Главная страница

Лафарг П._Экономический детерминизм Карла Маркса_1928. Л экономический детерминизм карла маркса


Скачать 17,35 Mb.
НазваниеЛ экономический детерминизм карла маркса
АнкорЛафарг П._Экономический детерминизм Карла Маркса_1928.pdf
Дата05.05.2018
Размер17,35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLafarg_P_Ekonomicheskiy_determinizm_Karla_Marxa_1928.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44851
страница3 из 19
Каталогid8253261

С этим файлом связано 63 файл(ов). Среди них: Trencheni-Valdapfel_I_-_Gomer_i_Gesiod.pdf, Chzhuan-tszy_Le-tszy_Filosofskoe_nasledie_-_1995.pdf, Gesiod_-_Polnoe_sobranie_textov_Antichnoe_nasledie__-_2001.pdf, 12_113415_1_70397.pdf, Goly_chelovek_-_Desmond_Morris.pdf, Mey_R_-_Smysl_trevogi_Perev_s_angl_M_I_Zavalova_i_A_I_Siburinoy_, Desmond_Morris_Nablyudaya_za_chelovekom.pdf, M_M_Rozental_Dialektika_Kapitala_Marxa.pdf, K_Marx_Teorii_pribavochnoy_stoimosti_Chast_3_-_1978.pdf и ещё 53 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Исторические законы Вико
В своей S e i e n z a n u o v a (Новая наука) Вико формулировал основные законы истории. Философы истории, правда, не читают его, но из книги в книгу любят передавать его c o r s i и r i c o r s i да две-три других сентенции. Сентенции эти они также часто перевирают, как и повторяют.
Вико устанавливает, как основной закон развития человеческого общества, то положение, что все народы каково бы основанные на частной собственности будь то семейная или личная суть разбойничьи общества, господствующие классы которых грабят другие нации и крадут плоды труда подчиненных им классов — рабов, крепостных или наемных рабочих именно поэтому справедливость и свобода являются для них вечными принципами. Философы провозглашают их всеобщими и необходимыми идеями, потому что они знают только те общества, которые основаны на частной собственности, и не могут даже представить себе общество, которые покоилось бы на другом основании.
Но социалист. который знает, что капиталистическое производство в своем развитии приведет нас неизбежно к обществу, основанному на общей собственности. не сомневается в том, что эти всеобщие и необходимые идеи исчезнут из человеческого ума вместе ст во ими моим, вместе с эксплоатацией человека, вместе с обществом, основанным на частной собственности, которая именно и породила эти идеи. Эта уверенность внушается не сантименталь­
ными мечтами, но неоспоримым фактом, основанным на наблюдении.
Д
оказано, что доисторические дикари и варвары-коммунисты не имели никакого представления об этих вечных принципах Сомнер Мэн, хотя они ученый юрист, не нашел этих принципов в деревенских общинах современной Индии, жители которых руководствуются в своем поведении преданием и обычаем.
Всеобщие и необходимые идеи, используемые людьми в обществах сч ас т ной собственностью для организации своей гражданской и политической жизни будут излишни, ненужны для регулирования человеческих отношений в будущем обществе со б шей собственностью. История их соберет и разместит в своем музее для мертвых идей) Джиамбатиста Вико.— P r i n c i p i d i S c i e n z a n u o v a . — Основы новой науки ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД К A P ЛАМ АРКСА
29
ни было их расовое происхождение и их географическая среда, — проходят одинаковый исторический путь, те. что история данного народа есть повторение истории другого народа, достигшего более высокой ступени развития.
«Существует, — говорит он, — идеальная вечная история, которую проходят в свое время истории всех народов, от какого бы состояния дикости, варварства и грубости ни начали они свой путь к цивилизации, к состоянию оседлости — a d a d d i m e s t i c a r s i , до его выражению ( се а n u о va, кн. II, § 5) 7).
Морган, вероятно, не знал Вико, но ион пришел к тому же закону, только формулировал его в более положительной и совершенной форме. Единообразие истории различных народов, — которое неаполитанский философ выводит из того положения, что все народы развиваются по одному предначертанному плану, — американский антрополог сводит к двум причинам к духовному сходству людей и к однородности препятствий, которые им приходится преодолевать в своем общественном развитии. Вико тоже верит в духовное сходство людей. В человеческой природе, — говорит он, — заложен духовный, общий для всех народов, язык, он единообразно обозначает сущность вещей, играющих активную роль в социальной жизни людей, и выражает эту сущность вещей в различных названиях, соответствующих различным существующим видам этих вещей. Мы констатируем существование этого языка в пословицах, в этих жизненных правилах народной мудрости, одинаковых по своему содержанию у всех) Слова цивилизация, вероятно, еще не существовало в итальянском языке во времена Вико. Только в XVIII веке начали во Франции пользоваться им для обозначения движения народа по пути прогресса. Это именно значение его — настолько недавнего происхождения, что французская академия помещает слово цивилизация в своем словаре впервые только в издании 1835 г. Фурье употребляет его только для обозначения современного буржуазного периода.
Естественные науки тоже имеют свою идеальную вечную историю любопытно и интересно отметить этот параллелизм мысли в философии естественных науки философии истории Аристотель и деисты предполагают существование заранее начертанного плана, по которому бог создал животных этот план человек может открыть путем изучения сравнительной морфологии он передумывает тогда божественную мысль. — Философы-материалисты, подставляющие природу на место бога, приписывают ей своего рода бессознательный план или вернее образец, тип, нематериальный и ирреальный поэтому типу-плану развиваются формы действительной жизни. Для одних это прототип первоначальная форма, постепенным усовершенствованием которой являются земные существа для других это прообраз, по отношению в которому земные существа являются переделкой, — измененной и несовершенной

30 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iдревних и современных народов, хотя и выраженных столь различным образом (там же, D e g l i E l e m, X X II Человеческий ум говорит Морган,— у всех индивидуумов, у всех племен, у всех народов — один и тот же, способности его одинаково ограничены, поэтому он работает и должен работать неизбежно в единообразных формах, лишь с незначительными отклонениями. Успехи, которых он достигает враз ных странах, отдаленных друг от друга временем и пространством, образуют звенья одной непрерывной и логической цепи общего опыта. Подобно постепенным геологическим образованиями человеческие племена можно рассматривать в их развитии, как ряд отложившихся пластов. Сгруппированные таким образом, они дают до известной степени достоверную картину всего хода человеческой эволюции — от дикого состояния к цивилизации, ибо путь человеческого опыта шел почти единообразными дорогами Маркс, изучавший путь экономического опыта, подтверждает идею Моргана. — Страна, промышленно более раз­
витая,—говорится в предисловии к Капиталу, показывает менее развитой стране лишь картину ее собственного будущего».
Таким образом, идеальная вечная история, которую — по словам Вико — должны пройти все без исключения народы) Аристотель также приписывал большое значение пословицам. Некоторые писатели говорят о составленной им коллекции народных пословиц, которая, однако, затерялась. Синезий сообщает о ней в своей Похвале лысине Аристотель видит в пословицах остатки философских воззрений прошедших времен эти воззрения погибли вовремя революций, которые людям пришлось пережить, но эти остатки сохранились благодаря своей сжатой и меткой форме. Поэтому пословицы и выраженные в них мысли имеют тоже важное значение, как и древнейшая философия, которая оставила их нами благородную печать которой они носят, потому что в древние времена истину постигали гораздо глубже, чем в наши дни. Этот христианский епископ, воспитанный на языческих авторах, повторяет господствовавшее в древности мнение, что человек вырождается, а не совершенствуется. Это воззрение мы встречами в греческой мифологии оно не раз повторяется в Или аде, оно разделялось также египетскими жрецами, которые, по словам Геродота, делили истекшие времена натри эпохи век богов, героев и людей.
Человек с тех пор, как он вышел из эпохи родового коммунизма, стал думать, что он вырождается и что счастье, земной рай, золотой век — лежат в прошлом. Мысль о способности человека к совершенствованию и к социальному прогрессу возникла в XVIII веке когда буржуазия приближалась к власти. Но подобно христианству, осуществление счастья она сослала на небо.
Утопические социалисты вернули счастье обратно на землю. Рай лежит не за нами, а впереди нас говорит Сен-Симон.
9) Лью и с Морга н . — Древнее общество. II, гл. 9; IV, гл. 1;
III гл. V.
10) T. I. Предисловие, стр. XIII, изд. 1920. Москва, Гиз.
представляет cобою не план истории, предначертанный ка­
ким-то божественным разумом, а — чисто человеческий план исторического прогресса. Этот план может быть постигнут историком, которым, изучив все этапы, пройденные, различными народами, сравнивает их между собой и классифицирует их по относительной высоте достигнутого ими развития.
Исследования, ведущиеся уже столетие, — о диких племенах, об античных и современных народах, — блестяще доказали правильность закона Вико. Они доказали, что все люди, каково бы ни было их расовое происхождение и географическая среда, должны пройти в своем развитии через одинаковые формы семьи, собственности и производства, равно как и через одинаковые социальные и политические учреждения. Датские антропологи первые констатировали этот факт и разделили доисторический период на последовательные три эпохи, назвав их по материалу, из которого изготовлялись первые орудия, те, следовательно — по способу производства — каменным, бронзовыми железным веками. Истории различных народов, — безразлично, принадлежат ли они к белой, черной, желтой или красной расам, живут ли они в умеренном климате, на экваторе или на полюсе, — различаются между собою только тем, что Вико назвал этапом идеальной истории, или что Морган назвал высотой исторически отложившегося пласта или — как назвал Маркс — ступенью экономической лестницы, которой они достигли. Таким образом, — народ более развитой показывает менее развитому народу лишь картину его собственного будущего.
И духовная деятельность людей подчиняется закону Вико. Филологии грамматики нашли, что при создании слови языков люди всех расследовали одинаковым правилам. Фольклористы нашли у диких и цивилизованных народов одни и те же сказки, а Вико уже констатировал у них одинаковые пословицы. Многие фольклористы думают, что эти одинаковые сказки выработаны не отдельно каждым народом, сохраняющим их до сих нор только путем устной передачи, а были созданы водном общем центре, откуда и распространились по всей земле. Это мнение — несостоятельно, оно противоречит наблюдениям над социальными учреждениями и над другими, как духовными, таки материальными продуктами человече­
окого творчества.
История развития идеи души и других порожденных ею идей служит одним из наиболее любопытных примеров единообразия в развитии мысли. Идея души встречается у дикарей даже на самых низших ступенях, она — один из первых духовных продуктов человеческого творчества. Раз душа была изобретена, необходимо было нужно устроить для нее жилище на земле или на небе, чтобы поместить ее туда после разло-
ИСТО РИ ЧЕСКИ Й МЕТОД К АРЛА М АРКСА
31

32 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iжения трупа, с целью помешать ей бездомно странствовать и беспокоить живущих. Идея души, — очень живая у диких и варварских народов, — оказав свое содействие созданию идеи великого духа и бога, исчезла у народов, достигших более высокой ступени развития она возродилась с новой силой к новой жизни только тогда, когда они перешли наследующую ступень цивилизации. — Историки свидетельствуют, что идея души отсутствует в историческую эпоху у народов, живших вокруг Средиземного моря, хотя она и существовала у них в предшествовавшем периоде дикого состояния. Историки констатируют возрождение ее за несколько веков дона шего летоисчисления, а также устойчивость ее до наших дней. Они ограничиваются простым сообщением этого замечательного факта исчезновения и нового появления такой капитальной идеи они не придавали значения такому факту и не задумывались найти ему об’яснение. Впрочем, они и не смогли бы найти это об’яснение в поле своих исследований. Только применяя исторический метод Маркса, только исследуя изменения, совершившиеся в экономической среде можно вообще надеяться найти такое об’яснение.
Ученые, занимавшиеся исследованием первобытных форм семьи, собственности и политических учреждений, были слишком поглощены своей работой поэтому они не имели достаточно времени для исследования причин их изменений. Они дают нам только описательную историю, а ведь наука о человеческом обществе должна не только описывать, но и объяс­
нять.
Вико считает, что человек — бессознательный двигатель истории, и что — не добродетели его, а пороки являются ее живыми силами. Не бескорыстие, не великодушие и человеколюбие, а наоборот, — кровожадность, скупость и тщеславие создают и развивают человеческие общества. Эти три порока владеют родом человеческим, они порождают армию, торговлю и политические учреждения — la corte — и, как дальнейшее следствие, создают мужество, богатство и мудрость народов. Таким образом, эти три порока, которые могли бы истребить род людской на земле, — создают счастье граждан».
Этот неожиданный результат служит для Вико доказательством существования божественного провидения, божественного разума разум с помощью человеческих страстей организует общественный порядок, позволяющий людям жить в человеческом обществе, тогда как в противном случае люди, разделенные своими частными интересами, жили бы води ночку, как хищные звери (там же, D e g l i Ее ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД К АРЛА МАРКС А

33
Божественное провидение, которое направляет дурные страсти людей, есть новое издание народной аксиомы
« человек предполагает, а бог располагает. Это божественное провидение неаполитанского философа и этот бог народной мудрости, — кто они такие —
— Способ производства, — отвечает Маркс.
Вико и народная мудрость сходятся в том, что только человек является движущей силой исторического развития. Но человеческие потребности и страсти, дурные и хорошие, не являются неизменными величинами, — атак именно думают идеалисты, для которых человек остается всегда одними тем же. Например, материнская любовь, — это полученное от животных наследие без него человек в диком состоянии не мог бы жить, и воспроизводить свой род, — материнская любовь в эпоху цивилизации так ослабела, что у матерей из богатых классов она готова совершенно исчезнуть, ибо эти богатые матери со дня рождения ребенка освобождают себя от забот о нем и поручают его заботам наемных людей. Другие цивилизованные женщины так мало испытывают потребность в материнстве, что дают обет девственности 11). Напротив, — отцовская любовь и половая ревность, которые не могут проявиться у диких и варварских племен, где господствует полиандрия очень развиты у цивилизованных людей. Чувство равенства очень живое и властное у дикарей, живущих в коммунистическом строе, доходящее до запрещения кому бы тони было владеть предметом, которым не могут владеть другие, — так сильно изгладилось с тех пор, как человек живет под режимом индивидуальной собственности, что бедняки и наемные рабочие с покорностью принимают свое низшее социальное положение, как естественную и посланную богом судьбу.
Таким образом, входе человеческого развития самые глубокие страсти изменяются, ослабевают и исчезают, тогда как другие возникают и усиливаются. Искать только в самом человеке конечные причины их возникновения и развитая, — значило бы допустить, что человек, живя в природе и обществе, однако, не подвергается влиянию окружающей его действительности. Такое допущение не может родиться в мозгу даже идеалиста самой чистой воды, потому что ион не осмелился бы утверждать, что можно встретить одинаковой силы) У пчел, которые сумели создать себе социальную среду, можно наблюдать такое полное исчезновение материнской любви царица пчел матка улья не занимается своим потомством она убивала бы своих дочерей, наделенных половыми органами, если бы бесполые работницы не спасали их от материнской ярости. Некоторые породы домашних птиц потеряли инстинкт материнства они отлично несут яйца, но никогда их не высиживают.
Эконом. детерминизм
3
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iчувство стыдливости у женщины из так называемой приличной семьи и у несчастной, зарабатывающей себе хлеб продажей своего тела иличтоможновстретить одинаковое уменье быстро считать у банковского чиновника и у кабинетного ученого одинаковую гибкость пальцев у пианиста и землекопа. Таким образом, неоспоримо, что среда, в которой живет человек, оказывает на него, помимо его сознания, глубокое влияние в физическом, умственном и моральном отношениях.
IV
Естественная и искусственная — или социальная — среда
Среда оказывает не только прямое влияние на функционирующий орган, например, в случае с пианистом и землекопом — на руку, или на часть мозга — в примере с чиновником и кабинетным ученым, или на нравственное чувство — в случае с приличной дамой и проституткой нет, — среда оказывает и косвенное влияние на все остальные органы. Этому общему влиянию среды навесь организм Жоффруа
Сент-Иллер дал характерное название « субординация органов, современные естествоиспытатели называют это
« законом корреляции. Этот закон Кювье изложил следующим образом:
«Всякое органическое существо образует целое, единую и замкнутую систему, — совокупность частей, соответствующих друг другу и способствующих путем взаимодействия одному и тому же конечному результату. Ни одна из этих частей не может измениться без того, чтобы не изменились также остальные части 12). Например, — форма зубов какого- нибудь животного не может измениться по какой-либо причине без того, чтобы не повлечь за собой других изменений в челюстях, приводящих их в движение, в черепной кости, к которой они прикреплены, в мозгу, заключенном в черепе 13),
12) Кювье.—Р асс уж де ни е опере воротах земной поверхности) Анатомы признают, что сильное развитие височных мускулов (crotaphites) у плотоядных и многих обезьян вследствие оказываемого ими давления на черепную коробку, которую они покрывают и сжимают, как бы ремнем мешает развитию мозга вследствие этого мозгу них относительно мал по сравнению с мозгом тех животных, которые, подобно человеку, имеют малоразвитой жевательный аппарат и менее мощные височные мускулы. Р. Антони удалил у двух новорожденный собак один из височных мускулов и несколько месяцев спустя нашел, что половина черепа, соответствующая удаленному мускулу, более выпукла и что мозговое полушарие увеличилось в об’еме. — Отчеты Академии наук. 28 ноября 1903 г.
(Comptes rendus do l’Acadèmie des Sciences. 23 novembre 1903).
ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД КАР ДАМ АРКСА
35
в костях и мускулах, поддерживающих голову, в форме и длине кишек, — словам, во всех частях тела. Видоизменения передних конечностей с тех пор, как они перестали служить ходьбе, привели к тем изменениям в организме человека, которые окончательно отделили человека от человекообразных обезьян.
Не всегда можно предвидеть и даже понять изменения, которые влечет перемена, происшедшая в каком-нибудь органе трудно сказать, почему перелом ноги или удаление яичка у оленя приводит к атрофии рога с противоположной стороны, почему белые кошки глухи, почему те же млекопитающие животные травоядны, если их нога заканчивается копытом, и плотоядны, если лапа заканчивается пятью пальцами, вооруженными когтями?
Простая перемена в привычках, подвергающая один или несколько органов необычному упражнению, имеет иногда своим последствием глубокие изменения во всем организме. Дарвин утверждает, что скелет некоторых пород шотландских коров подвергся изменениям только в силу привычки пастись на крутых склонах. Естествоиспытатели единодушно признают, что породы китообразных — киты, кашалоты и дельфины первоначально были земными млекопитающими, но, найдя в море более обильную и легкую пищу, переселились вводу, стали плавать и нырять. Этот новый образ жизни изменял их органы, сведя лишние из них на положение рудиментарных остатков и, напротив, развив другие и приспособив их к требованиям новой для них водной стихии. Растения Сахары, чтобы приспособиться к среде, почти лишенной влаги, должны были ограничить свой рост и свести число листьев на два или четыре, покрыть их восковым слоем, чтобы предупредить испарение, и чудовищно удлинить свои корни в поисках за влагой процесс их роста совершается не так, как в нормальных условиях летом, в период жаров, они приостанавливаются в росте, а растут зимой, в относительно прохладное и влажное время года. Все растения пустынь представляют аналогичные отличительные свойства данная среда обусловливает собой бытие организмов, представляющих каждый — совокупность определенных отличительных признаков.
Космическая или естественная среда, к которой животные и растения должны приспособляться под страхом смерти, тоже образует, — подобно органическому существу
Кювье, — сложную совокупность, систему без точных границ в пространстве. Составными частями этой системы являются геологическая формация и состав почвы, близость данного места к экватору, высота его над уровнем моря, орошающая
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iего водная система, количество атмосферных осадков и солнечной теплоты и т. пи, наконец, населяющий его мир растений и животных. Все эти части так тесно связаны друг с другом, что ни одна из них не может измениться, не вызывая изменений ив остальных частях. Изменения в самой естественной среде не так заметны, как у органических существ, однако же очень ощутительны. Леса, например, оказывают влияние на температуру, на количество атмосферных осадков и, следовательно, на влажность и черноземностъ почвы. Дарвин показал, что такие с виду незначительные животные, как черви, играют значительную роль в образовании чернозема. Бертело и агрономы Гельригель и Вильфарт доказали, что бактерии, кишащие в узлах бобовых растений, являются агентом-оплодотворителем почвы. Человек, разводя скот и обрабатывая землю, производит заметное влияние на естественную среду вырубка лесов, начатая еще римлянами, превратила плодородные местности Азии и Африки в необитаемые пустыни.
Растения, животные и люди, — подвергаясь в диком состоянии исключительному влиянию естественной среды и не имея иных средств защиты, кроме способности своих органов к приспособлению, — должны в конце концов приобрести различные формы, хотя бы имели одно общее происхождение, если они в продолжение сотен и тысяч поколений живут в различной естественной среде. Разнородная естественная среда стало быть, вносит различия в мир людей, растений и животных и, действительно, — именно в течение периода дикого состояния образовались различные человеческие расы.
Человек, хозяйствуя, не только изменяете ст ест вен ну ю среду, в которой живет, но и создает еще искусственную или социальную среду, которая ограждает его организм от вредных влияний естественной среды или по крайней мере значительно их ослабляет. Но эта искусственная среда оказывает в свою очередь влияние на человека — такого, каким он был даней естественной средой. Человек, как и культивируемое растение и домашнее животное, подвергается, следовательно, действию двоякого рода среды.
Различные виды постепенно созданной людьми искусственной или социальной среды различаются между собой высотой и сложностью своей структуры но тем не менее, при условии одинакового уровня и сложности своего развития, виды социальной среды очень сходны между собой, независимо оттого, какие человеческие расы их создали ив каких географических условиях они развиваются. Таким образом, хотя люди продолжают подвергаться дифференцирующему влиянию разнородной естественной среды они в тоже время подвергаются нивелирующему влиянию однородной
ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД КАРЛА МАРКС А
37
искусственной среды, которая ведет к уменьшению расовых различий и к развитию одинаковых потребностей, одинаковых интересов, одинаковых страстей и одинаковых умственных способностей. Впрочем, сходство естественной среды — например, одинаковая высота и широта данных местностей — тоже влияет на создание единообразия в мире растений и животных. В сходной естественной среде мы находим сходную флору и фауну. Таким образом, сходная искусственная среда стремится сгладить различия между людьми, разделенными естественной средой на расы и под-расы.
Естественная среда эволюционирует крайне медленно. Поэтому те виды растений и животных, которые приспособились к ней, кажутся нам неизменными. Искусственная среда эволюционирует, наоборот, со всевозрастающей быстротой. Именно поэтому человеческая история носит — по сравнению с историей животных и растепий — характер чрезвычайной подвижности.
Искусственная среда, — совершенно также, как органическое существо и естественная среда, — образует совокупность, сложную систему, без точных границ в пространстве и времени вое части этой системы настолько соответствуют друг другу итак тесно между собой связаны, что ни одна из них не может измениться, не производя потрясения во всех других частях, которые в свою очередь должны подвергнуться изменению.
У диких племен искусственная или социальная, среда крайне простая и состоит из немногих составных частей. Она усложняется по мере человеческого прогресса путем присоединения в ней новых составных частей или путем развития уже существующих. Начиная с исторического периода, искусственная среда складывается из хозяйственных, общественных, правовых и политических отношений, привычек, обычаев, нравов и моральных воззрений, здравого человеческого рассудка и общественного мнения, религии, литературы, искусств, философии, науки, способа производства и обмена и т. д, и живущих в ней людей. — Эти составные части социальной среды, изменяясь и воздействуя друг на друга, породили ряд все более сложных и обширных форм социальной среды эти изменения, номере своего развития, изменяют самих людей, ибо не только естественная среда, но и данная социальная среда обусловливает бытие людей, представляющих в физическом и моральном отношении одинаковые отличительные признаки. Если бы все эти связанные между собой части были устойчивы, или изменялись также медленно, как части естественной среды, — тогда искусственная среда оставалась бы всегда в равновесии и не имела бы вовсе истории, Нов действительности ее равновесие отличается
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iхарактером чрезвычайной и всевозрастающей неустойчивости оно непрерывно нарушается вследствие изменений, происходящих водной из ее частей, вызывающих соответствующее воздействие на остальные ее части.
Части органического существа, как и части естественной среды, оказывают друг на друга прямое, так оказать, механическое воздействие. — Когда входе физического развития человек окончательно принял вертикальное положение, оно стало отправной точкой изменения всех его органов когда голова, вместо того, чтобы держаться сильными мускулами вниз на шее, как у других млекопитающих, была поднята позвоночным столбом вверх, то изменились и самые мускулы и облегаемый ими костяки, изменяясь, изменили череп, головной мозг п т. д. Когда слой чернозема в какой-нибудь местности почему-либо увеличивается, тона нем начинает расти лес вместо худосочных растений лес изменяет направление рек, увеличивает об’ем водного потока и т. д.
Н о части искусственной среды могут воздействовать друг над р у га только при посредстве человека. Подвергшаяся изменению часть должна прежде всего преобразовать людей в физическом и духовном отношениях, должна заставить их действовать и должна побудить их так изменить другие части, чтобы они достигли того же уровня развития, что иона, ибо только тогда эти части не будут задерживать ее дальнейшего развития, находясь с ней снова в полном соответствии. Оставшаяся неизмененной часть социальной среды дает чувствовать себя именно теми качествами, которые были в свое время полезными, — составляли ее хорошую сторону теперь эта хорошая сторона, став устарелой, становится вместе стем вредной и превращается тогда в дурную сторону. А это тем более невыносимо, чем важнее те изменения, которым эта устарелая часть социальной среды должна была бы подвергнуться. Нарушенное равновесие между частями искусственной среды нередко может быть восстановлено только путем борьбы между той группой людей, которая особенно заинтересована в части, находящейся на пути к изменению, и всеми остальными членами общества.
Для иллюстрации этой роли человека в процессе изменения составных частей искусственной среды достаточно привести несколько исторических фактов из совсем недавнего прошлого, еще сохранившихся в памяти.
Когда промышленность стала пользоваться двигательной силой пара, ей понадобились новые транспортные средства для перевозки топлива, сырья и готовых продуктов. Тогда она внушила промышленным кругам идею вагона с паровой тягой
ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД К АРЛА М АРКСА
39
и рельсового пути эта мысль впервые была практически осуществлена во Франции в каменноугольном бассейне Гара в 1830 г. ив бассейне Луары в 1832 гав Англии Стефенсон пустил в 1829 г. первый поезд, приводимый в движение паровозом. Но дальнейшему распространению этого способа передвижения пришлось столкнуться со всех сторон с весьма сильным сопротивлением, которое в течение долгих лет задерживало его развитие. Характерно, что Тьер, — политический вождь цензовой буржуазии, представитель здравого рассудка и общественного мнения, — энергично сопротивлялся введению нового способа передвижения, доказывая, что железная дорога не может итти». Но железные дороги действительно опрокинули все наиболее против них распространенные доводы от разума. Наряду со многими другими невозможными вещами, — они потребовали серьезного преобразования в тех отношениях собственности, которые служили основанием социального здания господствовавшей тогда буржуазии. В самом деле, до того времени буржуа вел свое промышленное или торговое дело только на свои деньги, в крайнем случае прибегая к помощи одного или двух друзей или знакомых, которые верили в его честность и удачу. Он распоряжался основным капиталом и был не только по имени, но ив действительности настоящим собственником фабрики или торгового дома. Но железные дороги потребовали для своего оборудования таких чудовищных капиталов, что было немыслимо найти их в руках нескольких лиц. Следовательно, необходимо было, чтобы большое число буржуа решилось доверить свои деньги, которых они никогда не выпускали из своих рук, людям, почти им неизвестным по имении еще менее известным своими способностями. А раз деньги были выпущены из рук, они теряли над ними всякий контроль, не имея даже права собственности на вокзалы, вагоны, паровозы и пр, изготовленные на эти деньги. Они получили только право на прибыль, если она была. Вместо золотых и серебряных монет, имеющих об’ем, веси другие солидные качества, им выдают тонкие и легкие листы бумаги, представляющие фикцию бесконечно малой и неосязаемой частицы их коллективной собственности, название которой напечатано на этих листах жирным шрифтом. На всем протяжения буржуазного строя собственность никогда не облекалась в такую метафизическую форму. Эта новая форма собственности, которая обе зли ч ила самую собственность, стояла в таком резком противоречии с прежней ее формой, которая составляла наслаждение буржуа, стой, которую они знали в течение целого ряда поколений, и которую они передавали из рода в род, — что в защиту и пропаганду ее выступили только люди, обвиняемые во всяческих преступлениях, объ­
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iявленные худшими возмутителями общественного порядка, — только социалисты Фурье и Сен-Симон первые оценили этот процесс мобилизации собственности в бумажных акциях. В рядах их учеников мы встречаем промышленников, инженеров и финансистов, которые подготовили революцию 1848 г. и сделались участниками го декабря а. Они использовали политическую революцию 1848 г. для революционизирования экономической среды путем централизации девяти провинциальных банков в один Французский банк, путем легализации новой формы собственности в общественном мнении и путем создания сети французских железных дорог.
Крупная механическая промышленность издалека привозит свое топливо и сырье и по всему свету сбывает свои изделия, поэтому она не может мириться с раздроблением страны наряд мелких независимых государств, каждое с особой системой пошлин, законов, весов и мер, монеты и бумажных денег и т. п крупное производство, наоборот, нуждается для своего развития в существовании об'единен­
ных и централизованных государств Италия и Германия выполнили эти требования крупной промышленности только ценою кровопролитных войн. Господа Тьер и Прудон, — у которых было так много точек соприкосновения, так как оба они выражали политические интересы мелкой промышлен­
l4) Фурье в Traité do l'Unité universelle, — Трактат о всеобщем единстве, — подробно перечисляет выгоды, которая эта форма собственности представляет для капиталиста она не подвергается риску кражи, пожаров и даже землетрясений. Опекаемый никогда не рискует потерять или потерпеть ущерб от плохого управления его имуществом, так как администрация у него та же, что и у всех акционеров. Капиталист, обладай он хоть сотней миллионов, в любой момент может реализовать свое состояние и т. д. Она обеспечивает социальный мир, ибо мятежные стремления превращаются в любовь к
существующему строю, как только человек становится собственником, ас другой стороны — бедняк, обладай он только одним экю рублем, может принять участие водной из общедоступных акций, которые разделены на самые маленькие доли. и стать таким образом, правда, в бесконечно малом масштабе, собственником всей страны и с полным правом говорить наши дворцы, наши магазины, наши сокровища. Социалисты-утописты были и коре е представителями капиталистического коллективизма, чем рабочего освободительного движения. Их золотой век был только денежным веком.
Наполеон III и его соучастники в государственном перевороте очень сочувствовали этим идеям утопического социализма они облегчили самым маленьким кошелькам доступ к государственной ренте, которая до них была монополией только одних толстосумов они демократизировали государственную ренту как выразился один из них дав право покупать ренту на пять франков и даже на один франк (несколько копеек. Они думали этим заинтересовать массы в устойчивости государственного кредита и предупредить политические революции
ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД К АРЛА МАРКСА
41
ности, — тоже принадлежали к пламенным защитникам независимости государств от папы и итальянских князей.
Так как человек создает и последовательно изменяет части искусственной среды, то, очевидно, движущей силой истории является именно он, как думает Вико, а не метафизические сущности — справедливость, прогресс, свобода и т. д, как упрямо твердят наиболее философски настроенные историки. Эти сбивчивые и туманные воззрения варьируют от одной исторической эпохи к другой, от одной общественной группы к другой и даже от одного индивидуума к другому в пределах одной и той же эпохи, потому что они служат идейным отражением тех явлений, которые происходят враз личных частях искусственной среды. Так например, — капиталист, наемники судья имеют различные представления о справедливости. Социалист понимает под справедливостью возврат наемнику-производителю украденных у него богатства капиталист — сохранение этих украденных богатств итак как капиталист обладает экономической и политической властью, то его представление о справедливости является господствующими имеет силу закона, а для судьи закон — сама справедливость. Именно потому, что одно и тоже слово прикрывает противоречивые представления о справедливости, буржуазия сделала из этой идеи орудие своего господства и обмана.
Та часть искусственной, или социальной, среды, в которой протекает деятельность человека, дает ему физическое, духовное и моральное воспитание. Это воспитательное влияние обстановки, — которая порождает в человеке идеи и приводит в движение его страсти, — носит бессознательный характер. Человек приписывает свои действия свободному импульсу своих страстей и мыслей, тогда как в действительности он только поддается влиянию, оказываемому на него той или другой частью искусственной среды, которая может воздействовать на другие свои части только посредством его идей и страстей. Повинуясь бессознательно косвенному давлению среды, человек приписывает руководство своими действиями и движениями какому-нибудь богу, божественному разуму или же идеям справедливости, прогресса, гуманности и т. п. Ход истории является бессознательным, потому что, — как говорит Гегель, — человек приходит всегда к другому результату, чем тот, к которому он стремился, и это потому, что человек до сих пор не сознавал причину, которая заставляет его действовать и направляет его поступки...
К акая же самая неустойчивая часть искусственной (социальной) среды, которая чаще всего изменяется и количественно и качественно, которая из всех частей социальной среды наиболее способна потрясти все здание в целом

42 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ Способ производства, — отвечает Маркс.
Маркс понимает под способом производства не то, ч т ó человек производит, а ток кон производит. Так, например люди ткут еще со времен доисторических, но лишь всего около ста лет, как стали ткать при помощи машин. Машинный способ производства составляет самый существенный признак современной промышленности. — Мы имеем перед глазами несравненный пример его сокрушающей и несокрушимой силы, преобразующей социальные, экономические, политические и правовые отношения. Введение машинного производства превратило Японию на протяжении одного поколения из средневекового феодального государства в конституционно-капиталистическое и поставило ее в ряду мировых держав.
Способ производства приобретает такое могучее влияние благодаря различным причинам. Производство привлекает к себе прямо или косвенно энергию огромного большинства народа только незначительное меньшинство занято в других частях социальной среды, — политике, религии, литературе и пр. Но и это меньшинство, — чтобы добыть себе средства к материальному и духовному существованию, вынуждено интересоваться производством. В результате, все люди в большей или меньшей степени испытывают влияние способа производства на их физическую и духовную жизнь лишь самое небольшое число людей подчиняется влиянию только других частей среды. Но так как отдельные составные части социальной среды воздействуют друг на друга только посредством людей, то та часть, которая влияет на большинство данного народа, необходимо обладает наибольшей энергией, чтобы потрясти все целое.
Способ производства играет сравнительно второстепенную роль в социальной среде дикаря но он получает преобладающее и беспрерывно возрастающее значение по мере того, как человек все больше вовлекает силы природы в сферу производства по мере того, как человек все более познает их. Этот процесс подчинения сил природы начался еще в доисторический период, когда человек стал пользоваться камнем в качестве орудия и оружия.
Способ производства так, сравнительно, быстро прогрессирует не только потому, что в производство вовлечена огромная масса людей, но еще и потому, что, воспламеняя фурий частного интереса а, — оно приводит в движение три порока, которые Вико считал двигательными силами истории жестокость, корыстолюбие и честолюбие.
Способ производства так быстро прогрессирует в течение этих двух веков, что участвующие в производстве люди вынуждены постоянно преобразовывать другие части соци­
ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД КАРЛ А МАРКС А
43
аль ной среды, чтобы удержать их на соответствующем уровне. Сопротивления, на которые они при этом наталкиваются, непрерывно создают экономические и политические конфликты.
Итак, когда хотят открыть основные причины исторического движения, необходимо искать их в способе производствам ат ер и аль ной жизни, который как говорит Маркс обусловливает собой процесс жизни социальной, политической и духовной вообще.
Экономический детерминизм Маркса лишает закон единообразия исторического развития Вико — его характера предопределенности. Этот характер навязывает нам предположение, будто фазы исторического развития данного народа, — подобно эмбриональным фазам животного организма, как об этом думал Жоффруа Сент-Иллер, — роковым образом предопределены его естественной средой и действием некоторой внутренней — «эволютивной» — силы, эта сила будто бы ведет его по предначертанным путям к заранее определенному концу его исторической жизни. Если бы это было так, то отсюда следовало бы, что все народы должны были бы прогрессировать — всегда и во чтобы тони стало — с определенным темпом развития и определенным историческим путем. — Понятный, таким образом, закон единообразного развития человеческого общества не найдет себе подтверждения в фактах исторического развития любого народа.
Историческая действительность, наоборот, показывает нам, что развитие данного народа встречает препятствие в то время, когда другой народ идет вперед стремительным шагом, а третий — идет вспять от той точки развития, которой он уже достиг. Причины этих остановок, прогресса и регресса, — можно об’яснитъ только в том случае, если историю общественного, политического и духовного развития каждого народа мы осветим историей развития той искусственной социальной среды, в которой этот народ развивается. Изменения этой среды определяемые способом производства, — определяют в свою очередь события исторической жизни данного народа.
Искусственная среда преобразуется не только путем внутренней, но и путем международной борьбы данного народа. Поэтому, исторические события в жизни данного народа зависят от отношений, установившихся между искусственной средой, подлежащей преобразованию, и этим народом в том его виде, каким он был создан естественной средой, а также наследственными и приобретенными привычками. Эта естественная среда и это историческое прошлое народа, конечно, придают ему оригинальные, характерные именно для него, черты — и здесь лежит ключ к тому историческому факту, что один и тот же способ производства отнюдь не порождает
о математической точностью у всех живущих им народов тождественные формы искусственной, или социальной, среды следовательно, один и тот же способ производства не вызывает исторических событий, абсолютно сходных у различных народов и вовсе времена истории. Ибо международная борьба за существование все более распространяется и усиливается по мере того, как растет число народов, достигших высшей ступени цивилизации. Историческое развитие народов также не является предопределенным, как и эмбриональное развитие животного организма. Если историческое развитие проходит через сходные семейные, собственнические, юридические и политические организации, через аналогичные формы философской, религиозной, художественной и литературной мысли, то это только потому, что народы, — независимо от их расового происхождения и географической естественной среды, — должны в своем развитии испытать крайне сходные материальные и духовные потребности и должны для удовлетворения этих материальных и духовных потребностей прибегнуть к одинаковому способу производства 15).
44 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ) Жоффруа Сент-Иллер ввел в естественную историю законе дин ст в а плана строения, подобно тому, как Вико ввел в историю человечества законе дин ст вара з в и т и я . Ж оф­
фруа Сент-Иллер думал, что эмбриональное развитие в яйце с момента оплодотворения до рождения, — совершается по предначертанному плану, так что морфологические фазы развития необходимо следуют одна за другой и что поэтому урод есть существо недоразвившееся, частично задержанное на одной из фаз эмбрионального развития Современные эмбриологи отбрасывают мысль о предначертанном плане и думают, что эмбриональное развитие — при жизнеспособности эмбриона (зародыша) — зависит только от состояния среды, в которой он развивается. Если, например, разрушить один или несколько сегментов
(dlastomères) яйцам ура вья, морского ежа, иглокожого и т. п, то можно получить урода те. дефективный организм, — хотя не всегда иногда части неповрежденной среды сами воспроизведут искусственно удаленную часть. Далее, можно в первый период зародышевой жизни искусственно разделить эмбрион пополам, — при условии, что обе части будут продолжать свое развитие тогда вместо одной получим две особи, как если бы зародыш не был рассечен — отсюда предполагают, что аналогичный распад человеческого зародыша в матке является причиной беременности близнецами. Далее, — можно видоизменить жидкую среду, в которой развивается зародыш, путем
ПРОИСХОЖДЕНИЕ АБСТРАКТНЫХ ИДЕЙ
I
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов
связь с админом