Главная страница

Лафарг П._Экономический детерминизм Карла Маркса_1928. Л экономический детерминизм карла маркса


Скачать 17,35 Mb.
НазваниеЛ экономический детерминизм карла маркса
АнкорЛафарг П._Экономический детерминизм Карла Маркса_1928.pdf
Дата05.05.2018
Размер17,35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLafarg_P_Ekonomicheskiy_determinizm_Karla_Marxa_1928.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44851
страница5 из 19
Каталогid8253261

С этим файлом связано 65 файл(ов). Среди них: Trencheni-Valdapfel_I_-_Gomer_i_Gesiod.pdf, Chzhuan-tszy_Le-tszy_Filosofskoe_nasledie_-_1995.pdf, Gesiod_-_Polnoe_sobranie_textov_Antichnoe_nasledie__-_2001.pdf, 12_113415_1_70397.pdf, Goly_chelovek_-_Desmond_Morris.pdf, Mey_R_-_Smysl_trevogi_Perev_s_angl_M_I_Zavalova_i_A_I_Siburinoy_, Desmond_Morris_Nablyudaya_za_chelovekom.pdf, M_M_Rozental_Dialektika_Kapitala_Marxa.pdf и ещё 55 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Образование инстинкта и абстрактных идей
К инстинкту животных можно приложить то, что философы называют врожденными идеями. Животные рождаются с органическим предрасположением си н тел л е к ту аль н ы м предо бра зова ни ем, как говорит Лейбниц позволяющим им без предварительного прохождения какой бы тони было школы опыта произвольно выполнять самые сложные акты, необходимые для их индивидуального сохранения и для размножения своего вида. Это «предобразозание» нигде так поразительно не проявляется, как у насекомых, развивающихся путем метаморфоза—превращения (бабочки,
п др, назначило в прервало
VIII года (1800) премию в ООО франков за следующую работу установить путем ежедневного наблюдения над одним или несколькими грудными детьми порядок развития физических, умственных и моральных способностей, а также в какой степени этому развитию способствует или препятствует влияние предметов и лиц, окружающих ребенка».
В том же заседании, — как сообщает отчет в
D é c a d e p h i l o s o p h i q u e ( Философская декада ж уриал)4от 30 пре­
риаля,—Жерандо прочитал свои соображения о методе, которому надо следовать в наблюдениях над дикими народами, другой член делал сообщение о детстве некоего
Масьб, глухонемого от ро­
ждения.
Общество очень интересовалось наблюдением над дикарем о острова Аверона, привезенном в Париж в конце VIII года. Три охотника нашли ого в лесу, где он жил, голый, питаясь желудями и корнями на вид ему было двенадцать лет
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iмайский жуки т. п. По мере своих превращений они приспособляются к различного рода жизни в строгом соответствии с каждой новой формой, принимаемой ими. Себастьен Мерсье был вполне прав, утверждая, что инстинкт есть врожденная идея 23). Спиритуалисты, не имевшие понятия о том, что инстинкт может быть результатом длительного приспособления какого-нибудь вида животного к условиям своей естествен-
Ж)й,среды, смело заключали, что инстинкт есть дар божий. — Человек никогда не колеблется об’явить ускользающие от него причины явлений, как нечто, находящееся за пределами человеческого понимания) Седьмого нивоза УШ года (1800) Себастьен Мерсье прочитал Париже, вышедшем из состояния революции, первую публичную лекцию о врожденных идеях с целью
«с-вергпуть Кондильяка,
Локка и их метафизику. Первое пробуждение спиритуалистической философии, уже оползала сошедшей совершенно со сцены, приписывается Рувье-Коллару. Эта честь, — если в этом есть честь принадлежит скорее Мерсье, этому неуравновешенному уму, противополагавшему Канта энциклопедистами нашумевшему своим намерением опровергнуть Ньютона — этого апйтома света, который пе мог выдумать ничего смешнее, как заставить землю как индюшку вращаться вокруг солнечного фокуса. — Буржуазный спиритуализм не мог иметь во Франции более достойпого воопроемника.
