Главная страница

Лафарг П._Экономический детерминизм Карла Маркса_1928. Л экономический детерминизм карла маркса


Скачать 17,35 Mb.
НазваниеЛ экономический детерминизм карла маркса
АнкорЛафарг П._Экономический детерминизм Карла Маркса_1928.pdf
Дата05.05.2018
Размер17,35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLafarg_P_Ekonomicheskiy_determinizm_Karla_Marxa_1928.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44851
страница9 из 19
Каталогid8253261

С этим файлом связано 59 файл(ов). Среди них: Goly_chelovek_-_Desmond_Morris.pdf, Mey_R_-_Smysl_trevogi_Perev_s_angl_M_I_Zavalova_i_A_I_Siburinoy_, Desmond_Morris_Nablyudaya_za_chelovekom.pdf, M_M_Rozental_Dialektika_Kapitala_Marxa.pdf, K_Marx_Teorii_pribavochnoy_stoimosti_Chast_3_-_1978.pdf, Lyuxemburg_R_Izbrannye_proizvedenia_T_1_Protiv_reformizma_ch_2_1 и ещё 49 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19
7
Дух равенства не знали не мог найти ничего другого для ослабления жажды мести, кроме талиона; когда начали делить пищу, добычу и землю, этот самый дух равенства повелительно требовал равных частей для всех, чтобы все имели одинаковые вещи, согласно формуле Тезея.
Удар за удар, возмещение, равное нанесенному ущербу, и равные части при распределении средств к существованию и земли вот единственные идеи справедливости, доступные пониманию первобытных людей. Идея справедливости, — выражавшаяся у пифагорейцев аксиомой не нарушать равновесия в чашках весов, со времени ее изобретения, атрибутом правосудия.
Но идея справедливости, которая по своему происхождению есть нечто иное как проявление духа равенства, начинает под действием частной собственности, образованию которой она способствовала, освящать неравенство между людьми, порождаемое этой собственностью.
И действительно, собственность может упрочиться только путем приобретения права защиты против захватнического инстинкта. А это право, раз приобретенное, становится независимой я самодвижущейся социальной силой, господствующей над человеком и обращающейся против него.
Право собственности приобретает такую законную силу, что Аристотель отожествляет справедливость с уважением к законам, защищающим ее, а несправедливость — с нарушением этих заколов. Декларация прав человека игра ж дани на революционной буржуазии 1789 г. возводит собственность в естественное и неписапное право человека (ст. II). А папа римский Лев XIII, — в своей знаменитой энциклике о ноложевии рабочих, превращает частную собственность в догмат католической церкви. — Дух следует за материей.
Варвар заменил пролитую кровь собственностью собственность заменила собой самого человека человек в цивилизованном обществе обладает только теми правами, какие дает ему собственность.
Справедливость, — подобно тем насекомым, которые сейчас же после рождения пожирают свою мать, — разрушает породивший ее дух равенства н освящает порабощение человека.
Коммунистическая революция, отменяя частную собственность и давая всем одинаковые вещи, освободит человека и возродит дух равенства. ТЪгда идея справедливости, преследующая человеческий ум со времен возникновения частной собственности, исчезнет, как самый страшный кошмар, когда- либо мучивший печальное цивилизованное человечество ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕ ТЕР Ы И П Ю Ы
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕИ ДОБРА bIbОбразование героического идеала
Д ля (обозначения материальных благ н блага морального в главнейших европейских языках употребляется одно и тоже слово. Можно заключить, не боясь обвинений в вольности, что это же явление должно встретиться в наречиях всех народов, достигших известной ступени цивилизации, потому что теперь известно, что все они прошли через одни и те же фазисы материальной и духовной эволюции. Вико, предчувствуя этот исторический закон, утверждает в Новой науке, что в природе ив человеческих вещах необходимо должен существовать умственный язык, общий всем народам этот язык единообразно обозначает сущность вещей, являющихся действующими причинами общественной жизни он складывается во столько различных форм, сколько различных видов могут представлять вещи. Доказательством этому служит тот факт, что пословицы эти изречения народной мудрости по самому смыслу своему, одинаковы у всех древних и современных народов, хотя и выражены в самой разнообразной форме».
Я указал в предшествующих очерках — оп рои схождении абстрактных идей и идеи справедливо от и — повороты и изгибы, пройденные человеческим духом для того, чтобы в египетских иероглифах дать абстрактную идею материнства в образе грифа и идею справедливости в мере локоть. В этом очерке я хочу последовать за человеческим духом по мучительному пути, пройденному им, чтобы слить водном слове блага материальные с благом моральным, — с «Добром».
Слова, служащие в современных латинском и греческом языках для обозначения материальных благ и Добра, — имели своим происхождением качества человека (по-гречески) — сильный, мужественный, великодушный, добродетельный и т. д.
Т а a g a t h a — блага, богатства То Добро to akron agathon — высшее Добро
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕ ЕР МИНИ З М o n u s * 1) (по-латыни) — сильный, (мужественный и т. д o n a — достояние, bona patria — родовое пмущсмно.
B o n u m — добро g a t h o s и b o n u s суть родовые прилагательные наделяемые этим эпитетом греки и римляне времен варварства обладали всеми физическими и моральными качествами, требуемыми для идеала героя. Множественное число превосходной степени этих прилагательных ( a r i s t o s, e s t - h l o s b e l t i s t o s и o p t i m u s ) употребляется и как имена существительные для обозначения лучших и первых из граждан историк Веллей Патеркул называет опгиматами— o p t i m a t e s — римских патрициев и богатых плебеев, соединившихся против греков.
Сила и (мужество — первые и самые необходимые добродетели первобытных людей, находящихся в беспрестанной борьбе друг с другом и с природой *’). Дикаре и варвар, силь- el) Тоже самое явление наблюдается во французском языке.
Bon (добрый) о древне-французском языке означает мужественный Песнь о Ро л ан де употребляет аго всегда в этом значении sunt bon, ti fernint Французы храбры, они смелю ударят (Говоря об архиепископе Тюрпене, Роланд произносит arcevcsque est mult bon cliovaliers.
Nen ad meielur en terre desuz ciel,
Bien set ferir e do lance e d’espit.
(Архиеписдоп очень мужественный рыцарь — лучше его нет на землю под небесами,—он умеет хорошо бить пикой н вопьем. Король Иоганн был прозван добрым на свое мужество.
Коммен, писавший в XV веке, говорит о храбрых людях — b o n s h o r n s (добрые людн). Слово g о о d m а п (добрый человек) служило в английском первоначально для обозначения солдата, затем — отца семейство, хозяина дома и, наконец, подобно французскому b o n h o m m e стало прилагаться к крестьянам g o o d m a n
H o d g e , H o d g e (простяк Годж), презрительное нроэвшце крестьян. Без сомнения, именно тогда, когда b o n h o m m e стало прилагаться к крестьянам, вообще,—к крестьянам, которых грабили дворянство и военщина ( v i v r e s u r l e b o n h o m m e жить за счет крестьянина было ходячим выражением, — это слово приняло значение смешного, которое оно сохранило до настоящего времени. Согласно
Дюканжу, слово b o n h o m m e некоторое время означало обманутого мужа. Через прибавление окопчапий g o o d u b o n становится синонимом смеишолх)—g о о d у, b o n a s s e . A g a t h о s и b о n и к не могли в древности приобрести такого значения только в средневековой латыни встречается b o n a tu .s, те. простодушный. Писатели византийского периода употребляют a g a t h o s главным образом в смысле—пежный, добрый. Современные уличные мальчишки в Афинах употребляют, кажется, это слово в смысле—дурак.
м ) Физическая сила ценилась так высоко, что в третьей песне Или ад ы Елена, указывая на гречеокагх вождей троянским старцам, отличает Одиссея от Менелая и Аякса не по возрасту, не по лицу н характеру, а по его силе, так как Одиссей превосходил их шири
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕИ ДОБРА i101пые и мужественные, обладали сверх меры и остальными добродетелями их идеала, поэтому оои под одним прилагательным подразумевали вое физические и моральные качества. Сила и мужество настолько заменяли тогда всякую добродетель, что латиняне, создав для обозначения физической силы и мужества слово v i r t u e , стали употреблять его в смысле добродетели. Греки последовательно придавали те же значения слову a r e té , а метательное копье, первобытное оружие, которое по-гречески называется k a I o n , стало позднее служить для <й5оэначення прекрасного по-латыни оно называется q u i r i s и означает римского гражданина. Варрон сообщает нам, что римляне первоначально изображали бога Марса в виде метательного копья.
Сила и мужество неизбежно должны были впоследствии воплотить в себе всю сумму добродетели, потому что все физическое и моральное воспитание дикарей и варваров сводилось к подготовке к битвам, к приобретению храбрости в борьбе с опасностями, к развитию физических сил для того, чтобы переносить усталость и лишения, и нравственных сил,—чтобы не ослабевать вовремя пыток, которым подвергались пленники. С самого детства тела их приобретали путем гимнастических упражнений гибкость и крепость, закалялись постом и ударами, от которых они нередко' погибали-
Перикл в своей речи при погребении первых жертв пелопо­
несских войн противопоставляет героическое воспитание еще бывшее в силе в Спарте, оно охраняло древние нравы тому воспитанию, которое получала молодежь в Афинах, где уже началась эпоха буржуазной демократии. Наши враги говорит он,—с раннего детства развивают в себе мужество самыми суровыми упражнениями, а мы, нежно воспитанные, не имеем даже желания подвергать себя тем же опасностям. Ливингстон, встретивший у африканских племен те же героические нравы, произвел на их начальников впечатление подобного контраста между английскими солдатами и негр­
скими воинами.
Так как мужество считалось в древности воплощением всяческой добродетели, то трусость необходимо должна была стать пороком поэтому слова, k a k o s и m a l u s —по-грече- оки и латыни значат трус и, кроме того, также—зло, порок*3).
вою плеч. Диодор Сицилийский, перечисляя качества Эпаминонда, приводит сначала его физическую силу, а затем уже силу его красноречия. его великодушие и стратегическое искусство) I r a b e l l i s . i m b e c i l l i s — значит неспособный к войне это слово употребляется латинскими писателями главным образом в смысле трус, слабый телом и духом. M a l u s имеет более общий смысл, оно служит определением того, кто не обладает необходимыми физическими и нравственными добродетелями
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iКогда варварское общество разделилось на классы патриции захватили себе монополию на мужество и на защиту отечества. Эта монополия, употребляя выражение буржуазной экономии, была естественной, хотя и для буржуа нет ничего более естественного, как посылать в коло ниалъные экспедиции рабочих и крестьян, и даже, если это возможно, доверять защиту отечества пролетариям, не обладающим ни одним дюймом земли, ни одним зубцом машины. Патриции сохраняли за собой, как привилегию, защиту отечества, ибо тогда отечество имел только тот, кто обладал клочком земли. Чужестранцы, жившие по торговыми промышленным делам в каком-нибудь древнем городе, не могли обладать домом, в котором от отца к сыну передавалась торговля они оставались чужестранцами, хотя бы на протяжении поколений жили в городе. Трехвековой борьбы стоило римским плебеям,—после поражения на Авентинском холме,—получить в собственность участки, на которых они строили дома. Иностранцы, пролетарии, ремесленники, купцы, колоны, крепостные и рабы были отстранены от военной службы, не имели права носить оружие, не имели даже права обладать мужеством, которое составляло привилегию класса патрициев, *‘). Фукидид сообщает, что спартанская знать приказала изменнически убить 2.000 илотов, только что спасших своею храбростью республику — Опарту. С момента как плебеям было запрещено принимать участие в защите их родной страны и, следовательно, обладать мужеством,—тру­
сость необходимо стала господствующей добродетелью плебеев, как мужество было господствующей добродетелью аристократии. Поэтому греческое прилагательное как о s,— трусливый, низкий злой становится характерным для плебея, тогда как а го, превосходная степень от a g а- t h о s, означает члена класса патрициев. По-латыни m a l u s значит также—некрасивый, безобразный, каковыми в глазах патрициев были рабы и ремесленники, обезображенные, по славам Ксенофонта, их ремеслом, между тем как гимнастические упражнения гармонически развивали тело аристократам) Даже в демократических Афинах времен Аристофана купцов не принуждали к военной службе. Сикофант в его II л у ту се об'яв- ллет. что он становится купцом, чтобы не нтга на войну.
Плутарх говорит, что Марий для того, чтобы победить кичвров и тевтонов, презрел законы и обычаи, призвал в войска рабов н людей без роду н племени (те. бедных, Tin один полководец до него не принимал вх в свои войска онп ввершгп оружие в всякие другие республиканские почести, только достойным этого людям, явное богатство которых отвечало за вх верность) Ремесленные работы обезображивают тело и понижают ум
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕИ ДОБРА i103Патриций древнего Рима была эюгатрид гомеровской Греции g a t h o s , потому что тот и другой обладали физическими и нравственными добродетелями героического идеала единственного идеала, который мог сложиться в социальной среде, в которой они вращались они были храбры, великодушны, имели сильное тело, обладали душевным стоицизмом, были землевладельцами, те. членами племени или рода, владевшими территорией, на- которой они проживали Варвары, занимавшиеся только скотоводством и зачатками земледелия, со страстью отдавались разбою и пиратству, чтобы дать исход избытку своей физической и моральной энергии и чтобы овладеть имуществом, которого они не умели и не могли добыть другим путем. Водной греческой поэме {L e S со о n d ’H у b г i a s), от которой осталась только одна строфа, герой-варвар поет Мое богатство — мое копье, мой мечи мой щит, они защита моего тела ими я вспахиваю землю, ими я яшу, ими я выжимаю сладкий сок винограда из-за них я зовусь хозяином m n o i a » — толпы рабов коммуны. Архилох, продажный авантюрист, живший войной, тоже поет Острием копья добываю я хорошо испеченные лепешки, острием копья добываю я доброе изыарооское вино чтоб пить его, я опираюсь на свое копье в7).
Цезарь сообщает, что свевы ежегодно посылали половину своего мужского населения в разбойничьи экспедиции скандинавы йо окончании посевов садились на свои суда и отправлялись грабить берега Европы греки, вовремя Троянской войны, бросали осаду, чтобы предаваться грабежу. Ремесло пирата не представлялось тогда постыдным, оно вело к славе, — говорит Фукидид. Капиталисты очень чтут это ремесло, колониальные экспедиции — нечто иное как грабительские войны но если капиталисты осуществляют свои пиратские набеги, используя для этого пролетариев то герои - варвары платили за них своей собственной жизнью- Обогащаться считалось тогда почетным только путем войны, поэтому сбережения сына римской семьи носили ственный уровень, вот почему люди, занимающиеся этим делом, никогда не призываются на общественную службу. Ксенофонт, Экономика) Эпитет стоический, прилагаемый к героям
Bapeajpo©, является анахронизмом только в смысле выражения. Это слово было создано для учеников Зенона, который учил в портике — по гречески s t o a . Варвары обладали именно той моральной снлой, к которой стремились стоика) Рыл,яри конца средневековья, разоренные крестовыми походами и лишившиеся своих земель в междоусобных войнах, жили только разбоем и, подобно греческим героям, называли добычу, приобретенную в сражениях, жатвой меча
название p e c u l i u m c a s t r e n s е—имущество, добытое на войне. Позднее, когда эти сбережения стали увеличиваться приданым жены, то и оно получило название p e c u l i u m q u a s i c a s t r e n s e — имущество, как бы добытое на войне. Полководцы поощряли грабеж Ификрат, афинский полководец времен Фокпона,—как передает Плутарх,—«же­
лал, чтобы наемный солдат был жаден к деньгами удовольствиям, потому что в поисках удовлетворения своих страстей он стем большим усердием пойдет навстречу всякой онасно ста. Этот всеобщий грабеж сообщал средневековой пословице кто имеет землю — имеет войну — характер точной истины. Собственники стад и жатв никогда не складывали оружия с оружием в руках они выполняли все функции совместной жизни. Жизнь героев была долгим сражением они умирали молодыми, как Ахйлл, как Гектор. В ахейском войске было только два старика — Нестор и Феникс. Состариться было тогда таким исключительным явлением, что старость стала привилегией,—первой привилегией, проникшей в человеческое общество.
Патриции, возложившие на себя защиту отечества, естественно оставляли за собой участие в государственном управлении оно доверялось только отцам семейств. Но когда развитие торговли и промышленности привело к образованию в городах многочисленного класса богатых плебеев, они должны были дать им, после многих гражданских войн, место в правительстве. Сервий Туллий создал в Риме класс всадников из плебеев-владельцев имущества не ниже сестерций (около 5.250 фр. = 2.000 руб) по оценке каждые пять лет соста® класса всадников подвергался пересмотру, и всадники теряли свое звание, если их имущество оценивалось ниже ценза прямо или благодаря их долгам. Солон, разбогатевший от торговли, учредил сенат и трибуналы в Афинах для всех тех, кто имел средства содержать походную лошадь ( h i p реи пару быков ( z e u g i t a i ) . Во всех городах, о которых история сохранила память, находятся следа подобной революции, и везде богатство, дозволявшее содержать походную лошадь, давало политические права. — Новая аристократия, бравшая начало в богатстве, собранном торговлей, промышленностью ив особенности ростовщичеством, могла добиться положения и удержать свое первенство только путем приспособления к героическому идеалу патрициев и путем участия в защите города, в управлении которым она участвовала •*).
104 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iбР) Аристофан, — адвокат аристократической партии и противник афинской демократии, противопоставляет древние нравы новым, И, по странной вецреледователрности, м.очет самые ядовитые стрелы
В древние времена представить себе собственника без воинских добродетелей было также невозможно, как в наши дни представить себе директора рудника или фабрики химических продуктов без административных способностей или различных научных познаний. Собственность была тогда требовательна она требовала от своего обладателя моральных и физических качеств один факт обладания собственностью заставлял предполагать обладание добродетелями героического идеала, потому что завоевать и сохранить собственность можно было только при условии наличности этих качеств. Физические и моральные добродетели героического идеала были, в некотором роде, воплощены в материальных благах, сообщавших их своим собственникам. Точно также в феодальную эпоху дворянский титул был связан с землей барон, лишившийся своего замка, терял свой дворянский титул, переходивший к его победителю тоже было с барщиной я податями они регулировались качеством земли, а не качествами владевшего ею лица в. Следовательно, не было ничего естественнее варварского антропоморфизма, одарявшего материальные блага нравственными качествами ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕИ ДОБРА i105своей сатиры больше всего в Ламаха, Клеона и демагогов, требующих и добивающихся, несмотря на оппозицию аристократии, продолжения войны со Спартой. Времена изменились. Древняя аристократия—крови и новая аристократия—богатства растеряли много своих воинственных чувств, сохранив в целости только чувство собственности. Война их не обогащала больше, она лишала их стал, опустошала их поля, истребляла их оливковые роши и виноградники, уничтожала их жатвы, сжигала их дома. Аристофан сам имел собственность на Эвбее, бывшей одним из полей сражения в Пелопонесской войне. Платоп, — который, в качестве идеалиста, является пламенным защитником собственности требует в Республике от греков постановления, чтобы во всех междоусобных войнах запрещено было сжигать дома и жатвы этот военный обычай можно позволять только в варварских странах.
6Э) Расходная книга аббатства Сен-Жермэн-де-Пре, относящаяся к IX столетию и опубликованная в 1847 г. Жераром под заглавием
P o l y p t i q u e d e l’a b b é i r m i n o n , — Поземельная книга аббатства Ир мин о я, — распределяет многочисленные земли монашеской общины потрем категориям хутора — свободных, временнообязанных и крепостных эти земля различно <^тагались как
ЛИГШЫМП поишотостями, таки натуральными налогами безотносительно к качествам лиц, занимавших эти хутора. Таким образом, семьи крепостных, занимавшие хутор свободных, ш гатати меньше оброка и поддатей, чем 'свободные люди, занимавшие крепостной хутор.
го) Обратное явление—гшгаоморфизма—щроисходнт в средние века. Дворяне, сохранившие за собой право сражаться на коне, получали такое превосходство вовремя сражений, что лошадь, казалось, сообщала феодальному барооу воин сжую честь. Поэтому ои, (подобно древним богачам, принял имя своего верхового животного и назвался с h é v а 1 i о гс а 11 его и т. д. Его наиболее ценившиеся добродетели производилась от лошади ( c h e v a l e r e s q u e , c a b a l l е- r e s c o s , c h i v a l r o u s и т. д. Для Дон-Кихота лошадь была та
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ iРоль защитника, отечества, которую собственники сохраняли за собой, не была синекурой. Аристотель в своей Политике замечает, что морские и сухопутные поражения вовремя пелопонесских войн уменьшили численность богатых классов в Афинах. Вовремя войны с япигами высшие классы Тарента потеряли такое количество своих сочле­
нов, что стало (возможным установить демократию аза тридцать лет до того число граждан в Арголиде так понизилось вследствие неудачных войн, что право гражданства пришлось даровать периэкам — колонам, жившим за чертой городских стен. Война производила такие опустошения в рядах воинственной спартанской аристократии, что та стала бояться вступать в войну. Состояние богачей и их личность находились в безусловном неограниченном распоряжении государства. Греки отличали между ними леи тур го в , триера р хо в и т. д, которые должны были оплачивать издержки общественных празднеств и вооружения галер флота. Когда после греко-персидских войн пришлось восстановить стены Афин, разрушенные персами, то для этого пришлось разобрать общественные здания и частные дома, чтобы получить материалы для восстановления.
Так как только собственникам движимого и недвижимого имущества дозволялось быть храбрыми и обладать добродетелями героического идеала так как без обладания материальными благами эти нравственные качества бесполезны и даже вредны для их обладателей что доказывает вышеприведенное избиение 2.000 илотов; так как обладание материальными благами было основой существования нравственных добродетелей, — то, следовательно, не было ничего более логичного я естественного, как отождествить нравственные качества с материальными блогами и слить их водном слове.
II
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19

перейти в каталог файлов
связь с админом