Главная страница

костно-мыш. разв реб.. Костная система анатомо-физиологические особенности


Скачать 143,33 Kb.
НазваниеКостная система анатомо-физиологические особенности
Анкоркостно-мыш. разв реб..docx
Дата01.09.2018
Размер143,33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакостно-мыш. разв реб..docx
ТипДокументы
#52533
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

КОСТНАЯ СИСТЕМА

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Закладка и образование костной системы происходит позднее других си­стем организма — на 5 неделе внутриутробного развития. Окончательная структура костей формируется после рождения ребенка и происходит в том возрасте, когда ребенок хорошо ходит.

Будущий скелет плода в необходимых участках эмбриона образуется из мезенхимальных клеток двумя видами остеогенеза: дермальным (соедини­тельнотканным) и хондральным (хрящевым). При первом костная ткань формируется непосредственно из мезенхимы. Так образуются кости свода черепа, нижней челюсти, лицо и диафизы ключиц. При втором виде, по ко­торому развиваются все остальные части скелета, из мезенхимы вначале об­разуются хрящи, а затем из них — костная ткань.

Уже при рождении ребенка диафизы трубчатых костей состоят из кост­ной ткани, а большинство их эпифизов, кости кистей, стоп — из хрящевид-ной ткани. В дальнейшем в эпифизах появляются точки окостенения, кото­рые окружены развивающейся хрящевидной тканью. Главным показателем развития костной ткани является его своевременное окостенение. Только в пу­бертатном периоде костная ткань приближается по своему внешнему стро­ению и гистологическому составу к костям взрослого человека.

Интенсивный рост скелета, его постоянное самообновление приводят к тому, что костная ткань ребенка первых лет жизни сравнительно мягкая и гибкая. Этим обусловлено образование разнообразных деформаций ске­лета при нарушении питания, положения, подвижности малыша.

Для своевременного и правильного развития костной ткани в пищевых про­дуктах должно быть необходимое количество белка, витаминов группы В, D, А, С, кальция, фосфора, микроэлементов.

Витамин D выполняет одну из главных функций в процессе остеогенеза. Это нужно понимать для точного выяснения патогенеза довольно частого за­болевания детей первого года жизни — рахита. Постоянное самообновление костной ткани регулируется щитовидной и парашитовидными железами.

Состояние костей сохраняется на необходимом уровне только при нор­мальном количестве кальция в сыворотке крови, которое равно 2,25-2,5 ммоль/л. Если ребенок не получает с питательными продуктами необходимого количества кальция или нарушается всасывание его в ки­шечнике (при гиповитаминозе D, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, почек), кальций некоторое время в крови поддерживается в нор­мальных границах главным образом за счет вывода его из костей. И поэто­му клинические признаки рахита в значительной степени проявляются па­тологией костной ткани.

Рис. 62. Возрастные осо­бенности изменений пропорций тела челове­ка. Обозначения в тексте

Кроме того, нару­шение формирования костной ткани в груд­ном возрасте быстро происходит при врож­денных, хронических или частых острых за­болеваниях.

Важное значение в остеогенезе принад­лежит движению мышц, подвижности ребенка, массажу и гимнастике. Их ограничение нару­шает процесс минерализации и приводит к остеопорозу.

Таким образом, нарушение вскармливания ребенка, заболеваемость, ма­лоподвижный образ жизни — это основные причины, вызывающие патоло­гию костной ткани.




Г)




♦ м









Именно незрелостью, постоянным развитием и совершенствованием костной системы обусловлены его следующие анатомические особенности.

1. Характерным признаком возрастного созревания скелета у детей яв­ляется постепенное изменение пропорций тела. Чем меньше возраст ребенка, тем размеры его головы больше относительно общего размера тела. При рождении голова составляет примерно 1/4 (рис. 62-1), в 2-3 года — 1/5 (рис. 62-2), в 6 лет — 1/6 (рис. 62-3), в старшем школьном возрасте — 1/7 (рис. 62-4), у взрослого — 1/8 от общей длины тела человека (рис. 62-5). При окончательном созревании скелета высота головы увеличивается толь­ко в 2 раза, длина туловища — в 3 раза, длина нижних конечностей — в 5 раз.

2. У новорожденного мозговая часть черепа преобладает над лицевой час­тью, что особенно выражено у недоношенных детей. У взрослого человека взаимоотношения противоположные.

3. После рождения ребенка швы между костями черепа еше не сформи­рованы. В промежутках между костями находится соединительная ткань. Благодаря этому кости черепа могут смещаться, что имеет большое значе­ние во время родов.

В некоторых местах между костями черепа имеются значительные рас­ширения. Так, теменные и лобные части черепа соединены между собой не костной, а соединительной тканью. Этот бескостный участок в месте пере-

Рис. 63. Роднички на черепе. Обозначения: 1 — лобные кости; 2 — теменные кости; 3 — ве­нечный шов; 4 — сагиттальный шов; 5 - большой родничок — стрелками обозначены направления его измерения; 6 — малый родничок

сечения венечного и сагиттального швов на­зывается большой (=лобный=передний> род­ничок (лат. fonticulus) (рис. 63). Он имеет ромбовидную (англ. diamond-shaped) форму. Для точного выяснения размеров родничка необходимо пальпаторно определить расстояние между средними точками противоположных сторон ромба (а не между углами — будьте внимательны!). У здорового ребенка они составляют 2,5-3 см.

Закрывается большой родничок до 12-18 месяцев.

Между затылочной и теменными костями у 20-25% новорожденных де­тей находится открытый малый (=залний=затылочный) родничок (рис. 63). Закрывается он на 2-3 месяцах жизни ребенка.

Между затылочной, теменными и височными костями с правой и левой сторон черепа в редких случаях к моменту рождения могут быть открытыми боковые роднички. Закрываются они на 1-2 месяцах жизни.

Малый родничок и боковые роднички чаще пальпируются v недоношен­ных детей.

4. Рождается ребенок обычно без зубов. На I году жизни молочные зубы прорезываются (англ. eruption of teeth, dentition) попарно с шестого месяца в таком порядке (рис. 64):

6-7 мес. — 2 нижних средних резца (А),

8-9 мес. — 2 верхних средних резца (Б),

9-10 мес. — 2 верхних боковых резиа (В),

11-12 мес. — 2 нижних боковых резиа (Г).

Таким образом, до конца первого года жизни у ребенка в норме должно быть 8 молочных зубов. Очень редко бывают случаи внутриутробного про­резывания резцов.

На втором году жизни последующие молочные зубы появляются в таком порядке (рис. 65):



А Б В Г

Рис. 64. Порядок прорезывания молочных зубов на 1 году жизни. Обозначения в

тексте





Рис. 65. Порядок прорезывания молочных зубов на 2 году жизни. Обозначения в тексте

х = п — 4,

12-14 мес. — 4 первые моляры (=болылие коренные зубы, обозначены цифрой 1); вначале нижние, затем верхние, что здесь и далее на рисунке обозначено стрелками;

14-20 мес. — 4 клыка — вначале нижние, затем верхние (обозначены ци­фрой 2);

20-24 мес. — 4 вторые моляры — вначале нижние, затем верхние (обозна­чены цифрой 3).

Таким образом, зубы одного названия с обеих сторон прорезываются приблизительно одновременно. Кроме боковых резцов, нижние зубы всех остальных видов появляются обычно раньше верхних.

В 2 года у ребенка должно быть 20 молочных зубов. Для определения не­обходимого количества молочных зубов в возрасте 6-24 мес. можно вос­пользоваться такой формулой:

где х — число молочных зубов, п — возраст ребенка в месяцах. Пример: в 16 месяцев ребенок должен иметь 16-4=12 молочных зубов.

С 5-6 лет начинают прорезываться постоянные зубы. Чаще всего первы­ми появляются большие коренные зубы — первые моляры. В дальнейшем последовательность прорезывания постоянных зубов происходит прибли­зительно в таком же порядке, как молочных (средние резцы, боковые рез­цы, клыки). После замены молочных зубов на постоянные приблизительно в 9-12 лет появляются премоляры (=малые коренные зубы). В 12-13 лет — вторые моляры. Третьи моляры (зубы мудрости) прорезываются в 17-25 лет. Количество зубов у взрослого человека за счет премоляров и третьих моля­ров больше, чем молочных — постоянных зубов 32 (рис. 66).

Для определения необходимого количества постоянных зубов (до 12 лет) можно применить такую формулу:

где х — число постоянных зубов, п — возраст в годах. Пример: в 9 лет ребенок должен иметь 4x9-20 = 16 постоянных зубов.

х = 4п — 20,

Рис. 66. Постоянные зубы. Обозначения:

1 — резцы;

2 — клыки;

3 — премоляры;

4 — моляры. Римским шрифтом обозначен порядок их прорезывания



  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом