Главная страница
qrcode

Лекция. Информация и информационные процессы Информация


НазваниеЛекция. Информация и информационные процессы Информация
Дата13.09.2019
Размер2,88 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛ (1).docx
ТипЛекция
#78206
страница1 из 12
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Лекция. Информация и информационные процессы


Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) - это совокупность сведений (данных), которые воспринимаются из окружающей среды (источник информации), передаются в окружающую среду путём передачи сигналов и воспринимаются определенной информационной системой (потребитель информации) в процессе жизнедеятельности и работы.
Как следует из определения, с информацией всегда связывают три понятия (их взаимосвязь показана на рис. 2):


Рис. 2. Схема взаимосвязи основных понятий информации

Источник информации - это элемент окружающего мира, све-дения о котором являются объектом преобразования;

Сигнал - материальный носитель, который фиксирует инфор-мацию для переноса её от источника к потребителю;

Потребитель информации - это элемент окружающего мира, который использует информацию.
Например:сообщение,содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника - специалиста- метеоролога посредством канала связи - телевизионной передающей ап-паратуры и телевизора.
Информация существует в виде документов, чертежей, рисунков, текстов, звуковых и световых сигналов, электрических и нервных им-пульсов и т.п.


Классификация информации
Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам.


По способам восприятия


Для человека информация подразделяется на виды в зависи-мости от типа воспринимающих её рецепторов.

Визуальная воспринимаемая органами зрения;


Аудиальная воспринимаемая органами слуха;


Тактильная воспринимаемая тактильными рецепто-рами;


Обонятельная воспринимаемая обонятельными рецеп-торами;

Вкусовая воспринимаемая вкусовыми рецепторами.


По форме представления информация делится на следующие

виды:

Текстовая — передаваемая в виде символов;

Числовая — в виде цифр и знаков;


Графическая — в виде изображений, событий, предметов, графиков.


Звуковая — устная или в виде записи передача лексем (слово, выражение, оборот речи) языка аудиальным путём.


По предназначению

Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума (обы-денная, общественно-политическая, эстетическая).


Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необхо-димы и понятны в рамках узкой социальной группы, где ис-пользуется данная информация (научная, техническая, управленческая, производственная).


Личная — набор сведений о какой-либо личности, опреде-ляющий социальное положение и типы социальных взаимо-действий внутри популяции (наши знания, умения, интуи-ция).


По сфере применения

учебная

научно-техническая

социально-политическая

художественная


По праву собственности

личная

общественная

общечеловеческая


По доступности

общедоступная

массовая

конфиденциальная

По форме представления

дискретная

аналоговая (непрерывная)

Свойства информации

С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и т.д.

Информационные процессы - это процессы, связанные с полу-чением, хранением, обработкой и передачей информации (т.е. действия, выполняемые с информацией). Т.е. это процессы, в ходе которых изменя-ется содержание информации или форма её представления.
Во время информационного процесса данные преобразовывают-ся из одного вида в другой с помощью методов.
Основные методы обработки данных:


Сбор (ввод) данных - накопление данных с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений;


Формализация данных - приведение данных поступающих из разных источников, к одинаковой форме, для повышения их дос-тупности;


Фильтрация данных - устранение лишних данных, в которых нет необходимости для повышения достоверности и адекватно-сти;


Сортировка данных - упорядочивание данных по заданному признаку с целью удобства использования;


Архивация данных – организация хранения данных в удобной и доступной форме;


Защита данных - комплекс мер, направленных на предотвраще-ние потерь, воспроизведения и модификации данных;

Транспортировка данных - прием и передача данных между участниками информационного процесса. Источник данных при-нято называть сервером, а потребителя - клиентом;


Преобразование данных - перевод данных из одной формы в


другую, или из одной структуры в другую, или изменение типа носителя.
Существуют три основных вида информационных процессов: хранение информации, обмен информации, обработка информации.


Хранение информации - это процесс поддержания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных по запросам конечных пользователей в установленные сроки. Способ хранения информации зависит от ее носителя (в собственной памяти, или на внешних носителях). Схема процесса хранения информации представлена на рисунке 4.

Запись данных

Носитель

Чтение данных


информации

Рис. 4. Процесс хранения информации


Носитель информации (информационный носитель)— это физическая среда, непосредственно хранящая информацию или любой материальный объект, используемый человеком для хранения информации. Основным носителем информации для человека является его собственная биологическая память (внутренняя память). Сведения, которые мы помним, всегда доступны и мы можем оперативно (быстро) ими воспользо-ваться. Внутреннюю память, поэтому называют оперативной. Все прочие виды носителей информации по отношению к человеку можно назвать внешними (камень, дерево, папирус, бумага, металл, пластмассы, крем-ний (и другие виды полупроводников), лента с намагниченным слоем (в бобинах и кассетах), фотоматериал, пластик со специальными свойства-ми (например, в оптических дисках), магнитные, оптические носители информации, флеш-память).


Хранилище информации - это определенным образом организованная информация на внешних носителях, предназначенная для длительного хранения и постоянного использования. Информацию, хранимую на устройствах компьютерной памяти, принято называть данными. Информационная система является хранилищем информации, с возмож-ностью выполнения ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Основные свойства хранилища информации: объем хранимой информа-ции, надежность хранения, время доступа (т.е. время поиска нужных све-дений), наличие защиты информации.


Обмен информацией.


Деятельность людей всегда связана с передачей информации. Об-мен информацией может происходить как при непосредственном обще-нии между людьми, так и с помощью технических средств связи: телефо-на, радио, телевидения, компьютерных сетей и т.д. Отметим, что без по-мощи технических средств люди способны обмениваться информацией только голосом, жестами, мимикой на небольшом расстоянии.


процессе передачи информации обязательно участвуют источ-ник информации (передаёт) и приемник информации (получает), между которыми действует канал передачи информации - канал связи (рис. 5).


Передатчик


Канал связи


Приёмник

(источник ин-


(получатель

формации)


(сообщение)


информации)


Рис. 5. Процесс передачи информации

Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений.

Рассмотренный выше подход к информации как мере уменьшения неопределенности знания позволяет количественно измерять информацию. Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I, которое несет полученное сообщение:

N = 2i


Бит. Для количественного выражения любой величины необходимо сначала определить единицу измерения. Так, для измерения длины в качестве единицы выбран метр, для измерения массы - килограмм и т. д. Аналогично, для определения количества информации необходимо ввести единицу измерения.

За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержится в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза. Такая единица названа битом.

Если вернуться к рассмотренному выше получению информационного сообщения о результатах зачета, то здесь неопределенность как раз уменьшается в два раза и, следовательно, количество информации, которое несет сообщение, равно 1 биту.

Производные единицы измерения количества информации. Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей - байт, причем:

1 байт = 8 битов = 23 битов.

В информатике система образования кратных единиц измерения несколько отличается от принятых в большинстве наук. Традиционные метрические системы единиц, например Международная система единиц СИ, в качестве множителей кратных единиц используют коэффициент 10n, где n = 3, 6, 9 и т. д., что соответствует десятичным приставкам "Кило" (103), "Мега" (106), "Гига" (109) и т. д.

В компьютере информация кодируется с помощью двоичной знаковой системы, и поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n

Так, кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:

1 килобайт (Кбайт) = 210 байт = 1024 байт;

1 мегабайт (Мбайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;

1 гигабайт (Гбайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайт.

2 лекция «Информационное общество, информационная культура человека».

Информационная деятельность — это совокупность действий, направленных на удовлетворение информационных потребностей граждан, юридических лиц и государства, на достижение каких-либо целей посредством информационных процессов.

Информационная деятельность человека включает в себя:


• Сбор информации;
• Обработка информации;
• Передача информации;
• Хранение информации;
Поиск информации;
• Защита информации.

Информационная культураумение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

• в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

• в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

• в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

• во владении основами аналитической переработки информации;

• в умении работать с различной информацией;

• в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Сегодня уровень информационной культуры ощутимо влияет на успешность жизни человека и расширяет свободу действий. Более того, уровень информационной культуры человека становится главным ресурсом для повышения его социального и профессионального статуса (наряду с полученным образованием, экономическим статусом и социальным положением). Высказывается даже предположение, что очень скоро именно от уровня информационной культуры индивида будет зависеть вся его будущая судьба, так как умение находить, получать, перерабатывать и адекватно использовать информацию необходимо человеку не только в его профессиональной, но и в повседневной жизни.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы —знаний.

Вхождение России в информационное общество имеет свои особенности, связанные с современным этапом её развития. В России имеется ряд объективных предпосылок к переходу в состояние информационного общества. Среди них:

быстрое развитие материальной базы информационной сферы

информатизация многих отраслей производства и управления

активное вхождение в мировое сообщество

подготовленность общественного сознания и др.

Важно, что движение  России   к  информационному обществу реализуется государством как стратегическая, приоритетная цель, достижению которой способствует достаточно высокий кадровый и научно-технический потенциал России.

Проследим более детально существующие универсальные тенденции развития информационного общества.

Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

эффективное информационное взаимодействие людей;

их доступ к мировым информационным ресурсам;

удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.

    В информационном обществе деятельность, как отдельных людей, так и коллективов в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно применять имеющуюся информацию. Известно, что прежде, чем предпринять какие-то действия, необходимо провести работу по сбору, переработке информации (ее восприятие, анализ и выработка наиболее рационального решения), выбору исполнителя какой-либо деятельности. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что подчас не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

  В информационном обществе использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности дает возможность обеспечить доступ к надежным источникам информации, избавить людей от рутинной работы, ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Что же касается материального продукта, то он стал более «информационно емким», и его стоимость в значительной степени зависит от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

 Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.

  Сегодня в любой стране в той или иной мере происходит процесс информатизации. Одни страны уже стоят на пороге информационного общества, другим предстоит еще долгий путь. Это зависит от многих объективных факторов, к числу которых можно отнести: экономическую и политическую стабильность, уровень развития индустрии страны, наличие государственной программы перехода и еще множество других факторов.

Цель информатизации – улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда. Информатизация – это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной безграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий.

3 лекция
Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем.

Для представления информации удобно использовать знаковые системы. Знак – это сущность, имеющая некоторый смысл и некоторый внешний вид.

Набор знаков в определенной системе называют словарем. Набор операций над знаками и правила их выполнения называют грамматикой или синтаксисом.

Язык является самой известной знаковой системой.

Примеры знаковых систем:

Знаковая система

Минимальный знак

Естественные языки

Кириллица, латиница, русский, английский и др.

слово

Письменность естественных языков

На буквенной основе

Буква

Слоговые и иероглифические

иероглиф

Формальные языки

Десятичная система счисления

Цифры

Дорожные знаки

Дорожный знак

Языки программирования

Символ

Системы счисления

Цифры

Азбука Морзе

Точка, тире

Карточные игры

Масть и значение карты

Биологические системы

Состояние нейрона в нервной системе

Нейрон

Генетическая информация в ДНК

Нуклеотид


Языки делятся на естественные и формальные.

Любой язык состоит из словаря и грамматики. Словарь – совокупность всех символов или других единиц. Грамматика – правила создания и объединения слов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом