Главная страница
qrcode

Конспект занятия


Скачать 27,92 Kb.
НазваниеКонспект занятия
Дата13.05.2019
Размер27,92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМузыкальная форма.docx
ТипКонспект
#75463
Каталог

Музыкальная форма. Период

Цель занятия: 

познакомиться с музыкальными построениями, понятием «Музыкальная форма»,

Конспект занятия

Ни одно из музыкальных произведений не может существовать без формы. Поэтому знание музыкальных форм даст более ясное представление о произведениях.

Итак, что же такое форма?

Форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота).

Музыкальная форма – это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении.

Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив (от латинского — «двигаю»). Так называется наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным – от одного-двух звуков до целого такта. Если бы мы сравнивали мотив в музыке, с какой-либо формой в литературной речи, то его можно сравнить со словом в литературном тексте.

Итак, мотив – интонационно-смысловая неделимая структура музыкальной речи.

Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется – фразой (по-гречески – «выражение»). Закрепляем: музыкальной фразой называется относительно замкнутое построение, состоящее из двух или нескольких мотивов.

Две и более фразы объединяются в предложения. Предложения завершаются кадансами (от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Обычно два, реже три предложения составляют период. Период – это одночастное произведение, законченная, самостоятельная музыкальная форма. Различают период повторного и неповторного строения, квадратный (8 тактов) и неквадратный (от 5 тактов), малый (8 т.) и большой (16 т.), однотональный и модулирующий. Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, такой раздел, в зависимости от местонахождения каданса, может называться дополнением или расширением.

Музыкальные примеры:

П.Чайковский. «Детский альбом»:«Утренняя молитва». Пьеса написана в форме периода с дополнением. 

ПРОСТАЯ ДВУХЧАСНАЯ, ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМЫ

Цель занятия: 

познакомиться с музыкальными построениями, понятием «Простая двухчастная форма»,

Конспект занятия

Простой двухчастной формой называется форма, первая часть которой представляет тему произведения, изложенную в форме периода, а вторая часть содержит либо новую тему, либо развитие темы первой части: А+А или А+В. Существует двухчастная репризная форма: А + В + А, где последний период должен быть меньше начального периода (8 + 8 + 4), реприза в такой форме не является самостоятельной частью целого построения. Примером может стать. Двухчастная форма часто встречается в песнях, в которых запев и припев представляют собой самостоятельные части. В куплетной песне с припевом запев и припев обычно содержат различные, но не контрастирующие друг другу темы. В романсах двухчастная форма имеет обычно развивающую вторую часть, в этом жанре она припевом не является.

Музыкальные примеры: «Шарманщик», «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» Чайковского.

Романсы: «Не искушай» Глинки»
Простая трёхчастная форма - называется форма, первая часть которой содержит изложение темы произведения; вторая часть - построение, развивающее эту тему, или изложение новой темы; третья часть является репризой: А + В + А, где средняя часть развивающая и периодом не является. Масштабы средней части могут быть весьма различны: средняя часть равная крайним частям ( 8+ 8+ 8), средняя часть короче, чем крайние части ( 8+ 6+ 8), средняя часть длиннее ( 8+ 10+ 8). Третья часть – реприза- может быть буквальным повторением первой части. Но повторение бывает и не точное: тема изменена (варьирована), расширена. Особо следует выделить динамическую репризу -  изложение первоначальной темы на более высоком динамическом уровне, в более сложной фактуре или в более гармоническом освещении. А В А. Вслед за репризой может возникнуть кода. Может иметь вступление и заключение. В вокальной музыке данная форма применяется в романсах, ариях, где средняя часть - развивающая («Для берегов отчизны дальней» Бородина).

Музыкальные примеры:

«Зимнее утро», «Неаполитанская песенка, «Мама» из «Детского альбома» Чайковского.

Сложна двухчастная, трёхчастная формы

Цель занятия: 

познакомиться с музыкальными построениями, понятиями «Сложная двухчастная, трёхчастная формы»

Конспект занятия

Сложной двухчастной формой называется такая форма, в которой обе части или одна из двух изложены в простой двухчастной или трёхчастной форме. Отличает эту форму от сложной трёхчастной отсутствие репризы. В инструментальной музыке эта форма встречается крайне редко ( Ф.Шопен. «Ноктюрн», соч. 15, соль-минор). В вокальной музыке эта форма встречается в тех произведениях, где развитие содержания основывается на контрастном сопоставлении двух тем и реприза не требуется или даже недопустима. Такую форму имеют, например, романсы «Давно ли роскошно ты розой цвела» М.Глинки, «На нивы жёлтые» П.Чайковского.

Сложной трёхчастной формой называется трёхчастная форма, первая часть которой написана в простой двухчастной или трёхчастной форме, вторая часть либо имеет такое же строение или ряд незамкнутых построений, а третья часть является репризой. Тематически первая и вторая части обычно резко контрастируют друг другу.

Первая часть пишется в главной тональности. Вторая часть большей частью пишется в одноимённой или субдоминантовой тональности. (Иногда она проходит в главной тональности «Скерцо» Третьей симфонии Бетховена). Третья часть - реприза – буквальное или видоизменённое повторение первой. В вокальных произведениях сложная трёхчастная форма встречается значительная реже, чем в инструментальных (М.Глинка «Я помню чудное мгновенье»).

Музыкальные примеры:

 «Вальс» из «Детского альбома» Чайковского.

Рондо

Рондо называется многочастная форма, основанная на проведении одной темы не менее 3-х раз и на сопоставлении её с различными эпизодами:

А В А С А

Слово «рондо» означает круг, хоровод.

В конце 17 –начале 18 века сложился один из ранних видов формы рондо. Широкое распространение он получил в творчестве французских композиторов- клавесинистов

Фр.Куперена, Ж.Рамо, Дакен. Основные признаки этой формы:

1). Неограниченное количество эпизодов

2). Контраст темы и эпизодов незначителен

3). Тема пишется в форме периода, эпизоды- не сложнее периода

4). Характерна замкнутость частей

5). Тема всегда проводится в основной тональности, эпизоды –диатонич. Родства

Рондо французских клавесинистов обычно называюткуплетное рондо. Его тема называется рефреном, а эпизоды –куплетами. В этой форме написано множество программных пьес, портретных зарисовок («Жнецы», «Сестра Моника» Куперена, «Курица» Рамо, «Кукушка» Дакена).

В творчестве венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена – получила широкое развитие форма так называемого «классическое рондо». Её характерные черты: 1) количество эпизодов ограничено двумя (редко тремя); 2) один из эпизодов (чаще всего второй) контрастирует теме; 3) тема пишется в простой 2-х частной или 3-х частной форме; типично варьирование темы при её вторичных появлениях; 4) эпизоды тоже иногда пишутся в 2-х частной или 3-х частной форме (финал Сонаты № 7, Ре-мажор, Гайдна); 5) часто встречается кода, построенная на интонациях темы и на интонациях контрастного эпизода; 6) тональный план формы чёток: тема- в главной тональности, контрастный эпизод- в одноимённой или субдоминантовой, неконтрастный эпизод- в доминантовой тональности, иногда – в тональности VI ступени (при основной мажорной тональности). В форме рондо написаны некоторые финалы сонатных циклов, отдельные пьесы, часто называемые рондо. Иногда эту форму можно встретить в оперной арии ( «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта).

В творчестве композиторов 19 века ( в частности , у Шумана) форма рондо приобретает новые черты:

1). Возрастает количество эпизодов;

2). Возрастает степень контрастности темы и различных эпизодов;

3). Замкнутость контрастных частей создаёт крупную многочастную форму

(1 часть «Венского карнавала» Шумана»)

4). Усложняется тональный план, появляются тональности более далёкого

родства; встречаются темы, заканчивающиеся модуляцией. Проведение

одного и того же эпизода в различных тональностях («Новеллетта»,

соч. 21, № 1, Шумана)

В творчестве русских классиков и советских композиторов встречаются весьма разнообразные виды рондо. Прежде всего следует выделить яркие образцы этой формы в вокальной музыке- в произведениях, основанных на контрастных сопоставлениях нескольких тем при господстве одной – главной. Среди них известные романсы Даргомыжского «Ночной зефир», «Песня рыбки», «Свадьбы»; Бородина «Спящая княжна». У Глинки форму рондо имеют некоторые оперные арии – рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин», рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмилы», романсы «Ночной зефир», «Сомнение»( нет изменения музыкального текста, изменяется лишь словесный текст).

Симфонические и камерные произведения: «Вальс-фантазия» Глинки, финал Симфонии № 4 Чайковского, скерцо из Симфонии № 7 Шостаковича, финал виолончельной сонаты, вальс из пионерской сюиты Прокофьева «Зимний костёр».

Вариации

Вариациями называется форма, содержащая изложение темы и ряд её видоизменённых повторений.

Вариации на basso ostinato

Называют вариационную форму , неизменной основой которой является фраза, многократно повторяющаяся в нижнем голосе. А верхние голоса мелодически и ритмически свободно развиваются. (Чаконы, пассакалии в творчестве И.С.Баха, Г.Генделя).

Вариации на soprano ostinato

Называют вариационную форму. Неизменной основой которой является фраза, многократно повторяющаяся в верхнем голосе. А нижние голоса мелодически и ритмически свободно развиваются.

Этот тип вариаций использовали русские композиторы в вокальных произведениях на народную тему, которая оставалась неизменной .

Классические вариации

Основой классических вариаций является тема, изложенная чаще в 2-х частной репризной форме, и ряд вариаций. Тема в вариациях развивается с помощью мелодической фигурации. Видоизменяется ритмический рисунок, иногда меняется метр, темп. Гармония и форма темы остаётся неизменным. Все вариации излагаются в одной –главной тональности. В середине возникает вариация или группа вариаций – водноименной тональности. Это является средством созданияконтраста в развитии одной музыкальной темы. Такая форма получила широкое распространение в произведениях Гайдна, Моцарта, Бетховена. Иногда встречаются большие, значительные произведения- «32 вариации» Бетховена.

Двойные вариации

Двойными вариациями называются вариации на две темы. Эти темы излагаются в начале произведения, противопоставляясь друг другу. Затем также последовательно варьируются. (Симфония № 5, ч.2 Бетховена; Симфония № 103 «С тремоло литавр», ч.2 Гайдна; «Камаринская» Глинки).

Вариационная форма и вариационный метод развития занимает значительное место в русской музыке. В русской народной песне вариационная форма возникает в результате видоизменённого повторения напева в последующих куплетах.
перейти в каталог файлов


связь с админом