Главная страница

Краткий курс лекций по патологической физиологии.. Лекция I. Предмет, задачи и методы патофизиологии. Общая нозология. Лекция II. Общая этиология. Повреждение


Скачать 1,31 Mb.
НазваниеЛекция I. Предмет, задачи и методы патофизиологии. Общая нозология. Лекция II. Общая этиология. Повреждение
АнкорКраткий курс лекций по патологической физиологии..doc
Дата09.06.2019
Размер1,31 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКраткий курс лекций по патологической физиологии..doc
ТипЛекция
#68972
страница1 из 31
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Краткий курс лекций по патологической физиологии.
Оглавление:
Предисловие.

Часть I. Общая патофизиология.

Лекция № I. Предмет, задачи и методы патофизиологии. Общая нозология.

Лекция № II. Общая этиология. Повреждение.

Лекция № III. Общий патогенез.

Лекция № IV. Общий адаптационный синдром. Роль гормональных механизмов в патогенезе неэндокринных заболеваний.

Лекция № V. Патофизиология реактивности и резистентности организма. Биологические барьеры.

Лекция № VI. Иммунологическая реактивность. Патофизиология иммунитета.

Лекция № VII. Патофизиология аллергии (часть 1).

Лекция № VIII. Патофизиология аллергии (часть 2).

Лекция № IX. Патофизиология воспаления (часть 1).

Лекция № X. Патофизиология воспаления (часть 2).

Лекция № XI. Лихорадка.

Лекция № XII. Гипертермия.

Лекция № XIII. Патология водно-солевого обмена и кислотно-щелочного равновесия.

Лекция № XIV. Гипоксии.

Лекция № XV. Патофизиология опухолевого роста.

Лекция № XVI. Патофизиология наследственных болезней.

Часть II. Частная патофизиология.

Лекция № XVII. Патофизиология массы крови. Анемии (часть 1).

Лекция № XVIII. Анемии (часть 2).

Лекция № XIX. Лейкоцитозы и лейкопении.

Лекция № XX. Лейкозы (разбор гемограмм).

Лекция № XXI. Гемостаз.

Лекция № XXII. Патофизиология гемостаза.

Лекция № XXIII. Патофизиология системы дыхания.

Лекция № XXIV. Патофизиология сердечной деятельности.

Лекция № XXV. Патофизиология системы кровообращения. Артериальные гипертензии.

Лекция № XXVI. Патофизиология системы кровообращения. Артериальные гипотензии.

Лекция № XXVII. Патофизиология системы пищеварения.

Лекция № XXVIII. Патофизиология печени.

Лекция № XXIX. Патофизиология почек.

Лекция № XXX. Патофизиология эндокринной системы.

Лекции № XXXI. Патофизиология нервной системы. Гиперкинезы.

Лекция № XXXII. Патофизиология неврозов.

Лекция № XXXIII. Патофизиология обмена веществ.
Предисловие.
Значение фундаментальной подготовки современ-ного врача трудно переоценить. В свете новой концепции подготовки специалистов, внедряемой в рамках ныне действующего учебного плана, патофизиология является одним из важных компонентов успешной и глубокой подготовки врача.

Данный курс лекций, с нашей точки зрения, отвечает указанным целям и предназначен для самостоятельной работы студентов всех факультетов. Он призван облегчить усвоение патологической физиологии и помочь студенту разобраться в сложных вопросах, знание которых необходимо любому практическому врачу.

Краткий курс лекций может послужить основой для самостоятельной подготовки студентов иностранных факультетов, для которых вообще нет специальных учебников по патофизиологии.

Издание курса лекций имеет целью восполнить недостаточное количество учебников по патологической физиологии.

Автор выражает глубокую признательность

профессору А.И.Плаксину,

профессору В.Н.Каплину,

профессору В.А.Черешневу и

профессору И.Ф.Елькину за помощь в работе над курсом лекций.

Одобрено на заседании ЦМС факультета 16.10.96 г.

Разрешено к печати на заседании ЦКМС ПГМА 20.11.96 г.

Автор: доцент кафедры патологической физиологии Пермской государственной медицинской академии Самоделкин Евгений Иванович.
Рецензенты:

● Заведующий кафедрой патологической физиологии Свердловской государственной медицинской академиидоктор медицинских наук, академик, профессор Ястребов Анатолий Петрович.

● Заведующий кафедрой патологии Пермской государственной фармакологической академии доктор медицинских наук, профессор Сыропятов Борис Яковлевич.

● Профессор кафедры патологической физиологии Пермской государственной медицинской академии доктор медицинских наук, профессор Елькин Иван Федорович.
Рецензия

на "Краткий курс лекций по патофизиологии" (методические разработки),

автор - доцент Самоделкин Е.И.
Глубокие знания основ патологической физиологии являются необходимыми для врача. Хорошее знание механизмов развития патологических процессов предоставляет врачу возможность целенаправленновмешиваться в патогенез заболеваний, что является основным условием успешного лечения больного. Поэтому поиск новых методов преподавания патофизиологии можно только приветствовать.

Одним из таких методов является подготовка доцентом Е.И.Самоделкиным "Краткого курса лекций" (методические разработки), который предназначен для самостоятельной работы студентов медицинских ВУЗов. Это результат многолетнего труда. На протяжении многих лет студенты испытывают недостаток учебников по патофизиологии, они постоянно делают заявки на отдельные лекции. Автор взял на себя труд - написать сжато, но строго с учетом программы все разделы общей и частной патофизиологии.

"Курс" состоит из 33-х лекций, в которых разбираются вопросы общей патологии (этиология, патогенез, общий адаптационный синдром, иммунитет и аллергия, воспаление, лихорадка и гипертермия) и лекций, посвященных частной патофизиологии отдельных систем организма (крови, дыхания, кровообращения, печени, почек, пищеварения, нервной и эндокринной).

Считаю, что тема "Гемостаз" и "Патофизиология гемостаза" должны быть объединены в одну лекцию, поскольку первая лекция повторяет программые требования к знанию гемостаза из курса нормальной физиологии и биохимии. Лекция по патофизиологии обмена веществ перегружена отдельными специфическими нарушениями обмена, не отражает вопросов интегративной регуляции и повреждения обмена веществ, должна излагаться в разделе "Типические патологические процессы”, а не в разделе "Частная патофизиолоогия". Патофизиология обмена заслуживает более подробного изложения (например, такие важные нарушения обмена, как сахарный диабет).
Заключение: "Краткий курс лекций по патофизиологии" (методические разработки) рекомендуется для издания типографским методом для широкого использования в учебном процессе как дополнительное пособие для студентов, осваивающих фундаментальный курс патофизиологии.

Зав. кафедрой патофизиологии Уральской медицинской академии, профессор А.П.Ястребов.
Часть I. Общая патофизиология.
Предмет, задачи и методы патофизиологии. Общая нозология (Лекция № I).
1. Патофизиология как наука и учебная дисциплина, ее предмет, задачи и методы исследования.

2. Характеристика патофизиологического эксперимента, преимущества и недостатки экспериментального метода.

3. Взаимоотношения патофизиологии с другими дисциплинами.

4.Общая нозология.
Патологическая физиология - это наука, преимущественно в эксперименте на животных изучающая общие закономерности возникновения, развития и прекращения болезни и патологических процессов у человека. Это наука о жизнедеятельности больного организма или общая патология. Предметом изучения патофизиологии являются общие закономерности прежде всего функционального характера на уровне клетки, органов, систем и больного организма в целом, определяющие возникновение и течение болезни, механизмы резистентности, предболезни, выздоровления и исхода болезни. Общие закономерности выводятся на основании исследования патологических процессов, состояний и патогенеза различных синдромов и заболеваний.

Патологическая физиология складывалась как экспериментальная наука, однако наряду с этим развивалась и клиническая патофизиология, которая при помощи безвредных методов исследования изучала вопросы патофизиологии в клинике. Таким образом, патофизиология - наука методологическая, учит врача наиболее общим законам развития болезни и на их основе - решению сложных ситуаций.

Всякая наука должна иметь свой предмет и свой метод. Предмет патофизиологии - больной человек, а метод - патофизиологический эксперимент, позволяющий воспроизвести на животных модели болезни человека и патологических процессов и на этих моделях исследовать задачи патологической физиологии.

Патологическая физиология решает 6 задач:

1) изучение проблем общей патологии - создание общего учения о болезни или общая нозология,

2) изучение причин болезни и создание общего учения о причинности в патологии - то есть законов, управляющих причинами - это общая этиология,

3) изучение общих механизмов возникновения, развития и прекращения болезней и патологических процессов - общий патогенез - это главная задача,

4) изучение типовых патологических процессов - фундамент болезни (их около 20 в различных комбинациях),

5) изучение общих закономерностей нарушения и восстановления деятельности отдельных физиологических систем и органов - частная патофизиология, где наиболее важным является изучение показателей недостаточности системы или органа,

6) обоснование новых методов лечения - это создание учения о принципах патогенетической терапии - то есть воздействия на механизмы развития болезни на основе знаний патогенеза.

Методы исследования:

1. Патофизиологический эксперимент на животных;

2. Патофизиологическое исследование больного человека (менее характерно).
Структура эксперимента и его особенности. Эксперимент бывает острый и хронический.

Фазы эксперимента:

1. Исследование исходного фона.

2. Получение "модели" болезни и исследование ее патогенеза, механизмов болезни;

3. Патогенетическая терапия (регуляция механизмов патогенеза).

Преимущества экспериментального метода изучения болезни перед клиническим:

а) в эксперименте всегда есть возможность определения исходного уровня показателей, возможность количественно оценить изменения по сравнению исходным с фоном, а в клинике врач не имеет этого,

б) благодаря получению модели в эксперименте неограниченные возможности изучения причин поскольку есть жесткая связь между действующим причинным фактором и развивающейся патологией так как моделирование и есть изучение причины,

в) в эксперименте есть возможность изучения механизмов начальных, самых ранних фаз развития заболевания, скрытых от клинического наблюдения, а ведь именно они являются пусковыми механизмами,

г) в эксперименте есть неограниченные возможности изучения патогенеза - самых глубинных, интимных механизмов патологии, ведь можно применить любые приемы,

д) эксперимент дает неограниченные возможности научного обоснования разработки новых методов лечения.

В эксперименте используются различные методы: биофизические, физиологические, биохимические, морфологические, иммунологические.

Используются различные виды острого эксперимента (вивисекция) и хронического (метод условных рефлексов, вживление электродов в ткани, создание фистул).

Трудности и недостатки экспериментального метода:

1) выбор животного для экспериментального исследования,

2) ее все болезни моделируются на животных,

3) труден перенос экспериментальных данных в клинику,

4) трудно создать модель болезни,

5) этические проблемы.
Клиническая патофизиология имеет свои принципиальные особенности, поскольку различные проявления опосредования биологических процессов социальными являются важнейшим звеном в жизни здорового и больного человека. Главный аппарат опосредования это нервная и другие регулирующие системы и трудовая деятельность, что наряду с иными факторами отличает человека от животного.

Патологическая физиология связывает биологические дисциплины с клиническими, как переходный мостик: основой патофизиологии как науки являются биология, нормальная физиология, биохимия. Патофизиология связана с морфологическими дисциплинами (анатомия, гистология, патанатомия), т.к. изучение функции в отрыве от структуры клетки невозможно. Тесная связь с нормальной физиологией не означает тождества. Разнообразие нарушений жизнедеятельности клеток, органов, организма в целом в патологии все же не имеет "прообраза" этих нарушений в здоровом организме. В зависимости от причины, вызвавшей заболевание; от реактивности организма и влияния внешней среды в самом организме создаются самые различные комбинации нарушений функции и реактивных изменений. При болезнях ряд изменений обусловлен выработанными в процессе эволюции и закрепленными наследственностью формами реагирования клеточных элементов, органов, физиологических систем в условиях патологии.
Патофизиология как учебная дисциплина. При подготовке практического врача патофизиология вооружает его знанием общих законов развития болезни, общих принципов управления болезнью, вооружает врача правильной методологией анализа болезни и патологических процессов. Преподавание патофизиологии имеет целью научить студентов применять естествознание у постели больного, т.е. разбираться в механизме развития болезней и процессов выздоровления, опираясь на общие законы деятельности органов и систем. Таким образом, патологическая физиология вооружает врача правильным методом достижения истины кратчайшим путем и простыми методами, позволяющими быстро и экономично произвести анализ исследуемой патологии - т.е. является методологией.

Преимущества патофизиологии - каждая болезнь состоит из небольшого количества патологических процессов - их около 20, которые имеют общие законы развития.Поэтому думающий врач может полноценно анализировать любое заболевание, а частные детали уже не вызовут такого затруднения (лихорадка, воспаление везде развиваются по одним законам, переплетаются, образуют различные комбинации.
Общая нозология - общее учение о болезни, важнейшими элементами которой являются:

а) повреждение,

б) реакция,

в) патологический процесс,

г) патологическое состояние,

д) болезнь.
Реакция - явление противодействия повреждению, направлена на устранение его и восстановление исходного состояния. Между повреждением и реакцией существует определенное соответствие: при относительно слабом повреждении уровень реакции соответствует или превосходит повреждение. При сильном повреждении уровень реакции может быть ниже.Врач судит об уровне повреждения не по самому повреждению, а по реакции на него. В случае, когда уровень реакции достаточен - это хорошо, но если реакции недостаточно для устранения повреждения, необходимо ее усилить.

Виды реакции: 1) защитно-приспособительная осуществляет приспособление к повреждению;

2) патологическая, по механизму своему также защитно-приспособительная, но вследствие необычного количества или качества приводит к возникновению вторичного повреждения (лихорадка, гной);

3) адаптивные реакции - длительно действующие в организме в условиях изменившейся среды существования.
Патологический процесс - это сочетание явлений повреждения, защитно-приспособительных и патологических реакций. Типичный патологический процесс закономерное сочетание составляющих его элементов при их всегда одинаковом строго последовательном включении (всегда в одинаковом порядке независимо от места локализации патологического процесса и его вида). Характерные черты - динамичность и фазность.

Если патологический процесс остановился в какой-то точке развития - это уже патологическое состояние (процесс без движения).

Патологический процесс по структуре ближе к по-
??????????
болезнь, включает составные части, но болезнь более сложное явление.
Общебиологические признаки здоровья:

структурная и функциональная полноценность здорового организма;

гомеостаз - постоянство показателей внутренней среды, способность сохранять его и оптимальный уровень реагирования;

равновесие организма с внешней средой, независимость от нее.

Общебиологические признаки болезни:

наличие ряда патологических процессов с нарушением структуры и функции органа;

нарушение гомеостаза, хотя бы частично;

нарушение приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды со

снижением биологической и социальной активности.

При диагностике болезни необходимо обязательно оценивать эти 3 критерия болезни и, помимо биологических показателей, следует учитывать показатели приспособляемости к внешней среде. Это легче всего сделать при нагрузке при функциональных пробах, но делать это нужно осторожно.
Болезнь (morbus) - сложное явление, которое состоит из ряда основных элементов. В болезни всегда есть две стороны: повреждение и реакция на него. Важнейший составной элемент болезни - нарушение гомеостаза и взаимодействия организма с внешней средой.

При болезни имеет место изменение ряда гомеостатических показателей, которые в организме удерживаются очень жестко и сдвиг их приводит к гибели (например pH). Хотя нужно отметить, что основная масса показателей может колебаться в определенной степени (например температура тела, биохимический или клеточный состав крови). В принципе гомеостаз - максимальная экономичность функционирования организма, возможность более полноценного приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Гомеостаз полезен в здоровом организме, а при болезни он нарушается. Утрачивая гомеостаз организм теряет обычные механизмы регуляции. Приспособление к внешней среде будет неполноценным (например ребенок с лихорадкой очень чувствителен к гипоксии).

Термин " болезнь " применяется для:

1) обозначения заболевания конкретного человека, понятия о болезни как нозологической единице и

2) обобщенного понятия о болезни, как биологическом и социальном явлении. Представление о болезни связано с качественно отличающейся от здоровья формой существования организма. Но в то же время эти состояния находятся в тесном единстве, так как состояния здоровья и болезни представляют хотя и различные, но неразрывно связанные между собой формы проявления жизни.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

перейти в каталог файлов
связь с админом