Главная страница

Краткосрочная психотерапия больных алкоголизмом_2007. Краткосрочная психотерапия больных алкоголизмомс неврозоподобными расстройствами


Скачать 461,82 Kb.
НазваниеКраткосрочная психотерапия больных алкоголизмомс неврозоподобными расстройствами
АнкорКраткосрочная психотерапия больных алкоголизмом_2007.pdf
Дата21.09.2018
Размер461,82 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKratkosrochnaya_psikhoterapia_bolnykh_alkogolizmom_2007.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#54154
страница1 из 3
Каталогid365706158

С этим файлом связано 69 файл(ов). Среди них: Pozdravlenie_uchastnikam_soveschania.pdf, Методические рекомендации_Формирование мотивации на изменение по, Klinicheskie_rekomendatsii_Narushenia_soznania_2016.pdf, Rayzman_Psikhoterapia_bolnykh_narkomaniey_s_nizkoy_motivatsiey_n, Metodicheskie_rekomendatsii_Emotsionalno-motivatsionnaya_sfera_n, Kulakov_S_A_Osnovy_psikhosomatiki.pdf, Klinicheskie_rekomendatsii_Narushenia_regulyatornykh_funktsiy_20, Yaltonskiy_Teoreticheskie_modeli_motivatsii_na_lechenie_pri_zavi, Klinicheskie_rekomendatsii_Narushenia_myshlenia_2016.pdf, Yaltonskiy_Sirota_Motivatsionnaya_rabota_s_narkozavisimymi.pdf и ещё 59 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. В.М.БЕХТЕРЕВА
Краткосрочная психотерапия больных алкоголизмом
с неврозоподобными расстройствами
Новая медицинская технология
Санкт-Петербург
2007
Краткосрочная психотерапия больных алкоголизмом
с неврозоподобными расстройствами
Новая медицинская технология
Санкт-Петербург
2007

Аннотация:
Разработанная новая медицинская технология проведения краткосрочной групповой психотерапии позволяет успешно работать в стационаре с зависимыми от алкоголя пациентами, имеющими неврозоподобные тревожные, астенические и другие) расстройства. Технология носит интегративный характер и включает в себя элементы личностно- орентированной, когнитивно-поведенческой и гештальт-терапии. Новая медицинская технология предназначена для применения в стационарах наркологического профиля врачами психиатрами-наркологами, психотерапевтами и клиническими психологами.
Заявитель: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева.
Авторы:
Ерышев О.Ф., Трусова А.В., Вассерман ЛИ, Елизаров ПА,
Крупицкий Е.М.
Рецензенты: Калишевич С.Ю., доцент кафедры наркологии Санкт-
Петербургской медицинской академии последипломного образования, доктор медицинских наук.
Снедков Е.В., профессор кафедры психиатрии и наркологии
Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И.Мечникова, доктор медицинских наук

ВВЕДЕНИЕ
В современных социально-экономических условиях наблюдается четкая тенденция к сокращению сроков пребывания зависимых от алкоголя пациентов в условиях стационара, а амбулаторная помощь часто носит эпизодический характер. Естественно, что в таких условиях трудно провести полноценный курс групповой психотерапии, которую признанно считают основным видом психотерапии при алкоголизме. Поэтому в условиях наркологического стационара, где проводится первичная психологическая коррекция больных алкогольной зависимостью, остро стоит вопрос оптимизации методов проведения групповой психотерапии, а именно – формирования эффективного курса краткосрочной групповой психотерапии.
В практике отечественной наркологии наблюдается ориентация на дискретные воздействия на пациента, и остаются широко распространенными кратковременные (или даже однократные) психотерапевтические манипуляции, имеющие право на существование, но недостаточные для достижения конечных целей лечения – создание условий для таких изменений в личностной сфере пациента, которые позволили бы ему жить без симптома (в данном случае – без употребления алкоголя. Ив тоже время все больше выступает тенденция к созданию интегративной модели психотерапии алкоголизма, опирающейся на синтез современных психотерапевтических методов и техник.
Новая медицинская технология – краткосрочный курс групповой психотерапии больных с алкогольной зависимостью – разработана с учетом указанный трудностей на основе интеграции когнитивно-поведенческого, личностно-ориентированного и гештальт-подходов. Реализуемая в условиях наркологического стационара, она позволяет эффективно осуществлять психокоррекционные мероприятия на ранних этапах лечения алкогольной зависимости и создает основу для дальнейшей реадаптации пациентов СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2007 3
В основу разработки метода легли следующие принципы. понимание алкогольной зависимости как этиологически сложного, мультифакторного заболевания;
2.
необходимость психотерапевтических воздействий на процессы зависимости от алкоголя как на уровне индивидуальных свойств, таки на уровне социального функционирования пациентов;
3.
работа как с осознаваемыми пациентом дезадаптивными индивидуально- психологическими свойствами, таки с неосознаваемыми механизмами патологического функционирования личностной сферы, что достигается объединением в рамках психотерапевтического курса методов, способствующих изменению поведения и расширению сферы осознавания;
4.
представление о динамических и индивидуально-специфических мишенях психотерапии и соответствующая организация психотерапевтических воздействий.
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Показания:

Установленный лечащим врачом психиатром-наркологом диагноз алкогольной зависимости, соответствующий критериям диагнозов по
МКБ-10 F10.25, Наличие у больных с алкогольной зависимостью неврозоподобных нарушений, выражающихся в проявлениях психической дезадаптации, симптомах тревоги и астении, нарушении активного внимания, снижении умственной работоспособности и психической активности в целом СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2007 4

Противопоказания:
Абсолютные

Выраженная церебро-органическая недостаточность.

Психические расстройства психотического уровня у больных с алкогольной зависимостью в соответствии с критериями МКБ-10.

Выраженное интеллектуальное снижение.

Выраженные психопатические черты личности.

Установленный диагноз эндогенного заболевания в анамнезе.

Выраженная сопутствующая соматическая патология.

Возраст более 60 лет.
Относительные

Сохраняющиеся явления алкогольной абстиненции.

Лекарственная загруженность – субъективно плохо переносимые дозы транквилизаторов и малых нейролептиков.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Данная медицинская технология разработана для применения в условиях наркологического стационара с длительностью госпитализации не менее 3 недель. Больные включаются в групповую терапию не ранее десятого дня после последнего употребления алкоголя.
Для реализации метода необходимо наличие двух специалистов, являющихся ко-терапевтами приведении групп 1) врача психиатра-нарколога и 2) психолога либо психотерапевта.
Для проведения групп в стационаре необходимо отдельное помещение, в котором можно создать спокойную доверительную обстановку. Режим дня больных должен позволять проведение групповых занятий без ущерба для других лечебных и диагностических процедур.
Для проведения занятий желательным является наличие флип-чарта, маркеров и бумаги/ручек для индивидуального выполнения заданий пациентами СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2007 5
ОПИСАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В настоящее время общепринятой является точка зрения, при которой психотерапия занимает важнейшее место в комплексе лечения больных алкоголизмом. При этом методом выбора наиболее часто является групповая психотерапия. Следует отметить, что для непосредственного применения в клинике алкоголизма разрабатывалось незначительное число оригинальных психотерапевтических методик. Преимущественно здесь используются принципы и приемы, заимствованные из методик, ориентированных на другие клиники, в частности, неврозов.
Специфических для зависимых от алкоголя пациентов техник групповой психотерапии разработано сравнительно мало. К ним относятся широко известные за рубежом группы Анонимных Алкоголиков (Alcoholic
Anonymous) и построенные на их основе другие программы Двенадцати шагов (Chappel J.N., 1993). Все более популярными в Америке и Европе становятся когнитивно-поведенческие техники (Babor T.F., 2001). К отечественным разработкам следует отнести Методику групповой континуальной психотерапии больных алкоголизмом (Валентик Ю.В., 1995), Метод групповой психотерапии антивитальных и аутоагрессивных проявлений в клинике хронического алкоголизма (Шустов Д.И., Однако эффективность всех этих методов ограничена, так как все они предполагают активное участие больного в их освоении, что нередко является проблематичным в силу алкогольных изменений личности пациентов пассивность, слабоволие, ориентация на получение быстрого результата и т.п.). Предлагаемая новая медицинская технология позволяет преодолеть противодействие пациентов вовлечению в терапевтический процесс с помощью использования приемов, помогающих пациенту в более быстром и эффективном овладении навыками саморегуляции психического состояния. Это достигается путем сочетания когнитивно-поведенческого подхода, мотивационных техники гештальт-упражнений.
© СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2007 6
В предлагаемой медицинской технологии психотерапевтические группы являются закрытыми, используется динамически-директивный метод ведения групп (уменьшение директивных проявлений и возрастание проявлений партнерства со стороны ведущих по мере развития групповой динамики).
Курс длительностью 2–3 недели рассчитан на проведение занятий со стационированными пациентами 3–4 раза в неделю, в заранее точно определенное время, так, чтобы дневной распорядок работы отделения не позволял бы больным выключаться из процесса психотерапии.
Необходимо формировать группы на основе добровольного желания больных участвовать в психотерапевтической работе. При наличии такого желания препятствием для включения больного в группу может быть наличие противопоказаний к применению медицинской технологии.
Рекомендованное число пациентов в каждой психотерапевтической группе – 7–12 человек. Группы ведутся совместно врачом психиатром- наркологом и клиническим психологом либо психотерапевтом.
Задачи, решаемые в процессе ведения данных краткосрочных групп:

создание у пациента мотивации наведение трезвого образа жизни;

выявление связи между психоэмоциональным напряжением и поведением, приводящим к выпивке;

выработка навыков психологической саморегуляции.
Формирование психотерапевтической группы.
Роль психологической диагностики
Формирование психотерапевтической группы осуществляется ведущими группы (в основном, клиническим психологом либо психотерапевтом) при непосредственном участии лечащих врачей отделения. Предложение больному принять участие в краткосрочной групповой психотерапии исходит от лечащего врача, с учетом показаний и противопоказаний к применению метода СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2007 7
Следующим этапом, предваряющим зачисление больного в психотерапевтическую группу, является этап многомерного психологического исследования. Наиболее оптимальным, по нашим данным, показало себя такое исследование:

Диагностика психического состояния, широкого спектра типологических особенностей личности и поведения, уровня и качества социальной адаптации, специфики защитных механизмов и эмоциональных реакций в стрессовых ситуациях – тест MMPI, компьютерная версия, экспертная система «Автанклип» лаборатории клинической психологии НИПИ им.
В.М.Бехтерева (Щелкова О.Ю., Червинская КР, Дифференцированная оценка структуры и степени выраженности неврозоподобных нарушений, а также особенностей личности, потенциально значимых для их возникновения - опросник для определения невротических и неврозоподобных нарушений (ОНР). (Вассерман ЛИ,
Карвасарский Б.Д., Абабков В.А., Иовлев Б.В., Щелкова О.Ю., Вукс А.Я.,
Михайлова И.Н., Диагностика субъективно понимаемых мотивов алкоголизации – шкала Мотивы употребления алкоголя (МУА)» (Завьялов В.Ю., Диагностика эмоционально-личностных свойств испытуемых и оценка их степени выраженности (тревоги как ситуативной переменной и тревожности как личностно-типологической характеристики) – интегративный тест тревожности (ИТТ), разработанный в лаборатории клинической психологии НИПИ им. В.М.Бехтерева (Бизюк А.П.,
Вассерман ЛИ, Иовлев Б.В., Оценка уровня социальной фрустрированности, дополнительная информация о социальном статусе больного, потенциальные конфликтные сферы его реальной жизненной ситуации – шкала уровня социальной фрустрированности (УСФ), разработанная в лаборатории клинической психологии НИПИ им. В.М.Бехтерева (Вассерман ЛИ, 1995).
© СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2007 8
При возможности набирать в группу различных пациентов, мы рекомендуем придерживаться следующих тенденций в формировании группы:

максимальная разнородность индивидуально-личностных характеристик по результатам тестирования по тесту MMPI, ИТТ и шкале УСФ);

минимальная разнородность неврозоподобной симптоматики и мотивов употребления алкоголя (по результатам тестирования по ОНР и шкале
МУА).
Также многомерное экспериментально-психологическое исследование по вышеозначенным методикам позволяет выявить специфические для конкретной группы пациентов мишени психотерапии – например, тревога в межличностных контактах, социальная фрустрированность, неуверенность в себе, сниженная самооценка, ощущение собственной бесполезности, социальная пассивность, паранойяльная настроенность, агрессивность и т.д. Такие психотерапевтические мишени необходимо проработать их на VI–VIII занятиях, соответствующим образом акцентировав психодраматические техники и ролевые игры.
Структура курса
Структура краткосрочного группового курса может быть представлена следующим образом занятие – знакомство, вхождение в контакт, определение целей и задач группы, групповых норм и правил занятие – определение проблем, стоящих перед пациентами, причин их пребывания в наркологическом стационаре занятие – информационное патофизиологические механизмы формирования зависимости от алкоголя, формирование образа развития заболевания и его последствий СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2007 9

IV занятие – «анозогнозическое»: преодоление группового сопротивления и индивидуальных механизмов психологической защиты в признании болезни, VI, VII, VIII занятия – собственно психотерапевтические.
На первом и втором занятиях реализуется первая фаза групповой динамики, включающая инициирующий контакт, сплочение и присоединение. В этой фазе группа работает как с элементами актуального состояния (здесь и сейчас, таки с прошлым алкогольным опытом (там и тогда. В процессе проговаривания пациентами проблем, стоящих передними, и субъективно понимаемых причин госпитализации воспроизводятся в деталях алкогольные эксцессы, что позволяет обнаружить клинические признаки алкогольной зависимости. По мере воспроизведения пациентами прошлого алкогольного опыта проявляется связь отдельных алкогольных эксцессов между собой, что вызывает у пациентов усиление механизмов психологической защиты.
Таким образом, первая фаза групповой динамики заканчивается, и происходит переход во вторую фазу, которая реализуется на третьем и четвертом занятиях.
Вторая фаза – фаза конфронтации, которая неизбежна и проявляет как механизмы группового сопротивления, таки индивидуальные механизмы психологической защиты, лежащие в основе алкогольной анозогнозии.
В этой фазе группа сначала получает от одного из ведущих, врача психиатра-нарколога, занимающего директивную позицию с элементами роли эксперта, четко и доступно изложенный материал по патофизиологическим механизмам формирования зависимости от алкоголя, иллюстрированный примерами из недавних рассказов самих пациентов (третье занятие, тем самым получая пищу для размышлений и масло в огонь групповой дискуссии четвертое занятие).
Цель применения подобного рода тактики – добиться в нужный момент возникновения в группе со стороны пациентов однородной формы психологического сопротивления, чтобы в дальнейшем относительно
© СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2007 10
одновременно вывести пациентов в зону возможных психотерапевтических изменений.
Обращаем внимание на то, что исключительно важным сточки зрения отдельных этапов групповой динамики и успешности групповой сессии в целом, является то, как ведущим-экспертом, врачом психиатром-наркологом подан этот информационный материал. Перед первой групповой сессией стоит подготовить такой лекционный материал заранее, рассчитывая на 45–60 минут изложения.
План изложения таков. Определение понятия алкоголь – что относится к алкогольным напиткам. Физиологические и биохимические процессы в организме здорового человека вовремя однократного употребления алкоголя. Механизмы формирования алкогольной зависимости – патофизиологические изменения в организме в результате систематического употребления алкоголя. Частота и массивность употребления алкоголя – индивидуальные различия. Роль наследственных, генетических, биологических, психологических и социальных факторов.
4.
Признаки зависимости в соответствии с критериями МКБ-10. Алкогольный абстинентный синдром. Патологическое влечение к алкоголю. Стадии зависимости по классификации И.Н.Пятницкой и
А.А.Портнова. Формы зависимости – постоянная, псевдозапойная, запойная, перемежающаяся. Последствия сформированной зависимости. Течение алкоголизма и его осложнения – алкогольные психозы, алкогольная эпилепсия. Другие психические и соматические осложнения. Изменения личности при алкоголизме. Исход алкогольной зависимости. Существующие на сегодняшний день способы лечения СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2007 11
Язык изложения должен быть простым, следует избегать использования большого количества терминов, а приведенные термины сразу же расшифровывать. На вопросы участников группы следует отвечать походу рассказа, не теряя основное направления изложения. Подача данной информации должна быть подчеркнуто лишенной эмоциональной окраски и носить сугубо медицинский характер, те. не вызывать сомнения и желания оспорить. Позиция эксперта, которую занимает в группе врач психиатр- нарколог, подразумевает именно такую подачу материала.
В случае правильного использования этой тактики фаза конфронтации удачно преодолевается за два занятия нарастающее с обсуждением алкогольных тем неоднородное недовольство участников группы не имеет своего выхода, т.к. на третьем занятии фактически осуществляется лекция и участники не имеют возможности проявить свое сопротивление, что только усиливает конфронтацию, доводя ее до максимальной. А на четвертом занятии правильное распределение ролей между ведущими группы, делающее необоснованным проявление негативного отношения к ним участников, переводит накопившуюся агрессию в русло групповой дискуссии, позволяя успешно миновать фазу конфронтации. Количество занятий является важным в столь компактном психотерапевтическом курсе, поэтому в отдельных случаях удается проходить две первые фазы групповой работы затри занятия, но всегда возможно их реализовать за четыре занятия.
Таким образом, к пятому занятию группа становится сплоченной и переходит в следующую, третью рабочую фазу – фазу собственно психотерапевтических изменений.
Во время дальнейших занятий с больными прорабатываются элементы патологического влечения к алкоголю. Только после осознания наличия тех или иных признаков патологического влечения к алкоголю у себя больные в дальнейшем смогут эффективно противостоять различным ситуациям, возникающим в реальной жизни. Применяя когнитивные техники и гештальт- упражнения, описание которых приведено далее, больные синтезируют обычно
© СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2007 12
присущие им мысли, чувства, желания, фантазии, телесные ощущения и т.д. Входе самостоятельных упражнений больные обучаются контролю за своим внутренними дестабилизирующими импульсами, приводящими к актуализации влечения к алкоголю, осознают имеющуюся между ними связь.
В дальнейшем используются техники, включающие анализ ситуаций употребления алкоголя и элементов ролевых игр, когда каждый пациент обучается отражать как внешнее алкогольное давление, таки собственные внутренние провокационные импульсы.
Отрабатываются когнитивно-поведенческие навыки вербальное и невербальное описание и выражение собственного эмоционального состояния, формулы отказа от алкоголя, включающие обязательное обозначение своей личностной позиции навыки уверенного поведения способы релаксации и снятия психоэмоционального напряжения.
Окончательный этап групповой работы подразумевает, что каждый пациент, основываясь на расширении «сознаваемого личностного пространства, осуществляет постановку для самого себя индивидуальных задач, решение которых создаст условия для полного отказа от употребления алкоголя.
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом