалаева, С. Н. Шаховская, Г. А.Волкова, Л. В. Лопатина и Ю. Г Гаубих — составители тема­тических разделов

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,
ISBN 5-691-00070-5 1997

Предисловие

Современное развитие системы высшего образования в Рос­сии предполагает переход на новый более высокий уровень ка­чественной профессиональной подготовки широко образован­ных специалистов, владеющих не только определенной суммой знаний и профессиональных умений, но и стремящихся к посто­янному творческому и самостоятельному поиску. Творческий по­иск, возможность индивидуального выбора проблемы или пред­мета для самостоятельного углубленного изучения обеспечивает, в свою очередь, повышение обще культурной, исторической и те^ оретической подготовки студентов, осуществление чего невоз­можно в современном цивилизованном мире без непосредствен­ного знакомства с подлинниками авторских работ в той или иной отрасли научных знаний. К сожалению, такой творческий поиск все более ограничивается в настоящее время в связи с тем, что многие, наиболее значимые авторские работы становятся боль­шой библиографической редкостью.

Попытка создания «Хрестоматии по логопедии» предприни­мается впервые в истории развития логопедии как науки. По­требность в таком пособии назрела давно. И уже изначально пе­ред его научными руководителями остро встали две проблемы: в каком ключе должно быть построено такое пособие и какой кол­лектив мог бы справиться с такой задачей?

Естественно, что даже в самом объемном пособии трудно пред­ставить все авторские работы, которые бы отражали сведения о той или иной научной проблеме или дисциплине от ее истоков до состояния ее развития в настоящее время. Особенно это относит­ся к логопедии, в которой чрезвычайно велик объем накопленных знаний по разным видам речевой патологии. Накоплен многочис­ленный авторский опыт по изучению, предупреждению, лечению речевых нарушений и по коррекционному воспитанию и обуче­нию детей, подростков и взрослых с различными расстройствами речи. По этим вопросам проведено множество исследований и создано такое же множество авторских работ.

Возможно в дальнейшем возникнет необходимость создания «Хрестоматии по логопедии» в виде отдельных персоналий, свя­занных с обобщением опыта и роли отдельных личностей в ис­тории логопедии, или в виде развития отдельных проблем лого­педии или отдельно взятых видов речевой патологии. И некоторые такие попытки уже делаются. Тем более, что любое научное ис­следование не обходится без анализа литературных источников по теме исследования, без описания истории развития той или иной частной научной проблемы.

Главной задачей составителей предлагаемой «Хрестоматии» было — дать суммарные представления о разных видах речевой патологии, входящих в современное понятие логопедии как на­уки о разных нарушениях речи и методах их предупреждения, выявления и преодоления преимущественно средствами коррек-ционного воспитания и обучения. Поэтому в разделах данной «Хрестоматии» использовался принцип тематического распреде­ления материала по традиционно принятым видам речевой па­тологии в полном соответствии с учебной программой и учебни­ком по логопедии для студентов педагогических вузов.

«Хрестоматия по логопедии» (извлечения и тексты) издается в 2-х томах и содержит следующие тематические разделы:

I том: 1. Дислалии. 2. Ринолалии. 3. Дизартрии. 4. Нарушения голоса. 5. Заикание.

II том: 6. Алалии. 7 Афазии. 8. Нарушения письменной речи.
9. Предпосылки и истоки развития логопедии.

Составители тематических разделов «Хрестоматии» в подбор­ке материала по каждому виду речевой патологии старались при­держиваться объективного хронологического расположения ав­торских извлечений и текстов, позволяющего в определенной мере увидеть состояние проблемы на разных исторических эта­пах ее развития.

Таким образом, совокупность программы, учебника, практи­кума и хрестоматии по логопедии по сути составляет концепту­ально единый и систематизированный блок-сплав необходимых учебно-методических пособий, оптимально обеспечивающих учеб­ный процесс в вузе по данной дисциплине1.

Логичным и потому правомерным оказалось то, что блок на­званных учебных пособий по логопедии был подготовлен по ини­циативе и на базе двух старейших и ведущих в нашей стране педагогических вузов: Российского (Санкт-Петербургского) го­сударственного педагогического университета им. А. И. Герцена и Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина; при участии сотрудников Института коррек-ционной педагогики РАО и Московского государственного от­крытого педагогического университета.

1 «Логопедия с историей логопедии» / Программы педагогических институ­тов. Отв. ред. Л. С. Волкова. — М., 1989.


«Логопедия» / Учебник для студентов дефектологических факультетов педаго­гических институтов. Под ред. Л. С. Волковой. — М., 1989, 1995.

«Практикум по детской логопедии». Учебное пособие для студентов педагоги­ческих институтов. Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1988, 1995.

"Понятийно-терминологический словарь логопеда" Под. ред. В. И. Селивер­стова — М., 1997.

Характерно, что и научные истоки развития логопедии в Рос­сии (и в СССР) оказались тесно связанными прежде всего с эти­

ми двумя педагогическими гигантами и долгожителями — в Санкт-Петербурге (Ленинграде) и в Москве. В начале XX в. имена подавля­ющего большинства известнейших в дефектологии ученых были в разной степени связаны с этими научно-образовательными центрами. Можно без преувеличения сказать, что именно здесь преимуществен­но концентрировались истоки развития современной дефектологии как науки (и логопедии как ее части).

Поэтому в 9 разделе «Хрестоматии» мы сочли правомерным про­иллюстрировать эту мысль некоторыми малодоступными и мало­известными широкой дефектологической общественности текста­ми о зарождении и развитии высшего дефектологического (и в частности — логопедического) образования в нашей стране.
Краткие сведения об авторском коллективе составителей «Хрестоматии по логопедии»




ОТВЕТСТВЕННЫЕ РЕДАКТОРЫ - НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ, ОБЩЕЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ I - II ТОМОВ:

ЛАРИСА СТЕПАНОВНА ВОЛКОВА - Заслужен­ный деятель науки Российской Федерации, академик Академии гуманитарных наук, профессор Российского (Санкт-Петербургского) государственного педагоги­ческого университета им. А. И. Герцена, доктор педа­гогических наук, декан дефектологического факуль­тета (1970—1988), заведующая кафедрой логопедии (1980—1995). Стаж работы в вузе — 45 лет.

Отв. редактор и соавтор: «Логопедия с историей ло­гопедии» / Программа пединститутов. — М. 1989; «Логопедия» / Учебник для пединститутов. — М., 1989, 1995. Имеет свыше 90 печатных работ, среди них научные статьи, научные сборники, пособия по логопедии и по подго­товке кадров-логопедов. Занимается проблемой сложной структуры рече­вых нарушений, в том числе у детей с депривацией зрения.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   108

перейти в каталог файлов
связь с админом