Главная страница

О единстве природы и мышления. Линьков Е. С. 2 том.. Лекция вторая необходимости. А теперь нетрудно сообразить и получить ответ на второй поставленный вопрос в связи с этим Почему это не философия


НазваниеЛекция вторая необходимости. А теперь нетрудно сообразить и получить ответ на второй поставленный вопрос в связи с этим Почему это не философия
АнкорО единстве природы и мышления. Линьков Е. С. 2 том..pdf
Дата30.01.2017
Формат файлаpdf
Имя файлаO_edinstve_prirody_i_myshlenia_Linkov_E_S_2_tom.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛекция
#10222
Каталогmarinakuzovenkova

С этим файлом связано 24 файл(ов). Среди них: Tseli_goda.pdf, Khorkhe_Bukay_Lyubit_s_otkrytymi_glazami.doc, Nekrasova_Z_Nekrasova_N_Chto_delat_esli_Va.pdf, Oklender_V_-_Okna_v_mir_rebenka_Rukovodstvo_p.doc, Zhertva.doc, Teoria_semeynykh_sistem_Myurreya_Bouena_Osnovnye.doc и ещё 14 файл(а).
Показать все связанные файлы

247
Лекция вторая
необходимости. А теперь нетрудно сообразить и получить ответ на второй поставленный вопрос в связи с этим: «Почему это не философия?» — Да именно потому, что в материальном произ- водстве указано лишь ограниченное, конечное основание, но не всеобщее — вот почему материалистическое понимание истории и не является философией. Там, где какое-либо учение имеет дело с особенным, конечным, — это какое угодно учение, какому угодно ведомству научного познания принадлежащее, но только не философское познание. Философское познание имеет дело с всеобщим основанием, а оно только одно! Двух всеобщих нет!
Именно потому, что их два. Это и есть как раз проблема единства
Вселенной и проблема монизма в философии.
Итак, философское познание духа, как ясно теперь само собой, должно делать исходным пунктом именно высшее единство всего существующего. Но это высшее единство всего существующего, по Гегелю, и есть абсолютное понятие, или, если угодно, что более привычно для вас, абсолютная идея. Итак, абсолютное по- нятие является исходным пунктом. А абсолютное понятие есть именно единство природы и духа. Вот тут-то и возникает одна из проблем: это единство природы и духа предшествует природе и духу или нет? Вопрос о предшествовании очень двусмысленный по той простой причине, что предшествование означает [здесь] всего лишь следование одного за другим во времени. Поэтому-то этот вопрос и вызывает путаницу — путаницу в самом содержании вопроса и путаницу тем более в ответах при невнимательном от- ношении к этому вопросу. Итак, начнём по порядку, со времени.
Допустим, единство предшествует во времени природе и духу.
И это кажется очень убедительным. Ну как же, из курса диамата все знают, что всё существует (существует обязательно!) в про- странстве и во времени. А теперь позволю себе прозаический вопрос: «А в каком времени и пространстве существует единство природы и духа?» Обратите внимание, вопрос очень прозаичен и прост. «В каком пространстве и времени существует единство природы и духа — высшее, всеобщее единство?» Что этот вопрос означает сам по себе? Что единство природы и духа — это всеоб- щее, а оказывается чем-то таким, что существует в пространстве и во времени?! Более издевательского вопроса не придумаешь!
Почему? Потому что само единство должно быть высшим един- ством, всеобщим, абсолютным — а оно помещается в пространство и время! Значит, не единство — всеобщее, а единственно, что

248
Е.С. Линьков. Диалектика сознания в философии Гегеля
есть всеобщего — это пространство и время. Как видите, вопрос имеет прямой источник своего происхождения: его ставит обыден- ное, рассудочно-чувственное сознание, которое всегда имеет дело с явлениями и хочет сущность Вселенной, единство природы и духа представлять себе только в форме явления. Оно не может иначе.
Значит, чувственное сознание всегда спрашивает не то, о чём оно говорит, а прямо обратное. Так вот, вопрос сам по себе оказывает- ся бессмыслицей! Единство природы и духа, всеобщее единство, ни в каком пространстве и времени не существует и существовать не может. В пространстве и времени существует только конечное, ограниченное, а не всеобщее. Значит, вопрос о предшествовании единства природы и духа самим природе и духу вовсе не означает вопроса о временнóй последовательности. Это просто нелепость!
Да, нетрудно согласиться с мыслью, — она очень проста, — что всё, что существует в природе, обществе и мышлении, таково, что есть и не будет, что не было, но есть и так далее. А это уже прямо приводит нас к выводу, что будто бы единство есть то, что предшествует всем явлениям природы, общества и мышления.
Но вот что интересно: как бы все явления природы и общества ни возникали и ни исчезали, само единство природы и духа, бы- тия и мышления никогда не может существовать без явлений природы, общества и мышления и не существует. Нет вот этого эм- пирического единичного, оно было и исчезло — но это не значит, что исчезло единичное вообще. Нет вот этой особенной формы природы, общества, истории, её формаций, форм мышления и так далее — но это не значит, что нет никакой особенной формы природы, общества, мышления. Это бред! В том-то и дело, что всё единичное возникает и исчезает, всё особенное возникает и исчеза- ет — но нет такого состояния, чтобы вообще не было когда-нибудь ничего единичного и ничего особенного. Поэтому по-своему еди- ничное и особенное вечны.Но вы скажете: «Как же может быть единичное, особенное вечным, если единичное есть лишь единич- ное, существует только через отношение к другому единичному и особенному; да и особенное таково, что тоже не является causa sui?» — Верно, но вечное существование единичного и особенного и означает, что существует лишь всеобщее в особенном и единич- ном. Вот и вся простая суть. Не единичное само по себе вечно и не особенное само по себе вечно, а всеобщее вечно. И оно-то и выступает как постоянно возникающее и исчезающее единичное и особенное, но которое всегда есть. Единичное и особенное всегда

249
Лекция вторая
имеется лишь потому, что всегда есть всеобщее, которое и есть оно в этом особенном и единичном. Но это и означает то, что Гегель называет понятием Вселенной. И, следовательно, философское рассмотрение духа есть раскрытие понятия духа, значит, рас- крытие необходимости возникновения духа из высшего единства природы и духа.
Чем определяется вкратце эта необходимость существования природы и духа? Тем, что само единство бытия и мышления, при- роды и духа есть противоречие в буквальном смысле слова. Давая резкое определение, можно сказать прямо, без искажений, что единство природы и духа есть абсолютная отрицательность всех конечных образований природы и духа и поэтому абсолют- ная отрицательность себя самого. Но абсолютная отрицательность себя самого и есть определение себя к особенному существованию.
Именно поэтому уже природа выступила у Гегеля как опреде- лённый способ всеобщего единства природы и духа, бытия и мышления. Таковым также выступает и сам дух. Дух есть тоже способ существования единства природы и духа. Значит, само
всеобщее с необходимостью определяет себя к своей собствен-
ной реальности, и этой реальностью выступают природа, с одной стороны,и дух, с другой стороны. Таким образом, природа и дух являются двумя особенными способами реальности,
существования всеобщего единства природы и духа, самоопреде- ления этого единства, необходимости развития его собственного противоречия — всеобщего противоречия, а следовательно, всеоб- щего самоотрицания.
В таком случае мы вплотную подошли с вами к вопросу: «Чем же тогда отличаются друг от друга эти две реальности, эти два спо- соба существования всеобщего единства природы и духа или того, что Гегель называет абсолютным понятием, абсолютной идеей?»
Присмотримся внимательней к тому, с чем мы имеем дело в природе.

Что такое природа?
Природа, по ходячим недоразумениям, выдавае-мым до сих пор за философию, является базисом всего остального, и не только базисом, но и высшим из всего того, что вообще существует во Вселенной. Поэтому всё в лучшем случае трактуется как свойство природы. А вы знаете, что это и есть метафизический способ мышле-ния?! А почему? Дальше раскроем через содержание. Рассматривать природу не только как основание природное, как предпосылку при-родную, но и как высшее из того, что существует во Вселенной, ещё раз повторяю, — это и есть метафизическое мышление.

перейти в каталог файлов
связь с админом