Главная страница

диагностика мышления подростка. Инструкция для детей


Скачать 23,67 Kb.
НазваниеИнструкция для детей
Анкордиагностика мышления подростка.docx
Дата14.09.2017
Размер23,67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладиагностика мышления подростка.docx
ТипИнструкция
#17976
Каталогid59557861

С этим файлом связано 31 файл(ов). Среди них: Skachat_Gagin_Timur_Novy_kod_NLP_ili_Velikiy_kantsler_zhelaet_po, Skachat_Fanch_Flemming__Obschie_moduli_protsessinga.doc, 20.doc, 18.doc, dileo_detskij_risunok.doc, Skachat_Dilts_Robert__NLP_upravlenie_kreativnostyu.doc, 14.doc, стимул. к методике Родительское сочинение.docx и ещё 21 файл(а).
Показать все связанные файлы

«Выделение существенных признаков»

Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Тест пригоден для обследования детей и взрослых.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно – ситуационные признаки.

Инструкция для детей: Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками – «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно эти 2 слова – «земля» и «растения».

Инструкция для взрослых: В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками

Примечания:
Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.
Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол.

Опросник

  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

  1. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

  1. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

  1. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

  1. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

  1. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

  1. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

  1. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

  1. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

  1. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

  1. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

  1. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

  1. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

  1. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

  1. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

  1. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

  1. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

  1. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

  1. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

  1. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

Обработка результатов и интерпретация

Ключ

  1. Растения, земля

  2. Берег, вода

  3. Здания, улица

  4. Крыша, стены

  5. Углы, сторона

  6. Делимое, делитель

  7. Диаметр, округлость

  8. Глаза, текст

  9. Бумага, редактор

  10. Игроки, правила

  11. Сражение, солдаты

  12. Бумага, текст

  13. Голос, мелодия

  14. Колебания почвы, шум

  15. Книги, читатели

  16. Почва, дерево

  17. Состязания, победа

  18. Врач, больные

  19. Чувства, человек

  20. Родина, человек

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

Оценка результатов осуществляется по таблице:

Таблица

Оценка в баллах

Количество правильных ответов

9

20

8

-

7

19

6

18

5

16-17

4

14-15

3

12-13

2

10-11

1

9

«Заучивание 10 слов»
А.Р. Лурия

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых. «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тестовый материал

Примеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Интерпретация результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладыва­ется число повторений, по вертикали — число правильно вос­произведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:

— при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается;

— при неврозах запоминание замедленное, больным требу­ется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запомина­ния имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемо­го материала от повторения к повторению проявляется тенден­ция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и ко­лебаниях внимания.

Ф.И. ребенка …………………………………………………………………………………………………………………………

Возраст………………………………………………………………………………………………………………

Дата проведении………………………………………………………………………………………………………………………………….

№ ПОПЫТКИ

СТОЛ

ВОДА

КОТ

ЛЕС

ХЛЕБ

БРАТ

ГРИБ

ОКНО

МЁД

ДОМ

1































2































3































4































5































ЧЕРЕЗ ЧАС































Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ

Ф.И.РЕБЕНКА…………………………………………………………………………………………

ВОЗРАСТ…………………………………………………………………………………………………

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ…………………………………………………………………………………………

Инструкция для детей:

Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками – «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно эти 2 слова – «земля» и «растения».

  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

  3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

  4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

  5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

  8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

  9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

  10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

  11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

  12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

  13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

  14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

  15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

  16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

  17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

  18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

  19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

  20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

перейти в каталог файлов
связь с админом