Главная страница

Станиславский К. Работа актера над собой. Марии Петровне Лилиной К. С. Станиславский. Работа актера над собой 6 Предисловие 1 Мной задуман большой, многотомный труд о мастерстве актера (так называемая система Станиславского ). Изданная уже книга


Скачать 0,74 Mb.
НазваниеМарии Петровне Лилиной К. С. Станиславский. Работа актера над собой 6 Предисловие 1 Мной задуман большой, многотомный труд о мастерстве актера (так называемая система Станиславского ). Изданная уже книга
АнкорСтаниславский К. Работа актера над собой.txt
Дата01.05.2018
Размер0,74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла?art=6300082&format=a4.pdf&lfrom=241867179
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#38433
страница4 из 5
Каталогnastrojshchik_fortepiano

С этим файлом связано 82 файл(ов). Среди них: Petrushin_V_Muzykalnaya_psikhologia_2008.pdf, Bochkarev_L_L_Psikhologia_muzykalnoy_deyatelnosti.pdf, Ludwig_van_Beethoven_-_Piano_sonata_19_in_g-moll_Op_49_1.pdf, 100_velikikh_muzeev_mira.pdf, Teplov_B_M_Psikhologia_muzykalnykh_sposobnostey.pdf, G_Emelyanov_Uprazhnenia-transformery.pdf, Sergey_Prokofyev_-_Sonata_2_Op_14.pdf, Rakhmaninov__Simfonicheskie_tantsy__per_dlya_fortepiano_Kirkora. и ещё 72 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5
если бы такая неловкость произошла в действительности, она бы принесла нам много неприятных, волнительных минут. Каждый из нас старался помочь делу, придумывал план действия, предлагал его на обсуждение товарищей, пробовал выполнить На этот раз, – заявил Аркадий Николаевич, – я могу вам сказать, что вы действовали подлинно, то есть целесообразно и продуктивно. А что привело вас к этому Одно маленькое слово если бы.
Ученики были в восторге.
Казалось, что нам открыли вещее слово, с помощью которого все в искусстве стало доступными что если роль или этюд не будут удаваться, то достаточно произнести слово
«если бы, и все пойдет как по маслу Таким образом, – резюмировал Торцов, – сегодняшний урок научил вас тому, что сценическое действие должно быть внутренне обосновано, логично, последовательно и возможно в действительности. 19.. г.

Слово если бы полюбилось всем, о нем говорят при каждом удобном случае, ему поют дифирамбы, и сегодняшний урок почти целиком был посвящен его восхвалению.
Не успел Аркадий Николаевич войти и сесть на свое место, как ученики окружили его и возбужденно выражали свои восторги
К. С. Станиславский. Работа актера над собой Вы поняли и сами испытали на удачном опыте, как через если бы нормально, естественно, органически, сами собой создаются внутреннее и внешнее действия.
Давайте же проследим на этом живом примере функцию каждого из двигателей и факторов нашего опыта.
Начнем с если бы».
Прежде всего оно замечательно тем, что начинает всякое творчество, – объяснял Аркадий Николаевич. – Если бы является для артистов рычагом, переводящим нас из действительности в мир, в котором только и может совершаться творчество.
Существуют если бы, которые дают только толчок для дальнейшего, постепенного,
логического развития творчества. Вот, например.
Торцов протянул руку по направлению к Шустову и ждал чего-то. Оба в недоумении смотрели друг на друга Как видите, – сказал Аркадий Николаевичу нас с вами не создается никакого действия. Поэтому я ввожу если бы и говорю если бы то, что я вам подаю, была не пустышка, а письмо, то чтобы вы сделали Я бы взял его, посмотрел, кому оно адресовано. Если мне, то – с вашего разрешения распечатал бы письмо и стал его читать. Но так как оно интимное, так как я мог бы выдать свое волнение при чтении Так как, для избежания этого благоразумнее удалиться, – подсказал Торцов … то я вышел бы в другую комнату и там прочел письмо Видите, сколько сознательных и последовательных мыслей, логических ступеней если, так, как, тов разных действий вызвало маленькое слово если бы. Так оно проявляет себя обыкновенно. Но бывает, что если бы выполняет свою роль одно, сразу, не требуя дополнения и помощи. Вот, например…
Аркадий Николаевич одной рукой подал Малолетковой металлическую пепельницу, а другой передал Вельяминовой замшевую перчатку, сказав при этом Вам – холодная лягушка, а вам – мягкая мышь.
Он не успел договорить, как обе женщины с брезгливостью отшатнулись Дымкова, выпейте воды, – приказал Аркадий Николаевич.
Она поднесла стакан к губам Там яд – остановил ее Торцов. Дымкова инстинктивно замерла Видите – торжествовал Аркадий Николаевич. – Все это уже непростые, а магические если бы, возбуждающие мгновенно, инстинктивно самое действие. Не столь острого и эффектного, но тем не менее сильного результата вы добились в этюде с сумасшедшим.
Там предположение о ненормальности сразу вызвало большое искреннее волнение и весьма активное действие. Такое если бы тоже можно было бы признать «магическим».
При дальнейшем исследовании качеств и свойств если бы следует обратить внимание на то, что существуют, так сказать, одноэтажные и многоэтажные если бы. Например, сейчас в опыте с пепельницей и перчаткой мы пользовались одноэтажным если бы».
Стоило сказать если бы пепельница была лягушкой, а перчатка – мышью, и тотчас создался отклик в действии.
Но в сложных пьесах сплетается большое количество авторских и других всевозможных если бы, оправдывающих то или другое поведение, те или другие поступки героев.
Там мы имеем дело нес одноэтажным, ас многоэтажным если бы, то есть с большим количеством предположений и дополняющих их вымыслов, хитро сплетающихся между собой.
Там автор, создавая пьесу, говорит Если бы действие происходило в такую-то эпоху, в таком-то государстве, в таком-то месте или в доме если бы там жили такие-то люди, с таким- то складом души, с такими-то мыслями и чувствами если бы они сталкивались между собой при таких-то обстоятельствах итак далее
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
42
Режиссер, ставящий пьесу, дополняет правдоподобный вымысел автора своими если бы и говорит если бы между действующими лицами были такие-то взаимоотношения, если бы у них была такая-то типичная повадка, если бы они жили в такой-то обстановке итак далее, как бы при всех этих условиях действовал ставший на их место артист. В свою очередь и художник, который изображает место действия пьесы, электротехник, дающий то или иное освещение, и другие творцы спектакля дополняют условия жизни пьесы своим художественным вымыслом.
Далее, оцените то, что в слове если бы скрыто какое-то свойство, какая-то сила, которую вы испытали вовремя этюда с сумасшедшим. Эти свойства и сила если бы вызвали внутри вас мгновенную перестановку – сдвиг Да, именно сдвиг, перестановку – одобрил я удачное определение испытанного ощущения Благодаря ему, – объяснял дальше Торцов, – точно в Синей птице при повороте волшебного алмаза происходит что-то, отчего глаза начинают иначе смотреть, уши – по-дру- гому слушать, ум – по-новому оценивать окружающее, а в результате придуманный вымысел, естественным путем, вызывает соответствующее реальное действие, необходимое для выполнения поставленной перед собой цели И как незаметно это совершается – восторгался я. – В самом деле что мне до бутафорского камина Однако когда его поставили в зависимость от если бы, когда я допустил предположение о приезде знаменитых артистов и понял, что заупрямившийся камин скомпрометирует всех нас, он получил важное значение в моей тогдашней жизни на сцене. Я
искренне возненавидел эту картонную бутафорию, ругал не вовремя налетевшие морозы;
мне не хватало времени выполнить то, что суфлировало изнутри разыгравшееся воображение Тоже произошло ив этюде с сумасшедшим, – указал Шустов. – И там – дверь, от которой началось упражнение, сделалась лишь средством для защиты, основной же целью,
приковавшей внимание, стало чувство самосохранения. Это произошло естественно, само собой А почему – с жаром перебил его Аркадий Николаевич. – Потому, что представления об опасности всегда волнуют нас. Они, как дрожжи, во всякое время могут забродить. Что же касается двери, камина, то они волнуют лишь постольку, поскольку сними связано другое,
более для нас важное.
Секрет силы воздействия если бы еще ив том, что оно не говорит о реальном факте,
о том, что есть, а только о том, что могло бы быть если бы Это слово ничего не утверждает. Оно лишь предполагает, оно ставит вопрос на разрешение. На него актер и старается ответить. Поэтому-то сдвиги решение достигаются без насилия и без обмана. В самом деле:
я не уверял вас, что за дверью стоял сумасшедший. Яне лгала, напротив, самим словом
«если бы откровенно признавался, что мною внесено лишь предположение и что в действительности за дверью никого нет. Мне хотелось только, чтобы вы ответили по совести, как бы вы поступили, если бы вымысел о сумасшедшем стал действительностью. Яне предлагал вам также галлюцинировать и не навязывал своих чувства предоставил всем полную свободу переживать то, что каждым из вас естественно, само собой переживалось. И вы,
со своей стороны, не насиловали и не заставляли себя принимать мои вымыслы с сумасшедшим за реальную действительность, но лишь за предположение. Яне заставлял вас верить в подлинность выдуманного происшествия с сумасшедшим, вы сами добровольно признали возможность существования такого же факта в жизни Да, это очень хорошо, что если бы откровенно и правдиво, что оно ведет дело начистоту. Это уничтожает привкус надувательства, который часто чувствуется в сценической игре – восторгался я
К. С. Станиславский. Работа актера над собой А чтобы было, если бы я вместо откровенного признания вымысла стал бы клясться,
что за дверью подлинный, всамделишный сумасшедший Яне поверил бы такому явному обману и не сдвинулся бы с места. – признался я. –
Это-то и хорошо, что удивительное если бы создает такое состояние, которое исключает всякое насилие. Только при таких условиях можно серьезно обсуждать то, чего не было, но что могло бы случиться в действительности, – продолжал я свои дифирамбы А вот еще новое свойство если бы, – вспомнил Аркадий Николаевич. – Оно вызывает в артисте внутреннюю и внешнюю активность и тоже добивается этого без насилия,
естественным путем. Слово если бы – толкач, возбудитель нашей внутренней творческой активности. В самом деле, стоило вам сказать себе Чтобы я стал делать и как поступать,
если бы вымысел с сумасшедшим оказался действительностью – и тотчас же в вас зародилась активность. Вместо простого ответа на заданный вопрос по свойству вашей актерской природы в вас явился позыв на действие.
Под напором его вы не удержались и начали выполнять вставшее перед вами дело.
При этом реальное, человеческое чувство самосохранения руководило вашими действиями совершенно также, как это бывает ив самой подлинной жизни…
Это чрезвычайно важное свойство слова если бы роднит его с одной из основ нашего направления, которая заключается в активности и действенности творчества и искусства Но, по-видимому, не всегда если бы действует свободно, беспрепятственно, – критиковал я. – Вот, например, во мне сдвиг хоть и явился сразу, вдруг, но утверждался долго.
В первую минуту во введении замечательного если бы я сразу поверил ему, и сдвиг произошел. Но такое состояние продержалось недолго. Со второго момента во мне уже забродило сомнение, и я говорил себе чего стремишься Ведь сам же знаешь, что всякое если бы – выдумка, игра, а не подлинная жизнь. Но другой голос не соглашался. Он говорил Не спорю, если бы – игра, вымысел, но весьма возможный, выполнимый в реальной действительности. К тому же никто не собирается тебя насиловать. Тебя только просят ответить:
«Как бы ты поступил, если бы был в тот вечеру Малолетковой и очутился в положении ее гостей?»
Почувствовав реальность вымысла, я отнесся к нему со всей серьезностью и мог обсуждать, что делать с камином и как поступить с приглашенными знаменитостями. 19.. г Итак, магическое или простое если бы начинает творчество. Оно дает первый толчок для дальнейшего развития созидательного процесса роли.
О том, как этот процесс развивается, пусть за меня вам скажет Александр Сергеевич
Пушкин!
В своей заметке О народной драме и о Марфе Посаднице М. П. Погодина» Александр Сергеевич говорит Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах – вот чего требует наш ум от драматического писателя».
Добавлю от себя, что совершенно того же требует наш ум и от драматического артиста,
с той разницей, что обстоятельства, которые для писателя являются предполагаемыми, для нас, артистов, будут уже готовыми – предлагаемыми. И вот в нашей практической работе укрепился термин предлагаемые обстоятельства, которым мы и пользуемся Предлагаемые обстоятельства Во – забеспокоился Вьюнцов.
– Вдумайтесь хорошенько в это замечательное изречение, а после я объясню вам на образцовом примере, как наше любимое если бы помогает выполнять великий завет Александра Сергеевича Истинна страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах читал я на все интонации записанное мною изречение
К. С. Станиславский. Работа актера над собой Напрасно вы треплете зря гениальную фразу, – остановил меня Торцов. – Это не вскрывает ее внутренней сущности. Когда не удается охватить всей мысли сразу – вбирайте ее в себя по логическим частям Прежде всего надо понять, что подразумевается под словами предлагаемые обстоятельства спросил Шустов.
– Это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни,
наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены,
постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки, и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве.
«Предлагаемые обстоятельства, как и само если бы, является предположением,
«вымыслом воображения. Они одного происхождения предлагаемые обстоятельства тоже, что если бы, а если бы – тоже, что предлагаемые обстоятельства. Одно – предположение (если бы, а другое – дополнение к нему (предлагаемые обстоятельства»).
«Если бы всегда начинает творчество, предлагаемые обстоятельства развивают его.
Одно без других не может существовать и получать необходимую возбудительную силу.
Но функции их несколько различны если бы дает толчок дремлющему воображению,
а предлагаемые обстоятельства делают обоснованным само если бы. Они вместе и порознь помогают созданию внутреннего сдвига А что такое истина страстей – интересовался Вьюнцов.
– Истина страстей – это и есть истина страстей, то есть подлинная, живая человеческая страсть, чувства-переживания самого артиста А что такое правдоподобие чувства – приставал Вьюнцов.
– Это не самые подлинные страсти, чувства и переживания, атак сказать, их предчувствие, близкое, родственное им состояние, похожее на правду и потому правдоподобное. Это передача страсти, ноне прямая, непосредственная, подсознательная, атак сказать, подвнут- реннее суфлерство чувства.
Что же касается самого изречения Пушкина в целом, то его вам будет легче понять,
если вы переставите слова фразы и скажете ее так В предлагаемых обстоятельствах истина страстей. Иначе говоря создайте прежде предлагаемые обстоятельства, искренне поверьте ими тогда сама собой родится истина страстей В предлагаемых обстоятельствах пыжился понять Вьюн- цов.
Аркадий Николаевич поспешил помочь ему На практике перед нами встанет приблизительно такая программа прежде всего вы должны будете по-своему представить себе все предлагаемые обстоятельства, взятые из самой пьесы, из режиссерской постановки, из собственных артистических мечтаний. Весь этот материал создаст общее представление о жизни изображаемого образа в окружающих его условиях Надо очень искренне поверить в реальную возможность такой жизни в самой действительности надо привыкнуть к ней настолько, чтобы сродниться с этой чужой жизнью. Если все это удастся, то внутри вас сама собою создастся истина страстей или правдоподобие чувства Хотелось бы получить какой-то более конкретный, практический прием, – приставал я Возьмите ваше любимое если бы и поставьте его перед каждым из собранных вами
«предлагаемых обстоятельств. При этом говорите себе так если бы ворвавшийся был сумасшедшим, если бы ученики былина новоселье у Малолетковой, если бы дверь была испорчена и не запиралась, если бы пришлось ее баррикадировать итак далее, то чтобы я стал делать и как поступать
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
45
Этот вопрос сразу возбудит в вас активность. Ответьте на него действием, скажите:
«Вот чтобы я сделал И сделайте то, что захочется, на что потянет, не раздумывая в момент действия. Тут вы внутренне почувствуете – подсознательно или сознательно – то, что Пушкин называет истиной страстей, или, в крайнем случае, правдоподобием чувствований».
Секрет этого процесса в том, чтоб совсем не насиловать своего чувства, предоставить его самому себе, не думать об истине страстей, потому что эти страсти не от нас зависят, и приходят сами от себя. Они не поддаются ни приказу, ни насилию.
Пусть все внимание артиста направится на предлагаемые обстоятельства. Заживите там искренне, и тогда истина страстей сама собой создастся внутри вас.
Когда Аркадий Николаевич объяснял, что из всевозможных предлагаемых обстоятельств и если бы автора, актера, режиссера, художника, электротехника и прочих творцов спектакля образуется на сцене атмосфера, похожая на живую жизнь, Говорков возмутился и вступился за артиста Но, извините, пожалуйста, – протестовал он, – что же в таком случае остается актеру,
если все создано другими Одни пустяки Как пустяки – накинулся на него Торцов. – Поверить чужому вымыслу и искренне зажить им – это, по-вашему, пустяки Но знаете ли вы, что такое творчество на чужую тему нередко труднее, чем создание собственного вымысла Мы знаем случаи, когда плохая пьеса поэта приобретала мировую известность благодаря пересозданию ее большим артистом. Мы знаем, что Шекспир пересоздавал чужие новеллы. И мы пересоздаем произведения драматургов, мы вскрываем в них то, что скрыто под словами мы вкладываем в чужой текст свой подтекст, устанавливаем свое отношение к людям и к условиям их жизни мы пропускаем через себя весь материал, полученный от автора и режиссера мы вновь перерабатываем его в себе, оживляем и дополняем своим воображением. Мы сродняемся с ним, вживаемся в него психически и физически мы зарождаем в себе истину страстей мы создаем в конечном результате нашего творчества подлинно продуктивное действие, тесно связанное с сокровенным замыслом пьесы мы творим живые, типические образы в страстях и чувствах изображаемого лица. И вся эта огромная работа – пустяки Нет, это большое творчество и подлинное искусство – закончил Аркадий Николаевич. 19.. г.

Войдя в класс, Аркадий Николаевич объявил нам программу урока. Он сказал После если бы и предлагаемых обстоятельств мы будем говорить сегодня о внутреннем и внешнем сценическом действии. Понимаете ли вы, какое значение оно имеет для нашего искусства, которое само, по своей природе, основано на активности?
Эта активность проявляется на сцене в действии, а в действии передается душа роли и переживание артиста и внутренний мир пьесы по действиями поступкам мы судим о людях, изображаемым на сцене, и понимаем, кто они. Вот что дает нам действие и вот чего ждет от него зритель.
Что же он в подавляющем большинстве случаев получает от нас Прежде всего большую суетню, изобилие несдержанных жестов, нервных, механических движений. На них мы щедры в театре несравненно больше, чем в реальной жизни.
Но все эти актерские действия совсем иные, чем человеческие в подлинной жизни.
Покажу разницу на примере когда человек хочет разобраться в важных, сокровенных,
интимных мыслях и переживаниях (вроде Быть или не быть в Гамлете), он уединяется,
уходит глубоко внутрь себя и старается мысленно выявить в словах то, о чем думает и что чувствует
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
46
На сцене актеры действуют иначе. Они в интимные моменты жизни выходят на самую авансцену, обращаются к зрителями громко, эффектно, с пафосом декламируют о своих несуществующих переживаниях Что значит, изволите ли видеть, декламируют о своих несуществующих переживаниях Это значит – делают тоже, что делаете вы, когда хотите внешним, эффектным, актерским наигрышем заполнить внутреннюю, душевную пустоту своей игры.
Роль, которую внутренне не чувствуешь, выгоднее преподнести зрителю внешне эффектно, под аплодисмент. Но едва ли серьезный артист будет хотеть театральной шумихи в том месте, в котором им передаются самые дорогие мысли, чувства, сокровенная душевная сущность. Ведь в них скрыты собственные, аналогичные с ролью чувствования самого артиста. Их хочется передать не под пошлый треск аплодисментов, а, напротив, в проникновенной тишине, при большом интиме. Если же артист жертвует этими не боится опошлять торжественную минуту, то это доказывает, что произносимые им слова роли пусты для него, что он не вложил в них от себя ничего дорогого, сокровенного. К пустым словам не может быть возвышенного отношения. Они нужны только как звуки, на которых можно показать голос,
дикцию, технику речи, актерский, животный темперамент. Что же касается самой мысли и чувствований, ради которых писалась пьеса, то их при такой игре можно передать только
«вообще» грустно, вообще весело, вообще трагично, безнадежно и прочее. Такая передача мертва, формальна, ремесленна.
В области внешнего действия происходит тоже, что и во внутреннем действии (в речи).
Когда самому актеру как человеку ненужно то, что он делает, когда роль и искусство отдаются не тому, чему они служат, то действия пустыне пережиты и им нечего передавать по существу. Тогда ничего не остается, как действовать вообще. Когда актер страдает,
чтоб страдать, когда он любит, чтоб любить, ревнует или молит прощение, чтоб ревновать и молить прощение, когда все это делается потому, что так написано в пьесе, а не потому, что так пережито в душе и создалась жизнь роли на сцене, то актеру некуда податься, и игра вообще является для него в этих случаях единственным выходом.
Какое это ужасное слово «вообще»!
Сколько в нем неряшества, неразберихи, неосновательности, беспорядка.
Хотите съесть чего-нибудь – вообще Хотите вообще поговорить, почитать?
Хотите повеселиться «вообще»?
Какой скукой, бессодержательностью веет от таких предложений. Когда игру артиста оценивают словом вообще, например «Такой-то артист сыграл Гамлета «вообще»
недурно!» – такая оценка оскорбительна для исполнителя.
Сыграйте мне любовь, ревность, ненависть «вообще»!
Что это значит Сыграть окрошку из этих страстей и их составных элементов Вот ее- то, эту окрошку страстей, чувств, мыслей, логики действий, образа, и подают нам на сцене актеры – «вообще».
Забавнее всего, что они искренне волнуются и сильно чувствуют свою игру «вообще».
Вы не убедите его, что в ней нет ни страсти, ни переживания, ни мысли, а есть лишь окрошка из них. Эти актеры потеют, волнуются, увлекаются игрой, хотя не понимают, что их волнует или увлекает. Это та самая актерская эмоция, кликушество, о которых я говорил. Это волнение вообще. Подлинное искусство и игра вообще несовместимы. Одно уничтожает другое. Искусство любит порядок и гармонию, а вообще – беспорядок и хаотичность. Как же мне вас предохранить от нашего заклятого врага – вообще Борьба с ним состоит в том, чтоб вводить в разболтанную игру вообще как раз то, что для нее несвойственно, что ее уничтожает. Вообще – поверхностно и легкомысленно. Вводите поэтому в вашу игру
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
47
побольше плановости и серьезного отношения к тому, что делается на сцене. Это уничтожит и поверхностность и легкомыслие.
«Вообще» – хаотично, бессмысленно. Введите в роль логику и последовательность,
и это вытеснит дурные свойства вообще. Вообще – все начинает и ничего не кончает.
Введите в вашу игру законченность.
Все это мы и будем делать, но только на протяжении всего курса системы, в процессе ее изучения, для того, чтобы в конечном результате вместо действия вообще выработать однажды и навсегда на сцене подлинное, продуктивное и целесообразное человеческое дей- ствие.
Только его я признаю в искусстве, только его поддерживаю и вырабатываю.
Почему я так жесток к вообще Вот почему.
Много ли спектаклей во всем мире играется ежедневно по линии внутренней сущности, как того требует подлинное искусство Десятки. Много ли спектаклей играется ежедневно во всем мире не по существу, а по принципу вообще Десятки тысяч. Поэтому не удивляйтесь, если я скажу, что ежедневно во всем мире сотни тысяч актеров внутренне выви- хиваются, систематически вырабатывая в себе неправильные, вредные сценические навыки.
Это тем страшнее, что, с одной стороны, сам театр и условия его творчества тянут актера на эти опасные привычки. С другой стороны, сам актер, ища линию наименьшего сопротивления, охотно пользуется ремесленным вообще. Такс разных сторон, постепенно, систематически невежды влекут искусство актера к его погибели, то есть к уничтожению сути творчества за счет плохой, условной внешней формы игры «вообще».
Как видите, нам предстоит бороться совсем миром, с условиями публичного выступления, с методами подготовки актера ив частности с установившимися ложными понятиями о сценическом действии. Чтоб добиться успеха во всех предстоящих нам трудностях, прежде всего надо иметь смелость сознать, что по многими многим причинам, выходя на подмостки сцены, перед толпой зрителей, и условиях публичного творчества, мы совершенно теряем в театре, на подмостках, ощущение реальной жизни. Мы забываем все и то, как мы и жизни ходим, и то, как мы сидим, едим, пьем, спим, разговариваем, смотрим, слушаем – словом, как мы в жизни внутренне и внешне действуем. Всему этому нам надо сызнова учиться на подмостках сцены, совершенно также, как ребенок учится ходить, говорить, смотреть, слушать.
В течение наших школьных занятий мне придется часто напоминать вам об этом неожиданном и важном выводе. Пока мы постараемся понять, как научиться действовать на сцене не по-актерски – вообще, а по-человечески – просто, естественно, органически правильно, свободно, как того требуют не условности театра, а законы живой, органической природы Словом, учиться, как изгонять, знаете ли, из театра театр, – добавил Говорков Вот именно как изгонять из Театра (с большой буквы) театр (с малой буквы. С
такой задачей не справишься сразу, а лишь постепенно, в процессе артистического роста и выработки психотехники. Пока я прошу тебя, Ваня, – обратился Аркадий Николаевич к
Рахманову, – упорно следить затем, чтобы ученики на сцене всегда действовали подлинно,
продуктивно и целесообразно и отнюдь не представлялись действующими. Поэтому, лишь только ты заметишь, что они свихнулись на игру или – тем более – на ломание, сейчас же останавливай их. Когда наладится твой класс (я тороплюсь с этим делом, выработай специальные упражнения, заставляющие их во чтобы тони стало действовать на подмостках.
Почаще и подольше, изо дня вдень делай эти упражнения для того, чтобы постепенно, методически приучать их к подлинному, продуктивному и целесообразному действию на сцене.
Пусть человеческая активность сливается в их представлении стем состоянием, которое они испытывают на подмостках в присутствии зрителей, в обстановке публичного творчества
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
48
или урока. Приучая их изо дня вдень быть по-человечески активными на сцене, ты набьешь им хорошую привычку быть нормальными людьми, а не манекенами в искусстве Какие же упражнения Упражнения-то, говорю, какие Устрой обстановку урока посерьезнее, построже, чтобы подтянуть играющих, точно на спектакле. Это ты умеешь Есть – принял Рахманов.
– Вызывай на сцену по одному и давай какое-нибудь дело Какое же Хотя бы, например, просмотреть газету и рассказать, о чем в ней говорится Долго для массового урока. Надо всех просматривать Да разве дело в том, чтоб узнать содержание всей газеты Важно добиться подлинного, продуктивного и целесообразного действия. Когда видишь, что таковое создалось, что ученик ушел в свое дело, что обстановка публичного урока ему не мешает, вызывай другого ученика, а первого отошли куда-нибудь вглубь сцены. Пусть себе там упражняется и набивает привычку к жизненному, человеческому действию на сцене. Чтоб ее выработать, навсегда укоренить в себе, надо какое-то долгое, энное количество времени прожить на сцене с подлинным, продуктивными целесообразным действием. Вот ты и помоги получить это
«энное» количество времени.
Оканчивая урок, Аркадий Николаевич объяснил нам Если бы, предлагаемые обстоятельства, внутреннее и внешнее действия – очень важные факторы в нашей работе. Они не единственные. Нам нужно еще очень много специальных, артистических, творческих способностей, свойств, дарований (воображение, внимание, чувство правды, задачи, сценические данные и прочее и прочее. Условимся пока,
для краткости и удобства, называть всех их одним словом элементы Элементы чего – спросил кто-то.
– Пока я не отвечаю на этот вопрос. Он сам собой выяснится в свое время. Искусство управлять этими элементами и среди них в первую очередь если бы, предлагаемыми обстоятельствами и внутренними и внешними действиями, умение комбинировать их друг с другом, подставлять, соединять один с другим требует большой практики и опыта, а следовательно, и времени. Будем в этом смысле терпеливы и пока обратим все наши заботы на изучение и выработку каждого из элементов. Это является главной, большой целью школьного курса этого года
К. С. Станиславский. Работа актера над собой. Воображение. 19.. г.
Сегодня, по нездоровью Торцова, урок был назначен в его квартире. Аркадий Николаевич уютно рассадил нас в своем кабинете Вызнаете теперь, – говорил он, – что наша сценическая работа начинается с введения в пьесу ив роль магического если бы, которое является рычагом, переводящим артиста из повседневной действительности в плоскость воображения. Пьеса, роль – это вымысел автора, это ряд магических и других если бы, предлагаемых обстоятельств, придуманных им. Подлинной были, реальной действительности на сцене не бывает, реальная действительность не искусство. Последнему, по самой его природе, нужен художественный вымысел, каковым в первую очередь и является произведение автора. Задача артиста и его творческой техники заключается и том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль В этом процессе огромную роль играет наше воображение. Поэтому стоит подольше остановиться на нем и приглядеться к его функции в творчестве.
Торцов указал на стены, увешанные эскизами всевозможных декораций Все это картины моего любимого молодого художника, уже умершего. Это был большой чудак он делал эскизы для ненаписанных еще пьес. Вот, например, эскиз для последнего акта несуществующей пьесы Чехова, которую Антон Павловнч задумал незадолго до своей смерти затертая во льдах экспедиция, жуткий и суровый север. Большой пароход,
стиснутый плывучими глыбами. Закоптелые трубы зловеще чернеют на белом фоне. Трескучий мороз. Ледяной ветер вздымает снежные вихри. Стремясь вверх, они принимают очертания женщины в саване. А тут фигуры мужа и любовника его жены, прижавшиеся друг к другу. Оба ушли от жизни и отправились в экспедицию, чтобы забыть свою сердечную драму.
Кто поверит, что эскиз написан человеком, никогда не выезжавшим за пределы Москвы и ее окрестностей Он создал полярный пейзаж, пользуясь своими наблюдениями нашей зимней природы, тем, что знал по рассказам, по описаниям в художественной литературе ив научных книгах, по фотографическим снимкам. Из всего собранного материала создалась картина. В этой работе на долю воображения выпала главная роль.
Торцов подвел нас к другой стене, на которой была развешана серия пейзажей. Вернее,
это было повторение одного итого же мотива какого-то дачного места, но видоизмененного всякий раз воображением художника. Один и тот же ряд красивых домиков и сосновом бору в разные времена года и суток, в солнцепек, в бурю. Дальше – тот же пейзаж, нос вырубленным лесом, с выкопанными на его месте прудами и с новыми насаждениями деревьев различных пород. Художника забавляло по-своему расправляться с природой и с жизнью людей. Он в своих эскизах строили ломал дома, города, перепланировал местность, срывал горы Смотрите, как красиво Московский Кремль на берегу моря – воскликнул кто-то.
– Все это тоже создало воображение художника А вот эскизы для несуществующих пьес из межпланетной жизни, – сказал Торцов,
подводя нас к новой серии рисунков и акварелей. – Вот здесь изображена станция для каких- то аппаратов, поддерживающих сообщение между планетами. Видите огромный металлический ящик с большими балконами и фигурами каких-то красивых, странных существ.
Это вокзал. Он висит в пространстве. В окнах его видны люди – пассажиры с земли…
Линия таких же вокзалов, уходящих вверх и вниз, видна в беспредельном пространстве они поддерживаются в равновесии взаимным притяжением огромных магнитов. На горизонте несколько солнц или лун. Свет их создает фантастические эффекты, неведомые на земле
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
50
Чтоб написать такую картину, нужно обладать непросто воображением, а хорошей фантазией Какая же между ними разница – спросил кто-то.
– Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия – то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет. А может, и будет!
Как знать Когда народная фантазия создавала сказочный ковер-самолет, кому могло прийти в голову, что люди будут парить в воздухе на аэропланах Фантазия все знает и все может.
Фантазия, как и воображение, необходима художнику А артисту – спросил Шустов.
– А для чего, по-вашему, артисту нужно воображение – задал встречный вопрос Аркадий Николаевич Как для чего Чтобы создавать магическое если бы, предлагаемые обстоятельства ответил Шустов.
– Их без нас уже создал автор. Его пьеса-вымысел.
Шустов молчал Всели, что артистам нужно знать о пьесе, дает им драматург – спросил Торцов. Можно ли наста страницах полностью раскрыть жизнь всех действующих лиц Или же многое остается недосказанным Так, например всегда ли и достаточно ли подробно говорит автор о том, что было до начала пьесы Говорит ли он исчерпывающе о том, что будет по окончании ее, о том, что делается за кулисами, откуда приходит действующее лицо, куда оно уходит Драматург скуп на такого рода комментарии. В его тексте значится лишь Те же и
Петров» или Петров уходит. Номы не можем приходить из неведомого пространства и уходить в него, не задумываясь о целях таких передвижений. Такому действию «вообще»
нельзя поверить. Мы знаем и другие ремарки драматурга встал, ходит в волнении»,
«смеется», умирает. Нам даются лаконические характеристики роли вроде Молодой человек приятной наружности. Много курит».
Но разве этого достаточно для того, чтобы создать весь внешний образ, манеры,
походку, привычки А текст и слова роли Неужели их нужно только вызубрить и говорить наизусть?
А все ремарки поэта, а требования режиссера, а его мизансцены и вся постановка?
Неужели достаточно только запомнить их и потом формально выполнять на подмостках?
Разве все это рисует характер действующего лица, определяет все оттенки его мыслей,
чувств, побуждений и поступков?
Нет, все это должно быть дополнено, углублено самим артистом. Только тогда все данное нам поэтом и другими творцами спектакля оживет и расшевелит разные уголки души творящего на сцене и смотрящего в зрительном зале. Только тогда сам артист сможет зажить всей полнотой внутренней жизни изображаемого лица и действовать так, как повелевает нам автор, режиссер и наше собственное живое чувство. Во всей этой работе нашим ближайшим помощником является воображение, сего магическим если бы и предлагаемыми обстоятельствами. Оно не только досказывает то, чего недосказали автор, режиссер и другие,
но оно оживляет работу всех вообще создателей спектакля, творчество которых доходит до зрителей прежде всего через успех самих артистов.
Понимаете ли вы теперь, как важно актеру обладать сильными ярким воображением:
оно необходимо ему в каждый момент его художественной работы и жизни на сцене, как при изучении, таки при воспроизведении роли. В процессе творчества воображение является передовым, который ведет за собой самого артиста.
Урок был прерван неожиданным визитом известного трагика У, гастролирующего сейчас в Москве. Знаменитость рассказывала о своих успехах, а Аркадий Николаевич
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
51
переводил рассказ на русский язык. После того как интересный гость уехала Торцов проводил его и вернулся к нам, он сказал, улыбаясь Конечно, трагик привирает, но, как вы видите, он увлекающийся человек и искренне верит тому, что сочиняет. Мы, артисты, так привыкли на сцене дополнять факты подробностями собственного воображения, что эти привычки переносятся нами со сцены в жизнь.
Здесь они, конечно, лишние, нов театре необходимы.
Вы думаете, легко сочинять так, чтобы вас слушали с затаенным дыханием Это тоже творчество, которое создается магическими если бы, предлагаемыми обстоятельствами»
и хорошо развитым воображением.
Про гениев, пожалуй, не скажешь, что они лгут. Такие люди смотрят на действительность другими глазами, чем мы. Они иначе, чем мы, смертные, видят жизнь. Можно ли осуждать их зато, что воображение подставляет к их глазам то розовые, то голубые, то серые,
то черные стекла И хорошо ли будет для искусства, если эти люди снимут очки и начнут смотреть как на действительность, таки на художественный вымысел ничем не заслоненными глазами, трезво, видя только то, что дает повседневность?
Признаюсь вам, что и я нередко лгу, когда мне приходится как артисту или режиссеру иметь дело с ролью или с пьесой, которые меня недостаточно увлекают. В этих случаях я увядаю, и мои творческие способности парализуются. Нужна подстежка. Тогда я начинаю всех уверять, что увлечен работой, новой пьесой, и расхваливаю ее. Для этого приходится придумывать то, чего в ней нет. Эта необходимость подталкивает воображение. Наедине я не стал бы этого делать, но при других волей-неволей приходится как можно лучше оправдывать свою ложь и давать авансы. А после нередко пользуешься своими же собственными вымыслами как материалом для роли и для постановки и вносишь их в пьесу Если воображение играет для артистов такую важную роль, то что же делать тему кого его нет – робко спросил Шустов.
– Надо развивать его или уходить со сцены. Иначе вы попадете в руки режиссеров,
которые заменит недостающее вам воображение своим. Это значило бы для вас отказаться от собственного творчества, сделаться пешкой на сцене. Не лучше ли развить собственное воображение Это, должно быть, очень трудно – вздохнул я Смотря потому, какое воображение Есть воображение с инициативой, которое работает самостоятельно. Оно разовьется без особых усилий и будет работать настойчиво,
неустанно, наяву и во сне. Есть воображение, которое лишено инициативы, но зато легко схватывает то, что ему подсказывают, и затем продолжает самостоятельно развивать подсказанное. С таким воображением тоже сравнительно легко иметь дело. Если же воображение схватывает, ноне развивает подсказанного, тогда работа становится труднее. Но есть люди,
которые и сами не творят и не схватывают того, что им дали. Если актер воспринимает из показанного лишь внешнюю, формальную сторону – это признак отсутствия воображения,
без которого нельзя быть артистом.
С инициативой или без инициативы Схватывает и развивает или не схватывает Вот вопросы, которые не дают мне покоя.
Когда после вечернего чая водворилась тишина, я заперся в своей комнате, сел поудобнее на диван, обложился подушками, закрыл глаза и, несмотря на усталость, начал мечтать.
Но с первого же момента мое внимание отвлекли световые круги, блики разных цветов,
которые появлялись и ползли в полной темноте перед закрытыми глазами.
Я потушил лампу, предполагая, что она вызывает эти явления. О чем же мечтать придумывал я. Но воображение не дремало. Оно рисовало мне верхушки деревьев большого соснового леса, которые размеренно и плавно покачивались от тихого ветра
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
52
Это было приятно.
Почудился запах свежего воздуха.
Откуда-то… в тишину пробрались звуки тикающих часов.
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
Я задремал.
«Ну, конечно – решил я, встрепенувшись. – Нельзя же мечтать без инициативы.
Полечу на аэроплане Над верхушками леса. Вот я пролетаю над ними, над полями, реками,
городами, селами над верхушками деревьев Они медленно-медленно качаются…
Пахнет свежим воздухом и сосной Тикают часы…
……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
Кто это храпит Неужели я сам Заснул. Долго ли?..»
В столовой мели передвигали мебель Через занавески пробивался утренний свет.
Часы пробили восемь. Инициатива а. а. 19.. г.
Мое смущение от неудачи домашнего мечтания было так велико, что я не выдержали все рассказал Аркадию Николаевичу на сегодняшнем уроке, происходившем в малолетков- ской гостиной Ваш опыт не удался потому, что вы допустили ряд ошибок, – сказал он мне в ответ на мое сообщение. – Первая из них была в том, что вы насиловали свое воображение, вместо того чтоб увлекать его. Вторая ошибка в том, что вы мечтали без руля и без ветрил, как и куда толкнет случай. Подобно тому, как нельзя действовать лишь для того, чтоб что-нибудь делать (действовать – ради самого действия, так точно нельзя и мечтать ради самого мечтания. В работе вашего воображения не было смысла, интересного задания, необходимого при творчестве. Третья ваша ошибка в том, что ваши мечтания былине действенны, не активны.
Между тем активность воображаемой жизни имеет для актера совершенно исключительное по важности значение. Воображение его должно толкать, вызывать сначала внутреннее, а потоми внешнее действие Я действовал, потому что мысленно летал над лесами с бешеной скоростью Разве когда вылежите в курьерском поезде, который тоже мчится с бешеной скоростью, вы действуете – спросил Торцов. – Паровоз, машинист – вот кто работает, а пассажир пассивен. Другое дело, если бы вовремя хода поезда у вас был захватывающий деловой разговор, спорили вы составляли бы доклад, – тогда можно было бы говорить о работе и о действии. Тоже ив вашем полете на аэроплане. Работал пилота вы бездействовали.
Вот если бы вы сами управляли машиной или если бы выделали фотографические снимки местности, можно было бы говорить об активности. Нам нужно активное, а не пассивное воображение Как же вызвать эту активность – допытывался Шустов.
– Я расскажу вам любимую игру моей шестилетней племянницы. Эта игра называется
«Кабы да если бы и заключается в следующем Что ты делаешь – спросила меня девочка.
«Пью чай, – отвечаю я. А если б это был не чай, а касторка, как бы ты пил Мне приходится вспоминать вкус лекарства. В тех случаях, когда мне это удается и я морщусь, ребенок заливается хохотом на всю комнату. Потом задается новый вопрос. Где ты сидишь – На стуле, – отвечаю я. А если бы ты сидел на горячей плите, чтобы ты делал Приходится мысленно сажать себя на горячую плиту и с невероятными усилиями спасаться от ожогов.
Когда это удается, девочке становится жалко меня. Она машет ручками и кричит Не хочу
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
53
играть!» И если будешь продолжать игру, то дело кончится слезами. Вот ивы придумайте себе для упражнения такую игру, которая вызывала бы активные действия Мне кажется, что это примитивный, грубый прием, – заметил я. – Мне бы хотелось найти более утонченный Не торопитесь Успеете А пока довольствуйтесь простыми и самыми элементарными мечтаниями. Не торопитесь уноситься слишком высоко, а поживите снами здесь, на земле, среди того, что вас окружает в действительности. Пусть эта мебель, предметы, которые вы чувствуете и видите, участвуют в вашей работе. Вот, например, этюд с сумасшедшим. В нем вымысел воображения был введен в реальную жизнь, нас тогда окружавшую.
В самом деле комната, в которой мы находились, мебель, которой мы забаррикадировали дверь, – словом, весь мир вещей остался нетронутым. Введен был лишь вымысел о несуществующем на самом деле сумасшедшем. В остальном же этюд опирался на нечто реальное,
а не висел в воздухе.
Попробуем сделать аналогичный опыт. Мы сейчас и классе на уроке. Это подлинная действительность. Пусть комната, ее обстановка, урок, все ученики и их преподаватель остаются в том виде и состоянии, в котором мы теперь находимся. С помощью если бы я перевожу себя в плоскость несуществующей, мнимой жизни и для этого пока меняю только время и говорю себе Теперь не три часа дня, а три часа ночи. Оправдайте своим воображением такой затянувшийся урок. Это нетрудно. Допустите, что завтра у вас экзамена многое еще не доделано, вот мы и задержались в театре. Отсюда новые обстоятельства и заботы:
домашние ваши беспокоятся, так как ввиду отсутствия телефона нельзя было их уведомить о затяжке работы. Один из учеников пропустил вечеринку, на которую его пригласили, другой живет очень далеко от театра и не знает, как без трамвая добраться домой, итак далее.
Много еще мыслей, чувствований и настроений рождает введенный вымысел. Все это влияет на общее состояние, которое даст тон всему, что будет происходить дальше. Это одна из подготовительных ступеней для переживаний. В результате с помощью этих вымыслов мы создаем почву, предлагаемые обстоятельства для этюда, который можно было бы развить и назвать Ночной урок».
Попробуем сделать еще один опыт введем в действительность, то есть в эту комнату, в происходящий сейчас урок, новое если бы. Пусть время суток останется тоже три часа дня, но пусть изменится время года, и будет не зима, не мороз в пятнадцать градусов, а весна с чудесным воздухом и теплом. Видите, уже ваше настроение изменилось, вы уже улыбаетесь при одной мысли о том, что вам предстоит после урока прогулка за город Решите же, что вы предпримете, оправдайте все это вымыслом, и получится новое упражнение для развития вашего воображения. Я даю вам еще одно если бы время суток, года, этаком- ната, наша школа, урок остается, но все переносится из Москвы в Крым, то есть меняется место действия за пределами этой комнаты. Там, где Дмитровка, – море, в котором выбудете купаться после урока. Спрашивается, как мы очутились на юге?
Оправдайте это предлагаемыми обстоятельствами, каким хотите вымыслом воображения. Может быть, мы поехали на гастроли в Крым и там не прерывали наших систематических школьных занятий Оправдайте разные моменты этой мнимой жизни соответственно с введенными если бы, ивы получите новый ряд поводов для упражнений воображения.
Ввожу еще новое если бы и перевожу себя и вас на Крайний Север в то время года, когда там круглые сутки день. Как оправдать такое переселение Хотя бы тем, что мы приехали туда на киносъемку. Она требует от актера большой жизненности и простоты, так как всякая фальшь портит ленту. Не все из вас сумеют обходиться без наигрыша, а потому мне, режиссеру, приходится позаботиться о школьных занятиях с вами. Приняв каждый из вымыслов при помощи если бы и поверив им, спросите себя Чтобы я стал делать приданных условиях Разрешая вопрос, вы тем самым возбудите работу воображения
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
54
А теперь, в новом упражнении, мы сделаем все предлагаемые обстоятельства»
вымышленными. Из реальной жизни, нас теперь окружающей, оставим только эту комнату,
и то сильно преображенную нашим воображением. Допустим, что все мы – члены научной экспедиции и отправляемся в далекий путь на самолете. Вовремя перелета над непроходимыми дебрями происходит катастрофа мотор перестает работать, и аэроплан принужден опуститься в горной долине. Надо чинить машину. Эта работа задержит экспедицию на долгое время. Хорошо еще, что есть запасы продовольствия, однако они не слишком обильны.
Надо добывать себе пропитание охотой. Кроме того, надо устроить какое-нибудь жилище,
организовать варку пищи, охрану на случай нападения туземцев или зверей. Так, мысленно,
складывается жизнь, полная тревоги опасностей. Каждый из моментов ее требует необходимых, целесообразных действий, которые логически и последовательно намечаются в нашем воображении. Надо поверить в их необходимость. В противном случае мечтания потеряют смысли привлекательность.
Однако творчество артиста неводной внутренней работе воображения, но и во внешнем воплощении своих творческих мечтаний. Превратите же мечту в действительность, сыграйте мне эпизод из жизни членов научной экспедиции Где Здесь В обстановке малолетковской гостиной – недоумевали мы Где же иначе Не заказывать женам специальную декорацию Тем более, что у насесть на этот случай свой художник. Он в одну секунду, бесплатно исполняет всякие требования. Ему ничего не стоит мгновенно превратить гостиную, коридор, залу во что нам заблагорассудится. Этот художник – наше собственное воображение. Дайте ему заказ. Решите,
что бы вы стали делать после спуска аэроплана, если бы эта квартира была горной долиной,
а этот стол – большим камнем, лампас абажуром – тропическим растением, люстра со стеклышками веткой с плодами, камин – заброшенным горном А коридор чем будет – заинтересовался Вьюнцов.
– Ущельем Во. – радовался экспансивный юноша. – А столовая Пещерой, в которой, по-видимому, жили какие-то первобытные люди А зал Это открытая площадка с широким горизонтом и чудным видом. Смотрите, светлые стены комнаты дают иллюзию воздуха. Впоследствии с этой площадки можно будет подняться на аэроплане А зрительный зал – не унимался Вьюнцов.
– Бездонная пропасть. Оттуда, также, как и со стороны террасы, с моря, нельзя ждать нападения зверей и туземцев. Поэтому охрану надо ставить там, около дверей коридора,
изображающего ущелье А что представляет собой самая гостиная Ее нужно отвести для починки аэроплана Где же сам аэроплан Вот он, – указал Торцов на диван. – Самое сиденье – место для пассажиров оконные драпировки – крылья. Расправьте их пошире. Стол – мотор. Прежде всего надо осмотреть двигатель. Поломка в нем значительна. Тем временем другие члены экспедиции пусть располагаются на ночлег. Вот одеяла Где Скатерти Вот консервы и бочонок свином Аркадий Николаевич указал на толстые книги,
лежащие на этажерке, и на большую вазу для цветов. – Осмотрите комнату повнимательнее,
и вы отыщете много предметов, необходимых в вашем новом быту
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
55
Работа закипела, и скоро мы начали в уютной гостиной суровую жизнь задержавшейся в горах экспедиции. Мы ориентировались в ней, приспособились. Нельзя сказать, что я поверил в превращение, – нет, я просто не замечал того, чего не надо было видеть. Нам некогда было замечать. Мы были заняты делом. Неправда вымысла заслонялась правдой нашего чувствования, физического действия и веры в них. После того как мы довольно удачно сыграли заданный экспромт, Аркадий Николаевич сказал В этом этюде мир воображения еще сильнее вошел в реальную действительность:
вымысел о катастрофе в горной местности втиснулся в гостиную. Это один из бесчисленных примеров того, как с помощью воображения можно внутренне перерождать для себя мир вещей. Его не надо отталкивать. Напротив, его следует включать в создаваемую воображением жизнь.
Такой процесс постоянно имеет место на наших интимных репетициях. В самом деле,
мы составляем из венских стульев все, что может придумать воображение автора и режиссера дома, площади, корабли, леса. При этом мы не верим в подлинность того, что венские стулья – это дерево или скала, номы верим подлинности своего отношения к подставным предметам, если бы они были деревом или скалой. 19.. г.
Урок начался с маленького введения. Аркадий Николаевич говорил До сих пор наши упражнения по развитию воображения в большей или меньшей части соприкасались то с окружающим нас миром вещей (комната, камин, дверь, то с подлинным жизненным действием (наш урок. Теперь я вывожу работу из мира вещей, окружающих нас, в область воображения. В ней мы будем также активно действовать, но лишь мысленно.
Отрешимся же отданного места, от времени, перенесемся в другую обстановку,
хорошо нам известную, и будем действовать так, как нам подскажет вымысел воображения.
Решите, куда бы вы хотели мысленно перенестись, – обратился ко мне Аркадий Николаевич Где и когда будет происходить действие В моей комнате, вечером, – заявил я Отлично, – одобрил Аркадий Николаевич. – Не знаю, как вам, но мне было бы необходимо для того, чтобы почувствовать себя в воображаемой квартире, сначала мысленно подняться по лестнице, позвонить у входной двери, словом, – совершить ряд последовательных логических действий. Подумайте о ручке двери, которую надо нажать. Вспомните, как она повертывается, как дверь отворяется и как вы входите в свою комнату. Что вы видите перед собой Прямо – шкаф, умывальник А налево Диван, стол Попробуйте пройтись по комнате и пожить в ней. Отчего вы поморщились Я нашел на столе письмо, вспомнил, что я еще на него не ответили мне стало стыдно Хорошо. По-видимому, вы теперь уже можете сказать Я есмь в своей комнате Что значит Я есмь – спрашивали ученики Я есмь на нашем языке говорит о том, что я поставил себя в центр вымышленных условий, что я чувствую себя находящимся среди них, что я существую в самой гуще воображаемой жизни, в мире воображаемых вещей и начинаю действовать от своего собственного имени, на свой страхи совесть. Теперь скажите мне, что вы хотите делать Это зависит оттого, который теперь час Логично. Условимся, что теперь одиннадцать часов вечера Это то время, когда в квартире наступает тишина, – заметил я
К. С. Станиславский. Работа актера над собой Что же вам захочется делать в этой тишине – подталкивал меня Торцов Убедиться в том, что я не комика трагик Жаль, что вы хотите так непроизводительно тратить время. Как же выбудете убеждать себя Буду играть сам для себя какую-нибудь трагическую роль, – открывал я свои тайные мечты Какую же Отелло?
– О, нет. Над Отелло больше невозможно работать в моей комнате. Там каждый уголок толкает на повторение того, что уже много разделалось раньше Так что же выбудете играть?
Я не отвечал, так как сам еще не решил вопроса Что выделаете сейчас Я осматриваю комнату. Не подскажет ли мне какой-нибудь предмет интересную тему для творчества Вот, например, я вспомнил, что за шкафом есть мрачный угол. То есть он сам по себе не мрачный, а кажется таким при вечернем освещении. Там вместо вешалки торчит крюк, словно предлагая свои услуги, чтобы повеситься. Так вот, если бы я в самом деле захотел покончить с собой, чтобы я сейчас стал делать Что же именно Конечно, прежде всего пришлось бы искать веревку или кушак, поэтому я перебираю вещи на своих полках, в ящиках Нашли Да Но оказывается, крюк прибит слишком низко. Мои ноги касаются пола Это неудобно. Ищите другой крюк Другого нет Если так, тоне лучше ли вам остаться жить Не знаю, спутался, и воображение иссякло, – признался я Потому что сам вымысел нелогичен. В природе все последовательно и логично (за отдельными исключениями, и вымысел воображения должен быть таким же. Немудрено,
что ваше воображение отказалось проводить линию без всякой логической посылки – к глупому заключению. Тем не менее, только что проделанный вами опыт мечтаний о самоубийстве выполнил то, что от него ждали он наглядно демонстрировал вам новый вид мечтания.
При этой работе воображения артист отрешается от окружающего его реального мира (в данном случае – от этой комнаты) и мысленно переносится в воображаемый (то есть в вашу квартиру. В этой воображаемой обстановке все вам знакомо, так как материал для мечтания был взят из вашего же ежедневного жизненного обихода. Это облегчило поиски вашей памяти. Но как быть, когда при мечтании имеешь дело с незнакомой жизнью Это условие создает новый вид работы воображения.
Чтоб понять ее, отрешитесь снова от окружающей вас сейчас действительности и мысленно перенеситесь в другие, незнакомые, несуществующие сейчас, но могущие существовать в реальной жизни условия. Например едва ли кто-нибудь из здесь сидящих совершал кругосветное путешествие. Но это возможно как в действительности, таки в воображении.
Эти мечтания нужно выполнять не «как-нибудь», не вообще, не приблизительно (всякое «как-нибудь», вообще, приблизительно недопустимы в искусстве, а во всех подробностях, из которых складывается всякое большое предприятие.
Во время дороги вам предстоит иметь дело с самыми разнообразными условиями, сбытом, обычаями чуждых стран и народностей. Едва ли вы найдете в своей памяти весь необходимый материал. Поэтому придется его черпать из книг, картин, снимков и иных источников, дающих знание или воспроизводящих впечатления других людей. Из этих сведений вы выясните, где именно вам придется мысленно побывать, в какое время года
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
57
месяца; где вам предстоит мысленно плыть на пароходе и где, в каких городах придется делать остановки. Там же вы получите сведения об условиях и обычаях тех или иных стран,
городов и прочее. Остальное, чего недостает для мысленного создания кругосветного путешествия, пусть творит воображение. Все эти важные данные сделают работу более обоснованной, а не беспочвенной, какой всегда бывают мечтания вообще, приводящие актера к наигрышу и ремеслу. После этой большой предварительной работы можно уже составлять маршрут и пускаться в дорогу. Не забудьте только все время быть в контакте с логикой и последовательностью. Это поможет вам приблизить зыбкую, неустойчивую мечту к незыблемой и устойчивой действительности.
Переходя к новому виду мечтания, я имею ввиду то обстоятельство, что воображению дано от природы больше возможностей, чем самой реальной действительности. В самом деле, воображение рисует то, что в реальной жизни неосуществимо. Так, например в мечте мы можем переноситься на другие планеты и похищать там сказочных красавиц мы можем сражаться и побеждать несуществующих чудовищ мы можем спускаться на дно морское и брать себе в жены водяную царицу. Попробуйте все это проделать в действительности.
Едва ли нам удастся найти в готовом виде материал для таких мечтаний. Наука, литература,
живопись, рассказы дают нам лишь намеки, толчки, точки отправления для этих мысленных экскурсий в область несбыточного. Поэтому в таких мечтаниях главная творческая работа падает на нашу фантазию. В этом случае нам еще нужнее те средства, которые приближают сказочное к действительности. Логике и последовательности, как я уже говорил, принадлежит в этой работе одно из главных мест. Они помогают приближать невозможное к вероятному. Поэтому при создании сказочного и фантастического будьте логичны и последовательны Теперь, – продолжал Аркадий Николаевич после недолгого раздумья, – я хочу объяснить вам, что теми же этюдами, которые вы уже проделали, можно пользоваться в разных комбинациях и вариациях. Так, например, вы можете сказать себе Дайка я посмотрю, как мои товарищи-ученики, во главе с Аркадием Николаевичем и Иваном Платоновичем, ведут свои школьные занятия в Крыму или на Крайнем Севере. Дайка я погляжу, как они совершают свою экспедицию на аэроплане. При этом вы отойдете мысленно в сторону и будете смотреть, как ваши товарищи жарятся на голице Крыма или мерзнут на севере, как они чинят поломанный аэроплан в горной долине или готовятся к защите от нападения зверей. В этом случае вы являетесь простым зрителем того, что рисует вам ваше воображение, и не играете никакой роли в этой воображаемой жизни.
Но вот вам захотелось самому принять участие я воображаемой экспедиции или в уроках, перенесенных на Южный берет Крыма. «Как-то я выгляжу во всех этих положениях говорите вы себе и снова отходите в сторону и видите своих товарищей-учеников и себя самого среди них на уроке в Крыму или в экспедиции. На этот раз вы тоже являетесь пассивным зрителем.
В конце концов, вам надоело смотреть на себя и захотелось действовать, для этого вы переносите в свою мечту себя и сами начинаете учиться в Крыму или на севере, а потом чините аэроплан или сторожите лагерь. Теперь в качестве действующего лица в воображаемой жизни вы уже не можете видеть себя самого, а видите то, что вас окружает, и внутренне отзываетесь на все совершающееся вокруг как подлинный участник этой жизни. В
этот момент ваших действенных мечтаний в вас создается то состояние, которое мы называем я есмь. 19.. г
К. С. Станиславский. Работа актера над собой Прислушайтесь к себе и скажите что происходит в вас, когда вы, как на последнем уроке, думаете о школьных занятиях в Крыму – спросил Аркадий Николаевич Шустова вначале сегодняшнего урока Что же во мне происходит – задумался Паша. – Мне почему-то представляется маленький, плохонький номер в гостинице, открытое окно на море, теснота, много учеников в комнате и кто-то из них проделывает упражнения для развития воображения А что происходит внутри вас, – обратился Аркадий Николаевич к Дымковой, – при мысли о той же компании учеников, перенесенных воображением на далекий север Мне представляются ледяные горы, костер, палатка, мы все в меховой одежде Таким образом, – вывел заключение Торцов, – стоит мне назначить тему для мечтания, как вы уже начинаете видеть так называемым внутренним взором соответствующие зрительные образы. Они называются на нашем актерском жаргоне
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом