Главная страница

Картотека игр с гиперактивными детьми. Как играть с гиперактивными детьми


Скачать 0,63 Mb.
НазваниеКак играть с гиперактивными детьми
АнкорКартотека игр с гиперактивными детьми.doc
Дата15.02.2018
Размер0,63 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКартотека игр с гиперактивными детьми.doc
ТипДокументы
#41305
страница1 из 2
Каталогid142399017

С этим файлом связано 20 файл(ов). Среди них: Plan_raboty_OKR.pdf, Plan_raboty_Trevozhnoe_rasstroystvo.pdf, Аннотации к спектаклям Фестиваля Действующие Лица - 2018.docx, ?art=180584&format=a4.pdf&lfrom=241867179, Komplex_podvizhnykh_igr_s_giperaktivnymi_detmi.pdf, Kartoteka_igr_s_giperaktivnymi_agressivnymi_detm.pdf, Картотека игр с гиперактивными детьми.doc, Merion_Vudman_-_Strast_k_sovershenstvu.doc, Тренинг Возможности кризиса среднего возраста 18-20 сентября.doc и ещё 10 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2

Гиперактивные дети






Как играть

с гиперактивными детьми?

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперак­тивных детей, необходимо учитывать следующие особенно­сти таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время под­чиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утом­ляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких де­тей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начи­нать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ре­бенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использо­вать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражне­ния и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции.



Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.

Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной актив­ности.

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индиви­дуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить тре­бования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллек­тивные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновремен­ной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.




Игры на тренировку одной функции

Функция, на тренировку которой направлены игры

Индивидуальные

Групповые

Внимание

«Найди отличие» «Запрещенное движение»

«Запрещенное движение»

«Передай мяч» «Броуновское движение»

Контроль двигательной активности

«Разговор с руками»

«Море волнуется»

Контроль импульсивности

«Говори!»

«Съедобное - несъедобное»

«Съедобное — несъедобное»

«Говори!»

«Сиамские близнецы»

«Слепой и поводырь»


Игры на тренировку двух и трех функций

Тренируемые функции

Игры

Внимание и контроль импульсив­ности

«Кричалки — шепталки — молчалки» «Гвалт»

Внимание и контроль двигатель­ной активности

«Колпак мой треугольный» «Расставь посты» «Замри»

Контроль импульсивности и кон­троль двигательной активности

«Час тишины и час «можно»»

Внимание, контроль импульсивно­сти и контроль двигательной ак­тивности

«Слушай команду» «Слушай хлопки» «Морские волны»





«Найди отличие»

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на де­талях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, до­мик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивает­ся. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвра­щает картинку. Ребенок должен заметить, что измени­лось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменять­ся ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ог­раничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие измене­ния произошли.



«Ласковые лапки»

(Шевцова И.В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармо­низация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6 — 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ре­бенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, прият­ными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, коле­ну, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.




«Кричалки—шепталки—молчалки»

(Шевцова И.В.)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ла­дони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» мож­но бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептать­ся, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети долж­ны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».




«Гвалт»

(Коротаева Е.В., 1997)
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фра­зу или строчку из известной всем песни, которую рас­пределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водя­щий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.




«Менялки»

(Автор неизвестен)
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Игра проводится в кругу, участники выбирают водяще­го, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем иг­рающих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.



«Разговор с руками»

(Шевцова И.В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскра­сить цветными карандашами пальчики. После этого мож­но затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечисли­те, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.




Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в те­чение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае рабо­ты с гиперактивными детьми, еще более короткого про­межутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не бу­дут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиг­рать в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.




«Говори!»

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения контролировать импульсивные дей­ствия.
Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Гово­ри!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»... «Говори!»; «Какой се­годня день недели?»... «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.»

Игра может проводиться как индивидуально, так и с груп­пой детей.





«Броуновское движение»

(Шевченко Ю.С., 1997)
Цель: развитие умения распределять внимание.
Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вка­тывает в центр круга теннисные мячики. Детям сооб­щаются правила игры: мячи не должны останавливать­ся и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное коли­чество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.



«Час тишины и час «можно»

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энер­гию, а взрослому — научиться управлять его поведением.

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или зай­мутся важным делом, в группе будет наступать час ти­шины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а ка­кие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого по­тока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивно­му ребенку (а тот их «не слышит»).




«Передай мяч»

(Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие старают­ся как можно быстрее передать мяч, не уронив его, сосе­ду. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или исполь­зуя в игре одновременно несколько мячей.




«Сиамские близнецы»

(Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной ру­кой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.» Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близ­нецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, го­ловами и др.




«Зеваки»

(Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реак­ции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сиг­налу ведущего (это может быть звук колокольчика, по­гремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачи­ваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол­нить задание, выбывает из игры.

Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, ус­лышав определенное слово песни (оговоренное заранее).


«Колпак мой треугольный»

(Старинная игра)

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять дви­жениями и контролировать свое поведение.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ве­дущего, произносят по одному слову из фразы: «Кол­пак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (напри­мер, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В сле­дующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом пос­ледующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершаю­щем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.



«Слушай команду»
(Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произне­сенную шепотом команду ведущего (например: «Положи­те правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее вы­полняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокой­ных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия рас­шалившихся ребят, а детям — успокоиться и без тру­да переключиться на другой, более спокойный вид дея­тельности.




«Расставь посты»

(Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ре­бенок должен немедленно остановиться. Все остальные про­должают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им поряд­ке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.).

Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.




«Король сказал...»

(Известная детская игра)
Цель: переключение внимания с одного вида деятельнос­ти на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а иг­рающие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыб­нуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».




«Запрещенное движение»

(Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: игра с четкими правилами организует, дисципли­нирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту ре­акции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые по­казывает ведущий. Затем выбирается одно движение, ко­торое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит зап­рещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме од­ной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).




«Слушай хлопки»
(Чистякова М.И., 1990)
Цель: тренировка внимания^ и контроль двигательной ак­тивности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в сво­бодном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возоб­новляют ходьбу.




«Замри»

(Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие внимания и памяти.
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вмес­те, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бед­рам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музы­ки. Если кому-то из участников это не удалось, он вы­бывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся про­должают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.




«Давайте поздороваемся»

(Автор неизвестен)

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение вни­мания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигать­ся по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

  1. хлопок — здороваемся за руку;

  2. хлопка — здороваемся плечиками;

  3. хлопка — здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих прове­дению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Сме­на партнеров по игре поможет избавиться от ощущения от­чужденности. Для полноты тактильных ощущений желатель­но ввести запрет на разговоры во время этой игры.



«Веселая игра с колокольчиком»
(Карпова Е.В.. Лютова Е.К., 1999)
Цель: развитие слухового восприятия.
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается во­дящий, однако, если желающих водить нет, то роль водя­щего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — пой­мать человека с колокольчиком. Перебрасывать колоколь­чик друг другу нельзя.



«Многоножки»
Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к про­тивоположному краю парты или в любом другом, задан­ном учителем, направлении. В движении принимают уча­стие все пять пальцев.
«Двуножки»
Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно встраивать гон­ки между «двуножками» левой и правой руки, между «дву­ножками» соседей по парте.




«Слоны»
Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные — в «ноги слона». Слону запреща­ется подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходь­бе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны так­же гонки слонов.

Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, пе­ред ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по опре­деленному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры «Кричалки — шепталки — молчалки».




«Морские волны»

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышеч­ного напряжения.
По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «зами­рают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают засвоими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т. д. Как только оче­редь доходит до обитателей последних парт, они вста­ют и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, встав­шие первыми (за первыми партами), садятся и т. д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и пос­ледовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу.

Закончить игру надо командой «Штиль».


  1   2

перейти в каталог файлов
связь с админом