Главная страница

Лафарг П._Экономический детерминизм Карла Маркса_1928. Л экономический детерминизм карла маркса


Скачать 17,35 Mb.
НазваниеЛ экономический детерминизм карла маркса
АнкорЛафарг П._Экономический детерминизм Карла Маркса_1928.pdf
Дата05.05.2018
Размер17,35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLafarg_P_Ekonomicheskiy_determinizm_Karla_Marxa_1928.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44851
страница6 из 19
Каталогid8253261

С этим файлом связано 59 файл(ов). Среди них: Goly_chelovek_-_Desmond_Morris.pdf, Mey_R_-_Smysl_trevogi_Perev_s_angl_M_I_Zavalova_i_A_I_Siburinoy_, Desmond_Morris_Nablyudaya_za_chelovekom.pdf, M_M_Rozental_Dialektika_Kapitala_Marxa.pdf, K_Marx_Teorii_pribavochnoy_stoimosti_Chast_3_-_1978.pdf, Lyuxemburg_R_Izbrannye_proizvedenia_T_1_Protiv_reformizma_ch_2_1 и ещё 49 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Эконом, детерминизм
5
ЭКОНОМИЧЕСКИ ДЕТЕРМИНИЗМ iтагам способом в отображающие сходные черты группы об’ек- тов безотносительно к их индивидуальным различиям,—пред­
ставляют собою сущности божественного происхождения. Сократ в X томе Республики говорит, что идея кровати есть сущность, созданная божеством, потому что она неизменна, всегда себе подобна, между тем, как кровати, сработанные плотником, разнятся между собой.
Человеческий ум очень часто сопоставлял друг с другом самые неподходящие предметы, имеющие лишь очень смутное сходство. Так, путем антропоморфизма, члены человеческого тела сделались сравнительными словами это доказывается метафорами, сохранившимися в языках цивилизованных народов, хотя они относятся еще к началу существования человечества таковы утроба земли, жила рудника, сердцевина дуба, зуб пилы, мясо плодов, рукав реки, ножка (уменьш. от нога) стола, спинка (умелый от спина) стула и т. д. •). Когда же в уме человека родилась абстрактная идея меры, он взял за единицу меры руку, ногу, палец греческая мера о г g у i а равняется удвоенной длине вытянутой руки. Всякая мера метафора. Когда говорят, что предмет имеет в длину три фута два дюйма, это значит, что его длина равняется длине трех ступней и двух больших пальцев руки. Ео с развитием цивилизации пришлось прибегнуть к другим единицам меры таковы у греков стадий расстояние, пройденное состязающимися в бегах на олимпийских играх, ау латинян — юге р , площадь, которую могла вопа- хать в течение дня упряжка волов.
Абстрактное слово, как замечает Макс Мюллер, часто есть нечто иное, как прилагательное, ставшее существительным, те. свойство предмета становится самим предметом, превращается в абстрактную его сущность это превращение совершается именно путем метафоры метафора — один из главных путей, по которым абстракция проникает в человеческую голову. В первобытных метафорах говорится пасть пещеры, язык огня, потому что пасть — представляет отверстие, а язык имеет удлиненную форму. Таким же способом, по мере того, как ощущалась в этом потребность, накапливались новые слова для сравнений. И роль этих сравнительных слов играло всегда самое выдающееся свойство предмета — то, что производило наиболее сильное впечатление на чувства. Во многих языках дикарей нет слов для абстрактных понятий твердости, округлости, теплоты и т. д , и нет их потому, что дикарь не дошел еще до создания воображаемых существ или метафизических сущностей; так, вместо твердый, он говорит — как камень вместо круглый как луна вместо горячий как солнце — потому что свойства твердый, круглый, горячий — неотделимы в его уме от камня
ПРОИСХОЖДЕНИЕ АБС Т Р А 1СГНЫХ: ИДЕ11
67
луны, солнца. Только после долгой умственной работы эти качества отделяются, абстрагируются от этих конкретных об’ектов, и тогда качество превращается в существительное и служит знаком для абстрактных идей, образовавшихся в мозгу.
Среди диких пародов еще пе было найдено таких, у которых отсутствовала бы идея числа, — идея по преимуществу абстрактная, хотя счету некоторых диких племен крайне ограничен. Возможно, что в умственном багаже, унаследованном от животных, человек уже нашел математические аксиомы, применяемые животными на практике голубь, например, начинает насиживать яйца только после того, как самка снесла два яйца, как будто он знает, что один да один составляют два собаки, хищные птицы все животные, стремясь к желанному об’екту, следуют всегда по прямой линии, как будто знают, что прямая кратчайшее расстояние между двумя точками.
Понятно, что абстрактная идея числа, в противоположность тому, что полагал Вико, одна из первых, если не первая, образуется в мозгу животных и человека, потому, что, если не все об’екты имеют свойство быть твердыня, круглыми, горячими и т. пони тем не менее имеют одно овойство, общее им всем, — свойство отличаться друг от друга по форме и по относительному положению, занимаемому ими в пространстве а это свойство является отправной точкой счета. Именно поэтому пифагорейцы говорили, что вещи суть числа *°). Необходимо, чтобы идея числа была свойственна мозговой материи только тогда мозговая материя сможет отличить предметы Друг от друга для того, чтобы начать функционировать, те. мыслить. Это признал пифагореец Филолай, который первый, по словам Диогена Лаэртского, стал утверждать, что движение земли описывает крути об’явшг, что число пребывает во всем, что есть, и что без него невозможно что- либо познать, что-нибудь мыслить».
Но продолжение очета далее двух было одним из наиболее тяжких геркулесовых трудов, какие только представлялись человеческому уму это доказывает мистический характер, приписываемый первым десяти Sl) числам, а также мифы и) Платон в Т им ее дает диалог с астрономом н для этого случая забывает своя божественного происхождения сущности и приписывает числу и времени материалистическое происхождение Наблюдение дня и ночи, смены месяцев и года,—говорит он доставляют нам число, открывают время, внушают желание познать природу и мири ) Число 10 имело для пифагорейцев и каббалдстов характер священный. Скандинавы видели в 8 я кратном ему 0 особенно дорогие богам числа каясдые девять месяцев они припосили кровавые жертвоприношения, длившиеся девять дней, в течение которых зака­
лывалось девять жертв — людей и животных. Католическая девяггн-
5*
ЭКОНОМИЧЕСКИ ИНДЕТЕРМИНИЗМ
легенды, связанные с некоторыми цифрами 10 — осада Трои и Вен, продолжавшаяся ровно десять лет 12 — двенадцать олимпийских богов, двенадцать подвигов Геркулеса, двенадцать апостолов и т. д Пятьдесят сыновей Приама, пятьдесят Данаид Эндимион, согласно Павзаняю, сделал Селену матерью пятидесяти дочерей Актеон охотился с пятьюдесятью сворами собак, когда Диана произвела его превращение корабль, построенный Данаем, по указанию Минервы, был лятидесягивесельный, точно также, как и корабль Геркулеса вовремя его похода на Трою и т. д. — Эти числа означают этапы на пути отмечают, сколько раз человеческий ум останавливался, чтоб отдохнуть от усилий, сделанных для их достижения и человек отметил их легендами с целью сохранить о них память.
Дикарь, исчерпав свое уменье считать, говорит много, чтобы указать на излишек предметов, которых он не может сосчитать за отсутствием чисел. Вико замечает,'что у римлян число 60, затем 100, и затем 1.000 были в разные эпохи обозначениями бесчисленного количества. Говасы с Мадагаскара говорят вместо 1.000 — вечер, вместо 10.000 — ночь, а слово t a p i t га, служащее им для обозначения миллиона, в буквальном переводе значит конец счета в, то Же было ау нас, но со времени войны 1870—1871 гг. и американских трестов пределом нашего счета стал миллиард.
Наш язык доказывает, что. человек взял свою руку н ногу за единицу длины, к ли потом присоединились пальцы руки ног, служившие им для счета. Ф. Нансен говорит, что эскимосы, о которыми он прожил год, не имеют названий для всех чисел свыше 5; они считают по пальцам правой руки н останавливаются после того, как назвали и подняли все пальцы для шести они берут палец левой руки и говорят один палец второй руки, для 7 — второй палец итак по порядку до 10; после этого они таким же образом считают по пальцам ноги останавливаются на 20, — предел их счета но их великие математики идут и дальше и для 21 говорят — первый палец другого человека — и начинают спова весь путь по руками ногам. 20 — это человек, 100 — это пять человек. Римские дневная моли ива является отголоском этого культа, подобно тому как святая троица сохраняет мистический характер, связывавшийся с числом три у всех диких народов. Мы находим его во всех первобытных религиях три Парки у греков и скандинавов три богини живви у ирокезов и т. д. Число пять пользовалось у китайцев исключительным преимуществом 5 элементов, 5 способностей, 5 нот архаической (устарелой) гаммы, 5 стран света (наши четыре да еще одна, на которой находится наблюдатель) и т. д. Наше странное деление времонп на нодоли, имеющие 7 дней, не совпадающее ни с месяцами, пи с годом,—есть наследие от халдейцев, для которых число 7 обладало магическими свойствами
ПРОИСХОЖДЕНИЕ АБСТРАКТНЫХ ИДЕЙ цифры, бывшие в употреблении до введения арабских цифр, являются воспоминанием этого первобытного способа счисления это один палец, два пальца, У—это рука, средние пальцы которой растопырены, а большой, мизинец, и четвертый пальцы — согнуты X — это две скрещенных руки. Но когда пришло время считать свыше 100 и 1.000, необходимо было уже прибегать к другим предметам, а не к членам человеческого тела. Римляне употребляли для этого камни- булыжника — c a l c u l i , откуда происходит слово счет — cal­
cul в современных (романских) языках латинские выражения c a l c u l u m ро пе г е (класть камень) и s u b d u c e r e c a l c u l u m (убирать камень) указывают, что они складывали и вычитали, прибавляя или отнимая камни. Я видел в общежитии F a m i l i s t è r e d e G u i s e обучение детей от пяти до шести лет первым двум арифметическим действиям с помощью аналогичного способа. Вое камни, употреблявшиеся для этого, были отмечены вспомним, что камни служили уже для кидания жребия при разделе добычи и земли.
Дикари не умеют считать в уме они должны иметь пред глазами предметы, которые они считают. Точно также при обмене они кладут на землю предмета, которые они дают, против предметов, получаемых ими только это лервобытиое равенство, являющееся в конце концов осязаемой метафорой, может единственно удовлетворить их ум. В их представлениях, как ив представлениях детей, числа — это конкретные вещи когда они говорят два, три, пять, они видят два, три, пять пальцев, камней или каких бы тони было других предметов на языках многих диких народов первые пять цифр носят названия пяти пальцев. И, только проходя через интеллектуальное очищение, — числа в голове взрослого цивилизованного человека представляются уже лишенными всякой формы, напоминающей какой-нибудь об’ект, и сохраняют лишь изображение условных знаков “ ). Самый крайний ) Грош, вместо цифр, пользовались буквами алфавита, сохранив древние кадмовы буквы, что давало им число 27. Первые девять букв были единицами, следующие девять — десятками и последние девять — сотнями.
Вычислять с помощью греческих н римских цифр, среди которых не было нуля, было крайне тяжело и трудно. Только метафизики абстрактные, как абстракция нирваны, — способны были придумать нуль — эту чудесную цифру, — символ небытия, — не имеющую значения, но придающую значение действительно неделимое, — по словам Паскаля,—число, подобное тому как падетгмоо' есть действительный нуль. Нуль играет такую значительную роль в современном счислении, что его арабское название s i ! г (сифр), превращенное португальцами в s i t га (сифра), англичанами в c i p h e r (сифёр), французами в chiffre (шифр, употребляющееся сначала только для обозначения пуля, служит теперь для обозначения всех числовых знаков — цифр
идеалист-метафизик не может думать без слов, считать без знаков, те. без конкретных предметов. Греческие философы, начавши свои исследования о свойствах чисел, дали ими геометрические изображения они разделили их натри группы группу линейных чисел ( mé k o s ) , группу чисел для измерения поверхности, — квадратные ( e p i p e d o n ) ; группу чисел для об’ема тел, те. для тройного измерения кубические
(t га их е. Современные математики сохранили еще выражение линейного числа для коренных чисел.
Дикарь вместо длинный, твердый, круглый, горячий — говорит как ступня, как камень, как луна, как солнце. Но стуши неодинаковы по величине, камни бывают и более и менее твердыми, луна не всегда бывает круглой, солнце летом жарче, чем зимой. Так что, когда человеческий ум ощутил потребность в высшей точности, — он признал недостаточность сравнительных слов, служивших ему до сих пор он выдумал тогда типы длины, твердости, округлости, теплоты, чтобы употреблять их в качестве выражений для сравнения точно также в абстрактной механике математики воображают абсолютно твердый, не имеющий толщины рычаги абсолютно неподдающийся сжатию угол эти абстракции дают им возможность продолжить своя теоретические исследования, задержавшиеся вследствие несовершенства действительных рычагов и утлой Но угол и рычаг математиков, как и типы длины, округлости, твердости, хотя и происходят от реальных об’ектов, но свойства их,—подвергнутые умственной дистнллиротже,— уже не соответствуют более никакому действительному предмету, и представляют собой только идеи, образовавшиеся в человеческой голове, — потому что об’екты в мире действительности разнятся м езду собой, а идеальный тип всегда один и тот же. Платон называет реальные об’ек­
ты призраками — обманчивыми образами, а идеальный тин— сущностью божественного происхождения. В этом случае, как и во множестве других случаев, сам человек является богом- творцом.
Аналогичным способом художники создали химеры, отдельные органы которых, хотя и взятые у различных животных, по соответствуют ничему реальному, являясь лишь плодом воображепия. Хпмера — это сама абстрактная идея, такая же абстрактная, как какая-нибудь идея красоты, добра, справедливости, времени, причины однако, Платон не деранул поместить ее в число своих божественных сущностей.
Человек,— вероятно в те времена, когда среди варварских племен началось классовое расслоение, — отделил себя от животного царства и возвысил себя до степени оверхестествен- ного существа, чьи судьбы являются предметом неустанных забот богов и небесных сил позднее он изолировал мозг от ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕ ЕР МИНИ З М
ПРОИСХОЖДЕНИЕ АБСТРАКТНЫХ ИДЕЙ других органов, чтоб сделать его местом пребывания души. Естествознание возвращает человека в царство животных, последним словом вцепи развития которого они является, а социалистическая философия возвращает и самый мозг вряд органов человека.
Мозг обладает свойством мыслить, подобно тому, как желудок обладает свойством пищеварения мозг может мыслить только посредством щей, создаваемых нм из материалов, каковыми его снабжает естественная среда и среда социальная или искусственная, в которой человек развивается
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕИ СПРАВЕДЛИВОСТИ
I
Талион и вознаграждающее правосудие
Справедливость цивилизованных обществ вытекает из двух источников один берет свое начало в самой природе человека, другой — в общественной, социальной среде, организованной на основе частной собственности. Страсти и представления, существовавшие до возникновения собственности порожденные ею интересы, страсти и идеи, действуя и воздействуя друг на друга, — в конце концов породили, развили и выкристаллизовали в мозгу цивилизованных людей идею справедливого и несправедливого.
Человеческие источники идеи справедливости жажда мести и чувство равенства.
Месть — одна из древнейших страстей человеческой души она коренится в инстинкте самосохранения, в потребности, толкающей животное и человека — давать отпор, когда они получают удар, и машинально отвечать на него, если только страх не заставляет их обращаться в бегство. Месть коренится в той потребности, которая побуждает ребенка и Дикаря наносить удары неодушевленному предмету, о который они ушиблись. Месть, приведенная к ее простейшему и крайнему выражению, есть рефлективное разряжение, аналогичное непроизвольному движению, заставляющему прищурить веко, когда что-либо угрожает глазу.
Месть приобретает у дикарей и варваров интенсивность, неизвестную цивилизованным народам. Краснокожие говорит американский историк Адор,— чувствуют, будто пламя сжигает дни и ночи их сердце до тех пор, пока на пролитую кровь они не ответят тем же. От отца к сыну передают они воспоминание об убийстве родственника, члена рода, будь это даже старая женщина. Сообщают случая самоубийства краснокожих, не смогших отмстить за себя. Фиджиец, получивший оскорбление, кладет на расстояние, доступное его глазу, какой-нибудь предмет, который он убирает только после того, как утолит свою месть. Славянка Далмации показывала ребенку окровавленную рубашку убитого мужа, чтобы возбудить ъ нем жажду мести

1 1 РИС Х 0 Ж ДЕ НИ Е ИДЕИ СПРАВЕДЛИВОСТИ У столетней местн — молочные зубы, — говорит афгап- ская пословица. Бог семитов, хотя они «долготерпелив», — наказывает вину отцов в детях ив детях детей до третьего и четвертого поколения ( Исход. Четырех поколений недостаточно, чтобы утолить его жажду мести он мстит моавитялам и аммонитяиам до десятого поколения, запрещая нм входить в общество господне, потому, что они не встретили вас (израильтян) с хлебом и водою на пути, когда вышли из Египта. ( Второзаконие и 4). Иудей, следовательно, мог подобно скандинаву сказать Черепок устричной раковины может рассыпаться в прах под действием лети другая тысяча лет может пройти над этим прахом, — но месть все еще будет гореть в моем сердце. Эриннии гомеровской мифологии — эти древние богини мести. неутолимой жажды крови. Хор грандиозной трилогии Эсхила, трепещущий от страсти, наполняющей мучениями душу богов и смертных, кричит Оресту, колеблющемуся мстить за отца Пусть оскорбление будет наказано оскорблением Пусть убийство будет отомщено убийством. Зло за зло — гласит древнее изречение мудрости. Пролитая на землю кровь требует другой крови.
Земля-кормилица напилась крови убитого кровь высохла, но след остался неизгладимыми вопиет о местн». Ради мести за смерть своего друга Патрокла Ахилл забывает обиду на
Агамемнона; он заглушает в себе гнев, оставлявший его безучастным к поражению ахейцев. Омерть Гектора не утоляет его страсти, ион трижды волочит его труп вокруг степ Трои.
Дикарь и варвар никогда не прощают, они умеют выжидать в течение ряда лет благоприятного для местн момента.
Клитемнестра в течение долгих десяти лет терпеливо выжидала часа мести убив своего мужа, убийцу своей дочери, она, пьяная от радости и крови, восклицает Роса убийства пала на меня, столь сладостная сердцу моему, как дождь Зевса для полей в то время года, когда хлебное зерно выходит из своей оболочки».
Человек освящает а обожествляет свои страсти, особенно, когда они помогают ему предохранить себя в личном и социальном отношении. Неутомимая жажда крови, месть, возведенная в священную обязанность, становится первой нз обязанностей. Эриннии, многочисленные, как проклятья, выходящие из уст разгневанной матери, устремлялись из мрачного Эреба, как только заклятья вызывали их к яшзии и дви­
жениюээ). Они появлялись при солнечном свете только для того, чтобы раздуть жажду мести и неутомимо преследовать) Проклятья не являются для варвара пустыми словами слово verbum, — обладает для варвара несокрушимым могуществом сами боги подчинялись заклятьям смертных. Евреи, как и китайцы
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iна земле и на море, убийцу ни один смертный не мог их избегнуть. Когда Орест хочет скрыться от них, хор Эринний восклицает Я разолью по той стране (Аттике) гибельный яд моего сердца этот яд—роковой для земли пусть погибнут плоды в зародыше и, подобно им, пусть погибнут детеныши зверей и дети людей. Твой бич, о месть, посеет в стране опусто- нгенье!» Раиным образом и бог семитов пролитую кровь вымещал на растениях, животных и детях. Поэтическое воображение греков олицетворяло в Эринниях— этих грозных богинях, даже имя которых боялись произносить ужас, внушенный первобытным народам неистовством жажды мести.
Вико в своей Новой науке так формулирует эту аксиому социальной жизни Законодательство берет человека таким, каков он есть, чтобы сделать его полезным для человеческого общества. Из кровожадности, скупости и тщеславия трех пороков, совращающих человеческий род оно извлекает армию, торговлю и двор
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов
связь с админом