Главная страница

[MedBooks-Медкниги]Обухов С.Г. Шустер Э.Е. Курс лекций по психиатрии. Курс лекций по психиатрии пособие для студентов педиатрического факультета медицинских вузов гродно 2006г. 2


Скачать 0,82 Mb.
НазваниеКурс лекций по психиатрии пособие для студентов педиатрического факультета медицинских вузов гродно 2006г. 2
Анкор[MedBooks-Медкниги]Обухов С.Г. Шустер Э.Е. Курс лекций по психиатрии.pdf
Дата02.04.2018
Размер0,82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMedBooks-Medknigi_Obukhov_S_G_Shuster_E_E_Kurs_lektsiy_po_psikhi
оригинальный pdf просмотр
ТипКурс лекций
#43150
страница1 из 11
Каталогid145879573

С этим файлом связано 72 файл(ов). Среди них: Методические рекомендации по написанию истории болезни по госпит, OKOROKOV_Diagnostika_Pulmonologia.pdf, unishell_1.pdf, Bisenkov_L_N_Trofimov_V_M_-_Gospitalnaya_khirurgia.pdf, Синдромы пульмонология.doc, unishell.pdf, MedBooks-Medknigi_1bogdanova_t_f_sokolova_e_e_obshchaya_farmakol, Бэрон Р., Ричардсон Д. - Агрессия (Мастера Психологии) - 2001.do и ещё 62 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

1
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
С.Г. Обухов
Э.Е. Шустер
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО
ПСИХИАТРИИ
ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО
ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Гродно 2006г.

2
УДК 616.89-053.2(075.8) ББК 56.14873 Д38
С.Г. Обухов, Э.Е. Шустер КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПСИХИАТРИИ
пособие для студентов педиатрического факультета медицинских ВУЗов.- Гродно:ГрГМУ,
2006.-61с.
Авторы:
Заведующий кафедрой психиатрии
Гродненского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук, доцент Обухов С.Г., доцент кафедры психиатрии кандидат медицинских наук, доцент Шустер Э.Е. в курсе лекций освещены вопросы частной психиатрии, клинической наркологии, в соответствии с диагностическими критериями МКБ – 10 и с учетом особенностей детского возраста. Подробно рассмотрены вопросы диагностики, лечения психических расстройств и организации психиатрической помощи.
Данный курс лекций будет полезным для студентов, изучающих психиатрию на педиатрическом, лечебном, медико-психологическом и факультетах медицинских ВУЗов, для врачей – психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, а также для студентов психологического и юридического факультетов университетов, в программу обучения которых входят основы психиатрии.
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент П.Р. Галуза, доктор мед. наук, профессор Е.Г. Королева.
Утверждено и издается по решению Центрального научно-методического совета УО
«Гродненского государственного медицинского университета»
Протокол № ____от «____» ________________2006 года
Ответственный за выпуск: первый проректор ГрГМУ, д.м.н.И.Г. Жук

3
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................................. 5
ЛЕКЦИЯ 1. ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО
ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. .................................................................. 6 1.1.Этапы психического развития индивида. ...........................................................................6 1.2 Психопатологические синдромы преимущественно детского возраста............................6 1.3 Психопатологические синдромы преимущественно подросткового возраста..................9
ЛЕКЦИЯ 2. ШИЗОФРЕНИЯ ................................................................................................. 11 2.1 Определение.......................................................................................................................11 2. 2 История выделения в отдельную нозологическую форму..............................................11 2.3. Этиология, патогенез заболевания...................................................................................12 2.4. Диагностические симптомы по МКБ-10..........................................................................13 2.5. Клинические симптомы основных форм шизофрении ...................................................14 2.5.1 Простая шизофрения ......................................................................................................14 2.5.2 Гебефренная шизофрения...............................................................................................16 2.5.3 Кататоническая шизофрения..........................................................................................16 2.5.4 Параноидная шизофрения ..............................................................................................16 2.6. Лечение и реабилитация больных шизофренией. ...........................................................16
ЛЕКЦИЯ 3 ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ЭПИЛЕПСИИ................................ 18 3.1 Определение понятия, распространённость .....................................................................18 3.2 этиология, патогенез эпилепсии........................................................................................18 3.3 Патоморфологические изменения.....................................................................................19 3.4 Систематика эпилепсии.....................................................................................................20 3.5 Классификация и клинические проявления основных эпилептических пароксизмов ...20 3.6 Основные принципы и тактика лечения эпилепсии:........................................................24
ЛЕКЦИЯ 4 РАССТРОЙСТВА ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ У ВЗРОСЛЫХ
(ПСИХОПАТИИ). .................................................................................................................. 25 4.1 Общая характеристика расстройств личности..................................................................25 4.2 Клинико-диагностические критерии специфических расстройств личности. ................27 4.3 Клинические формы расстройств личности в соответствии с МКБ-10...........................28 4.3 Лечение состояний декомпенсации. .................................................................................30
ЛЕКЦИЯ 5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО
ВОЗРАСТА ............................................................................................................................. 31 5.1 Общая характеристика, этиология и патогенез невротических расстройств детского возраста. ...................................................................................................................................31 5.2 Классификация эмоциональных расстройств, специфических для детского возраста...33 5.3 Характеристика основных клинических форм эмоциональных расстройств детского возраста ....................................................................................................................................33 5.3.1 Диссоциативные (конверсионные) расстройства. .........................................................34 5.3.2 Обсессивно- компульсивные расстройства. ..................................................................34 5.3.3 Неврастения. ...................................................................................................................36 5.3.4 Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте..................................36 5.3.5 Фобическое тревожное расстройство детского возраста ..............................................37 5.3.6 Социальное тревожное расстройство детского возраста. .............................................37 5.3.7 Расстройство сиблингового соперничества. ..................................................................38 5.3.8 Генерализованное тревожное расстройство детского возраста....................................38 5.3.9 Энурез неорганической природы. ..................................................................................39 5.3.10 Энкопрез неорганической природы. ............................................................................39 5.3.11 Расстройство питания младенческого и детского возраста. .......................................39 5.3.12 Заикание. .......................................................................................................................44 5.4 Тактика лечения невротических и эмоциональных расстройств у детей........................45
ЛЕКЦИЯ 6. НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ .................................... 45

4 6.1 Общая характеристика рубрики «Нарушения психологического развития....................45 6.2 Классификация форм нарушений психологического развития .......................................46 6.3 Клинические проявления отдельных видов нарушения психологического развития ....47 6.3.1 Специфические расстройства развития речи.................................................................47 6.3.2 Специфические расстройства развития школьных навыков.........................................48 6.3.3 Специфическое расстройство развития моторных функций. Диспраксия. ..................50
ЛЕКЦИЯ 7.ОЛИГОФРЕИИ .................................................................................................. 50 7.1 Определение, общая характеристика заболевания...........................................................51 7.2 Этиология и систематика...................................................................................................51 7.3 Клинические проявления...................................................................................................52 7.4 Дифференцированные формы олигофрении ....................................................................53 7.5 Лечение, медико-педагогическая коррекция и профилактика олигофрений ..................53
ЛЕКЦИЯ 8. РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ С НАЧАЛОМ В ДЕТСКОМ И
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ............................................................................................ 54 8.1 Определение понятия девиантное поведение...................................................................54 8.2 Классификация форм девиантного поведения. ................................................................54 8.3 Характерологические и патохарактерологические реакции. ...........................................54 8.4 Диагностические критерии нарушенногоповедения в МКБ-10.......................................57 8.5 Клиническая характеристика типов нарушенного поведения в соответствии с МКБ-10.
..................................................................................................................................................57 8.6 Современные концепции формирования нарушенного поведения .................................59
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА .................................................................................... 61

5
ВВЕДЕНИЕ
Пособие «Курс лекций по психиатрии» для студентов педиатрического факультета является дополнением к существующим типовым учебникам, дающим фундаментальные знания по основным разделам психиатрии. Необходимость создания пособия связана с переходом диагностики психических расстройств на новую международную классификацию
10-го пересмотра, в которой, в сравнении с предыдущей версией, большее внимание уделяется нарушениям психологического развития, поведенческим и эмоциональным расстройствам, начинающимся в детском и подростковом возрасте. В существующих учебниках по детской психиатрии этот раздел описан крайне лаконично и не коррелирует с диагностическими критериями МКБ-10. Учитывая вышеизложенное, при составлении настоящего пособия, авторы ставили перед собой задачу устранить эти пробелы и облегчить студентам усвоение новых диагностических рубрик. Методологические подходы и теоретические положения, используемые в данном пособии, заимствованы из работ В.В.
Ковалева и Э.Г. Эйдемиллера. Основное внимание уделяется сравнительно новым разделам пограничной детской психиатрии, включенным в МКБ-10 в рубрики F8 и F9 и охватывающим расстройства, которые являются специфичными для детского и подросткового возраста.

6
ЛЕКЦИЯ 1. ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.
Вопросы:
1. Этапы психического развития индивида.
2. Психопатологические синдромы преимущественно детского возраста.
3. Психопатологические синдромы преимущественно подросткового возраста
1.1.ЭТАПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДА.
Наиболее интенсивное психическое развитие (психический онтогенез) приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются как отдельные психические функции, так и личность в целом. Психическое развитие протекает не равномерно, поступательно, а поэтапно и скачкообразно. Отдельные этапы разграничены временными рамками, когда происходят наиболее бурные, качественные изменения в психике. Эти периоды получили название возрастных кризов. Различают 1 (2-4 г), 2 (6-8) детские возрастные кризы и подростковый (12-18) криз. В детском и подростковом возрасте симптомы психических расстройств имею ряд особенностей. Прежде всего, эти симптомы мало специфичны в нозологическом отношении, т.е. одни и те же симптомы встречаются при различных психических заболеваниях (невротические реакции, органическое поражение ЦНС, шизофрения). Кроме того, исходя из теории этапности психического развития, считается, что психопатологические расстройства отражают тип нервно-психического реагирования, характерный для данного возрастного периода. Эти симптомы свойственны определенному возрасту и не встречаются или возникают как исключение и в значительно измененной форме на других возрастных этапах.
Различают следующие этапы :
Соматовегетативный уровень реагирования (0-3г) ему свойственны различные варианты невропатического синдрома, психические заболевания проявляются нарушениями со стороны внутренних органов, преимущественно жкт., нарушением сна, вегетативными расстройствами.
Психомоторный уровень реагирования (4-7 лет), к нему относятся синдром гиперактивности, неврозоподобные двигательные расстройства (тики, заикание, мутизм).
Выделение данного уровня для детей дошкольного и школьного возраста объясняется тем, что с 6 до 12 лет происходит дифференциация функций двигательного анализатора и к 7 годам ядро корковой части двигательного анализатора приобретает структуру сходную с архитектоникой у взрослых.
Аффективный уровень патологического реагирования (5-10 лет), для него характерны симптомы страхов, уходов и бродяжничества, повышенной аффективной возбудимости. Появление этих расстройств связано с началом формирования самооценки и самосознания.
Наиболее поздно, а именно 11-17 лет, проявляется преимущественно эмоционально- идеаторный уровень реагирования. Психические расстройства возникают на основе сверх ценных образов, к которым склонны подростки. Это суицидальные реакции, ипохондро- дисморфофобические расстройства, синдромы сверх ценных интересов и увлечений и философской интоксикации.
1.2 ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО
ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА.
Синдром невропатии или врожденной детской нервности, наиболее распространен в возрасте от 0 до 3 лет, разгар клинических проявлений приходится на возраст 2 года, затем постепенно симптомы угасают, но в трансформированном виде может наблюдаться в дошкольном и младшем школьном возрасте.

7
В грудном возрасте на первом плане соматовегетативные расстройства и нарушение сна.
К первым относятся нарушение функции органов пищеварения: срыгивания, рвота, запоры, поносы, снижение аппетита, гипотрофия. Вегетативные расстройства- бледность кожных покровов, неустойчивость, лабильность пульса оживленные вазомоторные реакции, повышение температуры тела не связанное с соматическим заболеванием. Нарушение сна- недостаточная глубина и извращенная формула. Для таких детей характерна повышенная чувствительность к любым раздражителям- двигательное беспокойство, плаксивость в ответ на обычные раздражители (смена белья, изменение положения тела и т.п.) Имеет место патология инстинктов, прежде всего повышен инстинкт самосохранения, с этим связана плохая переносимость всего нового. Соматовегетативные расстройства усиливаются при перемене обстановки, изменении режима дня, ухода и пр. Выражена боязнь незнакомых людей и новых игрушек.
В дошкольном возрасте соматовегетативные расстройства уходят на второй план, однако длительно сохраняются плохой аппетит, избирательность в еде, жевательная лень. Часто запоры, поверхностный сон с устрашающими сновидениями. На первом плане повышенная аффективная возбудимость, впечатлительность, склонность к страхам. На этом фоне под воздействием неблагоприятных факторов легко возникают невротические расстройства.
К школьному возрасту проявления синдрома полностью исчезают. В редких случаях он трансформируется в невротические нарушения либо формируются патологические черты характера астенического типа. Нередко симптом невропатии или его компоненты предшествуют развитию шизофрении.
Синдром раннего детского аутизма был описан Каннером в 1943г. Это редкая форма патологии, встречается 2 на 10 000 детей. Основные проявления синдрома это полное отсутствие потребности в контакте с окружающими. Развернутая клиника наблюдается в возрасте от 2 до 5 лет. Некоторые проявления этого синдрома становятся заметными уже в
грудном возрасте. На фоне соматовегетативных расстройств наблюдается слабая реакция на внешние раздражители, на дискомфорт, нет комплекса оживления при контакте с матерью, отсутствие чувства голода. Наблюдается прерывистый, поверхностный сон, беспричинный плач.
В раннем детстве это дети равнодушные к близким, безразличные к их присутствию.
Иногда у них как бы отсутствует способность дифференцировать одушевлённые и неодушевлённые предметы. Страх новизны ещё более выражен чем при невропатии. Любое изменение привычной обстановки вызывает недовольство и бурный протест с плачем.
Поведение однообразное, игровая деятельность стереотипна, это простые манипуляции с предметами. От сверстников отгораживаются, участие в коллективных играх не принимают.
Контакт с матерью поверхностный, привязанности к ней не проявляет, нередко негативное, недоброжелательное отношение. Мимика маловыразительна, пустой взгляд". Речь иногда развивается рано, чаще задерживается в развитии. Во всех случаях плохо развита экспрессивная речь, главным образом коммуникативная функция, автономная речь может быть сформирована достаточно. Характерны патологические формы речи- неологизмы, эхолалии, скандированное произношение, о себе говорят во 2 и 3 лице. Моторно такие дети неуклюжи, особенно страдает тонкая моторика. Интеллектуальное развитие чаще всего снижено, но может быть и нормальным.
Динамика синдрома зависит от возраста. К концу дошкольного периода сомато- вегетативные и инстинктивные расстройства сглаживаются, моторные нарушения редуцируются, часть детей становится более общительной. Видоизменяется игровая деятельность, она отличается особым стремлением к схематизму, формальному регистрированию объектов ( составление схем, таблиц, маршрутов езды транспорта).
В младшем школьном возрасте сохраняется приверженность рутинному образу жизни, эмоциональная холодность, замкнутость.

8
В дальнейшем синдром или редуцируется (достаточно редко) или формируются психопатические черты характера, атипичные формы умственной отсталости, нередко шизофрения.
В этиологии с-ма Каннера наибольшее значение придается наследственному фактору и резидуальной органике.
Выделяют психогенный вариант, связанный с эмоциональной депривацией, который наблюдается у детей государственный учреждений, если первых 3-4 года жизни отсутствовал контакт с матерью. Он характеризуется нарушением способности общаться с окружающими, пассивностью, безучастностью, задержкой психического развития.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов
связь с админом