Главная страница

Лафарг П._Экономический детерминизм Карла Маркса_1928. Л экономический детерминизм карла маркса


Скачать 17,35 Mb.
НазваниеЛ экономический детерминизм карла маркса
АнкорЛафарг П._Экономический детерминизм Карла Маркса_1928.pdf
Дата05.05.2018
Размер17,35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLafarg_P_Ekonomicheskiy_determinizm_Karla_Marxa_1928.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44851
страница8 из 19
Каталогid8253261

С этим файлом связано 63 файл(ов). Среди них: Trencheni-Valdapfel_I_-_Gomer_i_Gesiod.pdf, Chzhuan-tszy_Le-tszy_Filosofskoe_nasledie_-_1995.pdf, Gesiod_-_Polnoe_sobranie_textov_Antichnoe_nasledie__-_2001.pdf, 12_113415_1_70397.pdf, Goly_chelovek_-_Desmond_Morris.pdf, Mey_R_-_Smysl_trevogi_Perev_s_angl_M_I_Zavalova_i_A_I_Siburinoy_, Desmond_Morris_Nablyudaya_za_chelovekom.pdf, M_M_Rozental_Dialektika_Kapitala_Marxa.pdf, K_Marx_Teorii_pribavochnoy_stoimosti_Chast_3_-_1978.pdf и ещё 53 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19
Справедливость распределяющая
Инстинкт самосохранения, первичный и самый повелительный из инстинктов, толкает дикаря, как и его предка животное, к захвату вещей, в которых он нуждается. Все, что он в состоянии схватить, он захватывает для удовлетворения безразлично голода или прихоти. Он обращается с материальными благами точно также, как ученый и литератор — с благами интеллектуальными он берет свое добро как говорит Мольер,—везде, где оп его лаходит **). Путеше­
ственники-европейцы,—особенно те из них, которые стали жертвой этого инстинкта,—предавались чувству благородного нравственного возмущения и клеймили дикаря эпитетом вора, как будто понятие кража может притти в человеческую голову еще до возникновения частной собственности °).
4S) «Природа,—сказал Гоббс,—дал а каждому из нас равное право на все вещи. В естественном состоянии каждый имеет право делать все, обладать всем, что ему только поправится. Отсюда происходит привычка говорить, что природа дала все вещи для всех, и отсюда следует, что в естествспнам состояпин право руководствуется пользой (О гражд аи и и е, кп. I, гл. I). Гоббс и философы, говорящие о естественном праве, «естествонпой религии, естественной философии, навязывают природе свои собственные представления о право, религии н философии,—представления, менее всего являющиеся естественными. Что сказали бы о математике, который стал бы приписывать природе свои представления о метрической системе и стал бы философствовать о естественном метре пли миллиметре Меры длины, законы, боги и философские идеи изобретение человека люди их выдумывали, изменяли и преобразовывали в меру своих личных и общественных яотребпоетей.
♦•) Прудоп, присвоив себе слова Бриссо, впал в туже ошибку, утверждая евоо
«Собственность—кража» в качестве социальной
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iУкротить этот захватнический инстинкт, являющийся видоизменением одного из существеннейших свойств органической материи, наложить на него узду и подавить его до того, чтобы он совсем заглох, — было одной из задач цивилизации. Для обуздания захватнического инстинкта человечество прошло гораздо более многочисленные этапы, чем для обуздания и ослабления чувства мести. Порабощение этого первобытного инстинкта способствовало построению i идеи справедливости, подготовленной уже укрощением мести.
Пока дикарь бродит небольшими ордами по необитаемой земле, вдоль морей и рек, останавливаясь там, где он находит себе в изобилии пищу,—до тех пор он отдается своему захватническому инстинкту без всякого стеснения. Но уже с самых отдаленных доисторических времен необходимость добывать себе средства к существованию заставляет его удерживать этот инстинкт в известных границах. Стоит лишь населению какой-нибудь местности достигнуть известной плотности—и племена дикарей, населяющих ее, начинают делить землю на охотничьи территории, или на пастбища,—если они занимаются скотоводством. Для охраны своих средств существования состоящих из плодов, дичи, рыбы, иногда из стад свиней, свободно пасущихся в лесах,—дикие и варварские народы Старого и Новою света окружают свои территории нейтральными зонамии). Всякое лицо, переступившее границы территории своего племени, подвергается преследованию соседнего племени племя устраивает облаву на него, а иногда даже убивает. Дикарь или варвар в пределах территории может свободно брать все, в чем нуждается, но за ее пределами он может сделать это только под страхом риска и опас­
а кси омы, ибо, как раз наоборот—кража есть следствие собственности, а во ее определяющая причина.
5Р) Слово захватчик существует также на языке зоологов.
Лнтгрэ определяет ого слодующнм образом тот, кто обладаог способностью хватать, захватывать) Грубые дикари Огненной Земли овружают границы своих территорий широкими незанятыми пространствами. Цвзарь говорит, что свевы полагали всю свою гордость в том, что окружали свою территорию обширными пустынями. Германны называли нейтральное пространство между двумя или несколькими племенами—пограничным лесом, а славяне называли его защитным, заповедным лесом. Морган говорит, что в Северной Америке это пространство было более узким между племенами, говорящими па одном и том же языке, обыкновенно родственными и союзными друг другу, и более широкими между пломонами, говорящими па разных наречиях
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕИ СПРАВЕДЛИВОСТИ i89ностей. Нападения на чужую территорию, очень часто поощряемые для того, чтобы развить в молодых воинах мужество и ловкость, являются также и наиболее частыми причинами войн между соседними племенами. Для того, чтобы избегнуть этих войн и жить в мире со своими соседями, дикари должны укротить свой захватнический инстинкт и дать ему волю только в пределах своей собственной территории, составляющей общую собственность всех членов племени.
Но даже в пределах своей территории необходимость охраны средств к существованию заставляет дикарей налагать и здесь узду на свой захватнический инстипкт. Австралийцы запрещают в голодные времена потребление кури свиней, а при плохом урожае плодов хлебного дерева — потребление бананов в ямса они запрещают ловлю рыбы в тех водах, где она начинает становиться редкой. Краснокожие Канады, исходя из других соображений, не убивали бобровых самок. Дикари, даже умирая с голоду, не прикасаются к растениями животным, почитающимся тотемами их племени, те. предками, от которых, по их утверждению, они происходят. Очень часто для того, чтобы сделать подобные запреты более действительными, им придают религиозный характер. Предмет, на который наложено запрещение, становится табу, и боги карают нарушителей этого запрета ограничения захватнического инстинкта носят коммунистический характер они предписываются только вин тересах всех членов племени, и только при этом условии дикарь и варвар добровольно им подчиняются. Но даже у дикарей существуют другие ограничения, не имеющие характера защиты общих интересов.
Оба пола строго разграничены у дикарей в смысле выполнения функций мужчина—воип и охотник, женщина—кор­
милица и воспитательница ребенка, принадлежащего ей, а не отцу, обычно неизвестному или не вполне установленному па нее возлагается хранение запасов продовольствия, приготовление н распределение пищи, изготовление платья н хозяйственных принадлежностей и т. пиона жена первых порах занимается земледелием. Это разделение, основанное на различии пола, вводится для того, чтобы пометать беспорядочным половым сношениям, п поддерживается разделением функций, поручаемых каждому полу оно еще более усиливается религиозными и мистическими обрядами эти обряды особые для каждого пола они воспрещены под страхом смерти лицам другого пола это разделение укрепляется также созданием особого жаргона (наречия, понятного только посвященным каждого пола. Разделение полов привело к антагонизму между пими, выразившемуся в запре-
ЭКОНОМЯ ЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iщениях, наложенных на захватнический инстинкт. Эти эанрс- щения уже не носят больше общего характера, но приникают частный половой характер, можно сказать—классовый характер, ибо,—как замечает Марке,—борьба классов проявляется сначала в форме борьбы полов. Вот некоторые из этих запрещений, налагаемых на пол племена, у которых существует людоедство, запрещают обыкновенно женщинам участвовать в каннибальских пирах некоторые изысканные сорта мяса, как мясо бобра, эму и т. п, предназначаются у австралийцев специально для воинов подобного рода чувство заставляло греков и римлян исторических времен запрещать женщинам пить вино.
С возникновением коллективной семейной собственности ограничения, предписываемые захватническому инстинкту, становятся более многочисленными. Пока территория рода продолжает оставаться неделимой собственностью всех его членов, сообща ее обрабатывающих,—подобно тому, как они сообща охотятся и сообща ловят рыбу,—до тех пор продовольственные запасы, переданные на хранение замужним женщинам, продолжают,—как сообщает Морган,—оставаться общими. В пределах территории своего рода дикарь без стеснения берет необходимую ему пищу в индейской деревне,—говорит
Каттлил, — всякий человек — мужчина, женщина, ребенок — имеет право войти в любую хижину, даже в хижину вождя племени, и покушать вволю. Спартанцы, по словам Аристотеля, сохранили эти коммунистические нравы. Но раздел пахотных родовых земель ввел другие нравы.
Раздел земель мог иметь место только при условии полного удовлетворения завистливого чувства равенства, наполнявшего душу первобытного человека. Это чувство повелительно требовало, чтобы все имели те- же вещи, согласно формуле, данной Тезеем, мифическим законодателем Афин, в качестве правовой основы. Всякий дележ жизненных припасов или военной добычи между первобытными людьми происходил по способу наибольшего равенства. У них не могла даже зародиться мысль о возможности другого способа. Равный дележ для них тоже. что неизбежность, ив греческом языке Мойра — M o i r a , означающее долю трапезы, причитающейся каждому сотрапезнику, стечением времепи начинает означать высшую богиню судьбы, которой подчиняются боги и люди. А слово «Дикэ» (Diké), употреблявшееся вначале в смысле равного дележа, обычая, становится в конце концов именем богини правосудия) Один отрывок из Горак.тида Поптийского, ученика Платона, содержит описание коммунистической трапезы дорийцев. Всякое лицо, принимающее участие в a n d r e i e s (совместная трапеза
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕИ СИРА B E ДЛИ RO CTtt
f Если при распределении каждому его доли пищи должно быть соблюдено самое строгое равенство, то стем большим основанием пробуждается это стремление к равенству, когда дело коснется распределения земли, которая должна доставить эту пищу всей семье. Ибо раздел земли совершается посемейио, пропорционально количеству членов семьи душ) мужского пола.
С полным правом говорят, что разливы Нила заставили египтян изобрести первые начатки геометрии, чтобы иметь возможность распределять ноля, пограничные знаки которых уносились разливами реки. Обращение пашни после жатвы опять в общее достояние, ее общий ежегодный передел вызывали у других народов такую же необходимость, что и разливы Нила Первобытные людн всех стран должны были, независимо друг от друга, открыть методы межевания, не проходя при этом школы египтян. Измерять можно только тогда, когда уже есть уменье считать. Счет стада, по всей вероятности, укрепил понятие числа и развил приемы счета, раздел земель породил понятие меры, а изобретешь посуды привело к понятию об’ема.
