Главная страница

Лафарг П._Экономический детерминизм Карла Маркса_1928. Л экономический детерминизм карла маркса


Скачать 17,35 Mb.
НазваниеЛ экономический детерминизм карла маркса
АнкорЛафарг П._Экономический детерминизм Карла Маркса_1928.pdf
Дата05.05.2018
Размер17,35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLafarg_P_Ekonomicheskiy_determinizm_Karla_Marxa_1928.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44851
страница14 из 19
Каталогid8253261

С этим файлом связано 59 файл(ов). Среди них: Goly_chelovek_-_Desmond_Morris.pdf, Mey_R_-_Smysl_trevogi_Perev_s_angl_M_I_Zavalova_i_A_I_Siburinoy_, Desmond_Morris_Nablyudaya_za_chelovekom.pdf, M_M_Rozental_Dialektika_Kapitala_Marxa.pdf, K_Marx_Teorii_pribavochnoy_stoimosti_Chast_3_-_1978.pdf, Lyuxemburg_R_Izbrannye_proizvedenia_T_1_Protiv_reformizma_ch_2_1 и ещё 49 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
3S ) сообщает об- одном предании, по которому жители Элевзина должны были в доисторические времена защищать с оружием в руках против афинского царя Эрехтея культ Дсмстры, осужденный патриархальными героями, поклонниками Зевса. Мужчины iftM были устранены от выполнения обрядов, руководимых жрицей, которая одна только могла совершать жертвоприношения и посвящения она сохранила эту власть и после того, как к ней присоединили иерофанта. Только женщины принимали участие в Тесмофорах, — они приготовлялись к ним за несколько дней очищениями и воздержанием от всякого полового сближения чтобы очиститься от грязных следов мужского прикосновения, они сидели и лежали на известных травах, среди которых Гезехий упоминает волчьи ягоды и чеснок. На второй день они шли босиком за колесницей, от- Эконом. детерминизм
10
пр&влявшейся в Афины и привозившей в Элевзин мистические символы. Позднее сюда были прибавлены новые обряды, допускавшие и мужчин.
Эти возрождающиеся религии, имевшие высшим божеством богиню, принадлежали к предпатриархальпой впохе, когда женщина я мужчипа жили на равной ноге. Дикари должны были ввести в своих общинах разделение полов в целях нравственности оно поддерживалось и усиливалось специализацией функций и закончилось половым антагонизмом, приводившим порой к вооруженной борьбе и проявившимся в различии разговорного языка, божеств и религий. Каждый пол имел свой таинственный культ. Безумец, присутствовавший при отправлении обрядов другого пола, в случае разоблачения рисковал головой, что и случилось, согласно мифологической легенде, с Пенфеем,— он спрягался иа дерево, чтобы подсмотреть дионпсиевы обряды фиванских женщин на горе Парнассе. Женские религии, осужденные после утверждения патриархата, вышли из употребления или сохранились в большой тайне только среди женщин, живших вне патриархальных семейств поэтому Или ада, рассказывая часто про удаль патриархальных героев, молчит об этих культах. Илиада не включает в сонм богов Деметру — великую женскую богиню, и если вряд богов ставит Геру и Афину, тоне забывает всякий раз напомнить, что они подчинены власти Зевса, патриарха на Олимпе. Религии женских богинь возродились в торговых и промышленных городах Ионии, на это указывают историки эти религии небыли религиями побежденных рас, но были религиями порабощенного иола. Если ми(]юлоги нашли в них сходство с религиями Египта и Фракии, то лишь потому, что в этих двух странах нравы матриархальной эпохи продолжали еще существовать к моменту возрождения этих религий.
Их возрождение выдвигает историческую проблему огромной важности, которой совсем не занимаются историки и философы, интересующиеся только так называемыми историческими личностями, или политическими событиями. Почему эти религий первобытных времен вновь появляются и именно в наиболее развитых городах Ионии; в этих первых колыбелях наук, философии, искусств и лирической поэзии поэзии, по преимуществу индивидуалистической, сменившей собою эпическую поэзию героических времен, поэмы которой были кратким руководством исторических, религиозных и практических познаний, полезных людям героической эпохи ")?
" ) Виктор Берар недавно указал в своем сочинении Финикийцы и Одиссея, что гомеровская поэма изобилует ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИРА ЗВ И Т ПЕ ИДЕИ ДУШИ i147Города, где происходили эти идеологические явления, были торговыми и промышленными центрами именно потому, что в них. процветали торговля и промышленность, они первые ввели употребление законной монеты, имеющей гарантированные веси пробу *“); именно в этих городах шла непрерывная кровавая иорьба за власть и за обладание собственностью. Чтобы понять смуту, порожденную производством н обменом товаров, нужно составить сеое понятие об организации античного города да варвары утверждались в какой-нибудь стране, они изгоняли, избивали или обращали в рабство туземцев и завладевали территорией, которую но жребию распределяли между семьями главы семей составляли совет старейшин на этот совет было возложено управление. Чужестранцы не имели права проживать в городах, если не занимались своим ремеслом оии жили на окраинах города в домах, которые не могли стать их собственностью, даже если они в них работали и промышляли на протяжении ряда поколепий. Землей могли владеть только семьи, основавшие город, ибо только владение землей давало политические права так как чужестранцы ремесленники, промышленпики, купцы) небыли земельными собственниками, то они и оставались всегда чужестранцами, не пользующимися политическими правамгц. В Афинах времен Перикла чужестранец, давший заызсти себя в список граждан, имеющих политические права, в случае разоблачения продавался в рабство. Как бы ни были велики их численность и богатства, они все яге оставались лишенными политических прав даже в тех городах, которые стали промышленными и торговыми. Плутарх передает, что в Эпидавре, водном из наиболее процветавших городов, все гражданское сословие состояло долгое время из 180 лиц
( Qu e s t .
G га е с. I — Вопросы Греции, в Гераклее, по словам Аристотеля, оно было еще малочисленней.
Семьи, владевшие землей и управлявшие городом, составляли аристократический класс они производили на своих землях все, в чем нуждались сами, за исключением немногих полезными для средиземноморских пиратов и корабельщиков сведениями эти сведения настолько точны, что почти слово в слово вошли в инструкции современных моряков) Самые старинные имеющиеся монеты относятся к VII веку. Первые золотые и серебряные монеты велел чеканить в форме чере-
Ь&хи лидийский парь на острове Эгияе. Греки Милета, Эфеса и Фокии овладели ятнм нововведением и чеканили монеты из золота и электрона (сплав золота с серебром. Равьше в качестве средства обмена пользовались золотым песком или слитками неправильной формы, кольцами, пластинками из бропзы. серебра, золота, электрона. В городах Египта и передней Азии находятся надписи, упоминающие о таких слитках, имеющих точный и определенный вес
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕ ЕРШ Н ЯЗ М
предметов, изготовлявшихся чужестранцами-ремесленниками или добывавшихся разбоем—самым важным занятием патриархальных героев, — поход аргонавтов н Троянская война были грабительскими предприятиями. Богатство городов вызывало в героях алчность. Шлиман нашел при раскопках Трон наслоенные один над другим следы трех дожаров; троянский пожар, о котором говорит Одиссея, был вторым.
Чужестранцы были отстранены от участия в официальных культах, воздававшихся божествам-охранителям города замкнутость — одна из отличительных черт патриархальной эпохи каждая семья, каждый город имели своих особых богов, свои особые религиозные обряды. Гемеслсшшки Афин вовремя ыаивысшего расцвета города имели лишь маленький храм в Акрополе, к западу от Парфенона, храма — посвященного Афине — ремесленников,
A t h e n a e r g a n a ; если чужестранцами разрешалось выступать в данафинеях,— шествиях, в которых принимало участие все население Афин то они занимали низшее положение их дочери держали опахала над дочерьми граждан, несшими в корзинах золотые смоквы жены ремесленников несли кувшины с водой, асами мужья держали маленькие кораблики, вероятно, модели тех кораблей, которые они должны были содержать и вооружать на свой счет.
В старину чужестранец был врагом, поэтому с ремес- лешшкамд, промышленниками и купцами обращались, как с врагом подобно рабам, им было запрещено носить оружие. Аристократические семьи удерживали за собой как привилегию нраво защиты города нос тех пор. как плебеи из лавок и мастерских обогатились, на них, в виде компенсации, были возложены налоги для уплаты издержек па флот, на войско, общественные празднества н на то, чтобы поддерживать праздность бедных граждан.
В городах, ставших центрами торговой и промышленной деятельности, возросло число н богатство чужестранцев, образовавших сильный демократический класс, способный завязать политическую борьбу за раздел власти аристократический же класс, разреженный войной и раздираемый внутренними раздорами, наоборот, ослабевали беднел.
Семьи, находившиеся под властью патриарха — главы семейства, раз’единились и раздробили неотчуждаемое владение единой патриархальной семьи, чтобы дать в надел каждой из них поземельному участку это раздробление патриархальной земельной собственности, упразднившее неотчуждаемость земельных владений, имело следствием сосредоточение земли в руках нескольких высокомерных и надменных семейств, которых еврейский Иегова громит своим демагогическим гневом Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИРА З В И Т И Е ИДЕИ ДУШИ ib149bполе к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле ( И с аи я, Y, 8). Экспроприированные, хотя они и принадлежали к аристократии, теряли с потерей земли свои граждапские права. Опи образовали голодный и буйный плебс, для которого работа была унижением. Государство обязапо было их содержать оно давало им подобающее званию гражданина жалованье за присутствие в собраниях, в которых обсуждались общественные дела и разбирались частные тяжбы этот обычай, согласпо Аристотелю, был общепринятым во всех демократических государствах. Им часто раздавали с’естиыс припасы п депьги, для них оставляли мясо животных, припесенных в жертву на алтарях богов для них за счет богатых Организовывались общественные обеды. Эта буйная толпа бедных аристократов вступала в союз с плебеями из лавок и мастерских, чтобы низвергнуть аристократическое правительство и заменить его демократическим. Если восстание увенчивалось успехом, демократы отменяли долговые обязательства, отбирали убога тых их земли, изгоняли тех, кто не был убит, разделяли между собой их имущество и вьтбигали тпрапа для защиты и сохранения завоеваний области. Тиран покровительствовал промышленности и торговле с пелыо удовлетворить буржуазию и раздобыть средства, чтобы кормить бедных граждан
Перикл дошел до того, что давал им денег на посещение театра. Но побежденные п изгпонпьте аристократы возвращались пз изгнапип п. вступая в союз с врагами города, свергали при их содействии т:трана. убивали демократических вождей и восстановляли олигархическое правительство. Немедленно вновь начиталась гря ж да иска я война, ибо певозможпо было изгнать бедных, ремесленников, промышленников и купцов 'Тем не мепее. именно среди этих экономических переворотов и порожденной ими политической борьбы росли в промышленных к торговых городах наука, философия, поэзия и искусства именно тогда там зародились и перебродили элементы демократической религии, которая после вековой переработки должна была заменить офиииалъные культы аристократического язычества. Историки, незнакомые с этими и ) Фрапнузская революция, которая была классовой борьбой между демократами и аристократами, повторила на сцене, увеличенной до размолол пптпш, провлотттоети тожлятгогсих войн античных городов младшие сыновья знатных семейств делали общее дело с буржуазией, чтобы низвергнуть аристократическое правительство, отобрать у знати н церкви их земли и разделить их имущества революционеры отдали орбя под покровительство тирана Бонапарта, чтобы сохранить накраденпые имущества и завоеванную власть знать же вступила в союз с внешним врагом, чтобы отвоевать назад свои имущества и свои привилегии. Английская революция точно также прошла такие же этапы

150 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ детерминизм явлениями и политическими смутами или придающие им лишь пеболыпое значение, оказались неспособными уяснить себе разложение античного общества, замену первобытной натурфилософии софистикой Сократа и Платой, конец язычества и появление христианства. Эти крупные исторические события им непонятны они не пытаются исследовать их причины, а если и делают это, то приходят лишь к ничтожным поводами об яспениям, которые ничего не об- ясняют. Так, одни повторяют вместе с первыми христианами, что гибель язычества, появление и торжество христианства есть дело бога другие, хвастающиеся своей рационалистической философией, приписывают происхождение христианства монотеизму евреев но евреи никогда небыли монотеистами, ибо. не поклоняясь, правда, богам своих врагов, они тем не менее также твердо верили в их существование, как ив существование Иеговы; и затем, видеть в христианстве только монотеистическую делигию,— что. впрочем, и неточно, так как его триединое божество состоит из трех различных богов значит значительно сузить его характер.
Артисты, поэты и философы принимали участие в гражданских войнах античных городов. Гномическая, лирическая и драматическая поэзия Греции вся проникнута ими. сама Философия носит па себо их слельт. Все рождается из распри война—мять и влальтчипя вещей.—говорил Гераклит; любовь и ненависть — две двигательные силы, организовавшие хаос. — провозглашал Эмпедокл. — Остроумная и парадоксальная критика софистов, подвергавших все обсуждению и разрушавших наиболее утвердившиеся понятия, была умственным отображением тех c m v t которые были порождены экономическими переменами в сопиальных условиях и
отно­
шениях между классами и между людьми. Именно сведи этой сумятипы экономических событий и политических кризисов, потрясших семейные и гениальные устои, учреждения, частные и обп’ествекныр нравы, человек вповь обрел еле ли обломков патриархальной семьи свою душу, которой был лишен со времени выхода своего из родового коммунизма. Вот как это произошло.
Когда, супружеские союзы, об’единенные под властью главы семейства, распались, тогда семья была доведена до своего строгого буржуазного минимума отец, мать, дети естественно, каждый глава такой малой семьи пожелал походить во всех отношениях на главу патриархальной семьи, иго которого он только что стряхнул с себя пожелал обладать подобно ему душой, которая продолжала бы существовать после его смерти атак как каждый сын был предназначен стать в свою очередь главой семьи, то он уже с самого своего рождепня был наделен душой таким образом, все мужчины были одарены бессмертной душой
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИРА З В И Т И Е ИДЕИ ДУШИ ib161bЧужестранцы — ремесленники, промышленники и купцы населявшие города, в которых происходили эти революции. не могли организовать своей семьи по плану патриархальной не имея права стать земельными собственниками, они не могли приобретать пеотчуждаемой земельной собственности, на которой покоилась патриархальная семья. Поэтому, более чем вероятно, что среди них первобытная идея о душе, никогда не угасала, они сохранили путем устных преданий и легенд воспоминания о первобытной эпохе. Этой гипотезе придает вес то, что идея души возродилась сначала именно в городах, которые опи заполнили и взволновали своей борьбой, и что Гезиод передает о происхождении богов по-иному, чем Или ада. Гезиод же,—как он сам сообщает,—был сыном чужестранца, прибывшего по торговым делам из Ким Малой Азии в Аскру, город в Беотии, где он не обладал правами гражданства по смерти своего отца он разделил его имущество со своим братом Персеем один этот факт доказывает, что он нежил под властью патриархальной семьи, не допускавшей подобных разделов вследствие ссор с аристократами он должен был удалиться, как полагают, в Оркономен, где и умер. Спартанцы не оказывали ему большого почета и называли его поэтом ремесленников, так как он воспроизводил религиозные традиции последних, а не патриархальных героев, как делала это Или ада. Он первый поэт, который говорит о бесприютных душах, блуждающих в количестве тридцати тысяч по земле, как во времена дикарей. Они одеты в воздух. они стражи смертных, следящие за поведением и дурными поступками. они распределяют богатства. Эти функции делают их охранительницами ремеслепников и купцов.
Многие из возрождающихся культов, — мистерии каби- ров, корибантов, идских дактилов и др. — были религиями ремесленников и матросов их божества имели отношение к обработке металлов и изготовлению некоторых инструментов. Кабиры, называвшиеся, согласно Павяашпо, великими богами — theoi признавали своим отцом и господином Гефеста, бога-кузнепа. слесаря, оружейника н резчика по черному дереву, которого Зевс и патриархальные боги должны были допустить на Олимп, подобно тому, как земные патриархи должны были терпеть в своих городах ремеслепников ради оказываемых ими услуг. На Лем­
носе опи назывались клещами — karkinoi; опи, как и Гефест, изображались в остроконечном колпаке ив тунике ремесленников, — короткая безрукавка, с разрезом на правой стороне, чтобы оставлять открытым плечо один из богов назывался Кадмом и слыл изобретателем финикийских и дреч них греческих, так называемых кадмовых букв. Соитии ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iСтрабону, они почитались в Троянской области с самой глубокой древности финикийцы пометали их изображения на посу кораблей. Их культ был распространен по всему древнему миру. Недавно были найдены в Швейцарии и Ирландии амулеты кабиров. Исключенные из официальных религий, ремесленники принуждены были создать для своих нужд божества, имевшие отношение к их занятиями нравам. Кабирьг и телькины имели очень сильное сходство с духами дикарей они повелевали стихиями, посылали дождь, вызывали и укрощали бури, покровительствовали урожаями стадами т. д посвященный носил у ка­
биров на шее амулет, защищавший его от опасности, главным образом на море христианский нарамник а) есть ка- бирский пережиток. Мистерии кабироч были доступны только мужчинам однако, в конце концов они стали допускать к посвящению жегпцин и детей.
Эти религии презираемых, угнетенных и лишенных политических прав ремесленников и купцов прозябали в подполье они, сверх того, еще в потому должны были окружать себя таинственными обрядами, что до эпохи крупной механической промышленности искусство ремесленников было облечено в тайну их приемы составляли профессиональную тайну, ревниво скрываемую от непосвященных тайна открывалась только посвященным знание тайпы было разрешением работать, бея него работать было невозможно. Работа ремесленной промышленности, где ловкость руки сноровка играли главную роль, способствовала усилению склонности человеческого ума к религиозному мистицизму Если тайные религии ремесленников, моряков, купцов и мистерии женекпх божеств разнились во мпогпх важных пунктах, зато у них у всех был один общий догмат, не встречавшийся в богословии официальных язычеекпх религий они признавали, что у всех людей есть душа, продолжающая жить после смерти индивида все они обещали всем посвя- щенпым посмертную блаженную жизнь. Обладание душой и уверенность в будущей счастливой жизни составляли честолюбие и надежду людей, ушедших из патриархальной семьи или не имевших никогда возможности принадлежать к ней) Средневековые ремесленники, принятые христианской религией. приспособили ее к нуждам своей ремесленной оргапнзашш. Богословский факультет Парижа в 1609 г. осудил, как святотатство, цеховые обряды седслыпиков, сапожников, портных, шапочников и пожовщикпв. потому, что они при посвящении в цех подражали святым католическим обрядам) Вертело говорит, что древние ремесленники так тщательно оберегали своя профессиональные тайны, что способы обработки металлов, — сообщаемые Аристотелем, Плинием, Витрувием и относящимся к II веку дохристианской эры лейденским папирусом, —
Только благодаря вере в душу и последующую жизнь, могли привиться и распространиться эти культы, противоречившие духу классической древности своими обрядами, таинственными оргиями и своими традициями. И если мистерии женских божеств имели в глазах ученых, философов и богачей больше успеха, то это, между прочим потому, что им неприятно было вступать в сношения с ремесленниками, матросами, лавочниками, вообще с мелким людом кабирских и других, им подобных, культов. Женщины, с таким энтузиазмом отдавшиеся впоследствии пропаганде христиапсты, должны были содействовать торжеству мистерий первобытных богинь, потому что они напоминали им о древнем их главенстве в семье и своим возвращением позволяли предвидеть освобождение от ужасного родительского и супружеского ига, тяготевшего над ними в течение ряда поколений. Историки молчат о деятельности женщины в этом движении к социальному и религиозному обновлению но об этом можно предположить по несправедливыми грубым нападкам поэтов и философов, потому, как Платоп в своих Законах запрещает женщипам иметь своп домовые молельни, по обвинению в тайном поклонении богиням н выполнении чужестранных обрядов, которое возлагает на них Плутарх в своих постановлениях о браке. Но, очевидно, запрещения не производили большого впечатления, ибо одно действующее лппо у Лукиана говорит, что Афинянки уходят из своих домов и идут поклоняться божествам, имена которых мужчины не имеют счастья знать колиадам, генетилидам. Фригийской богине, чья несчастная любовь к какому-то пастуху прославляется на ее празднике. Затем происходят тайные посвящения, подозрительные мистерии, куда, не пускают мужчин Олю б в и . §
42).
Перемо­
кни и обряды этих культов изменялись по мере своего распространения в народе, теряли в котпге коннов свое первобытное значение и сохранили топко свой драматический характер. Посвященные элевзипских мистерий. — как говорит
Климент Александрийский,—виделл в них лишь одну только мистическую драму и).
П РОИ СХОЖДЕНИЕ ИРА З В И Т И Е И ДЕВ ДУШИ i1Ызначительно отступают пред техническими познаниями, которыми ремесленники обладали уже в течение тысячелетий химический анализ жертвенных халдейских статуэток, — а им не меньше 6.000 лети серебряных ваз из Энтсмы. сделапных залет до пашей эры, дал возможность оценить их по достг нпству. Бропзовые орудия и оружие, которыми дикари заменили токовые же из полированного камня, закалялись обычло с помощью мышьяка, н только рукописи
XVI века содержат указания на этот сплав) Элевзипские мистерии заставили пролить много чернил. Мифологи придают чрезвычайно темный смысл жалобам Деметры на похищение Плутоном ее дочери и ее радости, когда дочь возвра­
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iВера в душу, которая у первобытного человека проистекала из ошибочного об’яснения физиологических явлений, составляет для людей промышленных и торговых городов духовную потребность, навязываемую им экономическими явлениями опа является для них такой необходимостью, что они придумали бы идею души, если бы не нашли ее в готовом виде в традициях подпольных культов, снова выплывших на свет. Это требует об’яснений. которые будут полезны для понимания героической морали и морали буржуазной.
Патриархальная семья, разлагавшаяся *) по мере того кат рядом с ней вырастал класс буржуазии, живущий торговлей и промышленностью, сама была осколком родового' первобытного коммунизма она обеспечивала всем своим членам, безразличия пола и возраста, средства к существованию. Благосостояние всех зависело от процветания семьи се жатвы, ее стада обеспечивали материальную жизнь ее религиозные и исторические традиции поддерживали духовную связь. Личность каждого сливалась так тесно с коллективом семьи, что терялась в ней ив широком смысле терялась в городе, которым управляли старейшие, те. главы семейств Каждый, обрабатывая землю, знал, что его работа пойдет ему на пользу, а, отправляясь на войну, знал, что его труды и его смерть будут полезны его городу и его семье. Когда об’едшган- ш.те властью главы семьи отдельные супружеские союзы отделились друг от друга, тогда исчезло и это семейное провидение каждая отделившаяся хозяйствующая супружеская пара могла рассчитывать только на усилия своих членов, крут которых дошел до строго индивидуалистического минимума отец, мать, их дети. Человек, выходя из патриархальной щается на несколько дней.—Эти сцены скорби и радости были драматизацией материнского отчаяния, когда с торжеством патриархальной эпохи проданную отцом или братом дочь хитростью или насилием уводили жить в дом мужа, и счастья матери, когда молодой в утешение ежегодно позволяли проводить несколько дней в материнском доме.
Весьма вероятно, что элевзивские жрицы знали значение этих обрядов, равно как легенд и преданий предпатриархальной эпохи, но они передавали н об’ясняли их только избранным, посвященным. Быть может, эти жрецы передали Эсхилу предппня о ведении патриархального строя, эти предания они воспроизвел в своем Пром в те е ; быть может, он сообщили Платону о замечательной форме семьн, которую он в своей Республике (кп. V) считает достойной воинов. Эта семейная организация, о которой, кроме него, никто из писателей древности совсем не упоминает, — но фантазия фило софа-утописта, поточное описание одной из первобытных форм семьи Льюис Морган вновь нашел ату семейную форму н описал ео по воспоминаниям уроженцев Гавайи, где опа исчезла лишь незадолго до открытия европейцами Сандвичевых островов ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИРА ЗВ И Т И Е ИДЕИ ДУШИ i155семьи и уводя с собой свою жену и своих детей, попадал в материальные и духовные условия буржуа, который работает уже не для коллектива, но для своего личного благосостояния.
Ремесленники и буржуа — кулпы н промышленники — надеялись поддержать свое благосостояние не помощью семейного коллектива, все члены которого были связаны узами кропи н.ти усыпотением. но ожидали его только от успеха своих личных предприятий. Нель их усилий заключается не в, благоденствии коллектива, нов благоденствии личности. Все — счастье и несчастье ограничивается личностью индивида счастье, это — радости, выпадающие иа его долю несчастье, это — ало. которое ему приходится терпеть. Соттиа явная ось перемещается, ее главный двигатель — уже больше не семейный коллектив и город, но—личность. Книги ветхого завета — Псалмы, Притчи, Эк кл е з и ас т и книга Иона — излагают с тпшизмом и силой, не имеющими равных себе, индивидуалистический эгоизм буржуазии, пришедшей в античном мире на смену коллективного семейного эгоизма эпохи патриархата. Человек мера всех вещей провозглашает Протагор: и это изречение греческого софиста самое правдивое и самое глубокомысленное во всей буржуазной философии. Поз пай самого себя поучает Сократ ибо ты должен рассчитывать только на себя, чтобы достичь материального и морального счастья. Не общественное спасение, по спасение личное составляет теперь высший закон. — Я становится основой морали. Делай другим то. что желаешь, чтобы делали т р б е , — гласит правило повой морали, приписываемое — с допущением анахро­
низма—афинянами Бузигесу и истолкованное ритором Изо- кратом следующим образом Не делай другим того, чего ие желал бы терпеть от них. Будь по отношению к другим тем, чем желал бы. чтобы они были по отношению к тебе Тез их и й Бузи г е с , Изо крат. Христианство. ие принесшее новой идеи, восприняло правило афипяп и говорило Чего ты пе желаешь, чтобы делали тебе, того не причиняй и другому. Люби ближнего твоего, как себя самого. Я мера всех вешей.—всеобщее правило. Я единственный что. по воображепию Штирнера, было им формулировано впервые.—есть исходпый и конечный пункт всякой материальной и духовной деятельности индивидуалистической буржуазии. Все должно быть принесено в жертву этому я, и чтобы ояо могло свободно развиваться, его следует освободить от всяких обязанностей, предписываемых ему коллективом семьи и города. Браки дети были для людей патриархальной семьи священными обязанностями оставаться верным бесплодной супруге было религиозным преетупле-

156 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНИЗМ iнием по отношению к предкам. А вот орфизм, — один из подпольных культов мужнин, развившийся в противовес женским мистериями захвативший философов и ученых, — возводит целомудрие в первоначальную добродетель и рекомендует безбрачие. Жена и дети — тягостное бремя, — говорит
Демокрит. Безбрачие приняло такие размеры, что государство этой переходной эпохи должно было карать налотами холостых мужчин и даже подвергать их бесчестию. Любовь к городу, которому некогда отдавали свое время, имущество, жизнь, угасла философы и мудрецы перестали интересоваться общестзеппимп делами и защитой отечества, каковая была доверена наемникам т. Патриотизм патриархальной эпохи. — узкий, но глубокий и страстный уступил место буржуазному космополитизму, широкому, но лишенному ясности и силы. Древнее героическое право могло об’являть каждого чужестранца врагом, потому что люди патриархальной эпохи производили на своих землях с помощью ремесленников и рябов все. в чем они нуждались а товарное производство требует от купнов и промышленников видеть н людях всех стрзн только покупателей н продавяов; оно порождает новое право, стявяшее всех людей в равное положение. и лает начало идее человеческого братства эту идею и проняганлпровялн стопки. Об’елинявптсе только членов патриархальной семьи братство ограничивалось небольшим числом членов, и оно было реальными действенным а братство буржуазии, обнимающее промышляющую часть человечества. — только пошлое ч пустое слово.
Т
руды и досуги, изобилие и толол. счастье и несчастье все решительно бьтло общим л патриархальной семье, все делилось между ее членами. Отныне обптич законом становится всяк за себя каждый бережет свое имущество для себя.—он ни с кем не разделит своих барышей, н никто не поможет ему вето неудачах наоборот, его экономическое разорение пойдет па подьзу его конкуренту вояк за себя»—при­
водит к войне всех против всех. Нов новой общественной организации, поноютпейся наличной собственности н товарном производстве, успех каждого отнюдь не соответствует его у сил it ям од пи преуспевают там. где другие терпят неудачу самые пезаслужеппые превратности составляют участь одних и оамый наглый успех—участь других. Равенство—средство
•т) Войска, состоявшие только из граждан-собственников, полью тился своими гражданскими правами, заполвились наемниками. гмосФсн говорит, что в армии, посланной против Олинфа, было
4.000 граждан и 10.000 наемников, а в войске, разбитом Филиппом па Херонее, было 2.000 афинских а фиванских граждан в 15.000 наемников
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИРА З В И Т И Е ИДЕИ ДУШИ Ы
материальной и духовной жизни патриархата — заменяется самым резким экономическими социальным неравенством. Едва родившись, буржуазное общество делит и раскалывает граждан на богачей и бедняков.
Эти несправедливости судьбы и неравенства в имущественном и общественном положении чувствовались тем глубже, что еще сохранились восноминания о такой семейной и социальной организации, при которой их не было они внушали бедным, да и богатым, необходимость искать удовлетворения и возмещения за них но так как на земле их невозможно было найти, то их перенесли в потустороннюю жизнь, где снова воцарится равенство, где бедный станет богачом. Золотой век первобытного коммунизма был воссоздан в царстве мертвых. Но тогда как первобытный человек надеялся, что будущая жизнь будет улучшенным продолжением настоящей земной жизни, человек нарождающегося буржуазного общества вновь вынужден придумать потустороннюю жизнь, чтобы получить там удовлетворение за несправедливость и удары, перенесенные им здесь в земной жизни. Эти надежды, несмотря на всю свою отдаленность и недостоверность, имели, однако, дар успокаивать умы поэтому часть людей этой переходной эпохи, как Феогнид и Нов — люди, пережившие распад патриархального строя отношений и не верившие уже в будущую жизнь, — возмущались против несправедливостей судьбы и подвергали сомнению правосудие Зевса и Иеговы; другие же, посвященные в мистерии, веруя в будущую жизнь, где они получат вознаграждение за свои скорби и страдания, смирялись и возносили благодарность
Деметре и другим божествам, дававшим такие обещания.
Итак, для того, чтобы новый социальный порядок стал попятными териимым, необходимо обладать душой, которая переживает человека. Душа, бывшая для дикаря физиологической потребностью, становится для буржуа потребностью социальной. Именно поэтому и приветствовались с таким энтузиазмом мистерии и вышли наружу во всех городах дотоле подпольные культы, — что онп провозглашали существование души и обеспечивали будущую жизнь. Их божества отодвинули на второй план богов Олимпа. «Деметра,— говорит Иэократ,— наградила людей двумя самыми дрекрас ными дарами, какие только могут им дать боги земледелием, которому мы обязаны жизнью, возвышающей нас над условиями жизни зверей, и мистериями, обеспечивающими их посвященным самые приятные надежды не только до конца жизни, но и на все времена ( Панегирик' Счастье будущей жизни есть неоценимейшая награда. Трижды счастливы, — говорит Софокл, — смертные, отправляющиеся в
Гадес после созерцания священного служения элевышских

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

перейти в каталог файлов
связь с админом