Главная страница

Дыганова Е.А.- История хорового искусства. Лекция Западноевропейская хоровая музыка XIV-XV вв. Хоровая музыка эпохи Возрождения и эпохи Барокко Лекция Часть 1


Скачать 0,77 Mb.
НазваниеЛекция Западноевропейская хоровая музыка XIV-XV вв. Хоровая музыка эпохи Возрождения и эпохи Барокко Лекция Часть 1
Дыганова Е.А.- История хорового искусства.docx
Дата02.12.2017
Размер0,77 Mb.
docx
Дыганова Е.А.- История хорового искусства.docx
ТипЛекция
#37018
страница1 23

14 . : Ukr_mova.pdf, ukr_lit.pdf, angl.pdf, Ukr_Mova_lit_Demo_Advance-1.pdf, Matematyka_Demo_Advance.pdf, Ukr_Mova_lit_Demo_Baza.pdf, Chloe-Moretz-Milashka-Gifki-Khloya-Moretts-5600.gif, normas_tak.gif 4 .

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Тема 1. Западноевропейская хоровая музыка XIV-XV вв. Хоровая музыка эпохи Возрождения и эпохи Барокко

 Лекция 1. Западноевропейская хоровая музыка XIV-XV вв. Хоровая музыка эпохи Возрождения и эпохи Барокко

Лекция 1. Часть 1.

Западноевропейская хоровая музыка XIV – XV веков 
Характер хоровой музыки западноевропейского средневековья обусловлен следующими явлениями и процессами:

1. Существование и передвижение в Западной Европе множества племен и народов, находящихся на различных ступенях исторического развития, множественность укладов и политических строев в различных частях Европы и, при этом, настойчивое и последовательное стремление католической церкви к объединению многоликого мира не только идеологией, но и общими принципами музыкальной культуры.
2. Неизбежная двойственность музыкальной культуры на протяжении всей эпохи средневековья: церковное искусство неизменно противопоставляло свои каноны многообразию народной музыки и одновременно было вынуждено идти на компромисс – уступать вторжению местных народных музыкальных элементов в свои канонизированные формы.


Итак, характер средневековой культуры определялся зависимостью от христианской церкви, т.е. отрицались все ценности земной жизни ради воздаяния после смерти, во всем проповедовался аскетизм.

Григорианский хорал.


На протяжении II-VI вв. идет процесс формирования церковной музыки. 

Музыкальный язык этого периода опирался на приемы псалмодии, как особого рода речитации с мелодическими вступлениями и заключениями (истоки из ритуального древнеиудейского пения) и приемы мелизматического склада ряда песнопений, например, широко распетых аллилуй (истоки из коренных мелизматических традиций в музыки Сирии, Армении, Египта).

Трехвековая деятельность римских певцов при участии духовенства разрешилась результатом – церковные напевы, отобранные, канонизированные, распределенные в пределах церковного года, составили официальный свод – антифонарий. Входящие в него хоровые мелодии получили название григорианского хорала и стали основой богослужения католической церкви с конца VI века.

Термин «Григорианский хорал» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590-604 гг), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. [с. 150 Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.: ил.]

Исполнялся григорианский хорал мужскими голосами в унисон на различные церковные тексты, в том числе и прозаические. Языковой основой хорала являлась латынь, однако некоторые песнопения исполнялись на греческом языке, а в некоторых восточно-европейских странах (Хорватии и Чехии) допускалось исполнение и на церковнославянском языке. Тестами служили библейские строки.
Григорианское пение монодийно, хотя, в дальнейшем григорианский хорал становится основой ранних форм многоголосия (органума, дисканта). Ладово-интонационная основа григорианского хорала – 8 модусов, называемых также церковными ладами. Ритмика хорала основана на нерегулярном чередовании длинных и кратких длительностей.

Григорианский хорал записывался при помощи безлинейной невменной нотации, на основе которой, в XII в. возникла линейная квадратная нотация. Появление нового способа записи отразило ряд изменений, происшедших в григорианском хорале – диатонизацию мелоса, сведение ритмики к последованию равных длительностей (т.н. cantus planus – ровное пение). В этом виде григорианский хорал сохранился в эпоху Возрождения, барокко и в XVIII- XIX вв. и послужил тематической и конструктивной основой многоголосной хоровой музыки.
В эпоху средневековья происходит становление и развитие хорового многоголосия от раннего двухголосия до вершин полифонии готического стиля (эпоха Перотина XIII в.) и ars nova XIV в.

На протяжении 6 веков хоровое многоголосие формировалось параллельно с гармонией и ритмикой, стабилизация ритма привела к следующим результатам:

1) формирование определенного ритмоинтонационного материала мелодических линий;
2) организация вертикали;
3) установление складов многоголосия;
4) развитие определенных техник письма;
5) зарождение соответствующих принципов организации музыкальной формы.

Жанры хоровой музыки эпохи средневековья:
Монодийные:


• Псалмы 
• Секвенции 
• Гимны – песнопение-посвящение божеству или герою

Многоголосные:


• Органум
• Кондукт
• Клаузула
• Мотет
• Месса

Лекция 1. Часть 2.

Хоровая музыка эпохи Возрождения
Ренессанс или эпоха Возрождения в истории западноевропейской культуры характеризуется крупнейшими экономическими и социально-политическими преобразованиями, расцветом светской гуманистической мысли, возрождением античного культурного наследия. 

Временные рамки музыки эпохи Возрождения исследователями определены с первой половины XVв. ( творчество Дж.Данстейбла, Г.Дюфаи – формирование ренессансного идеала, гармонии, красоты, норм строгого письма) и вторая половина XVI в., как завершающей стадии (творчество Л.Палестрины, О.Лассо, композиторов венецианской школы – разрушение норм строгого стиля, рождение гомофонно-гармонического склада, формирование принципа контраста). 

Исследователи музыки эпохи Возрождения Ю.К.Евдокимова и Н.А.Симакова отмечают, что в музыке данной эпохи присутствует специфический момент – почти все основные жанры (светские и духовные) строятся на основе какого-либо предварительно-известного музыкального материала, иначе говоря, сориентированы в их исходных посылках на заданный тезис - cantus planus factus. 

Довольно четко обозначен круг первоисточников, на материал которых опираются авторы эпохи, например, мотеты и мессы известных композиторов сочинены на темы Pater noster, Ave Regina, Regina coeli, Alma Redemptoris Mater. Lauda Sion и др.

В своем творчестве Дюфаи, Данстейбл, Окегем, Обрехт, Жоскен, Гамбер, Моралес, Пьер де ля Рю, Щютц, Палестрина, Лассо будто соревнуются между собой, вновь и вновь обращаясь к одним мелодиям, черпая из них художественные импульсы для своих произведений, по-новому осмысливая напевы как исходные интонационные первообразцы для хоровых многоголосных форм.

С конца XVв. в эту традицию включаются многоголосные светские композиции, прежде всего chanson. К середине XVI в. в круг первоисточников – «моделей» для месс вводится мадригал. Таким образом, стали более ощутимыми тенденции к органическому сближению, воссоединению прежде отличных ветвей музыкального творчества – духовной и светской музыки. 

Эпоху Возрождения часто называют «золотой эпохой хоровой музыки», поскольку именно в это время в качестве звукового идеала устанавливается человеческий голос, как своего рода символ гуманизации искусства Возрождения. 

Все это нашло отражение в хоровой музыке. Музыковеды Ю.К.Евдокимова и Н.А.Симакова в своем труде «Полифония средних веков и эпохи Возрождения». Авторами на основе глубокого анализа выделены особенности музыкального языка данного периода, которые могут служить руководством для хорового исполнительства:

1) В хоровом многоголосии строгого стиля нет ведущего и сопровождающего голосов, их функции и возможности в принципе, однородны, кроме нижнего голоса – носителя гармонии.
2) Строгость вокального рисунка голосов ведет к отбору определенного круга ритмоинтонаций, которые образуют типовой слой мелоса во всех голосах. Из сцепления этих мелодических оборотов рождаются более протяженные музыкальные фразы.
3) В фактуре появляется феномен диагонали: переключение внимания в процессе музыкального движения с одной партии на другую, даже если ткань не имеет имитаций, но обладает разновременной фразировкой в голосах, паузированием одних для выделения других.
4) Принцип формообразования строфический, суть которого заключается в имитационном развитии обновляемых интонационно мотивов.
5) В системе строгого стиля происходит взаимовлияние мелодии и гармонии: а) мелодические голоса в полифонии ориентированы на вертикаль – ее трезвучное строение, возникающее в результате смены ритма, позволяет образовывать созвучия разных ступеней; б) полифоническое голосоведение влияет на отбор определенного типа связей аккордов.
6) В плане голосоведения предпочтительными оказываются терцовые и кварто-квинтовые соотношения аккордов.


В эпоху Возрождения при опоре на общестилистические закономерности происходило активное формирование национальных школ:

№ п/п

Наименование национальной школы

Представители

1.

Нидерландская

Дюфаи, Окегем, Обрехт, Жоскен Депре, О.Лассо

2.

Итальянская

Палестрина, Маренцио, К. де Роре, Джезуальдо

3.

Французская

К.Жанекен, Сертон, Лежён

4.

Немецкая

Финк, Арнольд фон Брук, Резинариус, Зенфль, Гаслер

5.

Английская

Данстейбл, тавернер, Бёрд, Морли, Гиббонс, Вотор

6.

Испанская

Моралес, Т.Л. де Виктория, Ф.Герреро, Х.Бермудо

7.

Чешская

Турновский, гарант, Рыхновский, Галлус-Хандль

8.

Польская

Миколай из Радома, Гомулка, Вацлав из Шамотул, Зеленьский


Основные жанры хоровой музыки эпохи Возрождения:

Мадригал (пеня на родном языке) – светский музыкально-поэтический жанр. Истоки восходят к народной поэзии и староитальянской пастушечьей песне. В поэзии мадригалы появились в начале XIVв. И отличались сободой поэтической ритмо-структуры, что проявилояь в свободной рифмовке. Обычно они складывались из двух, трех или более трехстрочных строф, за которыми следовало двухстрочное завершение. Наиболее известны мадригалы автора Петрарка.
С XIVв. Мадригал стал использоваться и в музыке, он предствалял собой двух-трехголосное произведение с текстом любовно-шуточного лирического характера. Мадригал в музыке представлял собой слепок поэтической формы. Хотя мог не отражать смысла поэтического текста, так как был связан с художественным принципом свободного воплощения мыслей и чувств. По форме – это музыкальное построение, состоящее из двух, трех куплетов и припева на текст заключения. Для вехнего голоса было характерно изоболие украшений. В XVI в. мадригал получил распространение во всех странах западной Европы и существовал до появления оперы.
Стиль эпохи Возрождения

Музыка эпохи Возрождения, которой, в противоположность средневековому аскетизму, свойственны гуманизм и полнота жизнеощущения, требует от исполнителей сочетания строгости и возвышенности, изысканности и простоты, целомудренной чистоты и мягкого юмора. Эти черты в той или иной степени должны присутствовать в исполнении любого произведения, вне зависимости от того, к какому периоду Возрождения, раннему или позднему, и к какой школе — нидерландской (во главе с Жоскеном Депре), римской (во главе с Палестриной) или венецианской (во главе с Габриели) — они относятся. В большой степени стиль исполнения определяется тем, к какому характеру и жанру приближаются исполняемые сочинения (месса на канонический латинский текст, мотет, опера, кантата или светский мадригал, вилланелла, фроттола, качча, баллада, песня). В связи с тем, что почти все эти жанры характеризует развитое вокальное полифоническое многоголосие, а композиторов, работающих в них, — высокое полифоническое мастерство, обязательным условием исполнения сочинений эпохи Возрождения является большая вокальная, и в частности полифоническая, культура хора, инструментальность вокальной манеры, гибкость и подвижность голосов, филигранная отточенность штрихов и оттенков.

Лекция 1. Часть 3.

Хоровая музыка направления Барокко

В качестве дополнительного материала к данному разделу лекции рекомендуется ознакомиться с презентацией по теме "Барокко" (16,3 Мб).


Художественное направление барокко зародилось в Италии в начале XVII века и господствовало в искусстве на протяжении XVII в. и первой половины XVIIIв., охватив всю Европу. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы (дословно «жемчужина с пороком»), в переводе с итальянского «барокко» означает «странный, причудливый» (от итальянского barocco – синонима в русском языке - «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам»). 

Следует заметить, что термин «барокко» применительно к музыке появился относительно недавно. Впервые его использовал музыковед Курт Закс (англ. Curt Sachs) в 1919 году, затем термин появился лишь в 1940 году в статье Манфреда Букофцера (Manfred Bukofzer). И до самых 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомерно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Якопо Пери, Антонио Вивальди, К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли, Доменико Скарлатти, Ф.Генделя и И. С. Баха, но слово прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки.

Это художественное направление складывалось в сложной исторической обстановке того времени. Все европейские страны развивались в одном направлении от феодализма к капитализму, но движение это принимало острые драматические формы: в Англии произошла буржуазная революция (социальная революция, основной задачей которой является уничтожение феодального строя или его остатков, установление власти буржуазии); во Франции был расцвет абсолютизма (где главой государства являлся монарх, который рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти); в Италии происходили контрреформации (комплекс мер, направленных на подавление протестантской Реформации и возвращение территорий и населения, отпавших от католичества); в Германии, где еще существовала феодальная раздробленность, велась 30-летняя война (1618-1648). 

Несмотря на это, в XVII веке намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса. Именно в этот период в церкви происходит раскол, который влечет за собой борьбу различных вероучений, роль государства усиливается, и, как следствие, светское начало существенно возрастает. 

Исторические изменения дают импульс развитию наук – в области географии совершаются путешествия, развивается оптика, появляются новые различные законы физики и т. д. В области искусства так же происходят изменения, барокко – это не просто время перехода от эпохи Возрождения к эпохе Классицизма, а большая значительная самостоятельная фаза в развитии мировой культуры.

Первоначально барокко проявилось в таких видах искусства как архитектура, живопись, позднее в литературе и музыке. 

В музыкальном искусстве XVII века сформировались и набирали силы новые музыкальные жанры такие, как опера, концерт, соната, кантата, оратория, происходит интеграция вокальной, хоровой, инструментальной музыки, расширяются рамки жанров и вырастает сложность исполнения музыкальных произведений. Перемены произошли и в теории музыки, которая приобретает научность, многие достижения музыки барокко стали основой музыкального образования. Например, несмотря на то, что практика генерал-баса вышла из употребления, она осталась частью музыкальной нотации. 

В теории музыки зрелого барокко определяется фокусированием композиторов на гармонии и на попытках создать стройные системы музыкального обучения. В последующие годы это привело к появлению множества теоретических трудов. Замечательным образцом подобной деятельности может служить работа периода позднего барокко — «Gradus ad Parnassum» (русск. Ступени к Парнасу), опубликованная в 1725 году Иоганном Йозефом Фуксом (нем. Johann Joseph Fux) (1660—1741), австрийским теоретиком и композитором. Это сочинение, систематизировавшее теорию контрапункта, практически до конца XIX века было важнейшим пособием для изучения контрапункта

В это время происходит решительные изменения в музыкальном мышлении – полифонию строгого стиля, царившую в эпоху Возрождения, сменяет новый музыкальный язык, отличавшийся речитативно-декламационной и фактурно-фантазийной полифонической техникой. Специфика музыкального языка проявилась в смешении разных стилей и техник, в соединении «старого» и «нового». Гармоническое мышление существовало и у некоторых композиторов предыдущей эпохи, например, у Карло Джезуальдо, но во время барокко оно стало общепринятым. Необходимо заметить, что термин «гармония» употребляется здесь в значении «объединение звуков в созвучия и их закономерное последование», то есть имеется в виду тональная гармония. До тональной гармонии существовала так называемая модальная гармония, основанная на ладах, не имеющих различий в звуковом составе, лишённых централизованного тонального тяготения. Всё больше и больше полифония и гармония выглядели, как две союзницы. 

Изменения, произошедшие в период барокко, нашли свое отражение и в хоровой музыке. К XVII веку в мире музыки наметилось вполне четкое деление на светскую и культовую. Светское направление выразилось в бурном развитии театральной музыки и нашло свое отражение в жанрах хоровая кантата и оратория. Для культовой (церковной) музыки было характерно пристальное внимание к внутренней, духовной жизни человека, которое смогло выразиться в жанрах месса и пассион. 

В обществе XVII века общение между людьми регулировалось правилами риторики и потому музыка барокко риторична. Для композиторов музыкальное произведение являлось моделью такого общения. 

С конца XVII века авторы музыки начинают подписывать свои произведения, что влечет за собой появление в теории музыки нового термина «композитор». 

Наиболее яркими композиторами направления барокко являются К. Монтеверди, Г.Шютц, А.Скарлатти, Ж.Б.Люлли, Г.Перселл, А.Вивальди, Корелли, Рамо, Куперен, Телеман, Г.Гендель, И.С.Бах.

Их хоровые творения прошли проверку временем и постоянно включаются в репертуары различных хоровых коллективов. Представим краткие характеристики хорового творчества некоторых композиторов:

Клаудио Монтеверди – итальянский композитор, одна из ключевых фигур эпохи, когда на смену музыкальному стилю Ренессанса приходило новое художественное направление барокко. Монтеверди является основателем хорового речитативного стиля, Наряду с этим он в своем мадригальном творчестве соединил полифонию строгого стиля с фактурой, где выделяется верхний голос. В список хоровых сочинений Монтеверди входят мессы, мотеты, псалмы, гимны, магнификат, хоры из опер «Орфей» и «Коронация Помпеи» и другие хоровые произведения.

Генрих Шютц - представитель композиторов из Германии. Именно он внес в немецкое искусство театральность, жанры и стилевые приемы оперного творчества, помимо этого он является основоположником немецкого кантатно-ораториального жанра «духовные истории», среди которых – пассионы (жанр хоровой музыки, повествующей о страдании Иисуса Христа), «духовные симфонии», в круг хоровых жанров, составляющих творческое наследие этого композитора, помимо вышеназванных, входят мотеты, псалмы, мадригалы, магнификат. 

Хоровые сочинения Шютца психологически выразительны, эмоциональны и отличаются «живой трактовкой». Шютц первым стал использовать обозначения темпа и динамики, что способствовало появлению различных исполнительских трактовок. 

Заслугой Георга Фридриха Генделя в области хоровой музыки является основание и развитие такого вокально-хорового жанра, как оратория. 

Оратория - это крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. От оперы отличается отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета. Интересна история возникновения этого жанра хоровой музыки.

Родиной оратории, как и оперы, была Италия. Ее возникновение относится к XVI веку, и связано с религиозными беседами и чтением духовных книг, проводившимися вне часов церковной службы. Для собраний верующих отводилось особое помещение при храме, именуемое ораторием. Целью такого времяпровождения была религозная пропаганда, стремление сплотить вокруг католической церкви как можно большее число приверженцев. Чтобы оживить эти нравственные поучения, вводили пение молитв и духовных стихов, которые исполнялись хором всех присутствующих. Со времен, когда подобные собрания пустили корни, стали поручать обработку старинных мелодий и сочинение новых музыкантам-профессионалам. 

Музыка стала главной приманкой для посетителей оратория. К музыкальному оформлению религиозных собраний римской аристократии были привлечены самые выдающиеся музыканты Рима, в их числе знаменитый Палестрина. 

Почти одновременно с оперой, на рубеже XVII века, в Италии появляется произведение, в котором духовный текст, распределенный между участвующими в его чтении, целиком был положен на музыку, выдержанную в речитативном стиле. «Представление о душе и теле» (Эмилио дель Кавальери, 1610) – первый образец нового жанра – оратории. 

Развиваясь параллельно с оперой, оратория перенимала ее музыкальный стиль, формы все более смыкаясь с ней, превращалась своего рода «духовную оперу». Жанровой особенностью оратории оставался ее повествовательный, эпический склад, отсутствие драматического действия и его сценического воплощения. 

В зрелом виде оратория из Италии проникает в другие страны и обретает там новую жизнь. Особенно «привился» жанр оратории в Германии и Англии, где оратория смогла «заменить» несуществующую национальную оперу. 

Первые ораториальные произведения Генделя относятся ко времени пребывания в Гамбурге и Италии, а последующие тридцать ораторий он сочинял на протяжении всей творческой жизни. Правда, до конца 30-х годов Гендель уделял им сравнительно мало внимания. Только отказавшись от оперы seria, он начал всесторонне разрабатывать этот жанр. Поэтому ораториальные произведения последнего периода можно рассматривать как художественное завершение творчества Генделя. Все, что в глубине сознания десятилетиями вынашивалось, частично претворялось и совершенствовалось в процессе работы над оперой и инструментальной музыкой, именно в оратории получило наиболее законченное и совершенное выражение. 

Гендель в высокой степени владел мастерством оперного композитора, все свои достижения в оперной музыке сделал достоянием оратории. 

Величественный облик его ораториям придавали именно хоры, которые являлись формой передачи мыслей и чувств народа.

Сочинения с участием хора составляют значительную часть наследия Иоганна Себастьяна Баха. В его творчестве представлены все основные жанры эпохи позднего барокко за исключением оперы, хоровое наследие составляют: духовные кантаты (пять циклов таких кантат на каждое воскресенье и на праздники церковного года); из биографии Баха известно о 5 циклах пассионов, из которых нам доступны только два: Страсти по Иоанну (Johannespassion), и Страсти по Матфею (Matthäuspassion); магнификат; оратории – Рождественская, Пасхальная; 6 мотетов, 186 хоралов; кантаты духовные (сохранилось ок. 200) и светские (24) – «Состязание Феба и Пана», «Умиротворенный Эол», «Охотничья», «Крестьянская», «Кофейная» и др. 

Среди других жанров, «месса» занимает особое положение в хоровом творчестве Баха. Месса - это многочастное произведение для хора, солистов и оркестра. Музыкальная форма мессы развилась из песнопений церковной службы, она состоит из шести разделов: Kyrye eleison (Господи, помилуй) , Gloria (Слава), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Benedictus (Благословен) и Agnus Dei (Ангел Божий). 

Кроме четырех коротких месс, состоящих из двух частей — Kyrie и Gloria, Бах создал также полный цикл католической мессы. Это «Высокая месса» или месса «h-moll», которая включает в себя 24 номера. Она принадлежит к высшим достижениям ораториального жанра и является одним из величайших и грандиозных творений Баха. 

Подведя итоги, по художественному направлению барокко в хоровом искусстве, мы видим как велико его значение для развития всего музыкального искусства в его исторической ретроспективе. Искусство барокко является темой - источником, питающим как исследователей теоретиков, так и исполнителей практиков. 

ЗАДАНИЕ №1

Обратившись к справочной литературе, дайте определение и характеристику жанры хоровой музыки эпохиСредневековья:

Монодийные:


• Псалмы 
• Секвенции 
• Гимны – песнопение-посвящение божеству или герою


Многоголосные:

• Органум
• Кондукт
• Клаузула
• Мотет 
• Месса



Ответы необходимо оформлять в форматах doc. или .docx, шрифт Times New Roman, размер 14, выравнивание по ширине, межстрочный интервал – полуторный, поля со всех сторон по 2,5 см., абзацный отступ 1 см., страницы нумеруются. Сноски даются внутри текста в квадратных скобках [3, 54]. Список литературы приводится в конце текста. 
Объем ответа должен составлять от 5 до 15 страниц.

Для ответа на задание даются две попытки.
Максимальная оценка за задание - 100 баллов.

ЗАДАНИЕ №1.2


Обратившись к справочной литературе, дайте определение и характеристику перечисленных жанров хоровой музыки эпохи Возрождения:

• Мадригал (пеня на родном языке)
• месса на канонический латинский текст 
• мотет 
• опера
• кантата или светский мадригал 
• вилланелла 
• фроттола 
• качча 
• баллада
• песня


Ответы необходимо оформлять в форматах doc. или .docx, шрифт Times New Roman, размер 14, выравнивание по ширине, межстрочный интервал – полуторный, поля со всех сторон по 2,5 см., абзацный отступ 1 см., страницы нумеруются. Сноски даются внутри текста в квадратных скобках [3, 54]. Список литературы приводится в конце текста. 
Объем ответа должен составлять от 5 до 15 страниц.

Для ответа на задание даются две попытки.
Максимальная оценка за задание - 100 баллов.

ЗАДАНИЕ №1.3

Обратившись к справочной литературе, дайте определение и характеристику жанров хоровой музыки эпохиБарокко:

• кантата
• оратория


Ответы необходимо оформлять в форматах doc. или .docx, шрифт Times New Roman, размер 14, выравнивание по ширине, межстрочный интервал – полуторный, поля со всех сторон по 2,5 см., абзацный отступ 1 см., страницы нумеруются. Сноски даются внутри текста в квадратных скобках [3, 54]. Список литературы приводится в конце текста. 
Объем ответа должен составлять от 5 до 15 страниц.

Для ответа на задание даются две попытки.
Максимальная оценка за задание - 100 баллов.

Тема 2. Месса, Реквием как жанры хоровой музыки.
Реквием (Эволюция жанра)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


связь с админом