Главная страница

Презентация Лекция 1 Этика в стомат. Презентация Лекция 1 Этика в стомат.pptx. Лекция 1 Тема Этика и деонтология в стоматологии


Скачать 0,98 Mb.
НазваниеЛекция 1 Тема Этика и деонтология в стоматологии
АнкорПрезентация Лекция 1 Этика в стомат.pptx
Дата23.09.2017
Размер0,98 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаПрезентация Лекция 1 Этика в стомат.pptx.pptx
ТипЛекция
#26329
Каталогnashkho95

С этим файлом связано 80 файл(ов). Среди них: Презентация Лекция 4 стомат.pptx.pptx, Презентация Лекция 1 Этика в стомат.pptx.pptx, Презентация Лекция 2 Право в стомат.pptx.pptx, Презентация Лекция 1 Этика в стомат.pptx.pptx, Презентация Лекция 8 Бизнес модел стомат.pptx.pptx, Презентация Лекция 7 Орг струк стомат.pptx.pptx, Sakhikh_Muslim.pdf, Презентация Лекция 5 Введение в менеджмент.pptx.pptx, Sakhikh_Bukhari.pdf, ГЕМОДИНАМИКА И СОСУДЫ - 2009.ppt.ppt и ещё 70 файл(а).
Показать все связанные файлы
ЭТИКА В СТОМАТОЛОГИИ Лекция № 1 Тема: Этика и деонтология в стоматологии ПЛАН: 1.Основные понятия этики 2. Этика и деонтология в стоматологии. 3. Этические проблемы в стоматологии 4. Источники профессионально-этических проблем 5. Научно-обоснованные подходы к устранению этических проблем

Задачи лекции:

1.Рассмотреть основные понятия этики;

2.Ознакомить студентов с этикой как системой общественных отношений и особенностями ее функционирования в стоматологии;

3.Расскрыть причины формирующие неэтичность в действиях стоматологов;

4.Обобщить научные подходы к устранению этических проблем.

Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос).

Этос :

а)место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы;

б)устойчивая природа какого – нибудь явления, нрав, обычай, характер. Понимая слово «этос» как характер человека, Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями.

Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков,

а под нравственностью – сами поступки, их объективную сущность.

а под моралью, наоборот, приземленные, исторически очень изменчивые нормы поведения.


    Мораль – это не просто то, что есть, а скорее всего, то, что должно быть. Поэтому соотношение этики и морали нельзя ограничить ее отражением и объяснением.

    Этика, таким образом, должна предложить свою модель нравственности.

Этические размышления зачастую возникают в связи с потребностью человека разобраться в проблемах виновности и ответственности.

Мораль, как показывает этимология слова, связана с характером человека, его темпераментом. Она является качественной характеристикой его души.


Значение морали как качественной определенности человеческой души обосновал Аристотель. Мораль можно рассматривать как способность человека ограничивать себя в желаниях. Она должна противостоять чувственной распущенности.
Удовольствие (или наслаждение) – это чувство и переживание, которое сопровождает удовлетворение потребностей или интереса человека.

Психика, согласно Фрейду, такова, что независимо от установок человека чувства удовольствия и неудовольствия являются определяющими.

Стремление к удовольствиям оказывается реализуемым в отходе от ответственных отношений с другими людьми. С морально-философской точки зрения, гедонизм является этикой наслаждения.

2. ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В СТОМАТОЛОГИИ.

В Индии уже более 3000 лет назад, в ведийскую эпоху, древнему врачу надлежало придерживаться следующего кодекса:

«Всегда будь терпелив, внимателен и учтив,

Будь скромен, подчини дела железной логике ума,

Старайся исцеленье дать больному,

Не требуя ни жертв, ни блага для себя».

Еще Гомер сказал:

«Стоит многих бойцов один врачеватель искусный.

Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством». МЕДИЦИНСКАЯ (ВРАЧЕБНАЯ) ЭТИКА профессиональная этика, регулирующая человеческие отношения в медицине «по вертикали» («врач-пациент») и «по горизонтали» («врач-врач») на основе общечеловеческих моральных ценностей и принципов.

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. deon – должное, logos – учение) – учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей и медицинских работников по отношению к пациентам.

Некоторые врачи

видят пациента в

качестве прямого или опосредованного источника своего заработка и существования. В этом случае в стоматологическом кабинете между врачом и пациентом могут возникать нестандартные морально-этические взаимоотношения, в основе которых лежит так называемый человеческий фактор.
общие вопросы поведения врача;
нравственные правила, регулирующие

взаимоотношения в медицинском

коллективе;

взаимоотношения врача и пациента

в конкретных условиях специальности.

У врачей всех специальностей, в том числе стоматологов, прямое отношение к исполнению профессионального долга имеют их общемедицинская подготовка, владение современными методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, психотерапевтическое искусство, строгое соблюдение правил внутренней (отношение к труду, дисциплина, дружелюбие и чувство коллегиальности) и внешней (приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид, то есть внешняя опрятность) культуры поведения.

Эти слагаемые составляют медицинский этикет и касаются всех членов медицинского коллектива.


Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину. Медицинская «униформа» не нуждается в украшении. Опрятность доктора всегда ассоциируется в представлении пациента с его хорошей профессиональной подготовкой. Больной уверен, что аккуратный врач может хорошо лечить .

Все этические проблемы в стоматологии можно разделить на два вида:


морально-этические;
профессионально-этические.

Морально-этическая сфера стоматолога зависит от его (ее) морального облика, формирующегося на основе воспитания в семье и школе.

Профессионально-этическая сфера стоматолога так или иначе связана с профессиональной деятельностью.



Индивидуальная- Врач в себе- Врач знает о допущенной им диагностической ошибке, но пациент и коллеги о ней не знают; 
Врачебная- Врач – пациент- Допущена ошибка при диагностике пульпита, в результате чего возникло осложнение, что стало известно больному от другого врача;
Коллегиальная-Врач – врач-Врач не согласен с материалами разбора случая его диагностической ошибки, представленными на врачебную конференцию его коллегой
Бригадная- Врач – младший персонал- Несмотря на неоднократные замечания врача, медсестра нарушает режим стерилизационной обработки инструментария


Общественная- Врач – население- Население информировано о том, что врач не использует современные методы лечения
Административная- Врач – администрация -Руководствуясь интересами пациентов, администрация ставит дежурство в выходной день врачу, имеющему маленького ребенка
Коллективная - Врач – коллектив -Врач не согласен с решением коллектива об отказе, о выдаче ему рекомендации для получения высшей категории
Социальная- Врачебное общество – население- Население не поддерживает рекомендации врачебного общества фторировать питьевую воду с целью профилактики кариеса.


1. Профессор М.М. Дитерихса говорит , что врач «должен быть не смелым, а не пугающимся, мужественным — вот то качество, которое гарантирует больному благоприятный выход из опасного положения». Только в этом случае может быть оправдано еще одно драгоценное качество врача — решительность.
Из слов И.И. Мечникова мы знаем о том, что наука может и должна в будущем даровать людям счастливое существование. Этим определяется еще одно важное качество современного врача — оптимизм.


Активно-пассивная- Выполняет свою работу без участия пациента- Основана на представлении, что врач лучше знает, что надо больному. Больной не может участвовать в принятии решений
Покровительственная- Объясняет пациенту, что необходимо сделать, чтобы помочь ему. Выполняет роль наставника- Больному сообщается лишь та информация, которая, по мнению врача, необходима
Информативная- Роль компетентного технического эксперта- Врач доносит до больного всю информацию, а больной сам выбирает
Интерпретивная- Консультирует больного и помогает ему принять решение. Выполняет роль советника- Предполагается, что больной нуждается лишь в уточнении с помощью врача того, что с ним происходит. Решение будет принимать он сам
Совещательная (договорная) -Вовлекает пациента в обсуждение, в течение которого помогает ему осознать приоритеты, касающиеся здоровья- Исходит из представления, что врач может активно влиять на формирование мнения больного и помочь ему принять правильное решение

В общих вопросах условно можно выделить два основных:


соблюдение принципов внутренней культуры — правил отношения к труду, соблюдения дисциплины, бережного отношения к общественному имуществу, дружелюбия и чувства коллегиальности;
соблюдение принципов внешней культуры поведения — правил благопристойности, приличия, хорошего тона и соответствующего внешнего вида (внешняя опрятность, необходимость следить за чистотой своего тела, одежды, обуви, отсутствие излишеств в украшениях и косметике).


К правилам внешней культуры относятся также форма приветствия и умение держать себя среди коллег, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям.

Одним из требований коллегиальных отношений является взаимная ВЕЖЛИВОСТЬ.


себе настоящего врача иначе, как терапевтом и гигиенистом одновременно».

Идеал медицины будущего, к которому следует стремиться, — это медицина здорового человека. В связи с этим одной из первостепенных задач является ознакомление широких масс населения с личной гигиеной, в том числе с правилами гигиены полости рта.

При этом следует помнить, что профилактические рекомендации должны быть научно обоснованы и вытекать из глубокого изучения причин болезни.

Обязанность стоматолога — в индивидуальных беседах, советах, а также в лекциях пропагандировать указанные выше положения.

7. Успешная работа любого коллектива складывается из двух основных моментов. 1.трудолюбие каждого из его участников. 2.трудовую дисциплину.

Врач-стоматолог — это профессионал, владеющий специальными знаниями и умениями для практического осуществления диагностики, лечения и предупреждения болезней зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в целом.

Профессиональную деятельность врача-стоматолога подразделяют на следующие сферы:


общемедицинскую;
специальную (специфическую);
социальную или общественную;
научно-исследовательскую.


диагностика болезней твердых тканей зубов;
обезболивание;
препарирование кариозных полостей;
эндодонтическое лечение;
профессиональная гигиена;
медикаментозное лечение.

Врачебная ошибка — это добросовестное заблуждение врача, которое повлекло или могло повлечь определенный ущерб здоровью больного.



комиссивные (когда делают что-то) и омиссивные (когда не делают того, что надо);
несомненные и сомнительные;
доброкачественные и злокачественные;
фактические (которые относятся к природе медицинского факта, к характеру работы и могут способствовать развитию медицины) и нормативные (которые относятся к неправильному профессиональному поведению врача и, как правило, приносят ущерб больному и медицине).


недостаточности знаний (проблемы в знаниях);
отсутствии опыта;
дефиците трудовых возможностей;
ошибочно выработанных суждениях (поспешная оценка случая, предвзятое мнение, тщеславие или профессиональный снобизм, чрезмерное доверие некоторым медицинским авторитетам, погоня за первенством, пробелы в ведении документации, чрезмерный оптимизм или пессимизм);
недостатках техники;
лабораторных артефактах или ошибочных оценках лабораторных данных;
множестве лабораторных исследований, которое влечет за собой неуверенность в собственных суждениях и создает риск обойти исследования, дающие максимальный шанс для постановки верного диагноза;
пренебрежении тем, что именно клиническая проверка устанавливает истинность лабораторных обследований.


объективными (связанными с болезнью, пациентом, его реактивностью, несовершенством науки в определенный момент, ограничением возможности поставить правильный диагноз);
субъективными (связанными с врачом).

Источники профессиональных ошибок могут рассматриваться как:

фактические (полное или частичное несовпадение с действительностью фактов, установленных позже),
логические (нарушение правил медицинской логики).


полной компетентности (по отношению к применяемым методам, способам и средствам лечения) как высшей формы профессиональной честности;
необходимости постоянного внимательного отношения к пациенту (не только в случае тяжелых заболеваний);
рациональной осторожности и соблюдения принципа «не навреди», что на сегодняшний день является особенно важным, учитывая широкий арсенал фармакологических препаратов;
способности принимать меры и решения в самых сложных ситуациях (риск в интересах пациента);
постоянной добросовестности по отношению к профессиональным обязанностям.


непроведение тщательного или полного обследования больного;
неиспользование дополнительных методов обследования для установления диагноза;
отказ от консультации с другими необходимыми специалистами по личной инициативе врача или по просьбе родственников пациента и т. д.

Вменяемыми в вину врачу терапевтическими ошибками считают:

вмешательство без диагноза или с ошибочным диагнозом;
незнание свойств и механизма действия какого-либо примененного медикаментозного средства;
не взятие согласия пациента на предлагаемый план лечения, а ограничение простым информированием;
ненаблюдение за ходом лечебных мероприятий.

Тесно с врачебной ошибкой связаны ятрогенные заболевания — психогенные и соматогенные патологические состояния, прямо или косвенно связанные с действиями врача.

По И.А. Кассирскому, ятрогенными заболеваниями принято считать «болезни функциональные и органические, непосредственной причиной которых являются действия врача:


психическое травмирование больного неумелым подходом (нарушение норм так называемой «психической асептики»);
неправильное проведение техники инструментального исследования, ошибочное введение медикаментозных средств и др.

В данном случае действия врача могут быть:

ошибочными (необоснованными);
правильными (на сегодняшний день);
вынужденными (умышленно направленными на создание процесса).


болезненное препарирование;
перегревание тканей зуба;
травма органов и тканей полости рта;
«случайное» вскрытие полости зуба;
разрушение структур зуба;
недостаточное препарирование.

Эти действия следует относить к категории врачебных ошибок, которые могут повлечь осложнения, ухудшение состояния здоровья пациента.



рот стоматолога должен быть в идеальном состоянии (не должно быть зубного налета, кариозные зубы должны быть вылечены, зубной камень устранен, отсутствующие зубы замещены адекватными протезами);
нельзя говорить пациенту о плохой гигиене полости рта, не подтверждая это объективными тестами;
принимая во внимание то, что обсуждение гигиены полости рта является чувствительной темой, разговор об этом следует вести конфиденциально и в доверительном тоне не в отрицательном, а в положительном значении.


неинформированности стоматолога о новых лекарственных средствах;
неграмотного использования медикаментозных средств;
возникновения осложнений при применении тех или иных фармакологических препаратов;
проявления побочного действия лекарственного вещества.

Существует два уровня в разрешении этических проблем:


первый уровень — это когда врач знает, как решить ту или иную этическую проблему, но на практике эти знания не применяет;
второй уровень — это тщательное выполнение практических действий.

Практика показывает, что лишь небольшое число стоматологов справляется с задачами второго уровня. В связи с этим возникают следующие вопросы:

    Какие умения или навыки необходимо развивать молодым врачам?
    Насколько стоматолог должен быть этически воспитан?
    Может ли коллектив повлиять на уже имеющиеся у стоматолога этические взгляды?
    Какие методы влияния эффективны?


распознать возникающие моральные проблемы;
предложить ряд мероприятий, которые бы учитывали моральную ответственность и права каждого индивидуума;
предусмотреть равноправие моральных ценностей в определенной ситуации;
обладать достаточной настойчивостью и социальным умением реализации хороших намерений.

Для осуществления профессиональной тактики в решении этических проблем имеют значение:

индивидуальные особенности;
моральное поведение;
стремление к положительной деятельности.


Определяется выраженная взаимосвязь способности врача четко формулировать задачу «ДЕЛАТЬ» с его врачебной квалификацией. При этом, чем выше уровень моральной ответственности врача, тем меньше возможность некачественного выполнения лечебной работы.

В профессионально-этических проблемах прослеживается взаимосвязь с профессиональной компетентностью стоматолога. У грамотного врача число ошибок либо минимально, либо они отсутствуют, а следовательно, снижается количество индивидуальных и врачебных форм этических проблем.

«НА ЖИЗНЕННОМ ПУТИ ВРАЧА ИМЕТЬ ДЕЛО С ЛЮДЬМИ — САМАЯ ГЛАВНАЯ НАУКА».

1. В любой системе здравоохранения условия работы медиков должны определяться с учетом позиции общественных врачебных организаций.

2. Любая система здравоохранения должна обеспечить пациенту право выбора врача, а врачу — право выбора пациента, не ущемляя при этом прав ни врача, ни пациентов. Принцип свободного выбора должен соблюдаться и в тех случаях, когда медицинская помощь оказывается в медицинских центрах. Профессиональная и этическая обязанность врача — оказывать любому человеку неотложную медицинскую помощь без каких-либо исключений. 3. Любая система здравоохранения должна быть открыта для всех врачей, имеющих право практики: ни медиков вообще, ни одного врача в частности нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях. 4. Врач должен быть свободен в выборе места своей практики и ограничен лишь пределами своей специализации. Медицинское сообщество должно помогать государству, ориентируя молодых врачей на работу в тех регионах, где они наиболее необходимы. Врачам, соглашающимся работать в менее престижных районах, должна быть оказана такая помощь, чтобы оснащение практики и уровень жизни врача соответствовали статусу их профессии.

5. Медицинское сообщество должно быть адекватно представлено во всех государственных институтах, имеющих отношение к проблемам охраны здоровья.

6. Все, кто принимает участие в лечебном процессе или контролирует его, должны осознавать, уважать и сохранять конфиденциальность взаимоотношений врача и пациента.

7. Необходимы гарантии моральной, экономической и профессиональной независимости врача.

8. Если размер гонорара за медицинские услуги не определен прямым договором между пациентом и врачом, организации, финансирующие предоставление медицинских услуг, обязаны адекватно компенсировать труд врача. 9. Объем гонорара врача должен зависеть от характера медицинской услуги. Цена медицинских услуг должна определяться соглашением с участием представителей медицинского сообщества, а не односторонним решением организаций, финансирующих предоставление медицинских услуг, или правительства. 10. Оценку качества и эффективности медицинской помощи, оказываемой врачом, объема, цены и количества предоставляемых им услуг должны осуществлять только врачи, руководствуясь в большей степени региональными, нежели национальными стандартами.

11. В интересах больного не может быть никаких ограничений права врача на выписку любых препаратов и назначение любого лечения, адекватного с точки зрения современных стандартов.


12. Врач должен активно стремиться к углублению своих знаний и повышению профессионального статуса

Спасибо за внимание


Этика как «практическая философия».Этика в современном мире.
Мораль как феномен культуры. Духовность и мораль.
Мораль, право, обычай: общее и особенное.
Проблема обоснования морали.
Концепции происхождения морали.
Специфика моральной оценки поступка.
Этический абсолютизм и этический релятивизм. Проблема общечеловеческих моральных ценностей.
Разнообразие этических учений и их типология.
Клятва Гиппократа и современные этические кодексы.
Христианские моральные ценности и медицинская этика.
Идеи благотворительности в медицине .
Деонтология Петрова Н.Н.
Роль Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) в развитии современной медицинской этики.


Почему Аристотель считал этику практической философией? Какие вопросы составляют проблемное поле этики?
Какие особенности характеризуют феномен морали?
В чем заключается специфика морали как формы регуляции отношений между людьми? Чем мораль отличается от обычая и права?
А. Шопенгауэр полагал, что «проповедовать мораль легко, трудно обосновать мораль». Как Вы считаете, чем обусловлена необходимость соблюдения моральных предписаний?
«В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно – сотворить себе такое право», – писал Ф. Ницше. Может ли человек заниматься моральным творчеством, создавая собственную мораль? Существуют ли границы такого творчества?
Какие концепции происхождения морали Вы знаете? Определите их суть.
Ф.М. Достоевский писал: «Если Бога нет, то все дозволено». Согласны ли Вы с позицией мыслителя? Как связаны между собой мораль и религия?
Существует ли, на Ваш взгляд, нравственный прогресс? Обоснуйте Ваш ответ. Если прогресс существует, то каковы его критерии?
Какие особенности характеризуют профессиональную этику?
Каково значение медицинской этики в профессиональной деятельности врача?
Как соотносятся между собой понятия «медицинская этика» и «медицинская деонтология»?
Назовите основные этапы в развитии медицинской этики. Кратко охарактеризуйте каждый из них.
В чем заключается суть принципа «не навреди», сформулированного Гиппократом?
Какие принципы формируются в медицинской этике благодаря христианскому мировоззрению?
На какие моральные принципы ориентировались в своей профессиональной деятельности русские и белорусские врачи ХIX в.?
Ф. Гааз призывал – «Спешите делать добро!». Приведите примеры из профессиональной жизни известных врачей, которые иллюстрируют это высказывание.
Назовите особенности медицинской этики советского периода.
Перечислите нормативные этические документы, которые задают ориентиры медицинской профессии в наше время.
В последней трети ХХ в. медицинская этика перестает быть сугубо корпоративной. Чем обусловлен интерес широкой общественности к проблемам медицинской этики?


перейти в каталог файлов
связь с админом