Главная страница

Станиславский К. Работа актера над собой. Марии Петровне Лилиной К. С. Станиславский. Работа актера над собой 6 Предисловие 1 Мной задуман большой, многотомный труд о мастерстве актера (так называемая система Станиславского ). Изданная уже книга


Скачать 0,74 Mb.
НазваниеМарии Петровне Лилиной К. С. Станиславский. Работа актера над собой 6 Предисловие 1 Мной задуман большой, многотомный труд о мастерстве актера (так называемая система Станиславского ). Изданная уже книга
АнкорСтаниславский К. Работа актера над собой.txt
Дата01.05.2018
Размер0,74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла?art=6300082&format=a4.pdf&lfrom=241867179
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#38433
страница5 из 5
Каталогnastrojshchik_fortepiano

С этим файлом связано 82 файл(ов). Среди них: Petrushin_V_Muzykalnaya_psikhologia_2008.pdf, Bochkarev_L_L_Psikhologia_muzykalnoy_deyatelnosti.pdf, Ludwig_van_Beethoven_-_Piano_sonata_19_in_g-moll_Op_49_1.pdf, 100_velikikh_muzeev_mira.pdf, Teplov_B_M_Psikhologia_muzykalnykh_sposobnostey.pdf, G_Emelyanov_Uprazhnenia-transformery.pdf, Sergey_Prokofyev_-_Sonata_2_Op_14.pdf, Rakhmaninov__Simfonicheskie_tantsy__per_dlya_fortepiano_Kirkora. и ещё 72 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5
вúдениями внутреннего
зрения.
Если судить по собственному ощущению, то воображать, фантазировать, мечтать означает прежде всего смотреть, видеть внутренним зрением то, о чем думаешь.
А что происходило у вас внутри, когда вы мысленно собирались повеситься в темном углу вашей комнаты – обратился Аркадий Николаевич ко мне Когда я мысленно увидел знакомую обстановку, во мне возникли хорошо известные сомнения, которые я привык перерабатывать в себе в своем одиночестве.
Почувствовав в душе ноющую тоску и желая избавиться от грызущих душу сомнений,
я, от нетерпения и слабости характера, мысленно искал выхода в самоубийстве, – объяснял я с некоторым волнением Таким образом, – формулировал Аркадий Николаевич, – стоило вам увидеть внутренним взором знакомую обстановку, почувствовать ее настроение, и тотчас же в вас ожили знакомые мысли, связанные с местом действия. От мыслей родились чувство и переживания, аза ними и внутренние позывы к действию А что вы видите внутренним взором, когда вспоминаете об этюде с сумасшедшим обратился ко всем ученикам Аркадий Николаевич Я вижу малолетковскую квартиру, много молодежи, в зале – танцы, в столовой ужин. Светло, тепло, весело А там, на лестнице, у парадной двери – огромный, изможденный человек с растрепанной бородой, в больничных туфлях, в халате, прозябший и голодный говорил Шустов.
– Разве вы видите только начало этюда – спросил Аркадий Николаевич замолчавшего
Шустова.
– Нет, мне представляется еще и шкаф, который мы несли, чтоб забаррикадировать дверь. Помню еще, как я мысленно разговаривал по телефону с больницей, из которой бежал сумасшедший А еще что вы видите По правде говоря, – больше ничего Нехорошо Потому что с таким маленьким, клочковатым запасом материала ви́дений не создашь непрерывной их вереницы для всего этюда. Как же быть Надо выдумывать, досочинять то, чего не хватает, – предложил Паша Да, именно, досочинять! Так нужно всегда поступать в тех случаях, когда автор,
режиссер и другие творцы спектакля недосказали всего, что необходимо знать творящему артисту.
Нам нужна, во-первых, непрерывная линия предлагаемых обстоятельств, среди которых проходит жизнь этюда, а во-вторых, повторяю, нам нужна непрерывная вереница видений, связанных с этими предлагаемыми обстоятельствами. Короче говоря, нам
нужна непрерывная линия непростых, а иллюстрированных предлагаемых обстоятельств
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
59
Поэтому запомните хорошенько, однажды и навсегда в каждый момент вашего пребывания на подмостках, в каждый момент внешнего или внутреннего развития пьесы и ее действия артист должен видеть или то, что происходит вне его, на сцене (то есть внешние предлагаемые обстоятельства, созданные режиссером, художником и другими творцами спектакля),
или же то, что происходит внутри, в воображении самого артиста, то есть те видения, которые иллюстрируют предлагаемые обстоятельства жизни роли. Из всех этих моментов образуется то вне, то внутри нас непрерывная бесконечная вереница внутренних и внешних моментов видений, своего рода кинолента. Пока длится творчество, она безостановочно тянется, отражая на экране нашего внутреннего зрения иллюстрированные предлагаемые обстоятельства роли, среди которых живет на сцене, на свой собственный страхи совесть,
артист, исполнитель роли.
Эти ви́дения создадут внутри вас соответствующее настроение. Оно окажет воздействие на вашу душу и вызовет соответствующее переживание.
Перманентный просмотр киноленты внутренних видений, с одной стороны, удержит вас в пределах жизни пьесы, ас другой – будет постоянно и верно направлять ваше творче- ство.
Кстати, по поводу внутренних видений. Правильно ли говорить, что мы ощущаем их внутри себя Мы обладаем способностью видеть то, чего на самом деле нет, что мы себе лишь представляем. Нетрудно проверить эту нашу способность. Вот люстра. Она находится вне меня. Она есть, она существует в материальном мире. Я смотрю и чувствую, что выпускаю на нее, если так можно выразиться, щупальца моих глаз. Но вот я отвел глаза от люстры, закрыл их и хочу вновь увидеть ее – мысленно, по воспоминанию. Для этого необходимо, так сказать, втянуть в себя назад щупальца своих глаз и потом изнутри направить их не на реальный предмета на какой-то мнимый экран нашего внутреннего зрения»,
как мы называем его на своем актерском жаргоне.
Где же находится этот экран, или, вернее, где я его ощущаю – внутри или вне себя?
По моему самочувствию, он где-то вне меня, в пустом пространстве передо мною. Сама кинолента точно проходит у меня внутри, а ее отражение я вижу вне себя.
Чтобы быть до конца понятым, скажу о том же другими словами, в другой форме.
Образы наших видений возникают внутри нас, в нашем воображении, в памяти и затем уже как бы мысленно переставляются вовне нас, для нашего просмотра. Номы смотрим на эти воображаемые объекты изнутри, так сказать, не наружными, а внутренними глазами (зре- нием).
То же самое происходит ив области слуха мы слышим воображаемые звуки не наружными ушами, а внутренним слухом, но источники этих звуков в большинстве случаев мы ощущаем не внутри, а вне себя. Скажу тоже, но переверну фразу воображаемые объекты и образы рисуются нам хотя и вне нас, но все же они предварительно возникают внутри нас,
в нашем воображении и памяти.
Проверим все это на примере Названов! – обратился ко мне Аркадий Николаевич. – Помните вымою лекцию в городе ……? Видите ли вы сейчас эстраду, на которой мы оба сидели Чувствуете ли вы сейчас эти зрительные образы внутри или вне нас Я чувствую их вне себя, как и тогда в действительности, – отвечал я без раздумья А какими глазами высмотрите сейчас на воображаемую эстраду – внутренними или внешними Внутренними Только с такими оговорками и пояснениями можно принять термин внутреннее зрение К. С. Станиславский. Работа актера над собой Создать ви́дения на все моменты большой пьесы. Это страшно сложно и трудно испугался я Сложно и трудно – В наказание за эти слова потрудитесь рассказать мне всю вашу жизнь, с того момента, как вы себя помните, – неожиданно предложил мне Аркадий Нико- лаевич.
Я начал Мой отец говаривал Детство вспоминается целым десятилетием, юность – по годам, зрелость – по месяцам, а старость – по неделям. Вот и я также ощущаю свое прошлое. При этом многое из того, что запечатлелось, видится во всех мельчайших подробностях, например первые моменты, с которых начинаются воспоминания моей жизни, – качели в саду. Они пугали меня. Также четко вижу я многие эпизоды из жизни детской, в комнате матери, нянина дворе, на улице. Новый этап – отрочество – запечатлелся во мне с особой четкостью, потому что он совпал с поступлением в школу. С этого момента ви́дения иллюстрируют мне более короткие, но и более многочисленные куски жизни. Так большие этапы и отдельные эпизоды уходят в прошлое – от настоящего – длинной-длинной вереницей Ивы ее видите Что вижу Непрерывную вереницу, создающуюся из этапов и эпизодов, тянущихся через все ваше прошлое Вижу, хотя и с перерывами, – признался я Вы слышали – воскликнул победоносно Аркадий Николаевич. – В несколько минут
Названов создал киноленту всей своей жизни и не может сделать того же в жизни роли для каких-нибудь трех часов, потребных для ее передачи на спектакле Да разве я вспомнил всю жизнь Несколько ее моментов Вы прожили всю жизнь, и от нее остались воспоминания наиболее важных моментов.
Проживите всю жизнь роли, и пусть от нее тоже останутся наиболее существенные, этапные моменты. Почему же высчитаете эту работу такой трудной Да потому, что подлинная жизнь сама, естественным путем, создает киноленту видений, а в воображаемой жизни роли надо это делать самому артисту, и это очень трудно и сложно Вы сами скоро убедитесь в том, что эта работа не так сложна в действительности. Вот если бы я предложил вам провести непрерывную линию не из ви́дений внутреннего зрения,
а из ваших душевных чувствований и переживаний, то такая работа оказалась бы не только
«сложной» и трудной, но и невыполнимой Почему – не понимали ученики Да потому, что наши чувствования и переживания неуловимы, капризны, изменчивы и не поддаются закреплению, или, как мы говорим на нашем актерском жаргоне, фиксированию, или фиксажу. Зрение сговорчивее. Его образы свободнее и крепче запечатлеваются в нашей зрительной памяти и вновь воскресают в нашем представлении. Кроме того,
зрительные образы нашей мечты, несмотря на свою призрачность, все-таки реальнее, более ощутимы, более материальны (если так можно выражаться о мечте, чем представления о чувствованиях, неясно подсказываемых нам нашей эмоциональной памятью.
Пусть же более доступные и сговорчивые зрительные ви́дения помогают нам воскрешать и закреплять менее доступные, менее устойчивые душевные чувствования. Пусть кинолента ви́дений постоянно поддерживает в нас соответствующие настроения, аналогичные с пьесой. Пусть они, окутывая нас, вызывают соответствующие переживания, позывы,
стремления и самые действия. Вот для чего нам необходимы в каждой роли непростые, а иллюстрированные предлагаемые обстоятельства, – заключил Аркадий Николаевич
К. С. Станиславский. Работа актера над собой Значит, – хотел я договориться до конца, – если я создам внутри себя киноленту видений для всех моментов жизни Отелло и буду пропускать эту ленту на экране моего внутреннего зрения И если, – подхватил Аркадий Николаевич, – созданная вами иллюстрация верно отражает предлагаемые обстоятельства и магическое если бы пьесы, если последние вызывают в вас настроения и чувствования, аналогичные с таковыми же самой роли, то вы, вероятно, каждый раз будете заражаться от ваших ви́дений и правильно переживать чувствования
Отелло при каждом внутреннем просмотре киноленты Когда эта лента сделана, то пропускать ее нетрудно. Весь вопрос в том, как ее создавать не сдавался я Об этом – в следующий раз, – сказал Аркадий Николаевич, вставая и уходя из класса. 19.. г Давайте мечтать и создавать киноленты – предложил Аркадий Николаевич О чем же мы будем мечтать – спрашивали ученики Я умышленно выбираю бездейственную тему, потому что действенная сама по себе может возбудить активность, без предварительной помощи процесса мечтания. Наоборот,
малодейственная тема нуждается в усиленной предварительной работе воображения. В данный момент меня интересует не сама активность, а подготовка к ней. Вот почему я беру наименее действенную тему и предлагаю вам пожить жизнью дерева, глубоко вросшего корнями в землю Отлично Я – дерево, столетний дуб – решил Шустов. – Впрочем, хотя я это и сказал,
но мне не верится, что это может быть В таком случае, скажите себе так я – это я, но если бы я был дубом, если бы вокруг и внутри меня сложились такие-то и такие-то обстоятельства, то чтобы я стал делать помогал ему Торцов Однако, – усомнился Шустов, – как же можно действовать в бездействии, неподвижно стоя на одном месте Да, конечно, вы не можете передвигаться с одного места на другое, ходить. Но кроме этого существуют другие действия. Чтоб вызвать их, прежде всего вам надо решить, где вы находитесь В лесу, среди лугов, нагорной вершине Что вас больше взволнует, то и выбирайте.
Шустову мерещилось, что он дуб, растущий нагорной поляне, где-то около Альп.
Налево, вдали, высится замок. Кругом – широчайший простор. Далеко серебрятся снеговые цепи, а ближе – бесконечные холмы, которые кажутся сверху окаменелыми морскими волнами. Там и сям разбросаны деревушки Теперь расскажите мне, что вы видите вблизи Я вижу на самом себе густую шапку листвы, которая сильно шумит при колыхании сучьев Еще бы У вас там, наверху, часто бывает сильный ветер Я вижу на своих сучьях гнезда каких-то птиц Это хорошо при вашем одиночестве Нет, хорошего тут мало. С этими птицами трудно ужиться. Они шумят крыльями,
точат клювы омой ствол и иногда скандалят и дерутся. Это раздражает Рядом со мной течет ручей – мой лучший друг и собеседник. Он спасает меня от засухи, – фантазирует дальше Шустов.
Торцов заставил его дорисовать каждую деталь в этой воображаемой им жизни.
Затем Аркадий Николаевич обратился к Пущину, который, не прибегая к усиленной помощи воображения, выбрал самое обыденное, хорошо знакомое, что легко оживает в вос-
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
62
поминании. Воображение у него малоразвито. Он представлял себе дачу с садом в Петровском парке Что вы видите – спрашивал его Аркадий Николаевич Петровский парк Всего Петровского парка сразу не охватишь. Выберите какое-нибудь определенное место для своей дачи Ну, что вы перед собой видите Забор с решеткой Какой?
Пущин молчал Из какого материала сделан этот забор Из материала Из гнутого железа С каким рисунком Набросайте мне его.
Пущин долго водил пальцем но столу, причем видно было, что он впервые придумывал то, о чем говорил Не понимаю Нарисуйте яснее, – выжимал Торцов до конца его зрительную память Ну, хорошо Допустим, что вы это видите Теперь скажите мне, что находится за забором Проезжая дорога Кто же по ней ходит и ездит Дачники А еще Извозчикн.
– А еще Ломовые А еще кто проезжает по шоссе Верховые Может быть, велосипеды Вот, вот Велосипеды, автомобили…
Ясно было, что Пущин даже не пытался тревожить свое воображение. Какая же польза от такого пассивного мечтания, раз что за ученика работает учитель?
Я высказал свое недоумение Торцову.
– В моем методе расшевеливать воображение есть несколько моментов, которые следует отметить, – отвечал он. – Когда воображение ученика бездействует, я задаю ему простой вопрос. Нельзя жене ответить на него, раз что к вам обращаются. И ученик отвечает, иногда наобум, чтобы отвязались. Такого ответа я не принимаю, доказываю его несостоятельность. Чтобы дать более удовлетворительный ответ, ученику приходится либо тотчас же расшевелить свое воображение, заставить себя увидеть внутренним зрением то, о чем его спрашивают, либо подойти к вопросу от ума, отряда последовательных суждений. Работа воображения очень часто подготовляется и направляется такого рода сознательной, умственной деятельностью. Но вот наконец ученик что-то увидел в своей памяти или воображении:
перед ним встали определенные зрительные образы. Создали короткий момент мечтания.
После этого с помощью нового вопроса я повторяю тот же процесс. Тогда складывается второй короткий момент прозрения, потом третий. Так я поддерживаю и продлеваю его мечтание, вызывая целую серию оживающих моментов, которые в совокупности дают картину воображаемой жизни. Пусть она пока неинтересна. Хорошо уже, что она соткана из внутренних видений самого ученика. Пробудив раз воображение, он может увидеть тоже и два,
и три, и много раз. От повторения картина все больше врезывается в память, и ученик сживается с ней. Однако бывает ленивое воображение, которое не всегда отзывается даже на самые простые вопросы. Тогда преподавателю ничего не остается, как, задав вопрос, самому
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
63
подсказать ответ на него. Если предложенное учителем удовлетворяет ученика, он, принимая чужие зрительные образы, начинает – по-своему – что-то видеть. В противном случае ученик направляет подсказанное по собственному вкусу, что также заставляет его смотреть и видеть внутренним зрением. В результате и на этот раз создается какое-то подобие воображаемой жизни, сотканное частично из материала самого мечтающего Вижу, что вас мало удовлетворяет этот результат. Тем не менее и такое вымученное мечтание что-то приносит Что же именно Хотя бы то, что до мечтания вовсе не было образных представления для создаваемой жизни. Было что-то смутное, расплывчатое. А после такой работы кое-что живое намечается и определяется. Создается та почва, в которую учитель и режиссер могут бросать новые семена. Это та невидимая загрунтовка, по которой можно писать картину. Кроме того,
при моем способе сам ученик перенимает у учителя прием подстегивания своего воображения, научается будоражить его вопросами, которые подсказывает ему теперь работу его собственного ума. Образуется привычка сознательно бороться с пассивностью, вялостью своего воображения. А это уже много. 19.. г.

И сегодня Аркадий Николаевич продолжал упражнения по развитию воображения На последнем уроке, – говорил он Шустову, – вы рассказали мне, кто вы, где вы находитесь в вашей мечте и что видите вокруг себя Скажите же мне теперь, что вы слышите вашим внутренним слухом в воображаемой жизни старого дуба?
Сперва Шустов ничего не слышал. Торцов напомнил ему о возне птиц, свивших себе гнезда на сучьях дуба и прибавил Ну, а кругом, на своей горной поляне, что вы слышите?
Теперь Шустов слышал блеяние овец, мычание коров, звон колокольчиков, звук пастушьих рожков, разговор женщин, отдыхающих под дубом от тяжелой полевой работы Скажите мне теперь, когда происходит все, что вы видите и слышите, в своем воображении В какую историческую эпоху В каком веке?
Шустов выбрал эпоху феодализма Хорошо. Если так, то вы в качестве старого дуба услышите еще какие-нибудь звуки,
характерные для того времени?
Шустов, помолчав, сказал, что он слышит песни странствующего певца, миннезингера,
направляющегося на праздник в соседний замок здесь, под дубом, у ручья, он отдыхает,
умывается, переодевается в парадную одежду и готовится к выступлению. Здесь он настраивает свою арфу ив последний раз репетирует новую песню о весне, о любви, о сердечной тоске. А ночью дуб подслушивает любовное объяснение придворного с замужней дамой, их долгие поцелуи. Потом раздаются бешеные ругательства двух заклятых врагов, соперников,
лязг оружия, последний вскрик раненого. А к рассвету слышатся тревожные голоса людей,
разыскивающих тело погибшего, потом, когда они нашли его, общий гомони отдельные резкие выкрики наполняют воздух. Тело поднимают – слышны тяжелые, мерные шаги уносящих его.
Не успели мы передохнуть, как Аркадий Николаевич задал Шустову новый вопрос Почему Что почему – недоумевали мы Почему Шустов – дуб Почему он растет в средние века на горе?
Торцов придает этому вопросу большое значение. Отвечая на него, можно, по его словам, выбрать из своего воображения прошлое той жизни, которая создалась уже в мечте Почему вы одиноко растете на этой поляне
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
64
Шустов придумал следующее предположение относительно прошлого старого дуба.
Когда-то вся возвышенность была покрыта густым лесом. Но барон, владелец того замка,
который виднеется невдалеке, поту сторону долины, должен был постоянно опасаться набега со стороны воинственного феодала-соседа. Лес скрывал от глаз передвижение его войска и мог служить врагу засадой. Поэтому его свели. Оставили только могучий дуб,
потому что как раз подле него, в его тени, пробивался из-под земли ключ. Если бы ключ пересох, не стало бы итого ручья, который служит для водопоя стад барона. Новый вопрос для чего, предложенный Торцовым, опять привел нас в тупик Я понимаю ваше затруднение, так как в данном случае речь идет о дереве. Но вообще говоря, этот вопрос – для чего – имеет очень большое значение он заставляет нас уяснять цель наших стремлений, а эта цель намечает будущее и толкает к активности, к действию.
Дерево, конечно, не может ставить перед собой целей, но и оно может иметь какое-то назначение, подобие деятельности, служить чему-то. Шустов придумал такой ответ дуб является самым высоким пунктом в данной местности. Поэтому он может служить прекрасной вышкой для наблюдения за врагом-соседом. В этом смысле за деревом числятся в прошлом большие заслуги. Неудивительно поэтому, что оно пользуется исключительным почетом у обитателей замка и ближних деревень. В его честь каждую весну устраивается особый праздник. Сам феодал-барон является на этот праздники выпивает до дна огромную чашу вина. Дуб убирают цветами, поют песни и танцуют вокруг него Теперь, – сказал Торцов, – когда предлагаемые обстоятельства наметились и постепенно ожили в нашем воображении, сравним то, что было при начале нашей работы, с тем,
что стало сейчас. Прежде, когда мы знали только, что вы находитесь нагорной поляне,
ваше внутреннее ви́дение было обще, затуманено, как непроявленная пленка фотографии.
Теперь, с помощью проделанной работы, оно в значительной степени прояснилось. Вам стало понятно, когда, где, почему, для чего вы находитесь. Вы уже различаете контуры какой- тоновой, неведомой вам доселе жизни. Почувствовалась почва под ногами. Вы мысленно зажили. Но этого мало. На сцене нужно действие. Необходимо вызвать его через задачу и стремление к ней. Для этого нужны новые предлагаемые обстоятельства – с магическим
«если бы, новые волнующие вымыслы воображения.
Но Шустов не находил их Спросите себя и ответьте на вопрос искренне какое событие, какая воображаемая катастрофа могла бы вывести вас из состояния равнодушия, взволновать, испугать, обрадовать Почувствуйте себя нагорной поляне, создайте я есмь и только после этого отвечайте советовал ему Аркадий Николаевич.
Шустов старался исполнить то, что ему указывали, но ничего не мог придумать Если так, постараемся подойти к разрешению задачи косвенными путями. Но для этого ответьте прежде, на что вы больше всего чувствительны в жизни Что вас чаще всего волнует, пугает, радует Спрашиваю вас безотносительно к самой теме мечтания. Поняв вашу органическую природную склонность, нетрудно будет подвести к ней уже созданный вымысел. Итак, назовите одну из органических, наиболее типичных для вашей природы черт, свойств, интересов Меня очень волнует всякая борьба. Вас удивляет это несоответствие с моим смирным видом – сказал после некоторого раздумья Шустов.
– Вот что В таком случае неприятельский набег Войско враждебного герцога,
направляясь к владениям вашего феодала, уже поднимается на гору, где выстоите. Блестят копья на солнце, движутся метательные и стенобитные машины. Неприятель знает, что на вашу верхушку часто взбираются дозорные, чтобы следить за ним. Вас срубят и сожгут пугал Аркадий Николаевич
К. С. Станиславский. Работа актера над собой Им это не удастся – живо отозвался Шустов. – Меня не выдадут. Я нужен. Наши не дремлют. Они уже бегут сюда, а всадники скачут. Дозорные ежеминутно посылают к ним гонцов Сейчас здесь развернется бой. В вас и ваших дозорных полетит туча стрел из арбалетов, некоторые из них обернуты горящей паклей и обмазаны смолой Держитесь и решите,
пока еще не поздно, что вы стали бы делать приданных обстоятельствах, если бы все это происходило в реальной жизни?
Видно было, что Шустов внутренне метался в поисках выхода из введенного Торцовым
«если бы Что может сделать дерево для своего спасения, когда оно корнями вросло в землю и неспособно сдвинуться с места – воскликнул он с досадой на безвыходность положения С меня довольно вашего волнения. – одобрил Торцов. – Задача неразрешимая, и не наша вина, что вам дали для мечтания тему, лишенную действия Зачем же вы ее дали – недоумевали мы Пусть это докажет вам, что даже при бездейственной теме вымысел воображения способен произвести внутренний сдвиг, заволновать и вызвать живой внутренний позыв к действию. Но главным образом все наши упражнения по мечтанию должны были показать нам, как создастся материал и сами внутренние ви́дения роли, ее кинолента и что эта работа совсем не так трудна и сложна, как это представлялось вам. 19.. г.

На сегодняшнем уроке Аркадий Николаевич успел лишь объяснить нам, что воображение необходимо артисту не только для того, чтобы создавать, но и для того, чтоб обновлять уже созданное и истрепанное. Это делается с помощью введения нового вымысла или отдельных частностей, освежающих его Вы лучше поймете это на практическом примере. Возьмем хотя бы этюд, который вы, не успев доделать, уже затрепали. Я говорю об этюде с сумасшедшим. Освежите его целиком или частично новым вымыслом.
Но ни у кого из нас новый вымысел не возникал Послушайте, – сказал Торцов, – откуда вы взяли, что стоящий за дверью человек буйный сумасшедший Малолеткова вам сказала Да, она отворила дверь на лестницу и увидела бывшего жильца этой квартиры. Говорили, что его увезли в психиатрическую больницу в припадке буйного помешательства Но пока вы тут баррикадировали двери, Говорков побежал к телефону, чтобы снестись с больницей, и ему ответили, что сумасшествия и не было, а дело идет о простом припадке белой горячки, так как жилец сильно пил. Но теперь он здоров, выписался из больницы и вернулся домой. Впрочем, кто знает, может быть, справка неверна, может быть, доктора ошибаются. Чтобы вы стали делать, если бы все произошло так в действительности Малолеткова должна выйти к нему испросить, зачем он пришел, – сказал Веселов- ский.
– Страсть какая Голубчики мои, не могу, не могу Боюсь, боюсь – воскликнула Мало- леткова с испуганным лицом Пущин пойдет с вами. Он мужчина здоровый, – ободрил ее Торцов. – Раз, два, три,
начинайте! – скомандовал он, обращаясь ко всем нам. – Прицельтесь к новым обстоятельствам, прислушайтесь к позывами действуйте.
Мы разыграли этюд с подъемом, с подлинным волнением, получили одобрение Тор- цова и присутствовавшего на уроке Рахманова. Новый вариант вымысла подействовал на нас освежающе
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
66
Конец урока Торцов посвятил итогам нашей работы по развитию творческого воображения. Напомнив отдельные этапы этой работы, он заключил речь так Всякий вымысел воображения должен быть точно обоснован и крепко установлен.
Вопросы: кто, когда, где, почему, для чего, как, которые мы ставим себе, чтоб расшевелить воображение, помогают нам создавать все более и более определенную картину самой призрачной жизни. Бывают, конечно, случаи, когда она образуется сама, без помощи нашей сознательной умственной деятельности, без наводящих вопросов, а – интуитивно. Новы сами могли убедиться, что рассчитывать на активность воображения, предоставленного самому себе, нельзя даже в тех случаях, когда вам дана определенная тема для мечтаний.
Мечтать же вообще, без определенной и твердо поставленной темы, бесплодно. Однако когда подходят к созданию вымысла при помощи рассудка, очень часто в ответ на вопросы в нашем сознании возникают бледные представления мысленно создаваемой жизни. Но этого недостаточно для сценического творчества, которое требует, чтоб в человеке-артисте забурлила, в связи с вымыслом, его органическая жизнь, чтоб вся его природа отдалась роли – не только психически, но и физически. Как же быть Поставьте новый, хорошо известный вам теперь вопрос Чтобы я стал делать, если б созданный мною вымысел стал действительностью Вы уже знаете по опыту, что благодаря свойству нашей артистической природы на этот вопрос вас потянет ответить действием. Последнее является хорошим возбудителем,
подталкивающим воображение. Пусть это действие пока даже не реализуется, а остается до поры до времени неразрешенным позывом. Важно, что этот позыв вызван и ощущается нами не только психически, но и физически. Это ощущение закрепляет вымысел. Важно сознать,
что бестелесное, лишенное плотной материи мечтание обладает способностью рефлекторно вызывать подлинные действия нашей плоти и материи – тела. Эта способность играет большую роль в нашей психотехнике
К. С. Станиславский. Работа актера над собой»
67
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal,
WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом