Главная страница
qrcode

ЛИТЕРАТУРА. Литература. Основные понятия


Скачать 25,46 Kb.
НазваниеЛитература. Основные понятия
Дата15.06.2019
Размер25,46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛИТЕРАТУРА.docx
ТипЛитература
#76346
Каталог

ЛИТЕРАТУРА.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Абзац — отрывок текста от одной красной строки до другой. 

Авторская речь — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. 

Акмеизм — литературное течение в русской поэзии нач. xx в. 

Акростих — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу. 

Аллитерация — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. 

Альманах — сборник литературных произведений различного содержания. 

Амфибрахий — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог. 

Анакреонтическая поэзия — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь. 

Анапест — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге. 

Аннотация
— краткое пояснение к содержанию книги. 

Антитеза — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 

Антология — сборник избранных произведений разных авторов. 

Апострофа — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему. 

Архитектоника — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов. 

Афоризм — мысль, изложенная кратко и точно. 

Баллада — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. 

Басня — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием. 

Беллетристика — художественные прозаические произведения. 

Белые Стихи — стихи, не имеющие рифмы. 

Буриме — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам. 

Бурлеск — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно. 

Былина — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях. 

Версификация — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, Стихосложения. 

Вирши — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки. 

Вольный стих — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках. 

мемуары — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками. 

Вульгаризм — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи. 

Вымысел — плод воображения, фантазии писателя. 

Гекзаметр — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем. 

Дактиль — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога. 

Декадентство — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм. 

Детектив — произведение приключенческой литературы. 

Дифирамб — произведение восхваляющего характера. 

Дольник — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. 

Жанр — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания 

Житие — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого. 

Завязка — событие, с которого начинается развитие действия в произведении. 

Заимствование — использование автором приемов, тем или идей другого писателя. 

Идеализация — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде. 

Идиллия — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы. 

Импрессионизм — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя. 

Импровизация — создание произведений без предварительной подготовки. 

Интрига — развитие действия в сложном сюжете произведения. 

Ирония — скрытая насмешка. 

Кантата — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя. 

Кантилена — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку. 

Канцона — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь. 

Классицизм — литературное направление (течение) xvii — нач. хiх вв. в россии и западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах. 

Клаузула — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога. 

Кода — заключительный, добавочный стих. 

Композиция — структура художественного произведения. 

Контекст — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов. 

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием. 

Концовка — заключительная часть или эпилог литературного произведения. 

Крылатое слово — меткое выражение, ставшее поговоркой. 

Кульминация — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития. 

Лаконизм — краткость в выражении мысли. 

Легенда — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ. 

Лейтмотив — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении. 

Мадригал — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания. 

Мастерство художественное - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни. 

Мелодика стиха — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки. 

Метафора — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления. 

Метод — основные принципы, которыми руководствуется писатель. художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др. 

Миниатюра — небольшое литературное произведение. 

Миф — древнее сказание о происхождении жизни на земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев. 

Многосоюзие (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении. 

Модернизм — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством. 

Монолог — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе. 

Моноритм — стихотворение с повторяющейся одной рифмой. 

Мотив — в литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое. 

Начальная рифма — созвучие, находящееся в начале стиха. 

Неологизм — новое слово. 

Новаторство — внесение новых идей, приемов. 

Образ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений. 

Ода — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою. 

Октава — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной. 

Олицетворение (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами 

Онегинская строфа — строфа, использованная а. с. пушкиным при написании романа «евгений онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья. 

Памфлет — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом. 

Параллелизм — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения. 

Пародия — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала. 

Пасквиль — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием. 

Пастораль — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. 

Пафос — ведущий эмоциональный тон произведения. 

Перенос (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней. 

Перифраз — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков. 

Персонаж — действующее лицо литературного произведения. 

Повествователь — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях. 

Поговорка — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности. 

Портрет — изображение в художественном произведении внешности персонажа. 

Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. 

Послесловие — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению. 

Поучение — литературное произведение в форме речи познавательного характера. 

Поэзия — художественное творчество в стихотворной форме. 

Прибаутка — острое словцо или словосочетание. 

Притча — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме 

Проблематика — перечень проблем, затронутых в произведении. 

Проза — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью. 

Пролог — вступление в литературное произведение. 

Прототип — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа. 

Публицистика — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества. 

Развязка — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена. 

Размер стиха — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха. 

Ремарка — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров. 

Реплика — ответ одного персонажа на речь другого. 

Рефрен — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы. 

Ритм — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов). 

Рифма — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк. 

Род литературы — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос. 

Романс — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви. 

Рондо — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы. 

Сатира — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека. 

Силлабическое стихосложение — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке. 

Силлабо-тоническое стихосложение — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. 

Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. 

Сказ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь. 

Сказание (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности. 

Слог — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи. 

Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. 

Сравнение — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки. 

Стансы — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли. 

Стилистика — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений. 

Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя. 

Стих — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь. 

Стихосложение — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи. 

Стопа — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер. 

Строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией. 

Сюжет — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности. 

Тема — объект художественного отражения. 

Тематика — совокупность тем произведения. 

Тенденция — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор. 

Течение литературное — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества. 

Тип — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений. 

Фабула — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности. 

Фельетон — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества. 

Фигура стилистическая — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова. 

Фольклор — совокупность произведений устного народного поэтического творчества. 

Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. 

Хроника — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни. 

Цикл — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием. 

Частушка — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием. 

Эвфемизм — замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими. 

Эзопов язык — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли. 

Эклога — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь. 

Экспозиция — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении. 

Экспромт — произведение, созданное быстро, без подготовки. 

Элегия — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением. 

Эпиграмма — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение. 

Эпиграф — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора. 

Эпизод — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении. 

Эпилог — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев. 

Эпитет — образное определение. 

Юмореска — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах. 

Ямб — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога

.

перейти в каталог файлов


связь с админом