Главная страница
qrcode

Белякова. Дизартрия. И. Ю. Левченко Белякова Л. И., Волоскова Н. Н


Скачать 25,01 Mb.
НазваниеИ. Ю. Левченко Белякова Л. И., Волоскова Н. Н
Дата22.03.2019
Размер25,01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБелякова. Дизартрия.doc
ТипДокументы
#58193
страница1 из 23
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


УДК [376.1-058.264+616.89-<)(М.-1:М.:*|(О7Г>.Н) ББК 56.12я73-1+74.3я73-1 Б44

Рецензе нт ы:

кандидат педагогических наук, доцент Е.П. Моргачева; доктор психологических наук, профессор И.Ю. Левченко

Белякова Л.И., Волоскова Н.Н.

Б44 Логопедия. Дизартрия. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.— 287 с. 18ВК 978-5-691-01781-0. Агентство С1Р РГБ.

В учебном пособии использованы материалы известных руководств по неврологии, нейропсихологии, специальной педагогики, а также публикации ведущих специалистов по проблеме дизартрии. Автор­ская позиция основана на собственных многолетних психолого-педа­гогических и клинико-психологических исследованиях и наблюдени­ях. Пособие соответствует программам для студентов педагогических университетов и институтов по специальности 13.00.03 — коррекци-онная педагогика и специальная психология, разработанным в соот­ветствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по разделу логопедии — дизартрия.

В книге дан естественно-научный подход в изучении психолого-педагогических проблем речевого нарушения — дизартрии, учтены тенденции современной логопедии, рассматривающие вопросы пси­холого-педагогической коррекции с позиций общеневрологического изучения двигательной и речевой сферы человека. В связи с отим подробно описываются структура и функции двигательного анализа­тора, что поможет представить единую картину психоневрологичес­ких нарушений при дизартрии и описать те формы моторно-речевых расстройств, которые возникают при поражении разных отделов двигательного анализатора.

Пособие адресовано студентам дефектологических и психологи­ческих факультетов, логопедам, психологам, врачам, специалистам, интересующимся вопросами речевой патологии и специальной пси­хологии.

УДК [376.1-058.264+616.89-004.434.3](075.8) ББК 56.12я73-1+74.3я73-1


978-5-691-01781-0

Белякова Л.И., Волоскова Н.Н., 2009 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2009

Оглавление

Введение 7

ГЛАВА 1

Анатомо-физиологические и психофизиологические

основы речевой функции 13

  1. Основные сведения о строении и физиологии
    нервной системы человека 13

  2. Периферический речевой аппарат .28




  1. Органы дыхания, голоса и система
    резонаторов 29

  2. Артикуляционный отдел 34




  1. Психофизиологические механизмы
    звукопроизношения 38

  2. Психофизиологические механизмы просодической
    стороны речи 41

  3. Общие неврологические механизмы параличей . . . . 43

ГЛАВА 2

Дизартрии у взрослых лиц 48

2.1. Основные клинические формы дизартрии

у взрослых лиц 48

  1. Бульбарная форма дизартрии 49

  2. Псевдобульбарная форма дизартрии 57

  3. Мозжечковая форма дизартрии 63

\ 2.1.4. Подкорковая или экстрапирамидная

\. дизартрия 65

^ 2.1.5. Корковая дизартрия 67

2.2. Обследование и диагностика дизартрии у взрослых лиц.
Основные направления реабилитации 71

ГЛАВА 3

Дизартрии у детей 76

3.1. Онтогенез психомоторной и речевой

деятельности 76

3.2. Детский церебральный паралич 94

3.2.1. Классификация детских церебральных

параличей 95

  1. Дизартрии у детей 106

  2. Формы дизартрии у детей 112

3.4.1. Спастико-паретическая форма

дизартрии 112

  1. Гиперкинетическая форма дизартрии 119

  2. Атонически-астатическая форма

дизартрии 121

3.5. Степени выраженности дизартрии у детей 123

  1. Анартрия у детей 123

  2. Минимальные проявления дизартрии 124

Оглавление

Оглавление


ГЛАВА 4

Психическое развитие и психологические особенности детей

и подростков с дизартрией 136

4.1. Общие черты психического развития детей

сДЦП 136

4.2. Особенности психологии детей дошкольного

и младшего школьного возраста с дизартрией . ... 141

4.3. Особенности психологии подростков с дизартрией

и аномальным развитием личности 143

ГЛАВА 5

Методики обследования детей и подростков

с дизартрией 156

5.1. Логопедическое обследование 157

  1. Изучение анамнестических сведений 157

  2. Обследование состояния артикуляционного
    аппарата 159

  3. Обследование состояния мимической
    мускулатуры 160

  4. Обследование звукопроизношения,
    лексико-грамматического строя речи 161

  5. Обследование просодической

стороны речи 162

5.1.6. Обследование фонематического

восприятия 163

5.1.7. Обследование чтения и письма 163

5.2. Обследование моторных и сенсорных функций . . . 164

  1. Исследование динамического праксиса . . . . 166

  2. Исследование пространственного праксиса . . . 167

  3. Исследование конструктивного праксиса. . . 167

  4. Исследование праксиса позы руки 167

  5. Исследование психомоторного профиля . . . 168

  6. Изучение чувства ритма 169

5.3. Психологическая диагностика 173

ГЛАВА 6

Основные направления комплексной реабилитации детей

и подростков с дизартрией 175

  1. Принципы реабилитации детей с дизартрией .... 177

  2. Основные направления логопедической работы

по коррекции нарушений речи при дизартрии у детей
дошкольного возраста 178

6.2.1. Нормализация мышечного тонуса, развитие
моторики артикуляционного аппарата

и пальцев рук 179

  1. Развитие дыхательной функции и голоса . . 180

  2. Коррекция фонетической стороны речи. . . . 181

  3. Развитие словаря и грамматического

строя речи 181

6.2.5. Развитие сенсорных и психических функций . . 181

1

I


  1. Специализированная коррекционная работа
    с младшими школьниками с дизартрией,
    обучающимися в общеобразовательной школе . . . 182

  2. Специализированная комплексная коррекционная
    работа с подростками с дизартрией 183

ГЛАВА 7

Логопедические технологии, используемые в работе

с детьми с дизартрией 184

  1. Упражнения для устранения гиперсаливации. . . . 184

  2. Затормаживание гиперкинезов 184

  3. Нормализация мышечного тонуса с помощью массажа . . 185

  4. Развитие дыхания 189

  5. Развитие артикуляционной моторики 193

  1. Методика развития движений в лучезапястных
    суставах 195

  1. Развитие ручной умелости 202

  1. Развитие тонкой моторики пальцев рук
    у дошкольников с использованием

игровых приемов 207

7.9. Ритмизация общей моторики и тонкой моторики
пальцев рук у младших школьников

с дизартрией 216

  1. Активизация невербальных способов общения . . . 227

  2. Миогимнастика 227

\ 7.12. Сенсорное воспитание детей с дизартрией 228

\ 7.13. Развитие интонационной выразительности речи . . . 239

| 7.14. Методика каллиграфотерапии 241

7.15. Развитие звукопроизношения, словаря

и грамматического строя речи 244

ГЛАВА 8

Психологическая коррекционная работа при дизартрии

у детей и подростков 249

8.1. Психологическое сопровождение семьи и ребенка

с ДЦП 249

  1. Специализированная психотерапевтическая работа
    с подростками при дизартрии и аномальном
    формировании личности 250

  2. Психологические техники, применяемые в работе

с подростками. Арттерапия 254

  1. Визуально-музыкальный тренинг в рамках
    пассивной арттерапии 257

  2. Специализированные приемы арттерапии . . . 259

8.4. Конституционально-ориентированные технологии
психологического сопровождения подростков

с дизартрией 260

5

Оглавление

ГЛАВА 9

Профилактика дизартрии у детей 264

  1. Первичная профилактика. Предупреждение
    развития дизартрии у детей 264

  2. Вторичная профилактика 269

  3. Третичная профилактика 270

ГЛАВА 10

Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия» . . . 272

  1. Организация деловых игр 273

  2. Схема анализа логопедического занятия 274

  3. Задания для самостоятельной

работы студентов 276

Глоссарий 279

Литература 284

Введение

Дизартрия как сложная проблема речевой патологии ин­тенсивно изучается и освещается в теоретическом и практи­ческом аспектах в отечественной и мировой научной литера­туре. Научная разработка проблемы дизартрии в отечествен­ной логопедии связана с именами известных неврологов, пси­хиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е.Н. Ви-нарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О.Г. При-ходько и др.). Все современные авторы единодушны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с ее не­врологическим, логопедическим и психологическим аспекта­ми исследования.

Учитывая то, что на современном этапе развития ло­гопедия не является узкопедагогической наукой, а пред­ставляет собой междисциплинарную область знаний о че­ловеке, в книге даются не только педагогические аспекты исследования, диагностики и реабилитационного процесса, но и значительное место уделяется медицине, психологии и психофизиологии.

В отечественной литературе дизартрию в детском воз­расте принято рассматривать как остаточные явления де­тского церебрального паралича, а у взрослых с клиникой параличей.

Принципиально новым в настоящем учебном пособии яв­ляется то, что нарушения речи при дизартрии представлены у детей, у которых нет явных признаков паралича, их психо­моторные функции развивались в пределах нормы или с не­которой задержкой.

Поскольку клиника дизартрии у детей имеет комбини­рованный характер, который включает помимо нарушений звукопроизношения, задержку темпа развития речи и языко-

7

Введение

I

Введение


К1.К! отклонения, в первой части книги даются представления о клинических формах дизартрии у взрослых, у которых до наступления паралича речевая функция не имела отклоне­ния от нормы. Вместе с тем только у взрослых можно гово­рить о «чистых» формах дизартрии, так как можно выделить место поражения центральной нервной системы, вызвавшего дизартрию.

В связи с тем, что дизартрия связана с нарушениями ин­нервации мышц периферического речевого аппарата, в посо­бии представлены материалы его анатомо-физиологических особенностей у детей и взрослых.

В основу данной книги были положены представления о дизартрии, сформировавшиеся как в отечественной, так и за­рубежной науке. Значительная часть этих представлений ши­роко признана клиницистами, нейропсихологами и педагога­ми. В то же время некоторые взгляды на проблему дизартрии остаются дискуссионными в силу сложности проблемы.

Настоящая книга предназначена для студентов дефекто­логических и психологических факультетов, логопедов, пси­хологов, врачей и всех специалистов, интересующихся про­блемами патологии речи и специальной психологии. Она на­правлена на совершенствование подготовки педагогических кадров, психологической и логопедической помощи лицам с дизартрией. Материал книги соответствует учебным планам и программе для отделения логопедии дефектологических факультетов.

Представляемый в книге учебный материал базируется на нескольких дисциплинах учебного плана по специальности 031800 «Логопедия», а именно-— неврология, общая и спе­циальная психология, а также разделы логопедии (дислалия, ринолалия, нарушения голоса).

Настоящий учебник отражает современное состояние ло­гопедии во всей ее полноте.

Краткая историческая справка изучения дизартрии и актуальные проблемы исследования

Первые научные описания дизартрии появились в печати более 150 лет тому назад. Это были наблюдения известного немецкого невролога Литтля (1853), который, давая под-

8

робную клиническую картину ДЦП, отмечал специфичес­кие расстройства речи на фоне поражения моторных систем организма. Впервые термин «дизартрия» был использован в 1879 году Куссмаулем, который под этим понятием объеди­нял все нарушения артикуляции.

С середины XX века исследователи начинают считать, что нарушения речи при дизартрии носят сложный характер, с которым не только связано расстройство тончайшей коор­динации мышц речевого аппарата, но и патология просоди­ческих характеристик устной речи.

Дизартрия — обобщенное название группы речевых рас­стройств, имеет несколько форм, каждая из которых харак­теризуется своей неврологической и речевой симптоматикой. Дизартрия — наиболее часто встречающиеся нарушения фун­кционирования речеобразовательной системы.

Термином «дизартрия» обозначают расстройство про­износительной стороны речи, при котором страдает зву-копроизношение и просодическая организация звукового потока. Независимо от уровня поражения центральной не­рвной системы при дизартрии всякий раз нарушается це­лостность функциональной системы экспрессивного рече-образования. При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в це­лом неправильно реализуется фонетический строй речи. Эту патологию членораздельной речи связывают главным образом с нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, в связи с чем происходит расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения централь­ной нервной системы.

Нейромоторные нарушения являются причиной пато­логии функционирования речеобразовательной системы. Существует два важных типа нейромоторных речевых рас­стройств: дизартрия и речевая апраксия, которые вызывают расстройства моторной стороны речеобразовательного меха­низма. При нейромоторных речевых расстройствах лингвис­тические процессы (правильное использование семантики и синтаксиса) не поражаются до тех пор, пока они не начина­ют сосуществовать с нарушениями речевых и познаватель­ных процессов.

II

Введение

Введение


Нарушение нейромышечного контроля речи может вызы­вать поражение дыхания, фонации, резонирующих полостей, артикуляции и просодики.

С нарушением временной точности и совершенства рече­вых движений связаны такие характеристики речи как внят­ность, четкость, а, следовательно, ее разборчивость.

В настоящее время существует 4 основных подхода в изу­чении дизартрии: клинический (неврологический), линг­вистический, нейропсихологический, психолого-педагоги­ческий.

С позиции клинического (неврологического) подхода изучаются клинические проявления дизартрии, которые со­относятся с уровнем органического или функционального по­ражения нервной системы, ее периферических или централь­ных отделов. Клинический подход исследует также причины дизартрии, топику (место) и характер очагового поражения ЦНС, симптоматику, в которую включают характер изме­нения мышечного тонуса, движений различных отделов ре­чевого аппарата и т.п. Наличие дизартрии связано с органи­ческим или функциональным поражением мозга, что в свою очередь вызвано разнообразными вредоносными факторами, которые могут воздействовать на организм до рождения ре­бенка в процессе внутриутробного развития (пренатально), во время рождения (перинатально) и вскоре после родов (пост-натально).

Пренатальное поражение мозга может быть обусловлено инфицированием матери или плода, токсикозом беременнос­ти, патологией плаценты и т.д.

В период родов, отягчающими- факторами могут быть за­тяжные или, напротив, стремительные роды, родовые трав­мы, сдавление мозга, ведущие к нарушению мозгового крово­обращения или кровоизлияниям в мозг ребенка.

После родов основными факторами, приводящими к орга­ническому поражению мозга, бывают инфекционные заболе­вания мозга и мозговых оболочек.

У подростков и взрослых органические и функциональ­ные нарушения, вызывающие дизартрию, могут разви­ваться вследствие травм, кровоизлияний, воспалительных процессов, опухолей, сосудистых и инфекционных заболе­ваний.

Неврологические данные позволили выделить следующие клинические формы дизартрии: бульбарная, псевдобульбар-ная, подкорковая, мозжечковая и корковая.

Лингвистические исследования характеризуют дизарт­рию в плане изменения фонемных сигнальных признаков ре­чевых звуков, фонологических противопоставлений звуков в речевом потоке, ясности его смыслового содержания (семан­тический и эмоциональный смысл), фонематического вос­приятия речи и т.д. В психолингвистическом направлении изучаются нарушения акустических характеристиках зву-копроизносительного процесса, просодическая организация звукового потока (характеристика голоса, его высота, сила, продолжительность, способность к модуляции, ритм, темп, сочетание ударных и безударных слогов, мелодика речи), а также артикуляционные данные звукопроизносительного процесса (сила, точность, плавность, синхронность, переклю-чаемость, свобода выполнения речевых движений).

Нейропсихологический подход использует специфичес­кие формы анализа психических процессов при нарушениях различных структур мозга. С помощью исследований этого направления выявлены при дизартрии не только нарушения эфферентных исполнительных механизмов, но и нарушения кинестетического анализа и синтеза, выражающиеся в ап-раксических нарушениях артикуляционной сферы, искажа­ющих кинестетический образ артикуляционного действия (артикуляция здесь рассматривается как частный случай лю­бого другого произвольного движения, который может быть нарушен у человека с дизартрией).

В свою очередь патологический кинестетический образ ар-тикуляторного действия приводит к особым специфическим способам организации речевых движений (положительной и отрицательной компенсации) и формированию аномальных двигательных стереотипии.

Психолого-педагогическое направление имеет особое значение в изучении дизартрии у детей, так как речевое на­рушение у них обычно связано с патологией раннего этапа развития ЦНС. С позиций психолого-педагогического подхо­да характеризуется процесс развития речи детей, у которых имеется дизартрия. При этом квалифицируется характер на­рушения звукопроизношения и голоса, качественные и коли-


10

11

Введение

ГЛАВА 1 _


чественные характеристики словаря, особенности формиро­вания грамматических структур речи, связного высказыва­ния и письма.

Логопедией разработан значительный по объему ком­плекс технологий, способствующих компенсации отде­льных процессов целостной речевой системы, основные принципы реабилитации лиц с дизартрией, этапы психо­лого-педагогической работы, а также развития речи детей с дизартрией.

Анатомо-физиологические

и психофизиологические основы

речевой функции

1.1. Основные сведения о строении

и физиологии нервной системы человека

Клинические аспекты логопедии являются основными при изучении и оказании педагогической помощи лицам с синд­ромами нарушений речи, возникающих при поражении того или иного участка мозга. В этих целях необходима качест­венная оценка признаков речевой патологии в сопоставлении с локализацией повреждения ЦНС. Такой анализ позволяет психолого-педагогическим методам реабилитации быть более оправданными и целенаправленными.

С развитием нейробиологии — науки о строении и функции нервной системы человека — во многом становятся понятны­ми особенности развития организма человека и его речи.

В основе современного представления о структуре и функ­ции центральной нервной системы (ЦНС) лежит нейронная теория, согласно которой мозг представляет собой функци­ональное объединение отдельных клеточных элементов — нейронов.

Через пирамидный (кортиконуклеарный) путь осущест­вляется регуляция произвольных движений моторными от­делами коры, а значит, непосредственно обеспечивает произ­вольные движения.

Нейрон — это нервная клетка, обладающая способностью генерировать возбуждение в ответ на раздражение и переда­вать его другим нейронам или эффекторным органам (мыш­цам, железам). По функции нейроны разделяются на: аф­ферентные (чувствительные), эфферентные (двигательные),

вставочные.

I

13

Глава 1

Аксоны афферентных нейронов воспринимают сигналы, возникающие в рецепторных окончаниях органов чувств (мышц в т.ч.), и проводят их в ЦНС.

Аксоны эфферентных нейронов, например, выходят за пределы ЦНС и иннервируют скелетную мускулатуру. Мно­гие эфферентные нейроны передают сигналы к органам и мышцам посредством других нервных клеток и их отростков (например, от пирамидных клеток моторной области коры импульсы поступают к мотонейронам продолговатого и спин­ного мозга и далее по периферическим нервам к мышцам).

Вставочные нейроны обеспечивают связь между афферен­тными и эфферентными нейронами.

Нейроны, в т. ч. моторные ядра, или мотонейроны, яв­ляясь клеточными элементами ЦНС, обладают особым видом спонтанной электрической активности, имеющей эндогенное происхождение. Эта врожденная рйргмическая активность превращает нейрон в генератор возбуждения (пейсмекерный механизм). Уровень эндогенного] возбужде­ния нейрона может повышаться и снижаться в зависимое ти от афферентных воздействий на нейрон. Таким образом, пейсмекерная активность мотонейронов черепно-мозговых нервов и периферических нервов спинного мозга существен-

Анатомо-физиологическиеипсихофизиологическиеосновыречевойфункции

но зависит от влияния со стороны корковых нейронов через кортиконуклеарный путь. Чем меньше сила влияния кор­ковых отделов мозга, тем выше пейсмекерная активность нейронов, находящихся в продолговатом и спинном мозге.

В зрелом состоянии головной и спинной мозг, а также весь аппарат периферических нервов с рецепторными органами (т.е. органами, в которых заканчиваются нервные окончания) представляют целостную систему, которая анатомически и функционально делится на большое число звеньев. ЦНС вклю­чает в себя те части нервной системы, которые лежат внутри черепа и позвоночного столба. Нервы, лежащие вне черепа или позвоночника, представляют периферическую нервную систе­му. ЦНС подразделяется на спинной и головной мозг (рис. 2).

Спинной мозг является цилиндрическим образованием, которое состоит из серого вещества тел нейронов, сконцент­рированных в центральной части мозга в виде «бабочки». Пе­редние рога «бабочки» содержат нейроны, эфферентные аксо­ны которых направляются в составе спинно-мозговых нервов к мышцам, т.е. в составе периферических нервов. Задние рога содержат клетки промежуточных нейронов, к которым подходят афферентные волокна, входящие в состав перифе­рических нервов и доставляющих чувствительные импульсы




Мозолистое тело

Шишковидное

тело (эпифиз)

Верхние

и нижние

бугорки

четверохолмия

Мозжечок

Ствол мозга

__ Спинной мозг


Перекрест зрительных нервов (хиазма)


Корковый мотонейрон (начало пирамидного пути)


Перекрест пирамидного пути с одной стороны на другую


Аксон мотонейрона


—- Позвонки



Кора больших полушарий


Мышца

Мотонейрон, находящийся в стволе мозга или в спинном мозге

Гипофиз —

Основание черепа

(По Шаде и др.)

Череп

Большой мозг


Рис. 1. Схема строения пирамидного пути

Рис. 2. Среднесагиттальный разрез головы человека


14

15

Глава 1

с периферии. Спинномозговые нервы 1-П1 уровня шейного отдела позвоночника иннервируют диафрагму.

Головной мозг подразделяется на задний, средний, проме­жуточный и передний мозг.

Задний мозг состоит из продолговатого мозга, мозжечка и варолиева моста.

Продолговатый мозг является нижним отделом головного мозга.

На передней поверхности продолговатого мозга имеются два вертикальных валика, получивших название пирамид. По бокам от них расположена другая пара валиков, обознача­емых как оливы.

Продолговатый мозг включает ряд ядер, которые обслужива­ют сосудисто-двигательный и дыхательный центр, контролиру­ющие сужение и расширение сосудов, а также сердечный ритм. Ядра продолговатого мозга принимают участие в обеспечении таких сложных рефлекторных актов, как сосание, жевание, глотание, рвоты, чихание, моргание (функции блуждающего, языкоглоточного, подъязычного и тройничного нервов).

Центры продолговатого мозга в процессе эмбриогенеза развиваются и созревают раньше, чем другие отделы-моз­га. О сохранности центров продолговатого мозга в процес­се внутриутробного развития свидетельствует крик ребенка непосредственно в процессе родов. Наличие регуляторных функций дыхания и сердца, сосательного рефлекса в первые минуты и часы жизни. Нарушение этих функций у ребенка при рождении свидетельствует о поражении ствола мозга.

В мозжечке различают два полушария и его центральную часть — червь.

Мозжечок обеспечивает точность целенаправленных дви­жений, координирует действия мышц — антогонистов (мышц противоположного действия), регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие.

Обеспечение этих функций осуществляется благодаря тес­ным связям мозжечка со всеми структурами мозга: с чувстви­тельной сферой (проприорецепция — положение туловища в пространстве), с экстрапирамидной системой, с ретикуляр­ной формацией ствола, с лобными, затылочными и височны­ми отделами коры головного мозга.

Мозжечок имеет тесные связи. Корково-мостомозжечковые пути (лобно-мостомозжечковый и затылочно-мостомозжечко-вый) проходят из коры головного мозга к собственным ядрам

16

Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции

Варолиева моста, а затем к коре мозжечка противоположной стороны. Эти импульсы корригируют деятельность экстрапи­рамидной системы мозжечка — это нисходящие пути. Восхо­дящие пути, которые несут проприоцептивную информацию в мозжечок, сформированы в переднеспинно-мозжечковый путь (начинается в проприорецепторах и достигает червя моз­жечка) и заднеспинно-мозжечковый (путь также начинается в проприорецепторах и также достигает червя мозжечка).

Таким образом, мозжечок вместе с лобной корой больших полушарий соучаствует в формировании моторных программ на основе импульсов, поступающих в него от мышечно-сус-тавных проприорецепторов, а также от вестибулярных зри­тельных и тактильных анализаторов.

Варолиев мост представляет собой крупное поперечно-волокнистое образование, охватывающее передневерхнюю часть продолговатого мозга. Здесь находятся ядра: двига­тельное ядро отводящего нерва (VI пара), двигательное ядро тройничного нерва (V пара), два чувствительных ядра трой­ничного нерва ядра слухового и вестибулярного нервов, ядро лицевого нерва (VII пара), собственные ядра моста, в которых переключаются корковые пути, идущие в мозжечок.

Через Варолиев мост проходит большое количество прово­дящих путей. К основным относятся: двигательный корти-конуклеарный (пирамидный) от коры к мозжечку и общий чувствительный путь.

В функцию моста входит проведение координирующих им­пульсов от одного полушария мозжечка к другому для обес­печения согласованных сокращений/расслаблений мышц с обеих сторон тела и связи коры больших полушарий с са­мим мозжечком.

Средний мозг расположен под мостом и включает ножки мозга и четверохолмие. В каждой из ножек мозга, помимо проводящих волокон, располагаются богатые пигментом чер­ная субстанция и красное ядро, имеющие отношение к регу­ляции движений. Черное вещество и красное ядро являются частью паллидарной системы. Вместе с ретикулярной форма­цией принимает участие в регуляции мышечного тонуса при выполнении точных и плавных движений пальцев рук.

Важнейшей функцией этого отдела мозга является пере­распределение мышечного тонуса. Он участвует в реализа­ции статических рефлексов (положение тела в пространстве) и статокинетических рефлексов (перемещение тела). , " ; I ■-.-'

Глава 1

Промежуточный мозг включает два отдела: зрительный бугор (таламус) и подбугорную область (гипоталамус).

Таламус выполняет функцию коллектора и коммутатора всех возбуждений, поступающих от рецепторов в голов/ной мозг (кроме обоняния), т.е. производит предварительный анализ и синтез импульсов от всех органов чувств и через си-наптические связи направляет их в различные зоны мозга, в том числе коры больших полушарий.

Гипоталамус представляет собой относительно узкий слой мозговой ткани. В нем расположены многочисленные высокодифференцированные ядра, регулирующие темпера­туру тела, аппетит, водный баланс, углеводный и жировой обмены, сосудистый тонус и другие вегетативные функции, которые связаны с обменом веществ. Здесь же находятся цен­тры, осуществляющие регуляцию сна, сексуального и эмо­ционального поведения. Гипоталамус играет важнейшую роль в регуляции постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Кроме того, к структурам гипоталамуса анато­мически относят гипофиз — железу внутренней секреции и зрительную хиазму — место неполного перекрестья зритель­ных нервов.

Все отделы между спинным мозгом и промежуточным моз­гом образуют ствол мозга, т.е. в его состав входят средний мозг, варолиев мост, продолговатый мозг. Мозговой ствол яв­ляется промежуточной инстанцией. В нем проходят из спин­ного мозга в большой мозг афферентные волокна, а из боль­шого мозга к передним рогам спинного мозга эфферентные волокна. В стволе находятся ядра III и XII пар черепно-мозго­вых нервов, а также ядерные образования экстрапирамидной системы. Здесь имеются важнейшие центры вегетативной иннервации, которые контролируют дыхание и сердечно-со­судистую деятельность.

В массе ствола мозга расположена ретикулярная (сете-видная) формация, волокна которой переплетаются со всеми проходящими через ствол мозга афферентными и двигатель­ными путями. Ядерные образования ретикулярной формации, их многочисленные нейроны дают начало эфферентным свя­зям, которые подразделяются на: нисходящие и восходящие.

Нисходящая система состоит из активирующих и тормоз­ных волокон, которые регулируют деятельность спинного мозга. Активирующее влияние проявляется повышением мы­шечного тонуса, а тормозящее — снижением тонуса мышц.

Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции

Основная масса клеток ретикулярной формации образует систему вставочных нейронов, которые обеспечивают совмес­тную координированную деятельность различных отделов нервной системы.

Она оказывает энергорегулирующее воздействие на кору больших полушарий и контролирует рефлекторную деятель­ность мозга.

Передний мозг состоит из двух полушарий, покрытых се­рым веществом — корой. У человека под влиянием социаль­ной среды в процессе онтогенеза формируются особые струк­туры коры больших полушарий мозга, наиболее дифференци­рованный отдел центральной нервной системы. В самой ниж­ней части премоторной извилины левого полушария (глав­ным образом, у правшей) расположена височная область, в центре которой находится зона Брока, которая реализует двигательную сторону речи. На заднем участке височной из­вилины, на стыке первичной слуховой и двигательной коры находится зона Вернике, реализующая восприятие речи.

Многочисленные современные данные свидетельствуют о том, что организация речи осуществляется при взаимодо­полняющем постоянном взаимодействии двух полушарий. Нейроанатомические различия правого и левого полушария отмечены как в речевых зонах, так и в других структурах, в первую очередь затылочных и верхнетеменных. Три основ­ные модальности (ощущение звука, света, осязание) наибо­лее представлены в левой гемисфере (у правшей). С разны­ми полушариями связан и характер эмоционального реаги­рования. Асимметрия эмоциональной сферы выражается в преимущественной «ответственности» левого полушария за формирование положительных эмоций, а правого — отрица­тельных. Повреждение левого полушария на ранних этапах онтогенеза не приводит к речевым расстройствам (например, алалии), так как в правом полушарии имеются нейроанато­мические предпосылки для развития «речевых» зон. В то же время при поражении правого полушария нарушаются невер­бальные психические функции, которые не компенсируются левым полушарием.

С деятельностью правого полушария связывают регулиро­вание активности речевых центров левого полушария, обес­печивание помехоустойчивости речевого слуха, интонаци­онные характеристики речи, конкретность и предметность высказываний. С деятельностью левого полушария связаны


I

18

I
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов


связь с админом