Главная страница
qrcode

ВКР_СЕМАК. Имени м. В. Ломоносова социологический факультет


Скачать 141,89 Kb.
НазваниеИмени м. В. Ломоносова социологический факультет
Дата17.09.2019
Размер141,89 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВКР_СЕМАК.docx
ТипРеферат
#78372
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра методологии социологических исследований

На правах рукописи

Семак Илья Сергеевич
ВЛИЯНИЕ АНТИТАБАЧНОЙ КАМПАНИИ НА ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Научный руководитель – к. соц. н., доцент

Сушко Валентина Афанасьевна


МОСКВА - 2018
Оглавление

Введение 3

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования влияния антитабачной кампании на формирование отношения к здоровому образу жизни современной молодежи 13

§ 1. Теоретико-методологические основы образа жизни и его особенностей в сфере здоровья современной молодежи 13

§ 2. Сущность и содержание антитабачной кампании и механизмы её воздействия на отношение российской молодёжи к здоровью 34

Список литературы 51

Введение 3

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования влияния антитабачной кампании на формирование отношения к здоровому образу жизни современной молодежи 12

§ 1. Теоретико-методологические основы образа жизни и его особенностей в сфере здоровья современной молодежи 12

§ 2. Сущность и содержание антитабачной кампании и механизмы её воздействия на отношение российской молодёжи к здоровью 30

Список литературы 45
Введение
Актуальность темы исследования

В настоящий момент значение здорового образа жизни возрастает. Здоровый образ жизни является условием и предпосылкой социальной активности человека, его адаптации и социализации в обществе. В современной культуре здоровый образ жизни становится неотъемлемой частью общей культуры человека. Здоровый образ жизни воспринимается как жизненная цель, как ценностная ориентация и средство развития внутреннего духовного мира. В условиях современной России исследование здорового образа жизни крайне важно, ведь современная политика Российской Федерации ставит себе целью пропаганду здорового образа жизни среди населения, повышение уровня здоровья и медицины, а также снижение уровня заболеваний и ранней смертности от них. Здоровый образ жизни обеспечивает общество трудовыми ресурсами, определяет практически всю жизнедеятельность, а также является важным капиталом общества. Особенно ярко это проявляется в условиях растущего в геометрической прогрессии уровня технологического и экономического развития. В связи с этим повышается внимание к отношению населения к факторам, подвергающим здоровый образ жизни риску, в особенности к вредным привычкам, а в частности к курению табачных изделий. Никогда не стоит недооценивать, особенно в условиях постиндустриального общества с высокой ролью массовых коммуникаций, а в особенности маркетинговых технологий, рекламу как основополагающий фактор влияния СМИ на человеческое сознание.

Аналитический центр Левада в 2012 году провел исследование, посвященное здоровому образу жизни в России1. Результаты исследования показали, что граждане не склонны ответственно относиться к своему здоровью, скорее они обращаются к медицинским работникам уже с нарушениями своего здоровья. Также, более 70% респондентов считают, что они следят за своим здоровьем. Однако на вопросы о показателях здоровья значительная часть респондентов затруднилась ответить. Аналитики сопоставили данные исследования с данными по другим странам. В России около 60-80% людей склонны оценивать свое здоровье как хорошее. Что достаточно важно, потому что субъективные оценки здоровья носят как объективный характер, так и формируют поведение людей. Аналитик ВЦИОМ Иван Леконцев, комментируя результаты всероссийского опроса «ВЦИОМ-Спутник», проведенного 23-24 апреля 2017 года, отмечает, что «для современной российской молодежи, вступающей во взрослую жизнь, здоровый образ жизни и спорт очень важны. Это ценности, оказывающие влияние на их ежедневное поведение». Поворот к здоровому образу жизни характеризуется тем, что молодежь отказывается от алкоголя и курения, начинает заниматься спортом, следить за своим питанием2.

Таким образом, в обществе остро стоит вопрос о формировании представлений молодежи о здоровом образе жизни. Формирование представлений в данной области происходит в молодом возрасте. В период становления мировоззрения человека, поиска смысла жизни и самоопределения складываются основные представления о содержании и смысле ведения здорового образа жизни. Это позволяет предположить, что сформированные представления о здоровом образе жизни повлияют на жизнь человека, а также и на все российское общество.

Здоровый образ жизни - объект множества исследований. Но в существующей на данную тему научной литературе основное внимание авторы уделяют общему представлению о ценности здорового образа жизни, его содержании, его сущностных и содержательных характеристиках. Актуализация исследований вопроса здорового образа жизни в научной литературе связана с возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья3. В современном обществе все больше и больше возрастает тенденция вести здоровый образ жизни. Так, акцентируя внимание на ситуации именно в современной России нельзя не отметить интерес к проблематике здорового образа жизни со стороны ведущих центров изучения общественного мнения, таких как Левада-Центр, ФОМ, ВЦИОМ. Согласно исследованию последнего, проведённому в конце 2014 года4, в современной России каждый второй россиянин старается придерживаться здорового образа жизни и совершает определённые действия для достижения этой цели.

Реклама выступает как часть повседневной массовой культуры. Воздействие рекламы активно проявляется в поведении индивида и выражается во всех сферах общества, будь то экономическая, социальная, политическая или духовная. В первую очередь воздействие рекламы выражается в экономической сфере, ведь она играет важнейшую роль в потребительском поведении человека. Так, реклама определяет что, когда и сколько будет покупать и потреблять человек. Однако в современном обществе она используется не только производителями товаров и услуг, т.е. теми, кто использует рекламу для увеличения выручки, но и государственными органами, которым необходимо осуществлять защиту интересов граждан своего государства, в частности оберегать население от пагубного воздействия вредных привычек, в частности курения табачных изделий. Она ведет к утверждению в массовом сознании определенных ценностей и норм. Реклама раскрывает систему отношений и ценностей в обществе. Непосредственные предложения товаров и услуг обычно презентуются в контексте сюжетов, рассказывающих об устройстве общества, его культурных конструктах и о взаимоотношениях людей. Таким образом, потребитель, воспринимая информацию из рекламы, неосознанно поглощает информацию о мироустройстве, корректируя своё представление о реальности на основании увиденных сюжетов изображенной «идеальной жизни». С точки зрения функциональности реклама косвенно способствует созданию и внедрению новых социально-культурных паттернов, стереотипов, эталонов и моделей поведения. Поэтому необходимо проанализировать современную антитабачную рекламу, её структурные элементы, механизмы её существования, реализации и восприятия населением в современной российской действительности. Актуальность данной темы подтверждается и результатами исследований ведущих социологических агентств. Так, ВЦИОМ в ежегодном отчёте выявил, что более 30% населения Российской Федерации являются постоянными курильщиками, а 20% выкуривают более одной пачки сигарет в день5. А в мировой перспективе немаловажен тот факт, что Россия ещё в 2012 году занимала второе место в мире по числу курильщиков6, то есть по данному показателю наша страна занимала совсем недавно лидирующее положение.

Вклад в общую систему научных знаний в профессиональной области в рамках данной работы будет носить как теоретический, так и прикладной характер. С точки зрения социологической науки результаты этого исследования послужат отображением современной модели представлений о здоровом образе жизни современной молодежи и влиянии антитабачной рекламы на них. Сосредоточив свое внимание лишь на одной функции антитабачной рекламы (мотивационно-побудительной функции) мы сможем дать полный и развернутый анализ характера влияния антитабачной рекламы на отношение к здоровому образу жизни современной молодежи.

Таким образом, объектом исследования выступает молодежь, для которой ведение здорового образа жизни является актуальной темой. В работе будет внесен вклад в описание поведенческой модели динамически развивающейся группы общества. Структурировав существующее научное знание и продемонстрировав наглядные модели процесса влияния антитабачной рекламы на формирования образа жизни в сфере здоровья современной молодежи, выпускная квалификационная работа по этой теме приобретет свою научную значимость.

Степень научной разработанности темы

При решении основных исследовательских задач, поставленных в рамках выпускной квалификационной работы, были проанализированы и обобщены труды отечественных и зарубежных ученых, внесших наибольший вклад в исследование данной проблемы.

В отечественной науке второй половины XX - начала XXI веков сформировались различные подходы к определению сущности понятия «образа жизни»:

как биосоциальная категория (Ю.П. Лисицын),

как интегральный способ бытия индивида во внешнем и во внутреннем мире (A.M. Изуткин, Г.Ц. Царегородцев и др.).

Понятие «образ жизни в сфере здоровья» или "здоровый образ жизни" является центральной дефиницией при изучении современных ориентаций личности. Исследованием здорового образа жизни занимались крупнейшие ученые: психологи Зигмунд Фрейд и Карлу Юнгу, И.А. Аршавский. Х.М. Ахмадуллина, У.З. Ахмадуллин, Ю.П. Лисицын, В.С. Леднёв, П.Ф. Лесгафт. Э.Н. Вайнер и другие.

В рамках развития дисциплины социологии как науки также появился ряд отраслей, которые детализировали сущность и содержание термина «здоровый образ жизни». К данным отраслям относят социологию молодежи, социологию семьи и, в первую очередь, социологию здоровья7. К ученым, разрабатывающим теоретическую и эмпирическую базу дисциплины, можно отнести Б.Б. Прохоров, А.В. Сахно, А.В. Решетникова и других.

Социальная реклама представляет собой специфический вид деятельности по созданию текстов, формирующих образ социально одобряемого или социально неодобряемого действия или мнения (эмоции), для обращения к массам, их мобилизации для решения обозначенной проблемы8. Исследованием социальной рекламы занимались такие ученые, как Г.Г. Николайшвили, И. Леконцев и другие.

Основным критерием, позволяющим обособить социальную группу «молодежь», является возраст в пределах от 14 до 30 лет9. Специфической чертой молодежи является наличие социально-психологических свойств, которые определяют особенности становления молодого человека как личности: высокая степень самостоятельности, стремление к независимости, активный процесс приобретения знаний и высокая активность.

Таким образом, мы наблюдаем тенденцию роста исследовательского интереса к данному объекту исследования.

Необходимо понимать, что в истории развития социальной и философской мысли проблематика влияния социальной рекламы на формирование образа жизни и его особенности в сфере здоровья современной молодежи широко исследуется.

Среди западных ученых, освещавших проблематику социальной рекламы можно отметить: К. Бове, У.Ф. Аренса, Д. Бурстина, Дж. Сивулку. В России наблюдается повышение исследовательского интереса к социальной рекламной деятельности со стороны научного сообщества: В.В. Ученова, Н.В. Старых, Л.Н. Федотова, Г.Г. Николайшвили, С.Э. Селиверстов Е.В. Степанов и другие.

Тем не менее, несмотря на большой массив публикаций по теме исследования, следует отметить, что вопрос влияния социальной рекламы, в частности антитабачной, на формирование образа жизни и его особенности в сфере здоровья современной молодежи является актуальным, но, в то же время, мало исследованным.

Кардинальные перемены, происшедшие в последние годы, были столь многоплановы и динамичны, что научное осмысление новых реалий, а тем более процессов формирования ценностных ориентаций молодежи в области здорового образа жизни сохраняет теоретическое значение, практическую актуальность и целесообразность.

Объект исследования

Объектом данного исследования является отношение к здоровому образу жизни современной молодежи.

Предмет исследования

Предметом данного исследования является влияние антитабачной кампании на формирование образа жизни и его особенности в сфере здоровья современной молодежи.

Цель исследования – выявить структуру и содержание здорового образа жизни и степень влияния антитабачной кампании на формирование отношения к здоровому образу жизни современной молодежи.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах исследования:

Теоретико-методологические задачи:

Обосновать теоретический подход к пониманию и объяснению здорового образа жизни современной молодежи;

В рамках выбранного теоретического подхода выделить и определить наиболее значимые содержательные элементы здорового образа жизни, использование которых позволит описать и объяснить влияния антитабачной кампании на формирование образа жизни и его особенности в сфере здоровья современной молодежи;

Обосновать теоретический подход к пониманию и объяснению мотивационно-побудительной функции антитабачной кампании;

- В рамках выбранного теоретического подхода выделить и определить систему понятий, использование которых позволит описать и объяснить мотивационно-побудительную функцию антитабачной кампании.

Теоретико-методические задачи:

Обосновать теоретический подход к пониманию механизмов влияния антитабачной кампании на формирование здорового образа жизни и его особенности относительно современной молодежи;

Обосновать методику исследования ведения здорового образа жизни относительно современной молодежи;

Обосновать методику исследования состояния мотивационно-побудительной функции антитабачной кампании;

Обосновать методику исследования состояния механизмов влияния антитабачной кампании на отношение к здоровому образу жизни и его особенности относительно современной молодёжи.

Аналитические задачи:

В рамках выбранных методов определить инструменты, необходимые для измерения показателей характеристик и характера взаимосвязи антитабачной рекламы и отношением современной молодёжи к здоровому образу жизни и его особенностям;

Обосновать объем и способ формирования выборочной совокупности, который необходимо применить для обеспечения представительности данных о состоянии и характере взаимосвязи антитабачной кампании и отношением современной молодёжи к здоровому образу жизни и его особенностям;

Определить процедуры, которые необходимо применить для использования данных инструментов измерения при получении первичных данных;

Обосновать методы обработки и анализа, которые необходимо использовать при обобщении первичных данных, характеризующих влияние мотивационно-побудительной функции антитабачной кампании на отношение современной молодёжи к здоровому образу жизни.

Содержательные задачи:

Обосновать методы анализа первичных данных, которые необходимо использовать при оценке характера взаимосвязи между антитабачной кампанией и отношением современной молодёжи к здоровому образу жизни;

Оценить состояние ценностных ориентаций, существующих в сознании молодежи в современном российском обществе.

Оценить характер влияния антитабачной кампании на отношение современной молодёжи к здоровому образу жизни и его особенности.

Эмпирические основы исследования

Эмпирическим объектом исследования выступила современная молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, проживающая в городе Москва.

Выборка была сформирована посредством комбинированного метода с использованием метода «снежного кома» для поиска респондентов. Численность выборочной совокупности составляет 150 человек.

Новизна исследования

Данное исследование внесло свой вклад в научное знание о процессе влияния  антитабачной кампании на отношение современной молодёжи к здоровому образу жизни и его особенности. Были выделены конкретные модели здорового образа жизни современной молодежи, раскрыта степень влияния антитабачной кампании на представления о здоровом образе жизни. Проанализировано современное отношение молодежи к антитабачной рекламе, ее популярности и оценка достоверности.

Практическая значимость исследования

Результаты проведенного исследования и теоретическая составляющая выпускной квалификационной работы позволит внести больше ясности относительно механизмов оказания влияния антитабачной кампании на современную молодёжь. Полученные выводы полезны для проведения мероприятий служб и ведомств, проводящих антитабачные кампании и применяющих антитабачную рекламу как побудительный механизм к изменению модели поведения современной молодежи. Данные могут послужить источником дополнительной информации для родителей и для педагогов.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования влияния антитабачной кампании на формирование отношения к здоровому образу жизни современной молодежи

Данная глава посвящена теоретико-методологическому анализу антитабачной кампании, выявлению ее сущности и содержания. Производится анализ антитабачной кампании как фактора, оказывающего влияние на отношение современной молодёжи к здоровому образу жизни.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом