Главная страница
qrcode

Задачи фармация 2018. Инструкция ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы основная часть


НазваниеИнструкция ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы основная часть
АнкорЗадачи фармация 2018.pdf
Дата21.03.2018
Размер1,65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZadachi_farmatsia_2018.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипИнструкция
#42725
страница9 из 14
Каталог
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
Вопросы:
1. На какой форме рецептурного бланка должны быть выписаны рецепты на лекарственный препарат «Коделак» и указанная пропись индивидуального изготовления? Перечислите требования к оформлению рецептов и отпуску лекарственных средств.
2. Какие группы лекарственных средств подлежат предметно-количественному учёту в аптеке? Как должен быть организован предметно-количественный учёт лекарственных средств в аптеке?
3. Предложите методику формирования розничной цены на готовые лекарственные препараты и лекарственные препараты индивидуального изготовления.
4. Что понимают под предельно допустимым количеством отдельных лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт? Укажите, в каких случаях возможно их превышение?
5. Укажите порядок хранения рецептурных бланков на перечисленные лекарственные препараты.

Методический центр аккредитации специалистов_СЗ_Фармация_2018 г.
118
Ситуационная задача 114 [K002586]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В аптеку обратился пациент с рецептом, выписанным на рецептурном бланке формы №107-1/у, следующего состава:
Rp.: Ephedrini hydrochloridi 0,6
Sol. Procaini (Novocaini) 1%-100 ml
Dimedroli 1,0
Acidi ascorbinici 2,0
Misce. Da. Signa: по 10 мл на ингаляцию.
Провизор протаксировал рецепт вышеприведенной прописи, выдал пациенту квитанцию и передал рецепт на изготовление лекарственного препарата.
Примечание:
КУО эфедрина г/х=0,84 мл/г,
КУО новокаина = 0,81 мл/г,
КУО димедрола=0,86 мл/г,
КУО кислоты аскорбиновой=0,61 мл/г.
Вопросы:
1. К какой фармакотерапевтической группе относится Эфедрин?
2. Какие фармакологические эффекты для него характерны?
В чём состоит особенность привыкания к Эфедрину?
3. Сделайте необходимые расчёты, необходимые для изготовления лекарственного препарата по прописи рецепта, и приведите оптимальный вариант технологии.
4. Каким видам внутриаптечного контроля качества необходимо и целесообразно подвергнуть данный лекарственный препарат?
5. Каков порядок учёта рецептуры в аптеке?

Методический центр аккредитации специалистов_СЗ_Фармация_2018 г.
119
Ситуационная задача 115 [K002587]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В аптеку обратился посетитель с рецептом на одну упаковку таблеток «Нозепам».
Рецепт выписан на форме № 148-1/у-88, имеет все основные реквизиты, скреплен подписью и личной печатью врача.
Провизор принял рецепт и отпустил лекарство.
Вопросы:
1. Оцените действия провизора при осуществлении фармацевтической экспертизы рецепта. Назовите порядок выписывания рецепта и отпуска лекарственного препарата «Нозепам».
2. Подлежит ли указанный лекарственный препарат предметно-количественному учёту в аптеке? Если да, то каков порядок учёта?
3. Какие фармакологические эффекты характерны для препаратов группы Нозепама?
Опишите основные побочные эффекты.
4. Опишите механизм действия Нозепама.
5. Предложите замену препарата. Укажите основное показание к применению.

Методический центр аккредитации специалистов_СЗ_Фармация_2018 г.
120
Ситуационная задача 116 [K002588]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В аптеку города N обратился инвалид Великой Отечественной войны с рецептом на
Индапамид 2,5 мг № 30, выписанным на бланке формы №107/у, со всеми необходимыми реквизитами. Провизор при приёме рецепта обратил внимание, что препарат может быть отпущен только за полную стоимость. Посетитель стал спорить и доказывать, что провизор поступает неправильно.
Вопросы:
1. Какие еще категории граждан имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг? Состав набора социальных услуг.
2. Как должен быть оформлен рецепт на данный лекарственный препарат (ЛП) при условии бесплатного отпуска из аптеки? Укажите срок действия и срок хранения рецепта в аптеке. Назовите перечни товаров, которые можно отпускать бесплатно гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
3. Укажите фармакологическую группу Индапамида и его механизм действия.
4. Перечислите основные лечебные эффекты и показания к применению Индапамида.
5. Каким образом в аптеке осуществляется учёт лекарственных препаратов, отпускаемых льготным категориям граждан?

Методический центр аккредитации специалистов_СЗ_Фармация_2018 г.
121
Ситуационная задача 117 [K002589]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Студенту, проходящему производственную практику в аптеке города N, было предложено изготовить препарат по прописи:
Возьми: Ментола 0,3
Эфедрина гидрохлорида 0,05
Ланолина 5,0
Вазелина 10,0
Смешай, пусть будет сделана мазь.
Дай. Обозначь. Мазь для носа.
Вопросы:
1. Приведите дисперсологическую характеристику лекарственного препарата.
2. Укажите особенности введения фармацевтических субстанций в основу.
3. Напишите формулу ментола. Из какого лекарственного растительного сырья получают ментол? Приведите латинские и русские названия сырья, производящего растения и семейства. Каким методом получают эфирное масло?
4. Из какого лекарственного растительного сырья получают эфедрина гидрохлорид?
Приведите латинские и русские названия сырья, производящего растения и семейства. К какой группе биологически активных веществ (БАВ) относится эфедрин? Напишите его формулу, объясните строение.
5. К какому типу основ относится основа приведенного препарата?

Методический центр аккредитации специалистов_СЗ_Фармация_2018 г.
122
Ситуационная задача 118 [K002590]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Женщине, находившейся в очереди в душном помещении торгового зала аптеки, стало плохо – она потеряла сознание и, ударившись при падении рукой, получила небольшую ссадину. Фармацевт оказала посетительнице первую помощь: привела в сознание, используя спиртовой раствор аммиака (нашатырный спирт), а также обработала ссадину 3%-ным раствором перекиси водорода, смазала края раны спиртовым раствором бриллиантового зеленого и перевязала стерильным бинтом. Расспросив женщину о ее самочувствии и убедившись, что с посетительницей все в порядке, фармацевт вернулась к своей работе. Когда очередь дошла до посетительницы, фармацевт предложила ей оплатить через кассу аптеки стоимость израсходованных для оказания помощи лекарственных препаратов и стерильного бинта.
Вопросы:
1. К какой фармакотерапевтической группе относится раствор аммиака? В чём состоит принцип его действия?
2. С какой целью фармацевт воспользовалась раствором перекиси водорода? В чём заключается механизм его действия в данной ситуации?
3. К какой фармакотерапевтической группе относится спиртовой раствор бриллиантового зеленого? Каков механизм его действия?
4. Каков порядок оказания и учёта расхода товаров на оказание первой медицинской помощи в аптеке?
5. Укажите порядок хранения перечисленных лекарственных препаратов в аптеке.

Методический центр аккредитации специалистов_СЗ_Фармация_2018 г.
123
Ситуационная задача 119 [K002616]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В аптеку обратился посетитель с просьбой отпустить Коделак № 10 в таблетках
(состав на 1 таблетку: кодеина – 8 мг, натрия гидрокарбоната – 200 мг, корня солодки порошок – 200 мг, травы термопсиса ланцетного порошок – 20 мг).
Провизор в отпуске отказал, аргументируя отсутствием у больного рецепта.
Вопросы:
1. Правильно ли поступил провизор? Нормативное обоснование. Как должен быть оформлен рецепт на данный лекарственный препарат (ЛП)? Срок действия рецепта.
Срок хранения рецепта в аптеке.
2. Какой ингредиент данного ЛП нормируется при отпуске из аптеки? Назовите допустимое количество упаковок данного ЛП для отпуска по одному рецепту.
Подлежит ли данный препарат предметно-количественному учёту в аптечных организациях? В каком документе отражается поступление данного препарата при приёмке товара?
3. Дайте фармакологическую характеристику компонентов препарата «Коделак».
4. Предложите адекватную замену из средств безрецептурного отпуска. Обоснуйте свой ответ.
5. Как оценивается спрос на препараты, отпускаемые без рецепта?

Методический центр аккредитации специалистов_СЗ_Фармация_2018 г.
124
Ситуационная задача 120 [K002617]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В аптеку обратился пациент «Фитоцентра» с рецептом:
Rp.: Foliorum Sennae 3,0
Corticis Frangulae 6,0
Aquae purificatae ad 250 ml
Extrahe. Misce. Da. Signa: Принимать по 1 ст. л. 3 раза в день.
Провизор-технолог протаксировал рецепт по выше приведенной прописи, выдал пациенту квитанцию и передал рецепт на изготовление.
Вопросы:
1. Укажите особенности технологии многокомпонентного водного извлечения.
2. Укажите сроки годности данного препарата.
3. Назовите сырьевые источники листьев сенны и коры крушины (латинские и русские названия). Какие биологически активные вещества содержатся в данных видах сырья? Укажите их фармакологическое действие.
4. Опишите условия хранения изготовленного препарата.
5. Допустимо ли использование концентрированных растворов лекарственных средств при изготовлении водных извлечений из лекарственного растительного сырья (ЛРС)?

Методический центр аккредитации специалистов_СЗ_Фармация_2018 г.
125
Ситуационная задача 121 [K002619]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В аптеку поступили следующие лекарственные препараты: Морфина гидрохлорид
1% - 1,0 №5, Калия перманганат пор. 3,0, Теофедрин-Н табл. Предварительно аптекой были изучены спрос и потребность в данных препаратах.
Вопросы:
1. К каким группам с правовых позиций следует отнести эти лекарственные препараты (ЛП)? В каких документах необходимо вести учёт поступивших ЛП?
2. Требования к организации хранения этих ЛП. Нормативное обоснование.
3. Назовите условия отпуска указанных препаратов из аптеки.
4. К какой фармакотерапевтической группе относится Морфина гидрохлорид?
Опишите механизм действия препарата.
5. К какой фармакологической группе относится Калия перманганат? Укажите механизм действия, лечебные эффекты, основные показания к применению.

Методический центр аккредитации специалистов_СЗ_Фармация_2018 г.
126
Ситуационная задача 122 [K002620]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Заведующий аптекой заключил контракт с фирмой «Север-фарм» на поставку лекарственных препаратов. В аптеке в процессе приёмки товара от оптовой фармацевтической организации при вскрытии упаковки с раствором новокаина 0,5% –
10,0 N 10 найдена упаковка, в которой все 10 ампул были разбиты, обнаружена недостача
10 упаковок корневищ аира, корневищ с корнями валерианы.
Вопросы:
1. Каков порядок действий материально-ответственных лиц при обнаружении расхождений в количестве и качестве при приёмке товара?
2. Как должно быть документально оформлено выявленное расхождение?
3. Назовите критерии выбора поставщика.
4. Назовите латинские названия лекарственного растительного сырья аира болотного и валерианы лекарственной. Каким фармакологическим действием обладают эти виды лекарственного растительного сырья (ЛРС)?
5. Укажите основные группы действующих веществ ЛРС аира и валерианы. Как их определяют в соответствии с нормативными документами (НД)?

Методический центр аккредитации специалистов_СЗ_Фармация_2018 г.
127
Ситуационная задача 123 [K002622]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В аптеку поступил рецепт на лекарственный препарат «Трамадол» 100 мг № 20 в таблетках. Лекарственный препарат был отпущен фармацевтическим работником.
Оформление реквизитов рецепта.
1.Рецептурный бланк формы № 107-1/у.
2.Штамп организации с ее наименованием.
3.Номер и серия рецепта.
4.Дата выписки рецепта.
5.Ф. И. О. пациента полностью.
6.Возраст пациента.
7.№ медицинской карты пациента.
8.Ф. И. О. лечащего врача.
9.Печать «Для рецепта».
10.Печать лечащего врача и его подпись.
11.Rp: Tramadoli 0.1
D. t. d. N 20 in tab.
S. По 1 таблетке при болях.
В конце рабочего дня, осуществляя предметно-количественный учёт лекарственных препаратов, заведующий аптекой увидел принятый провизором документ.
Он сделал провизору замечание и объяснил, что, отпустив по такому рецепту лекарственный препарат, провизор допустил ошибку.
Вопросы:
1. Правомерен ли отпуск данного лекарственного препарата (ЛП) при приведенных выше условиях? Каков порядок оформления рецептов на этот лекарственный препарат?
2. Подлежат ли указанные лекарственные препараты предметно-количественному учёту в аптеке? Если да, то каков порядок учёта?
3. К какой фармакологической группе относится Трамадол? Опишите механизм действия препарата.
4. Каковы побочные эффекты данного препарата?
5. Назовите показания, при которых назначаются препараты этой группы?

Методический центр аккредитации специалистов_СЗ_Фармация_2018 г.
128
Ситуационная задача 124 [K002623]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Директор аптеки провёл переговоры с коммерческим отделом фармацевтического завода и заключил договор купли-продажи следующих лекарственных средств:
- череды трехраздельной трава, фас. по 100 г - 500 пачек;
- девясила корневища и корни, фас. по 75 г - 500 пачек;
- субстанции папаверина гидрохлорида.
При выборе поставщика были учтены критерии: цена поставки, сроки поставки, условия оплаты товара, которые впоследствии были отражены в договоре. Через месяц аптека получила уведомление от поставщика об отправке груза. При приёмке товара в аптеке, которая проводилась по качеству и количеству единиц вложения в течение 3-х дневного срока, в одном из мест серии в одном из тюков обнаружено недовложение 20 пачек «Череды трехраздельной трава», фас. по 100 г.
Вопросы:
1. Какие документы оформляются при обнаружении недостачи поступившего товара?
2. Каковы должны быть профессиональные действия материально-ответственного лица при обнаружении несоответствия по количеству и качеству при приёмке товара?
3. Перечислите документы, на основании которых осуществляется приём товара в аптеке?
4. Назовите латинские и русские названия лекарственного растительного сырья череды трехраздельной и девясила высокого. Назовите основное фармакологическое действие для каждого вида сырья.
5. Назовите основные группы действующих веществ лекарственного растительного сырья череды трехраздельной и девясила. По каким показателям определяют доброкачественность сырья? Укажите нормативные документы (НД).

Методический центр аккредитации специалистов_СЗ_Фармация_2018 г.
129
Ситуационная задача 125 [K002625]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В аптеку города N поздно вечером поступили следующие товары: грелки резиновые, раствор йода спиртовой 5% 10 мл, Клофелин таб. № 10, листья эвкалипта, плоды шиповника, настойка пиона уклоняющегося, Бифидумбактерин. Провизор, работающий в данной аптеке вторую неделю и являющийся материально-ответственным лицом, разместил полученный товар по местам хранения, при этом очень торопился. На следующее утро заведующий аптекой обратил внимание, что раствор йода и грелки резиновые находятся в одном шкафу на разных полках.
Вопросы:
1. В соответствии с какими принципами должна осуществляться приёмка данных товаров?
2. Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при организации хранения полученных товаров?
3. К каким группам по условиям хранения относятся эти товары? Как должно быть организовано их хранение? Обоснуйте распределение полученного товара по местам хранения.
4. Назовите латинские названия лекарственного растительного сырья эвкалипта, шиповника, пиона. От каких производящих растений ведется заготовка сырья
(латинские и русские видовые названия растений и семейств)?
5. Укажите основные группы биологически активных соединений лекарственного растительного сырья (ЛРС) эвкалипта, шиповника и пиона. Назовите основное фармакологическое действие для каждого вида сырья.

Методический центр аккредитации специалистов_СЗ_Фармация_2018 г.
130
Ситуационная задача 126 [K002626]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
25 мая в аптеку обратился пациент с рецептом на отпуск лекарственного препарата
«Реланиум» (рецепт выписан 10 мая текущего года) и рецептом на препарат «Лирика» в дозировке 70 мг. В аптеке данный препарат был представлен в дозировках 150 мг и 25 мг.
Работник аптеки отказал в отпуске данных лекарственных препаратов.
Вопросы:
1. Прав ли был фармацевтический специалист? Аргументируйте. Опишите порядок действий работника при поступлении неправильно выписанного рецепта. Ответ подтвердите требованиями нормативных документов.
2. Опишите порядок действий специалиста в случае отсутствия в аптеке указанной в рецепте дозировки лекарственного препарата.
3. Укажите международное непатентованное наименование (МНН) и к какой фармакологической группе относится
Реланиум.
Перечислите его фармакологические эффекты.
4. Укажите основные показания к применению Реланиума.
5. К какой фармакологической группе относится Лирика? Укажите действующее вещество и показания к применению.

Методический центр аккредитации специалистов_СЗ_Фармация_2018 г.
131
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

перейти в каталог файлов


связь с админом