Главная страница
qrcode

Как научиться терпеть недостатки ближнихкак терпеть обиды


НазваниеКак научиться терпеть недостатки ближнихкак терпеть обиды
АнкорКак научиться терпеть недостатки ближних - 2010.pdf
Дата16.04.2019
Размер1,06 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKak_nauchitsya_terpet_nedostatki_blizhnikh_-_2010.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#62356
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

КАК НАУЧИТЬСЯ
ТЕРПЕТЬ НЕДОСТАТКИ
БЛИЖНИХ
Как терпеть обиды,
оскорбления,
грубость, клевету
По советам отцов Церкви
и великих старцев
2010

По благословению
АГАП ИТА,
Епископа Северодонецкого
и Старобельского
© Издательская группа “Кормчая“ —
макет, оформление, 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Что такое терпение...................................... 4
Почему надо быть терпеливым................. 7
Как учиться терпению................................. 9
Как терпеть недостатки ближних............ 15
Как терпеть обиды, оскорбления,
грубость, клевету..........................................20
Что значит «терпеть о Господе»?............. 27
Святитель Тихон Задонский
«Причины, побуждающие к терпению,
или утешение в терпении».......................36
Епископ Петр (Екатериновский)
«О терпении и кротости»......................... 45
Необходимость терпения и кротости................
46
Побуждения к терпению..................................... 49
Средства для приобретения терпеливости
55
Вредные следствия нетерпеливости
и раздражительности........................................... 56
Средства против гнева......................................... 59
Молитва Оптинских старцев........................ 63 3

ЧТО ТАКОЕ ТЕРПЕНИЕ
Терпение — это добродетель, во всяком
страдании полагающаяся на волю Божию и
святой Его Промысел.
Святитель Тихон Задонский
Терпение есть непрерывающееся бла­
годушие.
Преподобный Никон Оптинский
Терпение в том состоит, чтобы во всех прискорбных и трудных обстоятельствах не унывать и не печалиться, как в телесных трудах, так и в душевных помыслах, но мужественно и благодушно претерпевать все злострадания даже до смерти, в надежде на милосердие Божие, по слову Господню:
Приидите ко Мне вcu труждающиися и
обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11,
28). И еще: претерпевый же до конца, той
спасен будет (Мф. 10, 22).
Преподобный Феодор Санаксарский

Область терпения широка и протя­
гивается в долготу всей жизни человека, равно как объемлет собою и все судьбы человечества в мире сем. С терпением человек приобретает и сохраняет все бла­
га, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдер­
живает приражения зол; вышед из тер­
пения, он тотчас в опасности утратить благо и страдать от зла или, что более бедственно, сделать зло. Без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели, или дарования духовного, ни спасения.
Ибо Царствие Божие нудится (Мф. 11,
12
).
Преподобный старец Вонифатий
Терпение есть та плодородная земля, на которой произрастает всякая добро­
детель. Вспомните евангельскую притчу о сеявшем семя на поле своем: “...иное упа­
ло при дороге... иное упало на камень... иное упало между тернием... а иное упало на добрую землю” (Лк. 8, 5-8). Те семена, которые упали при пути, на камнях и в
тернии, погибли, и только одно из них, упавшее на хорошую землю, принесло обильный плод. Что же это за добрая, хоро­
шая земля? Послушаем, как объясняет это
Христос: семя, “упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышите (Лк.8, 15).
Послушаем эти слова: «приносят плод в терпении”. Терпение есть та добрая земля, та плодовитая нива, на которой упавшее семя
Божие прорастает и приносит обильный плод добрых дел.
Святитель Димитрий Ростовский

ПОЧЕМУ НАДО БЫТЬ
ТЕРПЕЛИВЫМ
Обладающие терпением избавляются от многих скорбей.
Терпеливый достигает всякой добро­
детели.
Все святые достигли обетований по­
стоянным и долгим терпением.
Кто нашел путь долготерпения и незлобия,
тот нашел путь жизни.
Беден и окаянен тот, кто не приобрел терпения; он колеблется ветром, не пе­
реносит обиды, малодушествует в скорбях, ропщет при поучении, прекословит в по­
слушании, ленив в молитвах, медлителен в ответах, склонен к спорам.
Преподобный Ефрем Сирин

Вся жизнь человеческая соединена с терпением, как каменоздание с раство­
ренной известью. Что известь для кир­
пича при созидании стены, то при каждом шаге жизни терпение.
Еще не явился человек на свет, а уже терпит за него мать, а вероятно — и само дитя, и с первой пеленкой приучается ребенок к терпению — на пользу и спокой­
ствие себе.
И отселе до последнего могильного покрова вся жизнь складывается в тер­
пении: терпение в возрасте, терпение в науке, терпение в обращении с людьми, в трудах и болезнях. Наконец, терпением обретается спасение: претерпевый же до
сонма, той спасен будет (Мф. 10, 22), го­
ворит Господь.
Так не обегай же терпения, не ропщи, когда оно посетит тебя, но как старого знакомого встречай, и надеждой на Бо­
га провожай его с миром, — и будешь не только смиренная, но и мудрая.
Преподобный Антоний Радонежский

КАК УЧИТЬСЯ ТЕРПЕНИЮ
“Батюшка! научите меня терпению», — сказала одна сестра. “Учись, — ответил ста­
рец, — и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей”.
Преподобный Амвросий Оптинский
Ты, матушка, просишь научить тебя терпению... Чудная ты какая! Ее учит Бог!
Ее учат люди — сестры! Ее учат обсто­
яния всей жизни! И все они учат тебя терпению, учат делом, самою вещию, са­
мим естеством способности терпеть — ты просишь у меня урока теоретического терпения... Терпи все находящее — и спа­
сешься!
Преподобный Анатолий Оптинский
Видно, что стараешься и желаешь спас­
тись, — только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь секрет в том,
чтоб терпеть, что Бог посылает. И не уви­
дишь, как в рай войдешь.
Преподобный Анатолий Оптинский
Всякое доброе дело с терпением и скорбию исправляется: после те же, кои ныне по нерассуждению ропщут, будут благодарить. Апостолы во время про­
поведи, хотя и были соблазном для иудеев, а для эллинов безумием, но не приставали проповедать Христа распята; и терпением своим всю вселенную прошли и насадили веру Христову; а ежели бы они, смотря на соблазн и на ропот, оставили проповедь, какая бы была польза? Вам можно в малом образе взять сие для себя примером...
Преподобный Макарий Оптинский
...Надобно учиться терпению не тогда, когда мы бываем за вину порицаемы, но когда невинно поносимы и укоряемы.
Преподобный Макарий Оптинский
Надо терпеть умея, а то можно про­
терпеть и никакой пользы не получить.

Во-первых, блюди святую веру и веди безукоризненную жизнь по вере, вся­
кий же случающийся грех тотчас очи­
щай покаянием. Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли
Божией ничего не бывает. В-третьих, веруя, что все, исходящее от Господа, по­
сылается Им во благо нашим душам, за все искренне благодари Бога, благодари и за скорби, и за решения. В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности и возбуди в себе жажду ее как питья, хотя горького, но цели­
тельного. В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенести. По- христиански ли ты претерпишь ее или не по-христиански — все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по- христиански. Ропот не избавляет от бе­
ды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Бо­
жия и благодушие отнимают тяготу у бед. В-шестых, осознай себя стоящим
еще и не такой беды, осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В-седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст те­
бе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть-то нечего.
Святитель Феофан Затворник
Не начинай ничего, не обдумав и не рассчитав, что на предпринятое хватит сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет?
В том, по показанию тех же внушений
Господа в притчах, чтобы вооружиться заранее самоотверженностью и терпением.
Посмотри, есть ли у тебя эти опоры всех тружеников в добре, и если есть — начинай дело, а если нет, то заранее запасись ими.
Если запасешься, то что бы ни встретилось на пути к исполнению намерения, все перетерпишь и преодолеешь и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит,
что если дело трудновато — брось его, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость во­
ли и постоянство делания. И не будет с тобой никогда такого, чтобы ты сказал:
«Иду», а потом не пошел.
Святитель Феофан Затворник
Терпение укрепляется молитвой, кото­
рая испрашивает Божию помощь в несении
наложенного креста.
Как страждущие дети говорят о печали своей родителям и от них получают утешение или как друг своему верному другу сообщает о сердечной скорби и оттого чувствует на сердце некую отраду, так и мы чувствуем облегчение нашей печали, когда Богу,
Который есть «Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2 Кор. 1, 3), сообщаем нашу печаль в молитве.
Святитель Тихон Задонский
Терпеть не умеешь — учись самим тер­
пением. Возмалодушествуешь — опять берись за это спасительное орудие. А
со временем и натореешь, ибо всякой добродетели, как и какому-нибудь ис­
кусству, выучиваются не сразу, а много пройдет времени и много положишь трудов, тогда уж и дастся наука.
Преподобный Анатолий Оптинский
Бог наш не именуется Богом праздного бездействия и утех, но Богом терпения и долготерпения. Он действительно про­
изводит терпение и благодушие в тех, кто предает Ему себя, чтобы они одержива­
ли победу дивную и новую, подобную той, какую одержал Христос, распятый и вкусивший смерть. Он победил убийц
Своих и мир, теперь же уделяет от подоб­
ной силы Своей и тем, которые страждут за Него, и через них снова побеждает тех же убийц и мир. Это надо знать всякому христианину, чтобы кто не оказался всуе верующим во Христа, как не знающий та­
инства христианства.
Преподобный Симеон Новый Богослов

КАК ТЕРПЕТЬ
НЕДОСТАТКИ БЛИЖНИХ
Помяни, сколько ты от юности согрешал перед Богом, но терпел тебя Господь. Что, если бы Бог поступил с тобою по правде
Своей? Давно бы душа твоя сошла в ад.
Как Бог долго терпел тебя и делал тебе по милости Своей, так и ты делай ближнему твоему.
Святитель Тихон Задонский
Если брат скажет тебе грубое слово по малодушию, перенеси это с радостью, ибо, рассмотрев помыслы свои перед
Всеведущим Богом, найдешь, что ты сам согрешил.
Преподобный авва Исаия
Кто ради Бога, для сохранения мира пе­
реносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе.
Преподобный авва Исаия

Когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших благ для тебя.
Преподобный авва Исаия
Когда увидишь, что враг огорчает тебя, не говори ни одного оскорбительного сло­
ва и не желай ему зла за это, но войди
(в церковь), преклони колени и, проливая слезы, моли Бога прекратить скорбь, по­
тушить печаль.
Святитель Иоанн Златоуст
Бог повелевает нам делать добро, и терпеть обиды, и не воздавать злом за зло; диавол советует противоположное.
Когда делаем добро и терпим, повинуемся
Богу, а противимся диаволу, который учит злу и отводит нас от терпения. И так, побежденный терпением, как побитый палкой пес, он убежит от нас. Тогда Бог будет стоять за нас и от нас его будет про­
гонять. Об этом и святой Златоуст говорит:
«Диавола нужно побеждать терпением».

Хочешь ли не уступать и противиться диаволу? Уступай людям, и не противься им, и не воздавай злом за зло. «Не будь
побежден злом, но побеждай зло добром»
(Рим. 12, 21).
Святитель Тихон Задонский
Терпение имейте ко всем, «никому не воздавайте злом за злo, но пекитесь о добром перед всеми человеками... Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу
Божию. Ибо написано: “Мне отмщение,
Я воздам, говорит Господь... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром”,
— говорит апостол (Рим. 12, 17 — 21). Если кто-либо один будет зол, всякий другой да будет благ; если один будет безумен, всякий другой да будет разумен; если же оба будут безумны, яры, оба будут злы, то зло пребудет неразрушимым, средостение вражды непоколебимым: «Терпение нужно
вам,—
говорит апостол,—
чтобы, исполнить
волю Божию, получить обещанное» (Евр 10,
36). Ибо когда мы много раз омрачаемся самолюбием и самоугождением, то
проясняемся скорбью и терпением.
Когда честью и славой возносимся, то бесчестием и поруганием человеческим смиряемся. Когда прахом сладострастия и плотоугодия посыпаемся, то уничижением и поношением омываемся. Поэтому не раздражайся сильно на оскорбляющего тебя, но раздражайся больше на свой грех, возбуждающий сердце твое против него.
Святитель Димитрий Ростовский
Не ропщи и не позволяй себе кого-ни­
будь оскорбить.
Преподобный Антоний Великий
Христос подвергся за нас позорнейшей смерти, поэтому и мы, ради Его заповеди и за свои грехи, должны терпеливо и спокойно переносить... справедливые и несправедливые оскорбления и бесчестия.
Преподобный авва Исаия
Конечно, легче бы было с сытым чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, да прямо в пресветлый рай, но туда со креста
дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одною или двумя , но многими скорбьми достигается! Вам, как и мне, более нравится находиться всегда в спокойном положении, но иже Христовы суть, те распинают плоть свою со страстьми и похотьми. Мы же с вами весьма бессильны и многонемощны, и подумать страшно о распятии, о железных гвоздях и копии!
По крайней мере, претерпим Бога ради хотя косой взгляд, холодный прием и отказ о просимом и хотя с сих ничтожных степеней начнем свое распятие, и, Бог милостив, проберемся и мы за великими страдальцами в царство Небесное!
Преподобный Антоний Оптинский

КАК ТЕРПЕТЬ ОБИДЫ,
ОСКОРБЛЕНИЯ,
ГРУБОСТЬ, КЛЕВЕТУ
Желающим жить благочестиво нечего ожидать, кроме насилия, озлобления, гонения, ибо “по причине умножения беззакония” во многих уже охладела любовь (Мф. 24, 12).
Святитель Тихон Задонский
Когда тебе досаждают, никогда не спра­
шивай — зачем и почему. В Писании того нигде нет. Там, напротив, сказано; если
кто ударит тебя в десную ланиту, обрати
ему и другую (Мф. 5, 39). — В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем- нибудь досаждать — это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т. е. вспомнив свои неправые дела. И если, может бьпъ, ты
теперь невинен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания.
Преподобный Амвросий Оптинский
Христос повелел не только благодушно и с кротостью перенести обиду, надо идти дальше в мудрости: быть готовым терпеть больше, чем хочется обидчику, силой терпения победить его дерзкую наглость, чтобы он удивился твоей необычайной кротости и с тем отошел прочь.
Святитель Иоанн Златоуст
Когда терпим что-либо от злых людей, то, взирая на Начальника нашего и Со­
вершителя веры, будем представлять себе, что... терпим за добродетель и за Него.
Если станем помышлять об этом, то все будет легко и переносимо. В самом деле, если каждый даже хвалится тем, что страдает за возлюбленных, то будет ли чувствовать какую-либо скорбь тот, кто претерпит что-нибудь за Бога?
Святитель Иоанн Златоуст

Поношение и оклеветание бывают или правдивые, или ложные. Правдивое если мы подлинно виноваты в том, за что нас поносят, и потому приемлем достойное; тогда нужно исправляться, чтобы поношение упразднилось и стало ложным. Ложное поношение — когда мы не виноваты в том, за что нас поносят; и это поношение нужно терпеть с радостью и утешаться надеждой на вечные Божии милости. К тому же, хотя в том не вино­
ваты, за что поносят нас, но в другом со­
грешили, и потому нужно терпеть.
Святитель Тихон Задонский
Оклеветали вас... хотя вы невиновны?
Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимии за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для
вас — милость Божия. Надо непременно
примириться с оклеветавшими, как это ни
трудно.
Святитель Феофан Затворник
Если же подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей,
не гордись, но со смирением служи
Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой.
Преподобный Ефрем Сирин
По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать со­
блазнившимся истину о тебе.
Преподобный Максим Исповедник
Человек оскорбил тебя? Неужели из- за этого ты станешь оскорблять Бога? Не примириться с оскорбившим — значит не столько мстить ему, сколько оскорблять
Бога, заповедавшего примирение.
Преподобный Ефрем Сирин
Прошу вас, сколько можно, терпеть с молчанием всякие оскорбления и скрывать то в сердце своем, да видит
Господь смирение ваше и покроет вас щедротами Своими. Хотя бы в самой горькой крайности находились вы, и тогда
никому не жалуйтесь на участь вашу, но
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом