Главная страница

Комплект


Скачать 2,18 Mb.
НазваниеКомплект
Анкорzdorovyye_rody.pdf
Дата31.03.2018
Размер2,18 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаzdorovyye_rody.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#43069
страница1 из 14
Каталогpsihologyonline

С этим файлом связано 86 файл(ов). Среди них: ayzenk_gans_yurgen_paradoksy_psikhologii.pdf, zdorovyye_rody.pdf, Готовность 4.docx, ?art=23594554&format=a4.pdf&lfrom=241867179, coaching_sm.pdf, selection.doc, Счастье и другие незначительные вещи абсолютной важности. Путеше и ещё 76 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



И. В. Добряков
И. П. Лазарева
ЗДОРОВЫЕ
РОДЫ -
СЧАСТЛИВЫЙ
МАЛЫШ
КОМПЛЕКТ
Санкт- Петербург
1998

ББК 57.31 Д55
Художественное оформление
Орловская Е. А.
Добряков И. В.,
Лазарева И. П.
Д55 Здоровые роды — счастливый малыш. —
СПб.: ИК «Комплект», 1998. -268 с., ил. - (Целительные силы).
ISBN 5-7837-0073-8
Книга написана врачами, всю жизнь посвятившими работе с детьми и родителями. Она дает наиболее полное представление о психофизиологии беременности и родов, содержит множество советов по правильному поведению в этот период.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение___________________________________________________________8
ЧАСТЬ I
В ОЖИДАНИИ РЕБЕНКА
Предисловие _______________________________________________________13 1.
О планировании беременности ____________________________________7 2.
Зачем вам ребенок? _____________________________________________20 3.
Здоровье будущих родителей_____________________________________25 4.
О здоровом образе жизни________________________________________30 5.
Семья вашего будущего ребенка ___________________________________32 6.
Жилье вашего ребенка __________________________________________37 7.
Зачатие _______________________________________________________39 8.
О времени зачатия и поле ребенка ___________________________________44 9.
Когда зачатие — проблема ________________________________________48 10.
Материнская доминанта__________________________________________55 11.
Неродившийся ребенок __________________________________________61 12.
Начало психической жизни_______________________________________75 13.
Воспитание до рождения _________________________________________79
ЧАСТЬ II
СЧАСТЛИВЫЕ РОДЫ
Предисловие_________________________________________________________89 1.
Великий переход ________________________________________________96 2.
Историческое и религиозное влияние на роды___________________________99
Содержание
3.
Базовые перинатальные матрицы ____________________________________113 4.
Психофизиология родов__________________________________________129
Как узнать, скоро ли начнутся роды?______________________________________129
Что необходимо делать в это время?_______________________________________129
Признаки приближения схваток __________________________________________133
Как отличить истинные схватки от предвестников_____________________________133
Роды делятся на три стадии______________________________________________134
А теперь подробнее об этих стадиях________________________________________135 1. Что необходимо делать во время первой стадии_____________________________138 2. Потуги, или стадия изгнания_____________________________________________141

3. Стадия рождения последа, или плаценты___________________________________143 4. Первый час после родов ______________________________________________144 5. О проблемах грудного вскармливания и что необходимо делать, чтобы их не было_________________________________149
Что необходимо делать, чтобы было достаточно молока?___________________156 6.Забота о себе после родов_______________________________________________165
Техногенные загрязнения и их последствия______________________________184
Режим дня кормящей матери__________________________________________186
Прогулки___________________________________________________________187
Физические упражнения_______________________________________________189 7. Здравствуй, малыш!____________________________________________________199
Период новорожденности____________________________________________206
К вопросу о методах запуска механизма терморегуляции __________________236
Содержание
Физиологические особенности периода новорожденности________________________253
Заключение____________________________________________________________264
К вопросу о депривации и реабилитации её последствий_______________________264

ВВЕДЕНИЕ
Счастливая беременность и роды, здоровый ребенок — миф или реальность?
Можно ли в современной жизни иметь все это? Авторы: Игорь Валерьевич Добряков
— детский психиатр и Ирина Петровна Лазарева — педиатр — на основе анализа научных исследований зарубежных и отечественных специалистов по естественным родам, современных данных по психологии и физиологии беременности и родов, психофизиологии младенческого возраста и собственных наблюдений за женщинами и детьми, рожденными в российских роддомах и с помощью Духовных акушеров — последователей естественных родов, утверждают, что это реально.
Ни одна книга, посвященная беременности и родам, не может охватить все вопросы и решить все проблемы. Эта же книга ставит прежде всего задачу сформировать у будущих родителей осознание важности своей роли в появлении новой жизни. Книга построена так, что при чтении возникает бессознательное образование доминанты беременности и родов, и даже если вы уже прошли этот этап своей жизни, то, прочитав её, у вас может возникнуть чувство сожаления, выраженное во фразе: «Как жаль, что я этого не знала и не понимала раньше, — я так во многом смогла бы помочь своему ребёнку и себе».
Однако не надо отчаиваться! Прочитав эту книгу, вы сможете лучше познать себя и своих детей, возможно, найдете истоки своих проблем в физическом и психическом здоровье, ведь все мы родом из детства! Не зря большинство врачей считает, что более 70% психосоматических болезней закладывается во внутриутробном периоде и во время родов. А познав истоки, можно найти и ключ к решению проблемы.
Книга написана живым, эмоциональным языком с большим количеством клинических примеров, с анализом различных нестандартных ситуаций. Помимо описания психофизиологического процесса, авторы уделяют много внимания профилактике патологии беременности и родов. В книге даётся широкий обзор естественных родов в разных религиях и у разных народов, обосновывается концепция безболезненных родов с точки зрения современных исследований.
Авторами предлагаются интересные методики по расслаблению, по развитию глубинных привязанностей у будущей матери и младенца, по воспитанию до рождения. Показана взаимосвязь здоровья ребенка с такими факторами, как желанность его родителями, осознанная подготовка к беременности и родам, создание психических и духовных уз с момента зачатия.
Большое внимание авторы уделяют формированию физиологической зрелости новорожденного и дают последние разработки по реабилитации младенцев,
рождённых с физиологической незрелостью. В книге даётся обоснование запуска механизма терморегуляции и методики по запуску механизма терморегуляции с учётом условий, в которых проживает семья. Это, пожалуй, единственное издание на сегодняшний день, в котором вы можете получить эту научно обоснованную и проверенную временем информацию.
Не во всех вопросах мнения авторов совпадают, но это и не удивительно, ведь мужчины и женщины многое воспринимают по-разному, преломляя события через свой человеческий опыт. Это делает книгу ещё более интересной, так как даёт возможность выбора, с учеёом личного мировоззрения.
В книге раскрывается собственная концепция И. П. Лазаревой по вопросам материнства. Она считает, что снижение чувства материнства у современной женщины закладывается в первые минуты и часы от рождения. Связано это с тем, что младенца отрывают от матери (депривация), тем самым нарушая глубинные узы. А так как новорождённые чаще узнают соску, а не грудь, то срабатывает отрицательный импринтинг (впечатывание): «Это моя кормилица!», что в последующем приводит к проблемам грудного вскармливания. Проведена глубокая взаимосвязь между депривацией и отрицательным импринтингом в первые месяцы жизни и психологическими проблемами во взрослой жизни.
Беременность и рождение ребенка — короткий, но очень важный этап в человеческой жизни, это творчество, в котором задействованы оба родителя, и от участия в нём будущего отца зависит благополучие роженицы и младенца.
Беременность и роды — это великий сексуальный опыт для всех участников события, и это переживание оставляет глубокий след в жизни как мужчины, так и женщины. Из этой книги вы можете получить знания, чтобы пройти этот этап успешно.

ЧАСТЬ I
В ОЖИДАНИИ РЕБЕНКА

ПРЕДИСЛОВИЕ
Вот уже несколько лет я беседую с беременными женщинами каждую среду о том, что с ними происходит, что предстоит в ближайшем будущем. В начале беседы часто замечаю недоумённо-недоверчивые взгляды: «Мужчина, а берётся рассуждать на такие темы!» — читаю я на их лицах. Думаю, что у некоторых читательниц могут возникнуть такие же сомнения. В связи с этим считаю полезным в предисловии немного рассказать о себе, чтобы было понятно, почему я беру на себя смелость писать о такой важной, деликатной проблеме.
По профессии я врач-психиатр. Сейчас работаю на кафедре психотерапии
Санкт-Петербургской медицинской академии постдипломного образования. У нас повышают квалификацию психотерапевты, психиатры, психологи из разных районов и областей России. Обмениваясь с ними опытом, мы с коллегами всё больше убеждаемся в том, что многие нервно-психические расстройства и у детей, и у подростков, и у взрослых в числе прочего связаны с особенностями пребывания человека в утробе матери, появления его на свет, с тем, как ему удаётся приспособиться к новым условиям. Предупреждать эти отклонения можно и необходимо в течение беременности и даже ещё до неё.
Об этом книга. В ней вы найдёте информацию о том, как зарождается жизнь человека, как он маленький растет, что может мешать ему, а что способствует его развитию. Эти сведения помогут вам поверить в собственные силы, сделать правильные выводы и принять решение, наиболее соответствующее ситуации, в которой вы оказались
Нельзя сказать, что подобной информации совсем не было в уже имеющихся книгах на эту тему. Та, которую вы держите в руках, отличается от прочих следующим: мы попытались обобщить различные сведения по психологии, физиологии беременной женщины и будущего ребенка, рассматривая их не отдельно, а как единую систему. При этом использовались новейшие данные научных исследований на интересующую нас (вас) тему, полученные из отечественных и зарубежных изданий, из материалов различных международных конференций и в результате собственной работы. Стремясь восполнить дефицит информации о том, что происходит с беременной женщиной и её будущим ребенком, мы надеемся на психотерапевтическое воздействие этой книги. Ведь знания позволят не ожидать пассивно и тоскливо, «когда же это все кончится», а принимать решения и активно влиять на ход событий, тем самым снижая тревожность будущей матери и её окружения.
В то же время мы постарались избегать научных терминов и писать о самых сложных вещах простым, доступным языком, так как отдаём себе отчёт в том, что избыток информации может беспокоить человека не меньше, чем её недостаток.

Что, как и сколько говорить женщине — оттачивалось и отбиралось достаточно долго во время тех самых бесед по средам, о которых я уже упоминал.
Готовя их, я прочёл много специальной литературы, использовал свой врачебный опыт педиатра, невропатолога, психотерапевта, психиатра и, наконец, свой опыт мужа, отца, деда.
Считаю своим долгом выразить благодарность людям, без которых эта работа была бы невозможна:
— профессорам Вилену Исааковичу Гарбузову, Александру Ивановичу
Захарову и Виктору Ефимовичу Кагану, которые (тогда ещё не имевшие высоких ученых званий) много лет тому назад дали возможность заглянуть в бесконечную глубину того, что называется «психотерапией»;
— профессору Абраму Моисеевичу Свядощу, создавшему первую в СССР консультацию по вопросам семьи и брака, привлёкшему меня к сотрудничеству и предоставившему возможность встречаться с молодыми людьми, вступающими в брак, помогать им разбираться в возникающих проблемах;
— профессору Дмитрию Николаевичу Исаеву, предложившему однажды молодому врачу поступить в аспирантуру при кафедре психиатрии Ленинградского педиатрического медицинского института, терпеливо и мудро руководившему работой над кандидатской диссертацией, демонстрирующему и воспитывающему строгость и взыскательность к себе в научных исследованиях;
- профессору Борису Емельяновичу Микиртумову, совершенно внезапно поменявшему тему научно-исследовательской работы ассистента возглавляемой им кафедры, преодолевшему сопротивление и буквально заставившему заниматься проблемами беременных и младенцев;
- академику Александру Сергеевичу Батуеву, создавшему при Санкт-
Петербургском государственном университете научный центр «Психофизиология матери и ребёнка», привлекшему меня к многолетнему сотрудничеству;
- профессору Serge Zebovici, всемирно известному патриарху французской детской психиатрии, благосклонно отнесшемуся к нашим исследованиям, а также профессору Philippe Mazet, доктору Herve Benhamoy, мадам Brigitte Pugniere за предоставленную возможность участвовать в Международном коллоквиуме по перинатальной психиатрии в Монако;
- профессору Эдмонду Георгиевичу Эйдемилеру за строгую критику и в то же время поддержку в нашей работе;
- коллективу родильного дома № 2 «Аист» за понимание и многолетнее сотрудничество;
- а также всем коллегам, близким и друзьям за помощь, терпение и критику
Особую благодарность с удовольствием хочу выразить всем моим пациенткам и их родственникам.
Все критические замечания, поправки и дополнения к этой работе будут приняты с благодарностью.

1. О ПЛАНИРОВАНИИ БЕРЕМЕННОСТИ
Ребёнок... не продукт минутной страсти, но нечто
со всей тщательностью создаваемое отцом и
матерью в течение определённого времени.
Маргарет Мид
Итак, вы решили иметь ребенка... Или вероятность его появления застала вас врасплох и вы еёе не знаете, как к этому относиться?
Собирая анамнез, то есть сведения о жизни пациента, я обязательно задаю вопрос родителям: «Желанной ли была беременность, в результате которой родился ребенок?» В подавляющем большинстве случаев ответ однозначный: «Да!» Тогда я задаю уточняющий вопрос: «А планировалась ли беременность, или она была не очень кстати?» Ответы на него бывают разными. Чаще оказывается, что, хотя новость о возможном ребёнке и была радостной, своевременной беременность назвать нельзя. Лучше бы было её отсрочить. Слишком много ещё нерешённых проблем: не «оформлены» отношения, нет квартиры, не закончена учеба и т. д. И приходится будущим родителям заниматься этим второпях вместе, подвергая подчас женщину и плод серьезным стрессам и испытаниям.
Планирование семьи, сознательное, уважительное отношение к зарождающейся жизни помогут заранее устранить или свести к минимуму многие факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм матери и будущего ребенка, на их взаимоотношения.
Разработанные и внедряемые в настоящее время разнообразные способы предупреждения беременности (противозачаточные таблетки, механические внутриматочные средства, мужские и женские презервативы и прочее) вполне реально позволяют регулировать появление детей на свет, их количество.
Любая методика контрацепции имеет свои плюсы и минусы, однако никакое их побочное, нежелательное воздействие не может сравниться с тем вредом, который приносит организму женщины и её психике аборт. Причины оперативного прерывания беременности, к сожалению, широко распро- странённого в наше время, — легкомыслие, безответственность партнёров и отсутствие элементарных медицинских знаний о способах предупреждения беременности. Между тем каждой паре сейчас доступна квалифицированная консультация врача, который поможет сделать наиболее удовлетворяющий и мужчину, и женщину выбор средства контрацепции.
Говоря о том, что лучше избегать незапланированной беременности, я отнюдь не утверждаю, что если уж это произошло, то женщина и будущий
ребёнок обречены на серьёзные неприятности. Просто в этом случае понадобится больше усилий для того, чтобы вынашивание малыша и роды прошли благополучно. Важно только понимать, что сейчас это самое главное в вашей жизни, и все остальное должно отступить на задний план.
Предусмотрительные супруги, планирующие беременность, могут выбрать наиболее удачный срок для рождения малыша и имеют время, чтобы привести в порядок все свои дела перед этим важным событием.
О чём же следует подумать, что обсудить, готовясь к зачатию?
1. О взаимоотношениях будущего отца и матери, о внутрисемейных отношениях.
2. О состоянии здоровья будущих родителей.
3. Где, с кем, как придётся жить будущему ребенку.
4. О материальном обеспечении будущей семьи.
6, 7 и дальнейшие пункты заполните сами.

2. ЗАЧЕМ ВАМ РЕБЕНОК?
Ребёнок может вынести очень многое из того, что относится к
травматическим факторам..., но всё это до тех пор, пока в душе он
чувствует, что является желанным и любимым.
Карен Хорни
Взаимоотношения супругов обычно улучшаются, если для обоих ребёнок был желанным. Общая радость объединяет. Попытка укрепить (или даже создать) семью путём рождения ребенка — не самое верное решение. Лучше ещё до беременности выяснить отношения, при необходимости — обратиться за помощью к семейному психотерапевту.
Причины явные и скрытые, вызвавшие желание иметь ребёнка, то, какой потенциальные родители представляют себе его будущую жизнь, во многом определяют сценарий его жизни (script). Так известный американский психиатр
Эрик Бёрн назвал план жизни, формирующийся под влиянием отношения родителей к ребёнку. Основа плана возникает ещё до рождения. К 5

6 годам он принимает почти завершённый тип, и человек начинает жизнь «неудачника» или «победителя», растёт гордостью семьи, наследником её славных традиций или не оправдывающим надежды.
Конечно, идеально, если основная причина желания родить реб1нка —
Любовь! Мужчина и женщина сознают, что только от этого единственного человека в мире — «своей половины» хотели бы иметь своё дитя, сознательно идут на этот шаг, создавая необходимые для зачатия и вынашивания, родов и воспитания малыша условия. Скрытыми, неосознаваемыми мотивами зачатия могут быть — стремление к безопасности (бессмертию) в виде повторения себя в ребёнке; выражение благодарности любимому человеку за счастье, которое он доставляет; желание творчества (создание такого человека, которого ещё не было).
Среди других причин желания забеременеть приходилось встречать следующие:
♦ укрепить отношения в семье, «привязать к себе», вернуть мужа или предотвратить его уход;
♦ вынудить партнёра жениться;
♦ родить, чтобы был хоть один близкий человек, чтобы было о ком заботиться.
И даже:

чтобы улучшить жилплощадь;
♦ чтобы родители смирились с браком и простили;
♦ чтобы «быть как все»;

«рожать полезно для здоровья»;
♦ меркантильные;
♦ честолюбивые и многие другие.
Ответов на вопрос: что значит для меня рождение ребёнка? — как правило, много, но лишь одна причина является главной, и именно она в дальнейшем влияет на судьбу ребёнка.
Однажды молодая красивая женщина привела ко мне на приём сына.
Недавно Егору исполнилось 4 года, и бабушка отказалась сидеть с ним дома.
Мать жаловалась на его «упрямство»: он не хочет оставаться в детском саду.
Каждое утро воспитательница буквально отдирает его, плачущего, от матери.
Кроме того, у мальчика энурез (ночное недержание мочи), ночные страхи. Мать считает это всё симптомами проявления «распущенности», часто стыдит и наказывает сына за мокрые штанишки.
Мальчик внимательно слушал всё это, глядя на меня серьёзными, грустными глазами. Попросив психолога немного поиграть с Егором в другой комнате, я выслушал следующую историю. (Как я и полагал, слышать её ребенку было не нужно!)
В 19 лет Наташа влюбилась в Анатолия, брата своей подруги. Ему было
30 лет, он работал авиадиспетчером. Спустя три месяца их бурный роман закончился пышной свадьбой. Все любовались молодожёнами: они были молоды, здоровы, счастливы! Хотелось «пожить в своё удовольствие», и по обоюдному согласию детей решили пока не заводить. Предохранялись от беременности, прерывая половой акт.
Вскоре оказалось, что Анатолий не склонен менять что-то в своей жизни в связи с женитьбой. Как и раньше, он 4 раза в неделю уходил на тренировки, каждую субботу на весь вечер с друзьями в баню. Возвращался домой поздно и нетрезвым. Просьбы жены уделять ей больше внимания только раздражали. На четвертом месяце семейной жизни Наташа поняла, что беременна. Убедившись в этом окончательно после посещения врача, она сообщила новость мужу.
Вначале Анатолий не поверил ей («Мы же предохранялись!»), затем стал обвинять жену в измене, так как «за себя отвечал»! Это было настолько нелепо и оскорбительно, что Наташа убежала из дома и уехала к маме.
Через несколько дней друзья помирили супругов, но отношения оставались напряжёнными. «Ничего, рожу сына, увидит, как на него похож,
сразу всё станет лучше!» — утешала себя Наташа.
Беременность протекала с токсикозом. Настроение у будущей матери часто было подавленным. Иногда отношения с мужем улучшались, но ненадолго. Снова, особенно когда выпивал, Анатолий начинал сомневаться в её верности. На пятом месяце беременности в связи с угрозой выкидыша была предложена госпитализация. Муж был категорически против: «Что же, я две недели самому себе обеды готовить буду? Мне жена дома нужна!»
Ребенок родился на два месяца раньше положенного срока, долго находился в отделении недоношенных. Вскармливался искусственно, так как молока у Наташи не было. Когда отец впервые увидел двухмесячного сына, заявил: «Не мой!» и вскоре подал заявление о разводе. Наташа с малышом стали жить у её родителей. Ребёнок плохо прибавлял в весе, развивался с задержкой, часто плакал ночами, никому не давая спать. Невропатолог поставил диагноз: энцефалопатия, назначил много лекарств, курс массажа.
Однажды, когда в очередной раз Егор разбудил плачем бабушку и мать,
Наташа сказала: «Только о себе и думаешь, мучитель, вылитый отец!»
То, что основной причиной нарушения течения беременности, преждевременных родов, отсутствия молока у матери, болезненности малыша, а также отношения родителей к сыну и друг к другу явилась попытка матери укрепить семью рождением ребенка, — на мой взгляд, очевидно. По результатам исследований детского психотерапевта Александра Ивановича
Захарова, нежеланные дети по сравнению с желанными, запланированными — достоверно чаще рождаются преждевременно. Ему же удалось показать, что в семьях с неблагополучной обстановкой (в основном из-за неуверенности в прочности брака), а также у женщин, испытывающих состояния эмоционального стресса по другим причинам (общая неустроенность, волнение при сдаче экзаменов, болезни, смерть близких и прочее) чаще возникают самопроизвольные аборты, преждевременные роды, а дети чаще болеют неврозом страха.
Замышляя беременность с целью разрешить какие-то свои проблемы, нужно понимать, что груз при этом перекладывается на плечики ещё не родившегося ребенка и нести этот груз ему приходится иногда в течение всего жизненного пути. Ответьте себе честно на вопрос: что значит для меня иметь ребенка? Подумайте об ответственности перед ним!

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом