Главная страница

Лафарг П._Экономический детерминизм Карла Маркса_1928. Л экономический детерминизм карла маркса


Скачать 17,35 Mb.
НазваниеЛ экономический детерминизм карла маркса
АнкорЛафарг П._Экономический детерминизм Карла Маркса_1928.pdf
Дата05.05.2018
Размер17,35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLafarg_P_Ekonomicheskiy_determinizm_Karla_Marxa_1928.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44851
страница1 из 19
Каталогid8253261

С этим файлом связано 59 файл(ов). Среди них: Goly_chelovek_-_Desmond_Morris.pdf, Mey_R_-_Smysl_trevogi_Perev_s_angl_M_I_Zavalova_i_A_I_Siburinoy_, Desmond_Morris_Nablyudaya_za_chelovekom.pdf, M_M_Rozental_Dialektika_Kapitala_Marxa.pdf, K_Marx_Teorii_pribavochnoy_stoimosti_Chast_3_-_1978.pdf, Lyuxemburg_R_Izbrannye_proizvedenia_T_1_Protiv_reformizma_ch_2_1 и ещё 49 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
ПОЛЬ ЛАФАРГ
301
Л ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ КАРЛА МАРКСА
ИССЛЕДОВАНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И РАЗВИТИИ ИДЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, ДОБРА, ДУШИ И БОГА
ПЕРЕВОД С ФРАНЦУЗСКОГО
П. Э. ДАВ Ы ДО ВОЙ bПОД РЕДАКЦИЕЙ С. ШЕВЕРДИНА
ВТОРОЕ ИЗДАНИЕМ ОСКОВСКИЙ РАБОЧИЙ МОСКВА- ЛЕНИНГРАД Обложка худ Н, Батанова.
О т пе ч ат ан о в й типография ИСКРА РЕВОЛЮЦИИ"
Мосполиграфа. Москва, Арбат, Филип- повский пер, 13. Тираж 4.000.
Мосгублит № 5.454 1 9 2 8

С
О
Д
Е
Р
Ж
А
Н
И
Е
Стр.
Предисловие......................................................................................................... Исторический метод Карла Маркса. Социалистические критики. Доистическая и идеалистическая философия истории. Исторические законы Вик о .....................................................................
28
IV. Естественная и искусственная — или социальная — среда . . . . Происхождение абстрактных идей. Противоречивые мнения о происхождении абстрактных идей И. Образование инстинкта и абстрактных идей.
. Происхождение идеи справедливости. Талион и вознаграждающее правосудие.
72
II. Справедливость распределяющая. Происхождение идеи добра. Образование героического идеала. И. Разложение героического идеала. Буржуазный нравственный идеал. Происхождение и развитие идеи души. Изобретение души. И. Изобретение рая. Временное исчезновение идеи души. Возрождение идеи души. Изобретение ада. Идея души и последующей жизни у христиан первых веков . . Вера в бога. Религиозность буржуазии и иррелигиозность пролетариата . . .
181
II. Естественные причины идеи бога уди каре й ...................
184
III. Экономические причины веры в бога у буржуа. Развитие идеи бога. Причины иррелигиозности пролетариата. Приложение.
206

П
Р
Е
Д
И
С
Л
О
В
И
Е
Издательство Московский Рабочий выпускает одновременно вторыми изданиями работы П. Лафарга, близко по своему содержанию примыкающие друг к другу Экономический детерминизм К. Маркса, Происхождение и развитие собственности и сборник его статей под заглавием Очерки по истории культуры. Все эти работы П. Лафарга посвящены об’яснению фактов исторической действительности методом исторического материализма. В своей совокупности эти работы Лафарга являются прекрасной исторической иллюстрацией к словам Маркса, взятым Лафаргом в качестве эпиграфа к книге Экономический детерминизм К. Маркса Способ производства материальной жизни обусловливает собой процесс жизни социальной, политической и духовной вообще. Особенную жизненную прелесть придает этим работам Лафарга то, что эта иллюстрация развертывается не на общих рассуждениях по теории исторического материализма, а на фактах исторической действительности, поэтому эти работы Лафарга являются своеобразной хрестоматией для чтения и усвоения в материалистическом освещении фактов исторической действительности.
Несколько слово некоторых чертах самой книги Экономический детерминизм Карла Маркса. Эта книга составилась из нескольких очерков, написанных Лафаргом в девяностых и девятисотых годах в целях борьбы за материалистическое понимание истории. В общем и целом — книга представляет собой отчетливую критику буржуазного метода мышления и буржуазных идеологий в их истоках, развитии ив их современном виде. Владея с превосходным искусством оружием марксистского метода, Лафарг путем материалистического об’яснения фактов далекой исторической действительности показал, что буржуазная идеология, — включая наиболее абстрактную часть ее построений зародилась в эпоху
ПРЕДИСЛОВИЕ коммунистического общества, именно — в эпоху патриархального способа производства материальной жизни, патриархального натурального хозяйства, патриархального строя отношений и патриархального круга мировоззрений; зародилась под влиянием возникшего в его недрах и разъедающего коммунистическое патриархальное общество процесса развития индивидуалистического хозяйства, процесса происходившего на основе проникновения товарного и прими­
тивно-денежного обмена в толщу патриархального хозяйства и быта.
Лафарг приводит в своей книге целый ряд остроумных сводок наблюдений современных нам исследователей хозяйственного строя отношений и идеологий так называемых дикарей те. человеческих обществ, стоящих на коммуни­
стически-первобытных ступенях развития способа производства. Со всей полнотой научного метода доказательств Лафарг воочию обнаруживает перед нами, что коммунизм — действительная историческая колыбель человечества затем, — указывая, на основании современных наблюдений, факты проникновения товарно-денежного обмена в первобытный строй современных обществ дикарей, — Лафарг обнаруживает перед нами начало и развитие процесса разложения современных нам первобытных укладов человеческих обществ, процесса разложения первобытного коммунистического хозяйства. На этой почве загнивания коммунистического первобытного строя отношений, и на почве разложения коммунистнчески- первобытных идеологий, — Лафарг развертывает перед нами исторически-верную картину зарождения индивидуалистического хозяйства и индивидуалистических идеологий. Лафарг обнажает перед нами корни процесса зарождения буржуазных отношений на основе развивающейся частной собственности па средства производства, те. обнажает корни зарождения буржуазного способа производства материальной жизни, а равно и буржуазного способа представлений о человеческих общественных отношениях. Здесь перед нами воочию развертываются происходящие в современной нам действительности на континентах Африки и Америки такие же процессы, которые совершались тысячелетия тому назад в Передней Азии ив Европе и которые привели человеческое
ПРЕДИСЛОВИЕ i7общество к капитализму в его развернутом современном виде у так называемых цивилизованных народов.
Затем, следует отметить и то, что материалистическому освещению Лафаргом подвергнуты участки истории, наиболее оспариваемые по сю пору историками-буржуа, и среди них наиболее ожесточенно оспариваемая позиция материалистического понимания истории античного мира и средневековья. Это тот участок фронта нашей идеологической борьбы, око тором Маркс пишет Я пользуюсь этим случаем, чтобы вкратце ответить на возражение, появившееся водной немецко- американской газете по адресу моей работы К критике по­
литическ. экономии 1859». По мнению газеты, мой взгляд, что определенный способ производства и соответствующие ему производственные отношения, одним словом — экономическая структура общества составляет реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания, что способ производства материальной жизни обусловливает собой процесс жизни социальной, политической и духовной вообще, — все это, по мнению газеты, справедливо по отношению к современному миру, когда господствуют материальные интересы, но неприменимо ник средним векам, когда господствовал католицизм, ник древним Афинам или Риму, где господствовала политика. Прежде всего изумительно, как кто-либо мог бы предположить, что эти ходячие фразы о средних веках и античном мире остались хоть кому-нибудь неизвестными. Ясно во всяком случае, что средние века не могли жить католицизмом, а античный мир политикой. Наоборот, тот способ, каким в эти эпохи добывались средства в жизни, об’ясняет, почему водном случае главную роль играла политика, в другом — католицизм. Кроме того, не требуется обладать особенно глубокими познаниями, напр, по истории римской республики, чтобы знать, что скрытую ее пружину составляет история земельной собственности. С другой стороны, еще Дон-Кихот должен был жестоко поплатиться за свою ошибку, когда вообразил, что странствующее рыцарство одинаково совместимо со всеми экономическими формами общества) Капитал, т. I. прим. 38, стр. 51. изд. 1920.

8
ПРЕДИСЛОВИЕ
Несколько слово стиле Лафарга.
«История основательна, говорит Маркс. — Хороня какой- нибудь старый образ, она проходит через много фаз. Комедия последняя фаза всякого образа мировой истории. Боги Греции, раненые смертельно, умерли уже раз трагической смертью в Скованном Прометее Эсхила. Но это не избавило их от вторичной комической смерти в диалогах Лукиана. Зачем нужно это истории — Для того, чтобы человечество весело прощалось с своим прошлым. 1)
Лафарг блестящий мастер общественной сатиры, разящего афоризма, дразнящего парадокса, раздражающего политического памфлета. Его безжалостный бич обнажает ложь или цемерие буржуазного прогресса, цивилизации, отечества, справедливости, этики, эстетики, — всех этих неугасимых лампад перед кивотом буржуазного благополучия.
«История — основательна. — Буржуазные идеи свободы, равенства и братства, справедливости, морали и добра, отечества, прогресса и цивилизации, смертельно раненые Манифестом Коммунистической Партии, — в июне того же 1848 года умерли уже раз трагической смертью на мостовых Парижа, утонули в крови восставшего пролетариата. Но это не избавило их от вторичной комической смерти в памфлетах, статьях и книгах Лафарга.
История выбрала для похорон этих старых образов буржуазного иконостаса мастера большого калибра история вложила в руки этого мастера самое острое оружие, которое когда- либо появлялось на арене битв идей, — марксизм.
Да иначе и не могло быть. Ведь эти похороны, ведь эта критика должны не только убить буржуазный обман, но и выковать волю пролетариата для организации идейной и материальной своей победы над миром капиталистических отношений выковать классовую волю, сильнейшую из когда- либо действовавших на мировой сцене классовых воль, для совершения грандиознейшего во всей мировой истории дела для поражения насмерть капиталистической частной собственности, для уничтожения буржуазных общественных отношений, для разгрома буржуазной общественности, буржуаз­
1) К критике Гегелевской философии права
ПРЕДИСЛОВИЕ i9ного мировоззрения и для организации пролетарского классового господства, освобождающего все угнетенное человечество, грубо попранное железной пятой капиталистического прогресса. Лафарг сорвал с буржуазной идеологии весь ее маскарадный, праздничный костюм и, смеясь, показал пролетарию скрытое раньше этим костюмом — отвратительное, из’еденное проказой частной собственности тело вожделею­
щего буржуа.
Как старый сказочник, Лафарг сдернул с великих и вечных идей все блестки, мишуру и позолоту брачного наряда и показал их земное, — классовое и преходящее, — значение Что позолочено сотрется свивая кожа остается. История дала Лафаргу оружие сатиры для того, чтобы человечество весело прощалось с своим прошлым, чтобы пролетариат весело уложил в могилу прошлого свое собственное прошлое — мир капиталистических отношений.
Лафарг мастерски справился со своим делом Все жертвой грубого глумленья
Соделал желчный этот бес.
Бес отрицанья. бес сомненья,
Бес, отвергающий прогресс. На всех работах Лафарга, ив особенности на этой книге, лежит печать пролетарского беса, в его стиле ясно просвечивает профиль Мефистофеля, разлагающего ядом губительной насмешки отжившие теории и зовущего род людской брать от жизни ее цветы Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни блещет все цветами. Еще Брандес сказал, что всякая серьезная мысль действует тем решительнее, чем больше она отзывается шуткой, насмешкой.
Лафарг знал этот секрет, — как быстрее открыть серьезной мысли доступ в пролетарские головы, — а в этом Лафарг видел главную задачу пролетарского писателя поэтому он не жалел сил учиться и научился владеть искусством этого секрета, беспримерным искусством сарказма насмешки надклассовым врагом.
Исторические работы Лафарга — яркий и прекрасный образчик революционной марксистской критики, раскрывающей

10
ПРЕДИСЛОВИЕ
сокровеннейшие научные выводы путем живой диалектики фактов исторической действительности. Владея в совершенстве методом материалистического об’яснения истории, революционного понимания фактов исторического прошлого
Лафарг смог при помощи критики довести науку до такой степени, чтобы ее можно было изложить диалектически. 1) Многочисленные страницы этих работ Лафарга,— в особенности страницы, посвященные критике процесса зарождения буржуазной общественности в недрах патриархального быта прекрасный образец уменья довести историческую науку до той ступени, когда ее можно развернуть диалектически в диалектическом потоке революционных смен исторических фактов, исторических укладов человеческих обществ. Марксистский материалистический метод позволил Лафаргу выяснить труднейшие проблемы далекого исторического прошлого человечества.
На всех указанных работах Лафарга лежит печать научной четкости мысли главная сила Лафарга — в уменьи развернуть перед читателем реальную историческую связь, связь исторических фактов, исторических общественных отношений и отсюда вывести связь идей и представлений. Отсюда пафос фактов, ни грана позы, фразы, — вот в чем пленительная сила аргументации Лафарга. Эту марксистскую манеру мыслить фактами Лафарг основательно укрепил приобретенным им, как врачом, естествознанием все его работы, ив частности эта книга, дышат приемами научной мысли марксиста -естествоиспытателя. Лафарг воплотил в своих работах завет основателя современного материализма Философия должна вновь связаться се ст ест воз на ни ем, естествознание с философией. Этот союз, основанный на взаимной потребности, на внутренней необходимости, будет долговечнее, счастливее и плодотворнее, чем имевший место до сих пор mesalliance брак по расчету) между философией и теологией 2).
1) Письмо Маркса Энгельсу 1 февраля 1858 года Маркс и Энгельс. Письма. Изд. Моск. Рабочий) Фейербах.—Предварительные тезисы по реформе философии. 1842. Изд. Материалист, стр. 102.
ПРЕДИСЛОВИЕ, принадлежащие Лафаргу, нами помещены подтекстом книги и перенумерованы цифрами. Примечания, отмеченные втек сте буквой и помещенные в конце кни­
ги,
на стр. 212 и след принадлежат редакции.
С. Ш
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
КАРЛА МАРКСА
ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД КАРЛА МАРКСА
Способ производства материальной жизни обусловливает собой процесс жизни общественной, политической и духовной вообще.
К арл Маркс а)
I
Социалистические критики
Около полувека б) тому назад Маркс предложил новый метод об’яснения истории, который лег в основу исторических работ его и Энгельса. Понятно, что историки, социологии философы в страхе, как бы коммунистический мыслитель не развратил их невинности и не лишил их милостей буржуазии игнорируют этот метод. Но странно, что социалисты колеблются воспользоваться им быть может, они боятся прит­
ти к выводам, которые спутают буржуазные понятия, пленниками которых они, сами того не замечая, продолжают оставаться. Вместо того, чтобы применить метод Маркса на опыте в, и только испытав его, вынести о нем суждение, они предпочитают спорить о самой по себе ценности метода, при этом открывают в нем бесчисленные недостатки он недооценивает, говорят они, идеала и его влияния, он грубо оскорбляет вечные истины и принципы, он не принимает в расчет роль личности в истории, он приводит к экономическому фатализму, который лишает человека всякой энергии и т. д. Но что подумали бы эти товарищи о плотнике, который вместо того, чтобы работать своими молотками, пилами и рубанками, стал бы придираться к ним из-за пустяков Плотнику пришлось бы долго ворчать, ибо нет совершенного орудия Критика тогда лишь перестает быть пустой и становится плодотворной, когда она следует за опытом, который лучше всяких глубокомысленных рассуждений указывает нам на несовершенства наших орудий и учит исправлять их недостатки. Человек пользовался когда-то грубым каменным молотом, и только опытна учил его выработать более ста типов молота, — различных по материалу, весу, форме.
Левкипп и его ученик Демокрит еще за пять веков до нашего летосчисления ввели понятие атома для об’яснения строения духа и материи ; а философы в течение двух тысяч
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iлет, — вместо того, чтобы проверить на опыте атомистическую теорию спорили о самом атоме а, оп о л ном и пустом, обе с конечной протяженности материи, опус тот е и прерывности и т. д. Только в конце XVIII века
Дальтон б) использовал идею Демокрита для об'яснения химических соединений. — Атом, с которым философы не знали что делать, стал в руках химиков одним из могущественнейших орудий исследования, когда либо изобретенных человеческим умом. Но вот в процессе применения на опыте это чудесное орудие оказалось все же несовершенным Радиоактивность материи дала физикам возможность разложить атом, — эту предельную, неделимую и непроницаемую частицу материи, — на сверхпредельные частицы, однородные во всех атомах и являющиеся носителями электричества. Эти частицы в тысячу раз меньше атома водорода, — самого маленького из всех атомов они с чрезвычайной быстротой вращаются вокруг своего центрального ядра, точь- в-точь, как планеты вокруг солнца. Атом оказывается, таким образом, как бы солнечной системой в миниатюре. Элементы тел, которые нам известны, различаются между собой лишь по количеству и вращательному движению их частиц («ато­
мускулов»). Недавние открытия в области радиоактивности, которые потрясли основные законы математической физики, разрушают и атомную базу химического здания Нельзя привести более разительного примера бесплодности пустых споров и плодотворности опыта. Только дело одно плодотворно в мире материальном и духовном вначале было дело в Экономический детерминизм г) — вот новое орудие, которое Маркс дал в руки социалистов, чтобы с помощью его внести порядок в хаос исторических фактов. Расклассифицировать и об’яснить эти факты историки и философы оказались неспособными. Их классовые предрассудки и ограниченность ума дают социалистам монополию на это орудие но социалисты не пользуются им — они желают сначала убедиться в его абсолютном совершенстве ив том, что оно может стать ключом ко всем историческим проблемам. Но они могут всю жизнь спорить об этом, могут писать статьи и даже целые томы об историческом материализме и все жене подвинутся вперед в этом вопросе ни на шаг. Люди науки не столь боязливы они полагают, что на практике не так важно, — совершенны ли теории и гипотезы лишь бы они приводили нас к результатам, согласующимся с фактами 1). Истина, в конце- концов — ничто иное, как гипотеза, действующая лучше дру­
1) В. Р юкке р Речь при открытии конгресса естествоиспытателей в Глазго в 1901 г. Rucker — Discours inaugural du C ougrès scientifique de Glasgow. 1901.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД К АРЛА М АРКСА
17
гих: очень часто ошибка кратчайший путь кот крыт и ю . Христофор Колумб, исходя из ошибочного расчета об окружности земли, составленного Птоломеем, открыл Америку, предполагая, что прибыл в Восточную Индию. Дарвин признает, что первоначальная идея его теории о естественном подборе была вызвана у него неверным законом
Мальтуса а) о народонаселении, который он принял с закрытыми глазами. Физики могут теперь убедиться, что гипотеза
Демокрита б) недостаточна для понимания недавно изученных явлений, но это не помешало ей создать современную химию.
Маркс, — и это факт, на который мало обращают внимания, — не изложил своего метода об'яснения истории в форме доктрины с аксиомами, теоремами, короллариями и леммами вон формулировал его кратко и сжато, побуждая нас испытать его на практике. И потому метод Маркса можно критиковать, только оспаривая результаты, к которым он приводит, только опровергая, например, его теорию классовой борьбы. — Это однако остерегаются делать Историки и философы считают метод Маркса дьявольским изобретением — именно потому, что он привел Маркса кот крытию теории классовой борьбы, — этого могучего двигателя истории.
II
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов
связь с админом