Лекции Мерсье произвели сенсацию на них присутствовала многочисленная публика. Философская декада от 10 флориала дает отчет о лекции о врожденных идеях Я их признаю, — воскликнул Себастьен Мерсьэ вначале лекции и я повинуюсь в этом моему внутреннему разуму- Человек мыслит независимо от предметов и чувств. Врожденные идеи об'ясняют все. Картина идей какого-нибудь человека явила бы картину божественных истин Инстинкт есть врожденная идея»...
Мерсье имел предшественником знаменитый декрет Робеспьера, который восстановил бога в его правах, как какого-нибудь простого уволенного за штат полицейского чиновника.
Огатья первая этого декрета — Французский народ признает существование Высшего Существа и бессмертие души».
С татья вторая — Для того, чтобы сосредоточить человеческую мысль на божестве и иа высоком значении человеческого бытия, будут учреждены праздники».
Гимн, пропетый па празднике реставрации высшего существа после речи Робеспьера, предсказал конец атеизму sont—ils èeux qui t’osaient menacer?
Qni, sous le manteau du civisme,
Vils professeurs de l’athêisme,
Du coeur de l’homme espéraient t’effacer!
Pensaient—ils d o n c ..............................
Qu'en revenant à la nature
De la nature on oublierait Где те, что смели тебе угрожать Те кто, прикрываясь плащом гражданственности, надеялись — гнусные проповедники атеизма — изгнать тебя из человеческого сердца!...
Думали ли они. что возвращаясь к природе, можно забыть ее творца
ПРОИСХОЖДЕНИЕ АБСТРАКТНЫХ ИДЕИ Но инстинкт яе является, — подобпо справедливости софистов спиритуализма неизменной способностью, недоступной никакому уклонению, никакому изменению. Домашние животные, в большей или меньшей степени, изменили свои инстинкты, дарованные богом по его неисчерпаемой доброте к их диким прсцщам. Куры и утки наших птичьих дворов почти совершенно утратили инстинкт полета он стал для них бесполезным в искусственной среде, в которой держит их человек на протяжении многих веков. Инстинкт водяных птиц изгладился у цейлонских уток до такой степени, что их надо толкать, чтобы заставить войти вводу. Различные породы кур (les Hondan, les La Flèche, les Campine etc) лишились могущественного инстинкта материнства они великолепно несутся, но никогда не стремятся стать наседкой. После того, как в некоторых местах Германии телят, на протяжении нескольких поколений, отбирали от их маток с момента их рождения, — укоров было замечено значительное ослабление материнского инстинкта. Жерар полагает, что одной из главных причин материнского инстинкта у млекопитающих была потребность освободиться от молока, вызывавшего набухание сосцов 24). Другой натуралист доказывает, что инстинкт устройства гнезда у колюшки следует приписать не богу, но временному воспалению почек, которым страдают эти рыбы вовремя полового возбуждения.
Для уничтожения инстинкта, даже наиболее укоренившегося, не требуется долгого времени. Романэс сообщает случай с курицей, которую предварительно заставили в течение трех раз подряд высиживать на утиных яйцах она сознательно толкала вводу уже настоящих цыплят, которых ей позволили высидеть. Человек произвел переворот в инстинктах собачьей породы сообразно своим потребностям он прививает собаке новые инстинкты и подавляет старые. Собака в диком состоянии не лает, собаки дикарей молчаливы это цивилизованный человек привил собаке инстинкт лая и затем уничтожил его у собак некоторых пород. Гончая собака при встрече с дичью устремляется на нее, подавая при этом голос, между тем как вид дичи делает лягавую собаку немой и пригвождает ее к месту. Если лягавая собака хорошей породы) Приложение к Фигаро от 18 января 1880 г. воспроизводит по письмам одного миссионера наивные причитания одной индианки из Эквадора иад трупом ее новорожденного, хорошо характеризующие роль молока в первобытной материнской любви Омой господин. о сын моего чрева, мой батюшка, моя любовь, почему ты меня покинул Для тебя ежедневно наполнялась теплыми сладким молоком эта грудь, которой ты любил играть Неблагодарный, разве я хоть один единственный раз забыла при пробуждении твоем наклониться над тобой, чтобы покормить тебя Ах, горе мне У меня нет никого, кто освободил бы мою стесненную молоком трудь!»,
ЭКОНОМИЧЕСКИ ДЕ ТЕРМИН ИЗ МЛ она не нуждается в воспитании для проявления этого инстинкта, сравнительно недавно приобретенного молодые собаки охотящиеся в первый раз, останавливаются немые и неподвижные без разбору перед камнями, баранами и пр Склонность укоренилась в мозгу, но она слепа и требует специального направления Так как для изменения и подавления инстинктов у какого-нибудь животного и для развития в нем новых — нужно только поставить животное в новые условия существования, то, следовательно, инстинкт диких животных есть нечто иное, как следствие их приспособления к условиям естественной среды, в которых они живут. Инстинкт создается не сразу, он постепенно развивается у животных под действием и воздействием внешних и внутренних явлений эти явления существуют, действие их неизбежно, хотя они могут остаться неизвестными и самому животному.
На себе самом человек может изучить образование инстинкта. Он не может научиться чему-либо, умственно или телесно, без известного мозгового напряжения, которое ослабевает по мере усвоения человеком об’екта изучения. Когда кто-нибудь, например, начинает учиться игре на рояли, ему приходится внимательно следить за движением руки пальцев, чтобы ударить ту именно клавишу, которую он хочет ударить привыкнув, он начинает ударять машинально, не глядя на клавиши и думая при этом о других вещах. Равным образом при изучении иностранного языка необходимо постоянно напрягать свое внимание — при выборе слов, предлогов, окончаний, прилагательных, глаголов и т. д все это позднее, когда освоишься с языком, вспыхивает в памяти инстинктивно. — Мозги тело человека и животного обладают свойством превращать в автоматические поступки то, что было первоначально вызвано желанием, сознанием и что являлось результатом напряженного внимания. Человек не был бы способен к физическому и интеллектуальному воспитанию, не обладай он этим свойством автоматических действий. Если бы он был принужден постоянно следить за своими 'движениями при разговоре, ходьбе, еде и т. п он был бы обреченна вечное детство. Воспитание учит его обходиться без . разума оно имеет тенденцию превратить его вовсе более и более сложную машину заключение прямо парадоксальное.
Мозг взрослого человека более или менее автоматизирован сообразно со степенью его личного воспитания и высотой общественной культуры. Элементарные абстрактные представления о причине, субстанции, бытии, числе, справедливости и т. п. — являются для него чем-то таким же врожденными инстинктивным, как питье, еда человек утратил всякое воспоминание о том, как он их приобрел, ибо цивилизованный человек, подобно лягавой собаке, наследует при рождении тради-
ПРОИСХОЖДЕНИЕ АБС ГР АКТ Н Ы ХИ ДЕ Й
59
ционнуго привычку приобретать эти представления при первой возможности. Но эта тенденция приобретать ид есть последствие накопленного в течение тысячелетий опыта его предков Думать, что абстрактные идеи зарождались самопроизвольно в человеческой голове, было бы также смешно, как полагать, что самый совершенный тип велосипеда или какой-нибудь другой машины был построен с первого раза. Абстрактные идеи, как и инстинкт животных, образовались у особи и у вида постепенно. Чтобы проследить их источники, следует не только проанализировать способ мышления у 'Взрослого цивилизованного человека, как сделал это Декарт. Нужно еще, как хотели этого энциклопедисты, обратиться к разуму детей и подняться вверх по течению веков, чтобы изучить разум варвара и дикаря, подобно тому, как приходится это делать при желании найти происхождение наших политических и социальных учреждений, наших искусств я наших знаний Сенсуалисты минувшего столетия, считая мозг чистой доской — что было радикальным способом возобновить очищение Декарта, — пренебрегли тем фактом капитальной важности, что мозг цивилизованных людей — это поле, обрабатывающееся на протяжении веков н обсемененное тысячью поколений представлениями и идеями, и что, согласно точному выражению Лейбница, мозг «предобразуется» еще до начала личного опыта. Необходимо допустить, что мозг обладает таким расположением молекул, которое предназначено для порождения значительного числа идей и представлений. Только такое предположение допускает об’яснение того, что необыкновенные люди, вроде Паскаля, могли открыть сами по себе ряд абстрактных идей таковы же теоремы первой книги геометрии
Эвклида, — они могли быть выработаны только долгим рядом мыслителей. Во всяком случае, мозг обладает такой способностью к приобретению некоторых элементарных понятий и идей, что он даже, не замечает факта их приобретения. Мозг не ограничивается одним получением впечатлений, пришедших извне при посредстве чувств. Он сам совершает молекулярную работу, которую английские физиологи называют бессознательной мозговой деятельностью, помога-
*в) Древние не боялись обращаться к животным, чтобы открыть происхождение некоторых наших познаний. Так, приписывая всецело богам происхождение медицины, они признают, что многие лекарства и мелкие хирургические операции обязаны своим происхождением животным.
>
Длиний Огарший сообщает в своей Естественной истории, что дикие козы Крита иаучили людей употреблению некоторых целительных тр аь» собака научила употреблению порея, и что египтяне приписывали открытие слабительного собаке, кровопускания — гиппопотаму, а промывания ибису
ЭКОНОМЯ ЧЕСЕИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iющей ему дополнять свои приобретения, и доже делать новые, не прибегая к помощи опыта школьники извлекают из этой
«рагоденной способности пользу они не вполне твердо заучивают свои уроки перед сном, предоставляя последнему заботу об укреплении их в памяти.
Впрочем, мозг полон тайн это t e r r a i g n o t a — неведомая страна, которую физиологи только начинают исследовать. Он, несомненно, обладает способностями, не находящими себе часто применения в той среде, в которой развивается индивид и его раса. Эти дремлющие в нем способности не могут быть следствием прямого действия внешней среды на мозг, но следствием действия этой среды на другие органы, в свою очередь воздействующие на нервные центры Возможно, что какое-нибудь изменение или новое приспособление лапы, глаза или всякого другого органа, производит действие на мозг, увеличивая его общую массу и усложняя его организацию. Натуралисты придают огромное значение изменению лап древесных обезьян, превратившихся из лазающих в обезьян, способных ходить выпрямившись это было начальным этапом genus homo,— человеческого рода. Нельзя отрицать того, что превращение лапы в руку, в орган, служащий исключительно для того, чтобы хватать, и употребление оружия и орудий — были самыми действительными причинами интеллектуального развития человеческого вида. Тело животного представляет собою единое целое, ни одна часть которого не может измениться без тбго, чтобы не повлечь за собою изменение других частей организма. Гете называл это явление равновесием органов».
Вот несколько примеров, которым нельзя дать иного об’яснения. Трубач, представитель куриной породы в Южной Америке, пойманный в диком состоянии и пущенный на птичий двор, берет на себя надзор за этим двором, заставляя кур, уток и даже индюшек, более крупных и сильных, чем он сам, повиноваться себе он наблюдает за ними, когда им кидают корм, не позволяет им драться и удаляться от курятника присутствует утром притом, каких выпускают, и вечером, когда их загоняют обратно. Каким образом ему удалось развить этот инстинкт в диком состоянии А если он его не развивает, то каким образом существует этот инстинкт Как он существует, раз он находит себе применение только в прирученном состоянии?
Дикари и варвары способны к гораздо большей интеллектуальной деятельности, чем та, которую они выполняют в своей повседневной жизни. На протяжении столетий европейцы перевозили с берегов Африки в свои колонии тысячи негров, — дикарей и варваров, отделенных от цивилизации веками культуры однако ж по истечении короткого промежутка времени они освоились с работами цивилизованных народов. Когда иезуиты приступили в Парагваек воспитанию гуаранисов, те еще бродили голыми в лесах оружием им служили только луки дубинка они не имели понятии о культуре кукурузы их интеллект был еще в таком зачаточном состоянии, что они не умели считать дальше 20, причем должны были для этого пользоваться пальцами руки ноги, однако, иезуиты сделали из этих дикарей искусных работников, способных к трудным работам, как изготовление сложных инструментов, глобусов, декоративная скульптура, живопись и т. п. Эти ремесла и эти искусства, вместе с соответствующими им идеями, небыли свойственны от природы руками умам гуаранисов; они были, таи оказать, внесены в них иезуитами, вроде того, как вставляются новые песни в шарманку. Бели мозг гуаранисов не был способен открыть их по своей собственной инициативе, то он, по крайней мере, был чудесно предрасположен или как говорит Лейбниц иредобразован в их приобретению.
Равным образом достоверно, что дикари чужды абстрактным представлениям цивилизованных, как

ш их искусствам я ремеслам это доказывается отсутствием в их языке выражений для общих идей. Каким образом проскользнули в человеческий мозг абстрактные представления и понятия, являющиеся для цивилизованного человека такими обыкновенными Для того, чтобы решить этот вопрос, необходимо пуститься вместе с энциклопедистами в путь, указанный Вико, изучать дикарей и детей, исследовать язык, — самый важный, если пе первый способ проявления чувств и понятий *“); язык играет такую значительную роль, что христиане первых веков, повторяя идеи первобытных людей, говорили слово есть бог, греки обозначали тем же термином — l o g o s — и слово и мысль от глагола p h r a z o (говорить) они производили p h r a z o m a i , говорить себе, самому, — думать. И действительно, наиболее абстрактный ум не может мыслить, не прибегая к помощи слов, не разговаривая мысленно, если не вслух, как делают это дети д многие из взрослых, бормочащие то, что они думают. Язык занимает слишком большое место в развитии интеллекта, чтобы этимологическое образование слови их последовательные значения не отражали на себе условий жизни и умственного состояния людей, создавших и употребляющих их) Вито в своем небольшом произведении A n t i q u e S a g e s s e d e l ’ I t a l i e — Античная мудрость Италии говорит:
*Я решил отыскать в источниках латинского языка античную мудрость Италии. Мы узнаем из самого происхождения слое, какова была ее философия».
«Все проходит через слова,

говорит-мадам де-Сталь, н все отыскивается в них, если уметь их разобрать».
П РОИ СХОЖДЕНИЕ АБСТРАКТНЫХ ИДЕЙ
62
ЭКОНОМЯЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iПрежде всего поражает один факт очень часто одно и тоже слово употребляется для обозначения и абстрактной идеи н конкретного об’екта. Слова, означающие s европейских языках материальные блага или прямую линию, вырйжают также добро в моральном смысле, или право и справедливость:
Т а a g a t h a (по-гречески) — блага-богатство; to a g a - t h o n — добро o n a (по-латыни) — блага-имущество, b o n u m — добро.
С 9 о d s (по-английски) — товары, блага, t h e g o o d— добро и т. д r t h o s (по-гречески), r e c t u m (по-латыни), d e r e c h o
(по-испански), r i g h t (по-английски) и т. д. выражают то, что находится тта прямой линии, а также—право, справедливость.
Вот еще несколько примеров, выбранных из греческого языка kalon— огрела, дротика также — добро, добродетель р h г е п — сердце, внутренности и—разум, воля k а ко человек плебейского происхождения и — негодяй, злой, безобразный k а коп зло, норок и—преступление. Слово k а ко служит для образования целого ряда выражений, употребляемых для обозначения всего грязного и дурного как к б испражнения, как ко б — испражняться k a k k i a — порок, низость k a k k o t h e o s — нечестивый k a k k ô p h o n i a — неблагозвучность и т. д...
Это — факт, достойный внимания, хотя его мало замечают тоже происходит с повседневными явлениями именно потому, что они колют глаза, их не видят. И стоит задуматься над тем, каким же образом язык толпы и язык философов и юристов мог об’единить водном слове материальное и идеальное, конкретное и абстрактное Прежде всего, возникают два вопроса абстрактное лн и идеальное опустилось до конкретного, до материального, или наоборот материальное и конкретное превратилось в идеальное и абстрактное — Каким образом произошло это претворение?
История последовательного развития зпачетшя слов разрешает первое затруднение она показывает нам, что конкретное значение предшествует всегда значению абстрактному i s s а (по-гречески) — слово, употреблявшееся сначала, как доля, часть, приходящаяся кому-нибудь при разделе, под конец обозначает — решение судьбы o i r a обозначает сначала часть трапезы, предлагаемую гостю, долго воина при дележе добычи, потом—участь и, наконец, богиню судьбы, которой боги и смертные равно подчинены o m o s — употребляется вначале для обозначения пастбища, а под конец означает — закоп.
Связь, соединяющая абстрактный смысл со смыслом конкретным, не всегда очевидна так, очень трудно понять
с первого раза, каким образом человеческий ум мог связать пастбище с абстрактной идеей закона, прямую линию с идеей справедливости, долю приглашенного на пир гостя с непреложной судьбой. Я покажу связи, соединяющие эти различные значения в очерке о происхождении идеи справедливости и добра для данного момента имеет значение лишь указание самого факта.
Человеческий ум применяет в работе обыкновенно один и тот же метод, несмотря на разницу в об’ектах, над которыми ему приходится оперировать например, путь, которым он следует при превращении звуков в гласные и согласные, тот же, которым он следовал для того, чтобы возвысить конкретное до абстрактного. Происхождение букв казалось епископу Мал- линкро таким таинственным, что для успокоения своего ума, он приписал в своем сочинении D e a r t e t y p o g r a - p h i c a — Искусство печати их изобретение богу, ставшему уже однажды ответственным автором инстинкта и врожденных идей. Но исследования филологов сорвали, одно за другим, покрывала, окутывавшие тайну алфавита они доказали, что буквы не упали с неба в готовом виде, но что человек лишь постепенно пришел ж изображению звуков согласными и гласными буквами. Я укажу здесь первые прои- денпые этапы, полезные для моей аргументации.
Человек начинает с изобразительного письма он представляет предмет в виде изображения собаку представляет рисунком собаки- Затем он переходит к символическому письму и целое представляет лишь одной какой-нибудь частью его целое животное головой его. Затем он возвышается до метафорического письма, — он дает изображение предмета, имеющего действительное или предполагаемое сходство с выражаемой идеей переднюю часть льва для обозначения идеи первенства, руку до локтя — для обозначения справедливости и истины, грифа для обозначения материнства и т. д. Первый опыт звукописи производился с помощью ребусов звук представляли в виде предмета, имеющего тот же звук. Египтяне, V которых хвост свиньи назывался d e b , изображали звука е b рисунком свиного хвоста, загнутого колечком. Затем известное число изображений, более или менее измененных, удерживается уже не для фонетического значения нескольких слогов, по для значения начального слога и т. д, и т. д. ” Письмо должно было неизбежно пройти этап метафоры, потому что первобытный человек думает и говорит метафорами. Американский краснокожий, желая сказать мужествен-
П РОИ СХОЖДЕНИЕ АБСТРАКТНЫХ ИДЕЙ
64
Э1Ю110Ш1ЧЕСК11Й ДЕТЕРМИНИЗМ iный вош , говорит он подобен льву человек с проницательным взором — подобен орлу чтобы подтвердить забвение ям обиды, он об’являет, что зарывает ее в землю и т. д. Мы порою не в состоянии разобрать этих метафор точно та же трудно понять, каким образом египтяне пришли к изображению в своих иероглифах справедливости и истины в виде локтя, а материнства в виде грифа. Я сейчас разберу метафору грифа, дальше об’ясню метафору локтя.
Матриархальная семья была в Египте необыкновенно долговечна в ее религиозных мифах можно констатировать многочисленные следы антагонизма двух полов, борющихся, один — за сохранение своего высокого положения в семье, другой за лишение первого этого положения. Египтянин, подобно Аполлону в Э вмени да х Эсхила, провозглашает, что именно мужчина выполняет главную функцию в акте воспроизведения рода, а что женщина подобно оболочке плода только получает и питает свой зародыш египетская женщина возвращала ему этот комплимент и хвасталась тем, что может зачать без содействия мужчины. Статуя Нейфы,
Оопини матери царицы небесной дала, по словам Плу­
тарха, Саису эту вызывающую надпись чЯ—все то, что было, что есть и что будет никто не поднимал моего платья солнце- плод, рожденный мной. Ее имя между прочими начертаниями обозначалось, в качестве эмблемы, грифом и первой буквой слова — мать (mou)■
*•). Иероглифы же Гораполлона сообщают нам египтяне полагали, что у грифов нет самцов, а самки оплодотворяются ветром. Египтяне приписывали этой птице, считавшейся во всех других местах свирепой и ненасытной, такую крайнюю материнскую нежность, что она раздирала себе грудь, чтобы накормить своих птенцов. Таким образом, сделав грифа, — благодаря его странной способности воспроизведения рода, — птицей Нейфы, богини-матери, которая в свою очередь рождает без содействия мужчины, — египтяне сделали эту птицу символом матери, а затем и эмблемой мате­
ринства.
Этот характерный пример дает нам понятие о тех поворотах и изгибах, которыми идет человеческий ум, чтобы представить свои абстрактные идеи в образе конкретных об’ектов.
' Если в метафорическом и эмблематическом письме изображение какого-нибудь материального об’екга становится символом какой-нибудь абстрактной идеи, то следует понимать, что слово, созданное для обозначения об’екта или одного из его свойств, стало в конце концов служить для обозначения абстрактной идеи.
2в) Ша м пол ль он Младший Египетский Пантеон Egyptien, 1825.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ АБСТРАКТНЫХ ИДЕИ В голове ребенка и дикаря,—этого х дитяти человеческого рода, по выражению Вико,— существуют только образы данных об’ектов; когда ребенок говорит кукла, то он под этим подразумевает не какую-нибудь куклу, но известную ему куклу,—ту, которую он держал в своих руках или которую ему уже показывали если ему дадут другую, то он иногда оттолкнет ее с гневом. Точно также, каждое слово представляв! для него имя собственное, символ об’екта, с которым он вошел в соприкосновение. В его языке, как н в языке дикаря, нет родовых слов, обнимающих группу об’ектов одной н той же природы, но имеется только ряд имен собственных в языке дикарей нет также слов для общих понятий, например, человек, тело и т. д, и для абстрактных идей времени, причины и т. п. В некоторых языках нет глагола быть. У туземцев Тасмании было изобилие слов для обозначения каждого дерева различного видано не было слова для дерева вообще. У малайцев нет слова краска, хотя имеются названия для каждой краски в отдельности. У абипонов нет слова человек, тело, время и т. д, и нет глагола — быть они не говорят Я — абипон, ноя, абипон» Но мало помалу дитя и первобытный человек переносят имя и понятие с лиц и вещей, первоначально ставших им известными, — на лица и вещи, имеющие сходство, действительное или кажущееся, с первыми они вырабатывают, таким образом, путем аналогий и сравнений, общие абстрактные идеи, обнимающие более или менее обширные группы об’ектов; иногда имя собственное становится символическим выражением абстрактной идеи, представляющей группу об’ектов, аналогичных тому об’екту, для которого было сочинено данное слово. Платон утверждает, что общие идеи, — полученные) Идея промели очень медленно проникала в человеческий мозг. Вико замечает, что современные ему флорентийские крестьяне говорили
«столыео-то урожаев вместо столько-то лет.
«Латнпяпо говорили вместо «столько-то лет «столько-то колосьев
( a r i s t a s ) , — выражение еще более частное, чем жатва. Это выражение указывала только на бедность языка (я мысли, мог бы ов прибавить, грамматики же видели в нем художественный образ. Представление о годе, как о солнечном обороте, человек получил по о л о представления о временах года я лунном обороте. Плиний Старший говорит, что лето считалось одним годом, зима — другим. Жители Аркадии, у которых год продолжался три месяца, измеряли год числом времен года, а египтяне — числом лун вот почему многие из них — приводятся, как пр«имвр тысячелетней жизни».
П р им е чан и ере д . Разница между выражениями «я—абипон» и я, абипон», незаметная для русского произношения, в котором настоящее время глагола бытья еомь» опускается но эта разница имеет зпачение доя разговора на других языках, в которых атот глагол в настоящем времени является необходимой частью предложения (фрапцузский, немецкий, английский и другие языки).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов
связь с админом