Главная страница
qrcode

Лекция 2. Особенности развития общества на рубеже XX-XXI веков


НазваниеЛекция 2. Особенности развития общества на рубеже XX-XXI веков
АнкорLektsia po filosofii N 13.doc
Дата05.11.2017
Размер43,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLektsia_po_filosofii_N_13.doc
ТипЛекция
#35433
Каталог

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Лекция №2.





  1. Особенности развития общества на рубеже XX-XXI веков.

  2. Человек и исторический процесс. Личность и массы. Их роль в истории.

  3. Основные проблемы современной цивилизации:

  1. глобализация;

  2. научно-технический прогресс и информатизация культуры;

  3. глобальные проблемы современности и пути их решения.


Общество как материальная система развивается согласно законам диалектики. Однако, в отличие от других систем, на развитие общества оказывают влияние различные факторы, они могу носить и стихийный (например, силы природы), и планомерный характер, осознанный (связанный с деятельностью людей).

Общество - часть природы, поэтому в своем развитии и существовании оно зависит от законов природы и ее ритмов. В истории философии мыслители прошлого не могли определить основу общественного развития и социальный закон. Большинство философов (даже материалисты) считали, что основу общественного развития составляют идеальные факторы (идея справедливости, религия, стремление к свободе), у французских материалистов был даже лозунг: «Миром правят идеи». Конечно, идеи играют огромную роль, ибо устремлены в будущее, мотивируют его, однако идея, религия и другие духовные факторы вторичны по отношению к материальной жизни. Основу развития общества составляет материальное производство. Общество существует и развивается потому, что производит материальные продукты и потребляет их.

В обществе действует также закон возвышения потребностей: реализовав одну потребность, общество продуцирует другую.

В работе «К критике политэкономии права» Маркс раскрывает основной закон общественного развития (об источнике развития): закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

В истории философии общественное развитие связывали с достижением свободы. Под лозунгом свободы, равенства и справедливости прошли все революции, считалось, что стремление к свободе - это самое основное желание. Но свобода в обществе в чистом варианте невозможна, потому что общественные отношения и связи всегда нормативны. Другое дело, когда речь идет об отношении человека и природы; Спиноза в работе «Этика» подчеркивал, что свобода - это осознанная и познанная необходимость, а необходимость - неизвестные человеку законы природы; чем больше узнаем мы узнаем законы природы, тем более свободными становимся. С этой точкой зрения можно согласиться, по сравнению с прошлым, человек стал более свободным, однако при этом возросла ответственность общества перед природой. Таким образом, общество, с одной стороны, развивается и подчиняется законам природы, с другой стороны, в нем действуют собственные социальные законы (причем, в каждой сфере). На процесс оказывают влияние стихийное и планомерное, сознательное и бессознательное. В своем развитии общество стремится к свободе, но эта свобода ограничена ответственностью.
Проблема общественного развития затрагивает важнейший вопрос о роли личности, отдельного индивида в историческом процессе: может ли каждый человек оказать влияние на ход истории?

В истории философии существуют две противоположные точки зрения: одна (французские материалисты) утверждает, что исключительную, главенствующую роль в историческом процессе играет личность. Они считали, что, если бы не Робеспьер, не было бы революции (Кромвель - в Англии, Ленин - в России). В России: если бы не Сталин, ВОВ бы мы не выиграли.

Друга точка зрения: гениальная личность не играет никакой роли, основным субъектом исторического процесса являются массы («свита играет короля»).

Конечно, роль личности в истории отрицать нельзя: особенно харизматическая личность способна своими идеями, действиями оказать влияние на ход истории, - но личность появляется появляется в конкретный исторический момент, и формирует эту личность, выдвигает ее на пьедестал истории народ («Народ имеет то правительство, которое заслуживает»).

Итак, основным творцом истории являются народные массы.
Человечество на рубеже XX-XXI века переходит к новому типу цивилизации: информационно-техническому. Но невозможно понять современное состояние человечества без анализа истории XX века.

XX век в истории человечества - перелом. Эта эпоха неоднозначна. С одной стороны, характеризуется мощным развитием науки, техники, культуры; в это время произошли величайшие открытия во всех областях знаниях, величайшим было открытие атомной энергетики и освоение космоса, активно распространялись телекоммуникационные связи; человечество смогло избавиться от многих социальных бед, самое главное - рабства, это период национально-освободительных движений, перестали существовать колонии; многие заболевания исчезли или стали излечимыми. С другой стороны, XX век - это век войн: две мировые и более ста локальных; революционные потрясения в Европе; на фоне этих событий человеческая жизнь обесценилась.

Общество XX века переживало страшный антропокультурный кризис. Он усугубляется политическим противостояние двух систем: страны социалистического содружества и капиталистический лагерь (холодная война).

На протяжении всего XX века несколько раз перекраивалась карта мира. Эти факторы предопределили особенности развития человечества на рубеже XX-XXI века.

С распадом Советского Союза противостояние политических систем прекратилось, но не исчезла угроза мировой войны. Кроме того, исчезновение двух систем ускорило процесс глобализации.

Глобализация - это объективный процесс, связанный с формированием единых ценностных ориентаций. Процесс глобализации человечество переживало несколько раз: в античности (великая Римская империя), в Средние века (когда все подчинялось Ватикану), в Новое время (единые рынки). Современная глобализация связана с вестернизацией.

Процесс глобализации неоднозначен. С одной стороны, формируются единые рынки, политические системы, единая экономика, стираются государственные, национальные границы, что обеспечивает процесс ускоренного и эффективного развития. С другой стороны, глобализация имеет негативные стороны:

1. Идет подавление локальных культур, мир становится однотипным, одномерным.

2. Есть опасность формирования мирового правительства.

3. Исчезает плюрализм в экономических, политических и духовных отношениях.
Глобализация подкрепляется процессом информатизации, которая связана с развитием новейших информационных технологий (ИТ). Эти технологии способны ускорить формирование одномерного мира, ведь посредством ИТ открываются возможности для манипулирования общественным сознанием.

Многие исследователи отмечают, что современное общество ориентировано на ценности либерализма, т.е защиту прав человека. Но благодаря информатизации (в глобальном масштабе) права человека могут нарушаться, человек становится открытым, он перестал быть тайной.

ИТ, с одной стороны, открывают возможности для общения со всем миром, но с другой стороны, они уничтожают оригинальность и ценность личности. В виртуальном пространстве человек теряет национальность, личность.

ИТ открывают возможности для создания нанотехнологий.

Таим образом, человечество не только не избавилось от проблем, порожденных XX веком, но и продуцировало новые.

Глобальные проблемы - это проблемы, которые порождены всем человечеством и должны решаться всем человечеством:

  1. Экологическая

  2. Продовольственная и питьевой воды

  3. Здоровья

  4. Проблема сохранения мира: локальные войны становятся все более изощренными, и любая из них может стать мировой

  5. Демографическая

Глобальные проблемы требуют глобального решения. Пути решения: ни экономические, ни репрессивные меры не эффективны. Наиболее надежным механизмом является формирование духовной культуры.
перейти в каталог файлов


связь с админом