Пахотные земли разделялись па прямоугольники, нн очень длинные и очень узкие параллелограммы. A c t u s , поземельная мера первобытных римлян, имела 40 метров в длину и полтора метра в ширину. Прежде чем первобытные люди научились измерять поверхность параллелограмма путем умножения основания на высоту, следовательно, до того еще, как они научились сравнивать параллелограммы, они чувствовали себя вполне удовлетворенными только в том случае, если земельные участки, приходившиеся па долю каждой семьи, заключались между прямыми линиями одинаковой длины они получали эти прямые путем откладывания на земле одной и той же палки одинаковое число раз **). Палка,
получало равную часть только архонт — член совета у древних — иыел право на четыре порции одну — в качестве гражданина, дру- гуто — как председательствующий за столом, а две остальных — для поддержания помещения и, по всей вероятности, для слуг. Каждый стол находился под наблюдением старейшей в семье, распределявшей пищу между сотрапезниками. Эта функция распределительницы, предназначавшаяся жешцице, производила такое сильное впечатле- нио на доисторических греков, что судьбу и рок они олицетворяли в богинях Мойре, Айссе и Керах, имена которых означают долю, причитающуюся при дележе припасов или добычи) «Опособы межеачния д реши х еятгш п, — говорит Поль Таж- пери, — мепое совершенны, чем одрнемы ученых греков, иногда они приходят к довольно неточным геометрическим формулам. Так, египтяне измеряли площадь четырехугольника произведенном полусумм противоположных сторон. Этан другие такие же неправильнее фор-

) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iслужившая для измерения длины прямых полос, почиталась священной. Египтяне считали локоть, те. единицу меры длины, символом справедливости и истины то, что измерено локтем, — истинно и справедливо Участки, заключенные между прямыми линиями, одинаковой длины — успокаивали дух равенства и не давали места спорам. Итак, проведение прямой линии есть важная часть действия раз прямые линии проведены — сггцы семейств были довольны — их чувство равенства получало полное удовлетворение. По этой причине греческое слово o r t h o s (ортос), выражавшее сначала то, что находится на прямой линии, переносится затем на то, что означает истинное, правосудное и справедливое5В). Так как прямая линия приобретает власть укрощать их дшэде страсти, то она, по необходимости, приобретает в их глазах священный характер. Именно путем аиалитичного суждения пифагорейцы, ослепленные свойствами изучаемых чисел, приписывали числу 10 — вещий характер, да и все народы придали первым числам мистическое свойство. Поэтому понятно, что прямая линия воплощала для людей времен первых земельных разделов — все, что казалось им справедливым.
Дух равенства был так неукротим в первобытных людях, что для того, чтобы дележ земли, разделенной на узкие полосы одинаковой длины, не вызвал раздоров, полосы мулы, перенесенные в средневековье преемниками римских землемеров, сохранились в Европе в общих портах до эпохи Возрождения.
P o u r l’h i s t o i r e d e l a S c i e n c e h e l l e n e . Из истории эллинской и ау к им) Г ах тсгаузен а сообщает в своем любгаьгшюм Путешествии в Россию, что он видел в Ярославской губернии шесты, почитавшиеся священными межевыми мерами. Длина шестов находится в обратном отношении к качеству земли наиболее короткая служит для измерения наилучшей земли а наиболее длинная — для земель низшего качества свсе участки неодинаковы по величине и одинаковы по стоимости) Корень ог в греческом языке служит обраоованию связанных с земельным разделом трох рядов слов, кажущихся противоречивыми, нов действительности дополняющих друг друга. Идея движения по прямой линии:
О го прямой, вертикальный, истинный, правосудный, справедливый о г движение вверх, взлет, порыв, страсть ого г - i п привести в движение, возбуждать от аров, подземная галлерея; о г - их заступ ого б—выпрямлять; o r - t h o s i o s
Z e u s Зевс, исправляющий несправедливость. Идея ограничения:
О го рубеж, граница о г • i z 6 — класть предел, ограничивать, определять, постановлять ого то, что служит границей Z e u s ого Зевс, охранитель границ ; t h e o s o r î o в-бог-предел.
3. Идея бдительности:
О иго стража, страж рог- о привратника- ого тот, наказывает, мстит о г - ш a наблюдать, охранить
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕИ СПРАВЕДЛИВОСТИ i93эти распределяли, до изобретения письма, путем жребия с помощью камешков (галек. Поэтому греческое слово k l e r o s , означающее гальку, камешек, переносится на жере­
бьевый участок, затем на родовое имущество, судьбу, условие, страну.
Идея справедливости была, при своем возникновении, так тесно связана с разделом земли, что греческое слово по ш о s, означающее привычку, обычай, закон, имеет корнем пе тот которого произошла многочисленная семья слов, содержащих понятие пастбища и дележа Бв).
N o m o s , слово, употреблявшееся вначале исключительно доя обозначения пастбища, приняло стечением времени многочисленные и несходные значения (местопребывание, жительство, привычка, обычай, закон, которые являются вместе стем историческими осадками, отлагаемыми в процессе эволюции человечества. Если развить хронологический ряд этих значений, то можно обозреть главные этапы, пройдепные доисторическими народами. N o m o s — пастбище — напоминает о пастушеской, кочевой эпохе когда же номад ( n o m a s ) перестает кочевать, — n o m o s употребляется для обозначения местопребывания, жительства. Но когда пастушеские пароды оседают, — выбирают себе жительство в какой-нибудь местно­
сти,—они неизбежно должны разделить землю тогда n o m o s получает смысл дележа. А когда земельные разделы становятся бытовым явлением, тогда n o m o s получает свое последнее значение — обычая, закона, так как закон является вначале нечем иным как кодификацией быта, обычая.
'S греческом языке византийского периода и современной эпохи n o m o s сохраняет уже только значение закона. От n o m o s происходит n o m i s m a — то, что установлено обычаем, религиозной практикой по соблюдать обычай, мыслить, судить n o m i s i s — культ, религия N é m e -
8 i s — Немезида, богиня распределяющей справедливости, и т. д. Все эти слова являются также свидетелями действия, оказанного земельными разделами на человеческую мысль) N o m б—делить, распределять, затем — поступать с кем-нибудь согласно закону n o m пастбище, дележ, участок n o m a s—но­
мад — кочевник, переходящий с места я а место за своим стадом потов первоначально пастбище, потом местопребывание, жительство, дележи наконец обычай, заков; по
Ь—
соблюдать обычай, аакон, мыслить, верить, судить по вещь, установленная обычаем, законом, религиозной практикой, монета по культ, религия, вера N é m е s i гнев богов против Tei, кто покушается на чужие права Немезида — богиня, распределяющая справедливость о р i по ша право на пастбище p r o - n o m i a — привилегия.
Филологичоское происхождение указывает, что идеи дележа, жительства, прнвычки, обычая, закона, мысли, суждения, веры, рели­
гии,—-все исходят из одного итого же иеточттгга, из необходимости делить веылю.
ЭКОНОМЯ ЧЕСКИИ ДЕТЕРМИНИЗМ iРаздел общих родовых земель открывает пред воображением доисторических людей врата в новый мир. Ов производит такой силы и глубины переворот в инстинктах, страстях, идеях и нравах, какого в наши дни не произвел бы возврат капиталистической собственности в общее достояние. Для того, чтобы в умы первобытных людей могла проникнуть странная и противоестественная идея, что они не смеют больше даже дотронуться к плодами жатве соседних полей, находящихся на расстоянии их руки, — они должны были прибегать к ссылкам па какое угодно колдовство, которое только способно было изобрести их воображение.
Каждое поле, предназначенное жеребьем на долю какой- нибудь семьи, окружалось нейтральной зоной, как территория племени. Римский закон двенадцати таблиц определял ее ширину в пять футов. Межевые знаки определяли границу полей сначала это были кучи камней или бревен и лишь позднее им прядали форму столбов с человечьей головой, а иногда нс руками. Эти груды камней, эти обрубки деревьев были для греков и римлян богами давалась клятва не перемещать их. Земледелец не должен был приближаться к ним из страха, чтобы бог, почувствовав удар лемеха плуга, не крикнул ему — Остановись, это поле мое, а там — твое
(Овидий, F a s t e s ) . Проклят нарушающий межу ближнего своего И весь народ скажет «аминь»,—грознт Иегова ( Второзаконие. Этруски призывали все проклятия наголову виновного Тот, кто переместит межевой знак говорит одно из их священных проклятий (анафем),— будет осужден богами, его дом исчезнет, его род пресечется, его земляне будет больше производить плодов пусть град н ржа и летний зной уничтожат его жатвы его члены покроются язвами н станут гнить. — Пусть частная собственность принесла человечеству правосудие зато она изгнала из его среды братство.
Ежегодно, в термнналий — праздник межеваний— владельцы смежных полей Лациума обвивали гирляндами межевые знаки, приносили жертву медом, зерном в вином и закалывали ягненка на жертвеннике, воздвигнутом именно для этого случая, ибо запятнать священный межевой знак, даже жертвенной кровью, считалось преступлением.
Если верны слова латинского поэта *), что страх породил богов, то еще вернее, что с тех пор, как была введена частная собственность, боги были выдуманы только для того ‘T) Платон в своих Законах говорит Первым нашим законом должен быть следующий пусть нектоне коснется межевого знаки, отделяющего его поло от поля соседа, ибо знак этот должен оставаться недвижным пусть никто не осмелится сдвинуть камень, ведь клятвой обязались оставить его на месте
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕИ СПРАВЕДЛИВОСТИ i95чтобы внушать страх.—Греки создали страшных богинь, чтобы обуздать захватнический инстинкт и устрашить покушающихся на чужую собственность. Дикэ и Немезида принадлежали к этой категории божеств они родились после введения земельных разделов, на что указывают их имена па них было возложено поддерживать новые обычаи и карать их нарушителей. Дикэ, ужасная, подобно Эринниям, — с которыми она соединяется, чтобы устрашать и наказывать умиротворяется до мере того, как люди научаются уважать новые земельные обычаи она мало-по-малу теряет свой отвратительный вид. Немезида присутствовала при разделах и следила за справедливым распределением земель. На барельефе, изображающем смерть Мелеагра, Немезида представлена со свитком в руке, в который вписаны участки, доставшиеся каждой семье нога ее покоится на колесе Фортуны. Чтобы понять эту символику, необходимо вспомнить, что земельные участки доставались путем метания жребия и).
Греки были так глубоко убеждены в том, что земледелие и раздел земли породили законы и правосудие, что они сделали богипей плодородия Деметру, богиню аркадских) Земледелие оказало решительное влияние иа умственные способности первобытных людей так, оно, например, изменило их взгляды насчет времени. Часы означали в греческой мифологии деление не дня, а года их было первоначально только двое час весны Талло, имя которого означает зеленеть, цвести, » час осени Карлос, что значит—плод. Весна и осень — важнейшие времена года для дикаря, не обрабатывающего землю и питающегося плодами, которые она сама приносит. После раздела земель число часов повысилось до трех Д икэ, Эвномия, имя которой означает хорошее пастбище, правосудие, наблюдение за обычаем и Эйрепня, что озпачаот мир. Гб$тюд описывает пх в своей То ого пи и, как богинь, лающих людям обычай и устанавливающих между ними мири правосудие, 'подобно Деметре-Тесмофоре.
Пока люди живут охотой, рыбной ловлей и сбором плодов, им безразлично, в какое время года воевать. Но когда у них появляются поля, которыо им нужно засевать и убирать, они должны приостанавливать в течение известных периодов года войпы между племенами и устанавливать сроки перемирия для посева, жатв и других нолевых работ. Они создают тогда час мира, Эйрению и отдают эти сроки, перемирия под ее покровительство. Средневековые католики отдавали их под покровительство бога и называли их перемириями бога. Эйрения происходит от слова е i г Ô — говорить. В Лакедемонии словом e i r c n назывался молодой человек в возрасте старше двадцати хет, имевший право голоса в общественных собраниях. Вовремя периодов, посвященпых полевым работам, споры между племенами и селениями разрешались, но уже не оружием, а словами,—отсюда
Эйретгия, что значит говорящая богипя.
Зем леделие могло иметь влияние и на письмена,—иа это как будто указывает древний способ письма, которым пользовались греки, китайцы и др он состоит в том, что пишут попеременно, слева направо и справа налево, возвращаясь по своим следам, как делают это быки на пашне
пастухов, у которых она носила имя Эриннии, — Деметру, не игравшую никакой роли в обоих гомеровских поэмах.
Деметра посвятила людей в тайну земледелия и установила между ними мир, давши им обычаи и законы. На самых старых памятниках Деметра изображается с головой, увен- чшнной колосьями она держит в руке земледельческие орудия и мак, — символ плодородия благодаря бесчисленному множеству своих зерен. Нона самых поздних изображениях, представляющих ее уже как законодательницу ( t h e s m o - p h o r a ) , — Деметра заменяет свои древние атрибуты стилетом узким кинжалом, служащим для вырезывания на камне текста обычаев н законов, относящихся к разделу земли, — и свитком, в который вписывались акты собственности "Но самые страшные богини и самые ужасные проклятья и анафемы, — пусть и смущали глубоко фантастическое и наивное воображение народов, находящихся в младенческом состоянии, — однако, оказались бессильными обуздать захватнический инстинкт и закоренелую привычку завладевать предметами, в которых Ощущалась нужда. Поэтому пришлось прибегнуть к телесным наказаниям неслыханной жестокости, находившейся в полном противоречии с чувствами и нравами дикарей и варваров. Правда, они добровольно подвергали себя ударам, чтобы подготовиться к Лизни, полной непрерывных войн, но они никогда не придавали им характера наказаний. Дикарь никогда не бьет своего ребенка это отцы- собственники изобрели такое отвратительное правило сильно любить — сильно бить. — Преступления против собственности наказывались более жестоко, чем преступления против личности Гнусные кодексы жестокого правосудия вступили в историю вслед за превращеяием земли в семейную собственность и как следствие этого превращения.
Собственность отмечает свое появление тем. что научает варваров попирать благородные чувства равенства и братства. Против тех, кто покушается на чужую собственность, издаются законы, карающие виновного смертью. Тот, кто ночью тайком срежет или скормит стаду сбор продуктов плуга,—пред­
писывает закон двенадцати таблиц, — тот будет, если он совершеннолетний, принесен в жертву Церере и предан смерти если же это несовершеннолетний, то он будет подвергнут палочным ударам по усмотрению магистрата и присужден к возмещению ущерба в двойном размере. Вор явный, те. застигнутый на месте преступления, будет наказан, если это экономический iiд е термин из м

в#) Мифологическая галле' р с я Миллена (Париж, 1811) воспроизводит многочисленные медали, камеи, вазы, барельефы и т. п, на которых Деметра фигурирует со своими различными атрибутами
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДЕ НС ПРАВЕ ДЛИ ВО СТ И
97
человек свободный, палочными ударами и обращен в рабство. Поджигатель пшеничного скирда будет подвергнут бичеванию и предан смерти через сожжение (таблица VIII, 9, 10, 14). Бургундский закон превосходит своей жестокостью эти римские законы. Он присуждает к обращению в рабство жену н детей до четырнадцатилетнего возраста, если они не донесут немедленно первая—на своего мужа, вторые—на своего отца, виновного в краже лошадей или быков (XLVII, 1, 2). — Собственность ввела донос в недра семьи.
Частная собственность на движимое и недвижимое имущество со времени своего появления породила инстинкты, чувства страсти н идеи, процесс развития которых шел на уровне процесса ее изменений они будут существовать до тех пор, пока будет существовать частная собственность.
Талион заронил в человеческий ум оемя идеи справедливости оно должно было быть оплодотворено разделом земли, положившим основу частой недвижимой собственности, и должно было принести свои плоды. Талион научил человека обуздывать свою жажду мести и подчинять ее регламентации. Собственность подчинила игу религии его захватнический инстинкт. Голь собственности в выработке права получила такой перевес и до того затемнила первоначальное действие талиона, что даже такой проницательный народ, как греки, и такие тонкие умы, как Гоббс и Локк, не заметили этого. Действительно, поэтическая Греция приписывает составление законов единственно богиням, присутствующим при разделе и обработке земли. Гоббс полагает, что до образования собственности в первобытном состоянии совершенно нет несправедливости, которую один человек мог бы причинить другому, а Локк утверждает, что положение, — там, где пет собственности — ист несправедливости столь же достоверно, как любая аксиома Эвкдища, так как понятие собственности заключается вправе на вещь, а понятие, которому соответствует слово несправедливость, — в нападении или нарушении этого права ••). Греки и их глубокие мыслители, загипнотизированные собственностью н забывшие о человеческом существе сего инстинктами и страстями, вычеркивают талион — этот первый и главный фактор истории. Эволюцию человека и сведанных им обществ можно понять и об'яснить только в том случае, если принять во внимание' взаимодействие и воздействие человеческой энергии на экономические и социальные силы и обратно) Гоббс.—О гражданине, замечание, прибавленное к французскому переводу Сорбьера.—Локк.—О п ы то человеческом разуме Эконом, детерминизм

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19

перейти в каталог файлов
связь с админом